Аннотация: Основные выводы по данной теме. Происхождение казаков-черкассов.
Происхождением казачества на сегодня никто реально не занимается. Политикам удобно выбрать подходящую вер-сию и повесить ее на свой щит. А начинать надо с казачих захоронений, как это случилось в Чигирине. (На Дону с этим пока никак.) Но результаты объективных исследований часто оказываются скандальными и малопригодными для большой политики. Далее, подключая генетические пробы, надо искать схожие захоронения, и так проследить судьбу казаков. Это единственно правильный способ узнать истину. Ну, а наши споры-разговоры полезны лишь для того, чтобы чуть-чуть способствовать поиску возможных направлений исследований. Я ратую за проведе-ние новых качественных раскопок на Вятке, но пока глухо. Властям областного центра лишь хочется удревнить свой город, там искали, но результат оказался нулевой. А на дествительно древние городища им наплевать.
Если казакам хочется самоопределиться, то идея третьей Руси как раз для этого подходит (родство с кавказцами со-вершенно не обязательно, тем более, что оно не подтверждается генетически). Киевская, Новгородская и ...Арсанская, - Волжская, Прикамская. За то и бьюсь. Древние русы здесь точно были. Кроме того, в Прикамье было развитое население еще 2000 лет назад. А воли тут сколько хочешь. И меха ценные. Мне кажется, казаки зациклились на местах своего нынешнего проживания. Вдаль не видят. Непривычно, и кажется неправдоподобным, но реальность часто бывает фантастичнее правдоподобия.
Очень плохо на Дону с археологией, особенно 15-17в., ее просто нет.
Достоверных исторических фактов непосредственно по происхождению казачества очень немно-го. Обычно выдвигается некая модель-гипотеза и развивается ее доказательство. Таких моделей было создано уже не один десяток. В последние годы появились новые сведения, которые необхо-димо учитывать всем взявшимся за данную проблему. Это, прежде всего, результаты арх. раско-пок казачьих захоронений на Украине и булгарские летописи. Последние спорны, но переклика-ются с первыми.
Проблему происхождения казачества мы решаем в обратном хронологическом порядке: откуда могли появиться первые казаки на Дону и Днепре. Ответ однозначный - с Вятки и ее окрестностей в период ликвидации здесь вольностей в конце 15-начале 16в. Далее. Вятчане 15в. - это в заметной степени потомки ушкуйников 14в., которые в свою очередь, появились в результате захвата ор-дынцами Казани-Учеля. В этническом плане это были булгаро-русы, что согласуется с результа-тами, полученными в Чигирине. Если кто-то сомневается, что был такой народ, то пример Дунай-ской Болгарии перед глазами. Болгары придерживаются православной веры, говорят на особой разновидности славянского языка (в нек. элементах напоминающего вятский говор), но этнически заметно отличаются от остальных славян (ближе к южному балканскому типу). Надо только пом-нить, что отделение Дунайских болгар от Волжских произошло очень давно, около 1000 лет назад.
***
Раскопки в Никульчино были не столь обширны как в Чигирине. Отсюда неполнота сходства. Но надо учесть и разницу: казаки на Вятке 14-15в. неизбежно отличались от казаков на Днепре конца 15-17в. (хотя бы тем, что стали курить). Кстати, именно концом 15в. датированы погребения в Чи-гирине. Главная особенность захоронений - согнутая рука. Это отличительный признак погребе-ний ранних казаков.
Ушкуйники 14в. и явно связанные с ними вятчане 15в. были единственной реальной основой каза-чества. Локализация поселений ушкуйников в Заволочье (бассейн С. Двины), - на далекой восточ-ной окраине новг. владений, - следует из анализа летописных сообщений о них. Другое дело, от-куда они там завелись, не на пустом же месте, видимо, бежали во второй пол. 13в. на север от Ор-ды. И оттуда продолжали военные действия против татар.
На Днепр, примерно в 1460-1480-х, ушла мобильная молодежь, как и на Вятку лет за 200 до того. Думаю, это была общая традиция казачества: в случае зажима воли, молодые казаки первыми снимались с мест. Семейные остались на Вятке до ее полного подчинения Москве. Часть их была выселена с семьями на границу Московии, на верхний Дон, часть осталась на Вятке и участвовала в войнах с Казанью, и лишь после ее взятия в поисках свободы подалась на северо-восток, в Си-бирь с Ермаком.
Никульчинское городище и др. на Вятке явно имеют вид военных поселений: много оружия, кре-сты энколпионы, жилые стены - казармы.
Вопрос не только в вятской прародине днепровского казачества (казаки в 15в. были и в других ок-рестных землях от Рязани до Казани и Вычегды), а в их неславянской этнической принадлежно-сти. Казачество, безусловно, реликт какого-то этноса. Но какого?
По краниологическая материалам казацкого времени можно отметить, что по сравнению с древне-русским временем увеличился процент степного населения, достигшего пика для этой территории. Лучше представлен так называемый сарматско-Салтовский морфотип (Салтаво-маяцкая культура, Придонье 7-9в., Хазаро-булгары, прим. Е. Х.), некогда презентованный у болгар и был распро-странен в Хазарии и Крыму, а в XII-XV вв. характеризовал часть населения Нижнего Поднепровья и Прутско-Днестровского междуречья. На позднесредневековых могильниках Центральной Ук-раины проявление выходцев из различных кочевых групп, этническая интерпритация интерпрета-ция которых на современном этапе не всегда возможна. Вклад степняков в формировании антро-пологического состава населения Украины наиболее отчетливо зафиксировано в Поднепровье на материалах XVI-XVII вв. (Чигирин, Суботов, Вышгород)... http://slavanthro.mybb3.ru/viewtopic.php?t=5886
Уцелеть этот реликт мог только вдали от регионов подвергавшихся атакам кочевников и ордын-цев. А после походов Тохтамыша и Тимура вся территория от Москвы до Крыма превратилась в пустыню. Запустели даже могущественные ордынские города в низовьях Волги, - о каком вольном донском или днепровском казачестве может идти речь? Если кто и был тут ранее 15в., погибли, отатарились, или бежали.
Земли в бассейне рек Днепра и Дона превратились к середине 15 века в пустоши. Кто и как начал заново освоение этих земель? Кто стоял у истоков именно, тех, кого мы сейчас называем Запорож-скими и Донскими казаками?
Отмеченный булгаро-хазарский этнотип в 13в. был в Приказанье, - северной части Волжской Бул-гарии. По моим сведениям это был особый русо-булгарский регион. Только здесь под влиянием традиций русов мог возникнуть данный воинский этнокультурный тип. От первых они взяли веру и вечевые традиции народоправства, от вторых, в заметной степени, этнический тип. В конце 13в. домонгольские казанцы-ушкуйники после многолетней войны с татарами, рассеялись по северу вдоль известных им водных путей (Кама, Вятка, Молома, Юг, Сухона и Вычегда и С. Двина). Монголоидную примесь казаки могли получить в Прикамье от своих финноугорских матерей.
***
Казачество в средневековой Руси и России было в каком-то смысле средним классом. Молодые казаки, участвуя в походах, добывали себе капитал для обзаведения своего хозяйства и бизнеса (торговля, ремесло). Часто привозили издалека невест - на продажу или для себя. Кроме того, або-ригенное население Вятки и ее окрестностей было в прошлом довольно свободных нравов. У предков удмуртов еще в 19в. девица, имевшая ребенка (а лучше двух) считалась завидной невес-той. Особенно ценились дети, рожденные от иноплеменников (русских и татар). Так что молодым вятским казакам не женившимся до 30 лет жилось вольготно. Северные вятские удмурты заметно отличаются от южных. Среди них не редко встречаются брюнеты с европеоидными чертами и достаточно заметными носами с горбинкой. Это может указывать на казачье происхождение части вятских удмуртов (Кайсины, Зянкины).
***
Наши взгляды постепенно изменялись на протяжении форума. Но в конце пришли к некому равно-весию. Казаки и ушкуйники - это почти одно и тоже. Казаки выходцы из района домонгольской Казани, хотя бывали они и гораздо севернее. В 1278г. Казань была взята Ордой, а население ушло на север - от Вятки до Вычегды. Их прозвали ушкуйники. В их отряды-ватаги вступали и новго-родцы, - жители Новгородской земли, на территории которой ушкуйники отчасти и поселились. Новгород претендовал на Пермь Вычегодскую, Устюг, С.Двину и вятскую Молому. Но в 14в. он удержал за собой только Двину. Так что казаки - это сместь русскоязычных булгар-казанцев и русских новгородцев. На Вятке было как раз две отдельных волости: булгарская и русская. Упро-щенно, от первой вышли в конце 15в. днепровские казаки, от второй - донские.
Добавлю, что связи Вятки с В. Новгородом археологически не прослеживаются, хотя Н. претендо-вал на часть Вятской земли, а новгородцы у нас бывали как купцы. Первый поход на Вятку моск. войска был еще в 1457г., когда Новгород явл. самостоятельным. Вятка его колонией никогда не была, от силы, часть поселений в устье Моломы недолгое время в конце 13в. В этот период в до-говорных грамотах Н. упоминается Коло-Перем, возможно, соседняя с Пермью Вычегодской об-ласть Вятки на Моломе.
Итак, казаки появились как особое военное сословие русов живших на Волге в пределах Хазарии и Булгарии. В конце 13в. всвязи с разгромом государства, казаки перебрались в северные земли, от Вятки до Сухоны, Вычегды, и С. Двины. Здесь они получили имя ушкуйники. В дальнейшем каза-ки-ушкуйники собрались на Вятке, где в 13-15в. была особая казачья республика. После постепен-ного разгрома Вятской республики в 1459-1489-1552г. казаки подались на Волгу, Дон и Днепр.
Казаки, как традиция вольной и военно-торговой жизни, пошли от древних русов, в том числе, возможно, и Арконских. Этнический состав их все время менялся в зависимости от притока но-вичков. Казаки до 30 лет не женились. Эта ударная молодежь была мобильна и совершала дальние походы. Они жили в особых казармах-куренях, длинных домах. Семейные жили отдельно, они выполняли функции охраны во время походов молодежи, а также ремесленного обслуживания во-енного и гражданского населения казачих слобод.
***
Что касается трактовки событий 13в., то я (Е. Х.) придерживаюсь следующей версии. Это была Великая степная монголо-татарская революция. На ее сторону последовательно переходили все недовольные, включая, обойденных князей, и булгарских и русских (в частности, еще 1220-х Яро-слав Всеволодович, получивший прозвище Батый, эмир булгар Гази Барадж - Бурундай). Монголы составляли высшее руководство и лучшую гвардию, да, и то лишь в начальный период. К 14в. Улус Джучи обособился от Каракорума, и в нем началась борьба за власть настоящих Джучидов (Менгу, Орду, Тохтамыш) и потомков усыновленного Джучи Бату-хана (Невский-Неврюй, Кали-та-Узбек, Дмитрий-Тюляй, Василий1).
***
Важным документом, отчасти проясняющим ситуацию на Вятке в 15 веке, является "Послание митрополита Ионы вятским воеводам и всем жителям" датируемое историками 1452 годом.
"От Ионы митрополита Киевского и всея Руси на Вятку и всю Вятскую землю, воеводам земским Якову Пугвину и Оникею и Юрью Алексеевым Мышкина, и всем ватаманом, и подвойским, и боярам, и купцам, и житьим людям и всему нарицающемуся именем христианству тамошних зе-мель.
Не ведаю как вас и назвать: зоветесь именем "христиане", а живете, делающе зло, горше нечести-вых, ни по христианству, ни по крестному целованию, ни по божественному писанию, ...своему господарю великому князю грубите и пристаете к его недругу. Издавна с поганством съединяе-тесь, и с отлученным от Божьей церкви князем Дмитрием Шемякою приходили многожды на ве-ликого князя вотчину, на Устюг, на Вологду, на Галич... И с теми христианскими губителями и сами собою вотчину его воюете беспрестанно. Христиан губите убийством и полоном и граблени-ем и церкви Божие разоряете: и кузнь и книги и колокола и всё творите злые и богомерзкие дела, якоже погание.
И ныне снова сими часы воевали великого князя вотчину Сысолу и Вымь и Вычегду, да людей христианских много перемучили, переморили, а иных в воду пометали, а иных в избы и хоромы насажали, мужей, старцев и малых деток, бесчисленно пожгли. А иным очи выжигали, а иных младенцев на кол сажали подоббеся злочестивому губителю христианом убийце Ироду. А полону взяли более полуторы тысячи душ, которых ныне у себе держите, а иных в поганство продаете и в дары даёте, да от того своего злого дела не престаёте, а своему господину великому князю зався (всегда) грубите, а челом ему за свою грубость не бъете (не винитесь)".
Воевода земский - избранный землёй, населением. Перечисление трёх вятских воевод, вроде бы, означает существование трёх важнейших городов и соответствующих им волостей. При взятии в 1489 году также фигурируют три воеводы, главные противники Москвы: Иван Аникиев, Пахом Лазарев и Павел Богодайщиков. Первый из них, вероятно, был сыном упомянутого Ионой Оникея Мышкина. То есть, должность, как часто бывает, передавалась по родству.
Ватаман - атаман, командир, вожак ватаги (отряда), у новгородцев - выборный глава флотилии (рыболовов или пиратов), возможно происхождение слова от европейских или восточный языков. Ватаманами были такие известные личности как Михаил Россохин, Анфал Никитин, Костя Юрьев.
Подвойский - судейский пристав или рассыльный для призыва в суд, объявления решений; позы-вай; глашатай и исполнитель приговоров веча.
Житьи люди - зажиточные, землевладельцы.
Поганые - не православные люди.
Кузнь - церковные металлические предметы: кресты, подсвечники, сосуды и т. п.
Дмитрий Шемяка - один из трёх сыновей князя Юрия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского), бо-ровшийся до смерти в 1553 году за власть с Василием Васильевичем Тёмным (слепым). Юрьевичи совместно с вятчанами (и, вероятно, казанцами) совершали карательные набеги на северные вла-дения Москвы и Новгорода, в частности, на Устюг.
В 1452 году вятчане ходили к Устюгу на соединение с Шемякой, но узнав, что Шемяка бежал от Устюга, бросаются на Сысолу, Вымь и Вычегду.
Фамилия Пугвин очень близка к известной в Слободском в 17 веке фамилии Пугин.
(из http://skygrad.narod.ru/texts/khlinov.htm)
Казаки и ватаманы по свидетельствам документов 15-16в. на Вятке были. Организация жизни вят-чан в грамоте митрополита очень напоминает казачью. Если были ватаманы, - избираемые вожа-ки, - то были и козаки, в данном контексте, это вольные люди-избиратели.
В отдельном обращении к вятским священнослужителям Московский митрополит пишет так:
"От Ионы митрополита Киевского и всея Руси на Вятку и во все вятские городы и в волости и в погосты и в села и во все Вятцкие места, и игуменам и попам, и дъяконам и черноризцам, и всему нарицающемуся тамошнему священству.
Не ведаю, как вас назвать, священники, от кого имеете поставление и рукоположение... Евангель-ских и апостольских и отеческих поучений сами не требуете, и живуще небреживо, сами идете в погибель... Якоже слышим, ваши тамошние духовные дети незаконно живут, имеют жен до пяти, до шести и до семи, а вы их благославляете и приношения от них приемлите, что есть Богу мерз-ко..." Далее следуют требования подействовать на свою паству для прекращения разбоев и грабе-жей, возвращения полона и смирения перед великим князем Московским, иначе - отлучение от церковной благодати. В другом послании упоминается: "многие де христиане с женами незаконно в невенчании живут, а иные де венчаются незаконно пятым и шестым и седьмым совокуплением, олинь и до десятого ... и за небрежение детей своих духовных за ленности не могут нам своего единого брата священника послати (для наставления)..."
Погост - в данном контексте (новг.) приход сельский; несколько деревень, под общим управлени-ем, здесь обычно имелась церковь (часовня) с кладбищем.
Игумен - настоятель монастыря. Это упоминание опровергает мнение о том, что первые монасты-ри на Вятке появляются только в конце 16 века. Разумеется, мог быть перерыв в монастырском строении.
Черноризцы, чернецы - монахи.
Савельев пишет о выборности у козаков духовных лиц. Митрополит же сетует, что у вятчан свя-щенники неизвестно от кого получают свои полномочия.
Савельев пишет о легкости с которой козаки вступали в брак и расторгали его по многу раз. Опять точь в точь как на Вятке.
Вот версия Е.П.Савельева в его работе "Древняя история казачества":
"Теснимые по берегам Балтики немцами, изгоняемые из Новгорода, казачья вольница двинулась на северо-восток и завела поселения на Северной Двине, Каме и Вятке. Наиболее известным ме-стом скопления казаков был г. Хлынов на реке Вятке. Казачья община Хлынова управлялась Кру-гом, на котором избирали атамана. Из Хлынова, казаки предпринимали торговые путешествия и военные набеги вниз по Волге, вплоть до 1489г., т.е. до разгрома хлыновской общины царем Ива-ном III. Большая часть казаков ушла вниз по Волге и по старой своей традиции, по аналогии ку-банских и днепровских поселений, обосновалась в труднодоступном и безопасном месте - нынеш-ний г. Камышин. Торговые караваны давали средства к существованию - хлеб, одежду, оружие. Пограничные городки с Москвой, занимаемые городовыми казаками, служили местом сбыта до-бычи".
Е. Савельев писал более 100 лет назад и не знал многих подробностей Вятской истории, отсюда его ошибочные слова о Хлынове. Казаки, которых он явно отождествил с ушкуйниками, пришли на Вятку и соседние с ней северные территории, по его мнению, с Балтики и Новгорода. Однако, учитывая южный этнический тип первоначального казачества, выявленный при раскопках мо-гильника в Чигирине, это не так. Кроме того, ушкуйники по документам жили в Заволочье, а не в районе Великого Новгорода.
***
После разгрома Ордынцами Третьей Руси (Артании в Приказанье) во второй половине 13в., ее на-селение (Козаки-ушкуйники) рассыпалось по русскому северу вдоль древнего Нукратского пути от Моломы и Юга до Сухоны, С. Двины и Вычегды. Отсюда совершались походы на Орду.
С приведенным выше новым источником о Моломо-Югских казаках (книга Меньшенина) надо подробно разбираться. Пока лишь замечу следующее. Проступает прямая связь козаков и ушкуй-ников. Имя ушкуйник появилось, вероятно, по месту поселения - городку Усть-Кай на Вычегде, а также явно связанные с ним Кайгород на Каме и Моломе. Имя казак в тюркском варианте звучит как "кай-сак". Из него видна связь со словами "кай" или "кайса". Отсюда вероятный смысл слова кайсак - летун, налётчик.
В 1320г. Устюг был захвачен ордынцами, после чего козаки-кайсаки на Сухоне и нижнем Юге уже, вряд ли, жили, - постепенно перебрались на Вятку.
Козаки жили на большой территории (Арсания-Биармия), в разные времена группировались в раз-личных местах. В конце 13-начале 14в. - на Моломе, Юге и Двине. Отсюда они продолжали войну с татарами-ордынцами, начавшуюся еще 1240г. в Приказанье на переправах через Каму. С воцаре-нием Узбека на время притихли и затаились где-то на Двине и Вычегде, возможно, частью обос-новались в районе Новгорода и воевали с его сев. соседями. С началом смуты в Орде в 1360г. уш-куйники стали вновь совершать походы на Волгу, но уже двумя флотилиями, по Каме и Волге (в которую попадали через Сухону и Кострому). На самой Вятке козаки поселились уже в 13в., но ушкуйниками их не звали. Козаки - свободные люди, общего единого руководства у них не было, жили несколькими самостоятельными волостями: Моломо-Югская, Двинская, Вычегодская, Кай-городская. Возможно, на верхней Вятке было удельное Арское княжество с центром на Чуршин-ском городище, а возле него два казачих города Микулич и Кошкар-Слобода. Не исключено, что третьим городом было Карино. Арские казаки в силу этого обстоятельства примерно до 15в. были служивыми. В 15в. большинство козаков и ушкуйников собрались на Вятке в двух волостях, как написано в Нариман Тарихы, Балын-Нукратской и Арча-булгарской, - Русско-Новгородской и Ар-ско-булгарской. Первая была присоединена к Москве еще в 1459г., вторая - в 1489г. За оказанное сопротивление она подверглась большему разгрому. Дальнейшее уже обсуждалось. Такая картина складывается на сегодня.
Происхождение казаков, которые как теперь становиться понятно, одновременно звались ушкуй-никами, можно как ушкуйников, по предположению skygradа, вывести от казанцев. В тюркских языках - Кайсак, в западных - Cossak, двойной звук ss замещает йс и з. Учитывая, что в словах ти-па Кай происходит замена й на л, что везде подчеркивают лингвисты, а также вероятное выпаде-ние к при заимствовании слова в другие языки, можно взять такую цепочку вариантов одного и того же слова:
Учель-Ошель, учкель, ушкул, ушкуй, усть-кай.
С другой стороны:
Казань, казан, кассан, кай-сан. Боплан писал, что слово Козак происходит от коза, но это не верно. Скорее от кайса или кай, а это, как мы знаем, частое название рек вокруг Вятки в местах обитания казаков-ушкуйников. Речка Казанка, на которой вблизи устья стоит Казань, могла изначально иметь название Кайса. А сам город зваться Усть-Кай, или Уч-кель. Отсюда выходят все остальные слова: Казань, город на реке Кайса, казак-кайсак, житель Казани и ее округи, и наконец ушкуйник.
У удмуртов встречается фамилия Кайсин, а у вятских русских Кассин. Не знаю как русские, а зна-комые мне удмурты с фамилией Кайсин напоминают внешне казаков, смуглые, нос чуть с горбин-кой. Удмурты в основной массе светлые и рыжеватые. Кайсин - могли назвать мальчика родивще-гося от кайсака.
В ДТ при описании Нукратского пути из Вятки подразумевается переволок на р.Юг и далее Бишер (Вычегда) и далее через притоки Бийсу (Печора). Так что булгары о волоке Молома-Юг знали хо-рошо, но дальше Устюга не бывали, да и то не часто, во время набегов. Северной торговлей зани-мались в основном сканды и лояльные к булгарам новгородцы, поселившиеся на Вятке. Бийсу бы-ла огромной страной - Биармия; Пермия - только ее часть - бассейн Вычегды. Чепца, на Бийсу не похожа. В ДТ упомянута река Чуп-су, но это явно не у нас, хотя какие-то реминисценции возни-кают.
Некоторые татарские историки связывают название "казак" с именем города Казань. В приведен-ном выше отрывке из книги Подосиновского краеведа взяты цитаты из "Писем халифа". В сети ничего такого пока не нашел. Вещица скандальная и у нас вряд ли когда печаталась. Казаки в ней обрисованы вполне определенно сложившимся народом, который никак не мог возникнуть из ни-чего и вдруг. Это были Артанцы-казанцы, согнанные со своего места событиями 13в. Возможно, на верхнюю Вятку отступил и бывший князь-правитель Арсании, здесь, на относительно далекой окраине, у него, как это часто практиковалось, был родовой замок Чурша. На одном форуме мне сказали, что слова Чурша и Арса схожи в лингвистическом плане. Отсутствие сведений об этом регионе подтверждает сообщение арабов о том, что Арский царь сидит в крепости Арса на горе, и, что там убивают всех чужеземцев. Этакая запретная зона, частное удельное владение князей.
Булгары бывали в Устюге сухим путем на конях в составе большого войска, осенью - в начале зи-мы. Крупные Волжские корабли (которыми правили не сами булгары, а, скорее всего, какие-то выходцы с севера), если и заходили в Вятку, то только до устья Моломы. Вот по Каме до ее сере-дины эти суда явно ходили, там по берегам много булгарских находок. Насчет городищ на Чепце можно разное думать, там есть и булгарская керамика и немного русских вещей. Вероятно, была опять же сухая дорога по югу Вятки напрямую к верхней Чепце, но никак не реками по Вятке и Чепце, иначе бы была заселена вся Чепца, а не ее труднодоступные верховья. Туда мог быть путь и с Камы от Рождественского городища (в ДТ это город Каргадан). Это была достаточно изолиро-ванная культура, она имеет слабые связи и с Камской того периода (9-13в.) и с Вятской.
***
Не стоит переносить на 1000 лет в прошлое современную этническую ситуацию на Вятке и вооб-ще в России. В прошлом население заметно отличалось от нынешнего и по виду и по языку и по культуре. Хотя какая-то преемственность сохраняется. Были у нас и булгары и викинги и готы и печенеги и ушкуйники и новгородцы и бродники, и балты, и воть и чудь и много других племен и народов. Частью смешивались, частью вытесняли др. друга. История длинная, в ней было разное. Прикамье уже полторы тыс. лет назад, судя по находкам, было передовым регионом Вост. Европы (по оружию, серебру, украшениям). Еще надо посмотреть, откуда пришли викинги: из Скандина-вии на Волгу, или наоборот. Вендельские шлемы найденные у нас более древние, хотя и схожие со скандинавскими. Просто это не укладывается в привычную истор. схему: Вятка - глухая провин-ция; за ее первородство некому постоять. Наши соседи (татары, пермяки, удмурты, мари) пишут свою национальную историю, на русские и др. не свои артефакты они смотрят как на предметы импорта. Вслед за ними многие и у нас считают, что на Вятке испокон веку жили одни черемисы с вотяками и комиками. От всех перечисленных стереотипов пора избавляться.
***
Вопрос с происхождением казачества в основном решен. Осталось только окончательно подвести черту. И это должны быть квалифицированные раскопки, антропологические, краниологические и генетические исследования захоронений и ныне живущего населения Вятки и традиционных об-ластей расселения казаков на Дону и Днепре. Думаю, это дело ближайшего будущего. Но и суще-ствующих свидетельств уже вполне достаточно, чтобы считать Вятскую версию наиболее основа-тельной. Перечислю еще раз важнейшие:
1. Схожесть десятков казачих фамилий 16-17в. на Дону и Вятке.
2. Схожесть говоров донских казаков и вятчан.
3. Факт существования Вятской республики в 13-15в., во многих моментах аналогичной казачьим республикам Дона и Украины.
4. Факт переселения вятчан в 15в. в верховья Дона.
5. Идентичность захоронений казаков 16-17в. на Украине с Никульчинским могильником 13-15в.
6. Свидетельства иностранных источников о проживании казаков на Вятке с 13в. (Джагфар Тари-хы, Нариман Тарихы и Письма халифу).
7. Свидетельства российских источников (грамот и переписей 16-17в.) о проживании казаков на Вятке.
8. Полная идентичность рисунка Вятского герба с казачьими украинскими гербами, печатями и эмблемами.
8. Поддержка вятской версии видными историками казачества (Е. Савельев и др.)
Ничего подобного в пользу какой-то иной гипотезы просто нет.
В настоящее время существует две основных версии происхождения древних русов: северная скандинавская (или западнославянская и балтская); и южная - Черноморско-Каспийская. Вторая версия постулирует появление русов где-то на нижней Волге намного раньше эпохи викингов (во 2-4в.). Откуда они взялись и кто были по этнич. происхождению - не ясно. Вероятно, русы были разные, об этом говорят и некоторые арабские авторы. Отсюда несколько их видов, три основных: Киевские, Ладожско-новгородские и Арские. С последними историки не пришли к определенно-сти и попросту списали как недоразумение. Вятка была последним оплотом Арских русов-козаков. С этим связано замалчивание ее истории.
И еще один момент. Историки казачества ищут происхождение наименования казаки в случайных схожих по звучанию словах: косоги, козары и др. Многие выводят само слово из татарской тюрк-ской этимологии, где оно означает вольный, праздный бродяга, а также легко экипированный во-ин. Казаки-татары (степняки) действительно были, но они вторичны по отношению к козакам-русам. В ДТ от лица Гази Бараджа говорится, что казачьи воинские подразделения были созданы в татарском войске Бату по образцу уже существовавших до того казаков из гвардии Гази Бараджа. А это были Вятские козаки. Понятно, что козаки-русы существовали сами по себе, Г. Б. просто использовал их как союзников и личную охрану. Заимствование казачества татарами-ордынцами было во многом внешним: название, некоторые вольности, экипировка. Настоящие козаки имели древнюю русскую традицию воиского братства и товарищества, выборность атаманов, вечевой уклад жизни (коло-круг), навыки судоходства и многое другое. Татарское казачество в этом плане заметно отличалось от русского и, в конце концов, как искусственно привнесенное извне сошло на нет.
***
Существование Вятской республики признают практически все источники: булгарские, египет-ские, косвенно русские, а также почти все историки разных веков. А где как не на окраинной сво-бодной земле формироваться вольному казачеству?! Другой подходящей территории в 13-15в. просто не было. В виду соседства с русским новгородским севером, казаки, бывшие по своему происхождению булгарами, обрусели и христианизировались. Впрочем, русских (9-15в.) нужно рассматривать как культурно-социальную общность, в этническом плане это были очень разные люди. Не случайно они звались более по месту проживания: новгородцы, рязанцы, вятичи и вят-чане. Да и о происхождении самих булгар есть разные мнения, полной ясности нет до сих пор. Ис-торик Илловайский, например, считал их славянами, написал об этом книгу, где собрал много фактов.
К 17в. Вятка стала внутренней провинцией, казакам здесь уже давно было делать нечего, боль-шинство ушли в разные стороны, на Дон, Днепр, в Сибирь. Тогда для сокрытия неудобного воль-ного прошлого и сочинили выдумку про единомоментное заселение Вятки беглыми новгородски-ми холопами. А до того здесь, якобы, ничего не было, кроме диких народов. Богатейшие Вятские клады и др. находки растащили по столицам, малоизученную археологию нашего региона пыта-лись приспособить к мифу "Повести о стране Вятской". Когда не стало получатся, - вообще всё замолчали, вынеся резолюцию: "средневековой истории Вятки не существует!"
НЕТ НИЧЕГО и спросить не с кого!
***
Часть современных татар - это отатарившиеся финноугры. Так же как часть нынешних вятчан - обрусевшие. Это всем известно и подтверждается фактами. Так что взаимопроникновение и сход-ство языков объяснимо.
Сохи применяли для обработки земли в начале 20в.
Пестриков верно заметил, что в 19в. было сделано много для понимания нашей истории. К сожа-лению, в тот период археология была еще слабо развита, при производстве раскопок значительная часть возможного для изучения материала пропадало, отбирали в основном заметные вещи: ме-таллические изделия, целую керамику. Но прогресс был, особенно в области сбора источников. Полученные данные привели к необходимости пересмотреть старые взгляды навязанные в ПСВ.
В Сов. период история Вятки как наука деградировала. Сама Вятская республика не отрицалась, но время ее существования свели к нулю: утвердилось мнение, что первые русские прибыли сюда в 1374г., а вскоре после этого (в 1379) Вятская земля уже была причислена к владениям Суздаль-ских князей, а потом Московских. При этом, Вятку временами завоевывали татары. Так что от республики ничего не оставалось.
Последние годы историки, изредка пишущие что-то о Вятке, стали отрицать роль ушкуйников в основании у нас первых русских поселений. Действительно, городища с русскими находками да-тируются, по крайней мере, на 50 лет раньше летописного свидетельства о появлении на Вятке и в ее окрестностях ушкуйников, которых по традиции считают новгородского происхождения. В до-бавок к этому, обнаруженные в Никульчино первоначальные жилища-полуземлянки не характер-ны для обитателей севера. Противоречия налицо. И их тем больше, чем дальше вникать в суть имеющихся фактов. Поэтому все споры-разговоры свелись к, казалось бы, безобидному обсужде-нию даты основания Хлынова (в 12в. или в 14). Однако, и тут все не так просто. Но об этом уже исчерпывающе написал г. borgheus.
Возвращаясь к теме. Казаков большевики не жаловали, но всячески истребляли. Казаки считались (и справедливо) врагами Советов. События гражд. войны на сев-востоке нашего края также могли сыграть роль в неприятии казачьего прошлого. Так что замалчивание Вятского казачества вполне понятно. К сожалению, в наши относительно вольные времена инерция прошлого сохраняется. Этому способствует историческая малограмотность и недостаточность жизненного опыта подав-ляющего большинства даже продвинутых пользователей интернета. Я сам еще лет 10 назад в во-просах нашей истории питался скудными выжимками из общедоступных источников. Этим объ-ясняется присутствие в моих ранних работах устоявшихся мифов.
***
Новгород и Вятка - зримый пример иного пути развития России. Пример отрицающий неизбеж-ную присущность русскому государственному устройству авторитарных и тоталитарных методов управления. Это вечный укор Москве и угнездившейся в ней бесчеловечной царской власти, раз-давившей на Русской земле свободу и демократию. Поколениями ангажированных историков бы-ло сделано всё, чтобы скрыть это, оправдать тиранию и всеобщее рабство. Были переписаны лето-писи, фальсифицированы документы, искажены до полной противоположности факты, написаны тысячи лживых псевдоисторических книг. Да и нынешние историки не спешат тревожить скелеты в родном шкафу, пристраиваются к привычному ещё при царе горохе заданному курсу. Но в 21 веке шило Истины в Интернет-мешке уже не утаишь. Монополия официальных историков уходит в прошлое, у массы людей появляется новое средство получения и обмена информации, что спо-собствует распространению идей и появлению новых исторических представлений. Придворные историки задним числом как могут выправляют ее согласно последним указаниям партии и прави-тельства. Получается краткий курс ВКПб, Повесть о стране Вятской или учебник для средней школы. Многие верят, что там написано, или делают вид, что верят. Большинство людей нелюбо-пытны, или им вообще на все наплевать.
***
Вятку сильно недооценивают. Тогда как археологические находки свидетельствуют о высоком уровне развития у нас производства и всего прочего, во многом (особенно в оружии) даже опере-жая все иные регионы Руси 9-15 веков. В частности, на Вятке и Каме находят во множестве весьма своеобразные мощные наконечники стрел, сравнимые с ними в др. регионах появились только спустя 2-3 столетия. Вероятно, это были арбалетные стрелы. Разгром и умышленное забвение, распространение баек и уничижительных прозвищ - всё было сделано для сокрытия нашего про-шлого. Арских князей, например, отказались в 17-18 в. признавать, сколько те ни подавали про-шений с доказательствами своего княжеского достоинства.
ПОДВЕДЕМ НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ
1. Совпадение десятков фамилий в списках казаков верхнего Дона и одновременных с ними пере-писных книгах по Вятским уездам не может быть случайным. Оно отражает факт переселения части вятчан на южные границы Московии, известный из сообщений летописей за 1489 г. О ка-ком-то заметном передвижении людей в обратном направлении сведений нет.
2. Тот факт, что в сравниваемых списках отсутствуют фамилии от названий городов Хлынов, Сло-бодской и Орлов, свидетельствует, что городов с такими названиями на момент развода Вятки в 1489 г. не существовало.
3. Из анализа фамилий следует, что на Вятке в конце 15 в. существовали такие города: Колин, Ко-телнин (Котелно), Балчуг, Кошкар(ов) и Микулин. Так как выяснилось, что Слободской это, ско-рее всего, Кошкар, а существование Хлынова в 15 в. не подтверждается археологией, то имя Ко-лин было утверждено за Ковровским городищем.
4. Город Хлынов был построен как новый центр власти на Вятке примерно в 1530 г. путем пересе-ления жителей из других Вятских и Московских городов. (Об этом, кстати, говорится в СВ-ПСВ.) Котельнич, вероятно, до взятия Москвой назывался несколько иначе - по аналогии с Новгород-ским городом - Котелно, статус города-крепости он получил где-то во второй половине 15в. Об Орлове сказать определенно трудно. Возможно, старый Орлов - Балчуг - был полностью уничто-жен.
В начале 14 века всвязи с потерей контроля Новгородом Вятской области на Моломе и вероятным притеснением христиан, часть вятчан перебралась в Новгородские и др. соседние с Вяткой земли (Чердынь-Вятское городище). Так появились два основных очага ушкуйников, наносивших сла-женные удары по булгарам и татарам. Возможно, существовали и другие пункты временного со-средоточения вятчан: на р. Юг, Сысоле и верхней Чепце (Иднакар-Глазов). С началом смуты в Орде и ослабления Булгарии в 1359-60 году они стали постепенно возвращаться на родину, для чего наносили удары по нижней Каме и Вятке. В 1391 году они пережидали некоторое время на Вычегде, чтобы в следующем году вернуться на Вятку и с новыми силами напасть на нижнюю Каму.
На окраинной Вятке, где постепенно собирались остатки древнерусского и отчасти булгарского этносов, сформировалось начальное ядро казачества (Запорожского, Донского и Гребенского). На-селение Вятских городов составлялось, предположительно, из следующих групп:
а) военизированное сословие Вятичской земли (колбяги?) 11-12 века;
б) Бродники и Арские ушкуйники (славяно-булгарского происхождения?) в 13в.;
в) Новгородцы (постоянно с 10 по 15 века).
Эти группы к середине 15 в. в какой-то мере перемешались, поэтому можно говорить о формиро-вании более-менее однородного Вятско-русского субэтноса, ставшего в конце 15 в. основой казац-кого.
Разделение по вероисповеданию первое время не имело, видимо, принципиального значения при формировании казачих отрядов. Судя по донским спискам, среди казаков было некоторое количе-ство выходцев из окрестностей Карино (бесермен).
Так как население Вятских городов 12-15 веков представляло собой сложный по происхождению и лишь отчасти перемешавшийся конгломерат выходцев из различных земель, в том числе выход-цев из Булгарии и местных финно-угров, то Вятская земля в 14-15в. делилась на части:
Арская, Чепецкая (Булгарских князей) вокруг Чуршинской крепости (позже - Карино);
Никулицкая (Слободская), выделилась с помощью ушкуйников как северо-западная часть Арского княжества);
Колынская, вокруг крепости в устье Моломы (до сер. 13в. принадлежала В. Новгороду, затем обо-собилась);
Южная часть Вятки (от Уржума) с конца 13в. входила в Булгарскую часть Орды, а с 15в. принад-лежала Казанскому царству.
В конце 13в. на Вятку прибыли Арские князья с воинами-наемниками (колбяги-козаки) сложного происхождения (основа - западные славяне), располагались в Микулине и Слободском городе, имевшем в ту пору булгарское название Колган-Колбаган (позже Кошкар) Первоначально они яв-лялись основой военных сил Арских князей, обосновавшихся на Чуршинском городище. С приня-тием ислама эти князья постепенно потеряли поддержку христианского населения Вятки, и выну-ждены были опираться на местных язычников (финноугров-вотяков) и мусульман (бесермен и та-тар). Во второй половине 14в. всвязи с прибытием на Вятку из Заволочья "оновгородившихся" ушкуйников (военное сословие домонгольской Казани, предоставленное самому себе), Арским князьям и поддерживавшим их пришлось отступить на другой берег реки в район Карино. Так в центре Вятской земли появилась Вятская казачья республика.
Если догадка о происхождении сюжета СВ о взятии Микулицына и Кошкарова от реальных пре-даний о событиях 1489 г. верна, то можно добавить следующее.
Между временем взятия Хлынова (точнее, Микулина, примерно 19 авг.) и полным разводом Вятки 1 сент. прошло довольно времени, для того чтобы войско подошло к Слободскому-Кошкарову. Очевидно, что его жители не стали испытывать судьбу: часть успела покинуть город и его окрест-ности, оставшиеся сдались на милость победителей, но, судя по фамилиям, были выселены в сель-скую местность (в Вятских описях 17 в. фамилии из Тульского списка встречаются почти исклю-чительно вне городов). Бежать Кошкаровцы могли только на судах вверх по реке, так как снизу двигалась судовая рать устюжан и двинян.
Из раннего варианта текста в ПСВ сохранились туманные воспоминания о городе Кошкарове и Чуршинской крепости, но их для конспирации отнесли к Котельничу и Никульчино. Вероятно, на-селение Кошкара было почти полностью обновлено, и город переименовали в Верхний Слобод-ской. Нижний Слободской город (Микулин), видимо, сильно пострадал, его укрепления более не восстанавливались, и он стал селом.
Можно видеть, что северо-восток Вятки с центрами в Карино и Слободском в первой половине 16 в. сохранял некоторую самостоятельность. Это подтверждает грамота 1522 г. Этот регион, по мне-нию Е. Х., назывался Слобода, и был основной территорией Вятской казачей республики. Она бы-ла нужна Москве до окончательного разгрома Казани. После этого уцелевшие потомки вятчан-казаков были выселены из Слободского города в сельскую местность. Возможно, некоторые из них отделились в Шестаковском городке, ставшем во второй половине 16 в. последним форпостом вольностей на Вятке. Сюда бежали от поборов властей со всех концов. Не случайно в районе Шес-таково в 17в. отмечается наибольшая в Слободском уезде концентрация казачих фамилий с Туль-ского форума. Здесь долго сохранялись своеобразные древние традиции, а мужики Шестаковской округи еще несколько десятилетий назад славились буйным нравом. Многие вятчане ушли в вер-ховья Вятки и Камы. Здесь из них формировался отряд Ермака, а затем отсюда уходили и другие переселенцы в Сибирь. Последним испытанием для старых и новых вятчан были события Смутно-го времени, после чего Вятка превратилась в тихую провинцию и место ссылки.
***
Северозападная часть Вятки с центром в Колыне попеременно контролировалась новгородцами и булгарами (с 1459 г. Москвой и Казанью).
Учитывая стратегическое значение устья Моломы, отсутствие фамилии Хлынов, а также то, что Ковровское городище существовало до начала 16 века, а укреплений Хлынова 15 века до сих пор не обнаружено, нами был сделать важный вывод, что под главным городом на Вятке, названном в Джагфар Тарихы Колын, нужно понимать Ковровское городище с посадами. Эта крепость была опорной на северной границе Булгарского государства, здесь проживали их представители, губер-наторы и послы с охраной. Это подтверждает археология: булгарская, татарская, русская и славя-ноидная керамика, а также другие разноэтничные находки. Булгары (и казанцы) всегда стремились контролировать Колын, а через него и всю Вятку, ввиду его стратегического положения на пути в Устюг и верховья реки Вятки с их независимым от русских земель выходом через "ничейные" верхне-Пермские земли к Новгороду и Скандинавии.
Однако, нельзя считать крепость Колин (построена по ДТ в 1150 г.) исключительно булгарской или татарской. Булгары (и татары-ордынцы), судя по керамике, составляли только часть населения этого города-крепости. Рядом с ним еще ранее появился втрое больший по площади городок нов-городцев (балик Нукрат по ДТ) - Шабалинское городище, где % нерусских находок меньше. Ком-плекс поселений в устье Моломы со стороны воспринимался как один город с посадами, в 12-14 в. по размерам он был наибольшим городом на Вятке. Новгородцы называли его Молога (по реке Моломе); булгары - Колын (с 1220 по 1304 г., когда булгары потеряли контроль над городом, - Нукрат - Новгород), а отдалённые растоянием москвичи и др. русские - Вятка (по наиболее из-вестной в регионе реке). Последнее название в нашей местности применительно к данному городу не употреблялось, судя по распространенной фамилии Колинин, город назывался Колин (означает - колония, вольное поселение).
В 15 веке в неск. км ниже по реке появился город Котельнич; нельзя исключить, что он был осно-ван прибывшими на Вятку новгородцами. Мощные укрепления Котельнич получил только на ру-беже 15-16 в., когда, уже при новой Московской власти, стал пограничной крепостью. Граница отодвинулась на юг, город Колин постепенно утратил значение и в начале 16 в. был ликвидиро-ван. Уцелевшие после всех передряг жители Колина, Микулина и отчасти Кошкара были пересе-лены в новый большой город - Хлынов.
***
Что касается возникновения казачества, то можно сказать следующее. Казаки как явление жизни были в подонье и до прихода сюда вятчан. Но это были "отатаренные" казаки, особые отряды ор-дынского воинства. В 1390-х годах по всему югу Орды и Булгарии прошелся каток Тамерлана. Часть татар была перебита, часть уведена в плен в Среднюю Азию, остальные бежали на север в Московию. Степи обезлюдели, города Сарайской Орды захирели. Поэтому в 15 в. на Волгу, Дон и Днепр устремились вятские, а следом и другие вольные люди, когда их стали притеснять усилив-шиеся Москва и Казань. Историки Донского казачества отмечали в 19 в. поразительную схожесть диалектов вятчан и казаков. Некоторые общие словечки заметны до сих пор. Версий происхожде-ния казачества много десятков, но ни одна не имеет такой доказательной базы как Вятская. Другое дело, что история наша переврана, а потому не могла быть в прошлом наглядным подтверждением этого факта. Фальсификация Вятской истории вызвана отчасти как раз ее казачий прошлым. По промосковской версии казаки - беглые крестьяне, разбойники, то есть разный сброд. Кстати, так же величают и вятчан в CВ и др. "документах".
***
В настоящее время остро обсуждается вопрос о возвращении г. Кирову "исторического" имени. Таковым без веских оснований считают "Вятка". Но, как мы выяснили, это не так.
1. Первоначальным названием города во всех известных документах 16-17 в. является "Хлынов". Основан он был около 1530 г. на пустом месте (поле Балясковом). В непосредственной близости от его первоначального расположения находилось древнее славяно-вотское поселение язычников 9-15 веков. Жизнь на нем прекратилась, вероятно, вследствии разрушения в начале 15в., предпо-ложительно, обитателями Никульчинского города. Как назывался этот городок, - неизвестно (ва-риант - Кукмор?). Прямой преемственности его с городом Хлыновым нет.
2. Имя Хлынов произошло от видоизмененного булгарского "Колын", что в свою очередь являет-ся слегка искаженным от славянского "Колин" (колония).
3. Город Колин в устье Моломы (точнее, Шабалинское городище) в отдаленных от нашего регио-на русских землях звали Вятка (по известной реке). У нас же это название вряд ли в ту пору при-менялось. Можно предположить, что только с прибытием в наш регион переселенцев с централь-ной России в 16-17 в. это название стало иногда употребляться в обыденных разговорах в качестве второго (неофициального) для главного города на реке Вятке. И лишь впоследствии оно было ут-верждено указом.
4. Так как прослеживается факт переноса города Колина на место Хлынова, а также учитывая, что в 14-15 в. город в устье Моломы иногда звали Вятка, то переименование Хлынова в Вятку имело под собой некоторые основания. Правда, оговорюсь, название Вятка употреблялось в отношении города Колина лишь сторонними людьми.
5. Имена Вятка, Хлынов и Киров - все равнозначно исторические. Вятка - значит Великая река, возможна связь этого слова с именем верховного божества германцев и западных славян - Вотан-Один. Слово Вятка из-за ассоциации с местностью вокруг города Колин на реке Вятке получило дополнительное значение - Клин: клин земли врезавшейся в чужие владения, а также боевой клин - вятка-ватага. Хлынов - оригинальное имя для новопостроенного в 16 в. города. Киров - наш земляк, популярная в свое время личность. Кроме того, есть христианский святой Кир. В древнем Новгороде 14в. по имени церкви этого святого была "улица Кирова".
Таким образом, название нашего областного центра должны выбрать сами жители города после ознакомления с полной и всесторонней информацией по его истории. К сожалению, этого не про-исходит, и вся дискуссия сводится к политическим спорам, исходя из часто случайных личных предпочтений.
* * *
В Прикамье до сер. 13в. жили и действовали особые Камские (Нукратские) булгары, не мусульмане. Кто они были в этническом плане - надо выяснять. С их существованием можно связать находки "славяноидной керамики" 12-14в. на городищах Вятки, Татарстана и Мари-эл. Возможно, это были славяно-финские метисы, особый вид русов, живших вблизи булгар. Разумеется, вопросы всё это очень непростые, многое предположительно. Всегда нужно иметь в виду, что правящая группа часто отличалась от народной массы, а население древних государств представляло собой смешение многих народов и племен, даже в большей степени, чем нынешняя Россия.
Казачество прошло разные этапы становления и формирования. Я рассматриваю пока только Вятский 13-15в. В этот период на Вятку прибыло много разных русских и булгар. От этой смеси и появились казаки конца 15в. Были ли казаки до монгол и откуда и как они появились в Прикамье? - пока не ясно.
П. С. Первые жилища в Никульчино были полуземлянки южного типа, встречающиеся в домонгольском среднем Поднепровье. В настоящее время этот регион (к востоку, югу и западу от Киева, в т. ч., Поросье), по археологиии соотносят с территорией расселения союзников Киевских князей - 'чёр-ных клобуков' (черношапочников) - торков, берендеев и печенегов и др. степных народов, пере-шедших к полуоседлой жизни. Эта культура была близка к протобулгарской (Салтово-Маяцкой) и раннебулгарской, особенно по типу укреплений (эскарпы, округлые городки, протяженные валы и др. см. работу Моргунов Ю. Ю.). На Вятку данный этнический элемент мог попасть опосредован-но через Волжскую Булгарию. То, что казаки на Вятке имели южное происхождение, с Приказа-нья, не вызывает сомнений. Какое-то время в начале 14в. эти казаки-ушкуйники (или часть их) жили севернее Вятки в Новгородской земле.
Выше были высказаны следующие гипотезы происхождения казаков Приказья.
1. От наемников колбягов - прибалтийских выходцев, западнославянского происхождения (с ост-рова Артан-Рюген). Колбяги составляли охрану правителя Булгар, и жили в отдельных городках рядом с его замком. Калган - так называли их в Булгаре и Учели. На Вятке соседний с Чуршин-ским замком город Слободской мог называться в домонгольские времена так же, сохранилось его древнее булгарское название 'Коллога' или 'Калга'.
2. В Джагфар Тарихы упоминаются влиятельные одно время феодалы-рыцари - Казанчии. Основ-ной территорией их расселения было Приказанье.
3. В ДТ также упоминается популярный в 12в. религиозный орден 'Грачи'. Прослеживаются его связи с вятчанами ('гарачцами') и с русами-скандинавами из рода Хум. Последним убежищем 'грачей' было Елабужское городище Алабуга, имевшее в прошлом название 'Саддум'. По ДТ это слово означает Скандинавию.
4. Можно, также, предполагать связь раннего казачества с бродниками и 'флотом Ширдана'.
Пока трудно сказать, какая из названных версий более вероятна. Нельзя исключить и синтез всех указанных ветвей. В 13в. в период противостояния монголо-татарской экспансии шло быстрое объединение всех сопротивляющихся, концентрация сил вокруг Казани, а с ее падением - на Вят-ке. Из сплава остатков древнерусского и древнебулгарского этносов и родилось казачество.
Многие материалы в данной работе имеют эксклюзивный характер. Можно даже сказать, что сде-лан важный шаг в осмыслении нашей истории. Отныне уже никто более не имеет право повторять избитую фразу: "нет ничего темнее истории Вятки...". Тьма из наслоений многовековой лжи ос-новательно рассеяна. У Вятской земли есть своя героическая история, не похожая ни на чью.
В заключение хотим обратиться ко всем казакам Украины и России. Гипотез и теорий происхож-дения казачества выдвинуто много десятков. Но все они вместе взятые не имеют и десятой доли доказательной базы представленного здесь в общих чертах Вятского варианта. Спросите себя, кто вам ближе в качестве предполагаемых предков: степняки, северокавказцы, сарматы, хазары, бег-лые холопы и разбойники, или вятчане-республиканцы? Ответ очевиден.
Вятка - родина казачества!
Е. Харин и Б. Устинов
(skygrad и borgheus)
Слободской, Киров
***
Подготовка и обработка материалов - borgheus
2009-2010
- Нет крестов и оружия в Хлыновском городе.
Такие кресты носили знатные люди, рыцари и казацкая старшина.
ДОПОЛНЕНИЕ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КОЗАКОВ-ЧЕРКАССОВ
Наиболее полный рассказ о первых казаках сохранили Ермолинская и Никоновская летописи.
1444г. 'И придоша на них (на татар, ставших к югу от Рязани) мордва на ртах с сулицами и с рогатинами и с саблями, а казаки Рязанские такоже на ртах с сулицами и с рогатинами и с саблями з другия стороны'.
На Ртах - на лыжах. Сулица - копье-дротик длиной около 1,3м. В Прикамье, судя по находкам наконечников, сулицы были распространены издревле. Их применяла пехота и конные. Рефрен (повтор) 'на ртах с сулицами и с рогатинами и с саблями' - выдает вероятную правку или домысливание сообщения о вооружении казаков (по аналогии с мордвой). Скорее всего, однотипным было передвижение на лыжах. В целом это упоминание о рязанских казаках вызывает много вопросов. Неисключена поздняя вставка слова "казаки" в значении 16в. (вольные праздношатающиеся охочие до приключений люди).
'Тои же весны (1445) царь Махмет и сын его Мамутяк послали в Черкасы по люди, и приде к ним две тысячи казаков, и шедше взяша Лух без слова царева и приведоша полону много и богатства'.
Городок Лух известен с начала 15в., ныне находится на востоке Ивановской области, выше Н. Новгорода, на речке Лух, - притоке Клязьмы (Оки). Лух был взят 'без слова царева'. Можно поло-жить, что казаки-черкасы сначала пограбили Лух, а затем уже пришли в казань с полоном. То есть, по зову царя, снялись со своего места и прямым путем, не заходя в Казань за инструкциями и ве-роятными царскими 'комиссарами', напали на русско-московский Лух. Откуда были эти казаки-черкасы? От Казани до Днепра или Кавказа далеко (более 1000 км). Вероятно, в поздней летописи при переписывании события из какого-то старого источника непонятное слово было заменено из-вестным в ту пору названием поселения казаков-черкасов на Днепре. Очень вероятно, что эти чер-касы жили на средней Вятке. Лух от нее точно на запад, Казань гораздо южнее. Ходить в нее с пустыми руками без дела - нет смысла.
Из Словьева (эпизод 1446 г., времени феодальной войны):
'Между тем князь Василий Ярославич и другие московские выходцы, жившие в Литве, еще не зная об освобождении великого князя, решились, оставя семейства свои в Литве, идти к Угличу и вывести оттуда Василия. Они уже назначили срок собираться всем в Пацыне, как пришла весть, что великий князь выпущен и дана ему Вологда. Тогда князь Василий Ярославич двинулся из Мстиславля, князь Семен Оболенский с Басенком из Брянска, сошлись в Пацыне и, получивши здесь весть, что великий князь уже пошел из Вологды на Белоозеро и оттуда к Твери, двинулись к нему на помощь. Близ Ельны встретили они татарский отряд и начали было уже с ним стреляться, как татары закричали: "Кто вы?" Они отвечали: "Москвичи; идем с князем Василием Ярославичем искать своего государя, великого князя Василия Васильевича, сказывают, что он уже выпущен; а вы кто?" Татары отвечали: " Мы пришли из страны Черкасской , с двумя царевичами, детьми Улу-Махметовыми, Касимом и Эгупом; слышали царевичи о великом князе, что он пострадал от братьев, и пошли искать его за прежнее его добро и за хлеб, потому что много его добра до нас было". Когда дело таким образом объяснилось, москвичи и татары съехались, дали друг другу клятву и пошли вместе искать великого князя. Шемяка с князем Иваном можайским выступил к Волоку, навстречу неприятелю..." http://www.magister.msk.ru/library/history/solov/solv04p2.htm
Комм. Ельня находится возле Смоленска. Расстояние до Днепровских Черкасс сравнимо с расстоянием до округи Казани. Сыновья Казанского хана Улу-Мухаммеда (Касим и Якуп) перешли на сторону Василия Темного, в отличие от своего старшего брата Махмутека, боровшегося с Василием. Итак, вновь черкассы оказываются связанными с Казанью и ее ханом. Поэтому вполне естественно полагать, что 'Страна Черкасская' и в данном случае была где-то возле Казани. Черкасские "татары" предстают как полноправные союзники казанских царевичей, самостоятельно ведут переговоры и заключают союзы с москвичами. Их страна наверняка была отдельной территорией.
Чирки - обувь из одного куска кожи, типа котов, мягкие сапоги на меху (иногда короткие без голенища); ныне охотничья обувь; другое название - бродни, улы, ичиги.
Чирки - топоним, 6 в Кировской области, Мари Эл, Новгородская, Урал, Сибирь.
Фамилия Чирков фиксируется с конца XV в.: 'Чирков Григорий Никитич, 1485 г., Псков; Григорий Чирков, подьячий, 1575 г.' (Веселовский I); 'Олексей Чирков, сборщик в Чердынском уезде, 1627; Максим Чирков, дьяк московский, 1646 (см. также: Веселовский II); Семен Пантелеев сын Чирков, муромский отчинник, 1694' (Тупиков); 'Чердынец Левка Михайлов сын Чирок, 1623; крестьянин д.Выгаловых на р.Кемоль Афонька Ерофеев сын Чирков, 1647' (Полякова); Назар Чирков, казен-ный дьяк Софийского архиерейского дома в Тобольске, 1637 г.
В числе предков Чирковых в юго-западных приходах Камышловского у. мог быть беломестный казак Катайского острога Иван Фотеевич Чирков; его отец, солдат из Устюжского у., был убит на службе под Чигирином, после чего вдова с сыновьями приехали в Катайский острог, где Иван, его брат Василий и двоюродный брат Петр Григорьевич стали беломестными казаками (перепись 1695 г.). Переписью 1719 г. в окрестных деревнях учтены жившие на подворье бобыли: в д.Месниковой (14:2) - Артемий Зотикович (Зотеев) Чирков, в д.Зырянской (8:1) - Иван Козмич Чирков.
http://www.okorneva.ru/?main=dictionary_of_Ural_family_names&id=101851&top=101800
Казаки же нередко шили себе из сыромятной кожи сибирские унты, чирки и ичиги.
Слово Чирики (Верхний Дон) - происходит от Чарыки (тюр.), - кожанная обувь.
Подобную обувь шьют у нас на Вятке и поныне, правда, используют ее вместо домашних зимних тапочек, зовутся 'бродни'. Просматривается связь имен Бродники и казаки-Черкасы. При этом последнее слово имело первоначальный вариант 'чиркисы', точнее, - 'чиркицы', то есть люди носившие обувь чирки. Цы - окончание, сравните: новгород-цы, вяти-цы (вятичи). Возможно также, что первоначально слово 'чирки' было связано не с обувью, а с местностью. В нашем случае, это приток Вятки река Чепца. Её нынешнее название неясного происхождения наверняка отличается от прошлого. Встречаются такие варианты: Цибирца, Речица, - то есть, длиннее нынешнего. Поэтому нельзя исключить, что когда-то она называлась 'Чиркица', а жили на ней 'чиркизы' или 'чиркисы'. Нельзя исключить, что как раз река (местность) получила имя от населявших ее 'Чирков' - людей в характерной кожаной обуви.
Описание Черкасского замка 1552 г., казаки: Балиш, Бахта, Байдык, Бухан, Бут, Гусейн, Каранда, Киптай, Кудаш, Махмедер, Малык-баша, Моксак, Ногай, Охмат, Теребердей, Толук, Чарлан, Че-лек, Чигас, Чурба... --- Некоторые имена совпадают с вятскими-татарскими, Бахта, Каранда, Ку-даш и др.
Слово "шеркеш" (имя рода из Младшего джуза) представляет собой видоизменение этнического термина "серкеш" (так это слово читается в старых текстах, созданных на основе арабской графики). По-казахски serke "выхолощенный козел; вожак отары" + аффикс ласкательности -sh (ср. название крупного туркменского племени текинцев - teke "козел"). Здесь мы видим - иногда случающееся в устной речи - явление регрессивной фонетической ассимиляции [ш - ш] < [с - ш]. Аналогичные примеры: башкыш < баскыш "лестница", кишмиш < кысмыш "выжатый виноград", кышкаш < кыскаш "щипцы".
Встречающиеся в русской исторической и этнографической литературе некорректные формы передачи этого микроэтнонима в виде "черкесы" ~ "черкесцы" приводят к ложным предположениям о связи представителей рода серкеш с кавказскими черкесами.
Вероятнее всего, лексема "черкас" (черказ ~ черкес ~ черкез ~ черкиз ~ кергиз ~ кыргыз ~ киргиз ~ circass и т.д.) является фонетической модификацией синтагмы qyr qaz "степной (дикий) гусь", которая использовалась метафорически на огромном степном пространстве Евразии (Монголия, Южная Сибирь, Казахстан, Поволжье и Приуралье, Сев. Кавказ и Сев. Причерноморье) для обозначения тюркских воинов, обычно осенью объединявшихся в боевые отряды для походов в соседние страны (подобно диким гусям, осенью собиравшимся в стаи для перелета в теплые края). Второй член словосочетания был оформлен аффиксом -aq и практически утратил прямое значение: qyr qazaq "степной казак". Нередко определение опускалось как избыточное, т.к. лексема qazaq применялась к воину-степняку. В языке татар, переселившихся в Казахстан, еще в XX в. архаическое слово qyrghyz иногда использовалось в отношение казахов, а словосочетание qyr qazaghy, букв. "казак степей" - для жителей казахских аулов.
В языке османских турков: сäркäш 1) смелый, самовольный; 2) бунтарь. По В. В. Радлову, слово заимствовано из персидского языка. К удивлению, в якутском языке: чäргäс 1) смелый, резвый; 2) настороженный, у башкир: сэркэш - драчун. Такое далекое распространение имени вызывает со-мнения в его кавказском происхождении, тем более, что живший на Кавказе в XV в. генуэзец Ге-оргий Интериано в своих воспоминаниях 'Жизнь зиков, именуемых черкасами' писал, что 'зихами' зовутся они на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их 'черкасами', и на их собст-венном наречии они называются адыги. Генетические исследования совремнных адыгов не вы-явили их связей с казачеством. Чем же можно объяснить путаницу части казаков с горцами?
В 1561 году состоялся брак Ивана Грозного с Марией Темрюковной, 'из черкас пятигорских девицей'. Тогда же, судя по актам, 'сошли на Москву' последние Черкаские князья, в дальнейшем игравшие большую роль в русской истории. Наименование чиркесы адыги получили в виду чисто внешнего сходства их с казакими булгарского происхождения. Булгары-барынджары, по некоторым сообщениям, были выходцами с Сев.Кавказа. Правда, произошло это еще в 7в.
Е. Харин недавно выдвинул свою версию. Она довольно убедительна и отчасти поправляет сказанное.
О ПРОИСХОЖДЕНИИ слова ЧЕРКАССЫ
Казаки-черкасы, судя по упоминаниям в источниках, представляли собой особую разновидность. Отличие состояло только во внешнем виде их, так как вера и все остальные казачьи традиции были идентичны. Исходя из результатов раскопок казачьего кладбища в Чигирине, это были казаки не славянского этнического происхождения. Но и ново-крещеными татарами их нельзя признать. Об этом нет веских свидетельств, да и обмер черепов чигиринцев не дает оснований видеть в них татар-ордынцев. Это был особый тип близкий к хазаро-булгарскому.
Впервые казаки-черкасы упомянуты в русской летописи за 1445г., когда они по просьбе Казанского хана пограбили пограничный Московский городок Лух. Где располагались эти Черкасы? Наверняка не на Дону или Днепре, или, тем более, на Кавказе, а где-то вблизи от Казани. Понятно, что исходя из моей версии происхождения казачества, в 15в. поселения черкасов должны находиться на нижней Вятке. И действительно, на берегу Вятки в Мамадышском р-не Татарстана почти на границе с Кировской обл. есть село Старый Черкас (Иске Черкас). В селе этом и его округе живут татары рода 'Черкаслар', это крешены, - татары-христиане.
Выше была высказана догадка, что слово 'черкасы' произошло от обуви чирки. Но тут много нятяжек: носили ли казаки такую обувь и почему только некоторые, а не все, - чего проще обуться и стать 'чиркисом'. Нет, тут что-то не так... Хотя само деление слова на части Черка-сы более продуктивно в сравнении с делением Чер-кас, и дает новый взгляд на проблему его происхождения. Если принять, что окончание 'СЫ' - это искажение от 'ЦЫ' (по типу 'новгород-цы', 'рязан-цы'), то остается разгадать корень 'ЧЕРКА'.
На Вятке слово 'церковь' произносят как 'черкаф' (так же и в Болгарии Дунайской).
Церковь по-татарски называют Чиркэу ( http://www.tatar.ru/files/RusTat_23.pdf ). Дело в том, что татары не знают звука 'В'. Поэтому в заимствованных словах заменяют его другими: в начале слова - на 'Б', в конце - на среднее между 'У-И'. Слово "Черкассы" (от "черкаф-цы"), безусловно, русское, заимствованное татарами. На Дону произносят "церкаф", но надо пояснить, что и на Вятке существует два варианта говоров: "чокающий" и "цокающий".
Двойное 'С' в слове 'Черкассы' свидетельствует о редукции (замене) в оригинале (Черкаф-цы) двух звуков - 'Ф' и 'Ц'. Грамота великого князя литовского Александра крымскому хану Менгли-Гирею, датированная 1492 годом подтверждает это: '...кияне и черкасцы, пришедши Днепром под Тягинею, корабль твой разбили'.
Таким образом, черкасы - это православные христиане (буквально "люди церкви") не славянского происхождения (или неславянской внешности). Со временем это имя стали употреблять не только в отношении вятчан-казаков булгарского происхождения, но и просто крещеных татар и кавказцев. Отсюда происходит употребления слов черкасы и черкесы в отношении очень разных народов, а также распространение среди них подобных имен и топонимов. Днепровские и Донские черкасы были настоящими казаками, выходцами с нижней Вятки, где до середины 15в. они жили в особой волости в пограничной зоне между Московскими и Казанскими владениями. После нападения на г. Лух, эти казаки подверглись давлению со стороны Москвы и потому большая их часть в 1469г. снялась со своих мест и отвоевала новую родину на Днепре. Вероятно, семейные черкасы остались жить в Казанском ханстве.
Наименование "Люди церкви" в отношении военно-казачьего сословия еще раз подтверждает существование на Вятке особого рыцарского ордена.
***
Комментарий Б. У.
Воскресенская и другие летописи писались-переписывались в 16в., поэтому выражение в отношении черных клобуков, в 12в. живших на южной Киевщине, "иже зовутся черкасы" - носит явно поздний вставной характер.
Город Черкассы упомянут (без точной датировки) в Супрасльской летописи в событиях конца 14в. Но сама летопись была составлена в начале 16в., когда город Черкасы на Днепре уже видимо, был. Город древний, существовал задолго до прихода в него козаков. До того, видимо, имел иное название, которое в период написания летописи уже забылось, а потому было заменено более актуальным Черкасы.
Черкассы упоминаются в 'Списке русских городов' (составлялся для раскладки ордынской дани в 1375г. с последующими дополнениями):
Девять из этих городов (Каменець, Иловечь, Браслаль, Соколечь, Звенигород, Новыи горо-док, В?ничя, Скала, Бакота) фиксируются на карте Подолии. В частности Каменець, Скала и Бакота на Днестре, а Браславль, Новый городок и Веница на Южном Буге. А вот местополо-жение городов Черлен и Черкасы определить затруднительно, о последнем Тихомиров писал: 'Точно также трудно думать, что Черкасы на Днепре одноименны с польским или подольским городом Черкасы, названным в 'Списке'. Из всех 'польских' городов местоположение только этого города остается неясным, но именно польских Черкас можно было бы связать с переселением кавказцев.
В документе 1552 г. указано, что литовский князь Гедемин (Великий князь 1316-1341г.), завоевав Кафу и Перекоп, привел черкесов с их княгиней и поселил на р. Снипорид (приток р. Сула) и основал там город Черкасы. Позже Гедемин также населил черкесами и район г. Канив.
'А се Киевьскыи гроди: Дверенъ на Рши, Корсунь, Треполь на Днепр?, Каневъ, Глинескъ, Переяславль Русскыи, Юрьевъ, Перес?ченъ, Василевъ на Стугн?, Б?лъгород на Рпен?, Чернъгород, Киевъ, деревянъ, на Днепр?; а церкы: святаа Богородиця десятиннаа, камена, была о полутретьятцати верс?х; а святая Софиа о 12 верс?х'. - Днепровским Черкасам очевидное место здесь, но такого города не указано. В целом, складывается впечатление, что поселение кавказских черкес на Украине нельзя однозначно связать с опоявлением здесь казачества. Если кавказцы и принимали участие в этом явлении, то не играли основной роли.
Топоним Чирки есть на Вятке, как и фамилия Чирков. Возможно, это местный вариант слова "черкас" (он ближе к татарскому церковь - чиркэ). Из всего сказанного следует, что на нижней Вятке в первой половине 15в. жили козаки-христиане южного этнического типа, ставшие известными под именем черкассы.