"Когда Маргарита дошла до последних слов главы "...Так встретил рассвет пятнадцатого нисана пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат", - наступило утро
(я решил повторить в начале новой части окончание предыдущей, это на тот случай, если кто-то начнёт читать четвёртую часть, не прочитав предыдущей, и ему будет непонятно отсутствие начала главы).
Слышно было, как во дворике в ветвях ветлы и липы вели весёлый, возбуждённый утренний разговор воробьи
(автор, в своём стиле, рядовыми певчими птичками демонстрирует чистый, даже и после всего пережитого, не изгаженный, духовный мир своих героев, сон которых баюкают трели райских птиц).
Маргарита поднялась с кресла, потянулась и только теперь ощутила, как изломано её тело
(не от мистических галлюцинаций болит голова у Маргариты, а от физического насилия ломит её плоть)
и как хочет она спать. Интересно отметить, что душа Маргариты находилась в полном порядке. Мысли её не были в разброде, её совершенно не потрясало то, что она провела ночь сверхъестественно
(потому что ничего и не было чудотворного в этих событиях).
Её не волновали воспоминания о том, что она была на балу у сатаны
(сам по себе праздник 1 мая не представляет ничего необычного),
что каким-то чудом мастер был возвращён к ней
(это явление оплачено её постелью, вряд ли можно назвать чудом услуги проститутки),
что из пепла возник роман
(книга извлечена из архивов НКВД для внесения изменений и в результате сложной интриги Маргариты, вот это, пожалуй, самый настоящий, обещанный ею Наташе, фокус, умудриться вынести из небытия или из секретных хранилищ НКВД запрещённые рукописи и сегодня возможно далеко не всегда),
что опять всё оказалось на своём месте в подвале в переулке
(она сама следила неукоснительно за этим, даже, уходя вчера вечером, на удачу накрыла "круглый" стол, как тогда в счастливую пору в главе 13 она накрывала к завтраку "овальный" стол; кроме неё мог это сделать Алоизий, но его сослали за 105 километр от Москвы в Вятку; а она в главе 30 сама скажет мастеру, что сидела несколько месяцев в тёмной каморке; так как держать её под стражей в заключении лишено смысла, то её посадили здесь под домашний арест, поэтому у неё нет тут одежды),
откуда был изгнан ябедник Алоизий Могарыч. Словом, знакомство с Воландом не принесло ей никакого психического ущерба
(моральный вред от общения с хозяином мог случится у юной девушки, которую насилуют в первый раз, но не у тридцатилетней опытной подставной женщины, чья служебная биография насчитывает 11 лет).
Всё было так, как будто так и должно быть
(естественно с Маргаритой произошло то, что происходило многократно и раньше).
Она пошла в соседнюю комнату, убедилась в том, что мастер спит крепким и спокойным сном, погасила ненужную настольную лампу и сама протянулась под противоположной стеной на диванчике, покрытом старой разорванной простынёй. Через минуту она спала, и никаких снов в то утро она не видела. Молчали комнаты в подвале, молчал весь маленький домишко застройщика, и тихо было в глухом переулке"
(как и тогда в Гефсиманском саду над Иудой гремели соловьиные трели, так и теперь над спящими мастером и Маргаритой поют воробьи).
Но в это время, то есть на рассвете субботы, не спал целый этаж в одном московском учреждений, и окна в нём, выходящие на залитую асфальтом большую площадь
(все читатели, несомненно, понимают, что имеется ввиду Лубянская площадь и находящееся там же здание, в котором сегодня размещается ФСБ Российской Федерации, а раннее находился КГБ, ВЧК, НКВД, ОГПУ),
которую специальные машины, медленно разъезжая с гудением, чистили щётками
(после народных гуляний 1 мая грязно в центре Москвы),
светились полным светом, прорезавшим свет восходящего солнца.
Весь этаж был занят следствием по делу Воланда, и лампы всю ночь горели
в десяти кабинетах".
Необходимое дополнение.
Надо юридически грамотно оформить произвол руководителей страны, чтобы через официальные документы и пропаганду объяснить общественному мнению, то бишь народу, суть произошедших событий. Списав на мистическую шайку гипнотизеров-насильников во главе с Коровьёвым и его сообщником, котом Бегемотом, все бесчинства, следствие должно было выгородить советскую власть от их проделок.
Все свидетельские показания и документы, где был бы указан Воланд-Сталин, подлежали уничтожению.
Продолжим.
"Собственно говоря, дело стало ясно уже со вчерашнего дня, пятницы, когда пришлось закрыть Варьете вследствие исчезновения его администрации
(Лиходеев выслан Воландом для протрезвления, Римский в субботу утром уже находится под арестом в Москве, Варенуха утром отпущен домой лично Воландом, бухгалтер Ласточкин арестован в пятницу днём, так что никуда не исчезала администрация театра Варьете)
и всяких безобразий, происшедших накануне во время знаменитого сеанса черной магии
(автор вместе со следствием даёт определение событиям, имевшим место в театре, реально это уголовные преступления).
Но дело в том, что всё время и непрерывно поступал в бессонный этаж всё новый и новый материал.
Теперь следствию по этому странному делу, отдающему совершенно явственной чертовщиной, да еще с примесью каких-то гипнотических фокусов и совершенно отчетливой уголовщины
(вот ещё одно прямое название устроенного Воландом сеанса),
надлежало все разносторонние и путанные события, происшедшие в разных местах Москвы, слепить в единый ком
(М.А.Булгаков подчёркивает, что чекисты не расследуют случившееся хулиганство, а лепят дело в одно целое, как обычно поигрывает словами автор).
Первый, кому пришлось побывать в светящемся электричеством бессонном
этаже, был Аркадий Аполлонович Семплеяров, председатель акустической комиссии.
После обеда в пятницу в квартире его, помещающейся в доме у каменного
моста, раздался звонок, и мужской голос попросил к телефону Аркадия
Аполлоновича. Подошедшая к телефону супруга Аркадия Аполлоновича ответила
мрачно, что Аркадий Аполлонович нездоров, лег почивать, и подойти к аппарату
не может. Однако Аркадию Аполлоновичу подойти к аппарату все-таки пришлось.
На вопрос о том, откуда спрашивают Аркадия Аполлоновича, голос в телефоне
очень коротко ответил, откуда
(ясно, что это звонок из правоохранительных органов, но читатели должны помнить, что Семплеяров один из пострадавших во время сеанса граждан, а отнюдь не его организатор или активный участник).
- Сию секунду... сейчас... сию минуту... - пролепетала обычно очень
надменная супруга
(преступлением её мужа является измена жене, то есть ей, так зачем же ей носится за мужем по квартире, вероятно, совсем другие цели преследует следствие, вызывая давать показания председателя акустической комиссии)
председателя акустической комиссии и как стрела полетела в
спальню подымать Аркадия Аполлоновича с ложа, на котором тот лежал, испытывая адские терзания при воспоминании о вчерашнем сеансе и ночном скандале, сопровождавшем изгнание из квартиры саратовской его племянницы
(никакого отношения она не имеет к обвинениям в адрес Аркадия Аполлоновича, понятно, что ему инкриминируют сочувствие Жоржу Бенгальскому, выраженное им во время сеанса, и сомнения относительно чистоплотности финансовых экспериментов советской власти).
Правда, не через секунду, но даже и не через минуту, а через четверть
минуты
(пятнадцать секунд понадобилось ему, чтобы добежать к телефону)
Аркадий Аполлонович в одной туфле на левой ноге, в одном белье, уже был у аппарата, лепеча
(так говорят люди, когда оправдываются, он может "кусать локти" только из-за своей болтливой несдержанности во время сеанса чёрной магии)
в него:
- Да, это я.... Слушаю, слушаю...
Супруга его, на эти мгновения забывшая все омерзительные преступления против верности
(её муж теряет работу, над ним нависает угроза ареста за антисоветскую агитацию, а это, для всякого нормального человека, куда как страшнее племянницы),
в которых несчастный Аркадий Аполлонович был уличен, с испуганным лицом высовывалась в дверь коридора, тыкала туфлей в воздух и шептала:
- Туфлю надень, туфлю... Ноги простудишь
(никакой обиды не видно в действиях его супруги, кроме искренней заботы о своём благоверном супруге),
- на что Аркадий Аполлонович, отмахиваясь от жены босой ногой и делая ей зверские глаза, бормотал в телефон:
- Да, да, да, как же, я понимаю... Сейчас выезжаю.
Весь вечер Аркадий Аполлонович провел в том самом этаже, где велось
следствие
(целое досье завели на него в следственных органах).
Разговор был тягостный, неприятнейший был разговор, ибо пришлось с совершеннейшей откровенностью рассказывать не только об этом паскудном сеансе и драке в ложе, но попутно, что было действительно необходимо
(для чего следствию нужны подробности личной жизни Аркадия Аполлоновича, как не для возможности манипулировать им, по собственному желанию; известная, подлая практика советских правоохранительных органов, всегда упивавшихся своим произволом над невинными слабостями почтенных, но не опасных, людей),
и про Милицу Андреевну Покобатько с Елоховской улицы, и про саратовскую племянницу, и про многое еще, о чем рассказы приносили Аркадию Аполлоновичу невыразимые муки
(эти данные, как нам известно из главы 12, были добыты чекистами оперативным путём, то есть с помощью наблюдения за Семпляровым секретных сотрудников; не достойно мужчине, тем более джентльмену, которым по описанию предстаёт перед нами Аркадий Аполлонович, распространяться в обществе про женщин, что уделили вам своё внимание, более того, навлекать на них уголовное преследование).
Само собой разумеется, что показания Аркадия Аполлоновича, интеллигентного и культурного человека, бывшего свидетелем безобразного сеанса, свидетеля толкового и квалифицированного, который прекрасно описал и самого таинственного мага в маске
(а вот это самый главный криминал, свидетелем которому был Аркадий Аполлонович, только наличие маски на лице Воланда-Сталина спасает Семплеярова и остальных несчастных зрителей сеанса от более сурового возмездия),
и двух его негодяев-помощников, который прекрасно запомнил, что фамилия мага именно Воланд
(автор указывает то, что должен забыть Семплеяров),
- значительно подвинули следствие вперед. Сопоставление же показаний Аркадия Аполлоновича с показаниями других, в числе которых были некоторые дамы, пострадавшие после сеанса (та, в фиолетовом белье, поразившая Римского, и, увы, многие другие), и курьер Карпов, который был посылаем в квартиру N 50 на Садовую улицу, - собственно, сразу установило то место, где надлежит искать виновника всех этих приключений".
Необходимое дополнение.
Из предыдущего текста следует, что Аркадий Аполлонович Семплеяров, дама в фиолетовом белье и курьер Карпов побывали в "нехорошей" квартире.
Следовательно, Аркадия Аполлоновича туда водили после сеанса на допрос, другого смысла заходить в квартиру у него нет.
Раздетую даму, по всей вероятности особу очень привлекательную, затащили туда насильно, чтобы продолжить сексуальные упражнения с нею в комфортных условиях.
Ну, а курьер был по служебной необходимости и по поручению Ивана Савельевича Варенухи в главе 10 в поисках пропавшего Степана Богдановича Лиходеева.
Продолжим.
"В квартире N 50 побывали, и не раз, и не только осматривали ее чрезвычайно тщательно, но и выстукивали стены в ней, осматривали каминные дымоходы, искали тайников
(отчёты о скрупулёзной своей работе чекисты могли писать вдохновенно, тем более о той работе, что заведомо никем проверяться не будет, ведь найти следы Воланда себе дороже любому чекисту).
Однако все эти мероприятия никакого результата не дали, и ни в один из приездов в квартиру в ней никого обнаружить не удалось
(кто бы посмел раскрыть, якобы инкогнито, обретающихся в квартире руководителей советского государства),
хотя и совершенно понятно было, что в квартире кто-то есть
(в конце главы с придыханием, восхищённо будут отзываться рядовые чекисты о методах конспирации своего начальства),
несмотря на то, что все лица, которым так или иначе надлежало ведать вопросами о прибывающих в Москву иностранных артистах, решительно и категорически утверждали, что никакого черного мага Воланда в Москве нет и быть не может
(естественно, что в атеистической стране никому и в голову не придёт приглашать чёрных магов на гастроли, кроме самих вождей, а иностранному бюро, куда намедни обращались Иван Савельевич Варенуха и Никанор Иванович Босой, наводя справки о Воланде, уже приказано обнародовать целесообразное моменту отсутствие мага в Москве).
Решительно нигде он не зарегистрировался при приезде, никому не
предъявлял своего паспорта или иных каких-либо бумаг, контрактов и
договоров, и никто о нем ничего не слыхал! Заведующий программным отделением
зрелищной комиссии Китайцев клялся и божился
(вероятно не зря сидел в его кабинете в его костюме маленький кот Бегемот, подписывая за него документы, хорошо всё усвоил Прохор Петрович, уже бывший председатель комиссии; но следует признать, что он легко отделался в сравнении со многими),
что никакой программы представления никакого Воланда пропавший Степа Лиходеев ему на утверждение не присылал и ничего о приезде такого Воланда Китайцеву не телефонировал.
Так что ему, Китайцеву, совершенно непонятно и неизвестно, каким образом в
Варьете Степа мог допустить подобный сеанс. Когда же говорили, что Аркадий Аполлонович своими глазами видел этого мага на сеансе, Китайцев только разводил руками и поднимал глаза к небу
(снова М.А.Булгаков включает мистическую версию о страшной силы гипнотизёрах, согласно "легенде" чекистов придуманной для прикрытия своего начальства).
И уж по глазам Китайцева можно было видеть и смело сказать, что он чист, как хрусталь.
Тот самый Прохор Петрович, председатель главной зрелищной комиссии...
(на всякий случай упоминает прежнюю его служебную должность автор; теперь он лишь заведующий программным отделением Зрелищной комиссии; как всегда улыбается, прикалываясь над совковыми названиями, М.А.Булгаков; трудно представить, что за программное отделение может быть у Зрелищной комиссии).
Кстати: он вернулся в свой костюм немедленно после того, как милиция вошла в его кабинет
(никуда кабинет Китайцев не покидал, Бегемот раздел его догола и сам напялил костюм, в силу того, что кот был мал ростом его было не видно в больших размеров одежде),
к исступленной радости Анны Ричардовны и к великому недоумению зря потревоженной милиции
(кот Бегемот или Н.И.Ежов вызвал милицию в качестве чертей, чтобы они разобрались с Прохором Петровичем).
Еще кстати: вернувшись на свое место, в свой серый полосатый костюм, Прохор Петрович совершенно одобрил все резолюции, которые костюм наложил во время его кратковременного отсутствия
(попробовал бы он их не одобрить, видимо тогда он тоже поехал бы куда-нибудь за Брянск, так автор называет ссыльные работы в лагерях для заключённых).
...так вот, тот самый Прохор Петрович решительнейшим образом ничего не
знал ни о каком Воланде.
Выходило что-то, воля ваша, несусветное: тысячи зрителей, весь состав
Варьете, наконец, Семплеяров Аркадий Аполлонович
(автор опять фиксирует внимание читателей на основной провинности будущего ссыльного в город Брянск),
наиобразованнейший человек, видели этого мага, равно как и треклятых его ассистентов, а между тем нигде его найти никакой возможности нету. Что же, позвольте вас спросить: он провалился, что ли, сквозь землю тотчас после своего отвратительного сеанса или же, как утверждают некоторые, вовсе не приезжал в Москву?
(не может приехать в Москву человек, что живёт в ней)
Но если допустить первое, то несомненно, что, проваливаясь, он прихватил с собой всю головку
(выяснится быстро, что все руководители театра Варьете задержаны правоохранительными органами и никуда не пропадала)
администрации Варьете, а если второе, то не выходит ли, что сама администрация злосчастного театра, учинив предварительно какую-то пакость (вспомните только разбитое окно в кабинете и поведение Тузабубен!)
(окно била Гелла, а собака, почуяв хозяев, ползала по полу кабинета Римского),
бесследно скрылась из Москвы.
Надо отдать справедливость тому, кто возглавлял следствие. Пропавшего
Римского разыскали с изумляющей быстротой. Стоило только сопоставить
поведение Тузабубен у таксомоторной стоянки возле кинематографа
(на такси человек может выехать куда угодно, а отнюдь не только в Ленинград, ведь он не Евгений Лукашин из фильма Эльдара Рязанова "Ирония судьбы", и ему не надо жениться)
с некоторыми датами времени, вроде того, когда кончился сеанс и когда именно мог исчезнуть Римский, чтобы немедленно дать телеграмму в Ленинград. Через час пришел ответ (к вечеру пятницы)
(автор подчёркивает, что это было ещё вчера, что никаких длительных поисков для его поимки не понадобилось),
что Римский обнаружен в номере четыреста двенадцатом гостиницы "Астория", в четвертом этаже, рядом с номером, где остановился заведующий репертуаром одного из московских театров
(указание на того, кто сообщил о его местопребывании чекистам),
гастролировавших в то время в Ленинграде, в том самом номере, где, как известно, серо-голубая мебель с золотом и прекрасное ванное отделение"
(во всех советских гостиницах, тогда они все были государственными, были установлены прослушивающие устройства, в романе они обозначаются, как умывальные приспособления; посредством этих аппаратов был и вычислен точный номер, в котором остановился Григорий Данилович Римский).
Необходимое дополнение.
Решительно невозможно представить, как мог, незамеченным никакими официальными органами, провести свой сеанс в театре иностранный профессор. В таком тотально контролируемом государстве, как СССР, это не могло быть по определению.
Для М.А.Булгакова было очень нужно сатирически смешно изобразить безобразные, уголовные действия советской власти, тем самым как бы оправдывая, обеляя прошлые мероприятия чекистов по изъятию ценностей у населения, превращая их в глазах людей в нечто вроде юмористического фарса.
Такое отображение преступлений большевиков должно было способствовать прижизненной публикации романа.
Продолжим.
"Обнаруженный прячущимся в платяном шкафу четыреста двенадцатого номера