У меня нет права осуждать людей, переживших страшную советскую эпоху. Они, как могли и каждый по-своему, приспосабливались к реальности и выживали. Некоторые дожили до наших дней. Очень немногие.
Среди них Сергей Михалков.
В детстве я знал наизусть его стихи о дяде Стёпе. Я не знал тогда, что за эти вирши ему была обеспечена безбедная жизнь во времена всеобщей нищеты и разрухи.
Некоторые люди утверждают, что в опредёлённый период времени в СССР каждая заводская "малотиражка", использовавшая на своих страницах творчество Михалкова, было обязано переводить писателю гонорар, как предписывалось специальным решением Союза Писателей СССР. Тогда подобные распоряжения не исполнять было опасно из-за наличия всегда в творческой среде корыстных и завистливых подчинённых, часто бездарных. Не знаю точно, насколько это соответствует реальности. Но на правду похоже. Как и, правда, то, что писатель писателю рознь. Одни были в опале, другие при власти, третьи непонятно где. Всегдашняя иерархия большевистского "боярства".
Как и почему забрался на верхушку советской писательской карьерной лестницы детский поэт со средненькими стишками, в общем, понятно. Он не претендовал никогда на собственную идеологию. Был послушным, раболепным, всегда и во всём знал меру. Был абсолютно предсказуем в своих действиях. Как сатирик, через басни и киножурнал "Фитиль", он помогал "как бы" бороться советской власти с недостатками. Но, благодаря метафоричности выбранного жанра сатиры, и демонстрации в своём кино, уже свершившихся событий, он оставался "как бы" сатириком. Я не помню ни одного случая, когда Михалков был бы застрельщиком хотя бы одного скандала в обществе. Как я считаю, у его "Фитилей" никогда не было "зубов".
В итоге Сергей Михалков умудрился быть удобным всегда и всем во всех Правительствах СССР.
Он был придворным поэтом. Цель была выжить любыми путями. Нечаянно ему повезло. Настоящий поэт Габриэль Эль-Регистан написал стихи, которые попались на глаза Михалкову. И он почуял свою удачу.
Как настоящий графоман, он отредактировал стих под требования цензоров и лично товарища Сталина. Вероятно, было много конкурентов. Но в конкурсе национал-патриотических творений и славословий равных Михалковым нет и по сей день.
Безусловно, что без такого соавтора, какому-то Эль-Регистану, никогда бы не добраться до ушей "отца народов".
Музыка композитора Александрова, как нельзя, кстати, придала тексту величественности. Это случилось в 1943 году.
Давно нет поэта и композитора, но жив "курилка" Сергей Михалков, профессиональный приспособленец и бизнесмен от пропаганды.
Так вошёл в историю СССР новый пролетарский или советский гимн. В годы страшного лихолетья вставал под его торжественные звуки народ Советского Союза с колен и из своей нищеты беспросветной шёл спасать эту никчёмную власть во главе с бездарными полководцами. И ведь спас, назло всем и всему, в том числе и благодаря лживым обещаниям нового гимна.
Этот гимн, в малость отредактированном виде, устраивал и Хрущёва, и Брежнева, потому что они тоже могли только обещать светлое будущее, когда сами давно жили в нём. Он помогал им впаривать нам свой политический товар - коммунизм. Безжалостную, безжизненную, ужасную утопию, самую страшную общественную заразу ХХ века.
Надо заметить, что автор, Сергей Михалков, успел вкусить сладость придворного певца практически при всех генеральных секретарях ЦК КПСС. Только ему самому известно, чему и каким утехам придавались в минуты отдыха вожди и их приспешники. Но молчит умный старец. Зачем вскрывать ящик воспоминаний, в котором и своих прегрешений множество.
Но, скорее всего, судя по удивительно длительной жизни московского "Аксакала", он сам никогда не увлекался личным участием в писательских попойках, кремлёвских пирах и развлечениях. Вероятно, ему хватало ума и образования понимать, что излишества, которым предавались совместно руководители и их придворные "писаки" с "богемой", вредны, как и для здоровья, своей чрезмерностью и нарушением естественного распорядка дня, так и для работы и карьеры, своим свидетельством прегрешений властьпредержащих. Быть может, эта осторожность и сдержанность хранила его долгие годы в неприкосновенности? Быть может, он действительно нигде и ни в чём не принимал участия? Втихомолку, не выпячивая, саботируя, все усилия власти втянуть его в свои дела и скрепить кровью невинных жертв его верность идеалам коммунизма? Нет, подписи Сергея Михалкова сохранились под решениями партийных писательских собраний. Просто, я так думаю, ему часто везло, и он сумел пройти сквозь жизнь, минуя взлёты и падения. Тихо и незаметно. Наверняка, только у трусливого и осторожного циника, которым, несомненно, является писатель-старожил, был шанс прожить богатую, привилегированную жизнь в СССР.
У меня, нет оснований, считать судьбу Сергея Михалкова неудачной или подлой.
95 лет, прекрасные и многочисленные дети и внуки, вот самые серьёзные аргументы, которые стоят превыше человеческой суеты с точки зрения вечности. Природа именно такие живые существа наделяет правом оставлять самое здоровое потомство.
Так что все мои доводы и аргументы меркнут перед судом божьим или провидения, а оно решило в пользу Сергея Михалкова, именно поэтому я произношу, как и сказал недавно в интервью его сын Андрей: "Он хороший человек".
Стало так тому и быть.
Но я продолжу о гимне.
Сегодня этот гимн поют и играют в честь Российской Федерации, подымая на флагштоках, над страной и миром, герб Российской Империи двуглавого орла и её символ трёхцветный флаг.
Когда я слышу эти звуки, из своих могил встают те, кто под те же слова и звуки стирался с лица Земли за то, что боролся за воскрешение этой державы.
Солдаты, без вести павшие, женщины и дети, сдохшие от голода в послевоенные годы, врачи-"убийцы", Борис Пастернак, Анна Ахматова, Михаил Зощенко, Андрей Климентов (Платонов), Андрей Сахаров, Андрей Тарковский, Владимир Высоцкий и многие, многие другие.
Живы пока те, кого под эту похоронную мелодию выбросили из страны, как мусор, в такой коварный капитализм, на корыстный Запад.
Владимир Войнович, Александр Солженицын, Наум Коржавин, Василий Аксёнов и ещё совсем немногие, пока ещё живые.
Наш герой Сергей Михалков, обласканный теперь уже демократической властью, вновь упражняется в торжественном рифмоплётстве.
Ведь, собственно, какая разница, кого воспевать, когда есть благородная цель - жизнь и благополучие семьи Михалковых.
Всё во имя её. Всё во благо её.
Собственно, это и есть самый главный жизненный итог старшего Михалкова.
Разве имеет значение для валютной проститутки (быть может, высокопоставленной гейши?), кто платит, если то, что она поёт и делает, так нравится властьпредержащим, и за её искусство всё также дают много благ, даже если ты к этому искусству имеешь лишь косвенное отношение сутенёра.
Семья Михалковых выжила и ныне совершенно благополучно процветает.
Честь и хвала Сергею Михалкову, сумевшему так приспособиться и мимикрировать в страшных условиях советской власти.
Но почему мы поём всё те же песни, что и прежде, и под ту же самую мелодию?!.