Эти выборы напомнили мне ситуацию, в теперь уже далёкие советские времена встречавшуюся иногда на собраниях. Если люди должны были принять решение по обсуждавшемуся вопросу, а председательствующий видел их единодушие, то он прибегал к особой форме голосования и обращался к залу с риторическим вопросом: "Ну, что, товарищи, голосовать, думаю, не будем?". В этом случае решение считалось принятым единогласно, хотя процедура поднятия рук и подсчёта голосов не проводилась.
В выборах губернатора Самарской области, которые должны состояться 14 сентября 2014 года, тоже фактически нет нужды, поскольку предпочтение самарцев и з в е с т н о. И жаль, что несовершенство существующего законодательства не позволяет отказаться от недешёвого мероприятия и использовать выделенные на него деньги для чего-нибудь действительно необходимого. Да и по отношению к Н.И. Меркушкину, за короткий срок сделавшему для города и области столько хорошего, выборы выглядят сомнительно, как проявление недоверия. Будто мы хотим получить расписку с человека, доказавшего, что ему можно верить на слово, что он не только умный, знающий, талантливый и потому в высшей степени профессиональный, а ещё и порядочный, искренне желающий служить людям. И уж совсем неприглядна роль других кандидатов, вынужденных опять же в угоду ущербному закону быть статистами.
Но кому верят, на кого надеются, с того и спрос больше. Думаю, работа нынешнего нашего губернатора может быть эффективней, а приносимая польза гораздо большей.
Представленная им предвыборная программа названа п р о г р а м м о й р а з в и т и я С а м а р с к о й о б л а с т и. И в ней действительно содержатся планы, осуществление которых, в чём лично я не сомневаюсь, будет благом для региона, поскольку, во-первых, они направлены на решение наших по-настоящему насущных проблем, и, во-вторых, открывают хорошие перспективы. Однако это задачи тактические или, если и стратегические, то местного уровня. Безусловно, губернатор должен ими заниматься, но вместе с тем, он как фигура государственного масштаба обязан печься о благополучии всей страны, всего нашего народа. За деревьями видеть и лес. Тем более что благополучие одной отдельно взятой области, даже если и возможно, то не безупречно в нравственном отношении.
Находясь к людям ближе, чем верховная власть, губернатор может и должен знать их жизнь лучше, детальнее. Кроме того, являясь проводником и исполнителем принимаемых руководством страны решений, в том числе, осуществляя собственные полномочия, он обеспечивает также обратную связь государственной властной вертикали. Имея доступ в высшие сферы, губернатор обязан сообщать о последствиях, прежде всего негативных, принятых решений, а ещё лучше и предлагать необходимые их корректировки. Возможности для этого у него есть: заседания Государственного Совета, обращения в Правительство, встречи с Президентом.
О такой деятельности Н.И. Меркушкина мы ничего не знаем. Между тем работы здесь непочатый край. Приведу несколько примеров проблем, которые либо не замечены, либо недооценены.
Проблема обманутых дольщиков. Из сообщений СМИ мы знаем, что губернатор держит её на личном контроле, однако, судя по всему, имея конечной целью обеспечение квартирами двух или трёх тысяч--не помню, сколько точно--конкретных людей. И главной своей задачей считает поиск денег для завершения строительства (точнее, даже не поиск--хорошо известно, где их можно взять,--в Москве,--а выбивание). Разумеется, это важная задача. Но она, повторю, тактическая, в то время как есть стратегическая задача--исключение самой возможности подобного обмана, даже если клиентами строительных фирм будут малые дети. Очевидно, что увещевание граждан, мол, им надо быть осмотрительнее, результата не даёт, доказательством чего служат так называемые пирамиды, возводимые злоумышленниками то там, то тут и ставшие привычным явлением нашей жизни.
Проблема узаконенного мошенничества. Условия для него создаёт принцип, положенный в основу любой деятельности: можно всё, что не запрещено. Например, не запрещено производить пакетированное молоко с ёмкостью пакета не 1, а 0,9 л. По виду оба пакета одинаковы. Конечно, в соответствии с требованиями на них указан объём содержимого, но кто читает написанное на пакете, к тому же, чаще всего, мелким шрифтом? Наши граждане к этому не привыкли, на что и рассчитывают мошенники. А государство, как и в предыдущем примере, вместо того, чтобы защитить своих наивных граждан, советует им быть внимательнее, т.е. по сути жить в постоянном ожидании подлости со стороны окружающих. Да, вышеупомянутый принцип стимулирует инициативу и предприимчивость, но, похоже, главным образом общественно вредную. Это как курица, несущая золотые яйца и сама же их склёвывающая. Кому такая нужна? Мошенничество убивает доверие между людьми, т.е. является преступлением против человечности, следовательно, одним из тягчайших. И потому оно должно караться не жёстко даже, а жестоко, выжигаться калёным железом.
Примечание 1
А вот в советское время были ГОСТы, устанавливавшие ряды номинальных значений характеристик продукции. Тогда пакет молока объёмом 0,9 л или пачка масла массой 180 г просто не могли появиться. И нашёлся же дальновидный деятель--воистину враг народа,--который при переходе от системы ГОСТ к системе ГОСТ Р счёл лишними стандарты номинальных значений, относящиеся к продуктам питания.
Проблемы государственного медицинского обслуживания. Существующая отечественная медицина не обеспечивает равенства граждан в их праве на лечение, хотя и декларирует его. Так было и раньше, при Советской власти, когда горожане получали более своевременную, квалифицированную и с большим набором услуг медицинскую помощь, чем сельские жители. Но сейчас, когда в государственных лечебных заведениях появилась и расцвела платная медицина, эти, считающиеся объективными, причины неравенства, дополнились обидными: желанными пациентами в больницах стали только люди с деньгами. А ведь здравоохранение в стране по закону продолжает оставаться бесплатным.
1. Государственные лечебные учреждения не должны иметь права предоставлять платные услуги. Печальный опыт такой практики показал, что эти услуги вытесняют бесплатные. Доходит до того, что направления на простейшие, но необходимые в большинстве случаев при обращении в больницу анализы крови и мочи обычный (не платный) пациент не всегда сразу может получить, особенно если он пришёл к врачу в конце недели, когда у того уже кончились талоны лаборатории. Вместе с тем платно те же анализы и в той же самой лаборатории можно сделать без проволочек. А уж если речь заходит об УЗИ или рентгене, то ожидание в очереди, бывает, длится и месяц, и больше. К узким специалистам тоже бесплатно сразу не попадёшь. Но верхом несправедливости стали очереди на бесплатные операции.1 Что такое: в стране есть клиники, а в них необходимое оборудование и хирурги нужной квалификации, и в то же время существуют к в о т ы(!) на бесплатные операции? Или медицина помимо заботы о здоровье населения должна ещё обеспечивать возможность врачам покупать иномарки и проводить отпуска на заграничных курортах? Это безусловное зло, реально покончить с которым, можно лишь запретив платную деятельность государственных больниц. Не зря сказано: "В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань".
2. Ограниченность средств, выделяемых на здравоохранение, ставит перед медициной следующий вопрос: как использовать деньги наилучшим--с максимальной пользой и справедливостью--образом, на что потратиться, а от чего отказаться совсем или, отложив до лучших времён. Решение этого вопроса, удовлетворяющее указанным критериям, может быть только таким: имеющиеся средства должны использоваться лишь на обеспечение услуг, которые могут быть предоставлены к а ж д о м у нуждающемуся в них гражданину, причём своевременно, т.е. или сразу при его обращении в лечебное учреждение, или в сроки, исключающие возможность развития болезни до опасного уровня. Стало быть, от сложных операций, из-за дороговизны не могущих быть общедоступными, следует отказаться в пользу массово востребованных медицинских услуг, но более простых и дешёвых. Аналогичный подход должен быть и к медицинской аппаратуре и вспомогательной технике. К примеру, суперсовременному импортному томографу, стоящему миллионы, необходимо предпочесть машины скорой помощи, которых не хватает даже в крупных городах, не говоря уже о сельской местности. Умереть от рака обидно, но умереть от аппендицита, потому что не удалось вовремя до браться до больницы, гораздо обидней. В XXI-ом веке в развитой стране такого быть не должно.
3. Предлагаемый возврат к системе распределения молодых специалистов, выпускников медучилищ и мединститутов, для обязательной отработки по месту назначения в течение определённого срока в нынешних условиях существования платной медицины радикально улучшить положение в здравоохранении не сможет. Эта мера приведёт лишь к тому, что в государственных больницах всегда будут работать, сменяя друг друга, только неопытные врачи, фельдшеры и медсёстры. И миллион рублей "подъёмных" вряд ли удержит молодёжь в селе после окончания положенных пяти лет, разве что будет вложен в строительство дома. Решением здесь может быть установленная законом обязанность медперсонала частных клиник--лиц, окончивших государственные ВУЗы и училища,--по совместительству работать и в обычных больницах (например, не менее одного дня в неделю).
Проблемы ЖКХ. Этих проблем столько, что главный консультант по ним В.И. Часовских не останется без работы ещё много лет. Я же здесь назову только их причину, которая вообще-то всем известна: отказ государства заниматься самой сложной и трудоёмкой отраслью своего хозяйства в расчёте, что новоявленная рыночная экономика и активность граждан сотворят чудо. Теперь (да какое там теперь--давно, а многим так с самого начала) ясно: чуда не произошло. Рыночная экономика по крайней мере в сфере ЖКХ на деле оказалась воровской, а граждане даже не приходят на собрания жильцов своих домов, не говоря уже об участии в более серьёзной работе. Нас хватает лишь на жалобы на никудышную работу управляющих компаний. Мы хотим, платя за квартиру, больше никак в коммунальных делах не участвовать и даже не вспоминать о них. Такое положение сложилось с самого начала реформ и сохранится до тех пор, пока государство вновь не возьмёт коммуналку целиком на себя. Вот о чём губернатор должен прямо заявить верховной власти. Конечно, это потребует от него большого мужества.
Примечание 2
Я сам видел по телевизору в программе "На связи с губернатором", как Н.И. Меркушкин, отвечая на жалобы по поводу отвратительной работы коммунальных управляющих компаний, успокаивал телезрителей, мол, принятое Правительством решение о лицензировании УК решит все проблемы. Ничего такая мера не решит. Тот, кто интересовался работой коммунальщиков повнимательней, не мог не заметить, что руководителями в этой сфере на протяжении многих лет остаются одни и те же люди. Просто они переходят из одной организации (компании) в другую. Стиль же их работы не меняется: назначать себе и своим офисным сотрудникам хорошие зарплаты, экономя на дворниках, сантехниках и прочих рабочих, не связываться с трудоёмкими работами текущего ремонта, в полной мере использовать огрехи, а, может, и сознательно допущенные недостатки нормативных документов, регламентирующих работу ЖКХ и позволяющих спокойно нерадиво работать. Горбатого исправит лишь могила. О неэффективности лицензирования как средства влияния государства на деятельность частных коммерческих организаций говорят, например, множественные случаи отзыва лицензий у банков. Ведь д о т о г о они, и м е я л и ц е н з и ю, долгое время успешно воровали деньги вкладчиков.
Будущие проблемы. Коснусь только одной из них, зато исключительно важной для всего населения. С начала 1915 года предполагается изменить порядок исчисления налога на недвижимость. Он значительно повысится. Я не знаком с проектом соответствующего закона, однако жизненный опыт подсказывает, что здесь не обойдётся без нашего исконного "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Но это полбеды--терпения нам не занимать--тем не менее хочется справедливости, она же требует объяснения наряду с необходимостью ещё и сути. В чём состоит содержательный момент налога на недвижимость, чем он обоснован? Или проще: з а ч т о (а не н а ч т о, тут всё ясно--на пополнение бюджета) государство его взимает? Сразу оговорюсь, меня, как и большинство граждан, интересует только налог на жильё, в котором человек живёт, т.е. недвижимость, не приносящая дохода и имеющая, пока не выставлена на продажу, в и р т у а л ь н у ю стоимость.
Сейчас налог на недвижимость не заметен даже для семей со скромными доходами, и потому поставленный вопрос не актуален, хотя и правомерен. Когда же этот налог будет исчисляться не по инвентаризационной, а по кадастровой стоимости, положение радикально изменится. Сам я на свой вопрос отвечаю так: налог на жильё оговорённой категории взимается н и з а ч т о. Как у Крылова: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать". Вместе с тем, если бюджету требуются дополнительные деньги, налог, конечно, следует ввести. Только без хитрости и камуфляжа. Так прямо и надо его назвать "Дополнительный налог для пополнения бюджета". Мы поймём, тем более что бюджетные деньги тратятся на нас же.
Возможны и другие варианты.
Например, можно учитывать разницу между кадастровой и инвентаризационной стоимостями при обмене и продаже жилья, когда эта разница из виртуальной становится реальной, соответственно увеличивая налог, уплачиваемый продавцом.
Или, чтобы возместить выпавший доход бюджета от отмены необоснованной части налога на недвижимость, можно ввести, скажем, налог на бездетность. В СССР такой шестипроцентный налог на бездетных мужчин существовал и был понятен и справедлив: по любой, самой уважительной или даже не зависящей от гражданина причине бездетности, он должен материально участвовать в содержании молодого поколения страны. Только теперь обязанность платить этот налог следует распространить на всех бездетных граждан, как на мужчин, так и на женщин.
Обсуждаемая проблема имеет ещё один, хотя и не материальный, но важный аспект. Допустим, в большой квартире старого, но хорошо сохранившегося кирпичного дома, расположенного в центре Самары, проживает один человек. Кадастровая стоимость такой квартиры многократно превышает инвентаризационную, следовательно, налог на неё с нового года увеличится серьёзно и даже может стать для человека непосильным. Что в таком случае делать? Понятно что--менять свою квартиру на жильё поменьше в доме похуже на окраине. А если в этой квартире прошла вся жизнь человека, если из неё он хоронил своих родителей, только здесь живут его друзья, а с районом связаны самые дорогие воспоминания? Если для него квартира, дом и район носят ещё и мемориальный характер? Как можно вынуждать людей расставаться с этим?
Пожелания. Выскажу только два.
1. Выборы в СССР были фарсом. Выборы в новой России--безответственность. Граждане, принимающие в них участие, никак не отвечают за деятельность избранных людей, разве что немногие с досадой выскажутся в собственный адрес уже на следующий день после голосования: "Опять не того выбрали!".2 Так не должно быть. Человек обязан отвечать за все свои поступки, включая ошибочные, тем более важные, влекущие последствия для общества в целом. И чтобы ответственность избирателей, т.е. граждан, уверенных в своей способности сделать правильный выбор, была предметной, необходимо отказаться от тайного голосования. Такие примеры есть. Например, в Сингапуре бюллетени для голосования на выборах именные. Не знаю, как этот момент там используется, но в принципе он позволяет обеспечить реальную ответственность избирателей за их выбор. Процедура поимённого голосования в Государственной Думе тоже подтверждает целесообразность подобного способа принятия важных решений. С другой стороны, не может быть никаких претензий к гражданам, отказывающимся голосовать: тем, кто честно признаётся в своей неспособности справиться с этим делом, общество должно быть только благодарно.
2. Интенсивное сельское хозяйство с использованием промышленных технологий--ошибка человечества,3 тупик, из которого надо выбираться.Не делать этого будет уже не ошибкой, а преступлением. Да, такой способ земледелия и животноводства позволяет наполнить и даже переполнить полки магазинов продуктами, но только суррогатными. Буквально на днях по телевизору показали сюжет с ультрасовременной животноводческой фермы в Курганской области, сообщив, что там выводят породу коров, которые будут давать по 70 литров молока в сутки. Наверное, ни эти животноводы, ни телерепортёр, снимавший сюжет, не знают закон, открытый ещё Михаилом Васильевичем Ломоносовым и утверждающий, что "...сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому...". Применительно к молоку и вообще любому продукту это означает, что их количество может быть увеличено только за счёт качества. Если корова и способна давать 70 литров, то не молока, а чего-то другого. Кстати, в наших супермаркетах уже и появились упаковки, на которых чёрным по белому написано: "творожный продукт", "сметанный продукт", т.е. не творог и не сметана, а некие их заменители, по-иному--суррогаты.
К сожалению, пока и даже в среднесрочной перспективе нам без суррогатов не обойтись. Накормить всю страну при малой численности работников на полях и фермах, можно только эрзац продуктами. Но если изменить политику в области сельского хозяйства, то можно будет надеяться, что хотя бы наши правнуки смогут вновь питаться полноценно. Для этого в первую очередь нужно существенно увеличить сельское население. Людей, непосредственно занимающихся производством натуральной еды, должно быть столько, чтобы пресловутые промышленные технологии производства суррогатных продуктов оказались ненужными. В частности, надо отказаться от стойлового содержания коров в летнее время. Летом они должны пастись, как в старину.4 Возможности для этого есть. Выведенные из сельхозоборота и пустующие земли необходимо отобрать у нынешних владельцев, рассматривающих их только как средство вложения капитала, превратив в пастбища, поскольку зерна нам и так хватает, раз мы его экспортируем.
Дело аграризации страны будет гораздо сложнее проведённой в своё время индустриализации. Но если организовать мощную, умную, талантливую и обязательно тотальную пропаганду деревенской жизни, направив её на детей, юношество и молодёжь, сопроводив одновременными действенными мерами по искоренению тёплых "конторских" местечек в городах, а также сокращению выпуска специалистов профессий сомнительной нужности пускай даже и с "верхним" (цитата из Райкина) образованием, то, наверное, можно надеяться, что через пару-тройку поколений крестьянство в стране возродится, а раковые опухоли мегаполисов перестанут расти.
В заключение рискну высказать личную претензию к Николаю Ивановичу Меркушкину. Не без умысла именно здесь, но с расчётом, что её увидят только прочитавшие мою статью до конца. Если кто и сможет правильно понять мотивы, которыми я руководствовался, то лишь эти терпеливые люди. Остальные пусть останутся в неведении.
Разгребая авгиевы конюшни после прежних руководителей Самары и области, наш губернатор редко и весьма сдержанно, а главное безадресно говорит о результатах их деятельности, точнее бездеятельности, в то время как она требует гласной, содержательной и нелицеприятной оценки. Отношение к прошлому в соответствии с формулой "Так случилось"5 я не приемлю. Просто списывать зло и побыстрее переворачивать неприятную страницу аморально. У зла, даже если оно выглядит несчастьем, всегда есть виновники. И их нужно хотя бы назвать, если наказать не удаётся. Этого требует справедливость. Мы должны знать не только своих героев, но и антигероев, а также бесславных правителей. Именно бесславной, хотя в случае Титова и громкой, оказалась деятельность всех предыдущих самарских губернаторов и мэров. Главным их занятием были выгодные в плане пиара проекты и акции.6 Это при них Куйбышев стал Самарой7 и её имя присвоено одному из стратегических бомбардировщиков ТУ-95, построен новый (самый высокий в Европе--вот радость-то!8) железнодорожный вокзал и осуществлена реконструкция зданий филармонии и оперного театра. Куда до этих парадных дел чёрным работам по ремонту изношенных инженерных сетей или ликвидации ветхого жилья!
Результатами такого руководства стали утрата городом и областью прежних достойных позиций в стране и полный развал жилищно-коммунального хозяйства. Однако этим нашим "отцам" не было воздано по заслугам, напротив, они продолжают "трудиться" на новых местах. Но с чего бы их успехам там стать больше? Этих непригодных для с л у ж е н и я о б щ е с т в у людей, тем более если они поражены болезнью карьеризма, нужно не провожать с почётом, предоставляя другую руководящую работу, а выгонять с "волчьим билетом". И правильно, хотя не столь радикально, поступил Меркушкин с главами некоторых районов области, доведших свои территории буквально до катастроф, заставив их уйти, несмотря на то, что они были избраны населением. Значит, можно совершенно законно сместить негодных народных избранников. Почему же тогда он не уберёт Азарова, который явно тоже ягода не его поля?9 Или того требуют неписанные правила обоймы, номенклатуры по-старому, попав в которую, человек уже выпасть из неё не может и до конца дней остаётся "при хорошей должности"? Жаль, если Николай Иванович Меркушкин следует этим постыдным правилам. Такая корпоративная солидарность только вредит репутации руководителя, заставляя простых людей вспоминать пословицу "Ворон ворону глаз не выклюет".
P.S. Я напрасно сомневался. Уже после выборов губернатор убрал Азарова, хотя, к сожалению, и не так, как хотелось бы. Впрочем, иначе и быть не могло, ведь должностное лицо, избранное населением, даже если этот человек не справляется со своими обязанностями, просто уволить, как увольняют обычного чиновника, нельзя. Приходится просить его добровольно уйти в отставку, разумеется, пообещав хорошие отступные. В случае с Азаровым пришлось дать ему должность сенатора от Самарской области. Теперь этот никудышный управленец с амбициями молодого, да раннего политика будет представлять наши интересы в Совете Федерации. Вот во что обошлись самарцам игры в демократию.
_____________
1 Например, "Территориальной программой государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2007 год", утверждённой Правительством Самарской области, норматив ожидания в очереди установлен в шесть(!) месяцев. Правда, в экстренных случаях по заключению врача необходимое обследование больного должно производиться немедленно. Более свежих данных у меня нет, но, думаю, и сейчас дело обстоит не лучше--А.У.
2 Цитата из М.М. Жванецкого
3 А обеспечение полноценными продуктами только избранных, даже если их целый миллиард (так называемый "золотой"),--мерзость
4 Ещё лучше вернуться и к выпасу свиней. Слышал, что пока сохранилась, правда, лишь всего одна, порода этих животных, способная пастись, а не только есть из корыта. Нечего и говорить, что по качеству и вкусу с такой свининой сегодняшняя и рядом не лежала
5 Сторонником смиренного отношения к негативному прошлому является и Президент Путин. В начале своего правления именно так он высказался, говоря о делах своего предшественника
6 Про Артякова этого сказать нельзя: он просто отбывал срок на губернаторской должности, дожидаясь, когда можно будет вновь вернуться к привычной работе в "оборонке"
7 Сейчас, те же телевизионщики, что с восторгом трубили о восстановлении исторической справедливости, льют крокодиловы слёзы в программе "Родом из Куйбышева"
8 Не могу не съязвить по этому поводу. С большой вероятностью предполагаю, что рекорд был достигнут за счёт фаллического вида шпиля, украшающего купол здания вокзала. Такая вызывающая деталь тут же получила название, разумеется, в духе нашей народной непечатной традиции, которой восхищался ещё Гоголь: "Выражается сильно российский народ!.."
9 Чтобы не быть голословным, напомню некоторые мероприятия, которым самарцы обязаны непосредственно Азарову: ликвидация значительной части уличной рекламы и уличных же киосков, фактическая ликвидация осенней ярмарки на площади Куйбышева. Прямо скажем, дела не первостепенной важности, к тому же не очевидно полезные, если взять, к примеру, уличные овощные киоски. А уж что касается ярмарки, то стремление упорядочить, облагообразить её свидетельствует лишь о том, что нынешний самарский мэр просто не знает, какой она должна быть на самом деле. Забыл Некрасова