Аннотация: Статья вышла в газете "Секретные материалы ХХ века"
Влад Трушников
Первые римские папы: кто они?
Современная историческая наука так и не определилась с вопросом, действительно ли в I веке нашей эры в римской провинции Иудея жил проповедник, который, называя себя Сыном Бога, создал Новый Завет. Такая же ситуация сохраняется и в отношении двенадцати апостолов. Мнение тех, кто считает этих людей выдумкой ранних христиан, подкрепляется довольно весомым аргументом. Если о Христе вскользь упоминает в "Анналах" римский историк Корнелий Тацит (ок. 55 - ок. 120), то апостолы не встречаются в сочинениях античных авторов вплоть до IV века, когда к власти пришел принявший христианство император Константин. Однако если пристально рассмотреть версию, что никогда не существовало святого Петра, то возникнет весьма любопытный исторический парадокс.
13 марта 2013 года 266-ым папой римским был избран Хорхе Марио Бергольо под именем Франциск. На момент выхода статьи он является последним из понтификов. Имена его предшественников хорошо известны. Точно установлены и даты их нахождения на святом престоле. И вот тут начинается самое интересное! Кто же был первым?
Святой Петр
Более или менее внятное представление о жизни ранних христиан сегодня складывается преимущественно из труда "Церковная история" греческого богослова Евсевия Кесарийского, жившего в IV веке. На протяжении многих лет Евсевий собирал письменные сведения о первых римских епископах (старших наставниках). В частности использовалась работа раннехристианского историка Егесиппа "Достопамятности", которая до наших дней не сохранилась. Евсевий был другом императора Константина и писал для него возвышенные панегерики, прибегая к явным преувеличениям и обходя вниманием темные стороны своего могущественного покровителя. Позднее это дало повод многим исследователям творчества Евсевия Кесарийского сомневаться в достоверности приводимых им сведений. И тем не менее, согласно официальной католической традиции, первым епископом Рима являлся никто иной как апостол Петр.
Да, тот самый любимый ученик Христа, который трижды отрекся от своего учителя прежде, чем пропел петух, а затем искренне в своем деянии раскаялся. Петр приехал в Рим и принялся передавать его жителям учение о Сыне Божьем. Существует версия, согласно которой апостол даже обратил в христианскую веру одну из любовниц императора Нерона. Соответственно именно за это Нерон и приказал Петра казнить. Любопытно, что апостола о приговоре предупредили, и он даже сбежал из Рима, однако затем вернулся и попросил, чтобы его распяли головой вниз, поскольку считал себя недостойным умереть смертью, какую принял Господь.
Лин, Клет и Климент
После смерти Петра римским епископом стал Лин. Сведений о нем немного. Практически не вызывает сомнений, что он хорошо знал и апостола Петра, и апостола Павла. По одной из версий, Петр был настолько восхищен безупречно благопристойным образом жизни Лина, что завещал ему наставничество над первыми христианами.
После Лина был Клет, о котором сведений еще меньше, а вот о жизни четвертого христианского наставника Рима сохранилась более полная информация. Звали его Климент. Живший во II-III веках раннехристианский писатель Квинт Тертуллиан указывал на то, что четвертый римский епископ был посвящен в духовный сан все тем же Петром. Оба будущих святых познакомились в Иудее, где Климент принял от Петра крещение.
Следует также отметить, что Климент особо почитался на Руси, и причина тому проста. В 90-х годах за отказ принести жертву языческим богам его отправили на каторжные работы в каменоломни Херсонеса Таврического, который располагался на месте нынешнего Севастополя. В Крыму тогда находился римский гарнизон. Так Климент стал первым христианским проповедником в Северном Причерноморье, то есть на территории, которой вскоре предстояло стать Киевской Русью. Считается, что Клименту удавалось крестить до пятисот язычников ежедневно. Его деятельность в статусе проповедующего каторжника оказалась настолько масштабной, что о ней узнал сам император Траян. В Крым отправился специальный императорский посланник, который приказал привязать духовного настоятеля к якорю и утопить в море далеко от берега, с тем чтобы последователи не смогли найти тело.
Новая вера набирает силу
Шестой римский епископ Александр I по происхождению являлся греком. Он занимал папский престол десять лет, ввел обычай освящать дома святой водой и был сожжен по приказу императора Адриана.
Согласно католической традиции считается, что восьмой папа Телесфор установил ночную службу на Рождество, Великий пост и празднование пасхи в воскресенье.
Одиннадцатый -- Аникет известен тем, что при нем совет старейшин отверг крупную взятку в 200 тыс. сестерциев от ересиарха Маркиона Синопского, который предлагал христианам отвергнуть Ветхий Завет.
Двенадцатый -- Сотер ввел церковное благословение брака и официально сделал пасху ежегодным праздником в Риме.
Четырнадцатый -- Виктор I перевел богослужение с греческого на латинский язык.
Согласно все той же "Церковной истории" Евсевия Кесарийского, в середине III века произошло то, что, казалось бы, в языческой Римской империи произойти не может никогда. Христианином стал ее властитель. Римлянин благородного происхождения по имени Фабиан, ставший двадцатым старшим наставником, крестил императора Филиппа Араба. Правда, сама империя от этого языческой быть не перестала и правовой статус христиан не изменился, хотя гонения на них временно прекратились.
Фабиан отправил проповедовать из Рима в Галлию семь епископов. Известны имена каждого из них, а также в каких именно городах на территории современной Франции те побывали. Фабиана закололи мечом в 250 году, а новый император Деций возобновил гонения на христиан.
Из содержания писем двадцать первого епископа Корнелия стало возможным оценить размеры церковной администрации, а это, в свою очередь, позволило вычислить, что в Риме второй половины III века, когда за веру в единого Бога и Божиего Сына можно было запросто поплатиться головой, считали себя христианами по меньшей мере 50 тысяч человек. Эти цифры безо всякого преувеличения реально поражают. И более того, они ясно дают понять, почему верховная власть в конце концов пришла к выводу, что с христианами проще мириться, нежели систематически их уничтожать.
После того как в 260 году император Валериан был взят в плен и погиб в Персии, императором стал Галлиен, который издал указ о веротерпимости и восстановлении церквей и кладбищ. Одновременно с этим двадцать пятому папе Дионисию удалось добиться мирного сосуществования язычников и христиан, а двадцать шестой -- Феликс I не только умудрился завести дружеские отношения с императором Аврелианом, но еще и получал от него помощь в богословских спорах с еретиками.
Триумф христианства
В 303 году император Диоклетиан возобновил гонения на представителей христианской веры. Закрылись церкви, уничтожались книги.
Двадцать восьмой папа Гай был родственником Диоклетиана и приходился дядей святой Сусанне. Известна она тем, что, будучи христианкой, отказалась от чрезвычайно выгодного предложения, сделанного ей самим императором. Речь шла о браке с полководцем Галерием, которого Диоклетиан усыновил. Таким образом, сам Галерий воспринимался престолонаследником, и в будущем он действительно стал императором. Однако Сусанна заявила, что желает остаться девой. Почуяв неладное, один из консулов потребовал от нее принести жертву Юпитеру. Девушка наотрез отказалась, сделав тайное очевидным, и ей отрубили голову.
Сложно поверить, но тайной христианкой считается даже супруга Диоклетиана по имени Сирена.
Константин Великий, в чье правление империя окончательно приняла христианскую веру (313), поначалу сам являлся и язычником, и гонителем христиан. Что же вдруг изменилось? Согласно одной из версий, он заболел проказой, а вылечил его священник Сильвестр, которому предстояло стать тридцать третьим римским папой.
Через несколько веков после падения Западной Римской империи помимо пап появятся еще и так называемые анти-папы. Произойдет раскол между католической и православной церковью. Папы примутся предавать анафеме европейских королей, организовывать крестовые походы и даже при посредничестве нищенствующих монашеских орденов попытаются договориться с монголами о переделе мира. Придут большие деньги и большая власть! Но все это будет потом. А в эпоху поздней Античности стать римским епископом с большой долей вероятности означало умереть мученической смертью.
Начиная с четвертого века, информации о римских папах вполне хватает для того, чтобы ни у кого не вызывал сомнения сам факт их существования. Никто как будто не отрицает и то обстоятельство, что институт епископства в Риме существовал на протяжении трехсот лет до императора Константина. Остается лишь разобраться вот с каким вопросом. Если воспринимать первых пап мифическими персонажами, то кого в таком случае следует считать первым из реальных? Официальная историческая наука прямого ответа не дает. Во всяком случае пока.