Древние греки называли Керченский пролив Боспором Киммерийским, и греческие колонии на обоих его берегах находились с 438 года до н. э. под властью династии Спартокидов. Хотя это государство принято называть Боспорским царством, Спартокиды царского титула не носили: в самой Греции их называли тиранами, а сами себя они величали архонтами Боспора. Лишь с середины 4-го в. до н. э. Спартокидам удалось прибавить к этому титулу еще и титул царей синдов. Произошло это благодаря брачным узам между этой династией и царицами Меотии. Греческий писатель Полиэн так описывает обстоятельства, положившие начало этих связей:
"Меотиянка Тиргатао вышла замуж за Гекатея, царя синдов, которые живут немного выше Боспора. Этого Гекатея, низложенного с престола, снова посадил на царство боспорский тиран Сатир, причем выдал за него свою прежнюю жену. Гекатей, любя меотиянку, не решился погубить ее, а заточил ее в сильной крепости и приказал жить под стражей; но Тиргатао успела бежать, обманув стражу. Приверженцы Гекатея и Сатира с большим рвением принялись искать ее, опасаясь, чтобы она не склонила к войне меотов; но поиски были напрасны: меотиянка, идя по пустынным и скалистым дорогам и днем скрываясь в лесах, а по ночам продолжая путь, пришла, наконец, к так называемым иксоматам(1), где были владения ее родственников. Не застав в живых своего отца, она вступила в брак с его преемником и склонила иксоматов к войне. Приведя с собой многие из воинственных племен, живших вокруг Меотиды, она сильно опустошала набегами принадлежащую Гекатею Синдику, а также причиняла вред и царству Сатира, так что оба они принуждены были искать мира, послав просьбы и дав в заложники сатирова сына Метродора. Тиргатао согласилась примириться, но ее противники, примирившись, не сдержали клятвы. Именно, Сатир уговорил двух своих друзей совершить покушение на жизнь Тиргатао, явившись к ней под видом просителей. Когда те бежали к ней и Сатир стал требовать их выдачи, то Тиргатао, чтя право убежища, часто посылала к Сатиру письма, желая спасти людей, прибегнувших к ее защите. Но эти последние улучили случай напасть на нее: в то время, как один стал говорить с ней о важных будто бы делах, другой обнажил меч и совершил покушение, не удавшееся потому, что пояс Тиргатао отразил удар. Сбежавшиеся телохранители обоих подвергли пыткам; они сознались в замысле пославшего их тирана. Тогда Тиргатао снова начала войну, умертвив заложника, и подвергла страну всем ужасам грабежа и резни, пока сам Сатир не умер с отчаяния; сын его Горгипп, наследовав престол, сам явился к Тиргатао с просьбами и богатейшими дарами и тем прекратил войну." Полиэн "Стратагемы" VIII, 55 (Перевод В. М. Клембровского)
Cледует предположить, что союз Горгиппа с Тиргатао был скреплен браком дочери царицы Меотии с архонтом Боспора. Во всяком случае, сохранилась надпись дочери Горгиппа, носившей явно не-греческое имя Комосария (Komosarye):
"Комосария, дочь Горгиппа и супруга Перисада, воздвигла по обету этот памятник могущественным божествам Санергу и Астаре(2), при архонте Боспора и Феодосии Перисаде, царе синдов, всех меотов и фатеев (thateon)" (Syll. 216)
Таким образом, матримониальные связи между династией Спартокидов и царицами Меотии можно представить следующим образом(3):
Спартокидыцарицы Меотии
Спарток мать Тиргатао--царь иксоматов
| |
Сатир Тиргатао--Гекатей (царь синдов)
| |
_______________ |
| | |
Левкон Горгипп---------дочь Тиргатао
| (царь синдов) |
Перисад-----------------------------Комосария
(царь синдов)
Из этой схемы видно, что титул царицы Меотии передавался строго по женской линии, от матери к дочери, а титул царей синдов носили их мужья, независимо от того, состояли ли они в родстве друг с другом, или нет. Спартокиды сохранили титул царей синдов в своем роде посредством так называемого кросс-кузенного брака, т. е. браков между двоюродными братьями и сестрами. Если бы такая система престолонаследия сохранилась и дальше, династия Спартокидов неизбежно разделилась бы на две ветви: потомков Горгиппа и потомков Перисада, представители которых женились бы на потомках Тиргатао, занимая престол поочередно. Парисаду в таком случае наследовал бы сын брата Комосарии, Сатир, женатый на дочери Комосарии. В династии Спартокидов этого не произошло, и Парисаду наследовали его сыновья (Сатир, Пританий и Эвмел, которые сразу же начали воевать друг с другом), но именно так и произошло в раннесредневековой Шотландии и по тем же причинам. Короли кельтского племени скотов, пришедших из Ирландии, женились там на королевах местных пиктов, чей титул передавался по женской линии. В результате, династия потомков короля Альпина разделилась на две (позже три) ветви, занимавшие престол поочередно. Порядок престолонаследия в Шотландии в 841-1034 гг. указан цифрами в скобках на следующей схеме:
Альпин(1)
|
___________________________
| |
Кеннет I(2) Дональд I(3)
|
___________________________
| |
Константин I(4) Эд(5)
| |
Дональд II(6) Константин II(7)
| |
Малькольм I(8) Индульф(9)
| |
_______________ |
| | |
Дубх(10) Кеннет II(12) Килен(11)
| | |
Кеннет III(14)Малькольм II Константин III(13)
(15)
История падения династии Альпина после смерти Малькольма второго легла в основу сюжета трагедии Шекспира "Макбет".
Похожая система престолонаследия с чередованием двух родов, связанных кросс-кузенным браком реконструируется для микенской Греции(4), государства хеттов эпохи Старого Царства(5) и Элама. Достаточно вспомнить, что в "Одиссее" отец Одиссея, Лаэрт, и его сын, Телемах, живы, но титул царя Итаки автоматически переходит к мужу Пенелопы. Царь хеттов, Хаттусили первый, называл себя в своих анналах "сыном брата тавананны", чей титул наследовался по материнской линии, а в Эламе престол переходил к сыну сестры предыдущего правителя.
Такого рода данные легли в основу теории матриархата Бахофена, которая, с легкой руки Энгельса, до сих пор имеет хождение в России. Более пристальное изучение систем родства охотников и собирателей показало, однако, что первичным оказывается как раз кросс-кузенный брак, который восходит дуально-фратриальной социальной организации и системе брачных классов. Суть этих понятий заключается в том, что браки обязательны для членов двух строго определенных родов. Счет родства в этой системе неизбежно двойной: у мужчин - по отцовской линии, а у женщин - по материнской. С распадом системы брачных классов у ранних земледельцев, обычно в результате войн и миграций, может возникнуть как матрилинейная, так и патрилинейная система родства(6). Сочетание матрилинейного счета родства у меотов и пиктов, с одной стороны, и патрилинейного - у синдов, греков и скотов, с другой, и привело к вышеописанной системе престолонаследия.
Сами Спартокиды были фракийского происхождения, и их брачные связи с "варварами" не создавали, по-видимому, проблемы, но подобные браки других греческих колонистов на Таманском полуострове с женщинами из местных племен противоречили греческим законам о гражданстве. В греческих городах-государствах обычно законные браки с иностранцами были возможны только в случае заключения специального договора о так называемой эпигамии, а для заключения такого договора следовало утверждать, что оба его участника - греческого происхождения. Поэтому во всех районах греческой колонизации были со временем придуманы фиктивные генеалогии, возводящие часть местного населения к героям Троянской войны или к другим героям греческих легенд. Таманский полуостров не был исключением: вот, что пишет Страбон о происхождении некоторых из населявших его племен:
"Передают, что так называемые ахейцы на Понте были колонистами орхоменцев, которые после взятия Трои блуждали в этой области под предводительством Иалмена.
"Как говорят, эту Ахею заселили фтиотийские ахейцы из войска Иасона, а лаконцы поселились в Гениохии; предводителями последних были Крекас и Амфистрат -- возницы Диоскуров; по всей вероятности, гениохи получили свое имя от них." Cтрабон, "География" 9.2.42., 11.2.12-14 (Перевод Г. А. Стратановского)
Как видим, Страбон приводит две версии о происхождении понтийских ахейцев Таманского полуострова, возводящих их либо из Орхомена, либо из Фтии. Первая версия связывает их с героями Троянского цикла, а вторая - с аргонавтами. Давид Ашери предположил, что греческое происхождение понтийских ахейцев было придумано из страха греческих колонистов на Таманском полуострове перед возможной их варваризацией(7), а Маргарита Финкельберг всерьез принимает эти сведения Страбона(8). Между тем, происхождение обоих версий не вызывает сомнения: они были созданы для легализации браков греческих колонистов с местными женщинами.
Примичания:
1. Вторая часть их названия -маты - общая с такими этнонимами, как сарматы и савроматы, что указывает на иранское происхождение этого племени.
2. Имена этих двух богов больше нигде не встречаются. Исправление Астары на Астарту возможно, но не обязательно.
3 См. A. Uchitel, ."The Earliest Tyrants: from Luwian tarwanis to Greek tyrannos", Greeks between Easts and West: Essays in Greek Literature and History in Memory of David Asheri, eds. G. Hermann and I. Shatzman, Jerusalem, 2007, p. 29 (Figure 14)
4. См. M. Finkelberg, "Royal Succession in Heroic Greece", Classical Quarterly 41, 1991, pp. 303-316
5. См. M. Finkelberg, "The Brother's Son of Tawananna and Others: the Rule of Dynastic Succession in the Old Hittite Kingdom", Cosmos 13, 1997, pp. 127-141
6. Об этой проблематике см. G. H. Seward, Sex and the Social Order, New York, 1946; А.М. Золотарев, Родовой строй и первобытная мифология, Москва, 1964
7. См. D. Asheri, "The Achaeans and the Heniochi. Reflections on the Origins and History of a Greek Rhetorical Topos", in The Greek Colonization of the Black Sea Area: Historical Interpretation of Archaeology, ed. G. R. Tsetskhladze, Stuttgart, 1998, pp. 265-285
8. См. M. Finkelberg, Greeks and Pre-Greeks: Aegean Prehistory and Greek Heroic Tradition, Cambridge, 2005, pp. 149-160