Улыбин Вячеслав Вячеславович : другие произведения.

Против масонов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Отрывки из моей книги "Яко ад сокрушились...", изданной в 2002 году. Книга посвящена борьбе православной оппозиции с тайными обществами в эпоху императора Александра I (1801-1825).

  
  Первым буревестником грядущих потрясений в царствование Александра I стал "достопочтимый мастер" ложи "Коронованное Знамя", а по совместительству директор первого кадетского корпуса(там же впоследствии Фотий был законоучителем) генерал-майор Бебер,который еще в 1802году испросил аудиенции у императора,на которой просил разрешить деятельность масонства в России.Александр не только легализовал масонство,но и сам вступил в ряды "вольных каменщиков".Согласно масонским источникам,посвящение императора в одну из лож состоялось спустя несколько месяцев после разговора его с Бебером.Масоном стал и родной брат Александра Константин.Всего из царствующей династии в "стройные масонские ряды" вступили еще четыре человека.
  Пять лет спустя,в 1807году И.А.Фесслер ("ангел тьмы во плоти"по характеристике Фотия),занимавший место преподавателя еврейского языка в Петербургской духовной академии,организовал в столице тайную ложу "Полярная Звезда" и предложил М.М.Сперанскому(который,будучи сыном священника,говорил: "вся наша духовность,собственно,сводилась к теософии") в ней первое место,которое тот и занял три года спустя.
  Неоднократные попытки правительства,состоящего во времена первой половины царствования благословенного императора преимущественно из масонов*
  поставить под контроль тайные общества,как мы видим из последующих событий 1825года,не увенчались успехом.В 1810году М.М.Сперанский*** подал императору Александру I записку,где анализировал возможную пользу масонства для государства.Придя к банальному выводу о преобладании в последнем отрицательных черт,Сперанский предложил в основу деятельности тайных обществ в
  ______
  *Так,министерство внутренних дел возглавляли масоны Кочубей В.П.(1802-1807 и 1819-1823),Куракин А.Б.(1807-1810),Козадавлев О.П.(1810-1819),Голицын А.Н.(1819);министерство иностранных дел-Воронцов А.Р.(1802-1804),Чарторыжский А.А.(1804-1806),Будберг А.Я.(1806-1807);министерство юстиции-Лопухин П.В.(1803-1810),Дмитриев И.И.(1810-1814);кроме того,в ложах состояли многие товарищи министров и руководители департаментов).
  
  **В.И.Панаев так описывал встречу между Фотием и Сперанским,которая состоялась в 1822 или в 1823 году:"Сперанский приблизился к Фотию,который между тем,опустив голову,перебирал четки. "Отец Фотий,-сказал Сперанский,-благословите меня"...Фотий поднял голову и глухо произнес:"Я тебя не знаю".Слова эти так поразили Сперанского,что он пошатнулся,покраснел и в смущении отвечал:"Я Сперанский"."А,ты Сперанский?-возгласил Фотий.-Господь тебя благословит".-и размашисто благословил его".
  
  России положить иное основание,своеобразную масонскую конституцию,суть которой состояла в следующем:под кровом правительства в России должна существовать одна ложа с филиалами по всей России;членами ложи должны стать наиболее способные из духовных лиц всех сословий;последние при повышении получают параллельные чины:в масонстве и на государственной службе.Однако идея эта была утопичной в силу самой природы тайных обществ(о чем не мог не знать масон Сперанский),которые,во-первых и были созданы для действий вне контроля правительства,а,во-вторых,управлялись из-за рубежа.Сперанский,возможно исходя именно из этого обстоятельства,предложил на рассмотрение императора два возможных указа:первый запрещал тайные общества;второй обязывал масонские ложи принять предложение Сперанского,т.е. либо самораспуститься,либо самообъединиться в единую структуру под патронажем правительства.Император склонялся к подписанию Указа о подчинении всех вольных каменщиков ложе (в которую входил и Сперанский) Полярная звезда.Указ так и не был подписан. Последующие 12 лет правительство в своей политике взаимодействия с масонскими ложами будет балансировать между двумя этими взаимоотрицающими друг друга мнениями,и лишь в 1822году найдет,скорее уже из простого инстинкта самосохранения, золотое решение этой проблемы.Не последнюю роль,а скорее,даже определяющую,в затягивании решения данного наболевшего вопроса сыграл сам император,по своим убеждениям молодости мало чем отличающийся от декабристов.
  
  К 1816-17гг. в России утвердились два масонских течения:первое оформилось в Директоральной ложе Астрея и контролировалось "Особенной канцелярией" императора Александра1,в Великую провинциальную ложу входил действительным членом петербургский генерал-губернатор С.К.Вязмитинов.
  Масоны активно вербовали своих сторонников не только среди дворянской аристократии,но и в среде духовенства и к несчастью,некоторые представители духовного сословия оказались восприимчивыми к масонской пропаганде;эту податливость мы видим на примере одного из трех течений в российском масонстве,возглавляемого И.А.Поздеевым,который активно стремился привлечь духовенство в свои ряды.Его пагубные усилия дали свои горькие плоды:так,в ложу Нептун вступили дъяконы Петр Лебедев,Иоанн Колковский,священники С.И.Соколов,член конференции Московской духовной академии,Феоктист(Орловский)-академический инспектор и профессор философии, Гермоген(Сперанский)-ректор академии и Герман.В самой Троицко-Сергиевой Лавре 1 марта 1816 года была открыта ложа,состоявшая из студентов местной семинарии.А.И.Серков,автор книги о русском масонстве XIX века,полагает,что и ученое студенческое общество Троице-Сергиевой Лавры,созданное в 1816 году,было прикрытием существовавшей в Московской Духовной Академии ложи."Производителем письменных дел" общества был известный масон-теоретист Ф.А.Голубинский.Масонами также были:законоучитель первого кадетского корпуса иеромонах Феофил(впоследствии член одесской ложи),законоучитель и священник академии художеств Сперанский,священник второго кадетского корпуса Евенхов.Всё же подавляющее большинство представителей духовенства никакого отношения к тайным обществам не имели.
  
  В Петербурге активным привлечением духовенства в масонские сети занимался другой предводитель" розенкрейцев*
  *Розенкрейцерство некоторые исследователи считают не только самой законспирированной ветвью масонства,но также и его сатанинской сердцевиной,подразумевая под этим дъяволопоклонничество последних.
   (он же главный редактор "Сионского Вестника",по словам Фотия "апостол и пророк сатанин") А.Ф.Лабзин.В апреле 1818 года масон Н.И.Новиков,опасаясь преследования масонства за подобную деятельность,приказываеть приостановить прием в ложу Умирающий Сфинкс лиц из духовного звания. Тем не менее 7 мая 1818 года в нее посвящают законоучителя первого кадетского и морского корпусов Иова. После "посвящения" священник Иов,введеный в ложу Лабзина,вошел в алтарь корпусной церкви,где осквернил его,испустив урину,а затем изрезал ножом образ Божьей Матери на холсте.После приведения его в келью он пытался выброситься с четвертого этажа,для чего разбил,изрезав себе руки,окно,но был удержан от этого безрассудного поступка.Случай получил огласку;в результате был запрещен журнал А.Ф.Лабзина "Сионский вестник".
  Фотий писал об этом следующее: "Честолюбие даже и духовных лиц прельщало входить в оные[тайные общества] и предаваться в шайку духовных татей и убийц.Иов,законоучитель морского корпуса,человек жизни воздержной,был введен в ложу Лабзина;вскоре напал на него бес и свел его с ума.<...>В некий день месяца мая Иов потребовал себе церковника корпусной церкви,солдата,велел ему отворить церковь;как настоятель,Иов вошел в оную,пришел в алтарь святой к престолу Господню;поставил чернильницу и положил нож на престол святой;растворил святые царские врата;стоял несколько у престола Христова,бес его одолел,осквернил,и он испустил урину.<...>изшед в царские врата,как все образа на холстине были писаны,то образ Божией Матери,мерою в рост человека невелика,с верху донизу ножом разрезал.<...>Когда [начальство и бывшие с ним]прибежали в церковь,в рубище,т.е.в подряснике Иова,обрели действующа разные ужасные бесчинства,тогда его бесного взяли и повели в келью его,куда придя,он бросался соскочить в окно с четвертого этажа на улицу и,разбивая для того стекла,обрезал себе руки,но был удержан силою людей и из корпуса отведен в Александро-Невскую Лавру к своему начальству под присмотр строжайший.".
  Иов после случившегося был послан митрополитом Михаилом к Фотию на исправление и покаяние,а затем был направлен в новгородское архиерейское училище;однако за нечестие был из него уволен и,удалившись в Архангельск,добровольно снял с себя сан священнический и монашеский.
  "Вот плоды тайных обществ,-добавляет Фотий.-Не достанет ни книг,ни времени описывать все замыслы и злые дела тайных всех обществ<...>Сие происшествие постыдное для законоучителя,настоятеля,иеромонаха,-ученого,весьма было прискорбно видеть,слышать,сперва в столице<...>а потом известное на соблазн повсюду.От чего Фотий крепко возревновал по Бозе,усиливался восстать против тайных обществ храбро,со всей силою,дабы ослабить и истребить по возможности возросшие плевелы злобы адской и при сем случае возвысил глас свой и вопль,яко трубу,и яко юродивый ходил и всюду перед людьми владыкам и властям взывал [о том],что вера масонская есть антихристова,и учение есть все и писание от дъявола,одно вольнодумство и все преданные[этой]лжи-вольнодумцы,чада антихриста,ученики дъявола,отца лжи,рождения ехидны.<...>катехизис масонский ему дан был в руки от чиновника военного,бывшего его духовного сына;<...>над ним о.Фотий сделал надпись<...> "Катехизис масонов,верующих во антихриста,дъявола и сатану";<...>несколько списков[было]сделано с сего масонского катехизиса и надписи и по столице от учеников разнесено в дома знатных родных.Молва оглушила всю столицу,во что веруют масоны;страх молвы о покушении на жизнь Фотия проникал всю душу”.*
   Подобные опасения были небезосновательны,особенно если учесть,что будущими декабристами уже вынашивались планы убийства царя и его семьи.
  
  В воспоминаниях Морошкина,тогда студента Александро-Невской духовной академии,лично знавшего Фотия,говорится следующее:”...усилившиеся тогда масоны гнали его[Фотия] всевозможными способами,задумывали даже задушить его в квартире или келье.Кадеты вынуждены были по ночам стоять по очереди на часах и караулить двери его кельи.<...>один раз о.Фотий,в глухую полночь из кадетского корпуса прибежал к о.ректору Иннокентию босиком,в свитке или рубашке,спасшись от гонителей своих при помощи кадетов через окно своей квартиры,через сад и стену сада".
  4 октября 1818 года “за образ жизни,соответственный правилам монашеским и за прохождение должностей по церкви настоятеля,а по корпусу законоучителя с неутомимой ревностью и отличной похвалою” Фотий был назначен соборным иеромонахом Лавры.
  Будучи законоучителем,Фотий составил огласительное богословие,которое было слушано и окончательно одобрено митрополитом Михаилом в 1820 году(ныне хранится в Российском Государственном историческом архиве).
  
  Когда покушение (оно было не последним:осенью 1822 года Фотия дважды пытались отравить) на жизнь смелого чернеца,установившего и обнародовавшего причинную связь между масонством Иова и его кощунствами провалилось,был опробован другой прием:Фотия объявили сумасшедшим.Для проверки этих слухов его задержали в Лавре на несколько дней.Будучи у митрополита Михаила,Фотий услышал от него вопрос:”Что же будет,когда министр духовных дел,князь Голицын,тебя велит взять из корпуса и послать в Сибирь,ежели ты будешь говорить[против масонов]?”,на что [он] ответил:”За дело Божие,за дело веры и истины я не боюсь ссылки<...>я давно готов до смерти терпеть все ради Бога.<...>Я служу Богу моему,могущему душу и тело погубить в геенне огненной.Не боюсь ни князя,ни царя.Буду всех обличать не о грехах,а о нечестии,неправде и нераскаянии,что отступили от веры святых отец и уклонились многие в стези сопротивные и лукавые".
  Митрополит сказал ему:"Бог благословит тебя в сем уме и разуме быть всегда и да поможет благим твоим трудам".
  Наставник Фотия Иннокентий,утешая ученика,кормил его из рук ягодами из митрополичьего сада Невской Лавры,на что Фотий сказал ему:"Отче святый,я помнить буду всегда твои<...> пресладкие ягоды,<...>[которыми] ты меня кормишь"...
  После окончания "проверки на сумасшествие" Фотий ранним утром приехал в корпус,"...подъезжая к св.церкви в корпусе,встал с дрожек,и,предстоя,трижды поклонился низко,благодаря Бога,что искушение миновалось<...>Прямо в классы входит,где ему следует быть в законе Божьем.Все,встав,кадеты,как любили премного,то заплакали видевшие его от жалости,и отец Фотий прослезился сам,вопрошал их:"От чего вы,чада возлюбленные в Духе Святом,слезно зрите на меня"?Они ему говорили:"Отче,нам сказали,что уже тебя в Сибирь сослали,и мы горько жалели все о тебе”.Фотий им за любовь сию поклонился низко и велел сесть.Также они сказали:”Слух пронесся,что будто,Отче,ты вне ума в темнице".Тогда Фотий сказал:"Чада,вы имеете очи,то видите,вот я пред вами,видите,в уме ли я и в разуме?За то,что я против волков хищных восстаю,дабы вас,яко овец,не расхитили,то сатана навел на меня искушение великое".<...>Спасение во время оное Фотий за великое чудо почитал всегда в житии своем,более всех чудес и благодеяние более всех благодеяний".
  
  Тайные общества тем временем умножались.Уже в одном из них были произнесены роковые фразы о цареубийстве.Полстолетие спустя Достоевский скажет,что не имеет оправдания царство,пропитанное хотя бы одной слезинкой ребенка.Декабристов не волновали подобные сантимента.Их беспокоило другое:всех ли членов императорского дома надо убить,или хотя бы одного оставить в живых?Вообще,исследователи масонства-как сторонники,так и противники-при исследовании деятельности тайных обществ впадают в крайности,уводящие их равно далеко от истины; и если первые представляют историю как заговор,то вторые показывают потайную деятельность масонов как благотворительные учреждения,вроде детских садов;однако,история не есть заговор,а масоны не так безобидны,как их представляют.История человечества есть Промысел Божий,не исключающий человеческого волеизъявления;следовательно,история масонства в России не может быть правильно понята в отрыве от апостасии-массового отступления русских людей от православной веры.Пик всенародной апостасии,поклонения ложным богам,всеобщего охлаждения любви пришелся на 1917год,в начале же века 19-го этой пагубной болезнью безверия страдала лишь верхушка русского общества-русская аристократия.И масоны-как наказание Господне и искушение дъявола появились-и распространились в России тогда,когда в верхах совершилось предательство вероотступничества.Не случайно они пришли с Запада,который с 1054 года потерял благодать Божию.И не масонов надо бояться,а ухода Христа из своего сердца.
  
  Глава 3
  
  Наполеон духовный
  (1822-1826)
  
  "И сказали они: построим себе город и башню,
  высотою до небес;и сделаем себе имя,
  прежде нежели рассемся по лицу всей земли.
  И сошел Господь посмотреть город и башню,
  которые строили сыны человеческие.
  И сказал Господь: вот, один народ,
  и один у всех язык; и вот что начали они делать
  и не отстанут от того, что задумали делать.
  Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы
   один не понимал речи другого. (Быт1.4-7)
  
  
  
  1822-1824
  
  Первую четверть XIX века исследователи доморощенного российского масонства относят к его расцвету;не в смысле плодов,конечно,ибо как худое дерево может приносить плоды добрые? (Мф.7.18), но в смысле распространения его и угрозы взятия масонами власти в стране.Никогда Россия не стояла так близко от края гибели в XIX столетии,как в 1817-22 годах. Судите сами:в это время в нашем многострадальном Отечестве-от Варшавы до Иркутска- существовало более ста лож,в которые в совокупности входило более пяти с половиной тысячи человек-почти весь цвет русской аристократии. В высших кругах ходила поговорка:"да кто же ныне не масон"?Знатное дворянство входило в масонство целыми родами.По социальному составу ложи широко представляли правящее сословие.Список начинался с членов царствующей фамилии,половину членов масонских лож составляли иностранцы.
  Большая часть действовавших в то время общественных организаций либо были разновидностью масонских образований,либо находились под их влиянием.Положение усугублялось тем,что многие,как в правительстве,так и в обществе,не подозревали о разрушительных целях масонства и относились к ним как к неким кружкам по интересам.Все это поощрялось "мистическими исканиями"самого императора.Вообще,именно в те годы получила свое завершение массовая подмена понятий: русское аристократическое отступление от православной веры стали называть мистицизмом,поклонение ложным богам-духовными исканиями,а прелестные состояния духа-данными свыше откровениями.
  Платонов в своей книге о тайных обществах пишет:"Исследуя основные направления подпольного масонского влияния на русское общество,можно выявить систему приоритетов "вольных каменщиков".Это обволакивание государственного аппарата и придание его деятельности антирусского характера;осуществление контроля над духовными центрами страны и овладение средствами массовой информации.
  С момента образования в 1802 году министерской системы многие ключевые посты,вплоть до запрещения тайных обществ в 1822году,занимали высокопоставленные масоны".
  Рассматривая исторические корни русского масонства,нельзя не согласиться с его мнением о том,что“петровские преобразования,носившие двойственный характер,давшие России немало положительного,вместе с тем привели к расколу,ощутимо противопоставив интересы разных слоев общества.Интересы русской жизни требовали преодоления этого раскола,проведения общенациональной реформы по пути смягчения противоречий между основной массой русского народа,мыслящей тысячелетними традиционными категориями,и сравнительно малочисленными слоями,рожденными преобразованиями Петра.
  России требовались реформы на основе традиций,обычаев и идеалов национальной жизни и подчинения деятельности нового народившегося слоя интересам русского народа.Мировые масонские круги предложили свой вариант реформы-создание на основе “нового слоя” малого народа,ориентированного на Запад и управляемого масонской закулисой”.
  “В отличие от западного масонства,преимущественно выполнявшего роль закулисного идеологического и политического лобби,русское масонство имело свои характерные особенности.Сохраняя все черты закулисного лобби,русское масонство в силу своей зависимости от зарубежных масонских орденов было средоточием лиц,лишенных национального сознания,а нередко просто откровенно антирусской ориентации.Для многих из них масонство было формой русофобии<...>-...в своей основе масонские ложи служили служили прикрытием еще более тайной деятельности глубоко законспирированных тайных еврейских сект расового превосходства,активизация которых со второй половины восемнадцатого века была связана,в частности,с деятельностью банкиров Ротшильдов”.
  Тайные общества в России эпохи Александра Благословенного были тесно связаны не только с Ротшильдами,но и вообще,с иудеями.По конституции,составленной масоном-декабристом Пестелем,в России учреждался "великий еврейский Синедрион",а всем евреям даровалось отмена всех ограничений и полное равноправие.Многие масоны были связаны с иудеями финансово-личными отношениями;так,масон-реформатор Сперанский жил в доме своего приятеля иудейского откупщика Переца, который,кстати,вел двойную игру и,сотрудничая с декабристами,одновременно докладывал об их замыслах правительству.
  Подводя некий итог деятельности тайных обществ,можно и должно отметить то, что“история масонства в России-это история заговора против России”. 1825 год показал это со всей наглядностью.
   Социальный и количественный состав масонских лож был следующим:
  Члены царствующего дома-6 человек;
  придворные чины-34;
  высшие государственные и областные чины
  и почетные должностные лица-110;
  гражданские чины-346;
  дипломатические чиновники-36;
  служащие по учебной части-76;
  служащие по судебной части-32;
  служащие по полицейской части-9;
  магистрат прибалтийского края-13;
  военные чины-1078;
  помещики и дворяне-89;
  предводители дворянства-35;
  торговое сословие-305;
  православные священнослужители-24;
  священнослужители других исповеданий-29;
  профессора и ученые-103;
  врачи-113;
  писатели,переводчики,поэты-135;
  композиторы и музыканты-40;
  художники и скульпторы-50;
  архитекторы-12;
  юристы-12;
  лица других свободных профессий-6;
  актеры-25;
  ремесленники-48;
  крепостные(записанные своими господами-масонами)-8;
  учащиеся-4;
  служащие частных учреждений и лиц-48;
  лица частные и невыясненных занятий-431.
  Среди масонов русских людей было не более 20%.
  Как мы уже говорили,большинство ключевых постов в государстве занимали масоны. Из декабристов более 120человек были масонами.(9).Порой было сложно понять,где кончалось масонство(да и кончалось ли?)или Библейское общество,и начиналось собственно движение тех,кто был позже назван декабристами.Так,члены Киевской ложи Соединенные Славяне и декабристы собирались на совместные магнетические сеансы,а Библейское общество заседало в масонских залах.
   В 1816-19гг. среди декабристов обозначились два подхода-отношения к масонству:первое,оформленное в ложе Три Добродетели,входящей,в свою очередь,в состав Великой Провинциальной ложи(если для монаха Филофея Москва была Третьим Римом,средоточием света православия для мира,то для масонов Москва да и вся Россия были лишь провинцией)стремилось возглавить ложи с целью их использования в борьбе против властей;второе,представленное ложей Соединенные Друзья было аполитичным и в конечном счете собственно масонские работы*
   _______
   *Работами в масонстве называется занятие оккультизмом в самых его различных формах,в том числе и таких как совершение различных обрядов,как-то:прием в ложи профанов и их дальнейшие посвящения в более высокие степени,чтение оккультной литературы и ее обсуждение,участие в оккультных церемониях,важнейшей из которых является посвящение (инициация) новичка в ложу.Известно также,что в основе дъяволопоклонства-а именно оно является сердцевиной оккультизма-лежит человеческое жертвоприношение. “Люцифер, - отмечал прот. Г. Дьяченко, - провозглашается богом,которому в тайных собраниях поклоняются масоны,и нередко появляется среди них видимым образом;ему приносятся жертвы,в честь его совершаются кощунственные и возмутительные оргии.<...>Масоны низших степеней вполне искренно отрицают сообщения о мерзостях,совершаемых люциферианами,т.е.высшими степенями ордена".
  
   были вытеснены тривиальными попойками военной гвардейской молодежи.Тем не менее Соединенные Друзья дали начало многим тайным знакомствам.Более половины членов этих лож(средний возраст-27лет) принадлежали к графским,княжеским и баронским родам,или были выходцами из известных русских фамилий.Из тридцати членов ложи Три Добродетели 22человека состояли на военной службе,из них половина служила в гвардии.
  
  Тотальное масонское нашествие в Россию обязано во многом покровительству императора Александра и здесь мы не можем не остановиться на фигуре "северного сфинкса" несколько подробнее.
  Будущий благословенный император,старший сын императора Павла I и его второй жены,императрицы Марии Федоровны,родился 12 декабря 1777г. в Санкт-Петербурге и был,по желанию царствующей бабки Екатерины II,наречен Александром в честь святого благоверного князя Александра Невского.В империи догорало восстание Пугачева,который,будто призрак из гроба,восстал перед Екатериной в образе отстраненного(или убитого-этого,возможно,мы никогда не узнаем) от власти мужа,который вошел в русскую историю под именем Петра III. В 1793 г. она же женила его на баденской принцессе Луизе.Обе дочери от их брака скончались в младенчестве и были похоронены в Благовещенской церкви Невской Лавры.Роковым для молодого цесаревича стал день 11 марта 1801года,когда он стал соучастником убийства своего отца-императора Павла Петровича.Как нам известно,именно по его настоянию был выбран этот день;более того,убийство отца совершалось в комнате непосредственно над покоями Александра.Несмотря на то,что он(особенно памятуя судьбу своего деда Петра III) отдавал себе отчет,что дворцовый переворот 11 марта 1801г.закончится убийством,после известия о кончине отца Александр долгое время не мог прийти в себя и,как говорили при дворе,даже помышлял отказаться от трона,не в силах сполна уплатить кровавую цену за полученную власть.Его измученная душа искала оправдания случившемуся-и не могла его найти;и когда,через какое-то время кто-то из близких ему людей сказал,что он,уже будучи царем, сможет загладить грех убийства только если его царствование принесет облегчение Отечеству и народу и,таким образом,такая жертвенная власть и жизнь,посвященная этой власти, станет искуплением его преступления,Александр воспринял эту мысль всем своим существом,но,не имея твердых наставлений в истинной православной вере,стал уклоняться на пути ложной духовности.В личной жизни он был счастлив,но без интимности и это побуждало его искать женской любви вне семейного круга,что усугубляло его состояние и мешало ему прийти к покаянию.Таким образом,то,что некоторые исследователи называют религиозностью или мистичностью императора Александра,по сути есть возвращение блудного сына в лоно Церкви длиною в жизнь.Последние три года он фактически самоустранился от управления государством,передав царственные бразды Аракчееву,который в силу этого стал настолько могущественным,что мог,к примеру, держать в своей приемной будущего императора Николая I по три часа.Самоустранение Александра и его усталость от жизни объяснялись просто:власть не стала искуплением,его деяния на благо народа и Отчизны уходили в провинциальный песок,богатый беспросветным пьянством и повальным взяточничеством,осмысленность прожитой жизни находилась под вопросом; после бунта Семеновского полка и раскрытия заговора декабристов свои последние дни император провел в боязни отравления.Несчастный русский царь,отказавшийся от титула Благословенного,на смертном одре шептал:"чудовища! неблагодарные!"
  Не случайно в памяти народной из всех русских царей только Александр,сложив с себя бремя власти,скрылся в сибирские леса под именем старца Федора Кузьмича.Об этой легенде написано едва ли на больше ,чем о самом императоре;для нас важно здесь лишь то,что только с его именем связано добровольное самоизгнание из власти.
  Однако мы несколько забегаем вперед;вернемся к 1812году,в середине которого,уезжая из Петербурга в действующую армию и уже простившись с семейством,император зашел в свой кабинет.В это момент к нему подошла незнакомая женщина(графиня Толстая) и вручила бумагу.На первом ночлеге Александр ,полагая,что это какая-то просьба,развернул листок.К его изумлению,это был 91 псалом,в котором есть такие строки:”Ты,Господи,высок во веки!Ибо вот,враги Твои,Господи,-вот,враги Твои гибнут,и рассыпаются все делающие беззаконие;а мой рог Ты возносишь,как рог единорога,и я умащен свежим елеем;и око мое смотрит на врагов моих,и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях”.Чтение успокоило и оживило его душу.
  Спустя некоторое время,в минуту душевного смущения,в Москве,при перебирании книг,одна из них упала и раскрылась на странице с этим псалмом.”Он прочел его и нашел,что каждое слово псалма применялось к нему самому;и даже впоследствии,до последней своей минуты,он всегда имел при себе этот псалом,выучил его наизусть,и каждое утро читал его при молитве”.Вместе с тем,по словам княгини Мещерской ”он был совершенно лишен истинной веры”;так,в Силезии Александр Павлович посещал общины моравских братьев,в Бадене встречался с Юнгом Штиллингом,в Лондоне и Петербурге молился с квакерами;в Лондоне же благосклонно принимал депутацию Библейского общества.Между прочим,император спросил Штиллинга,какая из христианских церквей ближе к истинному учению о Христе и,не получив ответа,сказал,что,по его мнению,это гернгутеры.
  
  Из еретической плеяды тогдашнего русского политического небосклона "звездой" первой величины,сиявшей ядовитым цветом,был князь Александр Николаевич Голицын (1773-1844),который по восшествии на престол Александра Павловича 21 октября 1803 года был назначен обер-прокурором Св.Синода.Старинный род Голицыных много послужил России и один из предков обер-прокурора даже удалился на старости лет в один из монастырей на покой.Его потомок был далек от подобных настроений,что не помешало ему,тридцатилетнему молодому повесе,ничего доселе не читавшему,кроме богохульного Вольтера,занять председательское кресло в высшем церковном учреждении Российской империи.После его назначения на новую должность он,оставив распутную жизнь, впервые прочел Евангелие. Осведомленность в церковных делах его была такова,что когда зашел вопрос о древности традиции занятия патриаршества представителями черного духовенства,он сказал:"какой-то пьяный патриарх сделал это".В 1816году князь был назначен министром народного просвещения,а с1818года-министром духовных дел и народного просвещения.Новое министерство состояло из двух департаментов,духовных дел и просвещения;причем в первом,под председательством А.И.Тургенева,дела православного исповедания велись наравне с католическими,протестантскими,магометанскими и еврейскими.Второй департамент возглавлял В.М.Попов.Как Тургенев,так и Попов были активными участниками Библейского общества.Над ними парил масон Голицын.Сторонники последнего имели дерзость именовать своего развязного патрона "патриархом".Фотий писал о нем:"овца он непотребная,или,лучше сказать,козлище,князь хотел в мирских своих рубищах,не имея сана свыше и дара божественной благодати,делать дела,принадлежащие единому архиерею великому,образ Христа носящему".
  Мы не хотим упрощать личность Голицына, рисуя его этаким антиправославным чудовищем. Князь был человеком религиозным; его письма к Фотию, в которых он смиренно просит благословения и пастырских молитв, проникнуты глубоким уважением к архимандриту, а некоторые замечания касательно общественных и религиозных нравов тогдашней России заслуживают цитирования; однако, к сожалению, эта религиозность носила подчас искаженный характер, в чем была не только вина, но и, в большей степени, беда Голицына.
  "К сожалению,-пишет Знаменский о дворянской молодежи,представителем которой являлся и Голицын,-все почти такие люди тогдашнего высшего общества,питомцы XVIII века при обращении своем к вере имели обыкновение примыкать не к православию,на которое смотрели свысока,как на веру исключительно простонародную,а к аристократическому,блестящему католичеству,или еще чаще-к бездогматному,мнимо-возвышенному и модному тогда по всей Европе мистицизму,который позволял им верить во все и ни во что".
  По своей должности обер-прокурор Священного Синода входил в пятерку самых влиятельных людей империи.Стиль работы нового обер-прокурора вскоре почувствовали на себе многие:он стал вводить в Состав Синода угодных ему людей;тех же,кто пытался ему противиться(хотя таких было немного) он подвергал репрессиям.
  Голицын,по словам Фотия,одержимый дъяволом, изгнал и низвел в гроб двенадцать ревнителей православия,архиереев и архимандритов.
  Одним из репрессированных стал и митрополит Амвросий,удаления которого Голицын давно добивался.В Крещенье 1818 года митрополит,любивший пышность в священнослужении,явился на Иордан в теплом облачении,подбитом горностаями из покровов,которыми были покрыты при погребении тела царских дочерей Марии и Елизаветы.Горностаевый мех имели право носить только лица царской фамилии;после доноса Голицына о том,что митрополит служил в царском одеянии,последний был удален. Этот случай характеризует достаточно полно бессилие Св.Синода и могущество Голицына,подкрепляемое личной дружбой императора,который,кроме этого,
  был соучастником его юных забав,а в более зрелые годы товарищем амурных похождений своего венценосного покровителя.
  В Св.Синоде при князе Голицыне был заведен особый порядок назначения в него членов посредством вызова епархиального архиерея на короткий срок,вследствие чего состав Синода потерял последнюю устойчивость;все неугодное Голицыну удалялось,те же,кто "не противоречил", могли оставаться там сколь угодно долго.
  Под влиянием Голицына были приняты указы 1816 и 1817 годов,согласно которым проступки духовных лиц были оглашаемы публично(что не было принято для других сословий) и потому наносили урон авторитету духовенству(впоследствии,в 1821году эти публикации были отменены).
  
  Князь Александр Николаевич был не единственным “мистиком” русской столицы.
  Из числа гремевших в то время лжепророков и лжепророчиц,а также еретиков всех мастей,особо “отличились” на ниве духовного загрязнения высших кругов русского петербургского общества такие религиозные аферисты и аферистки,как Крюденер(Криднер),Татаринова,Госнер,а также экуменическая организация под названием “Библейское общество”.С двумя последними архимандриту Фотию пришлось столкнуться непосредственно.
  
   ...1 августа 1822года Александр I подписал именной Указ
  "О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ":
   "Граф Виктор Павлович!Беспорядки и соблазны,возникшие в других государствах от существования разных тайных обществ,из коих иные под наименованием лож масонских,первоначально цель благотворения имевших,другие занимаясь сокровенно предметами политическими,впоследствии обратились ко вреду спокойствия государств и принудили в некоторых сии тайные общества запретить.
   Обращая всегда бдительное внимание,дабы твердая преграда была полагаема всему,что ко вреду государства последовать может,и в особенности в такое время,когда к несчастию от умствований,ныне существующих,проистекают столь печальные в других краях последствия,Я признал за благо в отношении упомянутых обществ предписать следующее:
   1.Все тайные общества,под какими бы наименованиями они не существовали,как-то:масонских лож или другими,закрыть и учреждения их впредь не дозволять.
   2.Объявив о том всем членам сих обществ,обязать их подписками,что они впредь ни под каким видом ни масонских,ни других тайных обществ,под каким бы благовидным названием они ни были предлагаемы,ни внутри империи,ни вне ее составлять не будут.
   3.Как не свойственно чиновникам,в службе находящимся,обязывать себя какою-либо присягою,кроме той,которая законами определена,то поставить в обязанность и всем министерствам и другим начальствам в обеих столицах находящимся,потребовать от чиновников,в ведомстве их служащих,чтобы они откровенно объявили,не принадлежат ли они к каким-либо масонским ложам или другим тайным обществам в Империи или вне оной,и к каким именно?
   4.От принадлежащих к оным взять особую подписку,что они впредь принадлежать уже к ним не будут;если же кто такового обязательства дать не пожелает,тот не должен оставаться в службе.
  5.Поставить в обязанность Главноуправляющих в губерниях и гражданских губернаторов строго наблюдать:во-первых,чтобы нигде ни под каким предлогом не учреждалось никаких лож или тайных обществ;и во-вторых,чтобы все чиновники,кои к должностям будут определяемы,обязываемы были на основании ст.3-й и 4-й подписками,что они ни к каким ложам или тайным обществам не принадлежали и впредь принадлежать не будут;без каковых подписок они и к местам или в службу определяемы быть не могут".
  После взятия подписок,предусмотренных указом 1822 года, оказалось,что в число масонов входят не менее 517 офицеров.
  Сам указ был адресован Министру Внутренних Дел Кочубею Виктору Павловичу (1768-1834), масону ложи "Минерва" с 1786 года.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"