Душа: ... Вот что, дорогой мой человек, воображаемым
убийством стыдиться нельзя! Ты убей нелюдя в
мыслью, а потом и в жизни взгляни на него
распятого. Он тогда бессилен пред тобой. Он
только пугать тебя может и все. А ты его уже
убил. И пусть он в свое игольное ушко
пролазит, в загробное свое царство... В тебе нет
юмора, вот ты и слаб перед всякой религией,
идеологией, жлобством... Ты их не перечеркнул
заранее, а нелюдь по глазам твоим видит, что
сильнее тебя...
Действующие лица
Данебин Константин Сергеевич - писатель
Данебина Валентина Андреевна - жена
Оля - их дочь, аспирантка кафедры
хирургии Мед. института
Чернигов Юрий Фомич - геолог, страстный приверженец
Природы. Друг писателя
Анна Васильевна - няня Данебиных
Кокорин Али Иванович - доктор и друг писателя
Сергеенко Любовь Владимировна - актриса драмтеатра
Ноксин Самуил - драматург
Домбровский Иван Николаевич
Домбровская Лилия Исаковна - соседи
Добрынин Георгий Викторович - секретарь обкома
Свиридов Петр Евгеньевич - приятель Данебина,
Директор издательства
Успенская Нина - подруга Ольги, (впрочем,
Роль особая)
Михаил - режиссер телевидения
Голос - Душа - Ангел
197... - ые годы...
П Р Е Д И С Л О В И Е
Как Прекрасна не оскорбленная Человеком Жизнь!
Я вхожу в эту Жизнь не со стороны, а изнутри, естественно и органично. Я воспринимаю образы действующих лиц в "Невыссказанности страдания" во всей, так сказать, Духовной пластичности и физической конкретности. Персонажи пьесы не приданы духовному поиску, они, поиск - необходимая часть становления личности...
Я постоянно удерживаю себя, чтобы не увлекаться в выявлении (уяснении) Сути Жизни, уводящей в глубины Духовных Откровений; что все уясненное личностно никому до времени не известно и интересно для всех.
Откровение - это торжество разума и воли человека над не понятным в самом себе; Души и не подозревающей опасности Правды. Не легка эта победа над спящей или опьяненной гордыней.
Но эта победа, нравственно возвышающая человека, очищает его от всей скверны, мелочности и суеты повседневной жизни, достоверностью совершенной.
Слишком много связано у меня с действующими персонажами, в которых я увидел (нечто такое), что открыло мою Душу тягой к Прекрасному, тому Прекрасному в себе самих, о котором люди забыли. Даже Слово это, над смыслом и значением которого мучительно думали духовидцы и поэты прошедших времен, - обернулось в не нужную никому в декорацию, в каприз идеологического характера и перестало обозначать что-либо существенное, что служит препятствием появление настоящего творчества.
Современные писатели и драматурги как будто нашли заменитель Прекрасного, направив все свои силы, мысли и чувства на создание пустопорожнего безобразия. Красота и Любовь отвернулись от них, а (матерьяльностью) социалистического реализма повыхолостила Душу Человеческую, изгнала смысл доверчивости, открытие в себе Души, вознесения ее в мечтаниях, видения в глазах уважения к чистоте собственных помыслов, чувствованию в себе взгляда на себя со стороны, устыдиться содеянного (самим собой!) зла, покаяться или простить чужой грех, откликнуться делом на сострадательное движение Души или хотя бы понять восторг влюбленности Женщины, в тиши ночей купающуюся в нежных чувствах, о которых она готова петь (как птица) на весь белый свет, но, страшась расплескать драгоценный сосуд, молчит...
Ах, человек никогда не сознает достаточно ясно, как высоко он стоит, как он силен, незаменим и прекрасен! Все великое, что человек в состоянии чувствовать - его... Но как часто, он пытается с ожесточением выявить в словах застывшую форму чувств, которые уже исчезли...
Душа изнывает в жалящей тоске по быстротечности жизни. Каждый ( один на свете!) он чувствует и понимает себя человеком, созданным для Счастья и Любви! Но он, часто ленив в умственных и в физических усилиях своих и лишь единицы не леняться, оставаясь и в возрасте чистыми, незамутненными, как прозрачные ключи, из которых каждый может напиться в зной...
Человек, Любит себя. Любит за то, что именно Душа и потребность Разума в истине заставляет его трудиться, не ради славы и уж, конечно, не из-за призывных воплей платных пропагандистов, твердящих о светлой жизни. В тайных мыслях о себе Человек (надеется) без сомнений, что добрый гений сохранит его в образе и подобие божием, для живого примера заблудшим душам. В этом человек усматривает загадку, особенно мучившую его, хотя он и знает, что людям свойственно заблуждаться. Но не до такой же степени!
Зачем же так торопится человек? Какой поток тащит его? Куда?
Кажется, что человек умирает, так тяжело ему осознавать свое бессилие перед потоком общественного времени, мчавшего его по жизни.
Это Любовь придает ему новых сил, на примере убеждая еще и еще раз, что Любовью побеждается время и нежелательные обстоятельства, оставив в дураках тех, кто словословит о светлой жизни. Любовь, которая раскрывает поэзию Жизни, проникает во внутреннюю атмосферу Природы и Мира, в их интересы и Любовь придает характерную эмоциональную окраску всей человеческой Жизни.
Глаза Человека должны быть раскрыты, и мы увидим в них - само Небо! Это только что произошло в "Невыссказанности страдания" Небо Любви ждет вас на пути, по которому вы идете. Оно склоняется к вам со своего пьедестала, Оно берет вас за руку, как я беру свою Любовь!
Я надеюсь на это - от всей Души!
С. Троицкий
Акт первый
Картина первая
Квартира, выходящая окнами - до пяти - на обе стороны дома. Мы видим ее как бы со стороны улицы, но, при случае, когда будет распахнута двухстворчатая дверь в кабинет, в глубине мы увидим, различим окна, застланные, может быть, тополями, - это если глядеть через выдвинутый к рампе балкон, через всю гостиную. Если проницать взглядом "насквозь".
Разглядим квартиру, допустим, с улицы, слева-направо. Первое "окно" (в данном случае окно без кавычек и принадлежит спальной. Высокое, оно может быть занавешено, но и через легкий флер мы разглядим широкое белое ложе, бельевой шкаф рядом со стеклянной дверью в ванную, спинкой к нам окажется туалетный трельяж. Выход из спальной в гостиную имеет узкий тамбур, с бра, зеркальцем и курительным столиком. Сама гостиная столь велика, что кажется необжитой, вещи в ней негромоздки, нет чинного обеденного стола, зато есть столики и выдвижные полочки, сейчас сплошь заставленные неубранной перед сном посудой, бутылками; здесь во главе всей мебелишки царит тахта, устланная ковром, вздымающимся с полу до потолка, вокруг тахты натыканы интимные, различного рода-тона торшеры. На стенах картины. Но важнейшая примечательность гостиной, несомненно, зашторенные бордовым кретоном аркальные двери в "святая - святых", в кабинет писателя, совмещенный, естественно, с библиотекой. Правая дверь гостиной ведет в прихожую с многочисленными дверями домашних (служб), а также комнатой Оли. Здесь вход или, если угодно, выход на лестничную площадку с лифтом и лестницами вниз и вверх, с дверью соседской квартиры. Почему мы не вошли в квартиру, как и положено, позвонив у входной двери? Допустим, что ранний час. К тому же, и действительно так, действие как раз и начинается на лестничной площадке.
Поднимается лифт, раздвигает створки кабины выходит женщина в элегантном легком пальто-казакине, в изящной летящей шляпе с волнистыми полями, "А ля леди Гамильтон"; в ее руках небольшой саквояж. Лифт уходит. Женщина в нерешительности извлекает из-за выреза часики-медальон, смущаясь самой себя, близко подносит к глазам - не решается позвонить в квартиру и... нажимает кнопку вызова лифта. Вот-вот появится лифт - увезет ее.
Между тем, в спальне, просыпается, садится на ложе, спиной к нам, обнаженная девушка, тоже растерянная, ищущая и... к разочарованию, находящая предусмотрительно положенный под руку на пустую подушку, пеньюар. Она накидывает его, спускает ноги и тут же оказывается в туфельках. Тихо и, словно бы, озадаченно, возникает в тамбуре, щелкает выключателем, вглядывается в свое отражение в зеркале, взбивает и роняет на плечи медные волосы, находит недокуренную сигарету, чиркает зажигалкой, приоткрывает дверь в гостиную. И вот она уже у какой-то "стойки" находит бутылку, сливает из нее остатки в фужер, выпивает, гасит сигарету в фужере и, кошачьи танцуя (Вихри вчерашнего) - подкрадывается к портьере двери в "святая- святых"... вдруг вскрикивает - увидела лежащего на полу мужчину, запахивается в пеньюар...
--
(Нина) А! - вырывается у нее. - Вы упали с тахты, Юрий Фомич!
--
(Юрий Фомич) Очарованье. - Юрий Фомич садится на полу, на ковре где спал. - Не могу я, однако, спать на мягкой тахте. Куколь - спальный мешок - здоровый сон. - Качает головой - Тахта не тайга.
--
(Нина) Как это? (но Нине не интересно разъяснения Юрия Фомича. Она внутренне продолжает напевать романс) - Юрий Фомич, я ухожу в ванную, слышите, Юрий Фомич? А если он... Не надо, передумала. ...У меня для тебя уж давно припасен драгоценностей клад... Вам нравится романс?.. Это его дар мне...
--
(Юрий Фомич) Я, однако, всегда говорил, город - это место, где царит одиночество, и приятно знать, что есть дом, где тебя хорошо - встретят и не спросят, зачем ты заявился сюда.
--
(Нина) Вы философ?
--
(Юрий Фомич) Нет. Как человек много проживший, я обладаю жизненным опытом.
--
(Нина) Меня это радует. Знаете, Константин Сергеевич помолодел и делится со мной своими планами. Если ему что-то начинает нравится, он присаживается к инструменту, и тут, не отвлечет его и землетрясение. Я люблю его таким. Мне стало даже легче жить...
Я слишком откровенна с вами... Простите... (Уходит)
--
(Юрий Фомич) Опять спать?
--
(Нина) Я же говорю - в ванную.
--
(Юрий Фомич) Ванная в другой стороне. (Указывает). Там.
--
(Нина) Ну и чуден вы, Юрий Фомич. У нас интимная, своя с ним ванная. С биде. Впрочем, тайга ваша голова темна. (Не без гордости) Мы отвоевали для второй ванны частичку, ну такую крохотульку-чистюльку, у библиотеки. Вот так-то, Юрий Фомич. Плыву-у...
(Нина исчезает в спальной, потом в дальней ванной включает свет. Музыка остается, тихая, ненужная. Юрий Фомич неслышно ходит по комнате, в носках. Не нравится ему комната. Может, потому он пытается обмануть себя, наливает в рюмку из бутылки, морщится, но все-таки пьет. Внезапно скрипит открываемая дверь, распахивается гардина и появляется Данебин. Он в халате. Крепко кроеный, русый с проседью, свежий, как если бы после зарядки).
--
(Данебин) И это ты, мой друг?..
--
( Юрий Фомич) Не-е, я бы не пил... с утра, ты знаешь. Дерьмо, твои коньяки, найди, будь друг, светленькой, чтобы я стал я.
(Данебин пытается найти бутылку с водкой)
--
(Данебин) Представь, всю вылакали. Я мигом на кухню, по сусекам... (уходит и возвращается с четвертинкой) - Твоя взяла! Я тоже, брат, в охотку. Возьмешь "на двоих"?
--
(Юрий Фомич) А тебе-то в жилу?
--
(Данебин) Ого! Сказываешь... Рюмки бы помыть. Погоди...
--
(Юрий Фомич останавливает его) В Тайге все стерильно.
--
(Данебин, разливая водку по рюмкам) В жилу, сказываешь? А что? Я, пожалуй, и верно, нашел жилу. Как исчерпать ее, вот вопрос. За жилу, брат. (Прислушался к шуршанию воды. Озорно) Чу! Нина купается... Подглядеть бы!
--
(Юрий Фомич удерживая его) За жилу, так за жилу. За золотую, понятно. А не медноволосую, однако. (Чокаются, пьют) Ну, и что ты хочешь исчерпать, писатель, в своем сочинении?
--
(Данебин) Правду.
--
(Юрий Фомич) Да? В каком духе?
--
(Данебин) Во всем сущем...
--
(Юрий Фомич) Скверный порыв не отражается на твоих нервах?
--
(Данебин) Мудрый вопрос, ничего не скажешь, брат. Я многому учусь еще, и, если бы я был на четверть талантливым как мой друг профессор Али и наполовину таким же мудрым человеком, как ты, я бы очень гордился...
--
(Юрий Фомич) Читатели были бы благодарны тебе за это?
--
(Данебин) Чепуха! Благодарны! Брось ты, брат. Кому ты делаешь большое одолжение, тот сильнее и вдарит тебя пониже спины.
--
(Юрий Фомич) Можно мне у тебя кое-что спросить, писатель?
--
(Данебин) Конечно. Валяй.
--
(Юрий Фомич) Ты настолько уверен в себе, в своей правде?
--
(Данебин) Не исключено.
--
(Юрий Фомич) Велика и крута, правда. Среди всей современной засухи, главнейшая - литературная... Находя десятки поводов для споров о каком-нибудь Слове (понятии), высмеянные тобою в болоте, симулируют общественную активность, на самом деле все более сужающуюся. Ожесточение же писателей друг против друга часто бывает совершенно непритворным.
--
(Данебин) Это во многом объясняется конкуренцией между собою. О, как легко говорить и писать о самопожертвовании и как трудно выполнить самому рожденное!..
(Юрий Фомич) Что ж ты стараешься доказать, писатель?
--
(Данебин) Ничего я не стараюсь доказывать. Мне хочется выяснить, что такое есть я, и что я для жизни значу... Люди не станут мне помогать, независимо от того, как преданно я их люблю. И как они любили меня. Нужно жить, работать хирургом, педагогом, хлебопашцем, лесником, геологом, наконец.
--
(Юрий Фомич) А когда же тогда писать?
--
(Данебин) Когда? После работы. В дни отдыха. В месяц отпуска.
--
(Юрий Фомич) Много ли тогда напишешь?
--
( Данебин) И очень хорошо, что немного. Все, что тогда напишется, будет нужно, А так, по совести сказать, взять почти у любого писателя полное собрание его сочинений - многое ли потеряет литература, если выбросить из него девять десятых написанного?..
Нечего больше сказать, главное, нет потребности сказать, все сказано, - а пишут, пишут, пишут. Какое оскорбление и Жизни и самих себя! К чему эта вечная поза, попытка претенциозная выглядеть оригинальным без видимой причины!
--
(Юрий Фомич) Ты спокойный, рассудительный и безжалостный... Больше всего я, однако думал, как ты легко раним, так деликатен. Но на самом деле ведь это не так?
--
(Данебин) И безжалостный... Такой уж склад ума выработался, моя работа и заключается в том, чтобы добиться истины, не принимая ее знаменателей.
--
(Юрий Фомич) Какова же истина?
--
(Данебин)Истина - пустота охранителей от власти, заставляющая их видеть в любой неожиданности, инакомыслие. Служение свое они понимают в пресечении отслеженного ими чуждого, в их понимании, произведения, отрицательно влияющего на общественное сознание людей... Пресечение - то, от чего нормальный человек отшатывается с ужасом и отвращением, становится предметом живого любопытства и своего рода суждением настоящей безжалостности. Вся жизнь народа от начала и до конца, раздергана в клочья призывами идолов, которых народ боится, но которым зачем-то верит, должно быть, надеясь, что тот или иной призыв новых руководителей страны выведет Россию на счастливый путь. Но вот что страшно, каждый новый руководитель, возвышаясь, отторгает от себя, а то и проклинает всенародно предыдущего, и эти проклятия ставят народ в тупик, страшит и приводит в отчаяние...
Эти молочные и кисельные берега, обещанные новым властителем никак не вписываются в действительную жизнь, а повышение цен на все товары реальностью утверждают другое...
Заставлять народ уповать на "коммунизм" без представления о том, какими хлябями и сломами предстоит к ним продираться, преступно и опасно отказом какой-либо деятельности народа, не обещающей скорого и эффективного результата, и всевозможных авантюрных призывов, игнорирующих реальное положение...
--
(Юрий Фомич) Не молви ты слова, языка твоего не прикусивши.
--
(Данебин) Вот и писатель, мысль которого на каждом шагу встречает себе отпор, и даже не отпор, а простое и бездоказательное непризнание, весьма естественно все глубже и глубже уходит в себя, не будучи проверить мысль на живой и органической среде, впадает в преувеличения, расплывается, создает целую мечтательную иллюзию и, в конце концов мысль совершенно, ясную, простую и верную доводит до тех размеров, где она становится сбивчивою, противоречащую всем указаниям опыта и почти неимоверною.
Отсюда и картины, рисуемые ими не только художественно слабые, "прекраснодушные", но и отвлекающие от правдивого состояния общества. Досадно, что празднично изображенные главы общественного труда, не имея никакого реального соответствия в жизни, уподобляются читателем только иллюзией изображенного народа в идиллических описаниях.
--
(Юрий Фомич) Нельзя же отыскать то, чего нет!
--
(Данебин) Вот и ощупываешься, чтобы убедиться, что это действительно так, что это наяву, не во сне, и что это атмосфера нашей общественной жизни, область нашей государственной деятельности, условия настоящего и семена будущего... Мало надежды на лучший исход Жизни... Удивительно, как все еще держится!
--
(Юрий Фомич) Однако, соверши ты все подвиги Геракла, ты бы все равно не смог снискать в обществе благорасположения...
--
(Данебин) Ненависть к "отрицанию" у "культурников" - это стыдливый псевдоним мыслебоязни вообще, ненависти застоя к тому, что угрожает его нарушить. Послушать идеологов, так это я "мыслящий" породил все то зло, которое на самом деле только при их помощи общество и осознало как зло. Клевещут на
мыслящих вчерашние товарищи, отступники, с завистью и недоброжелательством ощущающие в мыслящем утраченные ими самими задор и жажду справедливости.
--
(Юрий Фомич) Кто возбуждает у них ненависть - тот возбуждает и любовь в народе.