Устинов Борис Геннадьевич : другие произведения.

Вятка - родина казачества (приложение 2)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сравнение Казачих, Киевских и Вятских артефактов (жилища-полуземлянки, говор донцов и вятчан, гербы Киева и Вятки).

  Доказательств существования на Вятке в 14-15в. особой Вятской казачьей республики собрано уже предостаточно для того чтобы данная гипотеза считалась одной из основных. Тем более, что внятной теории происхождения казачества на сегодня не существует. Казаки появляются на Днепре и Дону во второй пол. 15в. уже в готовом виде со своей войсковой организацией, навыками походной жизни и войны, самобытными традициями и верованиями. Украинские археологи раскопавшие кладбище в Чигирине не смогли найти ни на Украине, ни в ее округе подобного типа захоронений. А на Вятке они есть, при чем, датируются более ранним временем.
  Судя по арх. находкам, на Днепр первые казаки пришли сложившимся военным коллективом без женщин. По антропологическому типу это были булгары, точнее, булгаро-русские метисы. По свидетельству Боплана эти казаки придерживались русской христианской веры. Поэтому говорили они на русском языке, - это были русские люди. В дальнейшем в их среду вошли тысячи выходцев из соседних регионов, поэтому этнический тип казаков изменился, стал более славянским. Подобный процесс происходил и в прошлом казачества. Обулгарились вятчане-казаки в 13-14в. в виду событий монгольского завоевания, вызвавшего передвижение масс народов на север. Первоначальное же ядро предков казачества было скандинаво-славянским, это были древние русы из третьей Руси - Арсании. Вероятно, в их среду вошли бродники с Дона, потомки буртасов-урусов, родственные вятичам с Оки, а затем и новгородцы. Думаю, заставило всех их собраться сначала в Приказанье, а затем на Вятке, - противостояние монголо-татарам. Все, кто не хотел подчиняться новой власти бежали на Вятскую окраину. Так в конце 13 - начале 14в. появилась особая своевольная территория. Существование Вятской республики отрицать невозможно.
  В грамоте 1428г. названа "Вятка со слободами". В грамотах 16в. не раз упомянут "Слободской город верхний", а иногда просто Слобода. Вероятно, был и "Нижний Слободской город", а может и не один. В слободах, особых свободных поселениях, жили казаки на Украине и на Дону. В 17-18в. была даже целая отдельная область Слободская Украина. Ее казаков Московия использовала для борьбы с врагами на юге и западе. Затем эта область была упразднена в виду изменившейся ситуации. Ранее до разгрома Казани нечто похожее было и на Вятке. Вятских казаков Бахтиара Зюзина использовали для войн с Казанцами (об этом есть свидетельства, но их не хотят видеть). Вот вам еще одно доказательство.
  То, что в описях 17в. перечислены только молодые казаки жившие в чужих домах в работниках, не означает, что в ту пору взрослых казаков на Вятке не было (после событий Смутного времени их осталось уже мало, но еще были). Судя по Тульским спискам, казаков переписывали отдельно от остального податного населения. Просто подобные списки на Вятке не сохранились или пока не обнаружены.
  История с Ермаком тоже многого стоит. Отряд Ермака формировался в пределах Вятской земли, точнее, в ничейной зоне на окраине Вятки. Ясно, что значительную часть его войска составили беглые Вятские казаки. Но этот эпизод истории сильно вытоптан разными историописцами. Найти правду очень трудно.
  
  http://passion-don.org/ermak.html
  Е. П. Савельев "Кто был Ермак и его сподвижники" 1904 г.
  
  ...В конце ХII в. новгородские выходцы среди пустынь и лесов в земле вотяков и черемисов основали город Хлынов, известный впоследствие под именем Вятки. Вятская община управлялась, как и древний Новгород, вечем, во главе которого стояли избранные народом атаманы 41). Община эта была сильнейшею на всем северо-востоке России, жители ее пахали землю и сеяли хлеб, торговали с другими новгородскими и великокняжевскими областями, с казанскими татарами, камскими и волжскими болгарами и пермяками. Не довольствуясь этими занятиями, они не редко на своих ушкуях (узких лодках) предпринимали дальние путешествие на Волгу, Каму и Северную Двину, грабили и разоряли местных жителей и в конце ХV века сделались, как и Азовские казаки на юге России, страшными не только для татар, но и для русских. По свержении татарского ига, Иоанн III обратил внимание на этот беспокойный народ, и в 1489 году Вятка была взята и присоединена к Москве. Разгром Вятки сопровождался большими жестокостями: так, главные народные вожаки были схвачены и казнены. (Аникеев, Лазарев, Богодайщиков и др.), а жители переведены в Московское государство и обращены в холопов. Но самый свободолюбивый и беспокойный элемент этого народа ни за что не хотел покориться Москве и рассеялся по северу ивостоку России. Большая часть из этих удальцов с своими семьями на судах спустилась вниз по Вятке и Волге до Жигулей и укрылась в этом мало доступном и диком краю. В первой половине ХVI столетия эта удалая вольница с Волги перешла волоками на Иловлю и Тишанку, а потом, при появлении азовского и северского казачества в низовьях Дона, заняла земли по среднему течению этой реки до нынешней Казанской станицы и по нижнему - до Азова.
  До покорения Казанского царства, т.е. до господства татар на Волге, волжское казачество не имело никаких сношений с Москвою, а потому русские летописцы этого времени о нем вовсе умалчивают; лишь в 1519 году посол Голохвостов в своей грамоте из Керчи сообщал, между прочим, великому князю, что Ногаи, теснимые казаками, хотели перейти Волгу, но астраханский царь их не пустил.
  В позднейших официальных актах волжские казаки упоминаются под 1547 годом, как служившие Москве и охранявшие границы ее от набегов татарских полчищ, ногайцев и астраханцев; это, по всей вероятности, были казаки городецкие, т.е. мещерские, а также всякие выходцы из пределов Московского государства, располагавшиеся по городкам Симбирского Поволжья, которых наши летописцы, вообще, называли казаками, хотя с настоящим казачеством они ничего общего не имели. Новгородцы, ушедшие из Вятки, в 30 и 40 г.г. ХVI столетия располагались станами ниже Симбирска, а именно, от Саратова до устьев р. Камышенки, где в лесистых и мало доступных оврагах и балках, какими богат правый берег Волги, они всегда могли укрыться от нападений сильнейшего врага. Вскоре после этого они перешли, как сказано выше, на р.р. Иловлю и Тишанку и осели там городками, а с половины ХVI столетия они стали расселяться по среднему и нижнему течению Дона вплоть до Азова.
  Присутствие новгородского элемента в Донском казачестве сказывается, по исследованиям академика Ознобишина, в архитектуре построек древних церквей, часовен, народной орнаментации, нравах, обычаях, суевериях, свадебных обрядах, народном говоре, вечевом правлении (войсковой круг), а главным образом, в антропологическом сходстве современного Донского казачества с древними варягами - новгородцами...
  Во второй половине ХVI века станы казаков располагались по среднему и нижнему течению Дона до Азова, по Донцу, Хопру, Бузулуку и Медведице, нижней Волге, берегам Каспийского моря и при устьях Яика. Это была могущественная сила, с которою приходилось серьезно считаться мусульманскому миру. Окруженное со всех сторон неверными, христианское казачество, естественно, стремилось к единоверному ему православному царю и всячески старалось прийти к нему на помощь в борьбе с его врагами. Это хорошо понимал царь Иоанн Васильевич и пользовался казаками даже сверх меры. Так, при взятии Казани и Астрахани, в войнах с Ливонией, Литвой и Швецией казаки были всегда впереди, первые лезли на стены неприятельских укреплений, Нарвы, Дерита, Нейгауза, Шмильтена и других, делали подкопы или просто ломами разбивали каменные стены и врывались в город...
  Казаки, бывшие под Казанью, не могли быть новгородцами, т.е. вятчанами, во-первых, потому, что последние были недовольны Москвой за бывшие притеснения и всячески обособлялись от нее, даже и в церковном отношении; во-вторых, своим вооружением, одеждой и конскими украшениями (новгородцы не были конниками, а ушкуйниками) не могли поразить московское воинство, так как тем и другим они не отличались от жителей других русских областей. Следовательно, это были казаки Азовские, Алано-Готы, пришедшие с низовьев Дона.*
  (Примечание Е. Х. По названному сказанию, казаки с Дона, в числе 300 конных, неожиданно явились под Казанью и своим странным одеянием, вооружением и конским убранством, якобы, привели в удивление московских ратников. Цифра "300" смешна в сравнении с участвовашим в войне войском - сотни тысяч человек. Война с Казанью происходила в период, когда особо своевольные вятчане уже покинули Вятку; оставшиеся получали некоторые привелегии, но за это участвовали в походах на стороне Москвы. Так что аргументы Е. Савельева в данном случае неубедительны. Исход с Вятки он связывает с событиями 1489г., но одновременно с этим говорит о переселении людей на Волгу с Вятки только в 1530-40г. Тем самым отводя вятчанам вторую роль в формировании начального казачества на Дону. Особых причин покидать Вятку до сер. 16в. не было, кто хотел - ушли ранее. Второй исход можно связать с временем после взятия Казани в 1552г., когда Москва перестала нуждаться в военной помощи вятчан их привилегии были урезаны. Об этом можно судить по ситуации с Каринскими князьями.)...
  Несмотря на славное, беспримерное во всемирной истории, трехсотлетнее служение казачества Российскому Престолу и его геройские подвиги, всеми признанные и по достоинству оцененные, даже с высоты Престола, русские историки о казачестве отзываются с какой-то двусмысленностью и как бы замалчивают истинное значение событий, между тем как иностранцы, случайно заброшенные на Дон, как то: Ригельман, де-Романо (1802 г.) и др. глубже вникали в суть вещей и оценивали заслуги казачества перед Россией более правильно. Ни один из них даже не дерзнул производить казаков от беглых из Московского государства, как это сделали невежественные московские летописцы. От этого заблуждения не избег и наш знаменитый историограф Карамзин...
  
  Азовские казаки, как потерпевшие в силу своих исторических судеб метисацию крови с южными народами, древними персами, парфянами, тюрскими племенами, эллино-скифами (греками-колонизаторами), были, большей частью, брюнеты с вьющимися или волнистыми волосами, среднего роста, крепкого сложения,выносливы, храбры и предприимчивы. Тип этот и теперь очень резко выражается среди казаков низовых станиц, в особенности, в Старочеркасской и Раздорской на Дону и даже выше, до хутора Калача Пятиизбянской станицы. Выше по Дону он почти отсутствует.
  Характерные признаки этого типа: средний рост, высокие ноги, при коротком туловище (этот характерный признак не встречается у великороссов); волосы на голове и бороде черные, всегда волнистые, иногда на голове курчавые; довольно часто - при черных волосах на голове, усы и борода рыжие с красниной, жесткие; нос большой, всегда с горбинкой, так называемый орлиный или ястребиный, в отличие от носа семитического (еврейского); лицо продолговатое, смуглое, иногда с правильным овалом, как у лезгин, (Аланы-Лезги были родствены древним Аланам-Готам), а чаще, при узком подобранном подбородке, у скул широкое (личманые, как говорят на Дону); глаза черные, переходящие в карие и желтые; взор строгий, пронзительный; голова средняя, круглая, с широким, немного выпуклым лбом.
  Тип казаков-новгородцев: ноги длиннее туловища, собственно высоки в голенях, прямые; рост высокий; широкая могучая грудь; лицо белое; подбородок небольшой и круглый; нос большой, прямой, хрящеватый, носовая перегородка не выдается; голова круглая; лоб высокий, прямой; волосы на голове от темно-русых до черных, на усах и бороде светлее, волнистые (По исследованию американского профессора-антрополога Гульда, характерными признаками природных воинов и мореходцев являются короткое туловище, высокие развитые ноги и длинные руки и шея. Физическое различие человеческих рас. Профес. Ранке, 1902 г.).
  Казаки этого типа идут во гвардию и артиллерию, первого же - составляют лихую кавалерию, известную своею подвижностью всему миру. Казаки верховых станиц, как большей частью переселившиеся из древнего Рязанского княжества, составляют переходную степень от казаков, названных выше типов к великороссам...
  
  Комментарии. Автор выделяет два основных типа казаков Дона: южный, как мы теперь знаем, булгарский, и вятско-новгородский. Оба типа как раз и могли сойтись на Вятке, перенять др. у др. навыки и традиции, стать единым войсковым товариществом. Территориально на Вятке было две (выделенные археологически) волости: Моломская и Никульчинская. По Нариман Тарихы - Арча-булгарская и Балын-нукратская, т. е. Булгарская и Новгородская. В последний период существования республики этнические различия отошли на второй план. Приток новгородцев, думаю, был многоэтапный, начиная с домонгольского времени. Вероятно, особенно много их появилось после разгрома Новгорода в 1470-х годах.
  
  
  Е. П. Савельев. Типы Донских казаков и особенности их говора
  
  В своей книге"Кто был Ермак и его сподвижники", изданной мною в 1904 г. , я, на основании исторических исследований сделал вывод, что донские казаки исконные обитатели восточных берегов Азовского и Черного морей и нижнего Дона, известные у историков и географов разных стран под различными названиями; что расселение части казачества началось довольно рано, с IV и V вв. по Р. X. , на Днепр и далее на север, берега Балтийского моря и другие места, где они впоследствии стали известны под именем варягов, новгородских ушкуйников и других; что в XIV и XV в. в. , по распаде Золотой Орды, казачество вновь стало "слетаться" в древнюю свою родину, страну предков, берега Тихого Дона и Азовского моря, под четырьмя главными названиями (по московским и турецким летописцам): а) азовских казаков, или сары - аз - ман (царственных азовских людей); б) черкасов (днепровских); в) новгородских повольников (с Волги), и г) казаков рязанских, населявших своими городками все пространство к югу от Оки до степей воронежских.
  
  Рязанские казаки в первой половине ХVI ст. заняли земли по р. р. Хопру, Бузулуку и Медведице. Около того же времени с Волги перешли волоками на р. р. Иловлю и Тишанку новгородцы и разселились по среднему и нижнему течению Дона, вплоть до его устьев. Азовские казаки, вытесненные турками и татарами из Азова и с берегов Азовского моря в Северскую область, около тридцатых и сороковых годов ХVI ст. перешли вместе с небольшой частью северских казаков (севрюков) и белогородских на Донец и далее на Дон и заняли вновь свои исконные земли, пройдя вверх по Дону до "переволоки".
  
  Днепровские черкасы, или как их в то время стали называть - запорожцы, перешли на Донец, а потом и на Дон в 1549 г, под предводительством своего князя Дмитрия Вишневецкого. Черкасские юрты располагались от местности, где был г. Черкасск, на запад по правому берегу Аксая, Дона и Мертваго Донца до Миуса. Самые горы, идущие от нынешнего г. Новочеркасска на запад, в то время назывались Черкасскими (кн. Большого чертежа). Часть запорожцев в 1590 - 1593 гг. возвратилась обратно на Днепр, а потом они в числе10 тысяч человек пристали к самозванцу. Кроме того, на Дон переселилось в 1640 г. около 5 тыс. запорожцев, принявших вместе с донскими казаками участие в защите Азова от турок (Азовские известия. Тауберт).
  
  Таким образом, к половине ХVI ст. на Дон "слетались" все отрасли одного древнего казачества, прошедшие в течение нескольких веков каждая свою историческую судьбу. История нам не говорит, даже не делает никакого намека на то, чтобы между азовцами, новгородцами, черкасами и рязанскими казаками на Дону возникали какие - либо недоразумения, схватки или междоусобицы, а "все", как говорит поэт, "с словом братского единства сражались с дикою ордой, оставив славу для потомства, тебе свободу, Дон родной".
  
  Из первых атаманов казачьих общин известны: Агустий Черкас, Ляпун*, Павлов, Андрей Шадра* (рябой - по-татарски), Ермак*, Лос, Каблан, Болдырь, Михаил Черкашенин, Корелла, Татара, Каторжный, Смирной, Федоров, Смага Чершенский и друг.
  
  Мне, как хорошо знакомому с народами Кавказа, нередко приходилось встречать на Дону лица с профилями и овалами, схожими до поразительности с осетинскими, лезгинскими (из Самурскаго округа), а в особенности с черкесскими, некоторых поколений, более сохранивших свою народность от метизации соседних племен в горах и ущельях Кавказа. Например, жителей черкесского аула Карм, расположенного близ Эльбруса, положительно можно смешат с нашими терскими казаками, но иллюзия тотчас пропадает, когда заговоришь с ними по-русски: они ни слова не понимают... Из второстепенных типов, встречающихся среди донских казаков, можно указать на следующие: а) татарский, т. е. тюркско-монгольский, с некрасивыми, смуглыми, широкими лицами, выдающимися скулами, выпуклым лбом и маленькими кривыми ногами. Характер вспыльчив. Казаки этого типа встречаются в задонских хуторах среднего и нижнего течения Дона и произошли от татарских выкрестов, принятых в казаки, не говоря уже о том, что в древнем Черкасске была целая татарская станица, остатки которой представляют теперь жители - магометане хутора Татарского, Новочеркасской станицы. Фамилии казаков 1 и 2 Донских округов: Татариновы* и Татаркины, Чувильдеевы, Чувилины*, Шевердяевы*, Батеенковы*...
  
  
  
  Казаки верховых округов говорят твердо, медленно и протяжно, но не плавно, как великороссы, с большим "аканьем", южнее - "яканьем", как - то: таб , саб  или табя, сабяили тябя, сябя, чаво, яво, маво, тваво, сваво, вядро, мяня, ня знаю, лятучкя, штоля и проч. Вместо "и" употребляют иногда "ы", например вышня, вместо вишня. Вместо щ и сч почти всегда употребляют двойной звук ш, например: братишша*, дружишша*, пешшинка (песчинка), штука, (щука), ишшо* или ишто (еще). В деепричастиях вместо в почти всегда употребляют м, как - то: намшись напимшись*, помолимшись* и т. д. Вместо в часто произносят л, например: ослобонить*, тыкла (тыква): б вместо г: постебать (постегать): южнее вместо ф всегда хв - хворма, хварсить, ахвицер, Хведор, Хвилипп, Хвома и т. д. ; предлог с заменяется частицею сы, са, со: сы друзьями, сы знакомыми или са друзьями. . . В некоторых словах приставляют или вставляют звук о или а: алимон, агромадный, пошено или пашено (пшено), пашаница (пшеница), кором (корм). В станицах, лежащих южнее, часто вставляют в средину слов звуки д, т, в и даже целые слоги: ндрав, куштай, досточка*, жарковье и жарковля, штукатулка и проч. В станицах, расположенных по среднему течению Дона, т. е. в поселениях казаков - новгородцев, помимо приведенных особенностей, но уже довольно смягченных (таб- тиб, саб- сиб, мини проч.), слух порождает совсем особенный говор, очень сходный с говором поморян некоторых месть Архангельской губернии, населенных, как известно, древними новгородцами (повольники и ушкуйники), искавшими независимости и свободы или непожелавшими подчиниться московским князьям. Туда же переселилась часть новгородцев из Вятки, после разгрома последней великим князем Иваном III в 1489 г. (см. "На далеком севере" Немировича - Данченко). Говор этот выражается в следующем: скольки*, стольки*, тольки*, толички или толичка*, родилси*, крестилси*, плакалси, ради* (рады), одначе, игурец, т. е. огурец, антуда*, т. е. оттуда (Филипов. стан.), текоть, пекоть, няльзи (нельзя), отжарить (побить), надавать треухов (пощечин), батинка, маминка* (2 - й Дон. окр.), манка (мать), ишь, исть* (есть), чиво*, иво* и проч. Далее, в 1 - м Донском окр. и по Донцу в большом употреблении слова: ходя,дя, скача, читая, пиша, говоря, купуя, торгуя, летая вместо: ходить, едет, скачет, читает, пишет, говорит, покупает и проч. Кроме того: што (что) и штолича, штосинка(что - то), хто и хтосика (кто - то), нихай (пусть), нема (нет), оттулича (оттуда), откулича (откуда), или откеливича (откелева*), бги (бежи), побег* (побежал) и побиг (по Донцу), текть, пекть, вместо течет, печет. Отца и мать называют батя, мама, батюшка, мамушка и как ласкательныя: батинькя, маминькя, ддинькя (дедушка); также: Ванькя, Митькя, Грунькя, Петькя, Санькя и проч. В хуторах Семикаракорской станицы встречается такое выражение: смушшилася мая сердца, т. е. смутилось мое сердце. Вместо предлога "в" всегда употребляется "у" - у дом, у стол, у лавк, у дрогах, у комнати т. д, хотя часто в окончаниях этих слов вместо "е" слышится "и", как, например у доми и проч. В станицах 1 - го Донского окр. в говоре часто встречаются слова малороссийские; этих слов еще больше встречается в говоре низовых казаков и в станицах, расположенных выше по Донцу, в Гундоровской и в особенности Луганской. В говоре низовых казаков звуки в и у часто заменяют друг друга, особенно в начале слов, как, например: усе - все, узять, лоуко - ловко, в мене - у меня, в нас -у нас. Вместо ы всегда употребляется и, как то: бики, корови, риба, вигодно, вихал, виждал, вискочил, вилeтл, вишал (вышел), викосил, вирзал, ми (мы), ви и проч. Вместо ы часто произносится о: накрол, закрол, помол (помыл); звук е почти всегда заменяется и, а окончание "eт", произносится как "ить", например: бгаить или бгить, читаить, играить, гуляить, скачить и т. д. Также говорят: ходю, просю, крутю, чистю, оны (они), бул (был), чугин (чугун), выпулил (вылупил*) глаза, вместо выпялил глаза, вечир* вместо вечер, семички*, гарбуз - арбуз и проч.
  
  Относительно же слов, которые встречаются в говоре казаков и которых совсем нет в языке русском, я приведу следующие.
  
  Имена существительные: бусорь (дурь, глупость), отсюда бусореватый, с бусорью, т. е. глуповатый; буерак* (овраг), хантурник (халтурник*), отсюда шляться по хантурам (бездельничать); гак* (лишек), галь (стая грачей и галок), гладыш* (яйцо), грубка (печь), гульга (шишка на голове), дежа и дежник (кадка для теста и покрывало для нее), дрот (проволока), дрюк (толстая палка), дулма (кушанье), жармелка (молодая женщина, проводившая на службу мужа), зарочье (редкость), зебры, отсюда сивозебрик (жабры - у рыбы, а у людей щеки), варка (вар - ум*) (голова), кабак. Константиновской и Золотовской - дурак (тыква) (тыква, репа - глупая башка*), кандель (лампадка), зинчик или коник (стрекоза), стрекоза, отсюда стрекозиться, по-малороссийски - зык (бегать с поднятым хвостом от укуса слепней или овода, относится до рогатого скота), корец (ковшь), кубилек (женская одежда), бизилики, правильнее - базилеки (запястье, браслет), кулючки (потемки), куруша (индюк), кутенок*, кутик (щенок), лагутка (притворный), махор (кисть для украшений), махотка, (узкий горшок), макитра (круглый горшок), бардак (большой горшок с широким отверстием), мосты (полы), отсюда мосты банить, т. е. мыть, ожерелок или жерелок (воротник), патлы* (нечесаные волосы), руда (кровь), саган (супник), чинак (низкая широкая глиняная посуда, вроде полоскательной чашки), сапа (змея), сапетка (вроде корзины), джулун (род шалаша, чулан*), уре (каша с с юзьмой), сюзьма (густое кислое молоко), ерандак (широкая воловья телега в 1 Донск. округе), тарабарки и ринджиглы (дополнительные дрючки для воловьего воза), парус (брезент), он, же лантух, воловишша, веретье и рядно, благимат, отсюда благиматом (кричать не своим голосом).
  
  Наречия: надась или надысь - третьего дня; ужо и ужотка - немного спустя; давича и давя - перед этим и др.
  
  Имена прилагательные: маделый* (исхудалый, истощенный), болючий, кровучий, жалкий, болезный (вызывающий соболезнование, жалость), кундюбый (закорюченный, кривой), ломовитый, ломучий, отсюда ломаться, кривляться, казаться не тем, что есть; заевой, зайвый (запасный).
  
  Глаголы: жалковат (горевать), зашуметь и шумнуть (кликнуть, позвать), засмаливать (танцевать, быстро что - нибудь делать), валандаться* (без толку делать, ходить, бродить), гондобить* (сберегать), скондобить (говорить о бедности), снугрят (изнурять), лиментоваться (пировать, пьянствовать), дать по мусалам* - в зубы, балкапет - не ясно виднееться, и проч.
  
  http://history.donrise.ru/cossacks/sav2/tabid/368/Default.aspx
   Те, кто знаком с вятским говором, узнАют в приведенных примерах много знакомых слов и их вариантов, а также фамилий. Отметил звездочкой*.
  
  
   Связи Вятка -Дон.
  
   "Роспись от Воронежа Доном - рекою до Азова, до Черного моря сколько верст и казачьих городков и сколько по Дону всех казаков, кои живут в городкех" (датируется предположительно 1593 г.):
   МИГУЛИН. В 60 верстах от Богучара, на ногайской (левой) стороне Дона. Живут 5 казаков "без баб",
   ГОЛИЦЫН. В 20 верстах от Мигулина, на ногайской стороне. 10 казаков "без баб".
   РЕШЕТОВ. В 20 верстах от Голицына.
   ВЕШКИ. В 20 верстах от Решетова, на ногайской стороне. 5 казаков "без баб".
   ХОПЕР. В 40 верстах от предыдущего, на крымской (правой) стороне Дона. 10 казаков.
   МЕДВЕДИЦА. В 40 верстах от предыдущего, на ногайской стороне. 10 казаков.
   РОСПОПИН. В 20 верстах от предыдущего, на ногайской стороне. 20 казаков.
   КЛЕТЦКОВ. В 20 верстах от Роспопина, на ногайской стороне. 30 казаков. "Ходят на Волгу и на Яик воровать, тавары у них (ки)зылбажские (персидские - В.К.) продажные".
   КРЕМЯННОВ. В 30 верстах от Клетцкова, на ногайской стороне. 100 казаков. "(М)есто изо всех городков богатое. На Волгу и на (Я)ик воровать ходят. Товары у них ки-зылбаские".
   СИРОТИН. В 30 верстах от Кремяннова, на ногайской стороне. 50 казаков. "На Волгу и (на) Яик воровать ходят. Товары у них кизылбаские".
   СТРЕЛЧЕЙ. В 25 верстах от Сиротина, на Ногайской стороне. 30 казаков. "(Ез)дят на Волгу и на Яик воровать. Товары у них (к)изылбаские".
   ПАНЩИНА. В 40 верстах от Стрелчего, на крымской стороне. 20 (?) казаков. "Против ево с ногайской стороны река вышла ис Те... . От Панщины до Царицына степью 60 верст".
   ГОЛУБЫЕ. В 40 верстах от Панщины, на крымской стороне. 70 казаков.
   ПЯТЬ ИЗБ. В 30 верстах от Голубых, на крымской стороне. 50 казаков, "Угодно рыбою. От Царицына днище ходу".
   ЧИР. В 60 верстах от предыдущего, на крымской стороне. 100 казаков.
   ЯСАУЛОВ. Сведения не приводятся.
   КУРМАН ЯР. В 40 верстах от Ясаулова, на крымской стороне. 50 казаков.
   ДРУГОЙ КУРМАН ЯР. В 50 верстах от предыдущего, на крымской стороне, 50 казаков.
   ТЕРНОВЫЕ. В 40 верстах от предыдущего, на ногайской стороне. 100 казаков.
   КУМШАКОВ. В 40 верстах от Терновых, на крымской стороне. 50 казаков. "Ходят на Волгу (и н)а Яик воровать. Товары у них кизылбаские".
   КАРГАЛА ВЕРХНИЕ. В 30 верстах от Кумшакова, на ногайской стороне. 50 казаков.
   ДРУГОЙ КАРГАЛА. В 40 верстах от предыдущего, на ногайской стороне, 100 казаков.
   МИХАЛЕВ. В 30 верстах от предыдущего, на ногайской стороне. 30 казаков.
   ГАГАЛЬНИК. В 20 верстах от Михалева, на ногайской стороне, 30 казаков. "Проти(в} ево камень белой, в чем известь жечь".
   БАБЕЙ ВЕРХНИЕ РАЗДОРЫ. В 55 верстах от Гагальника, на крымской стороне. 30 казаков. "(Го)родок Бабей Верхние Раздоры устье Вер(хн)ее до конца Сиверского. А по Донцу живут каза-ки и черкасы...". НИЖНИЕ РАЗДОРЫ. В 5 верстах от предыдущего, на крымской стороне. 100 казаков.
   БЕСЕРГЕНОВО. В 60 верстах от Нижних Раздор, на крымской стороне, 50 казаков.
   МАНОК. В 40 верстах от Бесергенова, на крымской стороне, Казаков много.
   ЧЕРКАСКОЙ. В 20 верстах от предыдущего, на крымской стороне. Казаков "много".
   МОНАСТЫРСКИЙ ЯР. В 3 верстах от Черкаского. "В том съезжаются казаки изо всех го-родков, (ч)асовня тут, попов по 10 и больши и дьяконы. А съехався, живут до Петрова дни, потом (раз)езжаются по городком".
   СТЫДНОЕ ИМЯ (Ебок?). В 5 верстах от Монастырского Яра. "Ка(за)чьи городки судимы все тут, и атаман, и есаулы, и дьяки тут бывают.
   (Конец цитаты с Донские казачьи городки http://stepnoy-sledopyt.narod.ru/history/dkg.htm )
  
   1. Мигулин, одно из первых на Дону казачих поселений. Возможна связь с названием Вятского Микулина городка, там больше всего казацких артефактов. Микулин был центром культа св. Николая, особой его Вятской разновидности, почитание существует до сих пор.
   2. Решетов и Роспопин. Есть у нас фамилии Решетов и Распопов.
   3. Вешки. Вероятно, от имени Вёша, в Слободском районе в прошлом была традиция имен на ША (Ивша, Мёша...). Вёша, наверно от Весна-Вешник или Вечеслав (д.Вешниковская в Слоб. уезде 1926). Встречается форма "Вежки" в московской грамоте 1577г., но там могли переврать, местное произношение надежнее.
   4. Панщина. Деревень с окончанием на ЩИНА у нас десятки, особенно кучно в бассейнах Моломы и Великой (Топоровщина, Боярщина, Рязанщина...). В других областях (кроме Пскова и Новгорода) встречаются редко.
   5. Чир. Топоним Чирки, 6 шт.
   6. Ясаулов. Есть фамилия, но она может быть поздняя.
   7. Каргала. Гала-кала по тат. город. КАР-гала, - город Кара (Кары?). Так что Кар у казаков встречается. На Вятке был старейший город Кош-Кар, а также есть татарское Карино- Кари-Юрт. Название одноименной реки Кар-гала (буквально на двух языках "Город-Город") не могла первоначально иметь река, так ее могли назвать только по уже существовавшему городку.
   8. Раздоры. В Хлынове есть овраг Раздерихинский, смысл и точное написание неясны, но по преданию здесь произошло крупное междуусобное сражение.
   В целом, аналогии просматриваются.
  
  
   Жилища Никульчино [А]
  
  
  Л.Д.Макаров ДРЕВНЕРУССКОЕ НАСЕЛЕНИЕ ПРИКАМЬЯ В X-XV ВЕКАХ
  http://lib.udsu.ru/a_ref/06_12_008.pdf
  ...На укрепленных поселениях Вятской земли к настоящему времени выявлены остатки 74 жилищ - землянка, полуземляночные и наземные... Зафиксированы как столбовая, так и срубная конструкции полуземлянок. Сооружение двухкамерных полуземлянок со входом через дополнительное помещение характерно для района Среднего Поднепровья в XII-XIII вв. (Раппопорт П.А., 1975а). Наличие их на Средней Вятке свидетельствует о появлении здесь во второй половине XIII в. южнорусского населения... 48 сооружений относится к типу наземных жилищ. От них остались либо нижние венцы рубленных "в обло" срубов (Хлынов) или канавки из-под них, либо подпольные ямы с рухнувшими в них остатками печей. Особенностью наземных жилищ Вятской земли, выделяющей ее из числа других древнерусских земель, является довольно частое помещение печи не в углу, а у середины одной из стен. (Е. Х. У казаков Дона, живших в полуземлянках, низенькие продолговатые печи ставились именно так. При этом над печью делали лежанку, а дым отводили наружу через узкий подземный ход.)
  В отличие от керамики большинства древнерусских земель посуда Вятского края имела наряду с традиционно славянскими примесями (песок и дресва), также толченую раковину, шамот, навоз, сухую глину, известняк и слюду в разных сочетаниях. На ряде поселений их имели от 20 до 50% сосудов. В течение XV-XVI вв. эти примеси постепенно исчезают. Данную группу посуды можно рассматривать как результат славяно-финно-пермского взаимодействия. (Е. Х. Примечательно, что примеси исчезают одновременно со сменой населения.)
  Итак, из всей совокупности вещевого материала памятников Вятской земли выделяются древности, позволяющие считать началом русского освоения бассейна Средней Вятки конец XII - начало XIII в. (Макаров Л.Д., 1995д). Заметную группу представляют также предметы импорта, особенно из Волжской Болгарии и Нижнего Поволжья как в домонгольское, так и золотоордынское время - монеты, бытовые вещи, керамика...
  Первыми русскими колонистами региона были как новгородцы, использовавшие для проникновения сюда северные притоки р.Вятки, так и ростовцы, имевшие возможность попасть на Вятку и с севера, и с запада. Особенности обоих компонентов на археологических материалах (керамика, украшения) прослеживаются весьма слабо... Монголо-татарское нашествие усилило поток переселенцев с территории Владимиро-Суздальской и Южной Руси, принесших с собой традиции постройки полуземляночных жилищ и оборонительных укреплений, а также предметы киевского происхождения. (Е. Х. То есть, реально архелогических свидетельств массового заселения края новгородцами или ростовцами нет. Но описанные выше полуземлянки Никульчинского городища говорят о приходе на Вятку в конце 13в. некого южнорусского населения. Сомнительно, что это были непосредственно киевляне, более вероятно, что это было русское население Волжской Булгарии, имевшее связи с Киевом. Основным типом жилищ на поселениях салтово-маяцкой (протобулгарской) культуры являются полуземлянки. В лесостепной северной части СМК (средний Дон 8-9в.) преобладали полуземлянки срубной конструкции, впущенные в котлован на глубину от 0,4 до 2м с очагом в центре или в углу, или у стены, а в ряде случаев отопительным устройством являлась печь-каменка или печь из сырцовых кирпичей. Вероятно, близки по культуре были соседние буртасы и жившие здесь в последствии бродники. Полуземлянки характерны также для южного Подмосковья 13в., где жили вятичи.)
  Набеги новгородских ушкуйников и золотоордынских отрядов на вятские поселения обусловили их значительные перестройки, выразившиеся в усилении оборонительных укреплений и изменении планировки на ряде памятников. (Е. Х. Имеются в виду перестройки в Никульчино во второй половине 14в. и в Котельниче начала 15в.: улицы были спланированы не вдоль берега реки, как ранее, а параллельно напольной стороне укреплений, при этом жилища вплотную ставились друг к другу, в виде жилых стен, что улучшало оборону.) В 1489 г. Вятская республика была ликвидирована, часть ее руководства казнена, а оставшаяся переселена в подмосковные земли. С конца XV в. на Вятку переместилось значительное количество переселенцев из северо-русских земель, что нашло отражение в особенностях языка, фольклора, топонимики, материальной культуры.
  
  http://5thdimension.org/wp/magazine/012/chmelnitchina Интересный материал о войне Украинских казаков с поляками и евреями.
  Патологическая ненависть казаков к евреям может объясняться их булгарским происхождением. Судя по Нариман Тарихы, булгары не питали нежных чувств к своим соседям хазаро-иудеям. Правда, надо учесть, что в описанной войне принимали участие крымские татары, часть описанных зверств явно на их совести. Поляки поселили евреев на своей восточной границе в Украинских землях. Евреям был отдан водочный промысел, что вызвало особое недовольство казаков.
  
  
  
  На сохранившихся печатях казаков был изображен казак с мушкетом, вошедший в историю под названием "рыцарь-казак с самопалом". http://www.gerb.bel.ru/pages/strani/ukraine2.htm Сохранились печати Киевского магистрата XVI века, на которых изображен арбалет или лук со стрелой.
    [] На печатях, которые появились на рубеже XV-XVI столетия и встречались вплоть до второй половины XVIII века, так или иначе присутствует мотив лука или самострела-"куши" (арбалета).
  
  Вот едва ли не самое давнее изображение этого символа на киевской печати (примерно 1500 год):
   Герб Киевской земли 16в.
   Печать Киева [А]
  
   Герб Вятской земли (официальный и иностранный источники)
   Герб Вятский из иностр. источников []
   Герб Вятки 1 []
  
  
  На Киевском гербе были изображены руки выходящие из облака и натягивающие лук (позже арбалет), - почти полный аналог Вятского герба. Причем, появляется этот символ на Украине в момент прихода сюда казаков, в конце 15в. Элементы Вятской символики встречаются и на других гербах Украинских городов. Три стрелы у Чигирина. В 'Хроногеографическом описании города Харькова' есаула Максима Горленского (1767 год): 'город Харьков исстари носит в гербе натяженный лук со стрелой'. Золотой лапчатый крест один из символов запорожских казаков.
   Герб Михаила Дорошенко гетмана Сечи, погиб в 1628г.:
    []
   Предполагаемый герб Харькова второй пол. 17в.:
    []
  
  
  Боплан пишет, что: польське слово "коза" означає те саме, що французьке une chevré (коза). Но такая этимология неправдоподобна и была подсказана ему кем-то несведущим. Некоторые казачьи исследователи видят аналогии со словом коса. Косы иногда использовали в качестве оружия, в том числе они встречаются в захоронениях на Каме. Но и такое прямое толкование сомнительно, так как ничем не подтверждается. У казаков, судя по гербам, любимым оружием была пищаль, - небольшое простейшее ружье. А в более ранее время - арбалет, называемый КУША. Это слово аналогично польскому kusza. Но в польском языке есть и общеславянское слово samostrzał (самострiл по-украински). Поэтому "куша" - явное заимствование и скорее всего, у казаков. Поэтому можно предложить такую цепочку: куша - коша - коза - козак. То есть, козак - это арбалетчик. Эта мысль есть у Харина в работе про гербы и рыцарский орден Вятка, но там другое обоснование - без казаков. Однако обращаю внимание, что казаков считали рыцарями.
  
  В Джагфар Тарихы арбалет назван "караджей" - великий лук. При этом, вятчане - их называют иногда гарачцы - считались искусными стрелками, в знак чего, якобы, и получили свой герб в виде натянутого лука. Древний символ наверняка назывался Кошкар, - солнце и луна (крест с полумесяцем). Со временем его стали трактовать иначе: крест с дугой превратился в натянутый лук (арбалет). Оба варианта встречаются на казачьих знаменах.
  
  http://www.chronologia.org/xpon4/im/4n14-080.jpg Оттиск печати Ивана Грозного 15в., сохранился в Стокгольме. Прорисовка из учебника "История СССР" 86г.:
    []
   Изображен то ли лук, то ли арбалет. Вероятно, в виду миниатюрности гравер оставил только центральный символ, опустив второстепенные детали (руку, облако).
  
   Е. Х..:
   http://skygrad.narod.ru/texts/gerb.htm - Моя работа "Герб Вятский и Слободской" 2007г. Тогда я еще не приступал к теме казачества, поэтому схожесть Киевского и Вятского гербов не была рассмотрена, да и многих доступных теперь публикаций в сети еще не было.
  Киевская округа в период существования герба с луком и арбалетом не подчинялась России, а потому схожесть с Вятским гербом нельзя объяснить никакими иными причинами, кроме появления на Днепре новой властной группы людей - казаков, давших толчок к созданию самостоятельной республиканской территории Украины. И пришли они с Вятки, принеся с собой Дух Свободы. Исходя из этого можно считать, что нынешняя Вольная Украина является продолжением Вятской республики. Ничто не исчезает бесследно и не возникает из ничего.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"