Все прекрасно знают, что в СССР выпускалось до 40 % мирового гражданского авиапарка. Колоссальная цифра! В начале 2000-х Боинг и Эйрбас открыли в России филиалы и КБ, куда массово сгребали лучшие умы. Особо старался покупать зарубежные самолеты президент Медведев: "... Нужно покупать технику за рубежом". Без заказов и финансирования стал загибаться собственный авиапром. При этом в стране принимались программы финансирования отрасли и делалась показуха некого развития на авиасалонах. Казанский авиазавод выпускал в 2010-х годах 2-3 самолета Ту - 214, а Боинг - свыше 700 штук. Это называется системной ошибкой. К тому же очень странные случались вещи с поставками деталей для отечественных самолетов. Элемент в шасси для Суперджет - 100 делались в нижнем Новгороде, а продавались "Сухому" они через французскую фирму "Мессье - Даути". В 90-х под видом реформ усиленно банкротились авиапредприятия, закрывались заводы и КБ. Министр Лифшиц требовал не допускать на авиалинии Ту - 204. Страна перешла на лизинг. На начало 2022 года у нас в лизинге насчитывалось около 700 самолетов, из которых около 70 было арестовано за рубежом. В Сиэтле при закупке Боинга наши представители получали процент от сделки, а на авиазаводе в Воронеже не получали ничего. Вот такой вывернутый "патриотизм" также губил нашу авиапромышленность. Серьезнейшие проблемы у нас также возникли с кадрами. Станкостроение авиапрома также успешно угробили в 90-х, усиленно банкротя. В Москве в районе Петровки был институт авиационных технологий. Его закрыли, а станки распродали. Комплектаторов собственного бортового оборудования также потеряли. ОАК в народе стали называть "братской могилой" авиапрома, так как туда слили все легендарные имена: Ту, Як, Ил, Сухой, МиГ, лишив отрасль конкуренции. Люди, отвечающие за развитие современной нашей авиации, могли только осваивать бюджетные средства, а не строить самолеты. Модернизация и импортозамещение нам обходится в два - три раза дороже. У рабочих отрасли зарплаты едва достигают 40 тысяч рублей, у чиновников - свыше 300 тысяч и выше. В 1990 году в СССР насчитывалось 14 тысяч самолетов. Мы были крупнейшей авиационной державой мира! Сейчас же свыше 90 % пассажиров в России перевозят западные авиакомпании. Но и они ввиду наложенных на нас санкций создают проблемы с лизингом, закрывают для нас свои аэропорты, отказываются предоставлять комплектующие и т. д. Все началось с того, что о таком безобразии с западными конкурентами "договорился" Гайдар. Сейчас остро стал вопрос конкурентной борьбы в авиационных перевозках, поэтому решающую роль здесь играет экономичность двигателей. Совершенно непонятна судьба уникального винто - вентиляторного мотора НК - 93 КБ Кузнецова, опередившего время на много лет вперед. Он был создан еще в 1968 году, прошел успешно летные испытания. Но... Усилиями Христенко, Погосяна, Рогозина и Мантурова он оказался никому не нужным. И такая картина наблюдается по многим отраслям экономики, когда новые станки сдавали на металлолом, предприятия умышленно банкротили и сдавали в аренду под офисы, когда земля оказалась никому не нужна и т. п. Ведь ломать - не строить: много ума не надо.