Туров Валентин Алексеевич : другие произведения.

Арсания

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Арсания
  
  Три центра русов
   По данным официальной исторической науки создается впечатление, что в Восточной Европе не было других государств, кроме Хазарского каганата, Киевской Руси, Новгородской земли и Волжской Булгарии. А между тем в летописях и иностранных источниках того времени упоминаются как минимум еще два - Арсания и Биармия. И если о Биармии сообщали в основном скандинавские источники м новгородские летописи, то арабские, персидские и средневековые ученые тысячелетие назад сообщали о том, что им известны три русские земли:. Куявия (Куябия,Куяба), Славия(ас-Славия,Салау) и Арсания (Артания, Арта, Уртаб). Арсания (варианты произношения с арабского - Артания, Артония) - по арабским источникам X века один из трёх центров русов, наряду с Куявией (Киев) и Славией (Новгород). Возникновение вопроса о трех центрах древней Руси восходит непосредственно к арабским рукописям и ими обусловлено.. Информация восходит к утраченной работе географа ал-Балхи, написанной ок. 920, и воспроизводится у его последователей, т. н. "классической школы" географов Истахри (около 930 г.), Ибн Хаукаля (конец X в.) и ряда более поздних авторов (Худуд аль-алам, Аль-Идриси в середине XII в.) и др. Наиболее ранний по времени автор, Аль-Балхи, сообщал следующее: "Русы состоят из трех племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его живет в городе под названием Куяба, который больше Булгара. Другое племя, [живущее] дальше первого, называется Славия. Еще племя называется Артания, а царь его живет в Арте. Люди отправляются торговать в Куябу; что же касается Арты, то мы не припоминаем, чтоб кто-нибудь из иностранцев странствовал там, ибо они убивают всякого иноземца, путешествующего по их земле. Только они отправляются по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их и вступать в их страну. Из Арты вывозят черных соболей и свинец". Ибн Хаукаль в работе "Китаб ал-масалик ва-л-мамалик" ( 970-е годы) сообщал также, что русов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И группа самая высшая (главная) из них, называют (ее) ас-Славийа, и царь их в городе Салау, (третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их. И достигают люди с торговыми целями Куйабы и района его. Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении ее чужеземцами, ибо они (ее жители) убивают всех чужеземцев, приходящих к ним. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах своих и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну свою. И вывозят из Арсы черных соболей, черных лисиц и олово (свинец?) и некоторое число рабов. Самое развернутое сообщение о быте и нравах обитателей Арсании оставил в своих записях арабский купец Ал-Истархи, который путешествовал в начале IX века. Согласно этим документам, Арсания изобилует медом, хлебом и дичью. А ее обитатели высоки ростом, со светлыми волосами и синими глазами, сметливы и искусны в кузнечном деле. Железные доспехи, изготовленные в Арсании и купленные Ал-Истархи, спасли последнего по возращении на родину: их оказались не в силах пробить даже знаменитые арабские клинки.
   Все исследователи согласны, что Куяба - это Киев, Славия или Слава (Салау) - Словенск, предшественник Великого Новгорода, а вот выявление Арсании проблематично. Во времена Птолемея в округе гор Рип известны ставани и салии, от которых и ведут историю Славии. Рядом помещались и аорсы, у которых есть основания быть создателями Арсании. Ранее (Страбон и др. авторы) аорсы упомиинались у низовий Дона. Участвовали арсы (аорсы) и их союзники (сираки) в VI веке до н.э. в борьбе за трон Боспорского царства, где они помогли взять власть Евмелу (тот, в частности, очистил все Черное море от пиратов с помощью аорсов имел и неплохой флот). От Дона около 250 г. до н.э. привел дружины на юг полководец Арсак, основавший славную династию Аршакидов для Парфии, Албании Кавказа, Армении... Считается , что в основе названия лежит индоарийское: arsa (скифо-сарм.), aresa (авест.), ars (осет.) - 'медведь', Avrsu~htai - "медвежатники" или "почитающие медведя" (медведи как символы Велеса остались на гербе Великого Новгорода). "Артания" - одно из возможных чтений. Существуют варианты: "Арта", "Арсания" или даже "Арба", Арта. Развивая мысли сводов Заходера, переводов Гаркави и Новосельцева, об арса можно сказать следующее. Это один из трёх разрядов (видов и т.п.) русов. Он "особенно страшен". В страну арса никто не проникает, так как они убивают всякого иноземца, вступившего на их землю Они живут на острове, размером три дня пути в длину и ширину. Климат - сырой. Кругом чаща, заросли. Царя русов называют каган. Царь Артании - в Арте. Арта находится между Хазаром и Великим Булгаром. (Абу Хамид ал-Гарнати помещает "Ару" рядом с Висой, т.е. весью). Все русы многочисленны. Их страна богата. В ней большие города. Русы (как росомоны, гвардия Германариха) нападают на славян, продают их в рабство, грабят их припасы. Русы оставляют наследство только дочери. Если рождается сын, отец вручает ребёнку меч, говоря: это твоё наследство, отец приобрёл мечом своё достояние, так и ты должен поступать. Артанийские клинки можно сгибать пополам, после чего они выпрямляются. Когда русы начинают войну, то прекращают усобицы, пока не победят врага. При сочетании "арта-арда", вспоминается князь славян у Дуная Ардагаст, заметный в войнах с Византией конца VI века. Известные в истории и Арбогасты (один из них вместе с Евгением пытался около 390 г. захватить власть в Риме). Арпоксай (Арфаксад библии?) - эпический внук Зевса, один из родоначальников народов Скифии по античному эпосу, когда скифы задолго до нашей эры сами себя называли сколоты (затем скловены-славяне).
  Где находилась Арсания
   Арабские сообщения не дают почти никаких сведений о местонахождении Арсании, что позволяет поместить ее в любом месте Восточной Европы. Что же касается географии, то столица Арсании - Артании, Арта, по арабским источникам, располагалась на берегу широкой реки. Согласно древним персидским и арабским хроникам, Арсания находилась в "стране урусов" и являлась одним из трех центров северных земель. Одни историки в своем объяснении загадочной Арсании следовали за весьма неясными указаниями арабов о ее географическом расположении, другие также шли путем догадок, исходя из фонетики самого слова. Идентификация Арсании остаётся нерешённой исторической задачей по причине отсутствия каких-либо параллельных данных и вызывает самые противоречивые предположения. Среди этих предположений наибольшее внимание привлекают следующие варианты расположения Арсании: 1) Арзамас (Френ. д'Оссан, П. Савельев); 2) Рязань (А. Шахматов, Д. Щеглов); 3) Тмутаракань (В. Пархоменко, Д. Иловайский, С. Юшков, В. Мавродин); 4) город в Крыму (А. Соболевский); 5) скандинавский или датский город (Ф. Вестберг), 6) город на Волге выше устья Оки (П. Смирнов); 7) видевшие в Артании имя антов (Л. Нидерле, Б. Рыбаков); 8) Пермь (Рено, Д. Хвольсон); и даже город на восточном склоне Урала или в Сибири. Теории южного расположения базировались на сделанном в XIX веке неточном переводе Истахри, в котором Арсания помещалась между хазарами и Волжским Булгаром. Тогда как перечень вывозимых из неё товаров делает более вероятным северное расположение. В российской историографии последних десятилетий доминирующими являются гипотезы о нахождении Арсании в районе Ростова - Суздаля, Белоозера или Смоленска. Античные источники по Арсании двух видов: первые упоминают имя, сходное с "арса" или "Арта", вторые сообщают о регионе, где мы предположительно могли бы локализовать Артанию. Во-первых, это Страбон, который в своей "Географии" сообщает следующее: За Борисфеном живут роксоланы (росы-аланы по Классену), к югу от них скифы и савроматы . Кимвры жили на полуострове. После постигшего их наводнения стали разбойничать. Послали Августу Кесарю котёл, который почитали (подобные котлы использовались для того, чтобы в них стекала кровь пленников-жертв). Кимвры, по слухам (которые, впрочем, отвергает Страбон), во время наводнения выступают на стихию с оружием в руках. Страбон, ссылаясь на Посидония, указывает, что кимвры совершали походы даже до области Меотиды (т.е. Азовского моря). Отсюда "Киммерия" (Крым). Кимвры пришли в область, принадлежавшую тевристам или таврискам (они же, по некоторым предположениям, галаты св. Павла). "...первую часть - от северных стран и океана - населяют некоторые скифы-кочевники, живущие в кибитках, а ещё далее от них в глубь страны - сарматы (также скифы), аорсы и сираки, простирающиеся на юг до Кавказских гор ; они частью кочевники, частью живут в шатрах и занимаются земледелием". Страбон предполагает, что живущие между Меотидой (Азовским морем) и Каспием "аорсы и сираки являются, видимо, изгнанниками племён, живущих выше, а аорсы обитают севернее сираков. Абеак, царь сираков, выставил 20000 всадников (в то время, когда Фарнак владел Боспором), Спадин же, царь аорсов, даже 200000; однако верхние аорсы выставили ещё больше, так как они занимают более обширную область, владея почти что большей частью побережья Каспийского моря. Поэтому они вели караванную торговлю на верблюдах индийскими и вавилонскими товарами, получая их в обмен от армян и мидийцев; вследствие своего благосостояния они носили золотые украшения. Аорсы, впрочем, живут по течению Танаиса (Дона), а сираки - по течению Ахардея, который вытекает с Кавказских гор и впадает в Меотиду" Наряду с аорсами в истоках Арсании упоминаются и аримаспы ( Эсхил , Геродот и т.п.). Геродот сообщал: "На севере Европы несомненно находится золото в огромном количестве; но как оно добывается, я не могу и этого сказать с достоверностью. Говорят, что одноглазые люди аримаспы похищают его из-под грифов". Золотые предметы чтились скифами как дар Зевса. Из всей версий наиболее перспективно помещение Арсании между Доном и Волгой (вплоть до верховий у Уральских гор - Рип). Это была страна аорсов (арус, урас) - жителей округи Ра (Волги). При этом считалось, что Волга (Ра) берет свое начало в Уральских горах. Большая часть воды в Волге в месте впадения в нее Камы, приносится как раз Камой. А все реки в древности назывались по большему потоку, Кама и дальнейшее течение от места ее впадения в Волгу имели одно общее название Это и есть родина ариев, которая связана с возвышением религиозного пантеона бога Яра (он же Род, Ярила). Поэтому родина ариев находилась в той области Восточной Европы, где наиболее распространены топонимы с корнем "яр". Особенно они выделяют бассейн реки Волги, которая в древности называлась Ра и неоднократно поминается в религиозных текстах ариев. Эта та область, которую мы рассматриваем, и которая в первом тысячелетии называлась Арсанией. В древности Волгу называли Ра. Первым отождествил "Остров Русов" с Арсанией-Артанией - Ибн Русте: Русы спускаются по Волге на кораблях и занимаются торговлей, но никому ничего не сообщают ни о себе, ни о своих товарах, никого не допускают в свою страну. Русы называют себя христианами. Однако знахари у них занимают привилегированное положение, они имеют власть даже над царём. В качестве жертвы богу русы убивают женщин, мужчин и лошадей. Знахарь указывает, кого следует принести в жертву, и самолично вешает того на дереве. При похоронах знатного руса в могилу, наподобие обширного дома, кладут одежду, пищу, вино, деньги; вместе хоронят живую жену для блаженства души покойного. Одежда русов и славян из льна. Из Арты вывозятся чёрные соболи, чёрные лисицы и свинец. Русы сжигают своих покойников вместе с жёнами; некоторая часть русов хоронит покойников стоя. Русы бреют бороды, а некоторые завивают волосы и красят в жёлтый и чёрный цвет; одежда их - короткие архалуки. К востоку от области русов находится гора печенегов, к югу - река Рута, к западу - славяне, к северу - безлюдные земли севера. В 300/912-13 г. или 333/944-45 г. русы приняли христианство, но исповедание этой веры "притупило их мечи", и они отправили четырех мужей в Хорезм, чтобы при посредстве хорезмшаха стать мусульманами.
  
  Арсания и Урал с Сибирью
   Арсания раскинулась не только на западный Урал, но и на восточное Приуралье и далее в Сибирь. Арсания торговала черными соболями. Они водились в те времена на Урале и в Сибири. Арсания продавала булатные клинки, распрямлявшиеся при сгибании пополам. В Европе того времени булата еще не знали, секретом его производства владели только жители Урала. Из Арсании в Индию и Китай поступала желтая медь. Но такой в природе вообще не существует. Летописец, скорее всего, имел в виду знаменитую золотистую бронзу, которую в обилии находят при раскопках на Урале и в памятниках времен тагарской культуры скифо-сибирского мира. Тагарцы жили в Минусинской котловине и по зоне лесостепи от Енисея до Оби. Известно, что в Арсании выращивали в основном просо. Но в Европе к этому времени уже вовсю сеяли пшеницу. А вот на Урале и за Уралом - нет. Военнопленный баварский солдат Иоганн Шильтбергер, попавший в Сибирь в начале XV века, рассказывал, что "в этой стране совсем не едят хлеба, а сеют одно просо". Германцы Восточную Русь называли Остергард, в отличие от Гардариков - Новгородско-Киевской Руси. Еще русский историк В. Татищев название Остергард (Восточные Гарды) объяснял тем, что эта страна располагалась далеко на востоке в землях юрги, гуннов и аваров. И гунны, и авары пришли в Европу с Урала и из Сибири, а юрга (угры) - всегда оставались здесь. Эта же корневая основа ("ард", "арт") есть в названии легендарного государства царя пресвитера Иоанна. В испанской "Книге познания" середины XIV века Иоанново царство названо Ардеселибом, а его столица - Грасионой. Если Ардеселиб - это Артания, то координаты Грустины, столицы этого царства, до градуса совпадают с координатами Томска. На многих старинных картах в низовьях Оби, между устьями Иртыша и Сысьвы, слева показана речка Артавиша. В самых верховьях Оби, в истоке Бии из Телецкого озера, имеется населенный пункт Артыбаш. Артанские речки обрисовывают контуры гигантской страны, занимавшей весь бассейн реки Оби, от истока до устья. В Сибири бытуют устойчивые предания о том, что русские к берегам снежной Обдоры-реки вышли задолго до Ермака. Русскими, проникшими в сибирское Лукоморье в незапамятные еще времена, соблюдались строгие нравы и бескомпромиссная честность. Эта честность имеет этимологическое отношение к Арсании - Артании, поскольку слово "арта" переводится с древнеперсидского как "правда". Борис Годунов посылал в Сибирь на разведку Федора Дьяка, который, вернувшись, доложил: "Там в незнаемых странах восточных полно русских людей". Археологическое присутствие русских в Сибири до Ермака подтверждается давно. Еще 200 лет назад в Сибири находили русские кольчуги XIII века. Также давно установлена двуслойность старожильческого населения Приобья. Один слой связан с завоеванием Сибири казаками Ермака в конце XVI века, а другой является более древним. Селькупы - коренные жители Приобья - относились к разным русским старожилам как к различным народам. Ранних русских селькупы называли "паджо" и относились к ним очень доброжелательно. К поздним русским, называемым "касак", "каса-гула", селькупы относились настороженно и даже враждебно. По-видимому, именно с древним, сохранившимся от Арсании, старожильческим слоем связаны зафиксированные в Приобье диалектизмы, унаследованные русским языком от древнейшей эпохи. Даже в ХХ веке сибирские старожилы продолжают употреблять уральские слова: слово "комонь" в значении "конь", слово "камень" в значении "горный хребет". В Европейской России слова в этих значениях не употреблялись уже в XV веке. Этнографы отмечают, что записанные в Приобье тексты былин обнаруживают большую близость к общему древнерусскому эпосу, и подчеркивают нигде не сохранилась такая старая Русь, как на Урале и в Сибири..
  При сопоставлении Артании с Ардеселибом, а Грустины с Грасионой, предположение о том, что Третья Русь располагалась и в Сибири, находит свое подтверждение. Дело в том, что столица Артании Грасиона (в транскрипции - Грустина) показана на всех средневековых картах Западной Сибири, составленных западноевропейскими картографами. Сигизмунд Герберштейн в своей книге "Записки о Московитских делах", изданной в Вене в 1549 году, писал, что от устья Иртыша до Грустины ходу два месяца пути. Для сравнения, казаки через полстолетия от устья Иртыша до г. Томска поднимались за 59 дней. Наличие координатной географической сетки на средневековых картах позволяет радикально уточнить былое местоположение этого города. Например, на карте фламандца Г.Меркатора координаты Грустины составляют 56 градусов 20 минут Северной широты и 105 градусов Восточной долготы. Такие координаты уводят нас куда-то в Восточную Сибирь, но надо помнить, что в 16 веке географы еще не договорились проводить нулевой меридиан через Лондон. Согласно картографической традиции, восходящей к Птолемею, через Лондон проходил двадцатый меридиан. На картах Г.Меркатора, И.Гондиуса, Г.Сансона, С.Герберштейна этот город стоит на Оби. Наиболее детально Грустина показана на карте французского географа Г.Сансона, опубликованной в Риме в 1688 году. На этой карте обозначена река Томь, и город Грустина расположен возле ее устья. Не исключено, что название Грустина более позднее, образовавшееся за счет христианизации первично "зеленопастбищной" Грасины не без желания увидеть в этом названии "город креста". Таким образом, можно считать установленным, что Арсания - Артания - Третья Русь - располагалась и на томской земле. Ф.И.Страленберг и А.Х.Лерберг считали, что Грустина располагалась на месте Тоянова городка на левом берегу Томи. "Мнение наше, что сии еуштинцы, или гаустинцы суть грустинцы подтверждается тем, что мы здесь находимся в такой области, которая некогда не токмо в Сибири, но и у южных азиатов была в великой славе, по хорошему состоянию жителей оныя". В 1204 году христианское царство в томском Приобье было уничтожено Чин-гисханом. Однако следы былой жизни на берегах Томи сохранились до прихода казаков и становления Томска в 1604 году. На томских холмах напротив Троянова городка были луга и березовые рощи, вперемежку с лиственницей, сосной, осиной и кедром. Напомним, что береза обычно тяготеет к пашням, то есть возделываемым землям, а крапива и конопля сопровождают человеческое жилье. Итак, все же вероятнее всего Арсания - Артания локализуется с Уралом и его предгорьем на запад до западного Поволжья, а на восток - до Минусинской впадины, на север - до южного побережья Северного Ледовитого океана - Лукоморья. Интересно определение, которое было дано Лукоморью в популярном издании XIX века "Живописная Россия": "Это страна, через которую новгородцы проложили себе путь в Сибирь", и далее следовало географическое уточнение: "Итак, Урал - суть горы, зайдуче луку моря - горы, упершиеся в тот изгиб морского берега, который образуется... Обской губой и устьями Печоры". Не секрет, что в российской академической науке до сих пор немало приверженцев "норманнской теории", согласно которой до призвания в новгородскую власть "варяжского князя" Рюрика наши пращуры "жили в лесе, якожи всякий зверь", словно у Руси не было предшествующей многотысячелетней истории. Поэтому мы и мечемся из одной крайности в другую и Россия потому не находит исторических корней, что ищет их не там, где потеряла, а там, где светло - где нам указывают приверженцы любой своей теории, кроме отвечающей нашим интересам и нашей правде Мы упорно не замечаем Урала и Сибири, а между тем именно Уральск-сибирская история русского народа способна заполнить вышеупомянутый разрыв между глубиной народной памяти и неглубиной писаной истории, поскольку следы пребывания русских на Урале и в Сибири в доермаковы времена есть. И не в виде грабительских набегов новгородцев, владимирцев или Семена Курбского, а в виде рубленых городов-крепостей, многочисленных русских топонимов, русских былин и сказаний с разворотом событий в Арсании-Артании и Биармии.
   Между тем в Европе со времен античной Греции культивируется представление о Сибири как о варварских задворках Ойкумены. Хотя у некоторых древних авторов, например, у "отца истории" Геродота, можно встретить признание иной, активной роли Сибири в историческом процессе. Ведь именно из сибирских просторов на Европу накатывали волны "азиатских народов": аримаспы теснили массагетов (их также называли исседонами), те - скифов, скифы - киммерийцев. Позднее тем же миграционным путем в Европу двинулись сарматы, гунны, авары, печенеги, торки, половцы, татаро-монголы. Притом это были отнюдь не дикие и косматые варвары, как нас пытаются уверить иные кинематографисты. Западноевропейские картографы знали, например, о существовании в верховьях Оби близ Золотого озера города Камбалыка. Так его назвали монголы, захватившие город в 1215 году, а раньше он назывался Джун ду - срединная столица Срединного государства. Марко Поло, 17 лет проживший в Камбалыке, указывает, что периметр города составлял 24 мили (для сравнения: тогдашний Константинополь имел периметр 18 миль). В городе было 12 ворот, на каждых охрана насчитывала одну тысячу стражников. Ежедневно в город въезжали телеги с шелком числом тысяча и более. Рашид-ад-дин добавляет к этому, что в 1300 году в городе хранились "диванные" (министерские) книги за пять тысяч лет!
   Немало достоверных свидетельств особой роли Урала и Сибири в развитии мировой цивилизации в эпоху, когда в Северной Азии был значительно более благоприятный климат, чем сегодня, можно найти в работах XIX века. Содержащиеся в них данные подтверждают гипотезу, что Урал и Таймыр являются арктической прародиной человечества. В связи с этим следует назвать книгу ректора Бостонского университета Уоррена "Потерянный рай, или Родина человечества на Северном полюсе" (увидела свет в конце XIX века, а в переводе на русский язык опубликована в 2003 году издательством "Фаир-Пресс" под названием "Найденный рай на Северном полюсе"). В своей работе американский ученый использовал какие-то малоизвестные, видимо, эзотерические источники. Еще более впечатляют исследования индийского санскритолога и политического деятеля Бала Гангадхара Тилака, опубликовавшего в 1903 году свою монографию "Арктическая родина в Ведах" (переиздана "Фаир-Прессом" в переводе с английского в 2001 году). Анализ сведений о родине древних ариев (астрономических, климатических и др.), содержащихся в Ведах и Авесте, позволил ему сделать вывод о том, что описанные в них реалии соответствуют заполярным берегам Северного Ледовитого океана, а никак не Индии или Ирану. Русские были известны древним китайцам с дохристовых времен под названием "усуни". Они издревле проживали рядом с Китаем, но довольно рано переселились из Сибири на запад - за Урал и с тех пор стали упоминаться китайцами под именем олосы ("орусы"). Исследование о племени усунь содержится в труде китайского историка Хэ Цютао "Шофанбэйчэн" (опубликован в 1881 году). В нем поддерживается точка зрения, высказывавшаяся в китайских источниках еще в Средние века: усуни являются предками русских. В ханьское время (II в. до н.э. - II в. н.э.) царство Усунь первоначально находилось между Цилянь и Дунхуаном. Сами себя усуни называли лао-цян, т.е. старые цяны.
  Арсания и арии
  Для объяснения сообщения арабов вероятнее лучше всего может быть использован метод изучения смыслового содержания слов Арсания, Артания и Арту и выяснения их языкового происхождения. Вокруг слова "Артания" - полчище звуковых аналогий. С первых же звуков зачаровывает "art" ("лад", "смысл", "толк", "вид", по-английски также - "искусство"). Естественно обнаруживается и латинское "ars" и влечёт за собой Ars Magna (великое делание, искусство алхимии). Тания (tanya) на угрском наречии означает местоположение, логово, местожительство, что могло иметь значение, также и "страны", "родины". Ар (ör) означает "защищенный", "огражденный". Нет уверенности в том, что Артания в первоисточнике читалось, как одно слово. Ведь некоторые рукописи дают чтение "Тания", опустив "ар". Арту (ört) значит "крепость", "сторож". В древнем понимании "Арта" - "правда", "медведь". А Артания, как считает часть исследователей - государство правды и медведя.. Как видно, эти слова имеют определенное смысловое содержание и относятся к одному из наречий угрского языка. По своему содержанию эти слова вполне отвечают тому, что говорят арабские рукописи: "мы не припоминаем, чтоб кто-нибудь из иностранцев странствовал там, ибо они убивают всякого иноземца, путешествующего по их земле". "Артания" - не собственное имя, не географическое понятие. "Артания" означает - "страна на запоре", "туда никого не пускают". Артания не могла быть определенным термином у арабов. Практически пользоваться этим географическим обозначением нельзя было. Это слово попало в арабские рукописи случайно от какого-либо купца - эрзи, мордвина, буртаса или другого представителя одного из угрских племен, обитавших на средней Волге или на Оке. В этом широком районе жили народности, говорившие на угрских наречиях, а названия их городов носили явные следы угрских корней. Но ни города Артания, ни такой страны история не знает. Возможно, что Артания - нарицательное слово. По нему нет возможности определить страну или город, которую смутно предполагали арабы, не понимая этого слова и не зная, о какой стране идет речь.
  Еще не везде изжитый племенной строй и начатки государственной организации восточного славянства дают основание предполагать существование не трех, а многих центров для той эпохи, что находит подтверждение и в материалах первых русских летописей. Приподнять завесу над тайной локализации помогает и легенда мещерских лесов о трех царях-волхвах по имени Касым, Кадм и Ермус, воевавших с грозным племенем "белоголовых артов", живших по соседству, в городе на Оке.. Из легенды следует: Артания - речной остров, междуречье Оки и Волги. Эти места в то время были заселены угорскими племенами. Впрочем, у историков и археологов существуют различные версии касательно того, какие народы населяли междуречье. В самых смелых из них фигурирует племя ариев. Это не звучит фантастично, так как в Пермской губернии в начале двадцатого века жили ераны (иранцы). Помимо всего прочего, есть непроверенные сведения о существовании весьма любопытных косвенных "доказательствах"... связанных, как ни удивительно это прозвучит, с военными документами периода наступления немецко-фашистских войск на Рязань. По этим данным, в декабре 1941 года, когда дивизии вермахта штурмовали подступы к Москве, командующий группой армий "Центр" фельдмаршал фон Бок получил очень странную директиву из рейхсканцелярии. В ней высшие руководители НСДАП категорически запрещали любые обстрелы и авиационные бомбардировки 5-километровой зоны вдоль Оки, начиная от Рязани по направлению к Мурому. В той же директиве говорилось о том, что фон Бок должен обеспечить надежное прикрытие специальной поисково-археологической группе из общества "Аненербе", которая будет заброшена в леса Рязанской области. Пресловутое "Аненнербе" (общество "Наследие предков") входило в одно из структурных подразделений СС и было весьма серьезной конторой, с деятельностью которой связано множество жутких тайн Третьего рейха. Достоверно известно о том, что ее члены совершали экспедиции в Тибет и Среднюю Азию, искали там духовные "ворота древних ариев" - Шамбалу. Помимо этой, основной цели, "Аненербе" разыскивало по всему миру различные оккультные артефакты, например легендарную чашу Грааля, молот Тора или копье Вотана. С помощью этих древних святынь фюрер надеялся получить магическую власть над миром. Конечно, научные руководители из гитлеровского "Наследия предков" были просто помешаны на мистике, и вряд ли можно всерьез воспринимать их изыскания. К тому же ряд авторитетных историков ставят под сомнение подлинность "рязанской директивы" из личного архива покойного фельдмаршала фон Бока. Однако несомненно одно: в сороковых годах прошлого века общество "Аненербе" было очень влиятельной организацией в Германской империи, имело великолепно отлаженную систему сбора информации и никогда не стало бы готовить своих специалистов к переброске за линию фронта, в рязанские леса, не имея серьезных причин для этого. В любом случае в междуречье Волги и Оки, а также в восточном заволжье кроется НЕЧТО (следы цивилизации Арсании?), что смогло расшевелить археологический интерес "Аненербе". ( При этом не стоит забывать о том, что в те давние времена истоком Волги ( реки Ра) считалась река Белая)
  Археологи исследовали один курган из той приокской "цепочки" курганов, что тянется вдоль Оки до самого Мурома (ее еще упоминали в той немецкой директиве) и совершили подводные погружения в озеро, находящееся поблизости- на дне его были найдены металлические артефакты. Причем уровень их обработки, по своей технике, на порядок превосходил мастерство кузнецов из племен славян-вятичей. На вершине кургана не работает мобильная связь. А у тех, кто стоял у подножия холма, телефоны работали нормально. Но на следующий день, когда они тоже решили посетить вершину, их сотовые так же дружно "глюкнули". У одного вообще "прошивка" полетела. Затем нечто подобное началось с электронными часами, видеокамерой и даже с CD-плеером. Однако наш компас никак не отреагировал, в то время как все электронные приборы буквально сходили с ума. Техника приходит в себя лишь спустя несколько часов, когда удаление от кургана составляет 10-15 километров.
  И если сопоставить рассказы персов и арабов с географией, топонимикой и легендами Золотого Кольца России, то обнаружится алхимическая суть последних: Сами же русы-арса предстанут хранителями тайны алхимической трансмутации, жителями легендарной Биармии. Трансмутация (от лат. trans - сквозь, через, за; лат. mutatio - изменение, перемена) - превращение одного, неблагородного металла, в другой, благородный, чаще всего в золото. Трансмутация в алхимии занимала одно из главных мест, но мало кто знал, что под трансмутацией подразумевалось нечто совсем иное - трансмутация души и тела человека с целью обретения бессмертия и/или божественной силы. Итак, в прямом смысле трансмутация ставила перед собой получение золота из любого металла, в том числе и при помощи философского камня. В переносном - обретения силы и бессмертия путём душевных изменений, и опять-таки через не безвестный всем философский камень. Существует легенда о том, что древние алхимики способны были превращать недорогой металл в золото. Но у жителей Арсании не это было главным. Главным было учение о "философском камне", являющем собой некую субстанцию, и способном дарить бесконечную жизнь. Алхимический круг трансмутаций, в основе которого лежит сущность воздуха, используют для недолговременных полетов, или телепортации. Земная стихия используется для обыкновенной трансформации, например, для передачи свойств от одного предмета к другому, подобно превращению старого поломанного автомобиля в новый и современный. С помощи огненного круга можно не разводя огонь и подключая другие источники тепла, согреть холодное пространство. Изображение алхимического круга с преобладанием стихии дерева служит для регенерации тяжелых ран, лечения болезней, вызова тотемных животных. Самым сильным кругом считается круг, который содержит в себе все пять стихий с равноценным представительством каждой из них. С помощью такого алхимического круга преобразования можно вернуть к жизни погибшего человека, использовать силы духов, а также вызвать катастрофы различного рода. Это и было тем главным оружием гипербореев, за которым так охотились все последующие претенденты на вершителей судеб человечества (от древних вавилонских и иудейских царей до Гитлера ХХ века). Сначала алхимик быстро наносит изображение круга на выбранную им поверхность, затем используя свою жизненную энергию и энергию природы, расстраивает свойства пространства, создавая некую пустошь, потом списывает свойства желаемого на сделанную матрицу, осуществляя таким способом преобразование, которое вкратце описано на круге. Например, находясь на лесной поляне, человек, который начертил магический круг, способен вызвать ливневый дождь во времена засухи, перенести дом из одного места в другое, вызвать человека, который находится на другом конце света и многое другое. Идея "Духовно-Алхимической Трансмутации Жизни" состоит в изменении способа, посредством которого вы переживаете ваше прошлое. Наш опыт прошлого фактически и является нашим прошлым. Если нам удастся изменить переживание нашего прошлого, нам также удается изменить само прошлое, несмотря на то, что события останутся теми же. Этот метод в один процесс затрагивает все важные события прошлого вашего клиента и, используя силу символов, алхимически трансмутирует события подобно тому как простые металлы алхимически превращаются в золото. Это незамедлительно изменяет ваше настоящее или способ, посредством которого вы переживаете настоящее время. Процесс использует духовные символы, поэтому после него вы чувствуете сильные духовные вибрации, видите свет и, куда бы в своем прошлом вы не заглянули, вы видите и ощущаете волны света, волны приятной энергии, словно ваш взгляд в прошлое заякорен на духовное состояние. И негативная природа негативных событий прошлого - пропала. Первое, что вы заметите, применив этот метод, это как только негативное событие из прошлого объединяется с духовным символом, энергия события изменяется и трансмутирует прямо перед вами с огромной скоростью и мощью.
  Скорость изменений просто удивляет. Техника, объединения частей нашего существа, находящихся в параллельных вселенных. Это позволяет переходит в другие вселенные. Обладание таким мощнейшим средствам позволило посвященным гипербрейцам при катаклизме, уничтожившем Гиперборею переместится в другие измерения. А часть посвященных осталась, чтобы спасти непосвященное человечество, и осталась в народной памяти как пришельцы с иных миров; боги, направляющие человечество по правильному пути и другими сказочным героями и богами мифов всех народов нашего мира. Арсания была предпоследним оплотом остатков гиперборейцев, за ней следом была Биармия. Возможно, что эти два образования-государства существовали параллельно, а вернее всего это было одним государством, только под разным названиями у разных народов. Северные называли его Биармией, а южные -Арсанией (Артанией)
  Археологическая картина Биармии-Арсании
  Археологичексие изыскания свидетельствуют о том, что в этих местах обитали праславяне или их можно назвать уралорусами, оставшиеся в этой местности после выхода народов, давших начало новым цивилизациям по всему миру. Конкретно археологическая картина выглядит ориентировочно следующим образом. Так в V в. складывается именьковская культура, названная так по наиболее исследованному памятнику близ с. Именьково в Татарстане, которая, как считают археологи Татарстана, обязана своим происхождением гуннскому вторжению. Вопрос о ее происхождении один из самых дискуссионных в археологии Среднего Поволжья. Надо полагать, в формировании именьковской культуры приняли участие потомки племен, оставивших памятники славкинского и лбищенского типов, а также, как считает часть исследователей, новая волна пришельцев с запада, из Поднепровья, и, возможно, Поднестровья. Некоторые исследователи считают, что именьковские племена - тюрки западно-сибирского и южно-уральского происхождения. Именьковская культура простиралась от средней Суры на западе до реки Белой на востоке, от Закамья на севере до устья реки Самары на юге, датируясь V-VII вв. н.э. Племена именьковской культуры занимают огромную территорию. Выделение культуры было совершено В. Ф. Генингом, который выделил ее как самостоятельное археологическое образование в 50-х годах ХХ века. По его мнению, Именьковцы были первыми племенами, которые освоили и практиковали в Среднем Поволжье пашенное земледелие. Впервые здесь появляется соха с железным сошником. На поселениях часто встречаются сошники, серпы, жернова, обугленные зерна злаков: пшеницы, ячменя, ржи, овса, проса, полбы, гороха, конопли. Земледелие было ведущей отраслью хозяйства именьковских племен, однако важную роль играло также скотоводство: разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей. Но у них (именьковских племен) преобладали лошади и верблюды. На территории Татарстана, Башкортостана, Ульяновской и Самарской областей выявлены сотни селищ и десятки укрепленных городищ именьковской культуры. Занимались рыболовством и охотой. Значительных успехов именьковцы достигли в металлургии железа и цветных металлов. Уровень развития этих производств, как считал Генинг, был намного выше, чем у соседних ранних финно-угорских племен. Поселения располагались группами вблизи рек. Основным типом жилищ были полуземлянки с открытыми очагами, исследованные на Именьковском и Маклашевском городищах в Татарстане, на селищах Выползовском и Ош-Пандо-Нерь II, близ села Шелехметь, на Самарской Луке. Наряду с полуземлянками именьковцы возводили длинные наземные дома каркасно-столбовой конструкции со слабо углубленными в землю основаниями. Внутри жилищ находились открытые очаги-кострища, рядом располагались многочисленные хозяйственные ямы.
  На территории Ульяновской области выявлено около 400 памятников этой культуры, расположенных по берегам Свияги, Черемшана, Суры, Майны, Утки и др. Интересен характер размещения памятников - обычно они располагаются гнездами, причем в центре расположено городище и около него 5-6 неукрепленных поселений. Мощные культурные слои поселений говорят о длительной оседлости. Значительных успехов именьковские племена достигли в черной и цветной металлургии, о чем свидетельствуют многочисленные металлических изделий. Для этой культуры характерна грубая лепная керамика с примесью шамота, изготовленная без применения гончарного круга. Спорным остается вопрос происхождения и дальнейшей судьбы этих племен. Крупные именьковские городища изучены на Суре, Свияге, Урене, Майне- у сел Беловодье, Старое Алейкино, Кременки, Ст. Майна.
  Наши знания о религиозных представлениях именьковских племен пока еще весьма ограничены. Известны святилища и культовые постройки; ритуальное назначение имели глиняные фигурки животных и людей, лепешечки-"хлебцы", а также металлические антропоморфные фигурки, часто в виде напоминающем пермский звериный стиль. В трех могильниках именьковской культуры, исследованных на территории Татарстана, безраздельно господствовал обряд трупосожжения.
  Достижения в развитии экономики, в первую очередь пашенного земледелия, ускорили процесс разложения первобытнообщинного строя у именьковских племен. Основной ячейкой общества выступала большая патриархальная семья. На Старо-Майнском городище изучены длинные дома и квадратные полуземлянки площадью 50-80 кв.м., которые можно рассматривать как место обитания многочисленных патриархальных семей. Рядом с каждым жилищем обустраивались многочисленные ямы-погреба для хранения зерна и других продуктов. Видимо, каждая большая патриархальная семья вела индивидуальное хозяйство.
  По мнению археологов, Именьковская культура сохраняла родовые связи между патриархальными общинами и стояла на последней ступени первобытно-общинного строя - на стадии первобытной соседской общины, являлась уже переходной фазой от общества, основанного на общей собственности к обществу, основанному на частной собственности. Эта эпоха в истории носит название периода военной демократии, когда усиливается значений военной организации и власть вождей племенных групп.
  Вопрос о происхождении именьковской культуры не решен окончательно. Некоторые черты ее погребального обряда и материальной культуры имеют параллели в славянских памятниках. Отсутствие вещей в погребениях, их крайняя бедность отличают именьковские могильники от финно-угорских и балтских и сближают их со славянскими. Та же близость очевидна в материальной культуре и в экономике. Следует отметить, что в Среднем Поволжье в ареале именьковской культуры много славянских названий рек: Сок, Сулица, Черемшан, Утка, Майна, Бездна - многие из них очень древние, так как упоминаются еще Ибн-Фадланом, посетившим Среднее Поволжье в 992 г.
  Исход именьковской культуры приходится на конец VII в. и связан с появлением в Среднем Поволжье кочевых племен болгар из Приазовья. Им принадлежат курганные могильники, выявленные на Самарской Луке и на северо-востоке Самарской области. По наиболее исследованному памятнику у села Новинки они получили название памятников новинковского типа.
  Пришельцы вели, по всей вероятности, кочевой образ жизни и занимались скотоводством. Родовой строй у них находился в стадии разложения. Из среды рядовых общинников выделилась богатая и могущественная родовая знать. Центральные погребения в курганах обычно принадлежат мужчинам-воинам. В их могилах встречаются сабли, луки, колчаны со стрелами и богатые поясные наборы, состоящие из пряжек, накладок и наконечников ремней. Женские и детские погребения обычно впускные, они сопровождаются украшениями и орудиями труда.
  Погребальный инвентарь могильников новинковского типа находит аналогии в памятниках Крыма, Кавказа, Приазовья. Ряд особенностей погребального обряда этих могильников сближает их с раннеболгарскими могильниками Северного Причерноморья, Подонья и Дунайской Болгарии.
  Однако на городищах и селищах междуречья жизнь не только продолжается до Х в., но и сохраняет облик характерный для финно - угорской народности. Рубеж VII - VIII в.в. время больших потрясений на территории восточной Европы. Ранее существующие племенные союзы и государства распадаются, на смену им возникают новые. Важными событиями, повлиявшими на развитие междуречья этого времени, является возникновение Хазарского Каганата и Волжской Булгарии. В середине VIII в. в Среднее Поволжье проникают новые волны болгарского населения. Им принадлежат Кайбельский, Болыпе-Тарханский и другие болгарские могильники VIII-IX вв. Приблизительно в это же время в Среднее Поволжье переселяются группы населения из Прикамья. Их появление четко фиксируется благодаря находкам керамики с примесью раковины и со шнуровой орнаментацией. Подобная керамика встречена в погребениях второй половины VIII-IX вв. у села Хрящевка Ставропольского района. В IX в. в Среднее Поволжье с востока, из Восточного Приуралья, проникают племена кушнаренковской культуры угорского происхождения. На территории Татарии ими оставлен бескурганный могильник у села Большие Титаны, а на территории Самарской области погребение у села Немчанка Борского района. Болгарские, прикамские, кушнаренковские племена, а также, видимо, потомки племен именьковской культуры вошли в состав феодального государства Волжская Болгария.
  При этом Артания вновь сохраняет не только свое положение внутри этого триумвирата, но и продолжает играть роль политического центра, а в последствии перфорируется в в Пермь Великую. К сожалению, в наши дни период VIII - Х в.в. н.э. в развитии культуры изучен крайне слабо. Большинство исследователей не выделяли материалы этого времени происходящие с памятников средневековья. В результате чего сложилась картина бедности и слабой заселенности края в эти годы. Вместе с тем в наши дни накоплено огромное количество материала о этих " темных" веках. Прежде всего это находки отдельных дирхемов и целых их кладов. Дирхем - это серебряная монета, надпись на которой рассказывает о месте и времени чеканки. Надпись выполнена так называемым куфическим письмом, которое имело широкое распространение во всем исламском мире конца I тыс. н. э. Большинство найденных на нашей территории монет относятся к I половине Х в. н. э. Примечательно, что наряду с целыми дирхемами мы находим огромное количество их обломков. А также денежные "суррогаты" металлические кружки и серебренные слиточки равные по весу дирхемам. Подобные находки широко известны по памятникам Волжской Булгарии, где их интерпретируют, как мелкую разменную монету. Количество найденных монет (исчисляющиеся сотнями и тысячами ) и "местных суррогатов" свидетельствуют о том, что в IХ - Х в.в. н.э. кипела оживленная торговля, что было возможно лишь при существовании сильного государства.
  Жители Арсании-Биармии
  Сегодня многие ученые соглашаются с версией, что именьковцы были славянами, или родственными им племенами. Под натиском именьковцев, азелинские племена отступали к северу, в Волго-Вятское междуречье. Именьковцы, по данным раскопок, закрепились в Правобережье Камы, узкой полосой заселив берег от района современной Елабуги до Волги, а также Волго-Свияжское междуречье. По мнению некоторых ученых именьковская культура просуществовала до V - VI века, а потом исчезла, а население куда-то ушло. И виной тому были кочевые тюркские племена, которые разгромили именьковцев. Но позвольте не согласиться с этим утверждением. Свято место пусто не бывает. Если бы именьковцы были разгромлены и ушли, их территорию тут же бы заняли азелинцы, или другие племена. Этого не произошло. Позже пришли булгары и основали Волжскую Булгарию. Но основным населением были именно славяне - именьковцы. И лучшим доказательством тому служат карты именьковских и булгарских земель. Границы Булгарии точно соответствуют границам расселения именьковцев. Следовательно, перед нами непрочитанная страница истории нашего народа, которую по недосмотру или намеренно умалчивает официальная наука. Видимо истории Руси, как государства, с учетом Арсании - Артании следует прибавить еще лет 500. И об этом мы ничего не знали. Впрочем, не знали мы о многом. По данным официальной исторической науки создается впечатление, что после разгрома Хазарского каганата в Восточной Европе не было других государств, кроме Киевской Руси, Новгородской земли и Волжской Булгарии. А между тем в летописях упоминаются как минимум еще два - Арсания и Вантит.
  
  Выдающийся языковед и историк А.А. Шахматов в работе "Древнейшие судьбы русского племени" (1919), основываясь на арабских и хазарских источниках, делает вывод, что вятичи были жителями страны Вантит, расположенной от западного берега Волги и до Карпат.
  Археологическим исследованиями установлено проживание в районе Среднего Дона, Северского Донца, Приазовья многочисленного населения, оставившего памятники салтовской культуры. Сами русские называли эту страну "Вантит". Древние источники упоминают о стране Вантит, как об окраине славянских земель. Территориально ее границы совпадают с пределами салтово-маяцкой археологической культуры. В отличии от печенегов, половцев и тюрок в салтовских поселениях представлены гончарное, железоделательное и другие ремесла. Иными словами, близкие к ним кочевые народы ни в коей мере не достигли технического уровня салтовцев. Русским летописцам народ Вантита известен под именем вятичей (переход корня "вент" в "вят" обоснован филологами, что мы рассмотрели выше). Вятичи в это же время составляли один из основных народов Биармии - Перми Великой (Вятский край входил в ее состав). Таким образом, страна Вантит была окраиной Биармии - Перми Великой. Некоторые исследователи помещают столицу государства Вантит на место нынешней Рязани. В то время как княжеский дом в Киеве только устанавливался, вятичи имели согласно арабским источникам развитую систему монархической власти. Платонов предполагает, что обозначение "ваны" относилось не только к этому праславянскому народу, но и обозначало всех венедов-праславян в целом.
  Восточные берега Волги и Прикамье, заселенные также вятичами, входили в Арсанию, которая возможно включала в себя и Вантит. Арсанийа упоминается в сообщениях арабских путешественников IX - XIII века. Столицей назван город Арсы (Артаб, Атра, Арсай). О местоположении этой области сказано неопределенно, известно только, что она находилась к северу от Волжской Булгарии. Многие ученые считают, что это Арская земля русских летописей. Город Арск, который некоторые исследователи считают столицей Арсании, упоминается в XIII веке. Территория эта была заселена, по мнению этой группы исследователей, арами (южными удмуртами). Ученый арабского халифата ал-Истархи (X век) писал: "Русы. Их три группы. Одна группа их ближайшая к Булгару, их царь сидит в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И самая отдаленная из них группа, называемая ас-Славийа, и [третья] группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе. И люди для торговли прибывают в Куйабу. Что же касается Арсы, то неизвестно, чтобы кто-нибудь из чужеземцев достигал ее, так как они там убивают всякого чужеземца, приходящего в их землю. Лишь сами они спускаются по воде и торгуют... И вывозят из Арсы черные соболи и олово... Эти русы торгуют с хазарами, Румом и Булгаром Великим".
  Если Куйаба легко отождествляется с Киевом, а ас-Славийа - с Новгородом Великим, то ал-Арсанийа изрядно попутешествовала по карте. Ее помещали в Верхнее Поволжье, в Ростово-Суздальские земли. Как могли из этих земель вывозить, спускаясь по воде черных соболей и, что совсем непонятно, олово? Самым верным выводом о месторасположении ал-Арсанийи (Арсании - Артании) будет ее размещение на верхней Каме, на территории Перми Великой.
  Историк X века ал-Масуди рассказывает о славянских царях следующим образом:
  "Первый из славянских царей есть ал-Дир. Он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разными товарами. Подле этого царя из славянских царей живет Аванджа (Ифранджи), имеющий города и обширные области... Затем с этим царем граничит царь Турка. Это племя, красивейшее из славян лицом, по количеству большее, а по силе храбрейшее".
  Под Диром можно понять одного из киевских царей, известного из "Повести временных лет" и других русских летописей, где Аскольд и Дир выступают "дуэтом". Под Авнаджы (Ифранджи) некоторые исследователи предполагают правителя булгар - Владавац. Однако мы считаем, что Владавац - это царь Вантита. Тогда не есть ли Турка - предводитель Перми Великой - народа аргиппев, впоследствии карпов, руководитель Арсании? А если вспомнить предводителя скифов Арианта, покорившего Европу и Азию, то не есть ли он выходец из Арсании?
  Многие ученые, начиная с И.И. Срезневского, считали и считают, что у наших предков с VI-VII существовала письменность в виде протокириллицы. Еще в XIX веке П. Шафарик писал, что Кирилл изобрел не кириллицу, а усложненную глаголическую азбуку. Протославянская письменность твердо установленный факт. Алфавит Арсании представлял собой совокупность, соединявшую традиционные русские черты и резы с общеупотребимыми для северных народов рунами и церковно-славянским написанием отдельных букв. При этом руны стали предельно семантически нагруженными и уже становились для быстрого распознавания. Образцом такого алфавита может быть Велесова книга.
  По рассказам арабских путешественников основным товаром, вывозимым из Арсании помимо свинца и мечей были меха. Действительно на памятниках VII-Х в.в. находят огромное количество шильев, иголок, кожевенных ножей и даже ножниц, то есть инструментов так или иначе связанных с кожеобработкой. Количество шильев с памятников этого времени столь велико, что иногда создается впечатление, будто бы жители этих городищ только и занимались обработкой шкур, пошивом из них одежды и обуви. К прочим ремеслам того времени можно отнести костерезное производство, плотницкое дело, ковку и литье. О чем свидетельствуют многочисленные находки ножей, тесел, зубил и топоров. Особо хотелось бы сказать о обработке цветного металла. При изготовлении украшений для поясов все чаще используется штамповка накладок. Женские же украшения усложняются, превращаясь в сложные композиции из цепочек и филиграни. Изменяется и костюм, вместо застежек сюльгам, все чаще используются пуговицы, которые изготовляются из кости, дерева и металла. Любопытно, что подобные процессы изменения застегивающих элементов характерно и для южных степных народов, в частности хазар. Помимо этого с VII в. широкое распространение приобретают украшения в виде гусиных лапок. Это несомненно связано с преобладанием обще фино - угорского этноса над воинственным культом коня. При этом почитание коня являлось своего рода выделяющим признаком соседних фино - угорских народов. Не исключено, что это был культ высокомелитаризованной группы, образующей межплеменной воинский союз. После распада которого захоронения на могильниках прекращаются. Это происходит не повсеместно, в частности на Шокшинском могильнике, погребения с VI -ХI в.в. не только продолжаются, но и сохраняют этнические особенности. Однако религиозная система верований утрачивает прежнюю воинственность, и культура развивается более мирным путем. Изменения религии повлекли за собой изменения в укладе жизни. Если до VII в. находки промысловых орудий единичны, то с VII в. на фино - угорских памятниках увеличиваются среди находок наконечники стрел, рыболовные крючки и даже блесны. Например на одном из городищ было найдено 16 рыболовных крючков и блесна для подледного лова. Облик некоторых городищ этого времени (по археологическим данным ) вполне соответствует крупным восточно - европейским городам. В их культурном слое находят части замков и замочные ключи, инструменты ювелирного производства, монеты и гирьки разновеса для взвешивания обломков монет и денежных слиточков. Все это атрибуты развитой городской цивилизации, не характерные для сельских поселений. На некоторых памятниках VIII - IХ в.в. находят монеты и их обломки, рассеянные по всей территории городища, при этом их количество свидетельствует о том, что это была ходовая монета, а не "диковина" или металлический лом, привозимый издалека. Арсания дольше всех славянских государств сохраняла вечевой способ общественного управления и "пережитки язычества". Когда ученые нанесли на карту расположение кладов серебряных монет-дихрем (VIII- X веков), то выяснилось, что вятичская земля в тот период превосходила по масштабам торговых операций с Востоком все другие районы средневековой Руси, а также все другие славянские земли. Ареал наибольшего распространения кладов арабского серебра падает на район Вятки.
  Не исключено, что вместе с монетами и арабскими купцами их привозящими, проникал и ислам. Может быть, именно это и вызвало изменение погребального обряда. В любом случаи снижение агрессивности культуры, увеличивало ее восприимчивость к инородным элементам. Соратники (люди, обедненные в "рать") постепенно превращались в товарищей людей с общим товаром). Если для воина, было важно вовремя битвы сохранять свой национальный облик, чтобы отличать своих от врагов, то купцам всё больше приходилось "сливаться" с другими народами. Занимаясь обширной торговлей, жители Арсании чаще других фино - угорских и славянских народов вступали в контакт с новым этническим образованием, сложившимся в конце 1 тыс. н.э., - Древней Русью. В результате этих постоянных контактов, происходит постепенная славянизация местного населения. Уже с IХ в. на финно-угорских памятниках появляются отдельные древнерусские вещи, а в начале Х в. целые комплексы украшений, бытовых предметов и оружия. Очень важно проследить эти вещи на памятниках где древнерусский культурный слой с гончарной керамикой отсутствует, т.к. именно это позволит говорить о славянизации финно - угорского населения, а не замене его на русское. Однако не всегда соприкосновение двух культур было мирным. В середине Х в.н.э. несколько крупных городищ погибло в результате масштабных и хорошо спланированных военных действий. Оборонительные сооружения многих памятников буквально усеяны наконечниками стрел. Примечательно, что большинство из них прекрасно изготовлены и относятся к категории боевых стрел, профессиональных воинов.
  Так кто же жил в Арсании, какие племена? Шахматов отмечает , что Артания (Арсания) была заселена вятичами. В число жителей Арсании уж точно входили и предки одного из пермских народов - удмурты. Проведенные в последние десятилетия археологические исследования свидетельствуют о том, что предки удмуртов занимали значительную территорию: низовья реки Белой, юг современной Удмуртии, бассейн верхней, средней и нижней Вятки. Лингвисты, опирающиеся на данные топонимики, еще шире очерчивают этот ареал. Одна из групп племен предков удмуртов так и называлась - ары. Татары и башкиры и в современное время так называют южных удмуртов. Как видим, что еще в средние века удмурты назывались славянами. Основу этих племен составили носители пьяноборской (продолжение ананьинской) археологической культуры, и, прежде всего, жившие в середине I тысячелетия н.э. азелинцы. Правобережье реки Волги, входившее в состав государства Вантит, занимали также представители азелинской археологической культуры. Часть исследователей считает азелинцев также и предками современной мордвы.
  Согласно "Повести временных лет" в Арсании, кроме вятичей проживали: меря (вокруг Ростова и Переславского озера; мурома на Оке, в месте впадения ее в Волгу; черемисы, мещера и мордва, на юго-восток от мери; нарова, там где Нарва; Ямь ил Емь, в Финляндии; пермь, "в губернии сего имени"; югра или остяки, на Оби и Сосве; печора на реке Печора. Как мы видим, что большинство названий взято по местам проживания племен. По нашему мнению, в Арсании проживал единый народ, но начавший разделятся по местам проживания. Возможно, что в это время начинают складываться и отличия в языках. Норвежский мореход Норд-Кап говорил, что народ Перми Великой "многочислен и говорит почти одним языком с Финнами".
  Ссылаясь на Л.Н. Гумилева можно отметить, что в период сильной засухи III века угры и гунны расселялись на север по Волге, отчего в ее бассейне возник ряд смешанных финно-угорских этносов: мордва, мари, коми, а чуваши произошли от смешения местного населения с тюркоязычными гуннами. Причем контакты устанавливались тоже на основе взаимовыгодного симбиоза, без покорения одного народа другим. А значит, роль аргиппеев и здесь была определяющей в деле примирения народов.
  Слово "комь" по-древнеславянски означает "медведь". Отсюда слово "Коми" означает, древний народ "медвежьих людей", то есть племени, чьим тотемом был медведь. Некоторые выводят отсюда понятие русской пословицы: "первый блин комом". Смысл ее кроется, что первый блин комом, не в смысле камнем, а в смысле, что первый блин отдается в традициях древнего населения Биармии - медведю.
   Вместе с тем, однако, по нашему мнению, суть этой пословицы раскрывается чуть иначе. Шамана и сейчас называют кама. Это название сохранилось на Алтае, в Якутии и Монголии. Поэтому более верным будет, что первый блин отдавали шаману - каму (аргиппею - волхву).
  В коми языке (пермской ветви финно-угорской группы) около 80 иранских заимствований и около 40 тюркских (в основном булгаро-чувашского облика) - данные В.И. Лыткина. Отсюда, он делает вывод, - вроде бы должно следовать, что предки коми находились в контакте с иранцами в два раза дольше, чем с тюрками. Считая, что вплоть до гуннов кочевники европейских степей были ираноязычными, можно предполагать контакты с иранцами на протяжении 2-3 тыс. лет. Между тем согласно традиционной точке зрения контакты с тюрками были очень не продолжительными - появление тюркоязычного населения в районе Камы, где локализовались прапермяне, связывают с приходом булгар в 8 веке, а уже в 9 веке предки коми отошли на север и контакты с тюрками прекратились. С другой стороны, булгары - явные кочевники-скотоводы. С чего бы это пермян угораздило заимствовать от них всю земледельческую терминологию, в то время как скотоводческая терминология в основном иранская? Не было ли на Каме еще до булгар каких-то тюркоязычных земледельцев - хотя бы и "скифов-пахарей"?
  По нашему мнению, речь идет не о заимствовании, а об общем праязыке. И коми-пермяцкий язык, да и сам народ, имеют больше родства с иранцами, так как в древности они составляли единый народ - уралоруссов.
  Сведения о землях далеких предков современных народов коми содержатся в древнейших памятниках письменности. Ближайшие соседи - славяне - знали эти земли под именем Пермь Вычегодская, о чем свидетельствует самый ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов - "Повесть временных лет". Скандинавские сказания VIII-X веков называли эти богатые мехами, серебром и моржовой костью территории и загадочные народы, их населявшие, - Биармия. Как считают некоторые исследователи, оба топонима, русский - Пермь и скандинавский - Биармия, происходят от прибалтийско-финского термина pera-maa, который был заимствован из вепсского языка (тоже уральского) и означает "задняя земля", Заволочье. Позднее, в XVI веке, в русских источниках в отношении коми применялся этноним "зыряне", заимствованный из языка манси - восточных соседей коми, которые называли их "саран". Лишь в XX веке утверждается самоназвание "коми" в качестве этнонима".
  Историк К.О. Тиандер в своей книге "Поездки норманнов в Белое море" (СПб., 1902) описывает один из походов Торера Собаки в Биармию. В этом походе викинги нашли богатый курган, на который местные жители ссыпали землю, смешанную с золотыми и серебряными монетами, и сидящего на вершине холма идола Йомалу, на коленях которого стояла огромная чаша, полная монет, а на шее висело ожерелье. Рассказывая о походе Херрауда и Бозе, К.О. Тиандер пишет, что, подплыв к Биармии, викинги увидели огромный храм, которым владел царь Харен, повелевающий Биармией; там поклонялись богу, называемому Йомала. По "Ведам Индии" у Ману есть брат - Яма, которого Авеста именует Йимой (а поздние переложения авестийских легенд Джемшидом). Он же в болгарско-помакской "Веде славян" - Има, в германо-скандинавской "Эдде" - Имир (Блаин Имир), а в "Книге Велеса" - бог Имир (Богумир), или благ Имир (Благомир). У коми-пермяков есть болотная хозяйка Ема - божество болот и лугов. У финнов - Йомала, у скандинавов - Емала - божество почти с теми же функциями. К.О. Тиандер перечисляет, чем поживились викинги: золотая корона с 12 разными изображениями; цепь, стоившая 300 селибр; серебряная чаша такой величины, что ее не могли выпить четыре человека, и она была полна красного (чистого) золота. Шелковая одежда алого (пурпурного) цвета, в которую был одет Йомала, стоила значительно дороже, чем "тройной груз самого богатого судна, которое когда-либо переплывало Греческое (Черное) море".
  В капищах биармской богини хранились сказочные сокровища. Скандинавские саги, например, рисуют такую картину: "Даже наружность храма была обложена золотом и алмазами, которые лучами своими освещали всю окрестность. На истукане внутри храма было ожерелье в несколько фунтов золота, венец на голове осыпан был драгоценными каменьями, а на коленях стояла чаша такой величины, что четверо богатырей могли утолить из нее жажду. Чаша была наполнена серебряными монетами".
  Кунгурская летопись пишет о ней как о "богыне древней", которая "нага с сыном на стуле седящая, приемлюще дары от своих". Подношения ей, как и другим почитаемым богам, были богатыми. В обмен на меха предки манси и хантов получали изделия восточных мастеров - драгоценное оружие и великолепные изделия из серебра: блюда, кубки, чаши. На родине своего производства эти предметы роскоши давно исчезли. В дебрях же западносибирской тайги и Приуралья они приобрели новую, сакральную функцию, бережно передавались из поколения в поколение, хранились на священных местах, благодаря чему дошли до наших дней. И в этом смысле ханты и манси сделали неоценимый подарок мировой художественной культуре.
  В одной из новгородских летописей 1332 года говорится, что у народов Перми Великой (перми и зырян) собиралось серебро для откупа от монголо - татар. Серебро это так и называлось закамским. Причем развитие древней цивилизации Гипербореи - Биармии было таково, что в серебряных чашах, котлах, кубках жители Перми Великой "крошили капусту, кормили скот" и с удовольствием откупались от новгородцев "этаким бесполезным барахлом".
  В начале IX века н.э., как сообщает Иоакимовская летопись, новгородский князь Буривой "обладал всею Бьярмиею до реки Кумены (А.И. Асов определяет Кумену как реку в бассейне Вятки). И на той реке был разбит бьярмами, погубил свою рать и сам едва спасся, уйдя в город Барма. Сей город, столица Бьярмии, был на острове реки Кумены, в неприступной крепости. И там Буривой вскоре умер". А сын Буривоя Гостомысл, призванный из Бармы, возглавил восстание новгородцев, сумел победить варягов. Из приведенного отрывка Иоакимовской летописи видно, что Биармия существовала и в начале IX века н.э. Это было сильное государство, которое не кому не сдавалась и дань не платила. Даже новгородцы могли только дойти до бассейна реки Вятки, где и были разбиты.
  Так что единый народ уралорусы уже начал делиться на племенные прагосударственные объединения. Эта тенденция позже наиболее сильно проявилась в княжеской междоусобице древней Руси. Однако напомним, что первичное разделение Биармии на отдельные государства (Арсания, Вантит и собственно Биармия) происходило без значительных вооруженных столкновений, по крайней мере, пока что следов этого не выявлено.
   В это время дружины такого масштаба могли принадлежать лишь крупным государствам: Хазарии, Булгарии или Древней Руси. С другой стороны и походы Святослава на булгар, а позднее Владимира на вятичей, так же могли привести к гибели наиболее крупных и богатых городов Арсании, которая оставалась мирной страной. Велесова книга пишет: "Наконец, по-видимому, где-то в Предуралье, жили "обитатели подножья высоких гор...название этого народа - аргиппеи.... Говорят, что все они, как мужчины, так и женщины, плешивы от рождения, курносы и с большими подбородками; речь у них особая; одеваются они по-скифски, а питаются плодами деревьев... Никто из людей не обижает их, потому что они считаются священными, нет у них никакого вооружения. Далее, они улаживают раздоры в среде окрестных народов, а убежавший к ним изгнанник защищен от какой бы то ни было обиды" Есть древняя легенда, которая гласит: до грехопадения человек был почти лысым и его голову украшал нимб. Едва наши прародители впали в грех, как космические лучики вокруг головы отяжелели и превратились в волосы. Так не были ли аргиппеи - жители Арсании последними жителями рая (Гипербореи) - автохтонными жителями Биармии? В пользу этого свидетельствуют множественные упоминания богатыря Добрыни, в топонимах и легендах этой земли. А ведь как известно Добрыня был родным дядей Владимира и руководил многими его воинскими походами. Арсания распалась и ее осколком осталась Пермь Великая. После этих великих потрясений славянизация Арсании фактически была завершена и к ХI в. местное население приобретает облик древнерусского, сохраняя в костюме верованиях, воинских и общественных обычаях, пережитки древних дославянских традиций.
  Арсания-Биармия
   Итак, страна под названием Арсания-Биармия (Арьяварта, Айраватта, Артания, Оратания, Арата и т.д.) действительно существовала, и находилась она на территории Урала и прилегающих к нему земель, как на востоке, так и на западе, охватывая даже большие территории, чем намного более поздняя Киевская Русь. Именно она является отправной точкой последней из известных нам волн индоевропейских экспансий - арийского завоевания в 3 000 до н.э.. Скорее всего, эта страна и фигурирует в греческих мифах как Гиперборея, хотя согласно исторической традиции, Гипербореей принято называть легендарную прародину белой расы вообще, располагавшуюся еще севернее. Центром Арсании были земли на территории Урала. Там, в одно и то же время с расцветом Трипольской Цивилизации к югу, обитали воинственные белокурые полукочевники, жившие не только за счет охоты, животноводства или торговли, но и за счет набегов на богатые земли к югу. Ближайшими их родственниками были "древнеевропейцы", принявшие участие в этногенезе кельтов, германцев и западных славян. Эту "альтернативную" ветвь белой расы связывают со вторым легендарным местом древности - Атлантидой, Антланью, Альтландом Германа Вирта.
   Современники, от храмовых писцов в городах-государствах Бронзового Века и до арабов первых веков н.э., описывают ариев (артанцев, арсанийцев...) как могучих великанов, не признававших ярма тогдашней цивилизации. Постепенно, с ростом численности населения, эти грозные воины переходили от набегов к планомерным завоеваниям и колонизации покоренных земель. Они отбили у своих дальних родственников, т.н. "древнеевропейцев"-протокельтов, территории центральной Европы до Рейна (в последствии там сформировались германские и западно-славянские народы), завоевали территорию будущих Эллады, захватили север Италии, Иранское нагорье, основали несколько городов-форпостов в Междуречье и на Кавказе. Именно о борьбе города Ура с таким форпостом как о борьбе с демонической "Араттой" повествует шумеро-аккадский эпос. Позднее произошло и самое известное деяние древних арийцев - завоевание Индии. Но все это было лишь прологом к рождению Арьяварты-Артании как страны, как цивилизации. Родственные названию этой страны слова - это и Ордос/Ортос (порядок), и кельтское "ариан" (серебро) и "артос" (медведь), и аристократы, и орден, и орда (только для русских это слово имеет "монгольский" оттенок - на западе существует такое устойчивое словосочетание, как "орда викингов"), и немецкое "орднунг", и ярость... В более поздние времена, когда Арсания стала форпостом земледельческих працивилизаций Европы на границе леса и степи, "арий" стало обозначать и "пахарь".
   До массового применения лошадей в военное дело и сельское хозяйство арийцы отправлялись в свои походы либо пешком, либо на легких речных кораблях, которые в случае необходимости могли силами экипажа или пленников перетаскивать по суше. При отсутствии хороших дорог в непроходимых лесах древней Восточной Европы реки были естественными торговыми и мобилизационными артериями ее населения. В перемещении кочевников пешком также нет ничего странного. Именно такими были кочевники Мезоамерики до конкистадоров, в том числе ранние ацтеки, своего рода американские "ассирийцы", наводившие своей кровожадностью ужас на более "гуманные" народы. Поскольку, как правило, ариям приходилось сражаться против превосходящего, да еще и обороняющегося, противника, они делали ставку на тяжелую броню, не менее тяжелое оружие, высокий боевой дух, взаимовыручку и умение сражаться в строю. В идеале пеший воин с большим щитом должен был выдержать натиск всадника. Таким образом, именно из организации и тактики первых дружин Арсания появились такие знаменитые военные машины древности, как викингская, спартанская и македонская.
   На завоеванных землях арии основывали новые государства. В то же время сама их "отправная точка", познакомившись с городскими цивилизациями покоренных народов, также прошла путь от локальной варварской конфедерации до амбициозного раннего государства с "феодальным" устройством - таким же, которое было на юге, в стране хеттов. Из всех завоеваний Арсания удержала лишь трипольские земледельческие поселения средиземноморцев, население которых, скорее всего, и стало третьей, производящей кастой традиционного арийского общества - индийскими вайшью или отечественными огнищанами. Ранее все арийское общество делилось на меньшую по численности касту жрецов и большую - воинов, пастухов и земледельцев. Можно перенести свидетельство Тацита о браке у германцев на их предков и родичей - ариев: семья рядового жителя Арсании была моногамной, и только вожди обзаводились несколькими женами. В Арсании не было ни матриархата, ни патриархата, был своего рода "биархат" - господство полноценных представителей социума над неполноценными, без различия пола. Тот же Тацит свидетельствует, что германцы (а значит, и предшествовавшие им арии) считали супружескую измену тяжким преступлением, особенно если в этом был замешан инородец. К слову, женщины Арсании-Артании владели оружием не хуже мужчин, а в приграничных областях девушка вообще не могла выйти замуж, не убив ни одного противника. Смешение с инородцами или подражание им вообще не одобрялось: известно, что ближайшие соседи, Арсании, скифы, именно по этой причине убили своего мудреца Анахарсиса. Общей религией Арсании-Артании с незначительными локальными вариантами было почитание Громовержца в образе крылатого Дракона и Матери-Земли в образе Змеи.
   В период своего расцвета Арсания представляла собой множество городов и селений, связанных речной транспортной сетью и малочисленными дорогами. Глухие места между ними и границы контролировали из своих кромов-цитаделей воинские братства. Верховный правитель ("царь"), хотя и имел статус благословленного Богами, решал только глобальные вопросы вроде ведения войн и внешней политики, т.к. просто физически не мог контролировать всю страну при помощи гонцов. Таким образом, города Арсании имели вечевое самоуправление и были скреплены в единое целое не административно-карательным аппаратом, а осознанием своего кровного единства и необходимостью бороться против многочисленных врагов-инородцев. В времена своего расцвета Арсания простиралась от нынешней Польши до Урала и далее до Минусинской впадины, от Прибалтики до Черного Моря, где в степях кочевали скифы и сарматы, игравшие роль позднейших казаков. Вообще, для тех времен слово "Арсания" можно считать синонимом "Руси", "Арьяварта" (ср. английское aryan world) - "Российской Империи", "Арьянем Ваэджо" - "Русская Земля". С запада Арьяварта-Артания соседствовала с обособившимися от нее германцами и венетами, а также пытающимися отбить свои исконные земли кельтами, с востока - с первыми монголоидами, вырвавшимися со своей алтайской прарордины на просторы Степи, с севера - с угро-финнами, племенами лесных охотников смешанного происхождения, а с юга - с фракийцами и греческими колониями. Со всеми этими соседями нашим предкам пришлось немало повоевать, причем иногда - одновременно на всех направлениях. Однако, судя по материалу позднейших русских былин, корнями уходящих во времена Арсании, война на уничтожение шла исключительно с расовыми чужаками, с ними же осуждались и браки, чего совершенно не было в отношениях с ближайшими родичами - потомками арийских завоевателей и шире вообще с белыми.
   Арсания-Артания пережила несколько кризисов, связанных с древнейшими переселениями народов, проходивших по ее территории. В 1 тыс. до н.э. ее территория, судя по арабским источникам, сжимается едва ли не до исконного "пятачка" в районе будущей Перми Великой. Угро-финны занимают северные области и Прибалтику, откалываются Славия антов, Куявия, причерноморская Сарматия, монголоидные кочевники постоянно наносят удары по восточным границам. Скорее всего, окончательное крушение Арсании было вызвано готским и гуннским вторжениями, надолго, до Киевской Руси, превратившими территорию древней восточноевропейской цивилизации в малозаселенные лесные чащи. А не было ли причиной распада Арсаниис увеличение роли знати началось разделение Арсании -Биармии на отдельные царства, как впоследствии было и с Древней Русью?
   Однако наследие Арсании-Артании сохранилось. Ее наследники - славяне-русы справедливо полагали Восточную Европу своей, и вели кровавые войны за ее объединение под властью русских князей. К сожалению, из-за уничтожения гигантских пластов дохристианской традиции при Владимире Крестителе, мы не знаем, какую именно память сохранили русы о великой северной державе своих дальних предков, и не вдохновлялись ли Олег, Игорь, Святослав примером ныне неизвестных нам арийских царей.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"