За окном стрекотали цикады, разливался запах мяты, розмарина, белого и желтого жасмина.
Выгнув спину, Христофор потянулся, потом зажег свечу и пошел искать Ангела, которого видел прошлой ночью. Он хотел узнать у него, как выглядит бог.
Со свечой Христофор обошел весь дом, но Ангела нигде не было.
Помедлив, он спустился в подвал, где располагалась мастерская тети. Когда к ней приходило вдохновение, она заводила патефон и писала картины. С палитрой в руке она мелкими, порывистыми шажками приближалась к мольберту, наносила несколько мазков кистью и отступала. Движения тети напоминали танец, правда, ей не хватало грации.
Христофор погасил свечу, которую зажег, чтобы ангел мог его узнать, и, затаив дыхание, подкрался к двери.
--
Входи, что ты там прячешься... - услышал он голос тети и вошел.
Тетя стояла у портрета дяди Иосифа. На ней было длинное черное платье, лицо прикрывала вуаль. Тетя носила траур, но щеки у нее были напудрены, а глаза подмалеваны. Она только что вернулась из театра.
На портрете дяде было около 50 лет. Он стоял у окна и смотрел на город как на мираж. Миражи, которые он не знал, откуда приходят и куда уходят, начали дразнить его еще в пустыне, где он воевал. Миражи преследовали его и после войны, когда он стал писателем. Он писал короткие одноактные пьески. Они требовали немного бумаги и не нагоняли скуку.
Год назад дядя пропал без вести. Вместе с ним исчез и весь его архив, уцелели только письма и тетрадь, в которую он бегло иногда непоследовательно записывал события своей жизни с неизбежными преувеличениями, свойственными писателям по своей природе.
--
Тетя, как ты думаешь, дядя вернется?.. - спросил Христофор.
--
Не знаю... - отозвалась тетя. - Может быть, он умер... а может быть, его прибрала к рукам какая-либо женщина...
Возникла пауза.
Христофор не решился спросить тетю об ангеле. Да и видел ли он его? Скорее всего, он его не видел, а вообразил.
Воображение искуснее любого художника...
Длилась ночь.
Сквозь причудливую вязь веток проглядывала луна.
Христофор лежал и разглядывал тени на потолке. Они рисовали людей, которые шли вниз головой, ногами вверх.
Губы Христофора задрожали, когда в толпе теней появился дядя. Выглядел он усталым, лицо бледное, щеки напудрены, глаза подмалеваны. Он был копией тети.
Христофор привстал и вдруг обнаружил, что ему не на что опереться. Он плавал в воздухе над лагуной. Поодаль маячила Лысая гора, склоны которой рдели от анемон. Небо было ясное, море спокойное, серо-зеленое. Царил штиль. В лагуне играли дельфины, выгибая спину и чешуйчатые бока.
Расправив крылья, Христофор полетел к Лысой горе, которая головой уходила в небо и была ближе всех к богу. Христофор хотел спросить бога о дяде.
Неожиданно наползли тучи, и все исчезло.
В сырой тьме рокотали громы.
Увидев место грома, Христофор в ужасе устремился прочь. Он греб крыльями как веслами.
Открылся весь вымощенный звездами Млечный путь.
Сердце Христофора замерло от изумления и восторга. Достаточно было взмахнуть крыльями и оказаться среди этого скопища движущихся, вращающихся звезд. Он неловко повернулся, почувствовал, что куда-то проваливается, и очнулся.
Было уже утро. Из зыбкой мглы постепенно выступали башни, купола города.
Христофор вышел на террасу.
Громыхая на стыках рельс, мимо дома прополз трамвай. Он остановился у редакции вечерней газеты. Из трамвая вышел отставной подполковник. Лицо его уродовал шрам. Подполковник воевал в Аркадии, где приобрел и шрам, и дурную славу. Говорили, что он был палачом.
Проводив подполковника взглядом, Христофор заглянул в комнату тети. Измученная бессонницей, она лежала на кровати, точно деревянная кукла, ни живая, ни мертвая...
Спустя час Христофор был уже далеко от города. Он шел по направлению к Лысой горе. Сопровождали его две белые собаки с рыжими ушами. Была еще пятнистая. Она сбежала.
Ветер то дул Христофору в лоб, то в спину, а то и вовсе стихал или кружил.
По шаткому мосту он перешел реку. Извиваясь как змея, она обегала город и терялась в торфяных болотах.
За рекой начинались владения Пана.
Пан был сиротой. Его отец погиб в горах, а мать утопилась. Рыбаки выловили ее сетями у полой скалы. Говорили, что у нее временно помутился разум, и она бросилась со скалы в море. Иногда такое бывает с женщинами после родов.
Несколько дней малыш провел в одиночестве, разглядывая картины, которые рисовал ему бог. Пастухи нашли его спящим в расселине на ложе из листьев. Они и дали ему имя.
С тех пор Пан пас коз.
Христофор шел, озираясь. Его окружали все более безлюдные пейзажи, все более мрачные ущелья и скалы.
У валунов, похожих на стаю присевших волков, Христофор наткнулся на Пана.
--
Пан, ты не знаешь, где мне найти бога?.. - спросил Христофор.
--
Зачем тебе бог?.. - Кутаясь в козью шубу, Пан с любопытством взглянул на мальчика. Рыжеволосый, кудрявый, он был похож на ангела.
--
Нужен...
--
Разруби дерево - и он там... подними камень - и найдешь его там... он и внутри, и снаружи, он везде... все, что есть вокруг, исходит из него и стремится вернуться к нему, лишь падшие ангелы воспротивились этому желанию, они пытались нарушить естественный порядок, исказить природу...
--
И что?.. - Христофор недоверчиво глянул на Пана.
--
Все они попали в ад...
--
А что такое ад?..
--
Ад - это страна мертвых... все мертвые ждут там конца света и суда... живым туда путь закрыт... а ворота в эту Яму где-то на севере неба, у полярной звезды... есть еще геенна... Иуда предпочел бы себе смерть в аду, чем жизнь в геенне...
Пан погрузился в свои мысли, которые он никому не доверял, а Христофор пошел дальше. В предвкушении приключений и неожиданных открытий он то превращал свою тень в сторукого гиганта, то изображал из себя кентавра. Устав идти, он опустился на песок и у него появился хвост, как у скорпиона, который он какое-то время волочил за собой, пока не заснул.
Во сне все вокруг Христофора стало богом: песок, скалы, деревья, море, небо. Вздумай кто-нибудь дотронуться до Христофора в эту минуту, он дотронулся бы до бога...
Солнце скрылось в облаках.
На низких тонах завыл ветер, заставляя танцевать деревья.
Разразилась гроза.
Оглушенный громом, Христофор пугливо глянул на обугленную сосну, в которую ударила молния, и пошел, выглядывая дорогу.
Уже смеркалось.
Появились бесы и прочие порождения мрака, они сползлись отовсюду во всей своей подлинности. Построившись полукругом и выставив вперед рога, они ловили Христофора сучковатыми руками, пытались удержать.
Плача, спотыкаясь, Христофор вышел на поляну и увидел дом, изъеденный серой плесенью. Дом опоясывала терраса, по которой бродил отставной подполковник.
Когда подполковник с какой-то хищной грацией стал спускаться вниз по лестнице, Христофор не выдержал и побежал.
Прыгнув через ручей, он оказался по горло в воде. Мокрый, в тине он выбрался на сухое место. Сердце его билось как у птицы, а губы и ноздри вздрагивали точно у ребенка, видящего дурной сон.
Вокруг царила тишина. Его никто не преследовал.
Он лег ничком на песок и уснул...
Очнулся Христофор уже утром другого дня.
В низине плавал туман.
Из-за Лысой горы выплыло солнце, какое-то сомнительное, тускло-желтое.
Христофор встал на ноги и пошел. Он шел и смотрел на Лысую гору, пока глаза не заслезились. Гора плавали во влаге глаз, а рядом с ней выросла еще одна гора, потом еще одна и еще. Он икнул, рассмеялся, вытер слезящиеся глаза рукавом рубашки и замер, парализованный ужасом. Перед ним стоял отставной подполковник.
--
Ты что здесь делаешь?.. - спросил он малыша. Губы его вздернулись, обнажив желтые зубы.
Христофор съежился и закрыл глаза.
Когда он открыл глаза, подполковник уже повернулась к нему спиной.
Христофор забрался в расселину и сел, точно жаба, поджав под себя ноги.
Час или два он не решался сдвинуться с места. В нем еще жил страх, как огонь под пеплом.
Когда страх отступил, он пошел дальше.
До вершины Лысой горы был еще день пути.
Он шел и шел, словно в полусне.
Солнце окунулось в море.
Появилась луна, осветила все бледным, зловещим светом. Как хищница, она настороженно кралась по склону Лысой горы, потом нырнула в облака, столпившиеся на востоке неба, и Христофора окружила темнота.
Он сел у скалы. Идти дальше было опасно.
Послышался хохот, потом жуткий вопль. Вопль повторился.
У него перехватило дыхание.
Постепенно он успокоился. Его усыпила усталость, а сон отогнал страхи...
Солнце поднялось уже почти до середины неба, когда Христофор проснулся.
Сонно зевая, он пошел вдоль русла пересохшей реки, которая наполнялась приливным течением.
К полудню жара стала невыносимой. Воздух плавился от жары и творил слоистые миражи. Земля вдруг вставала там, где никакой земли не было, и тут же на глазах исчезала, сливалась с небом.
Ноги Христофора гудели. Во рту пересохло. На руках и шее вздулись водянистые волдыри.
Слепой от солнца он наткнулся на куст терновника, из которого, пятясь, вышел незнакомец.
--
Ты кто?.. - спросил незнакомец после довольно продолжительной паузы.
--
Я Христофор... - пробормотал Христофор и отвел взгляд. Вместо глаз у незнакомца сияли два солнца.
--
Надеюсь не тот самый... не мученик...
--
Нет, другой...
--
А я обыкновенный ангел...
Глаза незнакомца стали холодными, темными и Христофор отступил на шаг.
--
Ты как будто меня боишься...
--
Нет, просто мне надо идти...
--
И куда ты направляешься?..
--
На Лысую гору... она ближе всех к богу...
--
А зачем тебе бог?..
--
Хочу спросить его о дяде...
--
Он что, умер?..
--
Нет, пропал без вести...
--
Вот как... - Ангел взглянул на небо. - Однако быть грозе... пошли, я знаю, где можно укрыться... нет, туда мы не пойдем, там дороги нет... сделаем крюк, пойдем в обход до ближайшего отрога...
Поколебавшись, Христофор устремился за Ангелом.
Вскоре они оказались у полой скалы.
--
Дальше не пойдем... - Ангел всплеснул крыльями, распушил перья и со вздохом сел на камень, похожий на жабу.
Христофор расположился у его ног.
Начался дождь.
--
Ты не спишь?.. - спросил Ангел.
--
Нет... - пролепетал Христофор и уснул среди сороконожек, пауков и ящериц, убаюканный шумом дождя и голосом Ангела, который рассказывал ему о том, как он спасся от жизни и попал на небо...
Крики чаек спугнули сон. Христофор приподнялся. Ангел куда-то пропал, но дюны и скалы остались. Он потер глаза. Тело его еще спало, нежилось, зевало, а в глазах плавал сонный туман, из которого вдруг вышла маленькая тощая девочка с острым личиком и грустной линией рта. Ее рыжие волосы лились по шее и плечам как болотная вода.
--
Я не напугала тебя?.. - спросила девочка и собрала волосы в узел, напоминающий раковину.
--
Нет... - Христофор провел языком по пересохшим губам.
--
Я Лиза... - девочка протянула руку, которую Христофор с изумлением пожал. - А ты кто?.. что ты молчишь?..
--
Я Христофор...
--
Колумб что ли?..
--
Нет, другой...
--
И что ты здесь делаешь, ворон считаешь?..
--
Я, кажется, заблудился...
--
Жди меня здесь...
Христофор проводил девочку взглядом и спустился к воде.
По заливу прошел паром, подняв волну, которая заставила его пятиться. Вода подступала все ближе. Она дышала как живая, всхлипывала в камнях, шипела.
Постепенно вода успокоилась...
Христофор пришел в себя в сумерках незнакомого дома. Он лежал, уставившись в потолок, чем-то он напоминающий небо над Лысой горой, где он видел ангелов, у которых крыльев было больше, чем листьев на дереве.
--
Где я?.. - спросил он и привстал. Одеяло сползло на пол.
--
Слава Богу, очнулся... - Лиза подняла одеяло. - О чем ты задумался?..
--
Так... ни о чем...
--
Я знаю, о чем ты думаешь...
--
Ничего ты не знаешь...
--
Знаю... у тебя на лбу все написано...
Дверь заскрипела, приоткрылась.
В комнату вошел Пан и следом за ним отец Христофора.
--
Ну и где ты странствовал?.. - спросил отец. Когда он волновался, он начинал заикаться, проглатывал слова.
--
Нигде... - пробормотал Христофор и отвернулся к стене.
--
Вот такие они все... - отец обернулся к Пану, ищу у него сочувствия и поддержки.
Надо сказать, что у Христофора был еще брат, Казимир, одежду которого он донашивал до дыр, и сестра, Лиза. Год назад она вышла замуж за администратора театра и лишь иногда украдкой навещала Христофора, осыпала его поцелуями, подарками и исчезала.
В комнате воцарилась тишина, и Христофор снова оказался в пустыне. Вокруг лежали пески, одни пески, ничего кроме песков. Он пересек Иордан, мертвую долину и увидел каменные стены Иерусалима, какими он представлял их себе по рассказам тети. В город он вошел через Дамасские ворота и углубился в паутину узких улиц, вдоль которых теснились, наползая друг на друга, дома. Одни дома были низкие, другие высокие с террасами, плоскими крышами и окнами, затянутыми толстыми железными решетками, а за ними видны были еще и деревянные решетки.
Христофора остановила толпа арабов.
Он отступил и сел на каменные ступени. Сквозь корявые ветви и листья лимонного дерева смутно обрисовались мечеть Омара, построенная на месте храма Соломона, долина и нижний город.
Христофор вытер рукавом рубашки лицо. Пот ел глаза.
Из переулка вышел Ангел. Крыльев у него не было, но Христофор узнал его по походке.
Улыбаясь, Ангел подошел к нему.
Христофор хотел спросить Ангела, где он оставил свои крылья, но все заслонило лицо отца, бледное, невыразительное, как потек на стене...
2.
Прошло почти 7 лет.
За окном выли осенние ветры. Стояла пора дождей и наводнений.
Христофор сидел за партой в школе, где он учился переносить несправедливость и скуку. В любом месте можно научиться чему-нибудь полезному для жизни.
Он смотрел в окно.
Из окна открывался вид на лагуну.
Христофор закрыл глаза и поплыл. Он пересек Тирренский залив и достиг устья Тибра. Оттуда совсем близко было до Рима.
Море было спокойное, серо-зеленое. Царил штиль. У белых от птичьего помета рифов играли дельфины, выгибая спину и чешуйчатые бока. В скалах пели сирены.
Взмах крыльев и море, и маяк на мысу, и бакены, обозначающие фарватер, исчезли. Вокруг было только небо и море...
Звякая коровьим боталом, по коридору прошла техничка, и Христофор очнулся.
Остаток дня он провел в библиотеке среди книг по истории Рима.
Ночью он не спал.
Сквозь причудливую вязь веток проглядывала луна.
Он лежал и разглядывал тени на потолке. Они шевелились, точно водоросли в воде.
Среди теней появилась Соня, тонкая, гибкая, грациозная. Христофор познакомился несколько дней назад в библиотеке. Матери у нее не было. Отец заменял ей мать. Он работал осветителем в театре.
"В жизни надо играть как на сцене и плыть, держась по ветру и лавируя... иначе нельзя..." - говорил он, заплетая волосы Сони в узел, похожий на раковину, и поглядывая на Христофора. Он не был учителем, но мог бы учить и учителей.
Кутаясь в одеяло, Христофор вышел на террасу.
Он дышал запахом моря и думал о Соне.
Стало прохладно, и он вернулся в комнату, сел, нарисовал на бумаге профиль Сони, окружил его словами, какие смог вспомнить и закрыл глаза. Он заснул, уткнувшись лицом в бумагу...
Солнце разбудило Христофора.
Соня лежала рядом с ним, кутаясь в простыню.
Глаза ее приоткрылись. Она сонно потянулась, обняла его смуглыми худыми руками.
С трепетным обожанием он поцеловал ее в губы, потом еще раз и еще.
Соня молчала, только глаза ее светились и смеялись.
Сквозняк рассыпал листки с рисунками Сони по полу, и Христофор пришел в себя. Вид у него был озадаченный и потерянный. Это был его первый опыт в любви, невинная игра, вызывающая ощущение, похожее на жажду, которую он не знал, как утолить...
На рождество Соня умерла. Нелепая и трагическая случайность оборвала ее жизнь.
Хоронили ее в субботу. Погода была унылая. Дождь, слякоть. Вокруг кресты, могилы людей, которые чего-то хотели от жизни.
Христофор подошел к гробу. Он стоял и смотрел на скорбный профиль Сони и не мог отвести глаз, потом нерешительно, испытывая неловкость и смущение, тронул ее рыжие волосы с чертой пробора, бант из кисеи, похожий на бабочку, погладил ее тонкие полупрозрачные пальцы, точно ледяные. Казалось, они таяли в его руке. Подбородок и губы его задрожали, а глаза наполнились слезами. Сквозь слезы он увидел на щеках Сони два пылающих пятна, синие жилки на лбу и под глазами, которые вдруг приоткрылись. В них отразилась боль, может быть страх...
Ночью после похорон Христофор думал о смерти. Он пытался представить себе эту непроглядную тьму.
Тьма собралась в нечто неопределенное, потом с какими-то судорогами выгнулась дугой, обвилась вокруг него, как змея, затягивая узел.
Когда змея разверзла свою черную пасть, он закричал и проснулся от собственного крика.
Тьма отступила туда, куда обычно отступают кошмары.
Боясь снова заснуть, Христофор лежал и смотрел на игру теней на потолке, за которыми таилась тьма, эта тварь, которую зовут смерть, но на самом деле она безымянна, как бог.
Светало. Над домами вился призрачный туман.
Сквозняк распахнул окно.
Кутаясь в одеяло, Христофор прикрыл створку окна и закутался в одеяло.
Показалось, что кто-то постучал в окно.
Он обернулся и замер. Одеяло упало на пол и его тело покрылось волной мурашек, как гусиной кожей.
В отражении стекол обрисовалась фигура Сони. Он так ясно увидел ее тонко очерченное лицо, точеный и чуть вздернутый нос, подбородок с небольшой ямочкой.
Волна радости нахлынула, подняла и понесла его.
Дом и город исчезли. Под ним разостлалась овражистая загородная земля, потом холодная водная пустыня, объятая тьмой. Ни островка, ни рифа, ничего, кроме неподвижно-мертвой воды, которая постепенно превращалась в облака...
* * *
Пережив лихорадку, Христофор стал думать о Царствии Небесном.
Оглядываясь, он нигде его не видел. Но однажды он увидел его, как видят птицы. Со всех сторон оно бросилось ему в глаза.
Он описал словами на бумаге то, что увидел.
Все Царствие Небесное уместилось на нескольких страницах.
Уронив голову на рукопись, Христофор заснул и проснулся, с удивлением оглядываясь вокруг себя. Перед его глазами все еще плавали дома с черепичными крышами, а в ушах звучали странные мелодии.
Светало.
Христофор рассеянно полистал рукопись. Фразы собирались, приобретали очертания людей или животных времен рая и распадались в хаос слов, пытающихся скрыть, спрятать от взгляда нечто, а его присутствие свести к роли статиста.
Христофор отвел взгляд и глянул в окно.
Из облаков вышла луна и повисла над морем, осветив мыс с развалинами форта, острова и паром вдали, похожий на ладью Харона.
Море, мыс, острова, меняли очертания. Объемные они становились плоскими и уходили за горизонт, как за раму картины. Уже не было ни простора, ни тесноты, лишь пустое, замкнутое в себе слепое пятно.
"Я схожу с ума..." - подумал Христофор и услышал шаги. Он обернулся. Соня стояла посреди комнаты в довольно нелепом халате, сжимая в руках щипцы для завивки волос и фижмы. Лицо вытянутое, бледное, глаза желтые, как свет луны. Под глазами темно-зеленые круги. Смерть уже раскрасила ее загробными красками...
3.
В 17 лет у Христофора было имя, характер и привычки. Была у него и работа. Тетя устроила его курьером в редакцию вечерней газеты. Она все еще носила траур по мужу и почти не изменилась.
Редакция напоминала театр с кулисами, занавесом и рампой, из которого Христофор ушел, и где лучшей его ролью была тень Гамлета.
Режиссером и постановщиком драм в редакции был старый еврей, чем-то похожий на Минотавра. Рыжие волосы его вились, нависали над глазами. Казалось, что посреди лба у него рос рог острый на конце.
Иногда Минотавр появлялся на сцене. Он хмуро оглядывал сотрудников и возвращался к своей закулисной роли.
Летом в полуденные часы театр уходил под воду.
Женщины обрастали чешуей и превращались в аквариумных рыб. Они плавали в воде, которая все искажала, как бутылочное стекло. Плавники у них были голубые, чешуя пестрая, а хвосты, которые они сворачивали и распускали, золотистые.
К вечеру жара отступала, и комната из аквариума превращалась в клетку с птицами.
Христофор листал подшивку газет. Читал он справа налево на еврейский манер. Почувствовав на себе взгляд Марии, он обернулся.
Марии было уже около 40 лет, но она не утратила привлекательности и сохранила присущую ей природную грацию, правда, несколько тяжеловатую, медлительную.
--
Я тебя не разбудила?..
--
Нет, я просто задумался...
--
Не знаешь, Минотавр на месте?..
--
Кажется, да...
--
Где ты?.. я тебя не вижу... очки, мои очки... нет, я не могу... такая духота... я просто задыхаюсь ... Минотавр подсунул мне свою статью... ты только послушай, что он пишет:
"Лишь грешник может удостоиться прощения..."
Фраза исторгла у Марии смех и бледную улыбку у Христофора.
--
Все эти его рассуждения о темных и неясных вопросах... какой в них смысл, если они не делают нас счастливыми?.. я не надоела тебе своей болтовней?..
--
Нет, вовсе нет...
--
Ты прелесть... весь в мать... только нос у тебя другой... мы были дружны с ней с детства... и такое несчастье... помню, лежит спокойная, умиротворенная... в руках ландыши... она любила ландыши, пионы, орхидеи, хризантемы... иногда хочется вернуться в прошлое, но, увы... все это так глубоко запрятано... потеряно... ты знаешь, что я развожусь с мужем?.. вижу, что знаешь... осталась ни с чем... брошена и забыта... банальная история... банальная и печальная... мне очень хотелось сына... что я только не делала, но я не могла... может оно и к лучшему... когда я с ним познакомилась, он мнил себя писателем и хорошо справлялся с этой ролью... зануда... а я романтическая дура... в этом вся беда... и как только я могла выйти за него замуж?..
Мария достала из сумочки фляжку с вином.
--
Это мое утешение... а ведь я любила его... поверь мне, только ради любви и стоит жить... помню, мне было всего 13 лет, а ему... сколько же лет было ему?.. впрочем, неважно... мне кажется, что я любила его с пеленок, но лишь на расстоянии... боялась его разочаровать... увы, через 5 лет я оказалась в его власти со всеми своими надеждами и страхами... и что в итоге?.. он испортил мне жизнь, испортил то немногое, что в ней было сносным... боже, опять я о том же... какой-то порочный круг... ты что-то хотел спросить?..
--
Нет, но... - Христофор втянул в себя воздух, словно собирался нырнуть под воду.
--
Видела его как-то мельком... поседел... и хромота его стала еще заметнее... весь в отца... узнаю новости о нем из газет... что-то ищет... все что-то ищут... может быть, потерянный рай... ищут до седых волос, а найдут и увидят, что не стоило искать... - Мария принужденно улыбнулась. - Ты не поверишь, получила от его отца письмо... почерк у него жуткий, строчки то съезжают вниз, то ползут вверх... до него дошли слухи, что я пью и знаюсь с сомнительными личностями... и что ты думаешь?.. он предложил мне руку и сердце... процветания он мне не обещал, но обещал спасти мою репутацию... нет, жизнь - это комедия... а мы в ней и зрители, и актеры... - Мария задумалась о чем-то. Глаза ее влажно поблескивали. - В действительности все весьма обманчиво... что и говорить, я спала наяву... и проснулась... была ли я счастлива?.. только лишь в своем воображении... вот, уже почти месяц пытаюсь жить своей жизнью... пока что-то плохо получается... живу в темной комнате на седьмом этаже... квартира коммунальная... туалет в коридоре... приходится стоять в очереди... то и дело ссоры... одним словом... очки, где мои очки?..
Мария вечно что-то роняла и теряла, то одно, то другое. Время от времени терялась и она сама, иногда на несколько дней, когда у нее случались приступы лунатизма. Находили ее на крыше в компании бездомных кошек...
--
Как пишет Минотавр, мир - это зеркало бога... лишь бог существует, все остальное - отражение... пустая видимость... извини, кажется, он меня зовет... надо изобразить улыбку, чтобы он видел, как я счастлива... почему нет?..
Уже другой день.
Купаясь в волнах послеполуденной лени, Христофор рассеянно наблюдал за женщинами.
Воздух в комнате постепенно превращался в стоячую воду.
Кругом вода. И под окнами вода. И до самого горизонта вода.
Веки Христофора закрывались сами собой.
Он чувствовал себя рыбой и дышал жабрами.
Лень тянула его лечь на дно...
Тихое и безоблачное существование длилось недолго.
Появилась Мария в платье с глухим воротом и с рукавами до самых запястий. Она казалась чужой, незнакомой.
Минотавр отвел Марию в сторону. Минуту или две он что-то говорил ей вполголоса, должно быть не особенно приятное, судя по выражению их лиц.
Минотавр ушел, шаркая шлепанцами, ботинки он оставлял под столом, а Мария заняла свое место. С потухшим лицом она порылась в бумагах на столе.
--
Все как всегда... одна грязь... я увязаю в этой грязи... какое терпение нужно иметь и каким нечувствительным надо быть... знал бы ты, как мне все это осточертело... с радостью бежала бы на какой-либо остров... или в другую жизнь, но, увы, другой жизни нет... и нет сил, куда-то бежать... нет ни сил, ни денег... не знаю, как выйти из долгов... уже который день просыпаюсь от кошмаров, которые все же лучше, чем бессонница...
Мария поправила волосы. Руки ее напоминали плавники. Как рыба она скользнула мимо, сделала несколько бессмысленных кругов по комнате, иногда минуя, иногда задевая столы, которые были похожи на левиафанов.
Утрачивая форму, превращаясь в медузу, Христофор следил за ней.