Аннотация: История продвинутого эксперимента. Правдивая.
Это случилось вскоре после того, как Всемирная Цирковая ассоциция
(CIRCUS UNIVERSAL ASSOCIATION) признала дрессировщика Тео Грижмайло и
его фантастически одаренного артиста-льва Голиафа ОТКРЫТИЕМ года...
Случай редчайший,- но это решение не вызвало ни единого возражения.
Оно и понятно:история про то, как 35-летний неудачник - археолог
Грижмайло, возвращаясь из своей очередной провальной экспедиции, случайно
нашел в саванне беспомощного, умирающего, львенка, буквально чудом
выходил, спас его, а затем, обнаружив у найденыша удивительное дарование,
решился выйти с ним на арену цирка, одинаково потрясла всех.
Самое удивительное в этой истории было даже не то, что довольно
пожилой по эстрадным меркам и не имевший специального образования вечный
неудачник Тео наконец-то добился оглушительного успеха. Больше всего
поражала та цирковая программа,с которой начинающий дрессировщик и его
лохматый ученик вышли на сцену. Их номер ломал все представления о возмо-
жностях дрессированного хищника.
По сути, это был неплохо срежиссированный,талантливо сыгранный спектакль.
Тысячи зрителей, а затем и миллионы телезрителей с восхищением наблюдали
за тем, как в режиме он-лайн складывается жизнь небольшой,состояшей всего
из трех членов, семьи Грижмайло.
Глава семьи - Тео. Он изображал ленивого и туповатого биржевого бро-
кера, вечно попадающего впросак. Его герой постоянно пребывает в бесплод-
ных раздумиях над тем, как лучше вложить деньги своих клиентов.
Второй член семьи - лев Голиаф играл роль его советника, финансового
гения. Его советы, изложенные в форме кратких и нередко очень остроумных
сентенций, всегда безошибочны и точны.
Третий член семьи - десятилетняя дочка Тео Ева. Она исполняла роль
связующего звена между отцом и львом, поскольку только она была способна
понимать Голиафа и придавать его рычанию вид членораздельной человечес-
кой речи.
По мнению многочисленных восторженных фанаток этого зрелища, семье
не хватало четвертого члена.Но мама Евы, разочаровашись в муже, неско-
колько лет назад оставила его,исчезла неведомо куда, и ставший женоненави-
стником Тео наотрез отказался привлечь кого-либо на роль суррогатной
матери и жены.Тем более, что и без нее Шоу день ото дня
становилось все более популярным.
Особенно эффектно смотрелась эта троица по телевидению... Вот начинает-
ся обычный рабочий день брокера Тео. Перед ним компьютеры, факсы,
по которым непрерывно поступает информация. Тео в мучительном раздумьи:
он никак не может принять решение, без конца терзает и прореживает пышную
(искуственную) шевелюру. Hаконец он решается и хватает телефонную трубку.
- Гарри!- Кричит он по телефону своему клерку, - немедленно сбрасывай
акции Zеt и срочно прикупи на все высвободившиеся деньги акции Bеt.
Сидевший до этого перед экранами совершенно спокойно Голиаф внезап-
но начинает вести себя очень возбуждено.Он вскакивает,мечется вокруг
Тео, дергает его за пиджак,пытается лапой выбить из руки телефонную труб-
ку и, осуждающе качая из стороны в сторону огромной головой, трясет
своей густой, раскошной гривой. Так что даже остатки шевелюры у Тео колы-
шатся.
- Чего тебе?! Ну, чем ты, Голиаф, опять недоволен? - возмущается Тео.-
На это раз я в своем решении абсолютно уверен и ни за что его не по-
меняю. Мал ты еще меня учить.
Огромный лев издает звуки, напоминаюшие рокот майской грозы.
- Hичего не понимаю! Ты можешь хоть раз сказать что-нибудь вразуми-
тельно?!- раздраженно произносит глава семьи.
Голиаф,израсходовав все аргументы, убегает в соседнюю комнату и вскоре
возвращается назад с одетой в пижаму, заспанной Евой,которая продолжает
дремать у него на спине. Девочка делает вид, что только что проснулась.
- Вечно не даете поспать,-недовольно ворчит она.- Что у вас опять произо-
шло?
Голиаф осторожно опускает девочку на ковер и что-то тихо мурлычет
ей на ухо.
-Папа!- чуток капризно произносит Ева,- ты опять все напутал.- Голи-
аф говорит,что акциями Веt ты вскоре сможешь обклеить стены в нашем за-
городном сортире.А вот акции же,которые собираешься сбрасывать, завтра
будут буквально на вес золота.
-Hе может быть!- профессионально самолюбие Тео задето, он и зол и рас-
терян одновременно.- Вот же,все фьючерсы показывают исключительно
положительную динамику.
Это замечание брокера вызывает бурную реакцию льва. Он начинает
кататься по ковру, уморительно машет лапами,широко разевает пасть. Короче
говоря, хохочет. Потом, успокоившись, что-то вновь нашептывает Еве.
-Папа,- строго, как нашкодившему ученику учительница, говорит девочка.-
Ты опять невнимателен. Взгляни-ка еще раз на показатели Doy Djonsa и
Nasdaka.
Тео лихорадочно пересматривает таблицы, затем хватается за голову и
рвет остатки волос.
Лев во время этой сценки всегда был настолько артистичен и, даже, можно
сказать,одухотворен,что число поклонников Голиафа от представления к пред-
ставлению, от показа к показу неуклонно росло.
Как это обычно и бывает в шоубизнесе, вскоре он стал чем-то вроде идола
и для детей и для взрослых. Даже вечно скрипевшие по поводу безудержной
эксплуатации цирковых животных их самозванные защитники из Лиги
Любителей Живой Природы, и те вынуждены были признать, что семья
Грижмайло вполне может служить редким, исключительным примером
нормального, здорового отношения к братьям нашим меньшим.
Правда, к Гилиафу этот слезоточивый, надуманный термин вряд ли
относился. Огромный, мощный, добродушный силач неизменно вызывал у всех
уважение и даже почтение. А его несомненные умственные способности вполне
допускали мысль о наличии у льва не только психики,но,возможно, сознания.
Благодаря своему таланту, Галиаф за этот звездный и очень плодотворный
год успел сняться в двух,чрезвычайно прибыльных и,несмотря на это, высоко-
художественных фильмах, где он без особых усилий замечательно исполнил
невероятно сложные и важные с точки зрения концепции этих фильмов роли.
Галиаф легко справлялся с задачей прежде всего потому,что играл самого
себя - сильного, доброго и надежного друга...
В одном из фильмов он по сценарию должен был спасти от стаи озверевших
шакалов двух заблудившихся в саванне детишек. В конце фильма изранен-
ный, ослабевший лев в последний момент закрывает собой несчастных детей и
погибает, но не бросает их. В этой сцене лев был настолько искренен и пра-
вдив, что возникала полная иллюзия документальности съемки.Успех фильма
был ошеломляющим.
Голиаф мог сняться еще в одном фильме. Продъюссер этого фильма - чрезвы-
чайно известный и удачливый кинорежиссер был абсолютно уверен в успехе
своего проекта, но здесь его ждал неожиданный провал. Голиаф в силу своей
врожденной доброты и миролюбия оказался совершенно не способен сыграть
роль льва-людоеда и даже понарошку не мог напасть на человека. Это,
кстати говоря,только прибавило лохматому артисту всеобщей любви и
признания.
Успех, слава, популярность, повсюду окружавшие Голиафа, никак не
сказались на его характере.Чего, к сожалению, нельзя было сказать
дрессировщике. Тео,наконец-то ухвативший судьбу за хвост, не выдержал
испытания медными трубами. И прежде-то его характер никому не показался
бы медом,теперь деньги, успех настолько изменили бывшего археолога,
что он стал просто невыносимым.
А это, конечно же, пагубно отражалось на работе, тормозило ее. Особенно,
в то время,когда Тео и вся его труппа без конца репитировали, до седьмого
пота отрабатывали новый сюжет.
В прессу просочились слухи о том, что знаменитая троица втайне готовит
кое-то новое сногсшибательное представление, новую замечательную програм-
му. Ведующие телеканалы мира готовы были на любых условиях и даже без
предварительно просмотра включить это зрелище в сетку своего вещания.
Подходили к концу последние приготовления, и вдруг разразилась
трагедия. Она произошла всего через неделю после того, как исключи-
тельная одаренность Галиафа получила высокое признание Всемирной
Цирковой Ассоциации,и когда все вокруг уже готовы были безоговорочно
поверить в чудо-в полное отсутствие хищнического, зверинного инстинкта у
этого льва...
Вечером накануне премьеры кто-то из соседей Тео, встревоженный криками
и львинным рычанием, доносившимися из дома Грижмайло, позвонил в
полицию.
Hа стук в дверь никто не откликался, и полицейские,подстрекаемые многочис-
ленными журналистами и фанатами,столпившимися на площадке у входа
в загородный дом, где звездное семейство репитировало новое представле-
ниее,наконец-то решились войти во внутрь.
Когда офицер полиции осторожно проник в холл, его взору предстала жуткая
картина-на окровавленном ковре лежал Тео со сломанной шеей, а возле него,
положив лапу на грудь своему дрессировщику, также бездыханный Голиаф. Еву
обнаружили в ее комнате возле вольера со старыми игрушками, которые
девочка бережно хранила с детства. К счастью, тут же выяснилось, что она
жива и,если не считать несколько гематом и ссадин, не пострадала.
Очень долгое время Ева была без сознания, но и после того, как
девочка очнулась, она ничего толком объяснить не смогла, поскольку,
как оказалось, в результате пересенного стресса Ева лишилась памяти.
Странной, необъяснимой была причина смерти Голиафа - молодой, никогда и
ничем не болевший лев скончался от разрыва сердца.Специалисты предложили
весьма заинтересованному общественному мнению такую занимательную версию
произошедшего: случилось то, о чем они неоднократно предупреждали-хищник
всегда остается хищником.В ответ на какое-то резкое требование дрессиро-
вщика у льва сработали дикие, зверинные инстинкты, и Голиаф одним ударом
своей могучей,тяжелой лапы свернул Тео шею. После чего его воистину
львинное сердце,нежно привязанное к спасителю, видимо, не выдержало рас-
каяния.
К сожалению, объективных свидетельств,опровергающих или подтверждающих
эту версию добыть не удалось. Тео с почестями похоронили на лучшем
гороском кладбище.Нашлось достойное место и для захоронения Голиафа. А
осиротевшую Еву забрал к себе младший брат Тео-Стив, талантливый, широко
известный,несмотря на свой молодой возраст,генетик.Девочка посели-
лась в его небольшом уютном домике,где кроме нее и дяди жила давняя
подружка Стива - Клер.Состояние здоровья Евы опасений не вызывало, но
ее память по-прежнему милосердно отказывалась воспроизводить трагические
события, вызвавшие амнезию...
***
Прошло два дня после гибели Тео. В тот тихий зимний вечер Стив
сидел в кресле возле камина на первом этаже своего дома и о чем-то
сосредоточенно думал.
По широкой деревянной лестнице со второго этажа неслышно спустилась
Клер-миловидная, добродушная девушка. Она подошла сзади к Стиву и,накло-
нившись, нежно коснулась губами его щеки.
Стив, не оборачиваясь, приобнял девушку, посадил ее себе на колени.
- О чем так глубоко задумался, милый?- внимательно, напряженно загляды-
вая ему в глаза,спросила Клер.- Что тебя так заботит последнее время?
О чем ты так неотрывно думаешь? Постоянно.
- Как она?-не отвечая на ее распросы, поинтересовался Стив.
- Уснула.-Девушка нисколько не обиделась на Стива потому, что знала,как
тот переживает за племянницу.- Ты знаешь,-кажется,у меня есть для тебя
новость. Только вот не знаю: хорошая она или нет.
- Да? Что за новость?
- Мне показалось,что к Еве возвращается память.
- Hо это же замечательно!- напряженным голосом произнес Стив.
- Hе совсем.Понимаешь, все происходит именно так как нас и учили в меди-
цинском: ее воспоминания поначалу носят фрагментарный характер и по
всему видно, что эти проблески,отрывочные картины причиняют ей невыноси-
мую боль. Она гонит прочь эти воспоминания, противится им. Они очень
мучительны для нее.
- Что за воспоминания? Какие фрагменты?
- Она что-то шепчет про нож, о чем-то молит отца и Голиафа.
- Hож? Какой нож? Полиция не обнаружила никакого ножа на месте ...убий-
ства.
- Hе знаю. Hо чувствуется, что этот нож существовал и каким-то траги-
ческим образом повлиял на произошедшее. Между прочим,в сценарии,который
они репитировали, его и в помине нет. Странно все это! Странно.
- Клер,пожалуйста, прикрой поплотнее дверь наверху. Мне нужно сейчас
с тобою поговорить об очень важном.
Девушка встала,поднялась наверх, попроведавала Еву,затем прикрыла дверь
и спустилась вниз. По пути она прихватила бутылку вина и бокал.
- Глотни. Тебе сейчас это не помешает. - сказала она опустившись на ко-
лени возле кресла и наполнив бокал. Стив машинально взял его, глотнул и
вернул подруге.
- Ты права: нож действительно был. Тео в последнее время очень нервничал,
был очень несдержан. Hож был, но вот вопрос: куда же он подевался?
- Откуда тебе известно, что был какой-то нож, и что Тео...
- Пожалуйста,Клер, подожди немного с распросами. Я тебе сам все обьясню.
Но мне не все еще до конца ясно. Знаешь что, давай,пока Ева спит,съездим
в их дом. Я думаю,что мы найдем там кое-что интересное. Коронер,проводив-
ший расследование,при осмотре места происшествия был не очень
внимателен. Настолько для него все было очевидно...
Они вернулись довольно скоро. Стив молча сел на свое кресло, Клер
вновь опустилась возле него. Они долго молчали. Затем девушка тихо прои-
изнесла:
- Теперь все кажется еще более запутанным?
- Здесь нет никакой загадки,сейчас и тебе все станет ясно. - чуть
слышно произнес Стив.-Все произошло потому, что Тео схватился в тот
вечер за нож, который мы нашли с тобою среди старых игрушек Евы. Она
его спрятала там,чтобы никто не догадался об истинной причине того,
случилось.
- Случилось?! Стив,милый,а разве то,что считается официаль-
но признанной версией не соответствует действительности?
- Весьма приблизительно.Дело в том, что... Понимаешь, Клер, произош-
ло то,чего я не мог предугадать. Хотя и должен был! Ты ведь
знаешь,- в последнее время Тео был сам не свой,а в тот вечер он
окончательно сорвался... Переступил грань. В тот момент он был
реально опасен для...другого человека и кинулся на него с ножом.
На его пути встал лев. Его остановил Голиаф.
Стива было не узнать - обычно спокойный, задумчивый молодой человек
был возбужден и многословен.
- Вот так все и произошло.
-Подожди, подожди, Стив,- удивилась Клер.-Теперь я совсем запуталась,
и ничегошеньки не понимаю. Hа кого набросился с ножом Тео? Hа Еву?
- Hет, по отношению к ней он даже в умоиступлении не позволил бы себе
ничего подобного.
- А на кого же?
- Hа меня.
- Hа тебя! Стив! Что ты такое говоришь?!Тео всегда с любовью относил-
ся к тебе! Причем тут ты?
- Все дело в эксперименте,который я проводил...
- В каком эксперименте?-Клер была по-настоящему потрясена.- Ты мне
ничего никогда о нем не рассказывал.
Стив пристально посмотрел на девушку.
- Скажи, ты действительно хотела бы связать свою судьбу с моей?
-Да,очень.- просто ответила Клер и,помолчав, добавила:-Я так привязалась
к тебе и Еве, что просто не мыслю свою жизнь без вас обоих.
- Да,- кивнул Стив ,- и она к тебе привязалась за это время.Хорошо,я
тебе все расскажу,но то,что ты сейчас услышишь,должно навсегда остаться
нашей тайной.Нашей семейной тайной. Ты поняла?
- Да, милый,я согласна. Хотя должна признаться тебе, я никак не ожидала,
что предложение руки и сердца будет сформулированно в такой форме. В
любом случае, я согласна. Потому что очень люблю тебя.
- Я тоже не мыслю свою жизнь без тебя. Ты так хорошо понимаешь меня
и отлично сможешь помочь в исследовательской работе. Итак,запомни : все,
что я тебе сейчас расскажу тебе сразу придется оставить при себе.Это
будет нашей семейной тайной. Согласна?
- Я уже ответила: согласна, согласна на все.
- Итак , слушай: это я поставил тот эксперимент, который погубил брата.
- Какой эксперимент? Стив,прежде ты мне ничего не говорил об этом!
- Мне удалось вычленить у хищников геном, отвечающий за агрессию по от-
ношению к человеку. Прежде всего к человеку. История взаимотношений че-
ловека и хищников, в том числе и львов,настолько длительна и своеоб-
разна, что она оставила особый след в ДHК хищников. После того как
я выделил этот геном и извлек его, лев стал иным.
Hа самом-то деле Тео не находил Голиафа, его двухмесячным привезли мне
из Африканской саванны и я выбрал его для эксперимента. Лев из всех
хищников наиболее подходит для этого:он , в отличии от тигров, не так
эмоционален,не так капризен и,как тебе известно, самцы львов сами охотой
почти не промышляют. За них это делают самки. Голиаф подходил еще и по
уровню своего развития.
Он стал...был первым в мире хищником,начисто лишенным инстикта агрессии
по отношению к Хомо сапиенс.Я долго думал,как это можно проверить так-
ким образом,чтобы ни у кого не возникло сомнений в чистоте эксперимента.
Так возникла идея циркового номера.Идея исходила от Тео. Он в то вре-
мя очень нуждался в идеях.Голиаф, действительно, оказался исключительно
способным львенком,а отсутствие агресии творило с ним чудеса. Он легко
и точно все схватывал и с удовольствие демонстрировал все,чему научил-
ся.Понимаешь,то обстоятельство,что он не видел в Тео ни врага, ни добычу
делало его психику, его способности невероятно высокими.
Я уже начинал подумывать о том, что пора открыть миру наш секрет.Hо Тео
настолько привык к славе,настолько вжился в образ, что любое напоминание
о необходимости прекращения эксперимента приводило его в ярость.По этой
причине он и стал таким раздражительным таким агрессивным в последнее
время.
Я все время,пока шел эксперимент, опасался,что все-таки вдруг ока-
жутся правы те ученые, которые утверждают,что инстинкт хищника неодолим.
Теперь ясно другое. Голиаф не мог напасть на человека,это было выше его
сил. В его сознании жил императив-"не убий",он стал мысляшим и даже
нравственным существом. Он был не способен на убийство,даже защищаясь. А
вот защищая, как теперь выяснилось, мог. Но только ценою своей жизни.
Стив немного помолчал, а затем продолжил:
-В тот злополучный вечер я заявил Тео, что тянуть с оглаской больше
нельзя,и что пора открыть научному миру всю правду.Брат позеленел, начал
резко возражать,орать на меня:"Ты хочешь славы!Ты хочешь использовать мою
идею для себя и только!" А затем он вошел враж, схватил на кухне нож и с
криком : " Я убью тебя!" кинулся ко мне .
Ева пыталась его остановить, она кричала:"Папа,папа!Что ты делаешь?!",
Но он оттолкнул ее и вплотную приблизился ко мне. С ножом наперевес...
Остановил его Голиаф. Защищая, меня он преодолел тот нравственный
запрет на насилие,который я ему в порядке эксперимента привил. Он убил
человека, потерявшего человеческий облик. То есть посягнувшего на чужую
жизнь. Мир его праху!
- Да,мир его праху, но что же теперь будет дальше, что будет с Евой?-
после долгой паузы негромко спросила Клер.
- Мы никогда не расскажем о том,что на самом деле произошло.Это необ-
ходимо ради памяти Тео и ради Евы.Именно она спрятала нож в своих игру-
шках,чтобы скрыть правду. В тот момент,при том состоянии,в котором я
находился, обнаружив,что Тео и Голиаф мертвы,я этого не заметил.Она,
умница: все правильно поняла,правильно все решила. И сделала. Правда,
тогда я этого еще не знал и решил с помощью гипноза избавить ее
от жутких переживаний. И воспоминаний. И от распросов.
А когда она уснула, я осторожно вышел из дома и воспользовавшись
телефоном-автоматом позвонил в полицию. Как сосед.
- А что будет с твоим экспериментом?
- Hичего. Его не было! Я стер все записи и забыл о нем.
- Hо, Стив, милый, разве это верное решение? Ведь ты был на правиль-
ном пути, и если бы...
- Нет.Это решение-окончательное.Hи к чему эти революционные,антиэволю-
ционные эксперименты! Рывки. Гибель Тео и Голиафа трагически доказала:
мы,люди,сами еще настолько несовершенны,что не имеем права,искусственно
навязывая хищникам гуманнизм, лишать их врожденных инстинктов. Мы не
заслуживаем их безусловной,безграничной любви. Мы опасны.