"Категорически приветствуются хэппи-энды, безнадеги у нас и в жизни хватает; если же у вас все умерли, должно быть убедительное объяснение (в тексте романа, а не в километрах коммов), ПОЧЕМУ".
Вообще-то, это требование, за несоответствие которому роман будет отсеиваться на преноминации; а формулировка критериев расплывчата. Здесь содержатся некоторые рассуждения о теории хоррора, но основное предназначение данного текста - четко сформулировать, чего мы хотим и собственно ждем, что является допустимым в рамках конкурса и что, увы, нет. Этим объясняется категоричность его тона, недопустимая, к примеру, в научной статье.
Поле хоррора широко, и кто его только не возделывал. Слаанешиты (третий и пятый чертог), кхорниты, явные ксенофобы... Поэтому для начала определим, о чем мы будем говорить. И этому предмету наших изысканий придется дать название. Сначала я полагала назвать его "хоррор жертв", вспомнив один из наших разговоров с Александром Щеголевым; но это звучит как-то печально, и тут я вспомнила политкорректную замену, которая предлагается в настоящее время понятию "жертва" - "выживший". И название "хоррор, написанный выжившими", хоть и более громоздкое, более точно отвечает сути дела.
Итак, на конкурс будет приниматься только хоррор, написанный выжившими. Что же под этим понимается?
Это такая структура сюжета, где в конце концов побеждают хорошие люди. Рассмотрим на примерах возможные варианты фабулы относительно этого параметра.
Поговорим сначала о смерти персонажа и ее значении в сюжете, когда она неизбежна, согласно законам жанра, когда персонаж обязан выжить, а когда - на усмотрение автора, поскольку смерть не всегда является проигрышем, поражением хороших людей. Для начала надо особо отметить два момента
I. Смерть как победа
Не всегда гибель персонажа в хорроре означает его поражение. "Мы не пошли на сделку с дьяволом, не осквернили свой дух, но вот, увы, лишились жизни" - вот мессадж сюжетов такого рода. Истоки данной литературной традиции следует искать в т.н. "северном мужестве"; как явствует из названия, она распространена в довольно узком территориальном и культурологическом ареале и в силу этого довольно редка. Работы, построенные на данном принципе, являются пограничным случаем; вместе с романами "Старались, но не смогли" они будут помещены в раздел "Квота", порядок дальнейшей сортировки смотри ниже.
Пример: к/ф "Хижина в лесу"
Антипример: "Буря столетия", Кинг.
II. Внутренняя духовная жизнь персонажа как нейтральный элемент
Хоррор как жанр не предназначен для проработки сложной душевной жизни героя. То есть она должна быть, но. Совершив какую-либо пакость, он может раскаяться, а может и нет; это никак не влияет на сюжет и не останавливает те силы, которые он привел в действие своим поступком.
Это не значит, с другой стороны, что герой не может, к примеру, сомневаться в себе; в "Жребии Салема" герои сначала убегают из проклятого города, и это единственное разумное решение - больше они ничего сделать не могут, кроме как спасти себя.
Но потом они возвращаются, поняв, что "никто кроме нас", что они должны сделать это.
И побеждают; факт, что они вот струсили, не превращает их в героев отрицательных и не обрекает на неудачу.
Пример: "Худеющий" Кинга, "Человек-Крот" Кожина
Антипример: "Обещай, что никому не скажешь", Макмахон
Итак, выделим ситуации, связанные со смертью персонажа и объясним, какие являются допустимыми в конкурсных работах.
III. Смерть: без вариантов
Это в основном ситуации
а) нарушения табу или
б) наложения проклятия.
Табу отличается от проклятия тем, что оно примерно как гравитация: ты можешь знать о ней и нарушить ее законы, зная, что ты его нарушаешь ("Баба огненная", Бобылева), ты можешь вообще и не подозревать о его существовании ("Террор", Симмонс), но если ты выйдешь в окно девятого этажа, она на тебя подействует. Увы. Насчет проклятия же герой обычно знает, что его прокляли, и знает, за что ("Человек-крот").
С табу проклятие роднит то, что действие их обоих не остановить, отменить их уже никак нельзя. В случае с проклятием это обычно объясняется не могуществом разбуженных сил, а тем, что реальной причиной проклятия является какой-то совершенный героем этический проступок. Преступления буквально воззвали к небесам, а жертвы - к месткому; герой должен погибнуть, потому что поступил плохо.
Так вот! Данный вариант развития событий считается хэппи-эндом и такие произведения допускаются к участию в конкурсе, потому что... Ну, "десять лет дали - кому?! - утюгу", кто у нас в данном случае является рассказчиком, если герой погиб?
Отмщенная жертва. А, пардон - "выживший" ;))
И значит, хэппи-энд налицо. Валите всех, не стесняйтесь!
IV. Спасение - без вариантов.
а) Сюда относится весь подростковый (инициатический) хоррор, который, кстати, по определению на конкурс приниматься НЕ будет. Тем не менее, скажем о нем пару слов. Герой в данном случае у нас подросток - или группа подростков, которая сталкивается с чем-то опасным и очень могущественным, и, путем сложных усилий, побеждает это.
Примеры: к\ф "Факультет"
Антипримеры: "Млечная мать" (Лохматый).
б)Второй вариант - теперь мы уже переходим к хоррору, случающемуся со взрослыми людьми - здесь более тонко, вы должны полагаться только на свое чувство ужасного. Вернемся к исходному требованию: хорошие люди должны победить. Чем вы наполните понятие "хороший" - это ваше личное дело.
По моим наблюдениям, данный вариант вызывает наибольшую сложность при его воплощении. Не знаю даже, что сказывается, возможно, вековые традиции русской литературы, смачно, с подробностями описывающей, как огромное чудовище медленно давит человека и либо убивает его, либо превращает его в такого же монстра, часть себя; ("Побег" Варшавского из дагомейского цикла наиболее показателен). Кстати, рекомендую статью, вот люди размышляют, что есть добро и зло и вообще - "Дружба со злом", там никаких однозначных выводов не делается, но возможно, поможет определить какие-то вещи для себя.
Так вот. Если ваш герой - хороший человек, и вы даете ему надежду на спасение, и он бьется изо всех сил - он должен выжить и победить зло.
Возможно, тем, кто пренебрегает данным правилом, кажется, что они говорят новое слово в искусстве; увы, нет. Это очень старое и отвратительное слово. Конкурсные требования дают почти неограниченные возможности к уничтожению персонажей, как мы видим из примеров выше, (и увидим в примерах ниже ;), но они же и устанавливают рамки, когда ваши персонажи должны остаться в живых. В тот момент, когда вы губите положительного персонажа, который пытался сделать доброе дело или хотя бы спасти себя - вы служите как раз вот тому огромному чудовищу, а цели его - чтобы мы не рыпались, а в идеальном варианте сами приносили ему на съедение своих детишечек, потому что так нас удобнее есть. Служите, че; каждый выбирает дорогу по себе.
Но не моем конкурсе.
Примеры: почти все творчество Кинга, к\ф "Выживший"
Антипримеры: почти вся русская классическая литература и не только она, серия фильмов "Пила".
V. Пятьдесят на пятьдесят. ("Старались, но не вышло").
Это такие сюжеты, где возможны варианты - на усмотрение автора. Например, в фильме "Лес" (2015) года биолог, заразившийся опасной грибницей в лесу, все-таки спасает себя и свою семью; в рассказе Крома "Субстрат" с аналогичным практически сюжетом - нет, грибы торжествуют. В романе Пратчетта "Хватай за горло" ведьмы изгоняют вампиров, которых по недомыслию пригласил лично король; в рассказе Матюхина "Дальние родственники" с такой же завязкой гости съедают всех. Хоррор не говорит, что хорошие люди обязательно должны всегда победить (только потому, что они - хорошие); многое зависит от тебя, как ты будешь себя вести. И показывает алгоритмы действий. Ты можешь совершить ошибку; и может быть, сможешь исправить ее. А может, и нет.
Сюда же относятся "дорожные ужастики" (а), где группа путешественников попадает в странную местность, и все заверте. Здесь имеется отчетливый архаичный источник-табу: "Только родная пещера безопасна, сиди и не высовывайся, нефиг шляться тут", но поскольку человечество как вид успешно преодолело это табу, его безусловность сильно пострадала. Как правило, хотя бы кому-то одному удается сбежать.
Еще структура, близкая к дорожным ужастикам - "не то время, не то место" (б), когда герои просто попались под руку.
Вот, в "Арктической истории" (Гелприн и Рэйн) - шел себе корабль исследовать Арктику, никого не трогал. И тут его путь пересекся с дорогами местного Ктулху. Съели всех, че, да, и так бывает. А вот "Нечто" с близким по структуре сюжетом - но там люди напрягли все свои силы и таки победили тварь. Вполне возможно ;).
Здесь, в этом запутанном случае, будет введена квота. Если роман с подобной концовкой будет соответствовать всем остальным требованиям - грамотность, высокие литературные качества, размер - то он будет помещен в раздел с удивительным названием "Квота". После подведения итогов преноминации будет оценено общее количество романов с безусловным хэппи-эндом, и романы "северное мужество" и "старались, но не вышло" будут допущены к конкурсу соотношении три к одному. При этом романы будут сортироваться по дате поступления, без учета категории; грубо говоря, если в разделе "Квота" будет пять романов этой категории, а по пропорциональному соотношению будет проходить только три, то на конкурс попадут те три романа, авторы которых подали их раньше.
Это весьма запутанный путь, и мы всем от души советуем выбрать путь попроще.