Аннотация: Доцент Пчелкина ведет практику по логистике в группе маркетологов. Написано с натуры. 2012г.
Доцент Пчелкина волновалась. Три лабораторных занятия она посвятила перевозкам: на первом студентки по чутким ее руководством возили 20 000 т нефти из Минусинска в Монголию, на втором - 32 000 т вина (брутто) из Молдовы в Россию (с растаможкой в Брянске), на третьем - кубометры рыбных консервов и кондитерских изделий из Петербурга в Москву. И вот сегодня их первая самостоятельная поездка.
- Итак, девочки, сегодня, прежде чем мы начнем таскать товары на складе, у нас проверочная. Достаем листочки.
- Что, прям совсем?
- Вас интересует "совсем проверочная" или "совсем достаем"? - не поняла Пчелкина, хотя подозревала что "совсем достаем". Причем, в конечном счете, её.
- А подглядывать можно? - поинтересовалась самая бойкая - Оля.
- Девочки, у нас ПРОВЕРОЧНАЯ, а не КОНТРОЛЬНАЯ. Т.е. тетрадкой вы пользоваться можете, просто точно такого же задания вы там не найдете, - пояснила Пчелкина. - СВОЕЙ тетрадкой пользоваться можно, - акцентировала она.
- Т.е. ЧУЖОЙ нельзя, - проявили догадливость девочки. - А вдруг там почерк лучше? - поинтересовались они на всякий случай.
- Будет повод поупражняться в каллиграфии, - обрезала Пчелкина и стала раздавать задание. - Задача у всех одна и та же, листочки я раздаю, чтобы вам удобнее было работать и не нужно было переписывать задание. Всем понятно?
Девочки промолчали, делая вид, что "да". Но наученная горьким опытом Пчелкина знала, что они еще просто не вникли в сказанное.
Задачка была простая:
Из города N в город М необходимо перевезти 30 т груза с закупочной стоимостью 100 000 руб. Тариф транспортной компании - 1 руб/км т, расстояние между городами 1200 км. Автомобили находятся в дороге два дня. Компания-покупатель выплачивает проценты по кредиту, взятому на закупку товара под 24% годовых. Проценты, выплачиваемые за время пути можно расценивать как дополнительные расходы, связанные с транспортировкой. Экспедиторские расходы составляют 1,5% от закупочной стоимости. Погрузочно-разгрузочные работы в городе М фирма-покупатель выполняет самостоятельно, а в городе N оплачивает по тарифу 200 руб/т. Рассчитать полную стоимость товара с учетом всех расходов по транспортировке груза.
Прошло 10 минут. Девочки пялились в листочки с задачами. На ИХ листочках была написана лишь одна строчка. По всей видимости - фамилия.
- Разбейте задачу на действия, - стала подсказывать Пчелкина. - Вы же все это уже делали.
- Но там все было по-друго-ому, - обиженно протянула Танюшка, которая, судя по цвету волос, и не пыталась скрывать свою сущность.
- Ну да, - согласилась Пчелкина. - Часть задания - из первой лабораторной, часть - из второй, часть - из третьей.
- Во-от, - в голосе Танюшки появились обвинительные нотки.
- И в чем проблема? По тарифу рассчитать стоимость собственно доставки сможете?
В нестройный гул "да" вмешался звонкий голос:
- Нет, я болела, меня на двух занятиях не было, - сказала симпатичная Маша, сидящая прямо напротив Пчелкиной.
- Так это же было на самом первом, мы там нефть в Монголию возили.
- Нет, на нем я точно не была, - заметила Маша.
- Она бы запомнила, - подтвердила Оля. - Она у нас монголка. У нее так в паспорте и написано.
- Да, так и написано, - подтвердила Маша.
- Что ты монголка? - не поверила Пчелкина, вглядываясь в глубоко европеоидные черты лица Маши.
- Нет, что я родилась в Монголии. Так и написано: "Место рождения: Улан-Батор, Монголия", - с гордостью произнесла Маша.
- Ну ладно, ну не было. Но там ведь чистая математика...
- Во-от! Вот это слово! - обличительно произнесла Маша, тыкая пальцем в стол для пущей убедительности. - Если бы я хотела заниматься математикой, я бы пошла на физмат.
- Но вы же маркетологи, - недоумевала Пчелкина. - Как же вы собираетесь заниматься маркетингом без математики?
- Там где буду работать я, она мне не потребуется, - убежденно ответила Маша с внешностью модели, рекламирующей нижнее белье.
- Вы хотя бы на единицы измерения тарифов посмотрите, - пыталась воззвать к мозгу сидящих Пчелкина. - В чем измеряется транспортный тариф? В рублях на тонно-километр. Значит, что нужно сделать?
Ничего не ответили девочки, только ресницами взмахнули...
- Рублей за каждую тонну, провезенную на каждый километр, - пояснила Пчелкина.
- А, т.е. 30 умножить на 1200, умножить на 1, - радостно произнесла Ларочка слева.
- Пожалуйста, не забывайте везде писать единицы измерения. Это ваша проверка и ваша подсказка. Вспомните, как в физике, - продолжала Пчелкина, некогда закончившая школу с серебром.
- А мы и не знали, - честно призналась за всех бойкая Олечка. - А как рассчитать расходы на экспедирование?
- Девочки, ну вы же это на последнем занятии делали, - обратилась Пчелкина к последнему доводу. - Вспомните, две последние задачки в методичке...
- А можно методичку? - ухватились за идею девочки.
- И что вы там хотите найти такого, чего нет в ваших тетрадках?
- Ну, дайте методичку, - заканючили студентки.
- Да дам я, дам я вам эту методичку. Вот, держите. Не знаю, что вы там найдете...
- Ну вот, - возмутилась Танюшка, выполнявшая нынче роль прокурора. - Не было такого в последних задачах!
- В такой формулировке - нет, - согласилась Пчелкина. - Там вы рассчитывали страховые запасы, которые составляли 1,5 % от закупочной стоимости. А собственно расходы на экспедирование рассчитывались в первой задаче той же лабораторной работы.
- И как мы должны это решать? - продолжила негодовать Танюшка.
- Мозгами, - не выдержала Пчелкина. - Проблемы какие? 100% - 100 000 руб. 1,5% - икс.
- Да тут все понятно, - отмахнулась сообразительная Ларочка. - А вот как рассчитывать процент по кредиту?
- Считаем простой вариант. 24% в год, 2% в месяц. Сколько в день? Дальше по правилу пропорции, крест-накрест.
- А что так мало-то? - удивилась Ларочка.
- Нормально. А ты как считала? - поинтересовалась у нее Оля.
- 100 000 умножила на 0,13% и разделила на 100. А потом на 2 умножила.
- А зачем ты на % умножала? Нужно было просто на 0,13, - рассудительно заметила Олечка.
- Вот видите, что бывает, когда вы опускаете единицы измерения, - нравоучительно сообщила Пчелкина. - Ну и расходы на работу грузчиков вы рассчитаете. Тариф в чем измеряется?
- В рублях на тонну.
- Что нужно сделать? - продолжила развивать тему Пчелкина.
- Разделить? - робко поинтересовалась Настенька с черными, по иронии природы, волосами. Хотя Пчелкина не отрицала возможность того, что со стороны природы это была не ирония, а черный юмор.
- Настя, за каждую тонну - 200 рублей. Как рассчитать, сколько будет в итоге?
Настя задумчиво глядела на клеточки в тетрадке.
- Настя, у тебя есть три яблока, каждое стоит пять рублей. Сколько ты заплатишь за все?
- Пятнадцать, - тут же ответила Настя.
- А здесь в чем разница? Каждая тонна - по 200. Всего тонн?
- А потом что делать? - поинтересовалась Машенька.
- Складывать, - рявкнула в ее сторону Танюшка.
- Все закончили? - прогудела Пчелкина спустя несколько минут.
- А вы будете эту проверочную оценивать в баллах или "зачет-незачет"? - спросила Олечка.
- Интересно, как вы себе представляете баллы в вашем случае? - не удержалась Пчелкина. - Фактически, это просто подтверждение, что вы на этой работе были. А в конце семестра у вас будет контрольная с подобного типа задачами. Если вы не хотите, чтобы задачи были включены в билеты.
- Не хотим, - проявили единодушие девочки.
Дома, глядя не листочки с проверочной, Пчелкина утешала себя, что, по крайней мере, они попытались порешать задачи самостоятельно и может быть даже в них разобрались.
А на полу двухлетний сын Пчелкиной раскладывал картонные карточки и считал: