Мы, живущие на заре третьего тысячелетия, с полным правом можем назвать Средние Века, отделенные от нас тремя-четырьмя сотнями лет - Славными, ибо только теперь, на закате Нового Времени, осознали, ЧТО мы потеряли.
О, нет, ни о какой идеализации Средневековья не может быть и речи: и тогда было не меньше крови, страданий и скотства человеческого, чем сейчас. Но - и в этом главное отличие тех времен от наших - человек Средневековья, глядя в свиную лужу, видел в ней отражение розовых облаков и пронзающий их золотистый луч света, мы же, глядя в ту самую лужу, не видим ничего, кроме свиных рыл. Более того: средневековый человек, гомо медиус, не только видел вечерний пурпур звезд, но и шел за ним в надежде обрести новый рассвет; мы же не идем никуда, но все глубже зарываемся в землю, и счастлив тот, кто обретет свой крест на этом "шахтерском" пути. Но обретут его, конечно, немногие. Абсолютное искание Абсолюта сменилось поисками себя в потемках современности. И в этих поисках современный человек обречен перещупать все идолы, пока не наткнется, наконец, на свою собственную пустую голову.
Правда ли, что нынешнее время - это время Нового Средневековья? Да, правда. Но трубить в фанфары по этому поводу рано: ибо теперь все явственней и явственней перед нами проступают черты этого Нового Средневековья. Увы! Наступающая эпоха пока являет себя не лучшими, а худшими сторонами Старого Средневековья, и на сегодняшний день взяла от минувшего Золотого Времени лишь его ржавые пятна. Это разгул оккультизма, магии, волшебства, безудержный деспотизм государств в борьбе за корону Нового Рима, влекущий за собой сословное разделение целых континентов, содомизация больших городов, тотальное вранье и воровство, создание Нового Франкенштейна (сверхчеловека) на основе новых технологий, и многое-многое другое.
Что ж, для отвергающих высокое и само высокое становится соблазном. Наше время, взяв от Старого Средневековья его ветхие одежды, забыло взять его искренность, и потому лжет самому себе, полагая, что может стать Новым Каролингским Возрождением.
Но где же тогда сегодня мы можем обрести Славные Средние Века? В первую очередь, в своих сердцах, жаждущих Абсолюта. Собрание взыскующих сердец со временем может явить себя когортой избранных, она же будет внедрять идеалы Средневековья среди желающих их слушать. Сегодня время для этих идеалов самое подходящее за последние триста лет. Художники же Средневековья, живущие сейчас, должны составить новые песни о нашем времени, песни на манер XIV века, песни, в которых Дама, заточенная в башне, всегда может обрести своего славного кавалера. Пусть пока высокий стих будет жить в трех сердцах: этого достаточно, чтоб его сохранить, а затем и приумножить.
И последнее: не будем допускать никакой ретро-идеализации. Ценность времени в очах Господних нам не познать. И кто сказал, что сто средневековых праведников ценнее перед взорами Вышняго, чем один кающийся грешник 2010 года? Но как им стать? Вот вопрос.