Аннотация: Это сборник рассказов, взаимосвязанных своим происхождением. А именно: герои и сюжетные линии вырваны из сновидений. Множество переплетённых между собой или никак не взаимосвязанных миров... возможно вам встретятся среди них знакомые?..
Натали Тумко
АЛЬБОМ СНОВИДЕНИЙ
Роман
ЧАСТЬ 1
Мой любимый столик в самом углу зала. Отсюда мне хорошо видны входящие посетители, но сама я остаюсь для них удачным компромиссом между случайным клиентом и тенью от замшевых штор.
Маленькое кафе. С двух сторон - два зрительных зала. Столики расположены вдоль стен, чтобы не мешать движению от лестницы к барам.
Кинотеатр. Царство иллюзий. Лучшее место для того, чтобы начать роман о сновидениях. То есть, чтобы закончить, потому что я пишу его с тех пор, как поняла, что вижу что-то, что стоит записывать. О чем стоит вспоминать. Большая часть моего странного романа уже покоится в толстых амбарных тетрадках и в ноутбуке по имени "Букашка". Этот роман со мной почти всю мою жизнь... о, не волнуйтесь! Я не собираюсь мучить вас мемуарами! Это было бы нечестно и расточительно с моей стороны - занимать ваше время такими пустяками.
Писать о том, что знаешь - всегда рискованно: может найтись тот, кто знает об этом же больше тебя. То ли дело, рассказать про то, в чем не разбираешься абсолютно, честно предупредив об этом почтенную публику. Какой тогда спрос? Анализировать - не мое дело. Мне бы запомнить то, что вижу, а потом попытаться передать все это словами, что тоже задача не из простых. Слова имеют обыкновение не находиться в самый ответственный момент. Они не то, чтобы теряются, просто их нет на привычном месте - в голове. Они находятся, когда в них уже нет такой острой надобности.
Но, начнем, пожалуй! Какую же историю поставить первой? Тут важно не ошибиться, иначе весь альбом - насмарку! А, впрочем, я их все люблю. Попробую наугад поставить палец на список. Способ - не хуже иных. Некоторые сны не стоит смотреть по порядку. Да и какой может быть порядок у снов?
СЛУЧАЙНЫЙ ЛЕС
Старик нехотя вышел из маленькой сторожки, повертел ключи в руках, ворчливо поинтересовался:
- Куда это, на ночь глядя? С утреца бы завтра пришел.
- Нельзя. Утром может быть поздно.
- Ну, это конечно. Только все равно лучше бы подождать. Нехорошо здесь ночью, не надо бы...
Он говорил как-то странно, будто заучено, хотя все знали, что проехать эту дорогу можно только ночью, и только через это место и этого старика, а он все равно уговаривал, и не понятно было, зачем он это делает. Впрочем, недолго. Убедившись в твердости моих намерений, дед по нехоженому снегу проковылял до железных ворот, снял проржавленный замок и неохотно, будто продолжая еще уговаривать, отошел в сторону.
Я сел в машину, завел мотор и медленно двинулся в случайный лес.
Фары высвечивали в темноте кроны деревьев и неширокую хорошо укатанную дорогу. Кто ее здесь, интересно, укатал? Снег по краям дороги лежал ровными буграми, кое-где виднелись следы местных обитателей. На небе светили звезды.
На дорогу вышел зверь и задумчиво посмотрел вслед машине.
Вдруг из под колес с комьями снега стали вылетать маленькие бурундуки. То, что это именно бурундуки, а не какие другие звери, я разглядел вполне отчетливо, и удивленный сбавил скорость, хотя и так ехал медленно. Бурундуки вылетали еще минут десять, я уже почти привык к ним, в тишине исчезали они где-то в лесу, в недосягаемости света фар и больше не появлялись. А потом прекратили.
Нельзя останавливаться. Никогда нельзя останавливаться.
Кто-то голосовал впереди. Женщина. Я остановил машину, женщина молча открыла дверь и села со мной рядом. Мы поехали. Мне хотелось заговорить с ней, спросить, что она делает одна в таком месте, и куда она хочет доехать на моей машине, но спрашивать не получалось, хотя я не мог найти этому явной причины. И вдруг нашел. Женщина была белой. Белесой. Такого неестественного цвета, как разукрашенные лица мимов. Нереально белая... Мне сделалось неуютно.
Из тумана вырос слон и замер посреди дороги. Я, не успев затормозить, проехал сквозь него, но слон даже не обернулся, занятый какими-то своими, одному ему известными мыслями. Женщина не удивилась, вообще не проявила никаких признаков беспокойства. За поворотом дороги она положила свою ладонь на мою руку, и я понял, что пора остановить машину. Еще я понял, что у женщины ледяные ладони.
Я невольно оглянулся, когда незнакомка вышла. Она сделала несколько шагов по хрустящему снегу, потом закрутилась в вихрь, части ее одежды стали мишурой пыли, веток и снега, и унеслась в темноту обратно, наверное, на то же самое место, откуда я ее подобрал.
Мне вспомнились разговоры об этом лесе и о его нестрашных странностях, и о том, что не каждый возвращается оттуда... то есть, отсюда. И о том, что этот лес сам решает, стоит тебе помогать, или нет, и насколько, и в чем. Сейчас это не имело большого значения. Просто был лес, и я в лесу, и этот лес решал, стою ли я того, что бы меня отпустить, или надо оставить меня и превратить в одного из немых своих обитателей.
Не важно, как быстро ты едешь, важно - как долго ты едешь, поэтому езжай медленно, что бы ни в чем ни ошибиться.
А потом что-то случилось. Сначала я не понял что, но вдруг понял и уже не мог оторвать взгляда от неба. Звезды пульсировали. Они стали распускать в разные стороны круги, будто следы от камня на воде. И падать. Конец всего.
Мне захотелось умереть за пять минут до этого, не видя и не зная, что через пять минут начнется конец света и звездопад, и веря, что будет кому вспомнить обо мне, и в следующей жизни мне будет куда вернуться. Оказывается - некуда уже.
Я ехал дальше, потому что это все равно не имело смысла, а что бы остановиться, нужно было придумать зачем, и не было того, ради чего это стоило сделать... В тишине падали и распускали круги звезды.
Машина спокойно скользила по лесной дороге. Она ничего не боялась и ни чему не удивлялась, и если бы я, ее хозяин, исчез сейчас навсегда, ее бы это ничуть не расстроило...
Некоторым людям свойственно одушевлять свои машины. Но я-то знаю, что ее любовь прямо пропорциональна качеству масла и бензина, а так же покрышек и всего того ливера, что можно пронаблюдать, если открыть капот.
Размышляя об этом, я старался не смотреть на небо, а когда все-таки случайно взглянул на него, то увидел тучи и пасмурную зимнюю ночь. Через какое-то время пошел мелкий снежок, и конец света стал забываться.
Я выехал из случайного леса через те же самые ворота, что и попал сюда, хотя не заметил, чтобы ездил по кругу. Старик кивнул, церемонно закрыл ворота на старый ржавый замок и, не сказав ни слова, ушел в свою сторожку. Впрочем, мне было не до разговоров. Как только старик ушел, я ринулся по дороге в город, машинально отметив про себя, что уже светает.
Я вошел в больницу, почти не осознавая, что делаю. Прошел по еще пустому коридору на второй этаж и увидел Ее брата, видимо, он провел здесь всю ночь. Братишка подскочил ко мне, начал что-то говорить, говорить... Слова разлетались в пустоте, теряли смысл и отражались от стен ненужным фейерверком... Кризис миновал. Теперь у Нее все будет в порядке. Милая моя девочка. Я справился. Я сделал все, как надо.
Стульев поблизости не было, я прислонился к стене, а потом сполз и сел на пол. И только теперь позволил себе забыться.
Мне всегда нравились мои сны, но долгое время я не придавала им значения: мне казалось, что все видят нечто подобное, и глупо рассказывать о том, что общедоступно и понятно. Это было что-то вроде игры, о которой не забываешь, но перестаешь думать по утру.
После того, как я стала записывать сны, мои писательские упражнения резко пошли в гору: я обнаружила силу ритма слов и стала учиться применять ее так, что бы сон передавался как можно вернее. Одно дело - плохо что-то придумать, другое дело - не суметь рассказать то, что и сочинять-то уже не надо. Новый вызов. Новые уроки.
Любой писатель, не зависимо от уровня таланта, мечтает о признании. Это правильно, иначе многие произведения не увидели бы свет из-за скромности или лени авторов. Как только сны обретали форму рассказа - они попадали к читателям. Сначала - к родным, потом - к друзьям, потом - к друзьям друзей и так далее.
Меня похвалили за фантазию. Я объяснила, что я тут - почти не при чем. Мне не поверили. Я сказала, что вот конкретно это - мне приснилось. От начала до конца. С именами, диалогами, композицией. Мне сказали, что фантазирую я хорошо, а вру - плохо, потому что таких снов не бывает. Некоторое время я прибывала в шоке. Потом осторожно стала расспрашивать знакомых о том, как именно они проводят время от засыпания до пробуждения, и открыла много интересного!
Оказалось, что некоторые люди вообще не видят снов (или не помнят о том, что их видят).
Оказалось, что многие видят черно-белые сны.
Оказалось, что связанного сюжета с героями и выводами - кто-то не помнит с детства, а кто-то сомневается, что такое вообще возможно.
Оказалось, что из моей классификации (ее я приведу чуть позже), к большинству моих знакомых, приходит только два-три вида сновидений, преимущественно малоувлекательные.
Когда я заговорила об управлении сновидениями, мне посоветовали пропить курс "ноотропила". Потом попались любители Кастанеды, и я хотя бы внятно смогла объяснить, что имею в виду, тем, кому действительно интересно было меня послушать. Спасибо вам, родные! Я бы и дальше жила, не ведая, что обладаю чем-то особенным.
ТО САМОЕ ОЗЕРО
Когда на улице идет дождь, капли падают в озеро, много капель, и от каждой капли идут круги, и тогда озеро перестает отражать то, что его окружает. Мало кто знает, но в такое время по воде можно ходить. Просто редко кому придет в голову бродить здесь во время дождя: тогда песок становиться липким, ил смешивается с опавшими листьями, становясь похожим на нищенское тряпье, от воды веет холодом, словом, озеро будто отгоняет случайных посетителей обратно в теплые уютные домики. И посетители охотно соглашаются с этим. Действительно, что тут делать в такую погоду? Можно вернуться утром, когда тучи разойдутся, и все снова станет просто, понятно и правильно.
Но в ту ночь мне некуда было возвращаться. Только что у меня отняли мой теплый уютный домик, и все, что с ним связано: уверенность в себе, в завтрашнем дне и в той фразе, которую говорят во время венчания: "В болезни и здравии, в богатстве и бедности...". Там было еще что-то про верность, так вот в это я теперь точно не верю.
Я купила бутылку коньяка, но не потому, что хотелось выпить, а потому что где-то в подсознании засела мысль, что в таких случаях - это необходимо. Почему-то верилось, что станет лучше. Первый же глоток донес до меня простую истину: если гадость разбавить гадостью - радость не наступает.
Плакать не хотелось - сырости вокруг хватало, этот дождь, лужи, темень вокруг. Фонари освещали только сами себя, лампочки не в состоянии были привлечь даже примитивных ночных бабочек, впрочем, возможно в дождь бабочки тоже отсиживаются по домам. По своим теплым уютным норкам.
Ноги сами понесли меня к озеру. Комок в груди не оставил места для страха. Страх - обычное состояние женщины, бредущей по ночи в лесу. По крайней мере, так было раньше. Озеро было совсем близко от нашего поселка - всего минут двадцать пути.
Я сама не заметила, как оказалась у самой кромки воды. Зачем я сюда пришла?
Ноги требовали отдыха. Мне пришлось остановиться, и тут я услышала шелест. Этот шелест отличался от шелеста дождя или листьев под ногами. Без луны трудно было увидеть, кто или что издает посторонний звук, но мне показалось, что этот звук доносится с середины озера.
Лодка.
Здесь не бывает лодок.
Лодка приближалась. В ней сидели двое: молодой человек и девочка лет шести. Она могла быть как его дочерью, так и младшей сестренкой.
Они подплыли совсем близко и остановились почти у моих ног. С опозданием я заметила, что в лодке нет весел. Может, она управляется как-то иначе? В полумраке многие очевидные вещи кажутся загадками.
- Вы долго ждете? - спросил молодой человек. Голос у него был чистый и очень приятный. Я не сразу поняла, о чем он говорит.
- Что?
- Вы долго ждете? - повторил он.
- Я никого не жду. Я здесь - случайно.
- Да, так всегда бывает, - сказал он, будто согласился с каким-то моим утверждением. Или не моим. Дождь продолжал моросить, но и человек и девочка были сухими. Казалось, этот дождь не имеет к ним отношения.
- Кто вы? - спросила я.
- Мы? Вы видите нескольких?
- Конечно. Вы и ваша спутница. Кто эта девочка? Сестра?
- Сестра... - задумчиво произнес он, не глядя на нее и не показывая, что знает о ее присутствии. - Да, возможно. Что ж, тогда отвечу на вопрос за двоих. Мы - это что-то вроде придорожного камня. Любите сказки? Направо пойдешь, налево пойдешь... и так далее.
- Кажется, в сказках за это требуют голову или коня?
- Вы читали не те сказки. Зачем придорожному камню головы и кони?
- Что же вам нужно от меня, придорожный камень?
Незнакомец протянул мне руку.
- Не хотите ли зайти в лодку? У вас ноги замерзли, вы стоите в тине.
Я молча приняла его предложение. Собственно, в таком состоянии я могла согласиться на что угодно. Лодка плавно отчалила от берега, хотя теперь уже точно было видно, что ею никто не управляет.
Молча, мы выплыли на середину озера. Лодка остановилась, и молодой человек вдруг сказал:
- Вам пора.
- Что? Утопиться?
- О, нет. Выбрать дорогу.
- Но мы посреди озера!
- Да, - кивнул он, ничуть не смутившись этим обстоятельством. - Отсюда очень удобно смотреть на всё со стороны. Не бойтесь. Главное - поймите, что вам действительно нужно.
Я встала, потом пожала плечами, глядя в мутную воду.
- Что нужно? Уж и не знаю. Наверное, поцелуй прекрасного принца, никак не меньше...
Интересно, как это - сброситься с лодки вниз? Мне представилось, как холодная вода сомкнется над моей головой, и тяжелая одежда прилипнет к телу, или нет, не прилипнет, она будет развеваться в воде, как на ветру... Словно из далека до меня донеслось:
- Это, пожалуй, можно устроить.
- Что? - я обернулась на голос, и оказалась в объятьях. Незнакомец поцеловал меня, легко, тепло, нежно. Так, как целуют милых, дорогих, желанных. Так, как целуют впервые и без надежды, что будет когда-нибудь второй шанс, и вкладывая в этот, единственный поцелуй - всего себя, без остатка, отдавая все, что возможно, и даже больше...
Я совсем забыла, как это бывает. Каковы на вкус первые поцелуи. Мне показалось, что все вернулось сейчас: и юность, и свежесть чувств и острота восприятия, когда ничего не может быть важнее, чем взгляд, улыбка, голос любимого человека... Когда один только поцелуй составляет безграничное счастье, и это счастье переполняет до верху, не оставляя внутри места ни для чего иного.
Я не заметила, как ступила на воду. Дождь закончился, но воздух еще был полон воспоминанием об этом дожде, и мне казалось, что я тоже - часть этого воспоминания.
Я шла к вязкому берегу, в темноте, по озерной глади, по воде, на которой не было отражений, и мне виделось, что вот теперь только все встало на свои места. Теперь-то и началась настоящая жизнь. Без обмана и недоверия. Без постоянного ожидания предательства. Удивительно, все это время я не замечала, что живу на грани несчастья. Человек рядом со мной давно превратился в привычку. Мы привыкли "бросать привычку", "избавляться от привычки", но нам странно "потерять" привычку. Это кажется кощунством, будто что-то неодушевленное посмело воспротивиться установленному порядку вещей.
Я шла по озеру, ослепленная счастьем, новая, добрая, всепонимающая. Я обрела способность УСЛЫШАТЬ несчастье своего муже, его усталость быть привычкой, его желание быть счастливым. Он не думал тогда обо мне, как я еще минуту назад не вспоминала о нем. Немножко счастья для себя. То, чего не хватает нам всем. Просто мы боимся быть счастливыми, видя в этом предательство, и не умея найти иной дороги, кроме как измены и мук совести, или полагая себя верными и постепенно теряя интерес к жизни.
Странные мысли кружились в моей голове. Оказалось, что факты - менее важны, чем повод, приведший к этим фактам. Оказалось, что время от времени нам необходимо испытывать несчастье, как и безграничное счастье, подобное тому, что испытывала я сейчас. Только тогда мы можем быть уверены, что живем. Только тогда, когда знаем, что никого не сделали привычкой.
Мои ноги спокойно ступали на воду. Я знала, что так будет до тех пор, пока на озере нет отражений. А что дальше - зависело от меня.
И теперь я это понимала.
Мне было тогда девятнадцать лет. Опыт взрослой замужней женщины был мне странен, как и многие в таком возрасте я считала, что выходить замуж нужно один раз и на всю жизнь, и что измены не простительны, особенно, если изменяют тебе.
Этот сон перевернул все в моем мировоззрении с ног на голову. За одну ночь я пережила долгий опыт замужества, измену, чувство предательства и прощение - в той степени, какую может дать только абсолютное понимание другого человека.
Сейчас, перечитывая эту историю, я вспоминаю свое давнее отношение к ней и думаю, что во многом мои взгляды менялись благодаря вовсе не жизненному опыту, а вот таким вот сновидениям, которые однажды позволили мне оказаться "в чужой шкуре". Это куда лучший метод воспитания, нежели простой рассказ о том, как это может быть, или как это было у других. Кстати, о методе воспитания: и на эту тему мне есть, что сказать.
МЕТОД ВОСПИТАНИЯ
Опять они превратили меня в дерево. Мне кажется, они специально превращают меня во что-нибудь уж совершенно бездвижное, чтобы я понял, как это плохо и перестал шалить. Не так уж я и шалю. Я сосредоточился и потряс кроной. На маму это особенного впечатления не произвело.
- Ну, как, ты все понял?
- Понял я, понял. Я все понял.
Мама подмела веничком упавшие с меня листья и сказала:
- Я хочу, чтобы ты вырос культурным человеком.
- А я не хочу быть деревом.
- Договорились.
Мама щелкнула пальцами, и я опять стал самим собой.
- Иди, помой руки и садись обедать.
- Хорошо.
Я пошел мыть руки. Я тщательно намылил сначала одну ладонь, потом - другую. Вернее, я попытался намылить другую ладонь, но первая оказалась настолько намыленной, что мыло выскользнуло у меня из рук и удрало под раковину. Я, конечно, ринулся за мылом. Оно - от меня...
Когда мы проскакивали мимо кухни, мама очень строго постучала ложкой по столу. Она, наверное, подумала, что я опять шалю, но это же было не так! Мыло опережало меня на каких-то пол метра, я бы и сам его уже догнал, но тут оно поднялось в воздух и, следуя маминому велению, перекочевало обратно в ванну. Я пошел домывать руки.
- Как дела во дворе? - спросил папа, накручивая длинную макаронину на вилку.
- Замечательно, - буркнул я. - Подрался с Валеркой.
- Это с чего вдруг?
- Помнишь, на прошлой неделе, ты превратил меня в кота?
- Надо же было тебе объяснить, что животным тоже бывает больно и страшно, если загонять их на деревья.
- Я-то это понял. А Валерка - нет. Пришлось сегодня объяснить. Доступно.
- Ты уже подготовил учебники? - спросила мама. - Скоро каникулы заканчиваются.
- Успею.
- Иногда ты ведешь себя, как маленький. Тебе уже восемь лет, это серьезный возраст. Я не могу все за тобой проверять, как раньше.
- Мам, я все успею. Честное слово.
Мама включила чайник и протянула папе лимонный кекс.
- Спасибо, родная. Кстати, сынок. Можешь начинать придумывать, какой подарок тебе нужен к началу учебного года. Небольшой, скромный, желательно полезный. Глобус не заказывай, мы его тебе и так купим.
- Уже можно говорить?
- А ты уже придумал?
- Да. Давно.
- Потерпи. Скажешь через неделю, тридцатого августа. И помни про хорошее поведение, его пока никто не отменял.
Я подумал, что неделю вполне могу себя хорошо вести. То есть, я и так себя хорошо веду. Обычно. Просто родители почему-то так не думают.
Я давно решил, о чем попрошу папу в конце лета. Попрошу его на целый день сделать меня альбатросом. (Я уже был когда-то чайкой, но тогда я заработал это за то, что кидал камнями в птиц на помойке, и мама наказала меня. Я должен был понять, что такое полет и что такое, когда нечего есть. С тех пор мне уже не хочется кидать в кого-либо камни.)
Я облечу весь наш городок, каждый закоулок, каждый дом. Я буду кружить над гаванью, а дети будут задирать головы к небу, смотреть на меня и думать: это - альбатрос. Он прилетел издалека и скоро снова отправится в путь.
Увидеть альбатроса - к удаче. Они редки в наших местах.
Записывать сны оказалось не так легко, как я полагала. Нельзя было отложить запись "на завтра", или даже "на послеобеда" - история испарялась безвозвратно. Не было ни сил, ни средств ее вернуть. Можно помнить содержание сна, или диалоги (если они были, эти диалоги), или действия. Но помнить СЕБЯ, ту, или того, кем была тогда, прошлое-будущее, воспитание-мировоззрение, единое осознающее СЕБЯ именно ТАК, а не иначе - удается лишь в те несколько минут после сна, в лучшем случае - пару часов. Все равно, что пытаться удержать туман.
Очень скоро я поняла, что недостаточно пересказать содержания сна. Суть его - остается "за кадром". Кусочки историй и миров, которые я вижу, можно собрать в любую картинку, главное - передать ощущение от этого мира и от существ, с которыми встречаешься по пути. Сны - много больше, чем просто рассказ. Глупо было бы утверждать, что любой пересказ сна - это и есть сон.
Как описать легкость полета? Усталость от многолетней любви к человеку, которого в реальности я не знаю? Счастье первого поцелуя, пережитого мною (или незнакомой девчонкой, которая волновалась, что кто-то ее заметит, и от этого становилось страшно, но и удивительно здорово)?
Чужие фобии; страхи, не известные мне; мысли, которые никогда не могли бы прийти мне в голову; дружба со зверем неизвестной породы (что-то между волком и динозавром - большое, медлительное, доверчивое и добродушное, но опасное для любого врага существо), мы шли через лес, у нас было важное, но не срочное дело, и я знала все об этом звере и об этом мире. Эти чувства завораживали и приводили в отчаяние оттого, что почти невозможно пересказать увиденное обычными, повседневными словами.
В одном из сновидений меня звали Сильфа. За ночь я так привыкла к своему имени, что по утру не отозвалась на приветствие: "Привет, жёнчик. Как спалось?" я просто не поняла, к кому обращается мой муж. А когда поняла, почувствовала, как какая-то часть силы, сущности, знаний - исчезает вместе с именем, не принадлежавшим мне по праву. Спасибо, неизвестная мне Сильфа, что позволила мне немножко побыть тобой.
Иногда, самое трудное во сне - это вспомнить свой пол и возраст. Далеко не сразу, я поняла, что это и не нужно. Это даже вредно. Потому что любая конкретность притягивает к себе следующие, а стоит закрасться хоть одной ошибке,- и тогда все понесется по нарастающей, как снежный ком, и, уверяю, не в ваших силах будет его остановить. Впрочем, вы всегда вольны проснуться. Ну, почти всегда.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОНЕЦ СВЕТА
Почтальон попросил расписаться в своей тетради, после чего протянул Сергею письмо и проворно удалился.
Сережка пожал плечами, закрыл дверь и с любопытством взглянул на конверт. Заказное письмо? От кого? Обратного адреса не было, вместо этого стояла надпись: "Общий информационный отдел". Внутри лежал листок.
"Сообщаем, что 17 апреля в 11 часов 30 минут по местному времени состоится персональный конец света. Приглашение на одного человека. "
Сергей не любил навязчивую рекламу и с предубеждением относился к письмам без обратного адреса. Он сразу же пожалел, что открыл конверт. Розыгрыш был неприятен, а главное - бессмысленен.
На прошлой неделе Сергею исполнилось двадцать четыре года, но он всегда очень серьезно относился к жизни, и розыгрыши воспринимал, как проявление незрелости. Стоило забыть о письме и спокойно заниматься своими делами, но настроение было испорчено, отчет все не клеился, и Сергей впустую простучал по клавишам почти полчаса, пока не понял, что работы не получится.
Семнадцатое число, думал он, это уже завтра. Что-то произойдет? Где я должен быть, чтобы воспользоваться этим приглашением? В час у меня встреча, как все некстати... Неужели, я воспринял эту записку всерьез?
Он сам удивился, что так взволнован. Он попытался определить причину этого волнения и понял, что не может догадаться о смысле розыгрыша, в чем именно он состоит? Письмо было нелогичным. В нем не было угроз, или указаний: "сделайте то-то и то-то, иначе...", а просто сообщался некий факт, не зависящий от его, Сергея, действий. При чем и факт-то был не настоящий, абсурдный. Сергей не любил ничего абсурдного и нелогичного.
Наконец он взял себя в руки, выпил чашку густого кофе, и снова сел за работу.
Кое-как день подошел к концу.
Ночь умеет успокоить. Сон у молодого человека был крепкий, подстать его годам, и на утро Сергей уже не вспоминал ни о письме, ни о своих переживаниях.
Будильник разбудил его на полчаса раньше обычного. Молодой человек пересмотрел отчет, кое-что исправил, кое-что добавил и счел, что получилось вполне терпимо. Он быстро оделся, заглотил на завтрак привычный сублимированный набор и выскочил из дома.
Сергей жил в удачной близи от места работы: каких-нибудь полчаса ходьбы и он - на месте. А тут - завертелось. Быстрый обмен приветствиями, последняя коррекция отчета и, наконец, совещание, на котором этот отчет заслушался, среди прочих, обсудился и принялся к сведению.
К одиннадцати совещание закончилось.
Можно было отправиться на ланч и обдумать услышанное и подмеченное начальством. Но Сергей решил не думать ни о чем, а просто сидеть в уютном кафетерии, и разглядывать в стеклянную витрину проезжающие авто и толстых, ничего не боящихся голубей.
Он не смотрел на часы. Можно позволить себе слегка опоздать, теперь - можно. Маленькая компенсация за сверхурочные вечера последних двух недель.
Грохот за окном отвлек его от кофейной чашки. Он поддался порыву и выскочил на улицу...
Так не бывает.
Такое просто невозможно!
Луна занимала собой полнеба, огромный ломоть привычного спутника распадался на миллионы метеоритов, эти метеориты летели на землю, образуя огненные струи. Струи приближались и оказывались гигантскими шарами, которые падали на дома, на машины, на цветные рекламные плакаты...
Это было неестественно и безобразно, как в дешевом фильме.
Позади рухнул фонарный столб. Сергей обернулся, в этот момент что-то ударило его в висок, и молодой человек потерял сознание.
Неизвестно, сколько он пролежал без движения. Наверное, несколько часов - судя по солнцу, день приближался к вечеру. Сергей медленно поднялся на ноги и огляделся. Слава Богу, ЭТО закончилось. Все было тихо. Да. Слишком тихо.
Он вдруг понял, что ему не хватает элементарного шума. Повседневного привычного фона, состоящего из гула машин, разговоров, брани, смеха, хлопанья окон, звонков сотовых телефонов...
Пустые автомобили, пустые дома, разрушенный мегацентр, где еще этим утром предлагали любые услуги по весьма сниженным ценам...
Сергей попытался расслышать хоть что-то живое, хотя бы совсем далеко, но чтобы оно, это живое - было, и было непременно, безо всяких иллюзий. Но все молчало. Даже ветер не носил по тротуарам мусор или редкие птичьи перья. Не скрипели качели в парке. Не лаяли бродячие псы. Не было даже трупов, чтобы убедиться в том, что иные живые существа все-таки находились здесь когда-то.
И среди этой ужасающей тишины вдруг раздалось:
- Привет.
Он резко обернулся. На обломке стены, цепко держась за край тремя конечностями, сидело непонятное существо, отдаленно напоминающее человека. Трудно было определить, какого оно пола: молоденький юноша, или девушка. У существа были короткие вьющиеся волосы, тонкие черты лица и неприятные глаза с кошачьими зрачками. Одет незнакомец был в рваную простынь, перехваченную поперек талии атласной свадебной лентой. В свободной руке существо держало рожок с мороженным, и время от времени сосредоточенно слизывало сладость.
Сергей пришел в себя и, запинаясь, произнес:
- Ты... что?
На это последовал неожиданно странный ответ:
- Ох, как ты прав! Не рождаемся! Не рождаемся! Да. А почему?
Кажется, существо ждало ответа от самого Сергея. Ожидание было напряженным, от этого напряжения существо переменило позу и теперь совершенно ясно стало видно, что у него сзади длинный хвост, узкий, голый, как у крысы, но раздвоенный на конце.
Сергей отскочил в сторону.
- Сгинь! Я знаю, ты - черт!
- Почему? - удивилось существо.
- У тебя - хвост!
Существо хрюкнуло от смеха.
- Ты и кошек боишься?
Ненормальность происходящего вдруг породило в голове молодого человека новую догадку.
- Галлюцинации, - сказал он вслух. - Слуховые и визуальные... Схожу с ума.
Он расхохотался от этой мысли. Все объяснилось, стало легче.
Существо перестало лизать мороженое, обижено насупилось и вдруг, словно между прочим, подняло вторую руку ладонью к небу, в ладони тут же возник снежный ком, существо размахнулось и швырнуло ком в Сергея.
Снег оказался холодным. Парень вытер лицо, теперь ему было совсем не до смеха.
- Очень жаль, - сказал он, - сумасшествие все бы упростило.
- А то! - согласилась "нечисть".
- Вернемся к тому, с чего начали. Кто ты, и что тебе нужно?
- Я - Тень.
- По виду не скажешь.
- Много ты понимаешь!
- Тоже верно. Ты хоть мальчик или девочка? Как к тебе обращаться?
- Я не могу создавать себе подобных, у меня нет пола, как вы это понимаете.
- А что у тебя есть? В смысле, как-то же ты себя осознаешь? Ладно, вижу, с этим возникли трудности. Предположим, что ты - он. Странно мне вообразить девчонку с хвостом!
- Пусть так, - согласился Тень.
- С первым вопросом разобрались. Теперь второе: откуда ты взялся?
- Откуда вообще берутся тени: тень - есть двухмерная проекция человека.
- Не слишком-то ты двухмерен!
- Я - свободная тень. Мой хозяин отпустил меня после своей смерти, теперь я - сам по себе.
- Не очень ты похож на человека. И повадки у тебя, прямо скажем, не от мира сего.
- Всякая тень есть подобие создателя, но не создатель.
Сергей вздохнул. Он понял, что разбираться в природе существа, сидящего перед ним, просто бессмысленно.
- Ладно, перейдем к главному. Зачем ты здесь?
Мороженое закончилось. Тень печально взглянул в рожок, вздохнул и быстро сжевал хрустящую вафлю.
- Очень люблю все холодное. Наверное, это болезнь со мной такая. Могу прожить без еды, питья, воздуха и света, но без мороженого - не могу, совершенно чахну прямо на глазах. Отсюда появилась мечта: наесться мороженого вдоволь и безнаказанно. Тогда он и говорит, мол, есть такое место, где много мороженого и оно - ничье!
- Подожди! Кто... он?
- Он? О, не важно, ведь это мог сказать кто-нибудь другой.
Тень завел хвост куда-то за стену и тут же вернул, держа на конце новый рожок. Видимо, внизу лежал перевозной контейнер с мороженым.
Сергей расстроился. Он рассчитывал услышать ответы на свои вопросы, которых накопилось предостаточно, а теперь выходило, что и в этой милости ему отказано.
- Значит, ты не знаешь, - вздохнул он и опустился на лежащий рядом блок.
- Чего я не знаю? - поинтересовался Тень, глядя на добычу в хвосте.
- Что такое вокруг твориться! Где все люди? Что, в конце концов, все это значит?!
- Как, разве тебе не пришло уведомление?
- О конце света? Не смеши! Что это за конец света на одну персону? Кому это надо? Абсурд.
- Как раз нет. Все очень логично. Время от времени очень полезно устраивать конец света, но не уничтожать же для этого безобидное население. Для демонстрации хватит и ограниченного количества участников.
- Если так уж необходимо было меня уничтожить, можно было просто кирпич на голову уронить, или автокатастрофу организовать.