Аннотация: (Ещё одна порция косточек, на сей раз - мемуарного характера. Вку-усно... Надеемся, и вам понравится! Приятного ап(петит)а!)
Trinity1
Ребятишки очень интересовались моим дневником. Говорили, что лучше запомнить что-то, чем записывать. Но они не знают, что в дневнике не скрупулёзная подборка фактов, а неповторимые мысли и заботы. В дневнике то, что происходит только один раз - моё прошлое. А прошлое - половина жизни, ведь мы имеем только прошлое и будущее, а настоящего нет. Так стоит ли терять половину жизни?! (с)
Мемуары в своем классическом "дневниковом" проявлении. Рассматриваемый Trinity период охватывает последний год учебы автора в школе и начало институтской эпопеи (само же произведение даже по меркам СИ имеет очень большой объем). 1972 год. Золотое брежневское "средневековье". Небольшой поселок, в котором все друг друга знают, с обязательным кинотеатром, поселковой школой, и огородом, за которым ухаживают всей семьей. Эпоха замечательная своей сонливостью и кажущейся благополучностью. Казалось бы, этим теплым сытым духом должно пахнуть с каждой страницы, однако этого не происходит. И хотя имеются все составляющие того времени, как-то: нечастые, но обязательные походы в кино, общественно-комсомольская работа, поездки "на картошку" в институте - эпоха в данном произведении не играет роли главного героя. Нельзя сказать, что это минус. Однако человеку, ставшему взрослым в тот временной период, возможно, захочется больше характерных черточек, знакомых с детства.
Книга будет интересна тем читателям, которые в силу ли возраста или жизненной ситуации находятся на некотором перепутье. Пересматривают (пересчитывают) свои жизненные ценности, задумываются впервые или вновь о смысле жизни. Главный герой - юноша из обычной семьи, о которой почти не рассказывается, поглощен постоянным "самопоеданием", так свойственным молодым людям в период пубертатного развития. Современным читателям будет дико узнать, что ГГ почти не думает о сексе. Собственно, за 50 кб текста это слово прозвучало только один раз, равно как и обдумывание "постельной" ситуации. Его больше интересуют взаимные переживания - свои и девушки, которая ему нравится. Эти потаенные сомнения - посмотрела в мою сторону или нет? Что подумала, когда мы столкнулись на крыльце? Первые робкие касания, "напыженная" гордость - главный признак страшнейшего смущения. Какие уж тут поцелуи! Юноша осмысливает и переосмысливает (не единожды, причем) не только сложные и запутанные отношения с противоположным полом (о чем сейчас уже читается с улыбкой, а тогда ох, как страдалось!), но и такие высокие материи, как смысл человеческого существования, возвышенность или низменность собственной души.
Дневник написан ровно, за мысленными метаниями (от "Я люблю ее, и буду любить всегда" до "мне нравятся еще две девчонки" :)) не устаешь наблюдать. Героя иногда жалеешь, иногда сопереживаешь, иногда подсмеиваешься над его наивностью, как давно уже подсмеиваешься над тем неуклюжим, пылким существом, каким сам был когда-то.
Человек, стоящий на перепутье, близок к истине, вернее равноудален от нее. Может быть, поэтому он получает откровения свыше, которые часто принимает за собственные мысли. Порадовало, что в дневнике Главного Героя этакое философствование нашло свое отражение.
Например:
Везде царит закон джунглей, я приспосабливаюсь к нему, и на меня плюёт каждый дурак, оказавшийся более удачливым. Я больше чем мещанин. Я бы спас беспомощного врага, или перегрыз ему глотку, пока никто не видит!
Думаю вот о человеке. Для чего он живёт? Ведь его жизнь бесцельна. Рано или поздно человечеству придётся погибать. Во Вселенной нет порядка, хаос. Случайные встречи решают дело. Так стоило ли встречаться каким-то силам, чтобы, походя, создать Землю и человека? Стоило ли огню эволюции не сжечь, а выплавить и отточить Человека? Ведь всё и вся безгранично, а наше познание имеет границы. Мы не можем узнать всё о Вселенной, то есть обрести Вечность. Не всё в мире можно свести к пикам на осциллографе или отклонению стрелки амперметра, а человечество надеется, что можно, и в этом глубокая ошибка. Для познания бесконечного нужно бесконечно много времени и бесконечно много качественно новых воззрений на мир. Остаётся надеяться, что мы находимся в младенчестве познания, в начале времени, которое нам "отведено".
Что будет впереди? Ну, жизнь, снова мечты, снова глупые ночи. Страшно: всё равно я ничего не достигну. Во всём виноват мой характер. Иногда так сжимается сердце, так давит, что не знаю, что и делать.
И, ещё, жизнь показалась такой долгой, что невольно ужаснулся: что же думают старики?
Время начало двигаться непостижимо быстро. Я очнусь где-нибудь под пятьдесят и ещё раз уже при смерти, и буду вспоминать, что писал это почти семнадцатилетним, перед выпускными экзаменами, ещё не дотронувшись ни до одной книги.
Оценка - 9 баллов.
Trinity2
Если избежать лишних, на мой взгляд, предисловий, что можно сказать об этом произведении? Правильнее всего было бы отнести его к жанру мемуаров. Однако "Эгофрактал" больше, чем просто мемуары: это развёрнутое рассуждение о смысле бытия и пути, который проходит человек, следуя течению жизни.
Первые 50 килобайт произведения, которые и было предложено рассмотреть, представляют собой историю взрослеющего человека. Беды и неприятности, мечты и радости - всё здесь переплетено, как это обычно бывает в жизни, и подано в реалистичной манере, почти без фильтрования: это честные записки и мини-эссе, умело собранные в единый текст, имя которому - Жизнь. Такая правдоподобность, искренность, жизненность "цепляет" сильнее всего. Непросто изложить на бумаге мысли так, чтобы они были понятны, особенно когда пишешь о себе, ведь тебе многие вещи могут казаться само собой разумеющимися, тогда как читатель, не знакомый с автором лично, с трудом поймёт, о чём идёт речь. И автору удалось избежать этой ошибки, он передал всё в доступной, образной и интересной форме.
"Эгофрактал", этот диалог-монолог с философским и психологическим подтекстами, а иногда и прямыми, что называется, straight to the point размышлениями ещё не закончен, потому что автор, судя по всему, не хочет останавливаться на достигнутом. Публикация для него - не самоцель, а самое важное, ему есть что ещё сказать людям.
Боюсь повториться, но прекрасно переданные мысли и описанные поступки героя-автора - это главный плюс "Эгофрактала". Подобную подлинность редко встретишь и в художественном произведении. И не каждое художественно-развлекательное произведение будет читаться с интересом - здесь же, благодаря живому, не очень сложному, но выверенному и приятному языку такая проблема не возникает. Жаль, у этих записей нет чёткого начала, отчего порой сложновато бывает объять картину, которую рисует автор, привыкнуть ко вновь введённым героям. Возможно, тут требуется небольшая проработка, описание жизни "героя" и "персонажей" (беру в кавычки оба слова, поскольку они обозначают непридуманных людей), - так читателю будет проще привыкнуть к тем, о ком ведётся рассказ, и текст станет более глубоким. В него легче будет погрузиться. Не исключено, что и более плавные переходы между записями, тропинки от события к событию, также принесут пользу. Но я отдаю себе отчёт в том, что это, в первую очередь, мему ары, дневник, а в дневнике свойственны моменты, описанные выше.
В целом - спасибо за содержательный и увлекательный "рассказ", за "повесть" о том, что волнует многих, за актуальный как в прошлом, так и в будущем "роман". Почему актуальный? Потому что вопросы, которыми задаётся "герой", тревожат умы немалого количества людей, а события, нам показанные, не просто зарисовки из жизни, но и советы, предостережения, рассуждения.
Оценка - 8 баллов.
Trinity3
Я ставлю с чистой совестью 9. Поставил бы и все 10, но снял балл именно из-за объёма: слишком много хорошего тоже не хорошо, краткость, как сестричку таланта, никто не отменял. Язык для эпистолярного жанра на редкость богатый, много эпитетов, что этот жанр как раз и не требует. Поэтому и читается легко у него, что присутствует образность, нет той самой сухости в изложении. Это несомненный плюс. Ещё плюс - исключительная грамотность и абсолютное знание пунктуации, что вообще-то редкость. За положительную оценку и сюжетность вещи, листаешь страницы чужой жизни, где подмечено много чего, и тебе интересно. Не просто изложение фактов, а ещё и их некое осмысление вдобавок, масса второстепенных деталей, от которых не скучно. Ну, и лав стори, конечно. Было б любопытно почитать у него ещё что-нибудь, ибо человек литературным языком владеет вполне. Но что-то на его странице более и нет ничего.
Оценка - 9 баллов.
Общая оценка: 8,6 баллов.
Совет от монстра Trinity: Произведение имеет поистине гигантский объем. Любой, даже очень хороший текст, отпугнет читателя таким размером - неудобно скачивать, неудобно читать на СИ. Советуем автору разбить "Эгофрактал" на периоды. Разбивку можно произвести как по временным, так и по тематическим параметрам. Владимиру Николаевичу - ни в коем случае не бросать писать! Есть потенциал. Даже больше чем на тысячу килобайтов.