Украинский Александр Иванович : другие произведения.

Уроки-убийцы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


УРОКИ-УБИЙЦЫ

  
   Телевидение сообщило об очередном случае смерти школьника на уроке физкультуры, на этот раз в Воронеже. Подросток выполнял предусмотренное программой упражнение по подтягиванию на канате, и ему стало плохо--не справилось сердце. При попытке разобраться с причинами этой и других таких же трагедий выяснилось, что персонально в них никто не виноват. Всё дело в неудовлетворительном физическом состоянии нынешних школьников и устаревших нормативах по физкультуре. Но есть и иной взгляд на эту проблему.
  
   Для меня всё, связанное со школой, не утратило своей важности до сих пор: слишком серьёзными оказались последствия "чудесных школьных лет". Уроки физкультуры тоже не забылись, и я, исходя из собственного опыта, берусь назвать причину смертей теперешних подростков во время этих уроков.
   Всё дело в отношении к физкультуре, как к другим предметам, вследствие чего цель её уроков та же самая, что и уроков математики, литературы, истории и т.д.--выполнить программу, т.е. д а т ь положенный материал и п р о к о н т р о л и р о в а т ь его усвоение учащимися.
   Вот, как проходили уроки физкультуры в старших классах в нашей школе.
   1-я четверть. Занятия проводились на стадионе. Тема--лёгкая атлетика: бег на 100 м, кросс на 3 км, прыжки в высоту и длину. Каждый вид сдавался на оценку.
   2-я четверть. Занятия в спортзале. Тема--гимнастика: кувырки вперёд и назад, стойка на трёх точках (руках и голове), подъём на перекладине переворотом, подтягивание на канате. Это--у мальчишек, что было у девчонок, хотя они занимались тут же, не помню. Каждое упражнение сдавалось на оценку.
   3-я четверть. Занятия на улице, на окраине нашего посёлка. Тема--лыжи: разные виды лыжного хода, гонка на 5 км (ребята) и 3 км (девушки). Тоже всё на оценку.
   4-я четверть. Пока погода не позволяла заниматься на открытом воздухе, уроки проводились в спортзале. Тема--баскетбол и волейбол. Отрабатывались, а потом сдавались опять же на оценку ведение мяча и броски по кольцу в баскетболе, разные способы подачи и приёма мяча в волейболе. На собственно игры времени почти не оставалось. В мае переходили на стадион и вновь, как и в 1-й четверти, занимались лёгкой атлетикой.
   Из всего перечисленного мне, как и большинству моих одноклассников, нравились только игры с мячом. Остальные занятия были в тягость. И потому нам и в голову не приходило, чтобы помимо уроков бегать на время, прыгать и кувыркаться. Это был удел только школьных спортсменов-профессионалов--ребят и девушек, проявивших некоторые способности в тех или иных спортивных видах, и посещавших соответствующие секции. Очень важно и то, что на дополнительные занятия по физкультуре, т.е. выполнение своего рода домашних заданий по этому предмету, времени не оставалось: надо было учить уроки по другим--"настоящим"--предметам. Наверное, такая дискриминация неправильна, но она была реальностью. В результате никакой постоянной тренировки организм не получал, но раз в неделю подвергался серьёзным физическим и нервным нагрузкам, точнее, стрессам, у отличников дополнительно усугублявшимся стремлением во что бы то ни стало получить "пятёрку" и не испортить себе табель. Хорошо помню колющую боль в боку и жжение в груди, возникавшие на последнем участке кросса и лыжной гонки.
   Думаю, сейчас дело со школьной физкультурой обстоит ещё хуже, чем в моё время. Тогда не было компьютеров, поэтому школьники вольно или невольно двигались больше, чем их сегодняшние сверстники, готовые сидеть перед мониторами постоянно. Не забудем и о дополнительных занятиях с репетиторами, на курсах подготовки к поступлению в ВУЗ и т.п., без чего мало кто из них обходится. В таких условиях уроки физкультуры в их традиционном виде способны лишь наносить вред организму. И если у школьников моего поколения, которые были крепче физически, последствия от этого вреда в моменты нагрузок ограничивались одышкой или упомянутым жжением в груди, то наиболее слабых нынешних он убивает.
   Где же выход? Я не знаю, как сделать, чтобы школьники, усваивая все необходимые по современным меркам знания, вырастали и физически здоровыми. Но как избежать в будущем абсурдных случаев смерти подростков на уроках физкультуры, могу предложить.
   Самое главное--нужно признать, что вне уроков физкультуры основная масса школьников не занимается и не будет заниматься физическими упражнениями и тренировками в объёме, необходимом для выполнения существующих нормативов без надрыва. От компьютеров в пользу бега трусцой их уже не отвадить. Поэтому все нормативы следует отменить, а учащимся предоставить возможность самим выбирать для себя посильные нагрузки, режим и темп занятий. Разумеется, сдача любых упражнений на отметку тоже должна быть отменена. Из школьной программы по физкультуре необходимо исключить и такие упражнения, от которых нет пользы, вроде кувырков, когда в течение пяти минут урока учащийся демонстрирует своё умение, а остальные сорок сидит на лавке и смотрит, как то же самое по очереди делают его одноклассники. На мой взгляд, лучше всего уроки физкультуры отдавать подвижным играм с мячом: они и доставляют удовольствие, и заставляют двигаться, причём соразмерно с самочувствием. Уставший всегда может попросить замену, чтобы передохнуть. Лыжные гонки должны уступить место лыжным прогулкам, простым катаниям на лыжах. Физкультура не спорт, рекорды тут не нужны. Для спортсменов в школах существуют секции.
   Вывод: пока не придумано ничего лучше, школьные уроки физкультуры должны быть временем обязательного активного о т д ы х а. И только.
   Такую концепцию школьной физкультуры следует рассматривать как временную и вынужденную. Она вовсе не отменяет задачу поиска новых форм, которые обеспечивали бы полноценное физическое развитие подростков без опасности для их жизней.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"