Аннотация: Заключительная статья о творчестве В. Сорокина. Посвящена его произведению "Роман".
Бесы русской литературы.
Статья четвертая.
"Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит.
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит..."
А.С. Пушкин. 1819.
Владимир Сорокин. Роман "Роман".
Сочинение Сорокина "Роман" состоит из двух частей не только по форме, но и по сути. Фактически оно представляет из себя два противоположных произведения, первое из которых написано в стиле Ивана Гончарова (в стиле - но не в духе!), а второе являет собой сжатую хронику сатанинского ритуала. Могут спросить: но зачем было ломать комедию "а-ля дворянское гнездо" на протяжении нескольких сотен страниц? А вот зачем: Сорокин действительно пытался создать литературное полотно русской дореволюционной провинции, но у него опять ничего не получилось. Почему? А потому что для создания любого полотна необходима особая проницательность, способность проникнуть в суть вещей. Этой способностью Сорокин не обладает; следовательно, являясь слепым художником-варваром, он может только копировать. Вообще копираторство Сорокина - это (помимо его слепоты) прямое следствие бессилия писать искренно и писать об истине.
Это бессилие проявляется во всём, в том числе и в описаниях природы, которых так много в первой части сорокинского произведения - и все они не трогают душу, потому как унылы, убоги и безжизненны.
Там же Сорокин дебютирует как столописатель, т.е. как литератор-чревоугодник:
"В центре рядом с очаровательной китайской вазочкой, в которой стояли веточки ожившей вербы, распласталось такое же фарфоровое китайское блюдо с нежно-розовым куском окорока, маленькими солеными огурчиками, облепленными зернами и метелками укропа, блестящими от рассола. Чуть поодаль стояли три чаши серо-зеленой смальты, полные соленых груздей, помидоров и рыжиков. В соленостях тускло поблескивали серебряные ложки с вензелем НВ... Сверкали тонким стеклом два пузатых графинчика, наполненные зеленовато-золотистой и темно-розовой жидкостями. С графинчиками соседствовало другое, не менее просторное фарфоровое блюдо, в центре его высилась горка квашеной капусты, из... которой выглядывали бордовые ягодки клюквы и оранжевые палочки моркови".
Сюжет "Романа" прост и, так скажем, спокоен: горожанин Роман, оставив служение Фемиде, возвращается из города в деревню, дабы остаться в ней навсегда в роли частного живописца. Там он влюбляется в девушку Татьяну, на которой женится.
Сам Роман - верующий православный христианин. Вот как описывает чувства верующего Романа атеист Сорокин:
"Роман любил Христа как Бога, но как человека он переживал Его. Это было сложное невыразимое чувство, целиком охватывающее Романа и заставляющее его отождествляться с Иисусом, ощущая все движения Иисусовой души. Роман всё пропускал через свою душу - Нагорную проповедь, исцеление прокаженного, моление о Чаше. Во всех случаях душа его трепетала радостью, и он явственно понимал, что такое быть в Духе".
Итак, перед нами взгляд Сорокина на то, как должен думать верующий человек. Из него видно, что Сорокин ничего не смыслит в христианской вере. Почему? Да потому что в вышеприведенном абзаце Сорокин дал точное изображение мыслей и чувств человека, находящегося в прелести - таком губительном состоянии души, при котором ложь усваивается как истина. Да, Роман находится в духе... в сатанинском духе. Итак, Сорокин ничего не понимая о вере, пытается о ней судить, подобно тому как свинья начинает глубокомысленно рассуждать о вкусе апельсина! Именно из-за этого роман "Роман" (главным вопросом которого должен был стать, по мысли автора, вопрос о вере) и не получился под пером автора.
Насколько умеет Сорокин выказывать людей в фразах, настолько он беспомощен в создании живых персонажей, которые должны не только говорить, но еще и что-то делать. Иными слова, персонаж, рождающийся под пером истинного художника, начинает сам диктовать последнему законы своей собственной жизни (вспомним, как Пушкин был удивлен, выдав Татьяну Ларину замуж).
Перед Сорокиным проблема собственной, внутренней жизни персонажей не стоит вообще по причине отсутствия этих персонажей. В его произведениях действуют не люди, а схемы, бездушные механизмы, тряпичные куклы, которых вы не найдете даже в сундуке старьевщика.
Все персонажи Романа бесцветны и невыразительны, а разговор между Романом и лесничим напоминает общение двух невменяемых людей:
"- Вы любите Таню?
- Люблю, - твёрдо ответил Роман.
- Я не отдам вам её! - гневно произнес Курицын.
- Она будет со мной! - неожиданно проговорил Роман, сильно волнуясь.
Куницын отвёл взгляд и вдруг быстро спросил:
- Вы готовы умереть за Таню?
- Готов! - искренне ответил Роман.
- И я готов! - в тон ему ответил Куницын".
Этот диалог выводит на следующий вопрос: а вообще, могут ли быть у Сорокина вменяемые персонажи? И если нет, то он тогда - кто?
Кстати, а где же автор? А вот он - в лице деревенского лекаря-атеиста Клюгина:
"А вы мне - Христос воскресе... Не воскресе. Не воскресе, голубчик..."
Вот и открыл Сорокин перед читателем свою страшную тайну: он думает, что Бога нет, он не верит в Него. А раз так, то Сорокин - безумец, ибо "сказал безумец в сердце своем - несть Бог".
Дальше Сорокин говорит о себе правду:
"Я бы, признаться, в Сибири б на себя руки наложил, да как-то уж совсем противно. И самое противное то, что приходится выбирать способ самоубийства. И вот начинаешь ломать голову - удавиться или утопиться. Будешь взвешивать что безболезненней. Вроде -утопление. Но, с другой стороны - дольше мучиться. Продумаешь всю ночь, а на рассвете решишь, что лучше всё-таки застрелиться в рот. С тем и заснешь... Хе, хе, хе..."
Через несколько сотен страниц "Романа" Сорокиным-романистом овладевает усталость, произведение начинает съеживаться, как клочок бумаги в пламени костра и наступает момент истины: Роман становится сатанистом.
Происходит это так: рассматривая свадебные подарки, Роман и его новоиспеченная супруга Татьяна обнаруживают презент Клюгина (напоминаем, что в этом образе Сорокин вывел сам себя) - топор с глубокомысленной надписью: "замахнулся - руби". После этого Роман пускается во все тяжкие - он уничтожает своих добрейших родственников, друзей и соседей, включая, разумеется, и священника, а затем вырубает топором всю деревню. Любопытно, что сам Клюгин также оказывается среди жертв (здесь Сорокин оказался прав - рано или поздно собственное творчество убьет его). Все убийства происходят под звон колокольчика, найденного в келье почившего православного пустынника.
Зачем Сорокин дал Роману топор?
Для того, чтобы всё уничтожить посредством сатанинского ритуала. Тем самым Сорокин говорит читателю: всё, что я описал до этого - и Русь Святая, и Церковь, и русские интеллигенты, и родная природа, и деревня, и этюды - всё это ложь, ложь и ещё раз ложь! Есть только Роман и его топор.
Теперь о самом ритуале.
Как известно в основе сатанинских ритуалов лежит человеческое жертвоприношение.
Что же делает Роман, чтобы угодить веельзевулу? Собирает кишки жертв и приносит их в церковь, затем кладет на них кирпичи и отрубленные головы.
Именно так выглядит сатанинская церковь Сорокина. Если Церковь Святая укрепилась мученической кровью, пролитой за Христа, то сорокинское капище воздвигается на кишках его литературных персонажей. Далее Роман кладет топор на Евангелие и воздвигает в алтаре тимуровскую пирамиду (пирамиду из человеческих голов).
Вот он, момент истины! Имя этой истины - одержимость Сорокина бесами. Но это не все, что Сорокину определил выполнить дух злобы - и в своем литературном бесновании Сорокин заставляет своего Романа развешивать кишки по иконам, "крестить" по-сатанински отрубленную голову своей жены... разрубать престол и жертвенник. После этого Роман пил мочу и поедал свои экскременты... Потом он умер. Мы описали едва ли десятую часть того, что делал Роман.
После этого мы с полным основанием можем назвать Сорокина бесом русской литературы - ибо главное, что движет бесами в их деятельности - ненависть. У Сорокина эта ненависть направлена в первую очередь против русского слова.
Теперь другой вопрос: сам Сорокин сатанист или нет? Мы не исключаем, что да, хотя больше склоняемся к тому, что он одержим падшими духами.
Эти духи и шепчут Сорокину: "Бога нет"... Но Бог есть. И сатана об этом знает, ибо "и бесы веруют и трепещут"... А Сорокин не знает.
И тем ближе к нему пропасть безумия.
Подведем краткий итог нашим предыдущим четырем статьям о творчестве Владимира Сорокина.
В детстве Владимир перенес тяжелую черепно-мозговую травму - через его мозг прошел железный штырь.В связи с этим у Владимира развилось органическое поражение головного мозга. В силу этого заболевания литературная способность Сорокина изначально приняла ложное направление, из-за чего ему не удалось создать ни одного значимого в литературном отношении произведения. Болезнь его прогрессирует, причем отличительной картиной болезни Сорокина являются такие черты как некрофилия (половое влечение к трупам и вообще к мертвечине), копрофагия (поедание собственных экскрементов), копролялия (навязчивое произнесение матерных или богохульных слов)... Добавьте к этому одержимость и портрет Сорокина как человека и художника будет завершен. Увы! Он тяжко болен! Возможно, что неизлечимо.
Сомневающимся в моем диагнозе могу сказать только одно: вскрытие покажет.
Послесловие.
Настоящей, четвертой по счету статьей, мы полагаем разговор о Сорокине законченным - по той простой причине, что считаем портрет его как художника завершенным.
Дальнейшие произведения В.Г. как-то: сборник рассказов "Первый субботник", романы: "Пир", "Голубое сало" и "Лед", а также и все иные к этому портрету ничего принципиально нового не добавят и говорить о них мы считаем излишним.
Очередную статью мы посвятим малому бесу русской литературы - Виктору Олеговичу Пелевину.