Узланер Михаил : другие произведения.

Как бороться с засилием дежурных песен?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  На одном из сайтов "автор" пожаловалась, что её песню украла никто иная как сама Алла Пугачёва. Когда же я послушал ту "украденную" песню, та оказалась махрово дежурной. Я "автору" написал, что в воровстве своей песни она может обвинять не только Пугачёву, но и огромную армию авторов, которые каждый день гонят одну и ту же дежурную туфту.
   Что такое дежурная песня на мой взгляд? Какой-нибудь умник выучил три блатных аккорда, и считает, что этого ему вполне достаточно, чтобы стать автором своих песен. Если же этот горе-автор выучит ещё три аккорда в параллельном мажоре, то вообще считает себя уже великим композитором и бардом. Эти, с позволения сказать, "барды" мучительно пытаются найти оригинальную комбинацию из этих шести аккордов, чтобы их песня выглядела оригинальной. А если вставляют ещё парочку переходных аккордов между мажором и минором, то считают это великим достижением в своём творчестве.
   Песни, основанные на таких вот примитивных комбинациях из шести аккордов/тоника-субдоминанта-доминанта в мажоре и миноре/ я и называю дежурными. Дежурные песни сразу же слышны "невооружённым ухом". По звучанию они все однообразны и похожи друг на друга. Эти песни заполонили бардовские сайты и даже концерты. И даже многими "ценителями" рассматриваются как классические бардовские песни.
   Но я скажу даже больше: подобные дежурные песни могут сочинять и компьютеры, а точнее соответствующие программы. И зачем тогда нужно творчество, если достаточно ввести в программу соответствующие параметры и компьютер через пару секунд выдаст очередную дежурную песню?
   Да я таких дежурных песен, через компьютер могу выдавать по пол-сотни в день, и ещё более загрязнять эфирное пространство дежурной туфтой!
   Но почему практически нет подобных дежурных песен у Окуджавы или Визбора? Почему они отличаются от дежурной туфты оригинальностью звучания?
   Сознаюсь, я раньше тоже писал дежурные песни, и считал это нормой/ну, все так пишут почему бы и мне не поучаствовать!/. Но в один не очень прекрасный момент мне стало просто муторно и противно от всей этой туфты. Я не спец. по комбинаторике, но даже если взять 6!/факториал/, то получится всего 720 перестановок основных аккордов/и это без учёта музыкальной логики последовательности аккордов, которая значительно сократит число перестановок/. Кажется много. Но если посмотреть, что варианты этих перестановок изливаются сотнями каждый день, то начинаешь понимать, почему многие песни так похожи друг на друга.
   Ну, что же делать?! Как избавиться от дежурной туфты и написать реально свою оригинальную мелодию к песне?
   Извините за банальность, но давно известно, что музыка без хорошей мелодии/напева/ уже не музыка. Для меня, мелодия/а точнее сказать каденция/ - это завершённая музыкальная форма с определённым чередованием звуков на двух распространённых музыкальных платформах: мажора/2Т-1/2Т-3Т-1/2Т/ и минора/Т-1/2Т- 2Т-1/2Т -2Т/ с определённым ритмическим рисунком. Татарская пентатоника/Т-1,5Т-3Т-1,5Т/ не в счёт, поскольку в европейской музыке практически не используется. И всё! Самое главное и сложное подобрать оригинальную мелодию! А затем уже можно эту мелодию-каденцию в качестве музыкально-ритмического рисунка уложить уже под основные ступени лада: Т/тоника, 1-я ступень/-S/субдоминанта, 4-я ступень/- D/доминанта, 5-я ступень/. Вот тогда уже получается более менее оригинальная мелодия, поскольку число вариаций для построения мелодии гораздо больше, чем примитивная перестановка аккордов в 720 вариантов. Даже классическая музыка часто построена по этому принципу. Такие построения можно услышать у Баха и у Бетховена.
  Я знаю, многие свои примитивные мелодии пытаются заглушить невероятными ритмическими рисунками. Нахождение нового необычного ритма даже приводит к созданию целого направления в музыке. Что ж тоже не плохо. Многие из таких песен очень даже популярны, особенно в поп-культуре.
  
  Некоторые заменяют классические аккорды т.н. джазовыми: септ-, кварт-септ аккордами и т.д. с повышенными или пониженными 5-й, 6-й или 7-ступенями лада. Что ж, тоже не плохо. Песни приобретают вполне современное звучание.
   Но имеется масса иных способов создать оригинальную мелодию к своей песне. Иногда достаточно в мелодии поменять лишь ритмический рисунок, и старая мелодия становится практически неузнаваема. Классический пример такой подмены: песня "Молодёжная" из старого фильма "Волга-Волга" Исаака Дунаевского. Этот прославленный советский композитор не гнушался всякими плагиаторскими приёмами, мастерски переделывая уже известные песни в свои практически не узнаваемые "оригиналы". Так песня "Молодёжная" отличается от русской народной песни "По Дону гуляет казак молодой" лишь ритмическим рисунком. Но послушав две эти песни сложно обнаружить здесь плагиат.
   В своё время существовала известная пародийная группа "Бим-Бом", которая великолепно пародировала песни известных советских композиторов/таких как Раймонд Паулс/, как украденные у других оригиналов. Понятно, что таких "хулиганов" мэтры советской песни стерпеть не смогли и группу просто закрыли. Так на основе этой группы была создана всеми известная клоунская группа "Экс-ББ", что означает "не бывшие б...", а "Бывший Бим-Бом". Но талантливых ребят так запугали, что они совершенно поменяли жанр, превратив острые пародии на плагиат в обыкновенную клоунаду.
   Ещё один примитивный способ написания мелодии: подмена известной мелодии из мажора в минор, или наоборот. Не всегда, но срабатывает.
   Но самый хороший, хотя и не совсем чистоплотный, но широко распространённый, и любимый мной способ - это выдёргивание из известной мелодии какого-то небольшого куска, с его дальнейшим преобразованием и построением из выкроенного мелодичного рисунка уже своей оригинальной мелодии. Согласитесь, что как не крути, но элементы творчества здесь на лицо. Конечно, можно выкраивать из различных мелодий куски и скраивать из них уже свою мелодию. Но, лично я такой способ не пробовал. Мне кажется, ничего хорошего, кроме музыкальной пародии здесь получиться не может.
   Таким способом я написал мелодию к своей песне Как бесконечна ночь . Я взял и выкроил/не путайте с "выкрал"/ из песни "Quando Pienso En Ti" любимого мной Хосе Фелисиано кусок, переделал немного ритм, получил драйв и дописал уже свой вариант мелодии известной песни. И попробуйте меня после этого обвинить в плагиате. Попробовать, конечно, можно, но доказать вину не возможно. Так один никому не известный паренёк выложил на ютубе свою песню. Песня многим понравилась собрала много миллионый рейтинг. И только позже обнаружилось, что песня практически подчистую скатана из известного хита самого Майкла Джексона! Майкл Джексон, узнав о том, натравил на паренька своих ну очень дорогих адвокатов. И что же. Джексон суд проиграл! Почему?! Потому что нет юридических критериев, определяющих какая из песен или мелодий является плагиатом.
   Тоже самое касается и авторских прав. Всякий нечистоплотный плагиатор может взять любую мелодию немного видоизменить её, поменяв ритм, или перекроив определённые куски и вот готова новая "оригинальная песня". Как тот герой Сергея Мартинсона из старого фильма "Антон Иванович сердится", переделав практически до неузнаваемости песню По улице ходила большая крокодила
   Самого Фелисиано можно обвинить в плагиате. Он вставил во вступительный проигрыш упомянутой мной песни известную мелодию бразильского классика Вилла Лобоса. "Украденный" мной кусок, оказался выкроен не только мной но и ... группой ДДТ в известной песне В последнюю осень
   Вряд ли и ребят из ДДТ можно обвинить в плагиате. Они может быть и слухом не слыхивали о такой песне Фелисиано. Сочинять мелодию - это словно составлять некий музыкальный пазл из ритмично-мелодичных рисунков. И не вина тех, кто смог использовать одни и те же кусочки пазла позже чем некто иной.
   Как-то на уроках сольфеджио в музыкальной школе нам было дано задание сочинить песню на слова Сергея Есенина. И одна наша отличница написала к каким-то стихам Есенина мелодию из песни Клён ты мой опавший того же Есенина, но с музыкой уже Пономарёва. Весь класс тихонько хихикал, но наш преподаватель отнёсся к сему плагиату с пониманием. Ведь удивление нашей отличницы было воистину искренним, когда наш преподаватель спел песню "Клён ты мой опавший". Учитель пения объяснил, что услышанная мелодия нередко забывается, но остаётся в подсознании. И когда она всплывает из под сознания, то кажется, что сочинил эту мелодию именно ты.
   Тоже самое случилось и со мной. В детстве я придумал замечательную мелодию, которую напевал весь день. Каково же было моё разочарование, когда я услышал песню "День Победы" Давида Тухманова. Да, мелодия была именно из той песни.
   Удачи всем и творческих успехов в написании оригинальных песен. Ударим по дежурным песням своим талантом и фантазией. УРА!!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"