Устинов Борис Геннадьевич : другие произведения.

Вятка - родина казачества 3

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Работа по истории Вятки "Кошкаров-Слободской".

КОШКАРОВ - СЛОБОДСКОЙ
  
  
  Отождествлять Ковровское городище с городом Кокшаров-Кошкаров, как это обычно делают, сомнительно. Городище это выделяется среди других средневятских по многим позициям. На нем наибольший в округе % специфической "славяноидной" керамики 12-15 в.в., - около 44%. На соседнем Шабалинском и др. - от 16 до 32%, на остальных вятских от 20 у Орловского до Слободского - менее 10%. На поселениях в Мари-Эл и Чувашии - 30-40%, в Булгарии - от 0 до 30%, на Чепце - по разным источникам от 1 до 10%. Большинство трактуют эту керамику как финно-угорскую по составу теста, но изготовленную под славянским влиянием (по форме сосудов).
  
  Воины горшков не обжигают. Занимались этим делом в то время женщины, среди которых могло быть много местных финно-угорок, ставших женами пришлых на Вятку воинов-мужчин. Этому есть свидетельства, хотя споры о принадлежности данной керамики не утихают. В любом случае, можно говорить о существовании на Вятке и в её окрестностях в 12-15 веках некой этнической группы русифицированных финноугров (славяно-вотских метисов) с центром на Ковровском городище. Возможно, это была легендарная Чудь, предания о ней распространены от Елабуги до Коми, и от Новгорода до Оби. В разных источниках приводятся заметно отличные даты прекращения жизни на средневятских городищах (Ковровское, Шабалинское, Вятское, Родионовское, Чуршинское). Некоторые относят запустение их к концу 14 века (так же, как и городища-кары к северо-востоку от Вятки, часто относимые к чудским), другие считают, что они были заселены до конца 15 века (точно это установлено для Никульчинского и Шабалинского). Это большая разница, в первом случае смена древневятской культуры на великорусскую может объяснятся приходом новгородцев, а во втором - завоеванием края Москвой. Возможно, происходило поэтапно то и другое.
  
  На Ковровском городище также много керамики булгарского и ордынского типа. Несмотря на сходства, можно видеть, что население Ковровского городища отличалось от соседнего с ним Шабалинского, - хотя между ними менее 1 км. Поэтому идея о прохождении здесь границы между булгарскими (позже ордынскими) и русскими землями похожа на правду. Ковровское городище более близко к северо-булгарским, оно отчасти инородно для Вятки. Это был булгарский оплот Колын. Шабалинское городище - новгородский Нукрат-Вятка. Фамилия Кошкаров встречается не менее часто, чем Колинин, Микулин и Котелнин, поэтому если считать, что эти фамилии произошли от названий городов, то в конце 15 века Кошкаров должен был быть не менее значителен. Скорее всего, так назывался Слободской...
  
  В словаре Брокгауза-Ефрона:
  Кош, снаряды для охоты и рыболовства - снаряды для ловли рыбы и тетеревей. Рыболовные К. имеют вид бочонка, формы усеченного конуса, сделанного из дранок, длиной от 1,5 до 1¾ аршина, прикрепленных одними концами к обручу диаметром 16-18 вершков, а другими к обручу 8-9 вершков в поперечнике. Ловят рыбу К. там, где растет хвощ, на глубине от 1 до 1,5 аршин; заметив, по движению хвоща, где остановилась рыба (преимущественно - щуки), тихо подъезжают к тому месту на челне и бросают К. широким отверстием в хвощ, чтобы рыба очутилась в К., который прижимают ко дну, и затем рукой вытаскивают добычу через узкое отверстие. - http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/БЭСБЭ_Кор Там же описан Калган:
  Калган, способ рыбной ловли - употребляемый на р. Обь способ рыбной ловли, состоящий в том, что рыбак, выехав в русло реки, опускает на дно сеть в виде мешка с грузилом и, держа в руке шнур от сети, сплавляется по течению; когда рыба попадает, удар ее в сеть передается рыбаку по шнуру и он вытаскивает ее. "Новое время" (1894, ? 6420).
  КОШ - м. сиб. кошница, корзина; вор. род большой корзины для ловли рыбы и раков (см. кошница). | Южн. плетеный шалаш, балаган; | загон, овчарня; | оренб. кошар (см. кошара), малая, холостая кибитка; вообще: табор, стоянка, стань, становище, казачий обоз, лагерь, стойбище. У запорожских казаков кошем звали селенье, станицу (стан), а кошевой был начальник коша, станичный атаман. | Золотомои в Сиб. зовут кошем желоб или трубу, для спуска золотнистого песку на верстак. | Кош и котец южн. рыболовная ставная мережа, вентер. (В. Даль) vidahl.agava.ru/P075.HTM
  
  
  
  http://subscribe.ru/archive/country.ua. ... 00942.html -:
  "Общеизвестно, что столицей казацких вольностей, куда они обращались своим сердцем и помыслами, и где находился цвет казачества, была Запорожская Сечь. Название "сечь" происходит от слова "сечь, секти", то есть рубить. Первоначально оно означало укрепление из срубленных деревьев и камыша. Нередко употребляют и другое название для казацких поселений - Кош. Слово "кош", вероятно, очень древнего, индоевропейского происхождения. Родственные слова в санскрите означают "войско", "стан вождя" и т.п. Таким образом, с того времени, когда первые казаки начали создавать свои военные объединения, избирать вожаков и строить укрепления-базы, они стали употреблять эти слова для обозначения столицы Войска Запорожского...
  Внутри крепости находился майдан (площадь) с церковью и позорным столбом, где наказывали виновных. Вокруг майдана стояли большие длинные дома - курени, где жили сечевики, дома старшины, канцелярия, а дальше - склады, арсеналы, ремесленные мастерские, торговые ряды...
  Любопытно, что на самой Хортице (Великой Хортице) археологических материалов, которые бы подтверждали пребывание здесь казацких укреплений, пока что не обнаружено. Однако в трудах некоторых мемуаристов - С. Мышецкого, Г. Спасского и других - отмечается, что в 1618-1620 годах запорожские казаки построили крепость - Кош на Хортице...
  По окончании войны и в связи с расширением российских границ в конце 1789 года новый кошевой атаман Захар Чепига перенес Кош в село Слободзея на Днестре, что в 20 верстах ниже Бендер. Слободзейской Сечи также была уготована недолгая судьба. Царское правительство, поначалу пообещавшее отдать казакам земли между Бугом и Днестром, в очередной раз не выполнило своего обещания и в 1793 году переселило черноморцев на Кубань. Сечи, или Коша, на Кубани уже не было, и от запорожских обычаев вскоре остались одни лишь воспоминания...".
  "...Вокруг майдана стояли большие длинные дома-курени..."
  - На городище Никульчино были обнаружены при раскопках жилые постройки в виде рядов приставленных вплотную друг к другу срубов, идущих параллельно стенам города. Итак, казацкие курени-казармы налицо. Судя по схожести городищ, аналогичное устройство было и в Слободском-Кошкаре. Предположительно, слово козак восходит к "кошак", обитатель Коша.
  
  http://www.philology.ru/linguistics4/rassadin-95.htm -кош 'жилище, дом' (? 169), кошилик 'палатка, запасная юрта' (? 245) - от тюркского. Ср. кирг. кош 'запасная юрта; кочевой лагерь', туркм. гош 'полевой стан', чагат. кош 'кочевой лагерь', др.-тюрк. кош "запасной'. Из современных монгольских языков это слово представлено в калмыцком, где оно существует в форме хош, имеет значение 'временная стоянка; полевой табор', а также 'вторая юрта (при главной)'.
  
  http://shaping.ru/mku/deminart07.asp - "Между тем, рассмотренным "кочевническим смыслом" значение лексемы кош в русском языке не ограничивается. Откроем 7-й том "Словаря русского языка XI-XVII вв." (М., 1980; за четверть века, начиная с 1975 года до настоящего времени вышло 25 томов) и подивимся богатству и неисчерпаемости родного языка, о котором мы по существу так мало знаем. Так вот слово "кошъ" ("кошь") еще сравнительно недано употреблялось по меньшей мере в 9 (!) значениях (а сегодня и одно-то не каждый назовет). Помимо упомянутого выше, это еще: 1. "корзина", "короб"; 2. "ларь", "ящик"; 3. "старое русло реки"; 4. "дружина, отдельный подвижный отряд, часть войска"; 5. "ставка князя, воеводы"; 6. "воинский обоз;"; 7. "укрепленный лагерь"; 8. "зимовье промыловика-охотника"; 9. "жребий, судьба""...
  Санскритское слово kocagara означает "хранитель казны" (кассы). Читается это слово, как "кошягара"... Но казна бывает всякая. В старину княжеская казна была наполнена не столько звонкой монетой, сколько мехами, оружием, да еще бочонками с медом...".
  .- Очень напоминает наш Кошкар. Санскрит - древний протоязык, слова из него разошлись по многим языкам. Например, в древнегерманском языке было слово "хари" - войско (отсюда "герой-воин"). "КошЪгара" состоит из двух частей: Кош - Казна (вместилище) и Кара - хранитель (охранник, воин). Поэтому городок Кошкар(и) - вместилище "каров", военный лагерь казаков-гарачцев по ДТ. Остальное также вполне укладывается в концепцию нашей темы.
  
  
  Рыболовные приспособления на гербе Слободского описаны так: "сделанные для ловли рыб прутья верши, каковыми орудиями тамо изобильно ловится всякая рыба". Существует два варианта первоначального герба города (см. http://www.nashavyatka.ru): на одном - корзина из прутьев, собранных в виде конуса, на другом - в виде усеченного конуса. Первый соответствует традиционной Верше. Второй вариант полностью совпадает с описанием Коша. На современном гербе изображено что-то среднее. Впрочем, это, вероятно, названия одного и того же предмета на разных языках (в разное время). Приспособление в виде продолговатой корзины или небольшой сети-сачка может использоваться для ловли рыбы по-разному, в зависимости от обстоятельств. Герб Слоб [А]
  Так как фамилий типа Слободин, Калганов и Кологов в списках казаков и ранних вятских описях нет, то приходится признать, что город Слободской в конце 15 века имел иное название. Название Колын-Колин очень близко по звучанию к Хлынову, кроме того, Калинины в наших описях часто названы "хлыновскими посадскими людьми", поэтому применительно к Слободскому имя Колин маловероятно. Название Кошкаров было приурочено к устью Моломы вследствии того, что в ПСВ город со схожим именем отождествлён с Котельничем. Однако, доверять ПСВ нельзя даже в такой малости (в разных списках разные варианты: Кокшаров, Корышаров, и т. п.).
  
  Известно, что Донские, Уральские и Запорожские казаки для своего пропитания издревле активно занимались ловлей рыбы, для чего применяли разные приспособления, в том числе и "корзины - 'накрывачки' без дна, и плетеные из лозы верши, и подсаки - 'хватки'".
  
  http://deltafishing.info/blog/2008/02/14/dneprovskiy-som-chast-1/
  
  
  
  Описанная конструкция Коша очень проста, но требует ловкости, что как раз соответствует казачьей натуре, да и вятской тоже. Так что связь Слободского с казачеством вырисовывается в любом случае. Думаю, отождествление Кошкарова со Слободским городом не противоречит предложенному мной булгарскому названию Калган-Колбаган. В домонгольский период (в 12-13 веках) он мог иметь название Колывань (от булгарского Колбаган, Калган, отсюда Коллога-Халга по-бесерменски); в 14-15 веках он приобрёл новое название Кошкар(ов), хотя смысл остался прежний - Вместилище воинов (колбягов, а затем казаков-карачцев). В середине 13 века на Вятке и вокруг нее произошли серьезные перемены, что и привело к смене названия.
  В непосредственной близости от Слободского города (14 км по прямой) расположено Карино, - это тоже казачье поселение, но казаков-мусульман. Добавлю, что в левобережье Вятки встречаются топонимы типа Карино и Карачи. Есть у нас и фамилия Карачев (в описи 17 в. бесерменин из Карино).
  О том, что Слободской город имеет особенную историю, говорят давно. Планомерных раскопок у нас не производилось, Слободское городище отчасти повреждено строительными работами (церкви, захоронения, посадка деревьев, прокладка труб), в настоящее время основание города археологи осторожно относят к 14 веку, но есть факты его домонгольской истории.
  1. Сидячие захоронения характерные для Новгородской земли 12 века.
  2. Внутривальные срубы схожие с Польскими, Новгородскими и Московскими 10-12 веков. http://skygrad.narod.ru/texts/skvoz_veka1.htm
  3. В 3 км ниже по реке находится Родионовское городище 12-15 веков. Расположено оно в стратегическом месте: на береговом холме напротив устья притока Вятки реки Белой Холуницы. Здесь была переправа "Каринский перевоз", проходила дорога на Карино, и далее в Сибирь и Монголию. В районе городища были найдены захоронения с мечом и черепом неместного типа. Родионовское городище, вполне возможно, было пограничным пунктом на переправе.
  
  В описях 17 века по Вятке фамилия Кошкаров довольно часто встречается, чего не скажешь о фамилии Кокшаров, распространённой в других регионах. В "Повести о стране Вятской" и близких к ней сочинениях упомянут городок Кокшаров, варианты - Кашкаров и др. Странно, что историки избрали форму названия города "Кокшаров", якобы от марийских топонимов и гидронимов типа "Кокшага". Город Кокшаров, вероятно, существовал где-то, но не у нас.
  
  Недавно, правда, появилась работа "Марийский Кокшаров или удмуртский Кошкар?"
  
  http://www.idnakar.ru/2008/2008_1/4%20MUSIKHIN_Koksharov_or_Koshkar_%2039-45.pdf
  
  В ней высказаны аргументы в пользу формы "Кошкар" для упомянутого в ПСВ вятского города. Особенно интересно то, что впервые фамилия Кошкаров встречается в списке крестьян Вобловицкой волости причисленных к Трифонову м-рю за 1595г. Считается, что этот район возле Нагорска заселялся бежавшими от налогов Шестаковцами, а те в свою очередь выселились в сер. 16 в. из Слободского с той же целью. Это еще одно свидетельство в пользу отождествления "безымянного" Слободского города с Кошкаром.
  
  
  Из работы А. Мусихина "Кошкар или Кокшар":
    []
   []
  
   Мусихин скрупулезный в работе краевед, иногда он делает интересные выводы, но над ним довлеют стереотипы: Кошкар обязательно должен быть нерусским, и находиться возле Котельнича. А ведь в цитированном им более достоверном (в сравнении с другими) источнике "Сказании о вятчанех" ничего этого нет. Да, и фамилия Кошкаров, как он сам приводит, впервые встречается в описях по Слободскому уезду, а затем по Орловскому, и лишь позже - по Котельническому. А топонимы типа "Кошкали" есть в районе Слободского.
  
  
  
  В списках казаков Дона и в Вятских переписях есть фамилии Колинин, Микулин, Котелнин, Кошкаров, - предположительно, они появились от названий Вятских городов 15 в. И одновременно с этим, в них НЕТ фамилий от городов Хлынов, Слободской и Орлов. Уже одна эта согласованность данных документов говорит о многом.
  А. Мусихин в своей работе про Кошкар (ссылка выше) в подтверждение своего предположения о более правильной форме названия города упомянутого в CВ - Кошкар, а не Кокшар - привлекает факт существования фамилии Кошкаров и отсутствия фамилии Кокшаров в Вятских переписях. Таким образом, он считает, что фамилия Кошкаров могла образоваться от города Кошкар. Следовательно, в момент первой записи фамилий на Вятке город Кошкар еще существовал. Судя по сохранившимся документам 16 в., такого города тогда уже не было. Следовательно, где-то на рубеже 15-16 в. он исчез (или был переименован), причем случилось это ПОСЛЕ присвоения фамилий вятчанам. Напомню, что первая известная грамота в Слободской город датирована 1505г. По предположению выдвинутому здесь, именно он звался Кошкар. Так мы логическим путем с привлечением авторитета г. Мусихина доказали, что фамилии были записаны на Вятке в самом конце 15 в. Это событие можно связать с 1489г. и вышеприведенной цитатой из Архангелогородского летописца (и писались вятчане слугами...), по мнению специалистов, основанного на утраченном независимом от Москвы северорусском (Белозерском?) летописном своде конца 15 в.
  
  Сохранившиеся переписи 17в. отстоят от предполагаемой первой переписи более чем на 100 лет. За это время очень многое изменилось, в том числе и в имянаречении. Имена давали попы при крещении, а все вятское духовенство было сменено на промосковское. В 15 в. вятские священнослужители никому не подчинались, вятчане наверняка имели свои традиции, в том числе и в области имен.
  Перепись вятчан при взятии Вятки была необходима прежде всего потому, что вятчане являлись военным сословием, учет которого всегда велся строго. Даже переселенным давали некоторые права и казачьи вольности, иначе они бы разбежались. Переселены были на южную границу Московии, которая долго (15-16 в.) проходила через верховья Дона и Тулу.
  С Вятки вятчан везли с семьями под охраной, это есть в летописях. Охранников хватало. На Вятку пригнали 64-тысячное войско, значительная часть которого вернулось в Москву. Семейный человек живущий на опасной границе не сбежит. Те, кто семей не имели, разбежались до окончания событий 1489г.
  
  Что может означать название Кошкаров?
  Если вятчане-гарачцы являлись предшественниками казаков, то уместно поискать происхождение названия одного из городков из казацкого словаря.
  
  Запорожская Сечь. Часто со словом "Сечь" употреблялось слово "Кош" и Войско Запорожское иногда именовалось Запорожским Кошем. Это слово считают татарского происхождение означало оно временное помещение во время передвижения. Запорожцы, употребляя слово "Сечь", подразумевали постоянную столицу Войска, а под словом Кош подразумевали стоянку Войска во время походов, то есть временную ставку. Таким образом, Кош-Каров - это лагерь Каров, вятских казаков карачцев-гарачцев.
  Кстати, о карачцах. Происхождение этого имени можно связать с выходцами с Северного Кавказа, где до сих пор живут карачаевцы и близкие к ним балкарцы. Карачаевцы (и черкесы) происходят от древних болгар, алан и тюрок. Попасть на Вятку (через Волжскую Булгарию) они могли в 12-13 веке из земли приокских вятичей, где в городе Карачев в 11-12 веках существовала одна из крупнейших крепостей вятичей. Эта версия объясняет появление "южан" на Вятке. Другими словами, гарачцы - разновидность булгар (Нукратские булгары), за много веков проживания среди русов и славян они видоизменились, обрусели, христианизировались, но сохранили смуглость, горское и степное свободолюбие и некую особость, став со временем (после разгрома Вятской республики) основой казацких формирований на Дону и Днепре.
  
  К высказанной версии происхождения названия карачцы (от пополнивших войско русов Вячко в Кара-Булгаре местных воинов южного происхождения) можно добавить еще одну. По многим фактам можно предполагать раннее применение вятчанами арбалетов, которые по-булгарски назывались Караджеями (великими луками). Отсюда название поселившихся на Вятке воинов - карачи-гарачи. Булгарская летопись об этих моментах молчит, зато там есть следующее (в словаре публикаторов 3 тома):
  Батыш - славяноязычное племя, образовавшееся вследствие слияния части булгар с иранцами и славянами и называвшееся в Киевской Руси "вятичами". Вятичи являются предками донских и воронежских (рязанских) казаков.
  
  "Гарач - булгарское название народа меря, часть которого бежала со своих земель (после включения их в состав Руси) в Булгарию. Название "гарач" происходит от старобулгарского названия финно-угров "гap" (кар)".
  Меря по писменным и археологическим источникам составляла значительную часть населения Новгорода 9-11 веков и восточной части Вятичской земли 11-12 веков. Бежать от русских (Киевских) князей могли, в основном, представители прежней власти, люди из военного сословия, располагавшие средствами передвижения, оружием для самозащиты в чужих краях и надеждой на обустройство в новом месте. Простые крестьяне обычно никуда не бегут, а неспеша приспосабливаются к переменам или медленно мигрируют. Отсюда можно заключить, что Гарачцы были воинами-вятичами, и как все тогдашние воины смешанного этнического происхождения. На новом месте в северной части Булгарии они оказались среди финно-угров, а потому получили от булгар своё новое имя - Гар. Но произошел и обратный процесс, - местные аборигены получили от Вятичей имя "Вотяк". Другими словами, кары (ары) и вотяки в каком-то смысле поменялись именами. Это кажется странным, но в Истории можно найти примеры подобных метаморфоз.
  Разумеется, это объяснение во многом лукавой булгарской летописи, точнее, её комментаторов. От кого или от чего получили гарачцы свое имя - еще вопрос. Важно, что название города Кош-каров нужно однозначно перевести как "Лагерь Каров".
  
  
  
  Существует "неприятный" для нас факт: слово "кошкар" (качкар) есть в тюркских языках и означает "баран". Также оно употребляется тюрками как имя.
  "Бараний рог - "кошкар муйиз" - используется в символике Казахстана. Знак Кошкар муйиз обозначает материальное благополучие".
  По форме этот символ напоминает Рог Изобилия. Альп (святой покровитель) Изобилия по ДТ был первоначальным гербом провинции Бийсу (страна Вису в трудах арабов 10-12 в.), центральной областью которой была Вятка-Нукрат. По замечаниям специалистов, "два изогнутых рога в эмблеме Кошкар муйиз напоминают натянутый лук, направленный в сторону врага". Ясно, что это видоизмененный под вкусы и познания степняков древнейший булгарский символ Балтавар-арбалет, - герб булгарских князей рода Дуло, который с конца 12 в. стал символом провинции Нукрат. (Кстати, концы боевого лука русскими назывались рогами). Вероятно, он попал на Вятку от поселившихся здесь Арских князей.
  Можно предположить, что в какой-то период часть казаков во главе с одним из Каринских Арских князей ушла в степи (об этом есть упоминания) и влилась в формирующийся казахский этнос, дав ему свое имя - казахи, а, также, символику. Так как они были из окрестностей города Кошкара, то принесенный ими символ получил соответствующее название, а так как для степняков он был похож на "рога барана", то за ним закрепился данный смысл. В ДТ сказано, что старый символ Балтавар был присвоен провинции Тубджак, Сев. казахстан. Обстоятельства и причины этого не названы.
  
  Видимо, часть вятчан-казаков оставалась при Казанском царстве до его ликвидации в сер. 16в. Здесь они "отатарились", сблизились по культуре с мусульманами и степняками. После могли уйти на нижний Дон и Волгу, а также в казаХи. Качкар-Кошкар по тюрски значит племенной баран, вожак. Символ Качкар - бараньи рога, вариант герба рода Дуло, от него же Вятский герб - рога сильно изогнутого лука.
  В тюркских языках обычного барана называют разными словами, но это не "Кошкар" или что-то подобное. Вероятно, данное слово у казахов является заимствованием.
  
  
  "По первой версии, "Кашкаровы" в переводе значит "Волковы". С домусульманских, языческих времен существуют тюркско-татарские личные имена Кашкар (Качкар, Кучкар), что означает "волк", и Кашкарбай (волк + господин, хозяин). Сейчас эти имена уже вышли у татар из употребления, но и в современном чувашском, казахском, киргизском, каракалпакском, узбекском языках "кашкар" означает "волк".
  Вторая версия - более русская. Даль указывает: "Кочкарь (нврс.), качкарь (астрх.) - некладенный, племенной баран". Впрочем, слово "кашкар" (кочкар, кошкар) - племенной баран - по Н. А. Баскакову, также имеет тюркский корень.
  Кроме того, в основе фамилии может лежать широко распространенная в свое время профессия кошкаря. По Далю, кошкари - "разъезжие по деревням торгаши, меняющие мелочной товар на кошек, для колотковых мехов". Даль же приводит и диалектное нижегородское слово "кашкарь" - нахлебник.
  Гораздо менее вероятна версия происхождения фамилии от географического названия. Город Кашкар (Кашгар) в средние века был столицей одноименного ханства, позже вошел в русскую часть Туркестана, а ныне - центр северо-западной провинции Китая. Другой Кашкар (Кошкар), к северо-востоку от Каспия, в 1717 г. вошел как город в Астраханскую губернию, а ныне является селом Макатского района Атырауской (Гурьевской) области Казахстана".
  http://74.125.77.132/search?q=cache:PK9 ... nt=firefox
  Итак, качкар - племенной баран, горный баран архар, и Волк.
  Качкарами также зовут резные каменные кресты в Армении, известные с 6-8 в.. по виду ранние из них напоминают сочетание креста и полумесяца. Это, как известно, древний языческий и одновременно раннехристианский символ, более распространенный в России. Возможно, Кошкар - название этого символа на каком-то языке. Просматривается состав из двух слов: Кош и Кар. Кош -корзина, в профиль похоже на дугу, месяц, рога. Кар, тогда, - крест или то, что было вначале вместо него.
  Так как города с названием Качкар встречаются, то это увеличивает шансы существования такого города у нас. Вятский Кошкар географически наиболее близкий к ареалу обитания русских в прошлом, а потому вероятен в качестве основы для образования фамилии. Просто о нем мало кто знает.
  Фамилия Качкаров распространена у русских, украинцев и тюрок. Фамилия Кошкаров встречается в основном у русских, но есть и у казахов и азеров. Данный факт можно объяснить тем, что Вятский Кошкар, как и Колин, был многонациональным. Известно, что в Слободском в 16 в. проживали каринцы, а на посаде по арх. сведениям - финно-угры. Но нельзя исключить того, что выходцы из этого города, первоначально были одинаковыми в этнической принадлежности, но, покинув свою родину, примкнули к разным народам. Заметим, что имя-прозвище Качкар, видимо, давали человеку с определенными качествами, его могли получить только выдающиеся личности, вожаки, или потомки знатных воинов.
  
  Наличие у азербайджанцев фамилии Качкаров неудивительно и легко объяснимо. Выше уже говорилось, что слово Кошкар похоже на санскритское "Кошагара". Этот язык был в древней Персии, - нынешнем Иране. Азеры очень близки к иранцам этнически и географически. Так что все понятно. На Вятку слово могло попасть в древности от пришельцев иранского происхождения.
  
  
  Итак, Кошкар-балтавар был символом вятчан; в несколько измененном виде (полумесяц с крестом) сохранялся он и на флагах Запорожских казаков 17 в.
  Как видим, кажущееся противоречие полностью устранено.
  
  Топонимический компонент Кар обычно считают финно-угорским, но оно есть и в других языках, например в бурятском кар - это возвышение, небольшая гора. Концовка "гар-гард" встречается и в других языках, в частности, в скандинавских это слово как раз означает укрепление, крепость (Русь - стран городов - Гардарик), да и в названии самих Бул-гар ясно видно это же окончание (Волжский город?). Слово это может быть связано с этнонимом Карачи (гарачцы). Построенные ими крепости аборигены стали называть "карами". Культура городских поселений Вятки 9-14 веков близка к культурам соседних местностей с распространением топонимов с "кар". Аборигенное население указанных местностей было разное, но хозяева городков могли быть одного происхождения - Каричи, они же Нукратские булгары (русо-булгары), они же биармийцы.
  
  Топонимы с основой Кар и соответствующие им городища 9-14 веков группируются в 5 местах: Чепца (Иднакар и др.), Вымь, Чердынь (Родановские), Мари-эл и нижняя Обь. Первые присвоили себе удмурты, марийцы и коми-пермяки. Городища на Оби окрестным народам (ханты и манси) оказались без нужды, а потому тамошние исследователи более объективны в оценке. Так вот, культуры всех этих Каров имеют много общего и более того, близки к археологии Вятских городищ той поры. Различия есть в виду влияния аборигенного населения, различного в разных местах, а в основе своеобразная культура с явными элементами из ранних Новгорода, Ладоги, и Булгарии. Очень характерны большие избы с деревянными полами и сложными печами-каменками.
  Культура каров обрывается в конце 14 века. Но полной смены населения на Вятке, я думаю, не произошло. Большие перемены произошли на сотню лет позже.
  
  Замечу, что слово Нукрат по современным исследованиям происходит не от арабского "Серебро", а от "Ноуград" - Новгород. Нукратцы были в заметной части выходцами со стороны Новгорода, поддерживали связи с Русским севером, но при этом поддерживали тесные связи с Булгарией. Поэтому никак нельзя умалять Европейского элемента в формировании вятчан. Дм. Дорошенко, в "Исторiи Украины з малюнками", сравнивает запорожскую СЪчь со средневЪковыми рыцарскими орденами. "Тут постепенно выработалась особая воинская организацiя на подобiе рыцарских братств, что существовали в Западной Европе". Нужно только поправить, что подобная организация войска и жизни казаков появилась ещё у их далеких предков, пришедших из Европы на Русский север в Ладогу и Новгород в 8 веке. Выходцы из Булгарии и Хазарии пополняли флотилии русов Водима-Вячко в период переселения их в Кара-Булгар (Киев, Путивль, Харьков и Чернигов) в 9 веке после захвата власти в Новгороде и Ладоге варягами Рюрика.
  
  
  
  Л. Гумилев в книге "Древняя Русь и Великая степь" пишет (два первых комментария в скобках мои). "Сын Дмитрия Шемяки (после смерти отца в 1453 году) ушел в Литву и получил от короля Казимира Рыльск и Новгород-Северский, куда стеклись его немногочисленные сторонники (среди которых наверняка были вятчане). Совсем близко, на правом берегу Днепра, в восточной Подолии обосновались сторонники Свидригайла, друга Шемяки. Те и другие был храбрыми и стойкими людьми, а такие при проигрыше обычно не сдаются, а уходят на окраину ареала; так возникло наименование "Украина", хотя жители ее называли себя русскими. Для того чтобы адаптироваться в новых условиях и обзавестись семьями, которые возникали при браках с местными женщинами половецкого происхождения и православного исповедания, им понадобилось около ста лет. За это время князья Рюрикова дома (князь Дмитрий Вишневецкий), польские магнаты (Предслав Лянцкоронский) и простые крестьяне, способные к обучению военному делу, одинаково превращались в "козаков", столицей которых стала Запорожская Сечь. Последнюю, по принятой нами терминологии, следует считать консорцией, из которой вырос малорусский субэтнос, превратившийся через 200 лет в украинский этнос". Из этого отрывка можно с некоторой осторожностью полагать, что в этногенезе Украинского казачества приняли участие и вятчане, которые, как следует из послания митрополита, были в войске Шемяки ударной силой. Это объясняет появление тут и там в казачей среде слова Кош, а также Юрт (небольшое поселение, казарма). Карино у вотяков имело название Кара-гюрт, селение некого Кары. Карабай считается основателем рода Каринских князей. У первых донских атаманов также встречается такое имя, своим татарским звучанием оно смущает историков казачества. Вятка в прошлом и отчасти до сих пор была котлом русов и булгар, эта традиция перешла и на казачество Дона и Днепра.
  
  Сказание о Вятчанах
  Относительно недавно было обнаружено "Сказание о вятчанех".
  http://www.vstrana.ru/index.php?option= ... 25&Itemid..
  Это, похоже, прототип текста нашей "Вятской библии" - ПСВ.
  1. Текст начинается известной байкой о бежавших из Новгорода холопах сжившихся с женами новгородцев ушедших на войну. Отсюда ясно, что подобную "историю вятчан" могли сочинить только с целью унизить их происхождение - те, кто ненавидел Вятку и ее жителей. В ПСВ этот пассаж отсутствует, там даже имеется опровержение этой версии, - вятские исправили явную несправедливость, но в остальном навязанный извне "вредоносный вирус" был сохранен.
  2. О Кошкарове очень интересно. Город не отождествлен с Котельничем, и жили в нем не черемисы и не отяки, а, вероятно, близкие нападавшим по культуре: увидев несметное войско, отворили ворота; в отличие от описанного до того взятия Чудского города населенного отяками и чудью, о строительстве церкви после взятия Кошкарова не сообщается - значит она уже в нем была. Кроме того, части жителей Кошкарова удалось бежать: "и начаша ко граду приступати, и в другий день из града побегоша и сказываша им, яко нам гражданом показовашеся под градом несметное войско, иние же врата оттвориша и той град взяша".
  3. События отнесены к 12 в., но сомнительно чтобы столько времени, до 17 в., сохранялись столь подробные устные предания. Скорее всего, СВ было сочинено для пресечения ходивших на Вятке "измышлений" - устных преданий о Вятском взятии. Разгром городов, руины которых были еще видны, приписали неким новгородцам и отнесли к стародавним временам, тогда как "несметное войско" в 64 тыс. пришло на Вятку в 1489г. Кроме того, поразительно совпадают даты событий в Архангельской летописи и в СВ - 24 июля. Микулицын город был полностью разгромлен, но церковь в нем восстановили, первоначально, скорее всего, она была в честь св. Николая, отсюда и название города.
  4. Сразу после описания взятия двух вятских городов идет запись об основании Хлынова "на поле Баласковом", т. е. на пустом месте. Так как в СВ были использованы реалии событий вятского взятия 1489г., то отсюда можно заключить, что город Хлынов был построен уже после взятия Вятки Москвой как центр новой власти. Теперь нет сомнений, что Кошкаров - это Слободской, а жили в нем предки казаков.
  
  В дополнение к сказанному приведу такой отрывок из летописи Гази Бараджа (1 т. ДТ).
  "В 1181 году... В этот год обнаглевшие галиджийцы (новгородцы), притворившись балынскими рыбаками, проследовали мимо беспомощного Учеля (город был погромлен незадолго до того) и спящего Болгара в Нукрат-Идель (Кама ниже устья Вятки) и разграбили замок кана Ибрагима "Аламир-Султан" (Елабужское городище). От замка уцелела лишь башня Алабуга. Сын Акбалыка - Масгут, поставленный тарханом Тамты, погнался за разбойниками и уничтожил их всех у города отца - Каргатун на Чулмане (на средней Каме)".
  Оставим в стороне достоверность этогой записи, важно само совпадение сюжета с изложенным в СВ-ПСВ сказании о поселении в том же году новгородцев в малом городе на Каме, их уход оттуда в верх по реке и странный переход на Вятку через Чепцу: "... и приидоша на реку великую Каму и поставиша подле град и нарекоша имя ему (какое?). И остася в том граде половина людей, а другая (половина) тех новгородцев поидоша с Камы реки в гору и приидоша вверх Чепцы реки и ту жиша немного лет и по сем поплыша тою рекою вниз из Чепцы в Вятку...".
  Совпадение практически полное. Объяснение может быть такое. В 1552 г., в ходе взятия Казани, в руки Ивана Грозного попали булгарские рукописи, в том числе и цитированная летопись. Когда в Москве сочиняли СВ (по предположению Серкина - в сер. 16в. при канцелярии митрополита Макария), данным сюжетом воспользовались для отнесения заселения Вятки новгородскими холопами (которые после взятия Новгорода формально стали московскими холопами) к седой древности.
  Посреди Слободского городища стоит церковь св. Екатерины (в описях с начала 17в., вероятно, была и в 16в.). Это довольно редкое на Вятке и в России посвящение храма, широко распространено в Польше и др. странах Европы.
  
  Сообщения Джагфар Тарихы
  Главным булгарским городом на реке Вятке (Нукрат-су) назван основанный в 1150 году "Колын возле балика Нукрат". Название "Колын" он получил, якобы, по имени одного из булгарских военачальников той поры. Такое имя встречается среди тюрок. Далее фигурирует новгородский купец Садык (Садко), якобы, перешедший на службу булгарам и сделавший карьеру (на деле он осуществлял торговые связи между Новгородом и Булгаром, устье Моломы было перевалочным опорным пунктом новгородских купцов).
  "Садык получил свое - стал бием и поселился на выделенной для него Мер-Чурой земле близ Колына (Мер-Чура - правитель Колынской волости). Крепость ему строить воспретили, и тогда он укрепил для себя один из баликов Колына. Его посад был обнесен только частоколом, под защитой которого безоружные люди Садыка в случае опасности успевали спрятаться в крепости". Как уже отмечалось, это очень похоже на ситуацию с двумя соседними городищами в устье Моломы (Ковровское и Шабалинское): одно - хорошо укреплённая крепость, второе имеет вал лишь с северной стороны, он мог быть возведён после описываемых событий. На обоих были найдены и новгородские и булгарские вещицы 12-15 веков. Обратим внимание на выражение "один из баликов Колына". Балик - небольшая крепость, часть города, посад. Дело в том, что влизи от Ковровского городища помимо Шабалинского городища есть ещё и Шабалинское селище (неукрепленное поселение, посад). Все три археологических памятника расположены на расстоянии 200 - 400 м друг от друга. Поэтому их можно рассматривать как один город. По многим признакам это и была древняя Вятка, хотя сами вятчане называли город иначе - Колин (теперь уже ясно, что это именно Колин-Колын, а не Кошкар или Кокшар).
  1 том ДТ был издан в 1993 году. В это время археология указанных городищ была давно известна. Однако публикаторы и комментаторы ДТ путают Колын с Хлыновым - Вяткой - Кировым:
  Колын - булгарский город - центр Бийсуйской и Нукратской губерний, основанный на месте
  булгарского мензеля Ботук (возник, по данным Мусы ибн Халиля, в 866 году), современный
  областной город Киров. Булгары называли Колын также "Нукрат", а русские - "Хлыновым" и "Вяткой".
  Вряд ли они настолько изощрены в фальсификации, что намеренно сделали это, более вероятно, что их знакомство с Вятской историей было ограничено навязшими в зубах сведениями об основании Хлынова в 1181 году. Мензель Ботук - это "станция на торговом пути". Трудно сказать, насколько достоверно такое ранне наименование и относится ли оно к вотякам. Предков удмуртов звали вотяками русские, но не булгары. Торговый путь проходил через городки в устье Моломы, Ботук - это искаженное от Вятка (сравните: в ДТ река Вятка названа также Ботка).
  Далее по ДТ (в 1220 г.) город Колын был переименован в Нукрат - якобы, по имени военачальника флота булгар Нукрата, сына Ширдана (прежнего командующего), но более вероятно вследствии перехода города под контроль Новгородцев. Пробовал искать слово "Ширдан": имя Ширдан встречается в карачаевском эпосе. В Татарии есть русская и татарская деревни Ширданы. Shirdan - фамилия, но в словарях (англ., фр., нем.) это слово отсутствует.
  Но оно есть в отрывке о Саксине из 3 т. ДТ: "река Шир [Дон], названа так потому, что изобилует ширами - прибрежными камышовыми зарослями... В устье Шира находится город Ширдан [современный Азов], почти все жители которого - это пограничники и моряки...". Эта рукопись относится к тому же времени, что и приводимые выше отрывки (перед приходом монголов). Командущий флотом булгар мог быть из Азова.
  
  "Выкупленные из плена артанцы (прибалты) назывались шумбутцами. Они были рослыми и красивыми и славились необычайной выносливостью. Из одежды они постоянно носили только штаны и особенно хорошо стреляли и рубились топором... Шумбутцы же любили выезжать на кораблях Ширдана на охрану перевозов на Нукрат-су (Вятке-реке) и Чулмане (Каме) от набегов галиджийцев (новгородцев), которых люто ненавидели, как и вообще всех ульчийцев (славян)... Они поклонялись Габдулле (Чельбиру), как идолу. Однажды отец увидел на реке Шумбут дерево с вырезанным прямо на стволе человеческим лицом. Когда он спросил шумбутца, что это, тот коротко ответил: Чельбир...". (Повествование в 1 т. ДТ, наиболее достоверного из трёх, ведётся от лица Гази Бараджа, первого после монгольского завоевания эмира Булгар.)
  Оставим на совести составителя свода ДТ 17 века его объяснения о происхождении названий городов. Для нас ясно, что Нукрат - это искаженное от Новгород, Новгородец, а Нукрат-су - Новгородская река. Торговый путь по Вятке осуществляли поселившиеся здесь новгородцы. Булгары как могли контролировали их деятельность через своих представителей, - таковыми были тархан крепости Колын Мер-Чура и новгородский боярин Садко-Садык. Мер-Чура, вероятно, был знатного княжеского происхождения. Заметим, что Чура (Чурша) - в прошлом популярное новгородское и казацкое имя. У нас есть фамилия Чурин. Прослеживается связь с Чуршинским городищем, похоже, что до середины 14 в. оно было семейной резиденцией (замком) правителей Вятского края (булгаро-русского происхождения).
  С. Ухов в своей известной работе "История Вятки, как часть..." отметил наличие на Вятке топонимов балтийского происхождения. От себя добавлю: возле Слободского города есть речка Спировка. Этот гидроним считают ныне балтским. Так что шумбутцы в начале 13 в. вполне могли плавать по Вятке для обеспечения торговых переправ, в частности, в районе Слободского Каринского перевоза. Как уже говорилось, здесь имеется Родионовское селище и погребения язычников возле него с характерными вытянутыми европейскими черепами. Так что сообщения ДТ о Вятке имеют под собой некоторые основания, но, разумеется, нельзя понимать их буквально.
  
  Вопрос о степени доверия к сообщениям свода булгарских летописей Джагфар Тарихы 1680 г. весьма важен. Этот свод не погодная летопись, а идеологизированная пробулгарская обработка каких-то частично сохранившихся к 17 веку старобулгарских хроник и сказаний.
  
  DJAGFAR TARIHI
  http://www.s155239215.onlinehome.us/tur ... arihi_Ru... -
  http://zlatalvova.narod.ru -Львова Злата Александровна (о булгарах и Джагфар Тарихы)
  
  Поэтому надо пытаться вычленить здоровое зерно фактов из смеси выдумок и преувеличений. В отношении Вятки это зерно состоит в признании булгарами отдельной и достаточно самостоятельной от них северной провинции с говорящим названием Нукрат (Новгород). Вятка, безусловно, зависела от Булгара (особенно в периоды его расцвета), но одновременно и сами Булгары в силу географии региона постоянно находились под неожиданным ударом с Вятского севера, обжить который самостоятельно они так и не смогли. Эти обстоятельства диктовали обоим сторонам курс на взаимное сотрудничество в области торговли и обороны. Вятка была своеобразным буфером между русскими и булгарскими землями. Отсюда её известная самобытность и самостоятельность, а также смешанный характер населения. Таким образом, средняя Вятка изначально (с 10-12 века) представляла собой пограничные булгаро-русские поселения казачьего типа. Когда к середине 16 века (после разгрома Казани) граница в этом регионе перестала существовать, казаки в поисках вольного житья перебрались на иные рубежи (процесс этот начался за сотню лет до того).
  Выше был высказан тезис о вятском происхождении ушкуйников начала 14 века. Но была ли на Вятке в то время традиция дальних военных походов по рекам? Подтверждение этому есть в ДТ. Дело в том, что в ней неднократно упоминается "Флот Нукрата", который являлся одной из основных военных сил ещё домонгольской Булгарии и участвовал во многих вооруженных столкновениях булгар с пришлыми завоевателями. Маловероятно, что такую важную роль вятчан выдумал создатель ДТ, скорее он как мог принизил ее, но, однако, не смог полностью исключить из своей истории.
  
  На страницах ДТ вятчане часто выступают как достаточно самостоятельная вооруженная сила. По сообщениям ДТ можно судить, что на рубеже 12-13 веков флот Нукрата располагался частично возле города Колына (в устье Моломы), а также где-то в низовьях Вятки. Флот Нукрата принял учатие в воспрепятствовании переправы через Волгу монголов в ходе их отхода через земли Булгарии на восток после битвы на Калке в 1223 г. Судя по ДТ, флот булгар появился еще в 10 веке на основе скандинавских русов, затем в него, вероятно, вливались артанцы (прибалты) и новгородцы.
  
  Город в устье Моломы - самом стратегически выгодном месте региона, - в 14-15 веках, вероятно, переходил из рук в руки, его захватывали и новгородцы, и ушкуйники, и внутренние булгары и Москва и Тохтамыш. Всё это в конечном счете привело к его упадку и появлению новой крепости Котельнич, но жизнь на посаде продолжалась до начала 16в. Новый город Котелнин построили прибывшие со стороны русские, судя по названию, новгородцы или псковичи, в начале 15 века. До взятия Вятки в 1489 году существовали оба городка, что отразилось в появлении двух фамилий - Колинин и Котелнин. Первый имел внешнее название "Вятка", отсюда известная фраза из Книги Большому Чертежу: "а выше Котельнича город Вятка". Такое название появилось в виду того, что в 1391 году в ходе взятия города Тохтамышем была пленена часть военно-дружинного сословия имевшего собственное имя Вятка.
  Из сообщения ДТ можно понять, что город Колын на Вятке был основан как Булгарская пограничная крепость в 1150 году "возле балика Нукрат" (можно перевести как "посёлок новгородцев"). Соответствующую данному описанию ситуацию мы имеем в устье Моломы, где в непосредственной близости (на расстоянии несколько сотен метров) расположены два городища 12-15 веков (Ковровское и Шабалинское), разделённые оврагом. Историки и краеведы никак не объясняют одновременное существование двух близлежащих городищ. Однако это типичная пограничная обстановка: южная крепость - булгарская, северная - скандинаво-новгородская. Торговые связи с Новгородом и Скандинавией в 12 веке (и ранее) по Джагфар Тарихы осуществляли купцы Нукрата (в том числе, живший здесь легендарный Садко-Садык). В устье Моломы шла перегрузка товаров с больших речных кораблей, приходивших с Волги, в лёгкие суда северян, пригодные для дальнейшего плавания по мелководным Моломе и Югу. Разумеется, поток товаров шёл и в обратном направлении.
  
  По ДТ гарачцы пришли в Булгарию из земли Мери. Это были профессиональные воины, иначе бы непопулярный булгарский кан Гази Барадж не смог бы с их помощью придти к власти в 1229 году. Сообщение ДТ о происхождении гарачцев имеет под собой некоторые основания. В земле Мери был крупнейший для своего времени в Восточной Европе военный городок. Последний период его существования (конец 10 - начало 11 в.) отмечен западноевропейскими и скандинаво-русскими находками.
  "Сарское городище - укреплённое поселение VII - начала XI веков на территории современной Ярославской области. Племенной центр мери, выполнял также торговые и военные функции. Имел сложную, дважды обновлявшуюся системы укреплений, на его территории обнаружено большое количество предметов вооружения. Результаты раскопок свидетельствуют о важной торговой функции поселения - обнаружено большое количество иноземных серебряных монет, слитков меди и олова, а также разнообразных изделий: оружия и орудий труда, украшений и предметов из западной Европы, Прикамья, Волжской Булгарии, Киевской Руси". (Вики)
  Судя по ДТ, это был один из основных опорных пунктов скандинавов сотрудничавших с булгарами. По археологии к середине 11 века обитатели Сарского городища покинули его, - поблизости в Ярославле обосновались Киевские князья. По ДТ после утраты Джира-Ростова (округи Сарского военного городка), саддумцы-скандинавы бежали в Булгарию, вероятно, в Приказанье. Отсюда связь гарачцев с Гази Бараджем.
  Примерно на рубеже 12-13 веков археологами надёжно отмечаются на Вятских городищах первые древнерусские артефакты. Причем, первые жилища - полуземлянки - характерны для южных местностей. Поэтому археолог Л. Макаров считает вероятным появление на Вятке первых русских с территории Булгарии. Булгары-гарачцы построили крепость Колын, а городок Нукрат (Шабалинское городище) сохранился как колония новгородских купцов. В ДТ сказано, что вскоре (примерно в 1175 году) булгары предприняли военный поход на Колын, в результате которого около тысячи колынцев были пленены (спустя некоторое время отпущены на Вятку). Это всё косвенно подтверждает появление на Вятке в конце 12 века новых людей.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"