Ушаков Виктор Николаевич : другие произведения.

Феномен Иеронима Босха

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    мистика

  
  
  Вчера на "Перинные Ряды" (Арт галерея в Петербурге) - зашёл и вразумил, вдруг окатило озарение одно. Кто мне ближе и роднее. Почему Босх всегда тянет к себе, как магнит. Его невозможно до конца разгадать. Такое столпотворение персонажей диковинных невообразимых и ужасных, с обывательской нормальной точки зрения, обычной оценки.
  А это - персоны, населяющие его сны. И не только, сюжеты на тему притчи, мифов и преданий. Это ещё, чтобы понять, надо знать основы, откуда что берётся. Героев мифов, о чём речь там ведётся, что они делят, за что борются, к чему стремятся и чего хотят...
  Ещё на тему популярных в то, его время, поговорок и сказок. Реалий и легенд народных, рассказов устных, баек, шуток-прибауток... А мы-то о них ничего не знаем. Поэтому и картины его как иллюстрации не понимаем. Только поверхностно.
  Выводит из ступора нас и меня его фантастическое видение мира в искажённой плоскости. В перевёрнутом виде. В абсурдном изображении, что-то они там делают... половинки людей с элементами рыб и животных, с головами чудищ или хвостатых людей. И прочая... как в Королевстве Кривых Зеркал.
  Разнообразию образов нет конца. Подходов к теме с заднего крыльца... сверху, снизу, под другим углом зрения, наклона или видения. Вход с чердака. Когда крышу снесло... или со дна стеклянной лодки в океане.
  Или как в аквапарке, смотрим на рыб через стекло сверху и снизу, а рыбы нас не видят, удивительно - никак не реагируют на наши сигналы пальцем и руками, приближения в упор, проходы мимо группами туристов. Одностороннее зеркало стоит.
  Будь так, что, видя нас, от встречи с нами, они бы умерли от шока в тот же час, минуту и мгновенье! Долго не протянули бы рядом присутствие толпы людей, скопления в количестве двуногих, на них показывающих пальцем. Даже среди акул и тюленей...
  
  Картины Босха. Это просто - вавилонское столпотворение существ. Паника всемирного потопа, природного катаклизма и социального переворота...
  И главное - зашифровано взаимоотношения между ними. Его герои повествования, зарисовки - явно что-то замышляют, находятся в движении, хотят показать, выразить, сделать, совершить поступок, акт, не важно какой... а нам кажется издалека веков, что Босх недоговаривает. Он слишком много говорит, но на другом языке, ему понятном и до одури простом, или не совсем...
  Сам в себе хочет разобраться. И что он сделал. А делать что-то надо, чтобы не сойти с ума окончательно. А ещё успеть критически подойти к собственному помешательству, оценить по достоинству. Даже не так. Всё это штампы, досужие слова одни пустые измышления никчёмные. Просто - выпустить пар на свободу, не доводя котла до взрыва в черепной коробке. До температуры кипения. Закипания, плавки металла в раскалённой печи, в жидком виде, в сталелитейном цехе внутренних переживаний...
  
  Открыл шкафы и выпустил скелетов на свободу - нате, гуляйте и радуйте других, кто вас увидит, ужаснётся, поймёт и пожалеет... как творец выступает, для которого нет запретных тем, табу не существует, потеряли актуальность все заборы из колючей проволоки и вездесущие камеры слежения, наблюдения за каждым движущимся объектом теплокровным, вполне разумным или нет, без разницы, полярных потенциалов - как возможным отщепенцем, представляющим угрозу - потенциальным террористом...
  Нет запрещённых тем в познании человека изнутри, снаружи как он есть, выглядит со стороны, и что творится в его воспалённом мозгу. На самом деле, в истинном свете. И почему всё это происходит и зачем.
  Так пойти, это можно приплести сюда и видения наркомана. Один говорит. - Бери бутылку и приходи - таких сюжетов расскажу - на роман хватит!.. невообразимо и неописуемо, что и представить невозможно, особенно в жизни среди людей!..
  
  Или важно, любопытно знать, для того, чтобы воссоздать полную ценную картину происходящего в кинематографе мастерового Босха.
  Представить, что картины Босха попали на другую планету разумных существ, в виде Послания от нас - и по ним они определяют людей, населявших планету Земля. А больше ничего не осталось от неё, от нас... гипотетически.
  Что они подумают? Если недалёкие - не поймут ничего. Как и мы... Или посчитают дикий народ населял. Сброд сумасшедших. Но каким образом они тогда могли размножаться и выживать среди ещё более диких кровожадных животных. Значит, не совсем тупой...
  А если продвинутый... Как мы - по отношению к наскальным первым рисункам - находим историю первобытных людей и читаем её, как ребус расшифровываем клинопись...
  
  Не зря (зрит), может, зря, даже его современники называли мастера великим сумасшедшим. Пусть так. Но попробуй напиши, изобрази всё это...
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"