Кржек Вацлав : другие произведения.

Биографический альбом Вацлава Кржека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Биографический альбом..." предназначен для пояснений некоторых событий, описанных в "Хрономалии профессора Кржека", которые могут показаться читателю не имеющими связи с основным повествованием.

  Биографический альбом Вацлава Кржека
  
  Часть первая. Его жизнь в Праге
  
  Пан Венцеслав (Вацлав) Кржек родился в 1839 году, в Праге, в Богемии. Осталось очень мало материалов о его детстве, в основном, это воспоминания и записи, сделанные уже в более позднее время. Будучи очень любознательным, маленький Вацек много читал, и благодаря богатой семейной библиотеке, честь создания которой принадлежит его деду*, его кругозор был гораздо шире, чем у детей его возраста. Ему было скучно и неинтересно со своими одногодками, что рождало непонимание со стороны сверстников. Сам Вацек не стремился к компаниям, уединение больше было ему по душе. Его очень интересовала археология, и так же сильно привлекало таинственное и загадочное электричество. Ещё не будучи студентом, он читал труды Майкла Фарадея и внимательно следил за работами Джеймса Максвелла. Живой практический интерес составляла и механика. Вацлав самостоятельно изучил устройство первого парового автомобиля Оливера Эванса. Благодаря усилиям отца*, в подвале их дома была оборудована превосходная мастерская, и продолжая собирать новейшие инструменты, молодой пан Вацлав приобрел токарный станок Генри Модсли, на котором научился виртуозно работать. Это, кстати сказать, позволило ему внести ряд усовершенствований и в сам токарный станок, что впоследствии пригодилось при изготовлении собственного оборудования для экспериментов. Серьёзный молодой человек был молчалив, и занимаясь науками, тем не менее, душой был предан искусствам, из которых выказывал огромное пристрастие к музыке. Хорошо знакомый с произведениями Баха и Моцарта, Вацлав Кржек был знаком и с сочинениями Фридриха Сметаны. Сметана, возвратившись из Австрии на родину, в Богемию, изменил имя на чешское - Бедржих и своим пером буквально возродил национальную чешскую музыку. Как-то на одном из музыкальных вечеров у Сметаны, пан Кржек познакомился с молодым Антонином Дворжаком, которому мэтр прочил великую будущность. Как позже писал сам пан профессор, музыка "всегда будоражила чувства и производила на меня глубочайшее впечатление". Это было одно из редких публичных его высказываний о себе, так как по большому счету Вацлав Кржек имел скрытный характер и представить его внутренний мир можно только очень приблизительно. Некоторая ясность его устремлений появляется во время учебы в Пражском Карлово-Фердинандском университете, когда начинают публиковаться его первые работы по теологии и философии, хотя, как он сам впоследствии отметил в дневнике: - "Философия меня привлекала мало, из-за надуманности многих теорий и чрезмерной отвлеченности доктрин. Я же стремился к однозначности понятий. Ясно, что это был юношеский максимализм, сейчас я более склонен к компромиссам и обтекаемым определениям, понимая глубину и многозначность жизни". В университете Вацлав Кржек знакомится с сербом Никола Тесла, который обладает острым умом, парадоксальностью суждений и неординарным подходом к общепринятым установившимся суждениям. Знания Вацлава в давно манящей его области электричества значительно обогащаются благодаря общению с Тесла. Они занимаются глубоким изучением явления только что открытой электромагнитной индукции и вместе жадно следят за новейшими изобретениями, приходящими из-за океана. Они пытаются применять электричество везде, где только можно. К годам учёбы относится рождение у Никола Теслы идеи и создание первого образца действующего трансформатора.
  ******************************************************************
  Чудом сохранился фотографический отпечаток 1865 года, созданный как результат успешного опыта в университетской лаборатории. Это изображение университетской команды. Вацлав крайний слева в первом ряду. Во втором ряду в середине Януш Раковиц, друг и человек, удивительно преданный медицине.
  ******************************************************************
  В 1865 году, Вацлав став магистром, получил аспирантуру на факультета теологии, в это время написан его первый значительный труд "О совместимости предопределенного или предопределенность исходов", опубликованный в следующем 1866 году.
   Вацлав со своим приятелем Янеком Раковицем любил совершая конные прогулки забираться черт знает куда. Как-то случай занёс их на Капланку. Вацлаву очень понравились вольные сельские просторы. Видимо тогда и появилось желание при удачном стечении обстоятельств приобрести здесь поместье.
   В 1866 году Вацлав неожиданно женился на девице Мардж*, за которой долго и. по его мнению, безнадёжно ухаживал. История его женитьбы, сама по себе очень странная, объясняет многие события в личной жизни и перемены в характере, случившиеся впоследствии. "Эта неправдоподобная сумасшедшая безответная любовь и тяжелая черная ревность сожгли часть моей души и истощили меня. К счастью я не потерял способность чувствовать и умения собирать ощущения" - записал впоследствии в дневнике пан Вацлав. Его семейная жизнь не принесла желаемого единения супругов. Разных темпераментов, увлечений и взглядов на жизнь, они так и не стали ни друзьями, ни единомышленниками, а любовниками не были с самого начала. Размышляя о своей жизни, пан Вацлав пришел к выводу, что женитьба оказалась лишь неожиданным и нелепым результатом его собственной настойчивости. Он всю жизнь не мог понять, почему Мардж не любя, и понимая, что он - чужой ей человек, всё-таки вышла за него замуж... Тем не менее, устроенный быт позволил им жить порознь, не нарушая священных уз брака. "Это была ловушка, в которую я сам себя загнал и крепко, навсегда, захлопнул её дверь" - написал он, будучи уже зрелым, умудренным опытом человеком.
  ******************************************************************
  Период с 1866 по 1880 года стал наиболее творчески плодотворным временем в его жизни. Серия трудов по теологии и физике, прикладные работы по механике и электричеству сделали имя и принесли уважение пану Кржеку в осведомленных кругах. Параллельно с профессурой он занят исследованиями геопаталогий и хрономальных явлений. Начат фундаментальный труд по геомагнитным хрономалиям, где излагаются общие основы его теории и формируются следствия частного характера. Сопоставительный анализ событий, позволяет ему сделать невероятное предположение о существовании искусственно ограниченных информационных сред. Он вводит понятие информационного тьюбинга, которое с развитием теории уточняется важным дополнением - "хрональный". По мнению профессора Кржека "хронально информационные тьюбинги" некоторым образом расположены в пространстве, что позволяет сделать заключение о различных их ориентациях друг относительно друга. Это заключение, в свою очередь, позволяет объяснить как существование параллельных хрональных информационных массивов, то есть миров, так и виды движений потока хрономов, то есть парадоксы течения времени. Значительное место в его трудах того времени уделяется описанию явлений, сопутствующих каждому виду хрономалий.
  Полезным и интересным оказалось для него участие в строительстве Каменного моста в 1876 году. Мост соединил Нове Место и Смихов, что конечно было очень удобным.
  Увлеченного работой Вацлава Кржека не оставляет его детское пристрастие к археологии. Время, отведенное для досуга он проводит в Вышеградском Замке. Посмеиваясь над своим страстным мальчишеским желанием найти "сокровища" он, просматривая неразобранные летописи, неожиданно сталкивается с несколькими записями об исчезнувшей части драгоценностей Крока, отца принцессы Либуше, значительно преумноженных династией Пршемыслей. Сделав себе заметку, профессор поставил несколько знаков вопроса. С одной стороны, имелось почти явное указание на то, что драгоценности остались где-то в замке, с другой, пану Вацлаву было прекрасно известно, что прошедшие семь веков поисков утраченных ценностей не принесли особых результатов. Тщательно перерисовывая в тетрадь интерьеры королевских покоев, украшенные щитами, он решил обязательно разобраться в правдивости летописного сказания. Стараясь держаться и в курсе мировых археологических событий, профессор в 1882 году становится акционером только что созданной компании "Амазония Кевейрос", ведущей раскопки недавно открытого древнего поселения на левом берегу Амазонки. Раскопки и сделанные там находки имеют шумный успех, акции компании стремительно растут, и благодаря доходу от них, Вацлав Кржек начинает переоборудование лаборатории новейшими научными инструментами. В 1884 году происходит целый ряд важных событий в жизни пана Вацлава. Выписанные в самом начале года, приходят новейшие фотографический и синематографический аппараты, с которыми он экспериментирует в лаборатории на Градчанах. Тогда же, он приступает к сборке первого хронального генератора. В мае, На Рейдиште, площади перед новым дворцом, он становится свидетелем несчастья с бродячими артистами Фон Рухенваальд, в результате, в его жизни появляется Абигейл Розенталь, которая впоследствие становится приемной дочерью. Акции "Амазония Кевейрос" продолжают расти как на дрожжах, и в июле 1884 года Вацлав, вкладывая полученную прибыль, покупает дом на Тройцкой рядом с костелом, осенью - поместье на Капланке.
  ******************************************************************
  На одном из очень редких фотографических отпечатков, дошедших до нас запечалена компания, вместе больше никогда не собиравшаяся, хотя пан Йозеф Штыц уже тогда, судя по всему, встречался с Марженкой. Насколько можно судить - это 1886 год. После неудач с первыми моделями генератора, Вацлав изготовил "усовершенствованный соленоид Кржека" и начал собирать большую экспериментальную установку. Тогда-то он и отпустил усы. Молоденькая пани за его левым плечом - Юстыся (Жюстина) Подрица, её появление рядом с паном Вацлавом на этой картине неслучайно*.
  ******************************************************************
  В 1889 году пан Кржек отметил свой пятидесятый день рождения. Этот год принес ему новое знакомство - с 32 летним Сигизмундом Шломо Фрейдом. Пан Вацлав был глубоко впечатлен и полностью очарован его удивительной теорией. После нескольких бесед, Сигизмунд, который на 18 лет младше Вацлава уже называл его на "ты", а Вацлав рискнул поделиться с Сигизмундом некоторыми глубоко личными ощущениями и нашел не только полное понимание, но сочувствие и ответную откровенность со стороны Фрейда. У них завязалась дружба, того редкого свойства, которое проявляется лишь у людей одинаковой душевной организации и темперамента. Получив от Сигизмунда письмо, с описанием сильного душевного волнения, почти потрясения, которое Фрейд испытал, слушая музыку молодого, но уже известного Антонина Дворжака, пан Кржек прослезился, и на волне подъема чувств, написал в ответ длинное проникновенное письмо. В завязавшейся оживленной переписке возникли хорошо продуманные определения, в дальнейшем использованные с согласия пана Кржека Фрейдом. Зная пристрастие Сигизмунда к хорошему табаку и скульптуре, пан Вацлав частенько посылал ему коллекционный табак и сигары. Когда были найдены первые скульптурные изображения при раскопках на Амазонке, одна из самых красивых вещиц также оказалась в коллекции Фрейда. Это была известная золотая Афродита Муисская*.
  Рождество 1889 года оказалось на редкость сырым и слякотным, а наступивший новый 1890 год в течение всего января был хмурым и очень пасмурным. Средняя температура держалась около нуля Цельсия и шел мокрый снег с дождём. В феврале, после шестилетних опытов, профессор Кржек собирает очень мощную Вольтову батарею и вносит существенные изменения в конструкцию соленоида. Новый аппарат, позволяет провести первый успешный эксперимент, в результате которого получена "капсула Вейника". Следующие шаги дают возможность сделать стремительный прогресс. Углубление "теории Кржека" приводит к появлению классификации хрономных тьюбингов, получивших названия "Параллельная хрономалия Кржека", "Угловая хрономалия Кржека" и "Перпендикулярная хрономалия Кржека". Уже в марте, по чертежам Альберта Вейника, пан Кржек собирает два новых хрональных генератора. Используя опыт Эдисона по откачке воздуха, и изучив двухэлектродные приборы Гутри, он изобретает вакуумную лампу с тремя электродами и собственноручно её изготавливает. Лампа позволяет усиливать токи и создавать ударный импульс огромной мощности. Он придумывает использовать для намотки катушек тонкую медную трубку, чтобы пропуская внутри холодную воду лучше охлаждать соленоид во время ударного импульса. Совершенствуя свои хрональные генераторы, он придумывает как изменять состояние работающего генератора, путем ввода приказов, или "деклараций", как он их называет, печатаемых на бумажной ленте с помощью клавишной машины. Затем он заказывает в мастерской "Блажичек и Козюлька" специальные часовые механизмы для включения и выключения установок. Один генератор он размещает в лаборатории на Градчанах, второй - в подвале дома на Тройцкой. Хмурая зима 1890 года сменяется прохладной неуютной весной. Пан Вацлав неоднократно замечал, что именно весна, несмотря на сопутствующий упадок физических сил, вызывает необычайный творческий подъем. В это время к нему приходят великолепные идеи, остроумные решения и вообще предвкушение лета действует на него вдохновляюще. Вот и теперь, весной 1890 года, почти полтора месяца не выходя из дому, он провел серию опытов, в ходе которых в лаборатории, получил свои лептонные фантомы, а запуская генератор с помощью часового механизма в подвале на Тройцкой ему удается успешно перемещать своих лептонных двойников в места с заранее заданными координатами. Успех опытов рождает у него великолепную идею*. В конце мая, пан Вацлав, наконец, после длительных розысков, получает сведения о банде Романека - разбойника и убийцы, погубившего дядю и тётю Абигейл и ранее послужившего причиной несчастия с самой девушкой. Прорва воды, почти постоянно падающая с неба*, мешают ему тут же заняться воплощением задуманного плана мести, но он, используя это время, продолжает работу в лаборатории. Пришедшее лето тоже оказалось дождливым. В десятых числах июня, в доме на Тройцкой он приступает к серии опытов с параллельными хрономалиями. В один из редких в этом году солнечных дней, прогуливаясь за скотным торгом по Карловой площади под раскидистым платаном*, он видит ставший популярным у пражан аттракцион "Живые картины* Адара Шени", который представляют артистки Ханна и Марыся. Пан Кржек восхищен девушками. Его воображение разыгрывается, первоначальная идея развивается и перерастает в план дерзкого и довольно забавного эксперимента. Подогреваемый сильнейшим внутренним чувством, он начинает подготовку к нему. Будучи остроумным изобретателем и большим любителем мистификаций, Вацлав несколько раз посещает лечебницу для глухонемых в Фаустовом Доме и откупает до осени закрытое, заброшенное правое крыло, в котором еще сам Младота устроил "Райский Сад"*. Там производятся точные замеры, расчеты и делаются необходимые приготовления. Это занимает почти три недели, но чтобы задуманное удалось, ему необходима большая аккуратность, достоверность и определенное настроение. В первой половине июля, когда всё готово для эксперимента, неожиданное событие нарушает планы пана профессора. Он получает новые сведения о том, где собирается банда Романека. Не откладывая дела дальше, он решает поквитаться с разбойниками и засадить их за решетку. Но всё происходит не совсем так, как он задумывал. В результате погони, пан профессор оказывается в Пражских катакомбах, где чуть не погибает сам, но спасает Жужу Маковицу.
  Дожди в Праге продолжаются и пан Вацлав, понимая, что под дождем Адар Шени свои "Живые картины" не показывает, терпеливо ждет, когда погода подарит солнечный день. Он ставит один за другим несколько удачных опытов со своими фантомами, не подозревая, что Жужа, которую он поселил во флигеле дома на Тройцкой кое-что замечает... Наконец, в конце июля, небо над Прагой ненадолго очищается и жаркое летнее солнце тут же пользуется этим, чтобы порадовать и согреть пражан. Адар Шени со своим аттракционом незамедляет появиться на привычном месте на Карловой площади, где у "Живых картин" разыгрывается неожиданный спектакль, и Вацлав Кржек, в обличьи английского путешественника Чарльза Уилларда, приглашает к себе в дом на Тройцкой папашу Шени, Ханну и Марысю. Он предлагает, чтобы девушки показали только для него одного несколько картин из "Ветхого Завета" у него в доме, за что будет щедро заплачено. Папаша Шени жадно хватается за это предложение. На следующий день, когда девушки приходят показывать "Живые картины", он, используя часовой механизм, включающий хрональный генератор, создаёт параллельную хрономалию, и перемещает лептонные фантомы девушек и самого себя в рассчитанную точку абсолютного времени. Поток хрономов относительного времени создает два параллельных вектора соединяющих топографические координаты особняка на Тройцкой и дома купца Младоты. Эксперимент блестяще удается, но при вводе координат, профессор, по рассеянности пользуется записями, относящимися к расположению другого места. Обратный хрональный перенос возвращает профессора, Ханну и Марысю не в зал дома на Тройцкой, а в лабораторию дома на Градчанах. По счастливой случайности, пани Агнешки в тот момент нет дома и профессор, расплатившись с удивленными девушками, обещает пригласить их снова. Он торопливо выпроваживает их, и наняв экипаж отправляет домой.
  Размышляя о допущенной ошибке, профессор обнаруживает удивительный парадокс - ошибка должна была быть смертельной, так как лептонные фантомы оказались не в точке энергетического минимума, где находились "действительные" физические оригиналы! Некоторое время он мучительно ищет ответ на кажущееся необъяснимым спасение, и затем приходит к выводу, что при параллельном возврате созданный лептонный фантом является единственным "действительным" физическом оригиналом. В этих обстоятельствах его эксперимент предстает под совсем иным углом зрения*.
   *профессор первоначально искренне полагал, что всё, что произошло в доме Младоты - некая фантастическая сказка, которой в этом мире и времени не было, как не было в этом мире и лептонных двойников его самого и девушек. Чувства и физические ощущения, оставшиеся в памяти он относил к "духовному" участию единого сознания его неисчислимых фантомов при их переносе в параллельном хрономно-информационном тьюбинге. Поэтому выводы о единственности его двух действительных физических оригиналов, принявших самое активное участие в эксперименте, всколыхнули самые глубокие слои его натуры. Запершись в своем кабинете Вацлав Кржек странно улыбаясь обдумывал неожиданно открывающиеся возможности.
  На следующий день профессор снова посещает дом Младоты и забирает из "Райского сада" все автоматически сработавшие аппараты Марея и увозит в дом на Тройцкой. Обрабатывая результаты эксперимента, пан Вацлав проявляет все фотографические пластинки отснятые в "Райском саду" и отбирает особенно удачные. Он долго разглядывает негативные изображения и к нему приходит озорная мысль. Он решает сделать ловкую мистификацию и подарить готовые отпечатки Ханне и Марысе. Он посылает Жужу за необходимыми химическими препаратами в аптеку* и принимается за работу.
  Обработанные фотографические отпечатки он вкладывает в конверт, чтобы при следующем случае подложить его Ханне в короб с гримом. С конвертом, небрежно сунутым в карман сюртука он заглядывает во флигель, где теперь постоянно живет Жужа. Вечером он возвращается в дом на Градчанах, незамечая, что конверта в кармане сюртука уже нет. Он его выронил во флигеле у Жужи.
  На следующее утро погода портится, снова идет дождь. К пану Вацлаву заезжает его хороший знакомый - литератор пан Йозеф Штыц, которому пан профессор читает шутливую лекцию, излагая свою "Колбасную теорию" ограниченных хронально-информационных пространств.
  Пока идут дожди, профессор не торопится снова приглашать Ханну и Марысю. Теперь у него есть новая идея. Вдохновленный удачей, учитывая неожиданные результаты опыта и допущенную ошибку, пан профессор принимается за подготовку следующего опыта. Ему необходимо тщательно продумать все детали эксперимента. В этот раз, при угловом хрональном переносе, или "Угловой хрономалии Кржека" у него будет больше времени и возможностей. Используя наблюдения, сделанные в ходе первого опыта, профессор делает предположения о возможности переноса хрональным веществом различных видов материи. Для проведения второго опыта пану профессору необходимо наблюдать за ходом эксперимента со стороны. Сгорая от нетерпения, он срочно разыскивает пана Штыца и делает его участником опыта. Полученные результаты ошеломляют, но для полного успеха необходима ещё хотя бы дюжина опытов и профессор тщательно разрабатывает план их проведения, стараясь учесть все мелочи. В это время посыльный доставляет ему записку от комиссара Карвоваго, где сообщается, что в результате полицейской облавы захвачен Романек-главарь банды, погубившей семью старика Розенталя. Решив покончить с бандитом раз и навсегда, профессор решается на очень опасный эксперимент. Попросив пана Збигнева показать, где содержится Романек, якобы для того, чтобы убедиться, надежно ли он упрятан за решетку, пан Кржек узнает расположение камеры Романека и рассчитывает её координаты. Запустив с помощью часового механизма хрональный генератор, он создает "Перпендикулярную хрономалию" и пересекает хрональным тюбингом текущего времени хрональный тюбинг камеры Романека под прямым углом. И в этот раз результат подтверждает основные положения теории углового переноса, но открывает и неприятные особенности, сопровождающие хрономалию этого вида. Это оказывается чрезвычайно болезненная операция, кроме того, не зная особенностей хронального переноса, пан профессор попытался перенести приготовленный яд, но оказавшись в камере Романека он обнаружил себя совершенно голым, а стеклянный пузырек, где был яд - лопнувшим и оплавившимся! Перпендикулярная хрономалия оказалась даже более странной, чем параллельная. Пан Кржек оказался в застывшем мире, где даже капли дождя за решеткой камеры неподвижно висели в воздухе, а башмак Романека брошенный в крысу и сама подпрыгнувшая крыса, были словно подвешенными на невидимых нитях и не думали падать на каменный пол... Фантастическая картина, раскалывающаяся от боли голова, лопнувший пузырек с ядом и жажда мести заставили пана Вацлава собрав всю волю поступить решительно и жестоко, чтобы наказать негодяя...
  Совершившийся обратный перенос и полученные результаты опасного опыта позволили профессору сделать некоторые выводы о свойствах открытых им хрономалий. Чтобы сделать опыты более безопасными, пан Кржек решает переместить генератор в специально оборудованное помещение под домом, а для хрономного переноса он придумывает специальный костюм из кожи, полагая, что от плотности материала зависит его способность сохраняться по время действия сильных магнитных полей. Он приглашает Марека Гавелку, чтобы тот помог демонтировать и перенести части генератора вниз. За день это им удается сделать. На возвращающегося вечером домой Марека налетает чья-то карета, от удара он теряет сознание и его отбрасывает в кусты.
   Неожиданный крах компании "Амазония Кевейрос" и погашение в конце августа 1890 года Чешским Банком векселей Хорхе Кевейроса со счета профессора Кржека, разрушают планы исследований "Хрономалий Кржека", требующих значительных средств. Это заставляет пана Вацлава срочно изыскивать способы поправки своего финансового состояния. Деятельный и склонный к авантюрам ум, а также проведенный с участием пана Штыца опыт, подсказывают ему неожиданное и чрезвычайно опасное предприятие. Он возвращается к Вышеградской летописи жизнеописания герцогов Пршемыслей до начала правления первого короля Богемии Вратислава II. В жизнеописании была изложена легенда о принцессе Либуше и принце Пршемысле, избранном ею в мужья, правда, аккуратное и внимательное отношение к историческим документам, а также кропотливые поиски позволили профессору сделать важное дополнение к известной всем истории. Возвращаясь к восьмому веку и правлению Крока, отца Либуше, летописец неоднократно подробно описывал сокровища Крока, преумноженные Пршемыслями. В более поздних записях все упоминания о сокровищах неожиданно прекращались. Найденные самим профессором документы были составлены позже и относились уже к строительству Пражского замка. В них ему встретился пересказ истории плененного иноземца, побывавшего в зале принцессы Либуши, где он говорил и о пещерах Вышеградской крепости, "хранящих тайны Пршемыслей". Третий документ воспроизводил легенду, о благородном Горимире, приговоренном к смерти. Согласно обычаю, Горимиру было позволено перед смертью последний раз сесть верхом на своего белоснежного коня Шемика и объехать один раз вокруг Вышеградского замка. Зная храбрость и ловкость Горимира, дабы избежать неожиданностей, охране было приказано закрыть все ворота и быть начеку. Но отчаянный парень, сделав круг по площади что-то прошептал на ухо коню и тот, совершив чудесный прыжок перенес хозяина на другой берег Влтавы. Это подвиг стоил чудесному животному жизни. Умирая, конь обратился к Горимиру с человеческой речью и попросил его похоронить в "скрытом месте", что Горимир конечно выполнил. Пану Вацлаву в этой истории наиболее примечательной показалась последняя фраза, которая сообщала, могила Шемика исчезла в Вышеградских горах, "как исчезли все сокровища Пршемыслей". Сказание гласило, что "драгоценный Шемик" будет спать до тех пор, пока хозяину снова не понадобится его помощь. Средневековая Богемия хронит много тайн, подумал тогда пан Вацлав, но внутри у него появилось живое ощущение, что перед ним приоткрылась дверь герцогской сокровищницы. Эпитет "драгоценный", по отношению пусть даже к волшебному коню, показался неуместным. Правда... Обдумывая, что бы это могло значить, пан профессор предположил, не скрытое ли это указание на спрятанные в Вышеграде сокровища. Сделанная в его тетради копия с рисунка одного из королевских покоев, украшенных щитами, приведенного в летописи вызывала какое-то смутное беспокойство, но... Открытие "Хрономалии..." заставило профессора отвлечься от увлекательных поисков легендарных сокровищ в пользу научных изысканий. Теперь, когда отсутствие средств могло повлиять не только на возможность продолжения работы, но на само саму жизнь пана Вацлава и людей, о которых он считал своей обязанностью заботиться, решение было подсказано самими обстоятельствами. Пан профессор решает, во что бы то ни стало, разыскать сокровища Пршемыслей и таким образом поправить свои дела. Понимая, что очень рискует, профессор Кржек производит расчет "Угловой хрономалии", которая позволит ему пересечь информационный тьюбинг 1140 года в топографических координатах Вышеградского холма. Для расчетов используется самостоятельно изготовленная карта, в которой он постарался учесть изменения, произошедшие при строительстве Вышеградской крепости в 1654 году и при сооружении мощных насыпей и северных казематов в 1742 году. У него совсем не остается времени для проверки расчетов и всех предположений о принципах углового хронального переноса. Перед самым экспериментом профессор отдает распоряжения Ежи Франтику об оплате векселей, делает срочные заказы и спешно готовится к опыту, который должен поправить его финансовое положение. Чтобы избежать непредвиденных помех, он переезжает в особняк на Тройцкой, отправляет Абигейл в остающийся в его владении хозяйский дом поместья на Капланке, а дом на Градчанах закрывает, сообщив, что отбывает в Австрию и вернется через две недели.
   В понедельник, первого сентября, выглянув в окно, впервые радуясь плохой погоде и дружески подмигнув прохудившемуся, непрерывно льющему вниз воду небу, пан профессор спускается в подвал, где подземный ход соединяет дом с флигелем. В середине хода, рядом с ледником он отпирает замок и входит во второе из двух подземных помещений. Там стоит полностью готовый к работе хрональный генератор. Профессор занимается Вольтовой батареей*. Он заливает во все фарфоровые сосуды свежий электролитический раствор, зачищает медные контакты и проверяет - хорошо ли подсоединены провода. Также проверен часовой механизм и включатели. Затем часовой механизм устанавливается на каменной тумбе, чтобы избежать помех. Еще раз внимательно всё проверив, профессор Кржек открывает единственный шкаф в подземной комнате и извлекает бутыль с хлороформом, большой кожанный мешок, фетровую шляпу, удобные башмаки и квадратную флягу с водой. Он неспеша полностью раздевается и развязав крепкий ремешок, стягивающий мешок, достает из него другую одежду. Это плотное шелковое нижнее бельё и костюм, сшитый полностью из тонкой, хорошо выделанной кожи. Облачившись, профессор поливает водой фетровую шляпу, крепко нахлобучивает её на голову, заводит хронометр и включает его. Затем смачивает полотенце хлороформом, ложится на деревянную лавку прицепляет мешок к поясу и накладывает полотенце на лицо. Последнее, что запоминается в этом мире профессору пражского университета Вацлаву Кржеку - мерно щелкающий часовой механизм.
  
  Часть вторая. Угловая хрономалия Кржека
  
  Угловой хрональный перенос, несмотря на сильные ощущения, происходит успешно. Профессор оказывается в древних катакомбах, как и рассчитывал. Единственное, что его смущает - это необычный вид античных коридоров. Изучая ранее ходы Вышеградского замка, он предполагал оказаться в грубо высеченных узких норах, но здесь он находит широкие просторные галереи с тщательно вытесанными стенами. Еще большее удивление у него вызывает круглый центральный проход, в который его выводит коридор. Поднявшись наверх, он убеждается, что это не Вышеградский замок. Утомленный путешествием и соображая не совсем хорошо, профессор решает отдохнуть и засыпает. Проспав больше суток, пан Кржек обнаруживает, что времени на исследование незнакомого места у него теперь нет. Он возвращается в коридор к месту своего прибытия. Сидя у стены под нарисованным им самим крестом пан Вацлав считает минуты до обратного переноса.
   В Праге, с момента начала путешествия пана профессора прошло полтора суток. Наступившее второе сентября принесло усилившиеся дожди и Влтава вышла из берегов. Уровень поднимался непрерывно и многие ходы пражских катакомб оказались затопленными. Наводнение оказалось гораздо сильнее потопа 1756 года, когда обрушился ход соединяющий подвал дома пана Вацлава на Тройцкой с древней мрачной галереей Битлемской часовни. Сейчас галерея снова затоплена и в подвал стала проникать вода. Когда до срабатывания часового механизма оставалось полчаса, уровень воды в подвале на дюйм не достигал края керамических сосудов вольтовых батарей, стоящих на полу комнаты с хрональным генератором. Ещё через пятнадцать минут мутная неподвижная вода преодолела последний дюйм и хлынула в батареи. Сработавший в положенное время часовой механизм замкнул контакты, и соединил хрональный генератор с вольтовыми батареями, но затопленные батареи были мертвы. Обратного переноса не произошло.
  С этого момента началось настоящее путешествие профессора Пражского университета в мире, где он оказался с помощью "Угловой хрономалии Кржека". Чтобы подробнее исследовать место своего нового пребывания ему пришлось заняться раскопками в завалах разрушенного здания. Во время раскопок он повредил лодыжку. Это ограничило возможности передвижения, но вынужденное заточение в древнем магистрате позволило ему найти очень важные документы. Вместе с тем, пана Вацлава постоянно занимал вопрос, куда же он попал, так как этот мир был совсем не похож на Вышеград одиннадцатого века, где он предполагал очутиться, произведя свои расчеты для хрономального генератора. Найденные летописи местного магистра Кейзака поведали историю страны и рассказали о нескольких поразительных, но катастрофических событиях, изменивших её жизнь. Родословные правителей, происхождение знатных родов и возникновение древней аристократии зародили в душе профессора странное ощущение знакомости событий чужой страны. Составив по найденным описаниям карту и рассчитав маршрут, профессор покинул магистрат. Он совершил небольшое путешествие, пересек реку, пустынное место усеянное костями и оказался в месте, называемом последними записями летописи Корнокс*. Бродя ночью по улицам Корнокса, у трактира "Ослинная шкура" он спас от гибели в уличной драке трактирного служку и едва не погиб сам. Выброшенному на улицу и спасенному служке по имени Зебиль Фоы оказалось некуда идти, и профессор был вынужден оставить его с собой. Отсутствие денег и пристанища заставляет профессора и его спутника покинуть город с тем, чтобы вернуться обратно в магистрат, но проведенная в развалинах городской стены на пути назад ночь приносит профессору великолепную идею. Утром он рассказывает Зебилю вымышленную историю, где представляется пропавшим летописцем Кейзаком. Так происходит возрождение и возвращение великого магистра Волюстрэна Кейзака. Путешествие обратно преподносит пару неожиданных сюрпризов - трактирный служка Зебиль оказывается девушкой по имени Зев. Вторым открытием является обнаружение магистром слежки. Правда, от Седой Пустоши, до самого магистрата неизвестный шпион магистром больше не замечался. После возвращения в магистрат, господин Кейзак вместе с Зев предпринимают опасное путешествие в подземелье нижнего, восьмого яруса, которое едва не заканчивается их гибелью на загадочной "Магнитной фабрике", но найденный магистром предмет, похожий на браслет, позволяет им найти выход наверх, в каменное сооружение на самом дне "Седой пустоши". Там же, в каменном складе, магистр обнаруживает толстый канат из золота. Выбираясь из огромной каменной коробки по прозрачному тоннелю на поверхность земли, магистр затрачивает слишком много усилий, его сознание не выдерживает и с ним случается апоплексический удар. Ему и Зев приходится почти месяц прожить в магистрате, чтобы прийти в себя после тяжелого приключения. Это время не проходит даром. Магистру удается сделать чекан, с помощью которого он изготавливает монеты из золотого каната. Так он становится баснословно богатым человеком. Наступает время для возвращения в Корнокс и обретения положения в обществе. Справедливости ради нужно сказать, что магистру нужна не власть - его цель-возвращение домой, в Прагу. Время по хронометру пана Кржека сильно отличается от времени, которым живет город. Это ставит перед профессором ещё одну задачу - разобраться, из-за чего это происходит. Устроив свою жизнь с необходимым удобством, пан Вацлав принимается за восстановление древней королевской мозаики - так он называет поиск потомков рода Гофулок. Разыскивая развеянных временем и событиями королевских отпрысков, он попутно пытается найти причины, в результате которых появились невероятные двойственные организмы, существующие за счет симбиотического единства, с которыми ему приходится сталкиваться. Память и знания двоих таких существ, паука-человека Сафады Ард и человека-черепахи Зану Магеля помогают постепенно зародится в сознании пана профессора смутной гипотезе, для окончательного формирования которой ему необходимо побывать в долине Таграсс, путь к которой лежит через плато Корнокс и горы. Преодолев не без приключений препятствия и очутившись по другую сторону гор, великий магистр и его спутники попадают в плен. Их связывают и доставляют в Облачный город* (Hradvise Nubilus), где согласно местным законам будет произведен суд и принято не вызывающее сомнение решение - смертная казнь. На королевском совете правосудия магистр с помощью Зев устраивает мистическое представление, выдохнув облако огня и заставив Дюкса Гелúбуса* - правителя Таграсса поверить, что мыльные пузыри - это души умерших. Сбитая с головы слуги магистра Гофулока шапка, открывает огненно рыжие вихры, а когда правителю становится известно имя слуги магистра, это производит едва ли не большее, чем огнедышащий магистр впечатление. Способности загадочного магистра, внешность и имя его слуги позволяют задержать решение суда на один день, пока король и его советники не примут решение, что делать с необычными чужестранцами. Полученное время, дает возможность находящемуся в каменном каземате магистру Кейзаку сделать неожиданное и поразительное открытие. Когда стражи короля собираются вести к Дюксу Гелибусу пленников для оглашения приговора, они находят место заточения пустым. Предводитель стражи и его воины пядь за пядью обследуют пол "Зала последних покаяний", но не находят ничего, что могло бы подсказать как и куда исчезли чужестранцы. Никто не замечает, что на одной из стен со ржавыми кольцами для приковывания преступников теперь одним кольцом меньше.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"