Любое движение состоит из точки - начала и точки - конца (пространственных координат) и акта движения (импульса) переносящего объект из одной точки в другую.
Французский философ, разработавший теорию длительности глубже всех других мыслителей современности, именно так раскладывал движение в своей работе "Опыт о непосредственных данных сознания" глава вторая "Идея длительности" (Анри Бергсон Собрание сочинений том первый "Московский клуб" Москва 1992г. 98 с.).
Подобное двойственное представление аналогично принципу дополнительности квантовой механики:
"Согласно этому принципу, для полного описания квантовомеханических явлений необходимо применять два взаимоисключающих ("дополнительных") набора классических понятий, совокупность которых даёт исчерпывающую информацию об этих явлениях как о целостных. Например, дополнительными в квантовой механике являются пространственно-временная и энергетически-импульсная картины. Описания любого физического объекта как частицы и как волны дополняют друг друга, одно без другого лишено смысла, корпускулярный и волновой аспекты описания обязательно должны входить в описание физической реальности. При получении информации об одних физических величинах, описывающих микрообъект, неизбежно теряется информация о других физических величинах, дополнительных к первым". "Роль принципа дополнительности оказалась столь существенной, что Паули даже предлагал назвать квантовую механику "теорией дополнительности", по аналогии с теорией относительности".
В координаты, принадлежащие (по Бергсону) пространственному представлению и импульс или длительность движения (по Бергсону) также принадлежат различным и несовместимым системам отсчета. А любое наблюдаемое нами движение является искусственным синтезом нашего сознания.
Из принципов диалектики можно предположить, что всякий синтез образуется из отрицающих друг друга тезиса и антитезиса. Импульс отрицает статические координаты. А каждая пространственная точка отрицает движение самой неподвижностью физического пространства.
Световая волна, наблюдаясь в начале периода каждого колебания и в конце, даст нам цвет (зависящий от пространственного сдвига - длины волны). Электрон, наблюдаемый одновременно слева и справа от ядра покажет нам размер и вид атома. Одновременное наблюдение двух плоских картинок, расположенных с небольшим сдвигом в пространстве, создает в нашем мозге объемное изображение.
Но переход угла зрения с одной точки на другую или перевод сознания с одного края объекта на другой его край производится движущим импульсом, образуя бергсоновскую длительность.
Причем, если между двумя концами объекта, колебаниями волны или краями тела невозможно установить причинно-следственную связь, то объект воспринимается сознанием как единое целое. Если причинную связь проследить можно - объект воспринимается процессом.