"Невидима и свободна! Невидима и свободна! Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок с покосившейся дверью нефтелавки, где кружками продают керосин и жидкость от паразитов во флаконах
(райский уголок, в котором проживала Маргарита, и страшная советская действительность со всеми её бытовыми атрибутами, иначе говоря адское чистилище, соседствуют в романе),
она перерезала в одно мгновение и тут усвоила, что, даже будучи совершенно свободной и невидимой, всё же и в наслаждении нужно быть хоть немного благоразумной. Только каким-то чудом затормозившись, она не разбилась насмерть о старый покосившийся фонарь на углу. Увернувшись от него, Маргарита покрепче сжала щётку и полетела медленнее, вглядываясь в электрические провода и вывески, висящие поперёк тротуара
(М.А.Булгаков описывает, как она осваивает управление машиной без сопроводительного учебного инструктора).
Третий переулок вёл прямо к Арбату. Здесь Маргарита совершенно освоилась с управлением щёткой, поняла, что та слушается малейшего прикосновения рук или ног
(мотоцикл значительно более чувствителен к движениям рук и ног нежели другой вид автотранспорта)
и что, летя над городом, нужно быть очень внимательной и не очень буйствовать. Кроме того, совершенно ясно стало уже в переулке, что прохожие летунью не видят".
Необходимое дополнение.
Нет, не чудодейственная мазь обеспечивает невидимость Маргариты, а принадлежность к власти. Всем службам, обеспечивающим порядок в стране, дан приказ открыть ей везде "зелёный свет", то есть везде, где она появится в эту ночь, оказывать ей максимально возможное содействие и помощь. Ей на одну ночь дано право хулиганить на улице, посещать чужие жилища без ордера, по своему усмотрению произвести в выбранных домах разнос, путешествовать по стране без ограничений.
Такая бумага есть у многих героев литературных произведений: у мушкетёров, казнивших миледи, в романе "Три мушкетёра" Александра Дюма, у Иоганна Вайса или Александра Белова в Германии в романе "Щит и меч" Вадима Кожевникова, у агента 007 Джеймса Бонда, так называемая "лицензия" на убийство.
Как-то в молодости я был знаком с одним молодым "кэгэбэшником" большим любителем весело проводить время. Отец у него был генералом КГБ. Частенько его машина с подружками рассекала ночные улицы Алма-Аты. За рулём часто он ездил совершенно невменяемым. Но с удостоверением капитана КГБ молодой человек всегда считался трудящимся на благо Отечества. Никто тогда не подсчитывал сколько разбитых витрин, киосков, чужих физиономий было на его совести.
Впрочем, парень был не изверг и не садист. Прямых преступлений со смертельным или трагическим финалом за ним, как мне кажется, не числилось.
Фамилии его я не помню. Звали его Серик, что в переводе на русский язык с казахского означает "борзый", дерзкий. Сейчас он какой-то большой начальник на государственной службе в доблестных рядах Национальной безопасности Республики Казахстан.
Продолжим.
"Никто не задирал головы, не кричал "гляди, гляди!", не шарахался в сторону, не визжал и не падал в обморок, диким смехом не хохотал
(помню, что никого из советских людей, и я не исключение, никогда не удивляло такое явное не равноправие, как право избранных советской властью людей вытворять всё, что им угодно, мы все считали подобное положение вещей целесообразным допущением из неких высших соображений, недоступных уму рядовых граждан).
Маргарита летела беззвучно, очень медленно и невысоко, примерно на уровне второго этажа. Но и при медленном лёте, у самого выхода на ослепительно освещённый Арбат, она немного промахнулась и плечом ударилась о какой-то освещённый диск, на котором была нарисована стрела. Это рассердило Маргариту. Она осадила послушную щётку, отлетела в сторону, а потом, бросившись на диск внезапно, концом щётки разбила его вдребезги
(она проверяет реакцию на своё мелкое хулиганство правоохранительных органов, испытывает свой мандат на произвол).
Посыпались с грохотом осколки, прохожие шарахнулись, где-то засвистели, а Маргарита, совершив этот ненужный поступок, расхохоталась. "На Арбате надо быть ещё поосторожнее, - подумала Маргарита, - тут столько напутано всего, что и не разберёшься". Она принялась нырять между проводами. Под Маргаритой плыли крыши троллейбусов, автобусов и легковых машин, а по тротуарам, как казалось сверху Маргарите, плыли ряды кепок. От этих рек отделялись ручейки и вливались в огненные пасти ночных магазинов.
(какая разница летящей над улицей ведьме, много людей идут по тротуарам или мало, автор так указывает читателям, что Маргарита самостоятельно ведёт машину по мостовой, а не по воздуху).
Она пересекла Арбат, поднялась повыше, к четвёртым этажам, и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра проплыла в узкий переулок с высокими домами. Все окна в них были открыты, и всюду слышалась в окнах радиомузыка. Из любопытства Маргарита заглянула в одно из них. Увидела кухню. Два примуса ревели на плите, возле них стояли две женщины с ложками в руках и переругивались.
- Свет надо тушить за собой в уборной, вот что я вам скажу. Пелагея Петровна, - говорила та женщина, перед которой была кастрюля с какой-то снедью, от которой валил пар, - а то мы на выселение на вас подадим!
- Сами вы хороши, - отвечала другая.
- Обе вы хороши, - звучно сказала Маргарита, переваливаясь через подоконник в кухню
(сколько несчастных женщин, загнанных советской властью в тесные, коммунальные квартиры, грызли друг друга претензиями от безысходности в те годы; Маргарита обвиняет жертв жилищной политики в СССР в том, в чём виновно было неграмотное руководство страны).
Обе ссорящиеся повернулись на голос и замерли с грязными ложками в руках. Маргарита осторожно протянула руку между ними, повернула краны в обоих примусах и потушила их
(волшебство Маргариты очень выборочно, периодически оно вполне слышно и осязаемо, что несомненно придумано автором для иллюстрации реальности происходящего, для демонстрации метафоричности мистического изображения).
Женщины охнули и открыли рты. Но Маргарита уже соскучилась в кухне и вылетела в переулок.
В конце его её внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома
(это есть главная цель всего затеянного ею предприятия с ненавистью к литераторам и "невидимостью" от Азазелло).
Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен чёрным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: "Дом Драмлита".
Маргарита щурилась на надпись, соображая, что бы могло означать слово "Драмлит". Взяв щетку под мышку, Маргарита вошла в подъезд, толкнув дверью удивленного швейцара
(не крадучись, незаметно входит в дом Маргарита, но открыто, через парадную дверь, толкая на входе швейцара, что специально подчёркивается М.А.Булгаковым),
и увидела рядом с лифтом на стене черную громадную доску, а на ней выписанные белыми буквами номера квартир и фамилии жильцов. Венчающая список надпись "Дом драматурга и литератора" заставила Маргариту испустить хищный задушенный вопль
(у неё перехватывает дыхание от предвкушения расправы над жилищами литераторов и их домочадцами, она хорошо информирована Азазелло о том, что все они вечером находятся на поминках М.А.Берлиоза).
Поднявшись в воздух повыше, она жадно начала читать фамилии: Хустов, Двубратский, Квант, Бескудников, Латунский..."
Необходимое дополнение.
Пожалуй, автор скетчей Хустов, единственный секретный сотрудник, чье донесение имеет положительное воспитательное значение.
Степан Богданович Лиходеев, как директор театра Варьете, действительно заслуживал самого пристального внимания к собственной персоне со стороны начальства своими загулами. Но он был безопасен власти, и эта кляуза осталась без развития.
Зато рвение Хустова по наблюдению за литературной средой вознаграждено по заслугам. Квартирный вопрос, испортивший москвичей, для него решён как нельзя лучше, ведь он получил квартиру в новом престижном доме в центре Москвы среди самых известных и уважаемых литераторов, соратников Михаила Александровича Берлиоза.
Продолжим.
"- Латунский! - завизжала Маргарита. - Латунский! Да ведь это же он! Это он погубил мастера.
Швейцар у дверей, выкатив глаза и даже подпрыгивая от удивления, глядел на черную доску, стараясь понять такое чудо: почему это завизжал внезапно список жильцов. А Маргарита в это время уже поднималась стремительно вверх по лестнице, повторяя в каком-то упоении:
Вот налево - 82, направо - 83, еще выше, налево - 84. Вот и карточка - "О. Латунский".
Маргарита соскочила со щетки, и разгоряченные ее подошвы приятно охладила каменная площадка. Маргарита позвонила раз, другой. Но никто не открывал
(она милосердно проверяет, на всякий случай, чтобы в квартире никого не было).
Маргарита стала сильнее жать кнопку и сама слышала трезвон, который поднялся в квартире Латунского. Да, по гроб жизни должен быть благодарен покойному Берлиозу
обитатель квартиры N 84 в восьмом этаже за то, что председатель МАССОЛИТа попал под трамвай, и за то, что траурное заседание назначили как раз на этот вечер. Под счастливой звездой родился критик Латунский
(автор подчёркивает, что Маргарита громит квартиры, сознавая то, что в этот день все критики будут на похоронах М.А.Берлиоза).
Она спасла его от встречи с Маргаритой, ставшей ведьмой в эту пятницу!
(ведьмой она стала от горя и бедствий одиннадцать лет назад, как она сама написала в письме).
Никто не открывал. Тогда во весь мах Маргарита понеслась вниз, отсчитывая этажи, долетела донизу, вырвалась на улицу и, глядя вверх, отсчитала и проверила этажи снаружи, соображая, какие именно окна квартиры Латунского. Несомненно, что это были пять темных окон на углу здания, в восьмом этаже. Уверившись в этом, Маргарита поднялась в воздухе и через несколько секунд сквозь открытое окно входила в неосвещенную комнату, в которой серебрилась только узенькая дорожка от луны. По ней пробежала Маргарита, нашарила выключатель
(по лунной неправедной дорожке входит она в дом для того, чтобы "долбать" квартиру).
Через минуту вся квартира была освещена. Щетка стояла в углу. Удостоверившись, что дома никого нету
(несколько раз автор подчёркивает, что добросердечной Маргарите очень важно случайно не наказать людей),
Маргарита открыла дверь на лестницу и проверила, тут ли карточка. Карточка была на месте, Маргарита попала туда, куда нужно было.
Да, говорят, что и до сих пор критик Латунский бледнеет, вспоминая этот страшный вечер, и до сих пор с благоговением произносит имя Берлиоза
(редактор фактически заказчик и спонсор романа мастера, статьи Латунского на который и являются причиной гнева Маргариты; воспоминания о достойном человеке заставляют изменяться в лице критика).
Совершенно неизвестно, какою темной и гнусной уголовщиной ознаменовался бы этот вечер, - по возвращении из кухни Маргариты в руках у нее оказался тяжелый молоток.
Нагая и невидимая летунья сдерживала и уговаривала себя, руки ее тряслись от нетерпения
(руки трясутся от нерешительности, а не от нетерпения).
Внимательно прицелившись, Маргарита ударила по клавишам рояля, и по всей квартире пронесся первый жалобный вой. Исступленно кричал ни в чем не повинный
(никакой рядовой обыватель не потащит на восьмой этаж огромный музыкальный инструмент даже ради "показухи", критик Латунский весьма разносторонний и интеллектуально образованный человек, упорный и целеустремлённый)
беккеровский кабинетный инструмент. Клавиши на нем провалились, костяные накладки летели во все стороны. Со звуком револьверного выстрела лопнула под ударом молотка верхняя полированная дека. Тяжело дыша, Маргарита рвала и мяла молотком струны. Наконец, уставши, отвалилась, бухнулась в кресло, чтобы отдышаться.
В ванной страшно гудела вода и в кухне тоже. "Кажется, уже полилось на пол", - подумала Маргарита и добавила вслух:
- Однако рассиживаться нечего.
Из кухни в коридор уже бежал поток. Шлепая босыми ногами в воде, Маргарита ведрами носила из кухни воду в кабинет критика и выливала ее в ящики письменного стола
(нет опыта творить гнусности у нашей героини, в отличие от Азазелло, Коровьёва, кота Бегемота, Стёпы Лиходеева).
Потом, разломав молотком двери шкафа в этом же кабинете, бросилась в спальню. Разбив зеркальный шкаф, она вытащила из него костюм критика и утопила его в ванне. Полную чернильницу чернил, захваченную в кабинете, она вылила в пышно взбитую двуспальную кровать в спальне. Разрушение, которое она производила, доставляло ей жгучее наслаждение, но при этом ей все время казалось, что результаты получаются какие-то мизерные. Поэтому она стала делать что попало. Она била вазоны с фикусами в той комнате, где был рояль. Не докончив этого, возвращалась в спальню и кухонным ножом резала простыни, била застекленные фотографии. Усталости она не чувствовала, и только пот тек по ней ручьями
(обливается Маргарита потом от стыда, глядя на свои "подвиги", её бросает в пот).
В это время в квартире N 82, под квартирой Латунского, домработница драматурга Кванта пила чай в кухне, недоумевая по поводу того, что сверху доносится какой-то грохот, беготня и звон. Подняв голову к потолку, она вдруг увидела, что он на глазах у нее меняет свой белый цвет на какой-то мертвенно-синеватый. Пятно расширялось на глазах, и вдруг на нем набухли капли. Минуты две сидела домработница, дивясь такому явлению, пока, наконец, из потолка не пошел настоящий дождь и не застучал по полу. Тут она вскочила, подставила под струи таз, что нисколько не помогло, так как дождь расширился и стал заливать и газовую плиту, и стол с посудой. Тогда, вскрикнув, домработница Кванта побежала из квартиры на лестницу, и тотчас же в квартире Латунского начались звонки".
Необходимое дополнение.
Мстит она тому, кто несмотря на сопротивление советской власти продвигал роман мастера в сознание граждан СССР, кто бесчисленными критическими статьями привлекал внимание публики к неопубликованному роману.
Азазелло во время короткой беседы в Александровском саду ненароком, попутно спровоцировал пробуждение ярости против критика Латунского. Очень удобно руками подруги непризнанного и гонимого властями гения вершить суд над другими литераторами. Так, тактикой мелких провокаций, советская власть любила сталкивать между собой своих идейных оппонентов.
В главе 24 она мстит ещё и Алоизию Могарычу.
По требованию Маргариты его доставляют к Воланду:
"Тотчас с потолка обрушился на пол растерянный и близкий к умоисступлению гражданин в одном белье, но почему-то с чемоданом в руке и кепке. От страху этот человек трясся и приседал"
Всегда готов советский предприниматель к аресту.
Несчастному рядовому застройщику, которому не повезло сдать квартиру мастеру, но кто пустил туда Маргариту во время его отсутствия в связи с арестом, и, кто, как мы узнаем в главе 24, всё сохранит в квартире так, как было при мастере.
Книжные полки в главе 13 изучала Маргарита, а не Алоизий. И в статье литературного критика нет прямых намёков на наличие у мастера запрещённой литературы. Видимо, как раз по обвинению в отсутствии донесения почти 9 месяцев тому назад, что само по себе являлось преступлением в СССР, хватают застройщика сотрудники НКВД:
" - Это вы, прочитав статью Латунского о романе этого человека, написали на него жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу? - спросил Азазелло.
Новоявившийся гражданин посинел
(синеют либо от мороза, то есть холодно в Москве, или от побоев при аресте)
и залился слезами раскаяния
(он лицедействует перед властью, изображая покаяние).
- Вы хотели переехать в его комнаты? - как можно задушевнее прогнусил Азазелло
(абсолютно абсурдное обвинение, хозяину дома ничего не стоит заехать в собственные комнаты).
Шипение разъяренной кошки послышалось в комнате, и Маргарита
(в обычном, женском порыве найти виновника своих несчастий на стороне, оправдывая себя и близких),
завывая:
- Знай, ведьму, знай! - вцепилась в лицо Алоизия Могарыча ногтями.
Произошло смятение.
- Что ты делаешь? - страдальчески прокричал мастер, - Марго, не позорь себя!
(вступается мастер за своего старого знакомого и, быть может, друга).
- Протестую, это не позор! - орал кот"
(унижать беззащитных людей рядовая профессиональная обязанность кота Бегемота).
В Эпилоге
- Алоизий Могарыч, со спасенной им домовой книгой застройщика, пересидев
время "где-то под Вяткой" возвращается в Москву. "Но домика застройщика он, увы, уже не нашёл". Зато познакомился с "солидными" людьми.
"Через две недели он уже жил в прекрасной комнате в Брюсовском переулке, а через несколько месяцев уже сидел в кабинете Римского".
Исполняя роль Стёпы Лиходеева в театре Варьете, при администраторе Варенухе.
Несчастный застройщик, Алоизий Могарыч, сдавший мастеру квартиру в своем доме, был или стал, после некоторого времени совместного, в одном доме, проживания, вероятно хорошим знакомым мастера. В самые печальные моменты своей жизни к застройщику тянут и мысли, и ноги.
В главе 13,
- спасаясь от спрута в своей пустой квартире:
"Я вскрикнул, и у меня явилась мысль бежать к кому-то, хотя бы к моему застройщику, наверх".
В той же главе 13 после заключения он бредёт к своей квартире, где проживает простившаяся со своим покровителем Маргарита. Не рискнет зайти в дом мастер, чтобы не подставлять своего знакомого застройщика и приютившуюся у него в квартире свою подругу, визитом неблагонадежного писателя. Будет ждать квартира в целости и сохранности под присмотром Маргариты Николаевны мастера. По тому, в каком состоянии будет квартира в главе 24, видно, что ждал Алоизий Могарыч своего друга и арендатора.
Из главы 24:
"Через час в подвале маленького домика в одном из арбатских переулков, в первой комнате, где было все так же, как было до страшной осенней ночи прошлого года...".
Не за что было мстить Маргарите и застройщику.
Продолжим.
"- Ну, зазвонили, пора собираться, - сказала Маргарита. Она села на щетку, прислушиваясь к тому, как женский голос кричит в скважину двери:
- Откройте, откройте! Дуся, открой! У вас, что ли, вода течет? Нас залило.
Маргарита поднялась на метр вверх и ударила по люстре. Две лампочки разорвало, и во все стороны полетели подвески. Крики в скважине прекратились, на лестнице послышался топот. Маргарита выплыла в окно, оказалась снаружи окна, размахнулась несильно и молотком ударила в стекло. Оно всхлипнуло, и по облицованной мрамором стене каскадом побежали вниз осколки. Маргарита поехала к следующему окну. Далеко внизу забегали люди по тротуару, из двух стоявших у подъезда машин одна загудела и отъехала
(автомобиль поехал за хозяевами на траурный вечер памяти М.А.Берлиоза).
Покончив с окнами Латунского, Маргарита поплыла к соседней квартире. Удары стали чаще, переулок наполнился звоном и грохотом. Из первого подъезда выбежал швейцар, поглядел вверх, немного поколебался, очевидно, не сообразив сразу, что ему предпринять
(сомневается он тому, кого ему звать, так как дом громит тоже представитель власти),
всунул в рот свисток и бешено засвистел. С особым азартом под этот свист рассадив последнее окно на восьмом этаже, Маргарита спустилась к седьмому и начала крушить стекла в нем.
Измученный долгим бездельем за зеркальными дверями подъезда, швейцар вкладывал в свист всю душу, причем точно следовал за Маргаритой, как бы аккомпанируя ей. В паузах, когда она перелетала от окна к окну, он набирал духу, а при каждом ударе Маргариты, надув щеки, заливался, буравя ночной воздух до самого неба
(крик стоит в несчастном доме и обращён этот вопль о помощи небесам, потому что более не у кого просить милости).
Его усилия, в соединении с усилиями разъяренной Маргариты, дали большие результаты. В доме шла паника. Целые еще стекла распахивались, в них появлялись головы людей и тотчас же прятались, открытые же окна, наоборот, закрывались
(странно ведут себя жители дома, при одном взгляде на происходящее во дворе они укрываются от греха подальше назад, видимо им сразу становится ясно, кто орудует в доме).
В противоположных домах в окнах на освещенном фоне возникали темные силуэты людей
(люди предпочитают наблюдать за разгромом новостройки незаметно, со стороны),
старавшихся понять, почему без всякой причины лопаются стекла в новом здании Драмлита.
В переулке народ бежал к дому Драмлита, а внутри его по всем лестницам топали мечущиеся без всякого толка и смысла люди. Домработница Кванта кричала бегущим по лестнице, что их залило, а к ней вскоре присоединилась домработница Хустова из квартиры N 80, помещавшейся под квартирой Кванта. У Хустовых хлынуло с потолка и в кухне, и в уборной
(единственного заслуженно наказанного литератора вставляет в самый конец списка М.А.Булгаков, на восьмом этаже живёт Латунский, под ним, на седьмом этаже, Квант, на шестом этаже расположена квартира Хустова).
Наконец, у Квантов в кухне обрушился громадный пласт штукатурки с потолка, разбив всю грязную посуду, после чего пошел уже настоящий ливень: из клеток обвисшей мокрой драни хлынуло как из ведра. Тогда на лестнице первого подъезда начались крики. Пролетая мимо предпоследнего окна четвертого этажа, Маргарита заглянула в него и увидела человека, в панике напялившего на себя противогаз
( в те годы было популярно в массах ожидание химической, газовой атаки потенциальных врагов, интервентов).
Ударив молотком в его стекло, Маргарита вспугнула его, и он исчез из комнаты.
И неожиданно дикий разгром прекратился
(и только испуг крохотного беззащитного ребёнка остановит разъярённую руку ожесточившейся от содеянного Маргариты, как у Ф.М.Достоевского слеза дитя дороже и выше любого человеческого понимания справедливости и ценнее всех богатств мира).
Скользнув к третьему этажу, Маргарита заглянула в крайнее окно, завешенное легонькой темной шторкой. В комнате горела слабенькая лампочка под колпачком. В маленькой кровати с сеточными боками сидел мальчик лет четырех и испуганно прислушивался. Взрослых никого не было в комнате. Очевидно, все выбежали из квартиры.
- Стекла бьют, - проговорил мальчик и позвал: - Мама!
(надежду на будущее возрождение России вложил М.А.Булгаков в этого маленького спасителя "Дома Драмлита").
Никто не отозвался, и тогда он сказал:
- Мама, я боюсь.
Маргарита откинула шторку и влетела в окно.
- Я боюсь, - повторил мальчик и задрожал.
- Не бойся, не бойся, маленький, - сказала Маргарита, стараясь смягчить свой осипший на ветру, преступный голос
(автор, в своём стиле, мельком даёт название действиям Маргариты, потому что голосом преступника, разбойника говорит она с ребёнком),
- это мальчишки стекла били.
- Из рогатки? - спросил мальчик, переставая дрожать.
- Из рогатки, из рогатки, - подтвердила Маргарита, - а ты спи!
- Это Ситник, - сказал мальчик, - у него есть рогатка.
- Ну, конечно, он!
Мальчик поглядел лукаво куда-то в сторону и спросил:
- А ты где, тетя?
- А меня нету, - сказала Маргарита, - я тебе снюсь.