До того, как задаваться вопросом, чем заниматься в жизни, нужно ответить на другой: "А чего я хочу от дела, которое собираюсь выбрать?". Это не простой вопрос, поскольку любое дело в п р е д е л е должно одновременно решать сразу несколько задач: кормить, быть интересным, доставлять радость и удовольствие или хотя бы удовлетворение, а в крайнем случае не быть постылым, и, кроме того, обеспечивать как можно больше разных возможностей и желаний. Здесь мало кто из семнадцатилетних способен правильно расставить приоритеты. Потому кем им быть часто приходится определять родителям, исходя из своего жизненного опыта. Однако это всегда п р о ш л ы й опыт, который сегодня может быть уже не актуальным.
В советское время имело смысл вкладываться в высшее образование, т.к. диплом с а м п о с е б е считался доказательством кондиционности его владельца как специалиста. Имея диплом, даже профессионально не пригодный по причине отсутствия необходимых способностей человек, мог всю жизнь проработать, к примеру, инженером. Конечно, ни о какой успешной карьере речь не шла, вместе с тем тёплое и непыльное место многих устраивало. Диплом действительно кормил, при этом избавляя от чёрных и непрестижных работ и оправдывая затраты сил, понесённые при учёбе в ВУЗе.
Примечание 1
С другой стороны, без диплома по данной специальности можно было добиться успеха з а с ч ё т т а л а н т а. Скажем, выпускник МФТИ Александр Филиппенко, отработав два года инженером в Институте геохимии АН СССР, поступил в труппу сначала театра на Таганке, а затем (с 1975 года) театра Вахтангова, ещё не получив актёрского образования (театральное училище имени Щукина он окончил лишь в 1977 г.).1 Татьяна Друбич вообще на актрису не училась (по профессии она врач).2 При этом получила приз на кинофестивале "Созвездие" от Гильдии актёров кино России "За лучшую Анну Каренину в XXI веке на мировом экране".3
В постсоветской России вышеописанная синекура стала невозможной. (Тех, кто устраивается на работу по блату, в расчёт не берём: им никакой закон не писан во все времена и в любом обществе. Как раньше говорили, "Блат выше Совнаркома").
Сегодня о работнике судят не по его дипломам (теперь стало модно иметь не одно высшее образование), а по результатам работы. От недостаточно эффективных избавляются без лишних разговоров, не глядя на формальные доказательства их квалификации. Однако диплом не утратил своего значения, он лишь сменил роль, превратившись просто в обязательный документ при поступлении на чистые и престижные работы. Указанная в нём специальность часто не важна.
Необходимость быть р е а л ь н о полезными работниками, казалось бы, должна уменьшать поток желающих получить высшее образование. Какой смысл самому себе "сушить мозги", если не имеешь призвания к данной профессии и, стало быть, не сможешь успешно по ней работать?
В ВУЗы должны попадать только талантливые, а сами институты и университеты призваны развивать природные данные студентов, используя высшее образование в качестве инструмента; гранить алмазы, превращая их в бриллианты. Гранение простых камней бессмысленно.
Примечание 2
Известное выражение "грызть гранит науки" на самом деле глупость. Не обладающий природными способностями к науке сломает о неё зубы, а для одарённого она оказывается мягким вкусным пряником.
Но на деле конкурсы при поступлении в ВУЗы остаются высокими.4 Здесь три причины. Во-первых, выпускники школ - именно они составляют основную массу абитуриентов - не прочь пожить ещё несколько лет, сидя на родительской шее. Во-вторых, многие родители в чрезмерной заботе о своих чадах сами не хотят освобождаться от этой ноши. Кроме того и как уже говорилось, у многих из них сохранились представления о высшем образовании как о входном билете в лёгкую и благополучную жизнь. В-третьих, - об этом тоже сказано выше - диплом даёт возможность получить работу, где не требуется способностей и глубоких знаний в какой-нибудь области, а нужен лишь "счастливый талант ... коснуться до всего слегка ... [и] хранить молчанье в важном споре". Например, работу управленца.
Частично проблему таких дипломированных "мёртвых душ" решает двухуровневая система вузовского образования, введённая в 90-е годы. Попробовав "почём фунт лиха" в бакалавриате, многие отказываются от продолжения учёбы. Да и не всем желающим продолжить обучение удаётся попасть на следующий уровень. В этом же направлении действуют примеры выпускников институтов и университетов, мыкающихся в поисках работы. Тем не менее "специалисты на бумаге" продолжают множиться, в чём, к слову сказать, виноваты ВУЗы, заинтересованные в сохранении и даже увеличении студенческого контингента, но фактически не несущие никакой ответственности за способность своих питомцев к реальной эффективной работе, равно как и за судьбы вполне дельных ребят, оказавшихся не востребованными.
Поэтому число ВУЗов и численность студентов в них надо серьёзно сократить. Сегодня стране больше нужны рабочие, в первую очередь сельскохозяйственные, нежели люди с дипломами, вдобавок профессионально несостоятельные. Необходимо также развернуть работу по разъяснению школьникам и их родителям, что учёба в ВУЗах, а перед этим натаскивание к ЕГЭ, для не имеющих способностей к той или иной профессии, суть напрасно потерянное время и угроза здоровью. Учёба не только как получение знаний, но и к а к т р у д, должна быть в кайф.5 Лишь тогда от неё будет прок и учащемуся, и обществу. К тому же жить благополучно можно и без диплома.
Примечание 3
В предвоенное время, во второй половине 40-х годов и в 50-е учёных и инженеров в Советском Союзе, надо полагать, было существенно меньше, чем сейчас. Но каких успехов они добивались! Одна авиация чего стоит, не говоря уже о космонавтике и атомном оружии. И это доказывает справедливость известного утверждения "Лучше меньше, да лучше".
У молодёжи нужно сменить ценностные ориентиры жизненных планов. Постоянное неослабное внимание государства к ним и своевременная их корректировка должны стать (давно должны были стать!) приоритетной задачей государства, от успешности решения которой зависит будущее страны.
_______________
1 См. "Филиппенко, Александр Георгиевич - Википедия"
2 См. "Друбич, Татьяна Люсьеновна - Википедия"
3 См. там же
4 Имеются в виду бюджетные места, когда за обучение не нужно платить - А.У.
5 В одном из своих выступлений профессор ЛГУ А.А. Собчак рассказывал, что учился с н а с л а ж д е н и е м - А.У.