Аннотация: Материалы с сайта Подосиновского р-она, об расселении ушкуйников, Кайгород. Из книги В. Меньшенина о козаках-ушкуйниках 14в.
Ушкуйник, реконструкция
Как уже писали в самом начале темы, историки казачества считают одним из районов пребывания казаков на Вятке Подосиновский район. На это указывает соответствующая казачья фамилия и др. факты. Ниже привожу публикации с сайта Подосиновского р-она.
Примечание. Поселок Подосиновец расположен на р. Юг возле с. Демьяново.
"20 июня 2003 года во время самовольного кладоискательства в развалинах Подосиновской Спасской церкви на городке Осиновец (Аксентьевское городище) Никитой Сайтовым - г.Пермь, Александром Петуховым, Михаилом Котельниковым и Александром Шулеповым - п.Подосиновец был найден наперстный двустворчатый крест-энколпион с подвижным оглавием. В раскопе перед правыми дьяконскими вратами, на глубине 50-60 см в слое серой земли с примесью угля школьники обнаружили фрагменты керамики и крест желтого металла, размером: 9,4 х 5,2 см.
От прилипшей земли энколпион они обмыли в роднике, находящемся в овраге с северо-западной стороны городища. "В той же волости (Подосиновской) в старой осыпи, где был Осиновец городок
в писцовых книгах 1626 года упоминается одна церковь на городке: "В той же волости городок Подосиновской, а в нем церковь Михаила Архангела, холодная деревяна клецки... В городке десять изб, да четыре анбара, пусты; поставлены для осадного времени".
В фондах Подосиновского краеведческого музея хранится еще один бесценный экспонат, имеющий отношение к духовной жизни наших предков. Бронзовый наперстный крест с двусторонним изображение и ушком для шнурка, найден жителем села Шолги на мысу, образованном оврагом и террасой берега реки Юг.
В 80-х годах дорогу, проходившую по мысу, сделали более пологой и часть мыса разрушили. Образовалась песчаная осыпь высотой 2,5 метра. На срезе осыпи, в верхнем (20 - 30см) и дерновом слоях во множестве виднелись разрозненные человеческие кости. При осмотре осыпи в июле 1996 года археологом Сенниковой Л.А. в вертикальной зачистке осыпи на уровне 120 - 130 см. от поверхности обнаружен костяк с ориентацией северо-восток.
При сравнении шолгского креста с фотографией креста, найденного при земляных работах на "Красной Слободке" в г.Пятигорске в 1961 году, обнаружено полное сходство. Наклон ушка с изображением Нерукотворного Спаса в одну и ту же сторону свидетельствует о том, что использовалась одна форма для отливки или же был сделан восковой слепок с оригинала.
В.А. Кузнецов называет еще 5 крестов такой же формы, найденные в Киеве, в Москве при раскопках усадьбы XV-XVI вв., новгородский из кладбищенского слоя XV века, четвертый крест опубликован В.Н. Перетцем и датирован им XV - первой половиной XVI века. При раскопках древнерусского селища Лебедка в Орловской области Т.Н. Никольской был найден еще такой же крест в слоях времени до монгольского нашествия (по предложению автора раскопок, селище было покинуто во время нашествия Батыя). Материалов позже XIII века на этом памятнике не выявлено. Следовательно, кресты данного типа бытовали в XIII веке, когда они, вероятно, и производились. Кресты, найденные в памятниках XV-XVI веков, (как и шолгский - авт.) были предметами длительного пользования, о чем свидетельствует их сильная потертость.1
Есть основания утверждать, что захоронение в с.Шолга можно отнести к XVI веку.
По рассказам местных жителей на высоком мысу, образованном понижением коренного берега реки Юг и оврагом, на поверхности земли находили человеческие кости, а по иным легендам - железные шлемы.
Осиновец впервые упоминается в Устюжской летописи за 1486 год, а также в кормленной грамоте
Ивана III Ивану Андрееву сыну Племянникову, относящейся к 1485-1505 годам. В первых вариантах Книги Большого Чертежа 1496-97 годов значится городок Осиновец в числе укрепленных мест по реке Юг.
Название погоста Подосиновец впервые встречается в Писцовой книге Устюжского уезда 1626 года, а как волость - еще раньше за 1593 год по документам судного дела крестьян Верхопушемской и Подосиновской волостей. Что, естественно, предполагает существование погоста Подосиновец в это время.
Где именно, на левом берегу Юга находился погост Подосиновец уточняет лоцманская карта реки, составленная по съемкам 1926 года. На карте в километре выше по течению от деревни Чуприяново, вместо которой была Подосиновская пристань, и в ста метрах от кромки воды обозначен столб с крестом, поставленный как памятный знак на месте бывшей деревянной церкви.
Речка Кая берет начало в Кайском болоте и впадает в реку Молому. Ниже приводятся данные из технического описания маршрута водного похода, проведенного в 1989 году: д. Лодейно - ручей Кай - речка Кая - река Молома.
Через д. Лодейно на юг когда-то проходил волоковой путь, затем Орловский тракт. Сейчас от д. Лодейно через поля существует дорога, пересекающая два небольших пересыхающих в летнее время ручейка. На расстоянии один километр семьсот метров от деревни дорога спускается к речке Чумкеснице (местные жители произносят Чумкасница). На низком левом берегу речки дорога устлана несколькими слоями гати, правый крутой берег срыт в виде пологого лотка, длина которого - 102 метра, ширина от 4 до 5 метров.
Речка Чумкесница удалена от реки Пушмы по волоку на расстояние равное 7,5 км. и находится на полпути к ручью Кай. Вероятно, здесь на берегу не пересыхающей в любую жару речки было место отдыха для, преодолевающих волок. Название речки подтверждает это. По коми ЧОМ - шалаш, КОСТ - промежуток, расстояние. Голландец на русской службе Избрант Идес возглавивший многочисленное посольство из Москвы в Пекин, в 1692 году проехал через Ужгинскую волость в верховьях Сысолы и Прикамья. Идес пишет о зырянах, что зырянская мера длины - ЧУМКАС (ЧУМКОСТ) равняется хорошей немецкой миле. Старая русская миля равна 7,468 км.
После Чумкесницы оканавленный Орловский тракт плавно без резких поворотов выходит на открытое болотистое место. В этом месте тракт идет влево, чтобы обойти Кайское болото в более узком месте, а предполагаемый волок направляется прямо на Кайское болото к ручью Кай. Ручей представляет из себя цепь глубоких омутов (до 4 метров) и между ними протоки глубиной около одного - двух метров, иногда исчезающие под болотной дерновиной. Через километр Кай впадает в речку Каю. Наименьшая глубина Каи в середине лета 1 метр. Через три километра сплава на байдарках Кая исчезает под завалом из бревен от старого моста Орловского тракта. Далее каскады бобринных запруд позволили пройти по воде до бывшей деревни Фатенки. Ниже пришлось преодолевать множество перекатов. На некоторых участках Кая напоминала рукотворный канал.
Волок Пушма - Кая известен в 18 веке под названием Кай - волока. По свидетельству Чулкова (1743 - 1792 гг.) в историческом описании российской коммерции река Молома в прежние времена служила торговым водным путем, который вел из Вятки через Кай - волок на Пушму, Юг и другие водные пути Северо-Двинского бассейна.
За 1690 год волок упоминается из дела по челобитию торговых людей гостиной сотни о присылке грамоты устюжскому воеводе с разрешением нанимать "вольною ценою" крестьян Пушемской волости Устюжского уезда для провоза их товаров с Вятки в Архангельск через Пушемский волок.
С середины XVI - начале XVII веков, когда торговые связи с Западной Европой становятся систематическими, возникает потребность в ежегодной доставке больших объемов груза к Архангельску.
В таможенных книгах Устюга Великого за 1634 год есть запись сбора проплавных и других пошлин на реке Усть - Юге на Горке: "Мая в 13 день вятчана Александр Данилов, да Козьма Панов, Данило Пасынков плыли ис - под Вяцкого волока в байдаре невеликой с товаром: мерою 12 саж. без чети, широта 3 саж., высота сажень с четью, 8 чел. ярыжных. Пошлины платили 10 рублей. В этот же месяц в 15 день "колмогорцы Пятой Григорьев с товарищи втроем плыли ис-под Вятцкого в байдаре, 10 чел. ярыжных"". В 1636 году "Мая в 2 день казанец Филип Данилов да вятчанин Козьма Андреев плыли ис-под Вяцкого волока х Колмогорам в лодейке с товаром с салом и кожами яловичьими, ярыжных 5 чел. Платили проплавной пошлины с судна, и себя, и с ярыжных, и с носника, и с кормщика, всего 2 рубля 15 алтын". 16
Из выше изложенного следует, что первоначально торговая пристань находилась под д. Подволочьем (Серкино). Об этом свидетельствует заметка П. Котова о истории Подосиновской пристани в Вологодских губернских ведомостях ? 30 за 1852 год: "... Впоследствии неудобство местности и затруднительный сплав заставили перенести пристань на лучшее место, которое отыскано и указано было Никольским I-й гильдии купцом Яковом Грибановым там, где существует Подосиновская, в простонародье Перевозская пристань".
В описании Вологодской губернии Пушкарева за 1846 год упоминаются две торговые дороги, проходящие по территории Подосиновского района: "Старая Орловская из Устюга в г. Орлов Вятской губернии проходит прямо к устью реки Енталы, далее, следуя вдоль по рекам Ентале и Вохме, выходит на Московско-Вятскую дорогу и по ней в г. Орлов. Длина ее 194 версты, в летнее время она представляет затруднения для провоза тяжестей".
"Орловская дорога отделяется от предыдущей (Старой Орловской дороги, авт.) в Устюжском уезде при д. Нице (недалеко от Усть-Алексеево, авт.) и пролегает вдоль рек Юга, Пушмы, Каи и Моломы до границы Вятской губернии, откуда продолжается в г. Орлов. Длина ее 230 верст. Она находится в лучшем состоянии для провоза тяжестей".
В военно-стратегическом обозрении Российской империи за 1850 год подробно перечисляются населенные пункты, через которые проходила торговая дорога из Устюга в Орлов. Орловская дорога "... отделяется от дороги, ведущей из Устюга в Лальск при д. Подволочье, в 21,5 верстах от г. Устюга; направляется на юг через реку Лузу, входит в Никольский уезд при д. Желтикове (бывшая деревня Зареченского с/с, авт.); на протяжении 18 верст от д. Плесо до Подосиновской пристани совпадает с другой, ведущей из Лальска в Никольск. Пройдя Подосиновскую пристань, дорога идет правым берегом р. Пушмы до д. Подволочье, где устроена переправа через Пушму. Далее входит в длинный, болотистый и безлюдный волок, сохраняя постоянно юго-восточное направление, дорога придерживается течения р. Моломы, которую в пределах Никольского уезда пересекает она 5 раз. ...Зимою дорога хороша, по ней в то время идут многочисленные обозы из Вятской губернии к Подосиновской пристани и далее".
"Дороги идущие из Орлова и Котельнича к Подосиновской пристани сходятся в селении Коберском от Орлова в 51 версте, а от Котельнича в 60 верстах. И на остальных до пристани 220 верстах идет уже один путь, через деревню Поляки, села Красное и Шабурское, деревню Волмангу, село Верхомоломское и д. Серкинскую. Эта дорога лучше дорог на Ношульскую и Быковские пристани (р.Луза, авт.), несмотря на неудобства от 6 трудных переправ через р. Молому и подъемов на крутые ее берега".
Кроме пристаней по Югу и Лузе, в бассейне Северной Двины были пристани: Кайгородская на Сысоле, Визингская на реке Визига, притоке Сысолы, Вочевская на реке Вочь, притоке Сев.Кельтмы. Их использовали на протяжении нескольких веков сольвычегодские промышленники Строгановы для связи с прикамскими вотчинами................................................
Упомянута дер. Желтикова, -фамилия Желтиков была в Тульском списке казаков. Крестов показанных выше у простых крестьян, да и казаков, не было. Это атрибут знатных людей. Характерны они для южных русских регионов.
Л. Д. Макаров: "Подосиновец - это старинный городок Осиновец, который известен c XIV века. В 15 километрах - городище , на котором я и вел раскопки в 1977г. Оно оказалось трехслойным. Ранний слой - финно-угорский, ванвиздинская культура, VIII - IX веков. Там были обнаружены первые древние жилища этой культуры, что оказалось археологическим открытием. Котлованы глубиной до метра, размером четыре на пять метров в среднем, ближе к углу располагался очаг, в котором камни нагревались, давая тепло жилищу. Самая яркая находка - славянское височное серебряное кольцо в полтора оборота. В ухо вставлялось. Оно четко датируется XI - XIII веками. И керамика XII - XIII веков".
Примерно в 15км ниже по реке Юг от Подосиновца есть подходящий береговой холм (высота 149м), между д. Желтиково (на восточном склоне оврага) и устьем р. Шолга, дорога проходит по склону холма (здесь нашли захоронение и крест). Это и есть городище Осиновец с могильником возле него. Судя по всему, это воинское захоронение, вероятно, братская могила 14-15в.
Второй слой городища имеет славяно-русские находки, я бы связал его с упомянутым в ДТ городком Гусман-катау (буквально - крепость Гусмана на горе). "В области расселения дреговичей в курганных древностях ХI - ХII вв. обычными являются перстневидные височные кольца с заходящими в полтора оборота концами (табл. 51, 30). Они встречаются и в древностях древлян и волынян". (М.В. Седова).
Т. е., имеем пришельцев с юга, а не с севера.
3 слой городища - 14-15в. - может быть связан с ушкуйниками, но об этом поговорим ниже.
В районе Подосиновца был волок с Моломы на Юг и далее к его устью, где позже появилась крепость Гледен и город Устюг Великий - крупнейший город на русском севере в 14-16в. Здесь был перекресток основных водных путей: на север по Двине к морю, на запад по Сухоне к Белоозеру, Новгороду и Ладоге, на восток по Вычегде к Печоре и Каме до Югры, и на юг - Нукратский путь на Вятку и Булгар.
Интересно, что в Кир. область входит только участок р. Юг в районе городища Осиновец, что отражает древние связи региона с Вятской землей. Вятчане должны были контролировать важный для них путь. Поэтому им необходимо было иметь свою крепость на р. Юг для обеспечения безопасности волока с Моломы.
Село Подосиновское, что был городок Осиновец, расположено по обеим сторонам р. Юга.
По сообщению 1847 г. 272) [П. Черняева] вблизи Подосиновца равно как и у Спаса на Вохме 273) [О Вохомском городке см. ниже] существовали, по словам старожилов, городки, подобные Кичменскому.
Городок в приходе Михаила Архангела 274) [Сообщ. Е. Кичиным в 1845 г. см. В. Г. В. ? 11 в статье о 4-х Халезских приходах]
В ста верстах от Устюга на полдень жила на реке Юге Чудь. Она имела здесь деревянную башню, сажен до 12 высоты (25м) и в 5 сажен ширины, с малыми отверстиями по бокам и с одной дверью для выхода. Эта башня называлась у туземцев "Городком", а от него и нынешний приход Архангела Михаила, где находится башня, именуется Городком.
Городка не стало тому лет 25, он сгорел неизвестно от какой причины. Говорят поселяне, что кто из них покушался разрушить это строение Чуди, тот видел вылетавшие искры от ударов топора и скоро умирал.
Андангские починки и Анфалова могила 279) [В. Г. Вед. 1885 г. ? 44-й в статье "Никольский уезд" Историко-экономический очерк Н. П. Нынешний Андангский приход с храмом Происхождения Честных древ]
Во время разрыва Новгородцев с Москвою во главе новгородских приверженцев Москвы в важеской области стояли бояре Никитины и когда попытка вел. князя московского Василия Дмитриевича овладеть Двинскою землею, принадлежащей Новгородцам, не удалась, тогда один из Никитиных Анфал, избегая мести сограждан, пришел с Ваги на Сухону и двинулся к Устюгу. Разбитый Новгородцами у Медвежьей горы Сольвычегодского уезда, он через Устюг вверх по реке Югу направился к системе Камы, но его встретили Вятчане, занявшие места по р. р. Вохме, Ваге и Моломе (Никольского уезда Вознесенской волости) притоками Камы; тогда он остановился при впадении р. Анданги в Юг, где и умер. Спутники его, которым надоела скитальческая жизнь, пристроились на его могиле и основали несколько селений, известных под названием: Андангских починков. Анфалову могилу показывают и теперь в 7 верстах от Дуниловой пустыни, около так называемых Анфаловых ям.
Чудские могилы
В конце 40-х годов были сделаны раскопки в разных местах Устьсысольского уезда так называемых "Чудских могил", а также валов и насыпей в городках затинных "Вотче", "Ужге", "Кибре" и других. При раскопках этих были найдены разные серебряные, медные и железные вещи, стаканы, ножи, косы и проч. и несколько миниатюрных изображений животных, птиц и людей 283) [Вол. Губ. Вед. 1851 г. ? 17-й стр. 182-я].
Карииль
Так называется зырянами холм в селении Водча в 80 верстах от г. Устьсысольска. Местное предание указывает на этот холм, как на остатки древнего города Биармии (Пермии). По другим сведениям, здесь был главный город Финнов "Железные врата", где пал Глеб Святославович 285) [Там же].
"В 15 веке волоковые системы: Юг - Пушма - Кая - Молома - Вятка - Кама; Юг - Ентала - Вохма - Ветлуга; Юг - Анданга - Вочь - Вохма использовали в разрешении трехсторонних конфликтов казанские татары, вятчане и великокняжеские подданные устюжане, а в 13-14 веках - "новгородская вольница" в военно-торговых походах". ПУТИ СООБЩЕНИЯ http://www.podosinovets.ru/life_of_the_region/muzey/559-nikolskijj-uezd.-puti-soobshhenija.html
Сражение вятчан с Анфалом Никитиным происходило где-то на переволоках с р. Юг на Молому. Вятчане, видимо, были враждебно настроены к нему и не желали пускать в свою землю. Разбитые Анфаловцы остались жить в верховьях Юга.
Название Осиновец, возможно, было дано в виду того, что укрепления города сделали из осины. Изредка этот материал использовали для строительства, - осина во влажном климате не гниет, ее трудно поджечь. (Выше по Югу был городок Сосновец.) Поселение Подосиновец (подле Осиновца) было основано позже этой крепости, находилось под ее защитой от нападений со стороны Усть Юга, и представляло собой речной порт-пристань вблизи переволоки из Моломы в Юг. В Подосиновце люди и товары перегружались на небольшие лодки для дальнейшего перехода до устья Моломы, где стоял Вятский флот, доставлявший грузы на Волгу. В 15в. Осиновец принадлежал Устюжанам, а Подосиновец мог быть свободным поселением (вятчане, по сообщению летописи, могли здесь спокойно обедать).
Сначала от Подосиновца путь шел вверх по реке Пушма до деревни Исады (Серкино) в устье речки В. Волосница. Исады значит "Пристань", "место выгрузки". Собственно Волок шел через Кайское болото, из него вытекает ручей Кай, приток речки Кая. Вероятно, в паводок болото превращается в мелководное озеро, которое соединяется с верховьем Волосницы. В такой период возможен полностью водный переход на небольших лодках их Пушмы в Каю.
Гидроним Кай-Кая, учитывая изначальное понятие этого слова, - взлетать, подниматься, - мог быть дан вятчанами, так как подъем вверх по р. Кая идет именно от них со стороны Моломы. Парный ему гидроним Волосница - североруский.
Ушкуйники Анфала остались после его смерти на Юге. Видимо он был ранен и умер уже на месте нового поселния анфаловцев. В таком случае, в волости Кайгород возле Котельнича их не было, или они перебрались туда позже, когда трения их с вятчанами улеглись. Но в этом вопросе многое неясно. Могли быть и другие не Анфаловские ушкуйники, напрямую из Кайгорода.
"Нукратская дорога начиналась в г. Булгаре. От Ага - Базара на судах плыли по Волге до устья Камы, затем по Каме до устья Вятки, далее по Вятке. Затем переправлялись на реку Джук (совр. назв. Юг). Здесь находилась крепость Гусман-Катау, построенная купцом Гусманом. Это был главный опорный пункт на Нукратской дороге (1, 65). Далее плыли по рекам Джук и Туну (совр. Северная Двина) до реки Бишек. По ней добирались до притока Бий-су (совр. р. Печора) Ошмы. По Ошме проходили к Бий-су. В устье Бий-су находился небольшой городок Ак-Артан (первоначально здесь была крепость Айхи-Кала, построенная купцом Айхи). Далее плыли по Кук Дингез (Баренцово море) и Ак Дингез (Белое море) до Скандинавского полуострова.
Таким образом, Нукратская дорога соединяла Волжскую Булгарию не только с народами севера, но и Скандинавского полуострова. Вслед за купцом Айхи этой дорогой стали пользоваться и скандинавы".
Лекции З. Мифтахова http://s155239215.onlinehome.us/turkic/11Miftakhov/Lecture_12En.htm
Отсюда делаю вывод, что городище Осиновец - это и есть город Гусман-катау. Тау - гора. А городище это расположено на заметном береговом холме. Других городищ на Юге нет.
Топонимы-гидронимы Кай фиксируются в 4 местах:
Кайгород на верхней Каме;
в бассейне Вычегды, Койгородок на Сысоле и Усть-Вымь, Ст. Пермь, Усть-Кай?;
волость Кайгород на Моломе;
волок с Моломы на Юг.
Все эти районы связаны с важнейшими речными путями, которыми пользовались вятчане и ушкуйники. Есть свидетельства проживания ушкуйников в этих районах. Ушкуйники обычно действовали двумя согласованными флотилиями, волжской и камской, нападали на вятчан, скорее всего, со стороны Моломы. Насчет Моломы. Что если вся эта река называлась во времена ушкуйников как ее приток в верховьях - КАЯ? Тогда понятно появление Кайгородской волости на Моломе. А ведь это было важнейшее в то время место на Вятке. Молома или Молога - название новгородское. Кая-Кай - ближе к нам.
Зимой 1385-86г. Московское войско напало на земли Новгорода Великого за за погром ушкуниками каких-то городов по Волге. Новгородцы сказали, что это сделали без их ведома "заволочане", жители Заволочья. Новгороду в ту пору за волоком принадлежала С. Двина и Пермь, где обосновался поставленный Москвой епископ Стефан. В заволочье был послан отряд для выбивания 5000р. для Москвы в качестве компенсации за ущерб, огромные деньги, сравнимые только с ордынской данью. О судьбе этого предприятия сведений вроде нет. Вот неясные отголоски тех событий в поздней летописи.
Из Вычегодско-Вымской летописи:
1385 г. "Лета 6893 владыко новугородский разгневан бысть зело, како посмел Пимен митрополит дати епархия в Перме, в вотчине святей Софии и прислал дружинники воевати пермскую епархию. Позвал владыко Стефан устюжан, им бы беречи Пермскую землю от разорения. Устюжане побили новугородцев под Чорной рекой под Солдором.
1386 г. лета 6894 новугородцы со двиняны воевали на Волге, а идучи оттуды великого князя волости и вычегодские, и устюжские воевали-ж, и князь великий Дмитрей ослушенников побил, волости вернул себе и с новугородцев и с двинцов окуп взял. Того же лета поиде епискуп Стефан в Новгород, потому с Новугородом размирье. Стефан поклонился владыке и боярам новгородским, дабы дружинником новгородским не разорити впредь Пермскую земли и епархия Вычегоцкие земли беречи. Отпущен владыко Стефан от Новугорода с милостию и с дарами".
Нападение на Пермь новгородцев отнесено на год раньше посылки отряда в заволочье за деньгами. О погроме в начале 1380-х каких-то городов на Волге никаких сообщений нет. Гораздо вероятнее, что Новгороду был предъявлен общий счет за все прошлые набеги ушкуйников поселившихся в его отдаленных владениях. Пермь вычегодская формально входила в них, но вряд ли контролировалась, кроме как путем нерегулярного сбора дани с аборигенов, чем, кстати, и занимались ушкуйники. Вряд ли с Усть-вымских ушкуйников удалось что-то сразу взять. Стефан лично ездил в Новгород и в Москву откупаться собранными мехами. Результатом всего этого стало то, что Пермь отпала от Новгорода и стала платить дань Москве, а набеги ушкуйников на Волгу прекратились.
Первоначально было два основных района проживания ушкуйников - на Усть-выми, до 86г. они сотрудничали с новгородцами; и на Каме, этих добили булгары.
Ушкуйники исчезают из летописей после смерти Анфала в 1418г. Но сразу после этого в летописях увеличивается число сообщений о походах вятчан. Похоже, что уцелевшие ушкуйники-разбойники примкнули к лигитимным военным группировкам: промосковской вычегодско-устюжской и вятской. Вот еще выписки из Выч. лет.
1418 г. "Лета 6926 поставлен бысть в епископы Пермские епархии владыко Герасим. Того же лета ходили ратью устюжаны, вычегжаны, вятчаны Двинскую землю за князя великого воевати и пожгли у двинян Бороку, Емцу, Холмогорцы. Вышли супротив устюжан, вычегжан, вятчан двинские бояры с новугородцы и сугнали до Устюгу, а город пограбили.
1425 г. Лета 6933 воевали устюжаны и вычегжаны Двинскую землю, а новугородцы шли на них ратью на Устюг и взяли на откуп 6 сороков соболей да 8000 белок.
1432 г. Лета 6940 начался распря великая на земле русскои меж детьми великих князей Василия Дмитриевича и Юрия Дмитриевича, меж Васильем Васильевичем и Васильем Юрьевичем. Много крови христианской пролилося безвинно покеда распря была.
1438 г. Лета 6946 пришедши вятчаны с ратью, волости по Лузе и по Нижние Вычегды пожгли и приступиша к городу Устюгу. Город пожгли, а люди сокрылись по лесом.
1450 г. Лета 6958 повелел князь Дмитрий Юрьевич Шемяка вятчанам идти к себе, а сам поиде от Новугорода в ладьях земли Устюжские разоряти. Призвали устюжана от Шемякины пособляти вычегжаны и вымичи, а сами супротив Шемяки не держали. Казнил князь Шемяка пермских сотников Емельку Лузькова да Ефимия Эжвина да десятников их. Того же лета звал Шемяка вогуличей и вятчан волости великого князя Василья Васильевича грабити. Вогулечи не шли, а наущением того Шемяки пришедшу вятчане на Сысолу, на Вычегду, на Вымь, погосты пожогли, храмы святеи грабили, церковное все поимали. Приступали вятчане к владычню горотку Усть-вымь, а взять не взяли, постояв на месте Копанец, зовемый Вятской луг, повернули вспять на Вятку.
1453 г. лета 6961 шел ратью князь великий Василей Васильевич супротив Шемяки на Кокшенгу и на Устюг, Кокшенгу взял, кокшаров посекл и пошел казнить Устюг, по што устюжана Шемяке норовили. Заслыша то Шемяка, утекл на Двину и к Ноугороду, и там бысть отравлен зелием.
1485 г. Лета 6993 приде к владыце Филофею на Устьвымь по опасу князь вогулетин Юшман, а с ними вогулечи тесть его Калба да Ломотко и поиде с ним Филофей к князю великому на Москву бити челом на Семена летопроводца. Того же лета князи Кодские Молдан с детьми да Пыткей да Сонта да Пынзей имали мир под владычным городом под Устьвымь за свои земли с князьями вымскими Петром да Федором с Васильевыми детьми да с владычным слугой Левашом да с сотники Вычегодские земли пермскии с Сидорко Онкудинов да Алексей Козак да Кироска Устинов да Сенка Микитин на том: им лиха не мыслити ни силы не чинити над пермскими людие, а князю великому правити во всем да крепость их со злота воду пили (в знак верности пили водку из золотого сосуда) и идуще в землю свою.
1486 г. Лета 6994 пришедшу вятчане ратью на Устюг и стояли под Осиновым, городок не взяли, три волости пограбиша, а устюжане идоша по ним, не сугнав пошли прочь. Вятчане пришедшу на Устюг другояжды на судех подступиша, а осиновци и устюжане отбилися. Пермские люди в то лето сидели великим страхованием от вятчан. Прислал князь великий Иван воевод своих князя Ивана Лыко Оболенского да Юрья Шостака с двиняны, важаны, каргопольцы от вятчан устюжские и вычегодские месты беречи, а они стояв до осени пошли прочь.
1489 г. Лета 6997 повеле князь великий Иван Васильевич воеводе своему Данилу Шеня да Григорью Морозову Вятскую землю за князя великово воевати, с ними москвичи, тотары, вологжане, устюжаны, белезерци, вычегжаны, вымичи, сысолечи. Москвичи и тотары шли на конех, другии на судех. Городки вятские взяли все и приступиша к Хлынову всякими хитростью и ратоборством. Вятчане убоящася, яко конечная гибель, того ради град свои отвориша, все поклонившися, а изменников воеводам отдаша. Воеводы князя великого тое изменников поимав на Москву приведоша, а мирян к роте на крестном целованьи".
Обращаю внимание на фамилии сотников вычегодских: Сидорко Онкудинов да Алексей Козак да Кироска Устинов да Сенка Микитин - три явно казачьи, а первая встречается на Вятке в форме Кудинов. Крепость Осиновец в 15в. принадлежала Устюгу и Москве.
"Так кто же тут у нас жил по реке Юг, Вятке, Вычегде, Двине? Кого митрополит называл "устюжня казачья"?
В период татаро-монгольского ига, в 1293 году, пишет турецкий лазутчик великому халифу в Багдад (письма Халифа, том 3, стр. 148): "Великое повеление Ваше исполнил. Пять лет жил в стране казаков на реке Двине, Юг-реке. Войско готовят, татар бьют каждую луну, знают древний секрет Тибета. В плену не живут, задерживают дыхание и умирают когда захотят. В лесах, болотах ходим, по рекам Юг, Пушмун (Пушма), тянем, ладьи в Мологу и в Итиль попадаем. Секут все Улусы. И этим путем обратно ладьи волокем. Мертвых и раненых не оставляют.
Один может биться с десятью. Стрелы, наконечники литые, кольчугу, щит пробивают. Дротики кидают - шлем пробивают, ни один мимо не летит. Учат с малого, кака ходить может. В походной суме воск имеют. Им лошадям уши закладывают. С обрыва, с берега крутого их лошадь прыгает с хозяином и плывет. Конь их скачет 30 фарсахов в сутки. Проскакав, сразу садятся на второго коня и делают еще 30 фарсахов. Трое суток скачут до Итиля. Нет у них хилых и больных. Стрела летит по ветру пол-форсаха (здесь, надо сказать, лазутчик преувеличил или ошибся переписчик, фарсах равен 6 милям, это путь коня рысью примерно за час). Их нравы просты, женятся без церемоний, казачки их верны. С инородцем жить не будет, умертвит себя. А с казаком будет жить, кого полюбит. Атаманы и старосты их жестки. С разных становищ они собираются быстро, между становищами ездят вестовые, в сутки могут выставить тьму (10 тысяч) воинов, при каждом копье, сабля, кинжал, 10 дротиков, 100 стрел, 2 аркана. С каждым воином 3 коня, от него не отстают. Без аркана в поход не идут. В стане есть кузницы, мельницы. Золото у одного казака на всех. Воинами становятся с 16-ти лет. В пище скромны, спят открыто и в шатрах во время походов. Жилище их из бревен.
Великий наш господин, передаю вам это с торговцем хивинцем, Вами посланным. Нам надо замириться с этим народом, на службу взять и тогда Ваша звезда - юлдуз засияет над Вечерними странами и странами утренними. Их победить нельзя, убить можно. Али Беи Насыров". Вот такие письма лазутчики слали Великому калифу Багдада. Во многих исторических источниках есть упоминания о пути из Северной Двины в реку Юг, затем в Пушму, далее через Кайское болото в Молому. Этим путем пользовались много веков. Вечерними странами называли западные государства, а утренними - восточные. Имелся в виду Ясак с них брали две добычи. "Косак преследовал нас постоянно. Берет косак хитростью, смелостью, не уступает нам. Догнали нас в месте Ярань (Яранск), сеча была жестокая, ушли с трудом, добычу всю взял косак, зимовали в Карасарае. Московье рать собирает, рязанцы послов послали и мира просят. Терпим убыток и урон несем от набегов косака."
Во многих летописях и разрядных книгах упоминается участие казаков в Куликовской битве на стороне Дмитрия Донского.
Выше мной упоминалось, что во многих летописях и разрядных книгах, а также в книге "Письма Великому Багдадскому Калифу" от различных лазутчиков (их называли по-гречески сикофант) сообщается, что в период татаро-монгольского ига земли полуночных стран по рекам Твина (Северная Двина), Юка (Юг), Сухан плотно заселены повольными людьми рабства не знающих. Кагану великому дани никто не платит, пригнуть их невозможно, своих князей московатов не слушают, Великому Каганату служить не хотят. "Безобразие!" - мечет громы и молнии Великий калиф. А между тем в отдельные годы эти дикие люди, вооруженные арканами, копьями, саблями двухсторонними, малыми отрядами грабят Великий каганат, добираются до великого Мараканда (так во многих летописях именуется Самарканд). Они грабят крепости, берут Темучинов и исчезают как призраки.
Пишет калифу еще один сикофант. Кожаные свитки с арабскими буквами передают калифу. Осторожно читают их придворные грамотеи. Калиф, в который раз дает грозные указания - поймать косого - казака и живым доставить, но пойман6ные они в пути умирают, летят головы лекарей калифа.
Вот еще один доклад калифу. Пишет ему Мирза Гирей Али Бей, турецкий подданный, купец знатный, 15 лет в полуночных землях живший, на вдове казака повернутый, веру христианскую принявший. Летописец пишет слова его тщательно. Стоит жара большая, идет Чиляк (период самых жарких 40 дней с июля по 10-15 августа). Пот с носа капает. Над калифом слуги опахалом помахивают. Сикофант Гирей Али Бей говорит медленно. Кизил на бумаге расплывается (кизил - красные чернила). "Мой повелитель, великий калиф, царь царей всего мира подлинного. Я, согласно Ваших мудрейших повелений, с караваном товаров прибыл по великой реке Итиль в Ниже-Новый город, торговал год и два, получил пайцзу от хана татарского. Много знакомых и друзей заимел среди народа. Рус чтил их бога Ису. С их отрядом по лесам дремучим прошел по рекам темным, где рыбу черпают решеткой куста - мелкого дерева (здесь переведено переписчиками неверно. В сносках исправлено: рыбу из рек Юг, Сухоны и Двины черпали пестерями из ивовых прутьев). Реки кишели рыбой. Мы шли много дней и ночей болотами, их кони плыли по рекам, и мы пришли на озеро Ильменью (Ильмень) возле Новгорода. Там в круг косаги собирались, дела военные решали, звенел колокол".
На 160 листах подробно описывается жизнь русов сикофантом Али Беем за те 15 лет, что он провел среди казаков. Он описывает 2 похода из Нижнего Новгорода на реку Твин. При этом дает подробное описание того, как с реки Итиль шли на ладьях и стругах в реку Молому и реку Пушем (Пушму), как жили в становище Ладья (Лодейно). Становище Ладья огорожено валом высоким, забором кольями из дерев. На берегу реки Пушем на четырех столбах высоко поднята ладья и ее видно отовсюду, а ночью факел горит, и путников кони идут, их струги, ладьи тащат. В лодейне в бане моются и парятся шибко, вениками и прутьями друг друга хлещут. А по реке Юг описывает становище руссов, где военному делу обучают сызмальства, а коней учат плавать уже сосунками. С одним хозяином конь стоит, и голос его знает. Набеги на улусы делают дерзкие. А по реке Твин и Сухон городки торговые снаряжение военное вырабатывают. Женятся просто, детей воспитывают все - воины и мастеровые люди. Старост и атаманов слушают, ослушников плетями бьют, а прелюбодеев и блудниц на шейную цепь сажают. Уходят в военные походы на полгода и более, добычу привозят богатую, трупы воинов не бросают и все в становища отвозят, хоронят под звон колокола. Кресты ставят высокие и на камнях насечки делают. А часть казаков, домовитые, скот разводят и дома строят из бревен. А кто в бой ушел - за домом досмотр ведут. На 60 страницах описывается 21 становище по рекам Молом, Пушем и Юг. По реке Сухон - пишется - просто много торговых городов, острожков военных, и в кузнях гремят молоты. На 3 листах Гирей Али Бей поучает, как казака в плен взять, чтобы при этом он не умертвил себя: колодки на руки и на ноги, ежедневно два раза давать хмельное зелье, и так можно в Багдад доставить. Иначе нельзя - помрет. Письмо датировано 1379 годом. Это накануне Куликовской битвы, когда Русь уже собирала боевые дружины".
Конец цитаты.
Меньшенин В. И. - краевед, есаул Волжского казачьего войска, д. Гребенево, Утмановского с/с, Подосиновский район Кировской обл. Книга вышла в 2005г.
http://www.herzenlib.ru/booklovers/club_conference/detail.php?ID=99 - о Меньшенине В. И.