Во первых строках приносим извинения за задержку (обзор планировалось разместить 17 сентября). Однако, честно говоря, ожидалось, что в сентябре еще только преноминация будет идти, потом самосуд... Времени на написание обзоров зарезервировано не было. Но мы имеем то, что имеем; и что же мы имеем?
На конкурс было подано четыре работы, две отклонены за недобросовестностью - и преноминация выявила главную проблему, с которой столкнулись участники. Объем. Сколько копий было сломано в комментах при обсуждении предварительной версии правил! Меньше, меньше, меньше! несся отовсюду стон. Одна из поданных работ представляла собой две (каждая из которых в отдельности не дотягивала до требуемого объема), вторая же просто была меньше.
Хотелось бы прояснить свою позицию по данному вопросу. Тут, конечно, сыплются со всех сторон предложения понизить планку, поменьше, попроще, отказаться от требования множественности сюжетных линий (это и есть романная структура произведения). Ребята. Дамы и господа. Мы все, члены жюри, занимаемся этим в свободное от других забот время. Нам за это не платят, и занимаемся - занимались - мы этим исключительно по одной причине: это было интересно.
Но перегруженные деталями повести под видом романов мне неинтересны. Я не буду этим заниматься. Да, я знаю пять, ну хорошо восемь человек, которые могут написать именно роман и именно в жанре хоррор. Но все эти люди давно уже худо-бедно протоптали тропки в издательства. Я же что думала? Сидит где-нибудь в Тьмутаракани гений. И в Лабытнаги сидит, и еще где-то. Хотелось дать шанс этим людям.
Но выяснилось, что нет. Не сидит. И это очень грустно. Эти восемь, десять человек, которые выучились писать романы еще в предыдущую историческую эпоху... Они не смогут держать отрасль, даже если вдруг издатель загорится к ней неугасимым интересом. Потому что кто-то уже перегорел, кто-то устал от отказов, кто-то ушел в смежные отрасли и вполне нашел себя в них. Кто-то так и не смог набить руку - а практиковаться ведь надо постоянно, на одном таланте цикл романов, к примеру, не вытащишь.
Также таким образом нашло экспериментальное подтверждение другое мое подозрение. Что говорят издатели начинающим писателям? Вы научитесь писать рассказы сначала, а потом за романы беритесь. Угу. Десять лет - десять! - на Уколе Ужаса люди учились писать рассказы. И научились же! Каким был уровень работ на первом конкурсе, и каким - на последнем! Не сравнить.
Но на способности создавать романы это не сказалось никак. Увы. Никак не связана возможность написать роман с тем, умеете ли вы писать рассказы; это совершенно другая структура мозга, и именно ее надо тренировать.
Я уже наблюдала это один раз - на примере судьбе последней волны фантастов. Им говорили то же самое, абсолютно то же самое. И что потом? Когда у одного из представителей этой волны вышел роман, какими словами его встречали? "Пора было уже, и по тексту именно это заметно". Автор почувствовал, что вот надо, надо... Но как связный, цельный текст произведение не очень смотрелось.
Затем всех, кто что-то мог (и был согласен на такой расклад) старшие братья разобрали с мастер-классов - работать в своих сериях. И все закончилось. Люди поколением младше фантастику просто не пишут - ни рассказы, ни тем более романы.
Ужас - или счастье - писателей, работающих в жанре хоррора, в том, что старших братьев у нас, в силу исторических причин, нет. И что это значит? А значит это, что мы будем читать все переводное. Там почему-то никому не заслабит и роман, и в пятнадцать листов, и в несколько линий. Притом, помимо монстров и зубров типа Кинга, там есть и наши ровесники, наши современники - которые впитали основы у мастеров и вполне себе пишут в духе времени.
Это очень печально, потому что именно и называется колонизация (а не полки сипаев за горой). Я чего хотела, когда ввязывалась в это все? Чтобы не кул-эйд пили герои романа, а хотя бы квас. Но не будет этого, увы. Так и будут они фигачить кул-эйд, так и будут бороться с монстрами из американских детских мультфильмов. Видимо, таковы объективные законы развития культуры на данный момент. Страна, которая не производит внутри себя научного и социального прогресса, особо новых слов в культуре тоже не может сказать, видимо. Ну и ладно; я, в конце концов, сделала все, что могла, чтобы это было хоть чуточку иначе.
Далее, по сути конкурса. Предполагалось, что романы-победители будут отосланы в издательство Астрель для рассмотрения в серию "Самая страшная книга". (Они там тоже сейчас взялись за крупную форму и, вангую, столкнутся с теми же самыми проблемами. Вот сейчас вышел "Фаталист" Глебова, и группа пестрит положительными отзывами... Но скринов, среди самых продаваемых книг, которые так любят обычно размещать, мы не видим. Прошу понять меня правильно, я за российский хоррор всей душой, но... следующая книга - Кабир, "Скелеты", вроде одобрена и должна выйти, и я очень жду, и многие ждут, но все равно в глубине души я сомневаюсь. У него рассказы-то бывают очень неровные, что же говорить о).
Поскольку имеющиеся романы предлагать к печати еще очень, очень рано, взамен мы решили ограничиться судейскими отзывами в помощь авторам.
Вот они (отзывы):
DeadlyArrow Микхайлов С. А. Мир закрытых дверей
Этот роман даже формально нельзя причислить к произведениям хоррора. Это, скорее, бытописательство с элементами антиутопии.
Написано довольно выразительным языком, некоторые метафоры, пожалуй, сомнительны, но вообще при чтении легко возникает мысленная картинка, что приятно. С другой стороны, сюжет тут слабоват. Причем сама идея нормальная, не то чтоб особо оригинальная, но на такой любовной истории вполне можно было построить захватывающую историю. К сожалению, тут автор словно специально снижает градус напряжения в эпизодах. Очень много описаний быта, повседневных диалогов "ни о чем". Да, это помогает показать мир, но в то же время "размазывает" саму историю, топит эмоции читателя в деталях. Понятно, что автор хотел показать унылость и серость существования, но это сделало и сам текст местами унылым, так сказать, без огонька. К этому добавляет и немного чрезмерная, на мой субьективный взгляд, ванильность любовной истории. Слишком уж сладко и воздушно она описывается, поэтому и кажется немного искусственной. Возможно, это только мое восприятие и другие читатели увидят это иначе. Зато концовка мне понравилась, красивая и трагичная.
Васильченко Сергей Сергеевич. Патологоанатом
Я прочитала весь текст, хотя уже с самого начала было ясно, что на хоррор он не вполне тянет. Все-таки жанр ужасов предполагает воздействие на чувства читателя, а этот роман написан очень уж простым языком, моментами срывающимся на 'телеграфный стиль', автор не показывает нам происходящее, только быстро, скороговоркой рассказывает о нем. На мой взгляд, это и стало самым большим минусом рассказа. Я бы посоветовала автору обратить внимание на то, как его любимые авторы строят нагнетание, описывают страшные моменты. Именно из-за сухого языка повествование не пугает и в итоге не воспринимается как хоррор, хотя формальные элементы хоррора в нем есть.
Также местами автор увлекается перечислением деталей, которые не играют ни на сюжет, ни на атмосферу. В частности, это заментно, когда даются биографические сводки. Сами кусочки с биографиями в принципе могут быть, но стоило бы посмотреть, насколько важна каждая упоминающаяся деталь. И, конечно, разбавить их более красочно описанными эпизодами
Диалоги часто получаются слишком наивными и, опять же, изобилуют ненужными деталями. Понятно, что в жизни люди большую часть разговора нередко посвящают всяким незначительным мелочам, но в художественном произведении это можно пропустить.
Сюжет романа есть, он вполне просматривается и приходит к логическому концу. Это уже хорошо. К сожалению, многое в этом сюжете предсказуемо. Было бы неплохо добавить больше удивляющих читателя моментов, это добавило бы и ужаса (как правило, люди боятся непонятного и неожиданного).
Что мне понравилось ?- так это стремление автора разрабатывать персонажи. Да, это не всегда удачно преподносится читателю (зачастую через простое изложение биографии), но именно это делает роман более живым и интересным. Думаю, автору следует продолжить так разрабатывать своих героев, с опытом он сможет делаеть их более убедительными и более интересно раскрывать в тексте.
Andrej_Gajos
Васильченко С.С. "Патологоанатом"
Очень шаблонный, топорный слог. Масса как лингвистических, так и ментальных штампов. Пролог и завязка романа не интригуют, желания читать дальше не вызывают. Текст перегружен банальными, ненужными описаниями и пустыми диалогами, не играющими ни на сюжет, ни на атмосферу (а наоборот, полностью убивая ее, потенциальный саспенс тонет в ненужных предложениях).
Формально автор пытался написать хоррор - есть оживающие мертвецы, морг, герой испытывает ужас - вот только ужас не передается читателю, причем совершенно. Автору пожелание работать над стилем и не бояться резать собственный текст, отсекая лишнее, и все получится.
Мария Гинзбург
Я скажу кратко. У Микхайлова повесть растянута, раздута до требуемого объема. Вообще, написать ни о чем, но внятно и складно - это тоже умение ;). В "Патологоанатоме" ровно другая проблема - есть о чем, нет КАК. Автор видел! видел в своем вдохновенном бреду всех этих мрачных ученых, колдующих в военных лабораториях.
Но не смог их описать.
Какая шикарная сцена там оживления мертвеца в начале, когда он в гробу садится! Я ее прям видела. Как, ойкнув, баба Вера садится в мягкое. Как "Скорой" пришлось оказать помощь не шустрому покойнику, но двум-трем людям со слабым сердцем. Как кто-то, самый резкий, охреначил не желающего успокоиться мертвеца дрыном по башке (не забывайте об имплицитном мессадже; сейчас о том, что такое зомби, знает даже тот, кто ни одной серии "Ходячих мертвецов" не смотрел. Это уже часть культуры, оно висит в воздухе просто). Но автор же убил ее, сцену эту! Как и весь свой роман, впрочем. Еще можно отметить жуткую стереотипизацию женских образов. Все, как на подбор - жуткие глупые хищницы. Есть там одна из другой крайности, но ни одной живой женщины, настоящей, мы в романе не встречаем.