И вновь детектив! И вновь сердце неискушенного, да и искушенного читателя трепещет в предвкушении. Ну, конечно же, ведь его ожидает увлекательная интрига, тонкий психологический анализ, позволяющий угадать в, казалось бы, заурядном персонаже жестокого преступника. А ведь детектив еще и фантастический - о детях далекого будущего, - что, несомненно, добавляет ему привлекательности. Ну и, разумеется, читателя волнует поиск истинных причин будущего преступления, для чего, как нам всем известно, нужно будет ответить на простой вопрос: "Кому выгодно?".
Так вот, ничего подобного читатель в рассказе Пересмешников "Сложная категория" не увидит. Вы спросите почему? Да потому, что его безжалостно обманули. Разоблачению этого обмана и будет посвящена данная критическая статья.
Ближе к делу
На теме рассказа - разумеется, самом преступлении - и его идее я пока останавливаться не стану. В этом рассказе тема и идея заслуживают отдельного рассмотрения и, если можно так выразиться, разоблачения. Начну с сюжета.
Сюжет рассказа достаточно прост. Главный герой - молодой человек накануне своего шестнадцатилетия, которое в будущем является моментом гражданского совершеннолетия. У него, казалось бы, есть все: любящие родители и младший брат, очаровательная подружка, со страстных объятий которой собственно и начинается рассказ и на которой ГГ собирается вскорости жениться. Ему даже предстоит получить немалое наследство, завещанное кем-то из богатых родственников. И вот накануне дня рождения он получает предсказалку, в которой черным по белому написано, что кроме всех прочих радостей его в ближайшем будущем ожидает встреча с преступлением. Вероятность - 85%.. Бедняга терзается догадками - ведь он никому не сделал зла, да и врагов не имеет. Выйдя на прогулку с подружкой, он встречает сверхдоброжелательного работника полиции, префета, который угощает детишек ужином, выспрашивает у ГГ содержание предсказания и вообще разыгрывает из себя доброго дядюшку - но не особо обнадеживает: предсказания - дело серьезное. Еще более встревоженный герой возвращается домой, и в темной комнате замечает поджидающих его преступников. И тут происходит страшное! Как говорится, сюжет, конечно, интересный. Но если читатель ждет от меня немедленного пересказа кульминации, финала, и следующих отсюда оргвыводов, то он ошибается - ведь мне надо еще рассказать о плюсах и минусах произведения, о главных героях, и, главное, мне спешить некуда - меня ведь тоже обманули!
Плюсы
Плюсы у рассказа несомненно есть. Читается он легко и с интересом. Также, у меня лично никаких претензий к языку и стилю авторов не имеется. Можно отметить прекрасные описания, даже, насколько помнится, эротические сцены, достаточно хорошо обрисованы и характеры главных героев. Мы видим именно то, что видим: молодых неискушенных ребят, с обычными для их возраста интересами и представлениями о жизни, причем, что самое главное, авторы весьма убедительно показывают, что никаких предпосылок к совершению преступления ни у кого из героев в характере нет - что, разумеется, делает интригу еще более увлекательной.
Минусы
А вот в минусы рассказа мне, к сожалению, придется записать и тему и идею. Не потому что их нет, а потому что их слишком много. Вернее, потому, что у меня находится слишком много вариантов, которые могли бы их объяснить в том виде, в каком они представлены в рассказе. К минусам можно отнести и не слишком приятное послевкусие от бессмысленности происходящего, которое остается после прочтения рассказа в его нынешнем виде.
Итак, для перехода к теме, продолжим нашу борьбу с сюжетом, где герой, наивный юноша, заметив в темноте трех (!) гипотетических преступников, ничтоже сумняшеся, хватает бейсбольную биту своего братца, и одним мощным ударом убивает всех троих наповал, причем так, что они даже ничего не успевают пискнуть в ответ. Так сказать "одним махом семерых убивахом" - что иначе как логическим ляпом не назовешь.
И только вовремя подоспевший старый знакомый префект сообщает ГГ, что он, оказывается, убил своих родителей и любимого брата. Дальше, как водится, слезы подруги - "Ну как ты мог!", страдания главного героя: "Я не виноват, я не хотел!" и глубокомысленная фраза старого шерифа:
"Предсказательная система не ошибается, пан Стоповски. Она всегда указывает на преступника. Её единственный недостаток - она не может с абсолютной точностью сказать, что совершит преступник и, главное, как в вашем случае, захочет ли он это совершить. Поэтому это самая сложная категория преступлений".
И все! Рассказ был написан именно для этой фразы. И вот, прочитав эту, с позволения сказать, мораль, задумчивый читатель (критик) пытается сформулировать тему, выдавая варианты народной мудрости по мере того, как они приходят в голову:
Все под богом ходим? От сумы и от тюрьмы не зарекайся? От судьбы не уйдешь? Предсказатель всегда прав?
Невольно вспоминается забавный роман Кира Булычева, где знаменитый предсказатель, гордившийся точностью своих прогнозов, в том случае, если его предсказания не сбывались, содействовал их исполнению. В частности, предсказав смерть клиента, обязательно находил время его убить.
Однако, читатель уже понял, что его обманули, потому что в рассказе из объяснений нет даже этого, да и преступления не было - в описанном виде оно просто не могло произойти. Растерянный, он вновь возвращается к началу и начинает размышлять и проводить собственное расследование.
Расследование:
Понятно, что главный герой не виноват: авторы нас убедили, что мальчик не преступник. Так, значит, кто-то спровоцировал это преступление, кто-то подсунул ему предсказание, подтасовал факты так, чтобы заставить его убить. И кто этот негодяй? Кто вообще это может быть?
Будем рассуждать логически. Выбор невелик: поскольку семья ГГ становится жертвой, то остаются только двое, префект и подружка героя - так сказать, два ружья, которые присутствуют в тексте с самого начала, но пока еще никак не выстрелили. И если у подружки нет никаких поводов для убийства - кроме наследства, которое ей все равно не достанется, иначе авторы бы нам об этом сказали (хотя, немного узнав авторов, и в этом начинаешь сомневаться), то у префекта этих поводов, как минимум два:
--
Наверняка, у него больше возможностей присвоить себе наследство убитой семьи, если удастся посадить мальчишку в тюрьму за непредумышленное убийство.
--
Судя по его последним словам, префект ярый сторонник и фанат предсказаний, свято в них верящий, а может быть и имеющий возможность поучаствовать в их фабрикации. Этим-то и объясняется его первоначальная любезность по отношению к ребятам, можно сказать, поощрение ГГ к совершению преступления, и торжествующее появление в момент трагического финала. Опять же весьма странная финальная фраза. Ведь так?
Это значит, что преступник обнаружен. И тут торжествующий читатель, который совсем уже было собрался кричать "Ура!", внезапно вспоминает об авторах. Ведь если истинный преступник, действительно, префект, то почему авторы об этом умалчивают? Где финал? Где разгадка и разоблачение негодяя?
Эпилог
Ничего этого нет, и несчастный читатель, также как и я, несчастный критик, понимает в чем, собственно, суть обмана - рассказ элементарно не дописан. Можно сказать, он оборван на полуслове. Потому что, если его рассматривать в настоящем виде с теми характерами и мотивациями, которые в нем присутствуют, тогда в нем можно найти только одну тему и идею - с героем в рассказе происходит то, что хочется авторам и потому, что этого хочется авторам.
В заключение хочу пожелать писателям придумать хоть какое-нибудь достойное объяснение тому, что шестнадцатилетний подросток одним ударом убивает трех человек, двое из которых взрослые, подумать над поведением жертв, просидевших несколько часов в полной темноте и неподвижности в ожидании именинника, и, разумеется, дописать этот увлекательный рассказ. И, конечно, дальнейших творческих успехов!