"Утомлённые солнцем" и его продолжение
несопоставимы. Это - Кино и
голливудское кино. Первое обращено к
разуму, заставляет задуматься,
второе-игра на нервах, высокохудоже
ственный скрип по стеклу.
"Утомленные солнцем" исполнены от души
и с сердцем.По сути,это изощренная месть
барской, усадебной России России
совдеповской.
"Предстояние" же - нечто аморфное,
расплывчатое.
Вот есть такая детская игрушка-пирамидка.
На устойчивый стержень нанизываются
разноцветные, разновеликие кружки.В итоге
получается сооружение цельное и
радужное.
Но это - когда игра одна и цель одна.
Когда же одновременно собирают несколько
пирамид,случается,что на ось нанизываются
не те колечки.Получается интересно, но
невразумительно.
"Предстояние"- набор оскароносных по
замыслу,а изредка, и по исполнению
эпизодов. Например, изруганные зазря
"сиськи-масиськи", имеющие на самом деле
реальную жизненную основу. См.воспоминания
фронтовиков:бывало что в аналогичной ситуации
милосердные медсестры действительно прибегали
к единственной доступной им в тот момент
"анестезии." То были продиктованные высочайшим
милосердием проявления безисходной бабьей жалости
к умирающему в жутких страданиях бойцу. Но какое,
кроме расчитанного на яркий эффект, имеет эта
реприза отношение к сюжетной линии? Да и где
она? Целостной-то картины нет.
Дело в том,что лукавый Никита Сергеич
стремится одномоментно быть приемлемым для
всех.Всем адекватным.Так не бывает.
Фашистский лётчик со слезами на глазах
разбомбивший битком набитую раненными и
детьми баржу, ползущую под знаком Красного
Креста.Ладно,допустим,тем более,что лётчик-
человек достаточно зрелый.
Но почти сразу же после этого фашистский
велосипедист комсомольского возраста,
неосознанно расстрелявший цыганский табор
и такой же танкист, раздающий на поле боя
"Майн кампф"... Перебор.
Вызванный далекими от исторической
правды соображениями уход от сложившихся
отнюдь не на голом месте представлений
впечатляет (на то и расчёт), но не
убеждает.
Иное дело "Утомленные солнцем".За исключением
финала,это-единое целостное полотно.
Как и "Покаяние", фильм многое сделал
для развенчания сталинизма.
А вот "Предстояние", коснувшееся
еще одной кровоточащей раны России,
абсолютно неудачный,репризный,лоскутный
фильм. Впечатляющий,но утомительный.
И что удивительно-утомительный Меньшиков.
В "Утомленных" у него роль, насыщенная
смыслом.Наполненная оттенками. Это тоже
месть прошлой России.Но не михалковской,
вальяжной и конформистской,а иной.
Мучительно размышляющей. Раздираемой
противоречивыми мотивами. Нанизанными на
один смысловой стержень-обжигающую душу
ненависть к быдлу,захватившему власть.
В этом смысле,да,в "Предстоянии"производит
впечатление товарищ Сталин.Прокуренные зубы,
пронизывающий,жуткий взгляд,голос,интонации,
именно он - Всенародно любимый Пахан.Волчара.
Еще никому не удавалось так убедительно вос-
произвести на экране Иосифа Виссарионовича.
Тем паче - в эпизодах.Талант, он хоть в
чём-то да проявит себя.
Но,как показалось, с этим дарованием
происходит что-то малопозитивное.
А зачинающее фильм Посвящение "отцу-
фронтовику..." это уж слишком!
Как и завершающий серию автопортрет.
Огромный,во весь экран, драматичный - типа
Ван Гог.Но насквозь пропитанный самолюбованием.