Трипольский Владимир Иванович : другие произведения.

Человек Очень Разумный. Вехи Эволюции

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    2. Популяция Homo sapiens прошла долгий путь становления и развития. Расселяясь по лику Земли, увеличиваясь количественно, изменяясь качественно, она превратилась из первобытнообщинного стада ближайших родственников в мощнейший фактор эволюции биосферы. Создавая при этом свою нишу в мире живого - этносферу.

  ЧЕЛОВЕК ОЧЕНЬ РАЗУМНЫЙ.
  ВЕХИ ЭВОЛЮЦИИ.
  
  ВИТА: "Читаю, размышляю, пересказываю"
  
  Основные положения:
  
  1. Человечество живёт и развивается в двуединстве этногенетического и исторического. Этногенез подразумевает глубинные внутренние процессы биохимии и биофизики человека и этноса, от генетических мутаций до этнообразования. Исторический процесс - наша внешняя жизнь в погоне за сытостью, достаточным комфортом, освящённая духовным поиском. Попутно мы делаем великие и не очень открытия, строим и разрушаем, рожаем и убиваем. Два сопряжённых процесса напоминают двойную спираль ДНК. Где один виток равен жизни этноса.
  2. Популяция Homo sapiens прошла долгий путь становления и развития. Расселяясь по лику Земли, увеличиваясь количественно, изменяясь качественно, она превратилась из первобытнообщинного стада ближайших родственников в мощнейший фактор эволюции биосферы. Создавая при этом свою нишу в мире живого - этносферу.
  3. Человек (как и всё живое) потому и жив, что может поглощать окружающую энергию (из космоса, с пищей и воздухом), перерабатывать её и отдавать. Об этом догадывались древние индийцы и китайцы, но научное обоснование эта энергия жизни получила в работах русского учёного Владимира Ивановича Вернадского в начале 20-го века. Он назвал её БИОХИМИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА (или БЭЖВ).
  4. Другой русский советский исследователь Лев Николаевич Гумилёв предположил решающее значение БЭЖВ в процессе этногенеза человеческой популяции. Введя в оборот понятие о пассионарности, пассионарных толчках и пассионариях.
  5. Гумилёв Л.Н. также предположил, что жизнь этноса длится 1200-1500 лет. За это время он (этнос) успевает развиться в мощную и стройную систему, расширить территорию, испытать пиковую нагрузку под названием "акматическая фаза" и состариться.
  6. Человечество современное имеет чёткую структуру. В основе этногенетической иерархии этнос. На нём базируются суперэтнос, раса и популяция.
  7. Жизнь этноса можно условно разделить на 4 периода: детство и юность, возмужание, зрелость, старение. После чего происходит регенерация на основе этногенетической матрицы.
  8. В процессе эволюции человечество испытывает два разнонаправленных воздействия: интеграцию и дифференциацию. Консолидацию и распад. Через постоянную сменяемость этих воздействий происходит постоянная и целенаправленная суперэтнизация и глобализация этносферы людей.
  
  Первая часть.
  Начала этногенеза и истории Homo sapiens.
  
  Популяция Человека Разумного развивается в двуединстве этногенеза и истории. Этногенез подразумевает внутренние глубинные биохимические, биофизические, энергетические процессы. Исторический процесс - это наше внешнее, обычная жизнь в погоне за пищей и комфортом. Поскольку и то, и другое не может происходить без Божьего Промысла, то жизнь человека помимо принижающей его приземлённости обладает важнейшей особенностью бытия - религиозной одухотворённостью.
  
  Есть несколько теорий возникновения популяции Homo sapiens. Очагов было несколько, утверждают одни. Нет, один, возражают другие. Они сходятся в одном, Человек разумный возник почти что из ниоткуда. Нет чётко доказанных предков, только предположения. Но такого не может быть. Наиболее вероятным мне кажется предположение о зарождении её (популяции) на Эфиопском нагорье. (Стивен Оппенгеймер "Изгнание из Эдема"). Выходит, наши генетические предки были насельники Восточной Африки. В результате генной мутации возникают некоторые свойства и признаки, способствовавшие быстрому увеличению новой родовой группы. Она расширяет территорию обитания, включая в общий процесс рядом живущих.
  
  Для процесса эволюции человека характерна периодичность во времени. То есть, любому сообществу людей, будь это родовой клан, племя, этнос и т.д., определены временные рамки. Для этноса это 1500 лет. На чём основывается утверждение? Есть такое понятие в генетике как дрейф мтх ДНК. Когда из 15 женщин через пятнадцать поколений остаётся потомство только одной из них. Которое и начинает следующий период развития. Условимся о том, что жизнь поколения укладывается в 25 лет. Тогда 25 лет помноженные на 15 поколений дают нам 375 лет или один период развития этногенеза в одной отдельно взятой этнической группе. Таких периодов четыре, в сумме они составляют те самые 1500 лет.
  
  Человек разумный расселяется по южному побережью Евразии. Не нужно думать, что это была прогулка на свежем воздухе от одной горы до другой речки. Всякая этническая генерация (пусть это были родовые кланы поначалу) занимала территорию обитания, включалась в местный геобиоценоз, использовала ресурсы региона, вырабатывала энергию и, в конце концов, распадалась. Давая следующим генерациям продолжить путь во времени и пространстве. Постепенно, в течение 35-40 тысяч лет Человек разумный добирается до юго-восточной оконечности Евразии. Популяция разделяется на тех, кто уходит в Австралию, на продолживших путешествие по восточному побережью Евразии. И тех, кто навсегда остался на её южном побережье.
  
  Примерно 40 тысяч лет назад случилось нечто такое, что вытолкнуло человека с побережий в центральные регионы. Так начинается освоение внутренних районов материка. Вероятно, тому причиной стали климатические изменения. К этому времени разумных людей стало много больше, они теснят своих родственников неандертальцев в Европе и Азии. Возможно, что с этого времени начинается процесс расообразования. Он случился не просто так, но в основе его снова были мутации на генном уровне, предвосхитившие дальнейшие события. На их основе наращивается адаптационный потенциал новых групп людей. Поскольку изменения климата в разных регионах действовали по-разному, то и результат был, как говорится, на лице. В тропической зоне сохраняется негроидный расовый тип изначального прототипа. В Австралии он приобретает свои характерные черты. Юго-Восточная Азия, островная и материковая, становится прародиной монголоидов. Юго-Западная Азия формирует прототип европеоида. Расовые группы, поначалу также небольшие, в итоге расширяют территории местообитания до максимума и около 7 тысяч лет назад расовые группы становятся следующей ступенью иерархии. Мы пока можем предположить с определённой долей уверенности, что первые расовые группы прошли путь от этнического через суперэтническое к расовому. К началу 5-го тыс. до н.э. человечество структурируется иерархически: этнос, суперэтнос, раса, популяция.
  
  Если в первые 35-37 тысяч лет происходит освоение наиболее благоприятных мест для жизни прибрежной зоны Восточной Африки и Южной Евразии, то следующие тысячелетия человек осваивает практически все материки. Внутри расовых сообществ формируются этнические группы, которые проходят через суперэтнизацию. К 5-му тысячелетию до н. э. возмужавшее человечество преодолевает половину своей жизни. Дифференциация через расселение и освоение новых земель заканчивается. Наступает время интеграционных процессов, которые подразумевают суперэтнизацию этносферы людей и социально-экономическую глобализацию. С этим связан распад прежних этнических систем (палеоазиатской к северу от Хуанхэ, аустронезийской к югу от реки, протодравидской на Иранском нагорье, анатолийской в Малой Азии, ностратической в нынешней Сахаре, аустроазиатской на п-ове Индостан, кроманьонской в Европе и пр.) и образование нескольких новых очагов этногенеза. Так возникает египетский в долине Нила, индийский в долине Инда, китайский в долине Хуанхэ. Срединная Евразия от Балкан до Южного Урала стала прародиной, так называемой, индоевропейской общности. Здесь возникли три важных очага этногенеза - балканский, северокавказский и южно-уральский. Предположительно, на Северном Урале ближе к устью Оби сложилась уральская общность. Процесс не одномоментный, очень протяжённый во времени, с переменами мест обитания. Но непрерывный, мутационный, целенаправленный. Ведь эти этногенетические и культурно-исторические образования служили в первую очередь для создания нужных антропологических типов. Способных к продуктивному размножению, результативному потомству. Могущему в постоянно меняющихся климатических условиях приспособиться и выжить.
  
  Итак, начало 5-го тыс. до н.э., эпоха кардинальных изменений в этносфере людей вслед глобальным климатическим изменениям. Окончание ледникового периода продолжается отступлением ледников на север и всеобщим потеплением. Что вызывает аридизацию или большую сухость климата в некогда благоприятных регионах Сахары, Аравии, Малой Азии, Иранского и Тибетского нагорий, степях Монголии. Отток людей начинается к большим рекам - Нилу, Евфрату и Тигру, Инду и Гангу, Янцзы и Хуанхэ, Меконгу и Салуину, Амударье и Сырдарье. Представители субтропической средиземноморской расы, занимавшей тогда Северную Африку и Юго-Западную Азию, расходятся на все четыре стороны. Насельники Сахары мигрируют в долину Нила, на Пиренейский полуостров и Балканы. Жители древней Анатолии продвигаются к истокам Евфрата и Тигра, уходят на Балканы, огибают Чёрное море с востока и расселяются на Северном Кавказе. Протодравиды Иранского нагорья также отметились на Северном Кавказе, приняли участие в сложении индийского этноса и индской цивилизации. А также добрались до Саяно-Алтайского нагорья в Южной Сибири и к истокам Хуанхэ, где кардинально повлияли на китайский этногенез, историю и культуру.
  
  Для нас особенно интересны этногенез и история развития индоевропейской этноисторической общности. Её этногенез был наиболее мощным во времени и пространстве. Как уже было сказано, основные очаги индоевропейского этногенеза сосредоточились на Балканах, Северном Кавказе и Южном Урале. Они возникли не одномоментно, при смешении приходящих с юга средиземноморцев и местных кроманьонцев. Теорий возникновения индоевропейской общности несколько. Но они не могут удовлетворить ни наше любопытство, ни изысканный вкус научного сообщества. Попробуем проследить её эволюцию. Первое, на что нужно обратить внимание, периодичность этногенеза. Этнические системы западных, восточноевропейских и южно-уральских индоевропейцев возникали, развивались и распадались по истечению полутора тысячелетнего срока. При этом в периоды зрелости этносы расселялись до максимально возможного. После распада матрица - основа всякого этноса, оставалась для продолжения этногенеза в новых условиях, с новыми пришельцами. Другие уходили вслед за кроманьонцами, настигали их, смешивались с ними. Таким образом это расселение напоминало волны. С каждой новой волной индоевропейцы теряли средиземноморские черты и обретали больше кроманьонских. Куда шли индоевропейцы? С Балкан в Западную и Северную Европу, к Днепру. С Северного Кавказа к Среднему Днепру, на север в лесостепи, на северо-восток до Средней Волги. С южного Урала к Волге, на север в зону тайги, на восток в Южную Сибирь. Эти передвижения напоминали веера. Так формируются очаги индоевропейского этногенеза на Дунае, Среднем Днепре и Средней Волге, Саяно-Алтайском нагорье.
  
  К 4 тыс. до н.э. западные индоевропейцы достигают берегов Северного и Балтийского морей. Теснимые ими кроманьонцы частью ассимилированы, другие отходят на север в Скандию и на восток на Среднерусские возвышенности. Сюда же со временем подтягиваются индоевропейцы со Среднего Днепра. А позже уральские племена из Волго-Камского междуречья. Очаг этнообразования на Среднерусских возвышенностях имеет долгую историю. За время его существования Волго-Окское междуречье стало родиной нескольких этногенетических генераций и русская последняя из них на сегодня. Мощный очаг индоевропейского этногенеза сложился в Альпийском регионе. Из него вышли кельты, италики, германцы, славяне, балты, иллирийцы. К юго-востоку по Дунаю расселились фракийцы и фригийцы. На Балканах греческие племена. Давшие начало этносам и цивилизациям древности и средневековья. Сегодня на этой основе формируется европейский суперэтнос.
  
  Южно-уральский очаг этнообразования был крайне результативным, если учесть вершину им достигнутую - АРИИ. Достигнув определённого возраста суперэтнической зрелости, арийский этнос расселяется в 18-3 вв. до н.э. до максимально возможного, оказывая решающее влияние на этногенезы Евразии. При непосредственном участии ариев формируются индийский, персидский, китайский, уральский, динлинский и хуннский этносы первого тысячелетия до н.э. Арии вошли на п-ов Индостан "на плечах" индского этноса, создавшего цивилизацию Мохенджо-Даро и Хараппы. Добрались до монгольских степей на востоке и сирийских на западе, вышли на юге к Персидскому заливу. Они пасли своих лошадей в перелесках венгерской пушты и у отрогов Саяно-Алтая. Может показаться фантастическим, но есть свидетельства арийских миграций до Волго-Окского междуречья. Пожалуй, в истории это одно из первых свидетельств о суперэтнизации этносферы.
  
  Также не менее мощными стали миграции из зоны монгольских степей в 3 в. до н.э. - 13 в. н.э. племён и народов алтайской этно-исторической общности (хунну, жоужане, тюрки, монголы). Италики захватывают Средиземноморской регион и создают Римскую империю на пике энергетической мощи. Индоевропейцы Западной и Центральной Европы выходят за границы обитания в 15-20 вв. и расселяются в Южную и Северную Америку, Австралию и Африку. Ещё одной суперэтнической системой в историческом времени стала русско-евразийская в границах бывшей Российской империи - СССР. То есть, на протяжении нескольких тысячелетий мы можем наблюдать процесс суперэтнизации в масштабах популяции Homo sapiens.
  
  Основой иерархии популяции является этнос. Существуют природные законы, в нашем случае, этногенеза, по которым этнос - это группа людей, связанных общим происхождением, обязательным наличием кровнородственных связей. А также обладающая местообитанием, то есть скоординированная в пространстве; языком; материальной и духовной культурой. Этнос, получается, субъект этногенетического и социально-экономического характера и свойства одновременно. Явление разностороннее, двуединое в природном и социальном. Включающееся в геобиоценоз через связь с флорой и фауной, почвой и энергетикой региона проживания. В ответ этнос вырабатывает способы адаптации, дающие ему возможность выжить и продолжиться потомством. Но и создаёт социально-экономические механизмы в материальной и духовной культуре. Позволяющие не только адаптироваться, но и занять определённую нишу в этносфере. Наделяющие его отличиями среди множества других себе подобных этнических систем.
  
  Первым на биологическую основу жизнедеятельности человека и этноса обратил внимание Сергей Михайлович Широкогоров в 1920-х гг. "Что же служит основой классификации этносов? Основой классификации служат: во-первых, признаки антропологические или соматические, т.е. особенности строения тела - скелета и мягких частей - и окраска, признаки, бессознательно признаваемые самим этносом, во-вторых, признаки этнографические, т.е. комплексы обычаев и вообще уклад жизни и, наконец, в третьих, признаки лингвистические, т.е. язык этноса." ("Этнос. Исследования основных принципов изменения этнических и этнографических явлений")
  
  В СССР проблемой этноса занимались успешно Бромлей Ю.В. и Гумилёв Л.Н. Теория этноса Бромлея страдает нагромождением свойств и признаков при двойственном понимании природы этноса (этникос и этно-социальный организм) как бы разведёнными в разные стороны. В понимании Гумилёва этнос - это коллектив людей, который сложился на основе стереотипа поведения, присущего только ему. В дальнейшем это некая система, определяющая своё место в этносфере на противопоставлении себя всем остальным подобным коллективам. Этнос формирует традицию, выраженную в культурно-духовном комплексе. Помимо этносов вводилось понятие суперэтноса как следующей ступени развития этногенеза. Основу этноса составляли субэтносы и более мелкие сообщества. На наш взгляд, наиболее близок к реальности был Гумилёв Л.Н., отдавая дань и природному и социальному.
  
  И что в реальности? Этнос не двойственное нечто, но единый организм. Он не "этникос", не "этносоциальный организм", но единый и цельный организм, развивающийся через этногенетическое и социально-экономическое.
  Этнос - это группа людей, объединённых происхождением и обязательным наличием кровнородственных связей, местообитанием, общим языком, материально-духовной культурой. В процессе этногенеза этнос как система может видоизменяться до состояния суперэтноса и распадаться на многие части в периоде старения. Если первые три четверти его жизни характеризуются интеграцией, собиранием, ужесточением внутренней этногенетической и внешней социальной структуры. Которые могут прерываться точками бифуркации, надлома, дезинтеграции. То в периоде старения преобладают процессы дифференциации, стремление к хаосу, распаду общего этногенетического поля и государства. Такое развитие событий прослеживается в любом этносе, в той или иной форме и степени напряжения. Разберём это на примере русского этноса, превратившегося в суперэтническую систему современности - русско-евразийскую.
  
  Вторая часть.
  Периодизация этногенеза.
  
   Первый период "детства и юности" длится с середины 9 века до нашествия монголо-татар. Самые разные по происхождению племена приняли участие в русском этногенезе. Славянские, славяно-балтские, финно-угорские или уральские, варяги-русь, алтайские. Поход разноплемённого войска в Поднепровье закончился сложением нового этноса - РУСЬ. Об этом пишет наш первый историк и этнолог Нестор в "Повести временных лет" (ПВЛ) под 882 годом: "...сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся РУСЬЮ (выд. мною)." Объединение и совместный поход не стали чем-то временным и обыденным. Занятие территории будущего обитания - Поднепровья, было первым шагом русского этноса, осознавшего свою общность в многообразии племён и культур. Подчинение племён, дани с них, сознание общей территории, формирование языка общения - русского, определение целей и задач на будущее при взаимной ассимиляции через браки и сложение этногенетического поля, - вот те свойства и признаки этноса в действии.
  
  Поначалу, внутренние этногенетические связи, также как и внешние - социально-экономические, представляются аморфными. Но, несмотря на это, в течение этого периода заложены основы русского этноса. Русскость осознаётся через кровнородственные связи, общий язык, материальную культуру. Важнейшим фактором в сложении русского этноса стал религиозный. Принятие православия, как окормляющей духовной сущности, определило дальнейшее родство не только как этногенетическое, но и в высшей степени духовное. Именно православие стало фактором объединяющим на долгом пути к великой империи современности.
  
  Точка бифуркации или временного надлома в развитии русского этногенеза была первой и очень растянутой во времени. После смерти великого князя Владимира Мономаха в 1125 г. нарастает напряжение в развитии этногенеза и общества. Оно доходит до крайности, когда в 1163 г. одиннадцать князей русских организуют поход на Киев, берут его приступом и грабят три дня. Это событие и стало точкой отсчёта в разрушении первичного Древнерусского государства и этногенетического поля. Озлобление всех против всех на спаде общей пассионарности вылилось в то, что в истории стало называться "феодальной раздробленностью". Этногенетическое поле русского этноса от пережитого энергетического напряжения распадается на полтора десятка обособленных в границах княжеств частей. Расплата не замедлила - на горизонте с востока замаячила монгольская угроза.
  
  В 10 веке монгольские племена продвигаются в центральные районы степей Центральной Азии. После долгих лет борьбы монгольских племён за лидерство, система успокаивается внутри и обращает своё внимание вовне, тесня тюрков на запад. К тому времени поток тюркских племён на запад возрастает. Они заполоняют евразийские степи от Южной Сибири до Дуная. Монголы жёстко и неуклонно преследуют их, подчиняют, непокорных истребляют. Создав государство в Центральной Азии, монголы не замедлили в осуществлении имперских амбиций. Маньчжурия, государства раздробленного Китая, походы на Иранское нагорье и Кавказ, захват Волжской Булгарии. Армия монголов с учётом тюрков или "татар" была неисчислима по тем временам. Её победы наводили ужас. И вот оно случилось.
  
   Второй период русского этногенеза от монгольского нашествия до начала 17 века - "возмужание". Монголо-татарское нашествие превратилось в избиение обособившихся княжеств русских. Даже в ожидании смертельной угрозы чувство самосохранения отказало. Естественное желание выжить затмевалось взаимной ненавистью. Настолько велико было падение русских нравов, ощущения русского единства, одичание в гордыне субэтнической самости. Власть великих ханов превращается в тяжкое испытание возгордившегося русского сознания. Однако иноземное вторжение прервало затянувшуюся бифуркацию. Восточная часть русского мира консолидируется под властной опекой Золотой Орды. Северо-западные, нынешние белорусские земли, отходят в Великое Княжество Литовское (ВКЛ). Юго-западные, будущая Малороссия, частично под присмотр Польши, позднее польско-литовская уния собрала тех и других в едином польско-литовском государстве.
  
  Взаимодействие с разными этносами предопределило сложение трёх великих субэтносов, ставших основой русской нации. В восточной части русского этногенетического поля в содружестве с народами Поволжья, татарами формируется субэтнос великороссов. На северо-западе русского мира во взаимодействии с пруссами, литовцами и поляками сложился субэтнос белорусов. На юго-западе при контактах с поляками, остатками половцев, другими европейскими этносами - субэтнос малороссов. Что отражается на изменениях не только в языке, но и в сознании. При сохранении понимания русской общности, появляется осознание некой особости. В итоге монголо-татарское "иго" способствовало консолидации русских. Западные части оказались под мощным прессингом - этногенетическим и культурным, - со стороны поляков и других народов Европы. Здесь в отличие от востока столкнулись две культуры, ментальности, миропонимания. Европа и Азия сошлись в непримиримой борьбе этногенетических и социальных противоположностей. Германский Drang nach Osten отражал общее настроение европейского суперэтнического сознания. Даже через польскую экспансию на восток. Европейский суперэтнос, восприняв от римлян эстафету в развитии этногенеза, объединялся германцами в некое единство. Но наличие многих мощных этногенетических эпицентров регионального значения не позволили германцам прийти к европейскому единству этногенетическому и социально-экономическому. Европейский этногенез напоминал бушующее море внутри и опасный своей непредсказуемостью вулкан снаружи.
  
  Тем не менее, восточнее, в который раз эпицентр этногенеза оказывается в Волго-Окском междуречье. Москва, в силу этногенетических и исторических причин, становится собирательницей русских земель. Мы можем отрицательно относиться к методам и способам достижения цели. Но это жизнь, где естественный отбор не теряет своего значения. В итоге остаются те, кто способен выжить через активное брачование не только в рамках своей этнической системы, но и с окружающими этносами. Только так можно омолодить кровь, перенаправить мутации в нужное русло. При всём при этом православие сыграло роль Великого Объединителя, Охранителя русского самосознания, языка, культуры. Конец 15 в. был решающим в становлении русского этнического самосознания. Выход из-под опеки Золотой Орды, отказ платить дани, сознание своей этнической особенности сделали великороссов ведущими в деле объединения русских земель. Прорываясь через внешние преграды, преодолевая сопротивление поляков, литовцев и искривлённое русское самосознание белорусов и малороссов, они упорно шли к заветной цели. Так в 16 в. были, в основном, возвращены русские земли на западе и начинается выход за пределы русского этногенетического поля на северо-запад к Балтике, на восток в Поволжье и Сибирь, на юг в Дикое поле. К тому времени этносы этих регионов пребывали в состоянии спада пассионарности. По разным причинам.
  
   От начала 17 века до конца 20-го, период зрелости русского этноса, время имперских амбиций, эпоха великих свершений. Но этому предшествовала очередная точка бифуркации или Русская Смута начала 17-го века. Спад этногенетической активности начинается после завоевания Поволжья. Физические силы русского этноса истощены долгими войнами. Психика подорвана борьбой кланов за власть. Но первую, заглавную роль играют изменения в способности к этногенетическому взаимодействию. Снижение энергетической мощи сразу же сказывается после смерти Бориса Годунова. Снова озлобление, возведённое в степень, гражданское противостояние, не признающее моральных устоев. Боярские и дворянские группировки, казачество, иноземные захватчики. Но в Поволжье возникает центр не только русского единства. На арену русской истории, в самый трагичный её период полного распада этноса и государства глубоким тылом выступают народы Поволжья. Первое пробуждение русского национального самосознания, первое понимание будущего русско-евразийского единства, закончилось освобождением Москвы. Государственного символа русского единства.
  
  Расширение территории обитания, активное взаимодействие и брачование с иными народами, заложили основы русско-евразийского этногенетического поля, суперэтноса и государства. Русские прорастают в другие народы пространства через кровнородственные связи. Российское общество и экономика строится с учётом национального разнообразия, региональных особенностей, менталитета народов представляющих с этого исторического момента этногенетическую матрицу русско-евразийской этносистемы. Так продолжается до смерти Александра Сергеевича Пушкина. Это покажется странным, но этот год превращается в своего рода грань, отделяющую время всеобщего единства от наступающего напряженного времени ожидания катастрофы. Общество постепенно было раздираемо внутренними противоречиями. В условиях усиления, убыстрения процесса этногенеза, они нарастали быстро и неотвратимо. К этому добавлялись национальные, религиозные. В стране росло число тех, кого Лев Николаевич Гумилёв назвал позже пассионариями. Противоречия между русским и евразийским обостряются. Пропасть между правящим классом и народом растёт.
  
   При всей общей успешности внутренней и внешней политики царского правительства, растёт пассионарность или энергетическое напряжение этногенетических процессов. Оно не снимается ни расселением миллионов крестьян из центральных регионов на новые земли, ни их переселением в города. Мощный рывок промышленности, сельского хозяйства, демографический взрыв (за последние двадцать пять лет перед революцией население России увеличилось на 60 млн. человек, а великий Менделеев даже предрекал к концу 20 века число русских в 500 млн.), ничто не могло остановить приближающейся катастрофы. Российская образованная элита, словно лошадь, закусившая удила, неслась в истерике к своему концу на краю пропасти. Имя этой пропасти революция. Теперь всё было гораздо серьёзней - акматическая фаза! Пройдя через неё, не было шансов возвратиться в тоже русло. Это была точка абсолютно пиковой энергетической нагрузки в русском этногенезе и невозврата.
  
  Следует учесть ещё одну особенность, в 19 веке русский этнос уже не принадлежал самому себе. Он становится ведущим и титульным этносом в созданной им системе более высокого порядка и уровня - суперэтнической. Назовём её "русско-евразийской", поскольку такое название наиболее полно отражает степень участия русских и народов Северной Евразии в общем этногенезе. Что налагало не просто большую ответственность, но и было тяжким грузом на русских плечах. Требовалось создать систему взаимоотношений в обществе и государстве с учётом особенностей культуры и менталитета многих десятков народов. Не унизить, не растерять то многообразие, давая зелёный свет всем к современным достижениям культуры.
  
  20 век превращается в жестокое испытание для русского народа и народов всего русско-евразийского пространства. Таких войн, такого голода, таких взлётов Духа, такого языческого ожесточения против православного, а значит и русского, не знала Русская земля. Русско-евразийская система вступила в полосу крайнего ужесточения этногенетической и социально-экономической структуры. Но нельзя держать мышцы в постоянном напряжении. От чрезвычайного перенапряжения они сами расслабятся. Это начинает ощущаться в 1970-х гг., ещё более в 1980-х. Общее этногенетическое поле начинает рассыпаться на части, а распад СССР лишь подвёл черту под периодом зрелости русского этногенеза. Но и дал старт периоду старения. Нам кажется, что мы ещё вернём своё былое величие. Если не в империи, то в каком-то ином качестве. Однако, этногенетический опыт других народов показывает, старение этноса (как и любого живого существа) остановить невозможно. Но в отличие от живых существ этнический организм способен сохранять свою этногенетическую матрицу и на её основе начинать следующий виток развития, но уже с новыми людьми. Так в 9 веке закончился финно-угорский этногенез на Среднерусских возвышенностях и начался русский.
  
  Третья часть.
  Суперэтнизация.
  
  Кто-то может возразить: если этносу отведено только 1500 лет жизни, тогда почему китайцы, египтяне, персы и другие живут так долго? Мы подошли к понятию суперэтнизации. Она случается с любым этносом в периоде зрелости. Но в мире есть несколько очагов, где этносы как бы и не стареют. Попробуем на примере этноса китайцев рассмотреть этот процесс "нестарения".
  
  Во-первых, суперэтнический период длится около семи с половиной тысяч лет. На такой вывод наталкивает египетский, китайский, индийский и пр. этногенезы. Наиболее классическим представляется китайский. На основании заключений археологов и антропологов можно утверждать, что китайский этногенез начался где-то в начале 5-го тыс. до н.э. А антропологический тип не изменился за это время. Тогда в чём дело?
  
  Во-вторых, суперэтнический виток развития этногенеза гораздо протяжённее по времени. При этом этническая система постепенно расширяет территорию обитания за счёт тех этнических сообществ, которые изначально приняли участие в её сложении. Наращивает человеческий потенциал. В формировании и развитии китайской этносистемы участвовали три общности древности - аустронезийская к югу от Хуанхэ (южные монголоиды), алтайская к северу от Хуанхэ (северные монголоиды) и тибетская.
  
  В-третьих, вероятно, китайский этнос прошёл четыре полных этнических витка развития по полторы тысячи лет каждый. Первые два мифические, можно сказать. О них можно судить на основании вторичных признаков. Но вот что интересно, первый виток развития китайского этногенеза закончился в конце 4-го тыс. до н.э. сменой культурного комплекса при мощной миграции с запада. Что могло случиться только при переселении многих людей в зону проживание древних китайцев. Кто же были эти загадочные переселенцы? В 4 тыс. до н.э. протодравиды Иранского нагорья выходят за пределы своего местообитания. Они приходят в долину Инда, на побережье Персидского залива, в низовья Тира и Евфрата, в Среднюю Азию и на Саяно-Алтайское нагорье. Поэтому только они могли прийти к истокам Хуанхэ. Просто больше некому.
  
  Окончание второго витка китайского этногенеза снова совпадает с мощной миграцией с запада. В 18 в. до н.э. только арии могли прийти к границам китайской ойкумены. Свидетельства о белых великанах есть в китайской мифологии. О белых ди будут писать первые китайские историки. Они привнесли в китайскую культуру боевые колесницы и специальную породу лошадей для них. С падением династии Ся заканчивается виток этногенеза. Династия Шан начинает новый период китайской истории и этногенеза. Который заканчивается очередным распадом общего этногенетического поля и государства в 6-3 вв. до н.э.
  
  Четвертый виток (3 в. до н.э. - 13 в. н.э.) этногенеза продолжается завоеваниями циньцев с западной окраины китайского мира. Страна объединяется, происходит ряд реформ социально-экономического плана. Китайский этнос расселяется до южных побережий, Маньчжурии на северо-востоке и Синьцзяна на северо-западе. Империя Тан 6-9 вв. стала вершиной достижений китайцев. Последовал период старения генерации и снова распад.
  
  Наконец, пятый виток китайского этногенеза начинается монгольским завоеванием в 13 в., прервавшим процесс дезинтеграции. Затем были маньчжуры. В 20-ом веке китайцы в очередной раз входят в период зрелости и имперских амбиций. Есть ведущий и титульный этнос китайского суперэтноса - хань. Система вышла к границам своего местообитания, включив в зону влияния территории её древних прародителей - аустронезийцев на юге, тибетцев на западе, алтайских народов на севере. Что дальше? Имперский период не даёт шансов китайцам отсидеться в границах своего государства. Поскольку расширение неминуемо, то выход только один - вовне. На Иранское нагорье, в Среднюю Азию и Сибирь. И создание новой империи в содружестве с другими народами.
  
  Четвёртая часть.
  Пассионарность.
  
  Русская земля богата замечательными людьми и великими открытиями. Пассионарный всплеск начала 20-го века вызвал к жизни желание понять и осознать происходящее. Великий русский учёный Владимир Иванович Вернадский научно обосновал понятие "биохимическая энергия живого вещества". Производимая живым сообществом, она есть основа нашей жизни. О ней знали древние индийцы и китайцы, но строгое обоснование БЭЖВ получила в работах русского гения.
  Евразийцы зарубежья сделали первую попытку вслед за Данилевским объяснить нашу русско-евразийскую самость. Лейтмотивом их исследований стало: мы евразийцы по факту многовекового смешения евразийских народов, по евразийскому местообитанию, в силу сложившегося менталитета. Однако, только в конце 20 века ещё один русский гений, основываясь на достижениях предшественников, сделал обобщение, сводя воедино БЭЖВ, евразийские предчувствия, собственные гениальные догадки. Имя ему Лев Николаевич Гумилёв. Его титаническим трудом получила жизнь ПАССИОНАРНАЯ ТЕОРИЯ ЭТНОГЕНЕЗА.
  
  Сразу следует оговориться, Лев Николаевич Гумилёв только наметил подход к объяснению этногенеза человеческой этнической системы в общем и в конкретных этносах в частности. Уловив главное, Он не всегда точен в выводах, исторических интерпретациях, смысловой наполненности терминов. Однако, остаётся прав в главном: этногенез - явление природного свойства и объясняться должен законами нашего естественного бытия. Самый важный и первый - закон сохранения и превращения вещества и энергии.
  
  В "Словаре понятий и терминов теории этногенеза Л.Н. Гумилёва" даётся расшифровка пассионариев и пассионарности. Пассионарии - это "энергоизбыточные" люди, сил которых хватает не только для размножения и сохранения своего потомства, но и "целенаправленной работы по видоизменению окружающей среды". Извините, но к ним можно отнести практически всех. Мы все в той или иной мере пассионарны. Живём, плодимся, заботимся о потомстве, изменяем мир под себя. Другое дело, у кого-то сил и энергии хватает на минимум, а другие живут по максимуму на пределе возможностей. Что зависит от способности человека абсорбировать, поглощать из окружающей среды энергию и преобразовывать её в дела и поступки.
   И здесь приходится констатировать: пассионарность невозможно воспитать, поскольку она является ЕСТЕСТВЕННОЙ способностью человека абсорбировать и преобразовывать. Ею можно только "заразиться".
  
   Нельзя согласиться и со следующим гумилёвским понятием "пассионарность как энергия - биохимическая энергия живого вещества биосферы, определяющая способность этнических коллективов совершать работу...". Но энергия (БЭЖВ) и способность не одно и то же. Способность - это, скорее всего, степень энергетического напряжения по преобразованию энергии. Тогда пассионарность - степень энергетического напряжения при абсорбировании и преобразовании БЭЖВ человеком и этносом.
  
  Лев Николаевич также предположил случайность, избранность, так называемых, пассионарных толчков. Что это такое? И снова обращаемся к гумилёвскому "Словарю...":
  "Пассионарный толчок - микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к возникновению новых этнических систем в затронутых ею регионах" ("Этносфера. История людей и история природы")
  Постараемся расставить по своим местам толчки, мутации, признаки и популяции.
  
  Если мы определились с такими понятиями, как энергия жизни (БЭЖВ), пассионарностью или степенью энергетического напряжения этногенетических процессов. То, исходя из этих понятий, можно предположить, что "пассионарный толчок" - это некое действие, которое подобно ударам сердца стимулирует и поддерживает работу организма. Поэтому он не может быть ни микро-, ни макро-, ни просто мутацией. Толчок усиливает действие мутации! И здесь не совсем понятно, ведь мутации, судя по современным представлениям, происходят постоянно, неконтролируемо, неосознанно. Как же так случается, что избираются те или иные из них? Можно предположить, что наиболее удачными мутациями, годными для будущего, будут те, что случились во время пассионарного или энергетического толчка. Но как часто случаются пассионарные толчки? Возможно для популяции людей, судя по этногенетическим изменениям, они случаются постоянно, регулярно, запрограммировано. Есть основания предполагать 25-летние интервалы между ними.
  И только стечение многих факторов и обстоятельств в момент пассионарного толчка может послужить в качестве благоприятного фона к результативному исходу мутации. А уже после, "попав в струю", мутация в родовом коллективе распространяет своё воздействие на окружающих. И тогда "заражённым" оказывается этнический коллектив.
  
  Пятая часть.
  К чему пришли?
  
  Анализ этногенеза и истории популяции Homo sapiens и современного её состояния приводит к выводу: последние семь тысячелетий идёт постоянная и целенаправленная суперэтнизация и глобализация. Приведшая человечество к сложению, по меньшей мере, десяти суперэтнических пространств:
  
  1. Афро-азиатское в Северной Африке и Юго-Западной Азии или арабо-исламский мир.
  2. Индийское на полуострове Индостан.
  3. Китайское в границах КНР.
  4. Русско-евразийское в границах бывшего СССР.
  5. Европейское к западу от русско-евразийского до побережья Атлантики.
  6. Индокитайское на полуострове Индокитай и островной Юго-Восточной Азии.
  7. Африканское к югу от пустыни Сахара.
  8. Южно-американское в Южной Америке.
  9. Североамериканское в Северной Америке.
  10. Австрало-островное, охватывающее Австралию и окружающие острова.
  
  Они находятся в разной степени плотности этногенетических связей, на разных уровнях развития, в разном возрасте. Это те самые полюса будущего многополярного мира.
  
  Конечно же, мы не можем разложить этногенез "по полочкам". Или развести этногенез и исторический процесс направо и налево. Но сделать это условно, для анализа происходящего и понимания целей и задач нашего существования необходимо. Понимая их сильнейшие взаимодействие, взаимозависимость, взаимную дополняемость и обусловленность.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"