Ушакова Галина Витальевна : другие произведения.

Аудиал или визуал?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Если ваш ребенок плохо учиться, возможно ему постоянно приходиться "перекодировать" поступающую информацию. И, вполне возможно, он талантлив и даже гениален. Прочитайте и посмотрите на него, или НА СЕБЯ с другой точки зрения.

  Всем известно, что школа имеет собственную уникальную историю развития методов и подходов к обучению.
  Всем известно, что современные программы обучения грамоте (и не только) составляются людьми, несомненно грамотными и стремящимися дать нашим детям как можно больше информации за короткий срок с целью... А вот тут, я думаю, что не только у меня, возникает некоторая заминка. Если это вызвано ростом мировых информационных потоков, которые необходимо обрабатывать, то... этим вполне продуктивно занимаются компьютерные системы. Если с целью создания специалистов для разработки новых компьютерных систем, новых производственных технологий, то... это было бы оправданным, если бы предлагаемые усложненные программы в полной мере усваивались всеми учениками. И тогда мы с вами, несомненно, могли бы говорить о японском феномене или о возможности 100% высшего образования. Но...
  Хочется поделиться с вами результатами опыта работы с детьми, который просто поразил меня своими результатами.
  
  Первый моим учеником, родители которого обратились ко мне, как к психологу с целью, разобраться в причинах плохой успеваемости, был мальчик, по имени Андрей, 9 лет (3-ий класс гимназии) - проблема была связана с запоминанием текста и безграмотность при письме. Андрей пожаловался: "Учительница читает рассказ для изложения один раз, а я не могу запомнить!" В период тестирования было выявлено, что мальчик "как слышит, так и пишет". Причем наличие у Андрюши практически идеального музыкального слуха, давало ему возможность слышать все фонтетические звуки в словах великого русского языка (щ - он четко слышал как сч и т.д.) и точно также воспроизводил их на бумаге с помощью ручки. При этом он (вполне искренне) удивлялся тому, что пишется "не так как слышится".
  
  
  Вы слышали о нейролингвинстическом программировании? Именно модели (и идеи!) НЛП я решила использовать в своей работе. Результат превысил все ожидания. Уже на втором занятии Андрей записал четверостишие на русском языке "на память" и без единой ошибки. Был развеян "миф" Андрюши о том, что у него "нет памяти". На четвертом занятии Андрей убедился в том, что в подобном упражнении по белорусскому языку может делать то же самое. Это несмотря на то, что убеждение "по-белорусски я точно не смогу ничего запомнить" было сильнее первого. На пятом занятии мальчик написал контрольную работу с восьмистишьем записывая его построчно. Вначале он читал строчку "глазами", и записывал ее "по памяти". Затем весь текст бы записан еще раз, "по памяти", и, согласно заданию, сделана проверочная работа, во время которой Андреем были найдены самостоятельно две ошибки и исправлены (ранее ошибок он просто не замечал). На шестом занятии также легко бы развеян миф о "незапоминании рассказа" (приблизительно 110 слов) для пересказа близко к тексту. Предвосхищая вопросы, уточню, что одно занятия длилось от 15 до 30 минут. А, контрольная работа была выполнена в течение 7 минут!
  
  
  Возможно, вас это заинтересовало?
  
  
  Следующим моим учеником стал мальчик по имени Иван (11 лет, 5 класс). Те же проблемы с памятью. "У меня плохая память!" - уверенно заявил Ваня на первом занятии. Его убеждение казалось непоколебимым. Однако быстро выяснилось, что "плохая память" распространяется чаще всего на первую часть задания. К примеру, быстро запоминается примерно 50% текста, а запоминание остальных 50% может растягиваться, порой, на несколько недель! Но... На втором занятии выяснилось, что "память есть, и не плохая". Примерно две страницы печатного текста Ваня пересказывал очень близко к тексту после одного прочтения мною вслух.
  
  
  На следующем этапе занятий мы с Иваном начали проводить исследование, как ему удается делать так, чтобы одно получалось, а другое нет. И что нужно сделать что бы что-то получилось. В течение этого цикла занятий мальчик начал осознавать, к примеру, возможность изменения состояния (с "плохого", когда "не получается", на "хорошее", когда получается"). Ваня приобрел опыт изменения настроения, что, согласитесь и взрослому часто кажется чем-то непосильным.
  
  
  На следующем этапе, работали с постановкой и изменением целей. Благодаря этому, проблему-установку "сегодня я это стихотворение не запомню" Иван обратил в задачу: "запомню за 30 минут". Что через тридцать минут и продемонстрировал.
  
  
  При этом, на занятиях, за редким исключением, использовались подходы НЛП.
  
  
  Опыт работы с детьми, которые только из-за их иной организации психических процессов в частности процесса памяти попадают в разряд отстающих, показывает перспективность "переобучения" с помощью методов нейро-лингвинистического программирования.
  А вы слышали об идеях, стратегиях и моделях НЛП?
  
  
  Я сама в течение последних двух лет использую модели НЛП практически ежедневно. И могу с полной уверенностью сказать, что они работают!
  
  Итак...
  
  НЛП - искусство, наука о совершенстве, результат исследования того, как выдающиеся люди в различных областях деятельности достигали своих выдающихся результатов" [1]. НЛП возникло в начале 1970-х как плод сотрудничества Джона Гриндера, в то время ассистента профессора лингвистики в университете Калифорнии в Санта Крузе и Ричарда Бэнедлера - студента психологии в том же университете.
  
  Всем известно, что мы воспринимаем мир через пять своих органов чувств. Мы извлекаем "смысл" из информации, и затем руководствуемся им. При этом тело и разум образуют неразделимое единство, человеческое существо.
  Мы используем язык для упорядочивания наших мыслей и поведения, чтобы вступать в коммуникацию с другими людьми
  Мы организуем (программируем) свои идеи и действия, чтобы получить результаты.
  При этом мы способны сознательно ухватить лишь очень маленький кусочек из того объема информации, который мир предлагает нам. Наше сознание весьма ограничено и оказывается способным сохранять следы максимум семи переменных (или единиц информации) в любой момент времени. Именно эта идея была подчеркнута в 1956 году американским Джорджем Миллером в классической статье "Магическое число семь, плюс-минус два?"
  
  А как часто вы наблюдаете, особенно в старших классах, как используются способ передачи информации ученикам, учитывающий это магическое число 7+-2?
  
  НО НЕ ЭТО ГЛАВНОЕ!
  
  Главное в том, что мы воспринимаем мир через пять органов чувств. И каждый из нас, именно благодаря работе этих органов чувств, воспринимает мир по-своему. И каждый составляет внутри себя свою, абсолютно индивидуальную карту мира. Возможно, вы уже слышали выражение: "карта не есть территория"? Это метафора великолепно отражает различие между тем, что есть вокруг нас "на самом деле" и той моделью мира, которую мы храним внутри себя и представляем себе в своем сознании. И при этом наша модель мира, предъявляемая окружающим с помощью слов, находится еще дальше от "территории", чем та, которую представляем в сознании.
  
  Итак, ПЯТЬ органов чувств и ПЯТЬ репрезентативных систем помогают нам принять информацию от мира и презентовать (представить) ее миру. Визуальная, аудиальная и кинестетическая системы являются первичными репрезентативными системами, используемыми в западной культуре. Ощущения вкуса (вкусовая система), запаха (обонятельная система), не являются столь же важными и часто включаются в кинестетическую систему.
  
  И именно эти Пять систем восприятия ответственны за способности ребенка к восприятию информации, и не только! Кроме способности к восприятию, то есть приему информации, они определяют способ кодирования информации в памяти и способ представления (репрезентации) ее окружающему миру. И как прекрасно, когда у ученика развиты все ТРИ системы! Неплохо, когда ДВЕ! Но...
  
  Как у Андрея, так и у Ивана тестирование на первом занятии показали схожие результаты. Во-первых, чтение с проговариванием текста вслух (ученик шевелит губами), но...при этом этот же текст записывается "как слышится", то есть с ошибками. Во-вторых, хорошее запоминание при визуальном восприятии и кинестетическом воспроизведении, то есть, если мальчики видят буквы и слова, текст записывается практически без единой ошибки.
  
  При работе со своими подопечными на первом занятии, я использовала тест диагностики активности "вход-выход" (по Свассинт и Барб). Цель этого подхода - определить различие в легкости запоминания и восстановления информации в разных модальностях. Есть 9 возможных комбинаций системы "вход-выход". У ученика имеются комбинации, которые значительно сильнее/слабее других.
  У обоих мальчиков по результатам тестирования предпочитаемыми системами для входа и выхода информации, как это можно было предположить, оказались аудиальная и кинестетическая.
  
  И вот, о чем пишет М. Гриндер в своей работе (во второй главе) "Исправление школьного конвейера"!
  "В обычном классе из 30-и учеников в среднем у 22-х достаточно развиты визуальные, аудиальные и кинестетические способности. На другом конце спектра находятся 2-3 ученика, испытывающие трудности обучения по причинам, не связанным с особенностями восприятия (психологическая ситуация дома и т.д.) Остальные 4-6 учащихся, так называемые "трансляторы" - это преимущественно визуалы (В) или аудиалы (А), или кинестетики (К). Опыт изучения таких детей "риска" показал, что большинство из "отсева" составляют кинестетики...".
  
  Когда мы учим, используя ВИДЕНИЕ, СЛЫШАНИЕ, ПРИКОСНОВЕНИЕ, КЛАСС в целом получает информацию по одному или нескольким каналам восприятия. Учителя же часто используют определенный предпочитаемый ими стиль преподавания, часто односенсорный (двухсенсорный).
  
  Что это означает?
  
  Если внимательно прислушаться к речи преподавателя, можно понять, какой сенсорный канал воспроизведения информации он предпочитает при обучении. При визуальном канале воспроизведения мы услышим такие слова (предикаты) и словосочетания, как "посмотрите", "яркий", "красивый", "вы увидите" и т.п. При аудильном канале - "услышите", "вслушайтесь", "громко", "шумно". При кинестетическом - "прикоснуться", "привлечь (внимание)", "теплый" и т.п.
  
  
  Если ученик аудиал (А), то словосочетания, отвечающие за воспроизведение информации через визуальный канал (В), ему необходимо переводить в свою, понятную ему модальность (А). При этом он не сразу отреагирует, к примеру, на призыв "посмотреть". В его сознании должно произойти преобразование призыва к действию "посмотри", в понятное ему действие. На призыв "послушать" он, скорее всего, отреагирует быстрее. Если ученик кинестетик (К), то он быстрее выполнит просьбу, если учителей прикоснется к его руке, плечу и т.д.
  
  Итак, любая информация, идущая через нервную систему, должна предварительно транслироваться в ведущую единственную модальность памяти, понимания. Когда инструкция учителя (информация) совпадает с ведущей модальностью (репрезентативной системой) ученика, он прекрасно справляется с заданием и хорошо запоминает эту часть урока. Если же учитель переключается с ведущей модальности ученика на другую, ученик вынужден переводить (транслировать) информацию обратно в свою модальность. Такая трансляция требует временного отключения от реальности (ученик в это время не слышит учителя). В результате у ученика появляется серия пробелов в информации, что выявляется чаще всего в контрольных работах.
  
  
  Ребенок лет пяти, начинающий свое обучение в детском саду, и ребенок, поступающий в первый класс школы, преимущественно кинестетик. Ему нужно ко всему прикоснуться, пробовать на ощупь, на вкус, запах, разобрать мир на части. Далее в процессе обучения дети начинают перестраиваться на аудиальный канал (восприятие материала на слух). В классах возрастает число неуспевающих детей из числа тех, кто не сумел быстро перестроиться на аудиальную систему восприятия информации. В старших классах содержание программы обучения становится все более абстрактной, символической, графической - визуальной. И те, кто не сумел перестроиться на визуальную систему обучения, вновь пополняют ряды отстающих.
  
  
  Согласно исследованиям Свассинг и Барб, только 22% учеников средней школы предпочитают получение информации по аудиальному сенсорному каналу. При этом при увеличении лекционного материала, количество аудиалов не увеличивается!
  Чтобы использовать природу, нужна гибкость мышления. К сожалению, в мире взрослых аудиальных людей - меньшинство. И, естественно, что среди учителей их также меньшинство. Подростки же в городе демонстрируют как раз аудиально-кинестетическую культуру (музыка, рукопожатия, объятия).
  
  Задача же учителей суметь передать необходимые знания ученикам так, чтобы они их не только услышали, увидели, почувствовали, но и сумели воспроизвести как практические навыки в нужном месте в нужное время с хорошим качеством.
  
  Мне думается, что желание повысить удовлетворение от своей работы есть у каждого педагога (как минимум процентов на 20). Необходимо только учесть в своей работе природные данные учеников, а это на самом деле не сложно.
  Мне кажется, что это могло бы быть интересно большинству педагогов, и мы могли бы встретиться и поговорить об этом.
  Галина Ушакова,
  психолог, мастер НЛП.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"