Аннотация: Завершим выкладку статьей Марии Гинзбург
Меня зовут Мария Гинзбург, я автор шести изданных книг, множества рассказов, из которых многие как раз созданы в жанре хоррор, член СП РФ. Тема моего доклада "Страшная-страшная сказка: сказочные мотивы в хорроре".
Для начала разберемся, кто на ком стоял. Интуитивно все понимают отличие сказки от хоррора, но мне кажется необходимым проговорить ряд моментов, которые будут очень важны в дальнейшем.
БСЭ говорит нам, что "сказка - это один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. С. называют различные виды устной прозы, отсюда разнобой в определении её жанровых особенностей".
Так же добавим, что сказка бывает не только народной, но и авторской; так же в сказках очень часто содержатся отголоски мифов и легенд, погибших или затертых в процессе принятия христианства или другой единой религии. ("по колено руки в золоте", по локоть руки в серебре").
Что же такое хоррор?
Во-первых, отметим тот факт, что вот если определение сказки поисковик выдает сразу, то насчет хоррора приходится изощряться; и вот что можно выжать из Википедии:
"жанр литературы, имеющий целью вызвать у читателя чувство страха. Часто, но не всегда в литературе ужасов повествуется о сверхъестественном в прямом смысле слова; имеется ограниченный набор тематизированных персонажей, заимствованных, как правило, из низовой мифологии разных народов: вампиры, зомби, оборотни, призраки, демоны и тд".
То есть, во-первых, нас прямо в определении отсылают к сказочному пласту понятий, а во-вторых, найти это определение сложнее. Так же здесь можно добавить, что зародился хоррор как прямой наследник романтизма; вот все эти томно-благородные вампиры, трагические повороты сюжета они были прописаны, так скажем, в ДНК жанра. Но в России как зарождение, так и становление жанра хоррор имело свои особенности.
Здесь мы конечно упоминаем Гоголя в первую очередь - классический прямо пример "тематизированных персонажей, заимствованных из мифологии".
Иллюстрация к повести "Страшная месть"
Жанр развивался, и перед революцией мы имеем уже собственные аналоги "Графа Дракулы" - "Упырь" Толстого
и другие, менее известные. Ну вот труба пониже, дым пожиже, но что имеем, то имеем.
А далее жанр хоррор надолго исчезает из культурного пространства - по идеологическим причинам. Развитие жанра насильственно прервано; если на Западе он расцветает, видоизменяется, то у нас его просто нет. После всем известных исторических событий снова начинается какое-то шевеление, но среднее мнение о жанре, сформированное еще советским агитпропом, заключается в том, что хоррор - это низкий жанр, который создают больные на голову люди для больных же людей.
Так причем же здесь страшная сказка, спросите вы?
Благодаря упомянутым событиям мы, однако, получили уникальный шанс увидеть, как изначально появляется и создается страшная сказка.
Сейчас мы поговорим о Красной Руке и Черной Простыне.
Хоррор и страшные истории вообще не являются детищем общества потребления и капитализма; существует глубинная человеческая потребность в страхе. Страх выполняет очень важные психологические функции, полезные и нужные. Собственно, он помогает нам выжить; и в таком случае, то, чего нужно бояться, должно быть четко сформулировано и обозначено.
Этот мифологический пласт был спасен от забвения Успенским,
и проанализировав собранные им истории - которые даже у него разбиты по блокам - мы видим, что самые простые страшные сказки воплощают в себе систему табу. Как и положено любому нормальному табу, смысл его не объясняется. Откуда взялась Женщина с Красным Лицом или Гроб на колесиках,
каковы их цели, мотивы итд - мы не узнаем никогда. Но нарушение запрета приводит к смерти - как ты борись и не вертись. Не покупай красные перчатки; не заводи зеленую пластинку; не смотри, не слушай... Зло как оно есть; зло изначальное - могущественное, которое нельзя ни понять, ни договориться.
Так же любопытным образом отражаются в мифах экономические реалии существования общества; очень часто можно было приобрести ТОЛЬКО красные перчатки или зеленые пистолеты, классический дабл-байнд такой. Ну и черные машины, разъезжающие в ночи по улицам, автобусы с черными шторками тоже имели, увы, свой аналог в реальности.
Таким образом, мы видим, что образами пламенных революционеров Тибулов и Гаврошей нельзя заменить страшные сказки; и то, и другое является необходимой компонентой культурного пространства.
Следующий тип страшных историй, которые мы встречаем, свидетельствуют о развитии жанра. Теперь герои в них смело выходят на схватку с судьбой и побеждают - изгоняют монстра, сжигают вампира или ведьму итд.
Собственно, именно в этом заключен один из аспектов предназначения страшной сказки, авторской или народной. Ночь темна и полна ужасов, говорит нам рассказчик,
но мы можем победить их, если будем действовать определенным образом - и способ действий, ведущий к спасению, алгоритм его, схематично описывается.
Даже ребенок в состоянии сочинить страшную историю (пример, если будет желание, мы можем послушать по окончании доклада); и даже самый маленький ребенок знает, что может спастись; теперь он хотя бы знает, ЧТО ему делать. Нетрудно заметить, что в данном случае объясняется полезность смекалки, здравого взгляда на проблему, смелости и способность к принятию нестандартных решений - а данные качества действительно весьма полезны в эволюционной борьбе.
Таким образом, мы видим исцеляющий, вдохновляющий и очень полезный аспект предназначения страшных историй, авторских или нет - они дают нам надежду и нить, как выбраться из лабиринта безумия и страха.
Со временем любой жанр усложняется и развивается; в настоящее время выходят серии хорорра в крупных и не очень издательствах, сначала это были межавторские проекты, теперь, наконец, издатель поверил в успех жанра и людям даже позволяют открыть собственное лицо. Снобизм в отношении хоррора не преодолен пока что до конца, поскольку человеческое мышление обладает огромной инерцией, но я лично считаю, что это личная проблема снобов.
Таким образом, сейчас мы с вами кратко поговорили о том, что есть страшная сказка и хоррор, в чем их сходства и отличия; проследили развитие хоррора как жанра в России, поговорили о смысле и предназначении, а также необходимости существования данного жанра и обрисовали перспективы.
В заключение хотелось бы так же поговорить о проблемах, имеющихся в данный момент в русском хорроре. Глобализация это не всегда хорошо.
С одной стороны, можно сразу позаимствовать лучшие наработки, уже имеющиеся в данном направлении. Но это же ведет к обезличиванию и замалчиванию; очень сложно конкурировать с гигантскими медиа-концернами. Все знают "Техасскую резню бензопилой", но сколько человек читали "Лилипута"? В настоящее время и в этом направлении имеется развитие, да? вот недавно вышел отличный фильм "Вий", за который просто не стыдно.