Трошин Борис Александрович : другие произведения.

Ярослав Мудрый. 11

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  И были те книги в переплётах диковинных. С крышками на застёжках укупоренные, листовой медью шитые. Рунами чеканеные. А были книги клинописью давленные, на пергамент переведённые особой печатью.
   Были рукописи в свитках, в коробах содержащиеся. А были в ящиках дубовых, ветхих уже, где сотни табличек глиняных, одна к одной, хранили в себе древние тексты.
   Были и берестяные грамоты, на специальных опорных досках. По поверхности массивной доски множество штырей, на которых и сидели бабочками берестяные скрутки. Работать с такими скрутками дело не простое. Крошились они от ветхости и приходилось пропитывать особым составом на основе живицы, прежде чем развернуть и прочесть.
   Часть библиотеки ещё не разобрана. Как приобрёл её когда-то, во времена пришествия Христа на острове Патмос, купец Сергей Прусс, так и продал, в том же состоянии агентам русского князя Рюрика, по сходной цене.
   Рюрик хранил её в Старом городе. Хотел строить хранилище на Рюгене, да дела не способствовали такому предприятию, а потому перед самой смертью завещал внуку Олегу Вещему позаботиться о мудрости общечеловеческой.
   Олег в войнах погряз. Игорю библиотека ни к чему. Владимиру Крестителю не досуг. То водка, то бабы мешали, то вера православная громила язычество, а книги древние вполне могли попасть под идолопоклонничество и быть уничтоженными.
   Забыли о них.
   Ярослав, воцарившийся, наконец, в Киеве, перевёз библиотеку из Старого города в Новгород, а задумав строить Софию, отыскал и книгам надёжное убежище.
   Да велел монастырским бездельникам изучать языки народов древних и по силе своей в языках творить переводы и делать переписи на подобии первых христиан.
   Православная вера христианская на Руси приживалась тяжело. Монастырская братия учила уму разуму народ, да не шибко грамота та приживалась.
   Настоятели церквей и храмов просили князя Ярослава помогать дружинниками, но Ярослав, в душе своей ещё язычник, не велел им спешить.
   А велел народу платить десятину церковникам и этого вполне достаточно для поддержания в их теле здорового христианского духа.
   Библиотека Ярослава содержала кроме древних и древнейших рукописей, многие из которых были с пометками Самой Василисы Премудрой, царицы Библа, прародительницы славян и более поздние издания на языках писанные разных.
   Например, историк Тацит был представлен тридцатью томами Истории Римской империи.
   Учение Будды: о четырёх рукавах одной реки Бога, в нескольких книгах.
   Василиса Премудрая, об Атлантиде и атлантах.
   Летописец Кирчак, времён Аркаима, города-государства: работами о Гиперборее, стране выдающихся жителей. Его наблюдения и выводы.
   Многочисленные тома других римских и греческих философов, историков и просто путевые заметки путешественников и писцов.
   Отдельным пластом, русские летописи, сохранённые современниками от сожжения на кострах христианской инквизиции.
   Отдельно хранил труды, относящиеся к личности Иисуса Христа, все доказательства и контр доказательства, как в пользу, так и против его учений.
   Теория красоты и гармонии была представлена философиями Сократа, Аристотеля, Платона.
   В математике выделялась фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о "гармонии сфер". Для них мир - это стройный космос.
   Демокрит считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, "не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным".
   В определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, "самое приятное, может стать неприятным".
   Ярослав заинтересовался учением Демокрита и повелел переписать его труды в отдельный список, сделав его своей настольной книгой.
   Гераклит, в единстве борющихся противоположностей видил образец гармонии и сущность прекрасного,которое совершенно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, а познается интуитивно, путем созерцания.
   Особенно нежно относился князь Ярослав к Гиппократу.
   Страдающий многими расстройствами Ярослав упорно лечился, прибегая к услугам народной медицины.
   Познакомившись с учением Гиппократа, он стал разыскивать и привлекать на службу в Киевскую Русь практических последователей его учения, чем способствовал возникновению на Руси медицинских школ.
   Он разделял точку зрения Гиппократа на отношение врача к больному как человека облачённого властью знания к человеку, страдающему от незнания, на абсолютное соблюдение человеческой этики и христианской любви. Известна клятва Гиппократа, в которой он обессмертил себя, провозгласив правило: не навреди.
   Ярослав в принципе, разделял взгляды Платона на государство как систему взаимоотношений составляющих его сословий.
   Идеальное государство Платона разделено на три сословия - правители, земледельцы и ремесленники. Каждому сословию соответствует своя добродетель (мудрость, мужество и воздержанность).
   Эти добродетели в сочетании образуют высшую добродетель - справедливость, выполнение каждым, своей соответствующей ему в государстве, функции.
  
   Особого внимания заслуживала теория платоновского бессмертия. Платон утверждал, что для людей и после смерти существует нечто, и при этом нечто гораздо лучшее для людей хороших, чем для людей дурных. В пользу бессмертия души он приводит несколько аргументов.
   Во-первых, если всё имеет свою противоположность и рождается из противоположного, а жизнь и смерть являются противоположностями, то, следовательно, одна должна порождать другую. Отсюда следует, что души умерших, существуют где-то, чтобы в свое время вернуться обратно на землю.
  
   Во-вторых, знание является воспоминанием, поэтому способность познавать сущности доказывает существование души до жизни.
   Мир в целом наделен душой. Он имеет форму шара, ибо подобное прекраснее неподобного, а только шар подобен себе повсюду. Мир вращается, поскольку круговое движение самое совершенное.
   Бог создал мир из четырех стихий - огня, воздуха, воды и земли, причем пропорции между стихиями неизменны. Благодаря пропорциональности мир гармоничен.
   Чудесная теория! Она могла прийти в голову только очень одарённому человеку. Человеку, знающего мир с точки зрения практического в нём существования; человеку, имеющему душу не понаслышке, а общающемуся с материальной душой на основе не материальной мысли.
   Потому что душа, чи она есть? Чи её нет? Но она - дух, без которого тело есть глина.
   А мысль, она приходит из вне и уходит вне. Тело человека лишь колокол, озвучивающий тональности в определённой системе координат.
   Знакомился Ярослав и с восточными философиями. Они также несли в себе могучий источник человеческой мудрости. Например, буддизм обращал внимание на то, что высшая степень совершенства человека состоит в том, чтобы не только самому приходить к Нирване (Сладкой истине), но и приводить за собой других. Не только спасать себя, но и всех, что на практике осуществил другой учитель: Иисус Христос.
   Милосердие к миру у ног человека от человека и, милосердие к миру для человека от мира у его ног.
  
   Конфуций, первый философ Китая, утверждал и обосновывал истины, без существования которых человечество не в состоянии выжить.
   Помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь;
  
    Чего не желаешь себе, того не делай другим.
   Символом гуманности и основой социального порядка Конфуций считал сыновнюю почтительность, строгое повиновение старшим. Культ предков должен быть обожествлён. В ином случае общество, не знающее или забывшее свою историю, начинает стремительно дряхлеть под ударами катаклизмов и организованных врагов.
   Идеальным критерием разделения общества на верхи и низы должны служить не знатность, не богатство, а степень близости человека к идеалам СОВЕРШЕНСТВА.
   В этом направлении работали и философы "Даосисты".
   Человек понимается ими как часть природы, а потому должен удерживать это единство с ней, ибо мир - священный сосуд, которым нельзя манипулировать.
   "Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его".
   Китайское учение о мышлении утверждало, что мир существует только благодаря тому, что материальная энергия упорядочивается в вещах благодаря мужскому и женскому началам.
  Эти начала: небо и земля, которые активны и пассивны в одно время, а вместе они способны взаимно проникать друг в друга.
   Существует только тот мир, который человек познает и который управляется его мыслью.
   А вот непосредственно познанием управляет лишь человеческая интуиция.
  
   Ярослав понимал, что переводы с неведомых языков дело многотрудное. Он не жалел средств. Переводчиков везли из ближних и дальних стран. Служители культов - наиболее надёжные переводчики. Ещё купцы, что ходили караванами от морей до морей. Их служители, понимающие не только в арифметике, перекупались царскими соглядатаями.
   Но лишь немногие изъявляли согласие. Сидеть в монашеских кельях и напрягая глаза искать смысл в чужестранных каракулях, дело далеко не занятное.
   Правда платили хорошо и ноги всегда в тепле, еда свежая, а иногда по посулам князя ещё и чарой обносили.
   Работа шла.
   Шло и строительство Софии. Воистину чудо света!
   Однако государственная казна не выдерживала великих трат. Стал Ярослав облагать русские земли дополнительной данью Делать это нужно было весьма осторожно. Памятна ещё казнь Игоря древлянами. Но уж больно хотелось изумить мир тринадцатиглавой Софией, равной которой не должно быть ни в одной стране мира.
   В далёкой Тмутаракани сидел огромный как медведь князь Мстислав. Сидел хорошо. Крепко. Повелевал горами и долами и многие кавказские народы кланялись ему.
   Не захотел Мстислав платить дополнительную дань. И так и этак с ним Ярослав. Но тот упёрся.
   К месту объявился царь Армении Ашот Третий, началась буза.
   Царь Абхазии откололся от Грузии и многие грузины его поддержали. Византия воспользовалась смутой и ввела войска в Грузию, Армению и Абхазию.
   Тяжело пришлось Мстиславу. В самый раз за помощью к Ярославу обращаться. И обратился.
   Но Ярослав собирал дань уже в Суздале, Пскове, Ростове и Мстиславлю пришлось договариваться с проклятой империей, жалуя ей целые области своей земли.
   Когда же вернулся Ярослав, Мстислав встретил его с крепкой ратью, подкреплённой византийскими легионами.
   Сеча была не шуточной. Против наёмников Ярослава Мстислав выставил легионеров империи. На флангах поставил чеченскую и дагестанскую конницы. Рубились весь день до захода. А по утру Мстислав двинулся на Киев, потому что он одержал победу.
   Ярослав, не смотря на хромую ногу бежал в любимый свой Новгород так скоро, словно , ожидая преследования по пятам.
   Но князь Мстислав храбрый и отходчивый. Он вошёл в Киев, дал отдохнуть дружине, собрал посильную дань и осмотрев чудо света, Софию отбыл в Тмутаракань не мешкая.
   Не нужен ему Киев. Хотел он только независимости, а дань платить Ярославу на строительство Софии и содержание монашеской братии отказался.
   И вошёл князь Ярослав в Киев с триумфом.
   Согласие между братьями позволило им совместно отбросить Литву в болота, приструнить Польшу, занести меч над Германией. Продолжив наступление, овладели Червенскими городами - их жители охотно возвращались в подданство Киева. Русские вступили в саму Польшу, захватили столицу Гнезно, и усадили на трон Бесприма.
   На реке Рось русскими возводились крепости: Корсунь, Богуслав, Юрьев. Осваивались новые территории...
   Росли сыновья. Но остерегаясь дробить Русь, Ярослав долго не отваживался отпускать сыновей на княжение. Только смуты плодить.
   Пусть в доме посидят, в книги поглядят, уму разуму поднаберутся тогда и можно.
   Государь следил, чтобы его дети получили прекрасное образование. Чтобы в первую очередь знали по несколько языков, свободно владели греческим, латынью.
   Только в 1036 г., когда старшему, Владимиру, исполнилось 16, Ярослав доверил ему Новгород.
   В последний раз поднял Ярослав Русь на печенегов уже через год. Выплеснули степи невиданные орды кочевников. Но и земля русская в этот год уже не пустовала. Встали города овруч один одного и такой разгром печенегам учинился, что более никогда, они не восстановились числом, а скоро и растворились в среде ближних народов.
   Ярослав Мудрый, еженедельно собирал семью и чтецы читали жёнам, детям, боярам книги.
   "А народ мой грамотностью Веру усилит и тем государство укрепит" - написал в своём завещании русский государь, киевский князь Ярослав Мудрый.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"