Три дня и три ночи Мольер плавал в темноте чрева кита и очнулся.
Лицо у него было несколько удивленное и сомневающееся.
Он увидел стены, прорезанные узкими окнами с мелким переплетом, ряды коек, серое сукно одеяла, угол подушки и лицо незнакомца, украшенное синяком.
Понимая, что с ним что-то не так, Мольер потер глаза.
--
Я вижу, ты удивлен?..
--
Где я?..
--
Там же где и все... твой отец теперь государство... так что живи и радуйся... - слегка в нос сказал незнакомец и, откинув одеяло, потянулся с хрустом в костях. - Тебя как зовут?..
--
Мольер...
--
А меня Хан... расскажи, как ты сюда попал...
--
Не знаю... мы плыли на пароме вдоль западных островов... их еще называют блуждающими... с заходом солнца установился штиль, качка прекратилась, казалось, паром плыл по воздуху, огибая дымчатые утесы, облака... стайки дельфинов ради одного удовольствия поднимались над гладью и парили, грациозно помахивая своими плавниками, точно крыльями, потом снова ныряли в воду...
--
Продолжай...
--
Среди ночи поднялась буря... я свалился на пол, когда паром налетел на скалы, перевернулся и застрял между ними... видя кругом общее безумие, я через окно выбрался наружу... в ту же минуту паром резко наклонился, и меня смыло волной за борт и потянуло в темноту головой вниз... на самое дно... я понял, что тону... лунный свет сменился мутным свечением, в котором мелькали какие-то тени похожие и на рыб, и на людей...
--
Может быть, черти?..
--
Не знаю...
--
И что они с тобой сделали?..
--
Они потащили меня куда-то еще ниже...
--
В преисподнюю, куда же еще... по кратчайшей дороге все под гору... - Прикрыв рот ладонью, Хан рассмеялся и приобрел сходство с китайцем.
Рассмеялся и Мольер сонным смехом.
Зевая и пошатываясь, они оделись, вышли в галерею и смешались с толпой детей, многие из которых не ведали ни колыбели, ни объятий родителей.
Топот и крики будили гулкое эхо под сводами галереи, по которой когда-то ходили монахини своей неслышный поступью, покорно склонив головы и перебирая четки ради умерщвления плотских мыслей. Вполне возможно, что некоторые из них были замурованы в нишах стены и в полу, выложенном каменными плитами.
Казенное учреждение занимало здание бывшего женского монастыря...
Толкаясь, дети высыпали во двор, обнесенный оградой с аркой ворот, вдоль которых прохаживался однорукий сторож, инвалид войны, по виду старик, если не по годам. Его звали Цербер...
* * *
Миновало короткое, знойное лето.
Прошла дождливая осень.
В томительной неопределенности потянулась зима.
Всю зиму Мольер жил рассеянной жизнью, блуждая взглядом в облаках. Что он там видел, одному богу известно.
Однажды Мольер увидел бога во сне. Он был похож на деда в гробу, такой же старый и одинокий. Мольер проснулся среди ночи весь в слезах и уже не мог заснуть.
Закутавшись в одеяло, как в саван, он записал свой сон, не прибавив ничего лишнего.
Филин, учитель литературы с интересом отнесся к сочинению Мольера и пригласил его к себе домой для частной беседы.
Жил он во флигеле отдельно стоящего дома.
Дверь Мольеру открыла жена Филина, высокая стройная женщина уже не первой молодости, с манерами и меланхоличным взглядом. Она была похожа на мать Мольера, черты которой он находил в каждой женщине.
--
Входи, муж предупредил меня о твоем визите... он задерживается, не знаю, почему... ты садись...
Мольер сел.
--
Расскажи мне о себе...
Путаясь от волнения в словах, повторяясь, Мольер рассказал ей всю свою историю...
Мать Мольера была артисткой и одно время блистала на сцене, а отец служил другим музам. Он писал романы. Театр он находил вульгарным.
Мольер не был похож ни на отца, ни на мать. Он пошел в деда.
Дед был созерцателем.
Мольеру исполнилось 5 лет, когда дед умер.
Ему запомнилось кладбище и лицо деда. Он казался живым. На лице сквозь пудру проступали рыжие тычинки волос.
Мольер стоял у гроба с букетиком фиалок и зонтом того же цвета.
В тот день была неустойчивая погода. Шел дождь вперемешку со снегом.
Ночью после похорон деда Мольер видел семь разных снов. В одном из снов дед встал из гроба и полетел ногами вперед над самой землей. Мольер следил за ним, пока он не превратился в портрет, который висел над его кроватью. На вид ему было не больше 50 лет, долговязый, лицо худое, вытянутое с раздвоенной бородкой, несколько удивленное и сомневающееся.
В семье Мольера баловали. Он рос под присмотром меняющихся чуть ли не каждую неделю гувернанток, прежде чем его отдали в английскую школу, которая в представлении отца должна была дать ему светское образование и воспитание.
В 9 лет Мольер уже говорил на нескольких языках, играл на скрипке, увлекался он и сочинительством, но был непостоянен в своих привязанностях.
Летом родители Мольера предприняли путешествие по морю. Они болели от качки, и Мольер вышел на палубу. Он стоял и смотрел на плавающие посреди моря острова, казавшиеся голыми, безжизненными.
Заходящее солнце облило их золотом и скрылось за горизонтом, но его отблески еще бежали по волнам.
Приближалась ночь. Пронизывающая сырость уже ощущалась во всем и палуба пустовала.
Увидев на корме девочку в лиловой панаме, Мольер невольно спрятался в тень.
Девочка смотрела на море и украдкой наблюдала за Мольером.
Море было серое, а нависающее над ним небо бесцветное, отделенное от моря красной полосой горизонта.
Смутно улыбнувшись Мольеру, девочка прошла мимо.
Вскоре и Мольер вернулся в каюту.
Родители о чем-то спорили.
Мольер лег и заснул, обнимая подушку, которая, сама того не подозревая, таила в себе сновидения и все то, о чем он не осмеливался даже думать...
Жена Филина слушала историю и улыбалась.
День угасал.
В окно влетали желтые бабочки, стайками и по одной.
--
Продолжай... что же ты замолчал?..
--
Ночью паром налетел на скалы... родители утонули, а я чудом спасся... очнулся в камнях укрытый кружевами пены...
--
Тебе пора... - сказала жена Филина и пригладила волосы Мольера рукой.
Мольер невольно пригнул голову. Его уже давно никто не ласкал.
Оглядываясь, Мольер вышел на улицу.
По горбам крыш катилось багровеющее солнце.
И уже тьма-тьмущая.
Ночь.
Лишь в окнах библиотеки горел свет.
Свет погас.
Мольер стоял, не шелохнувшись, близоруко вглядываясь в темноту за стеклами.
В соцветиях жимолости ему увиделся птичий профиль Филина, страшный, страдающий.
Мольер в ужасе отступил от окна и устремился прочь...
Длилась ночь.
Старикам снились сны, а дети видели видения.
Это была длинная ночь. Казалось, она никогда не кончится.
Утром тело Филина нашли лежащим на полу в библиотеке. Он лежал на спине, скорчившись, как мертвая птица. С ним случился удар, связанный, по всей видимости, с мучившей его подагрой...
После похорон Филина Мольер долго не мог заснуть, ворочался, вздыхал.
Проснулся он среди ночи как от толчка.
В комнате царила какая-то странная тишина, пугающая и торжественная.
Он невольно закрыл глаза, увидев в проходе между кроватями фигуру матери.
Его охватил трепет.
Лицо матери было бледное с желтизной.
Когда Мольер открыл глаза, в комнате уже никого не было. Мать ушла в темноту, откуда пришла.
Какое-то время Мольер лежал и слушал лепет листвы, похожий на мелодию, которую ему когда-то напевала мать, потом торопливо оделся и выскользнул в окно...
Мольер шел к морю. Иногда он сбивался с пути, описывал петли и когда он готов был уже сдаться, вдруг открывалась дорога.
Ближе к рассвету Мольер вышел к речному вокзалу.
На причале было людно, и он укрылся за сараем, где сушились сети.
Дождавшись темноты, он пробрался на паром и заполз в затянутую брезентом шлюпку.
Около полуночи паром отошел от причала.
Среди ночи разыгралась буря.
Мольер выбрался из укрытия на палубу, которая вдруг резко наклонилась, и его смыло волной за борт. Нигде не было видно земли, лишь пена вскипала со всех сторон на гребнях волн, которые несли его на себе неизвестно куда.
Под утро море выбросило Мольера на птичий остров.
Буря не утихала. Дождь лил как из ведра, Мольер промок до костей, а порыв ветра едва не унес его со скалы.
Он заполз в расселину и заснул.
Когда он проснулся, было уже совсем светло.
Выглянув из расселины, он увидел дикие скалы, обвитые туманом.
Донесся звон колокола.
Звон колокола повторился.
Мольер встал и пошел, пошатываясь. Он шел пока не наткнулся на ступени узкой лестницы, которая привела его к дому смотрителя маяка.
Нерешительно постучав в дверь, Мольер сел на ступени.
Все происходящее напоминало какой-то давно забытый сон.
Почувствовав прикосновение, он вздрогнул.
Перед ним стояла высокая стройная женщина с рыжими вьющимися как у цветка гиацинта волосами.
--
Как ты здесь очутился?.. - спросила женщина, ощупывая его рану на голове.
Мольер отозвался вымученной улыбкой.
Незнакомка помогла ему встать.
Уложив Мольера на кровать, она перевязала ему рану на голове.
Мольер что-то попытался объяснить женщине, но говорил до того темно и бессвязно, что она только покачала головой.
Три дня и три ночи Мольер плавал в темноте. В этом темном плавании, где он только не был. Был он и в странах, которых никогда не видел.
Мольер в ужасе отшатнулся, но это был не бог, а Каин, директор казенного учреждения...
Побег рассматривался в казенном учреждении как преступление.
Мольера наказали.
Ночь он должен был провести в чистилище. Так именовался сырой подвальный этаж с низкими сводчатыми потолками, в котором водились крысы и привидения.
Вслед за молчаливым Цербером, Мольер спустился вниз по осыпающимся неровным ступеням.
Цербер открыл дверь кельи.
--
Здесь их целая семья... - утратив привычную молчаливость, заговорил он и улыбнулся с таким видом, как будто и сам был из этой семьи.
--
Что-то они не появляются...
--
Появятся, еще рано...
Цербер говорил, а Мольер стоял и оглядывался.
Донесся унылый жалобный вой.
Мольер вздрогнул и притиснулся к Церберу, который на полуслове оборвал свою бессвязную речь.
--
Не оставляй меня здесь одного...
--
Не могу, Каин меня уволит... - Цербер помахал фонарем, осветившим расписанные сыростью стены и продавленную кушетку.
--
Тогда иди, если не можешь остаться... - Мольер лег на кушетку.
--
Я тут поброжу, пока ты не заснешь... - Цербер вышел, оставив дверь открытой.
Шаги Цербера затихли.
Мольер остался один в разлитой вокруг темноте.
Он лежал и вспоминал свое путешествие по морю.
Его насторожил какой-то странный звук.
Он открыл глаза и с изумлением глянул вокруг. Он был в доме деда, который сгорел спустя несколько дней после его смерти.
Показалось, что кто-то окликнул его по имени.
Мольер пугливо обернулся.
Девочка в лиловой панаме прошла мимо и потерялась среди хаоса каких-то странных вещей, напоминающих театральный реквизит.
Мольер устремился за ней, пересек коридор с портретами артистов, покрытыми слоем пыли, спустился по лестнице и очутился в зале с множеством дверей.
Зал выглядел пустым и заброшенным, стены были затянуты лесами, но на сцене что-то происходило.
Мольер направился к сцене, обходя кучи мусора. Он шел и шел, описывая петли, но не мог приблизиться к сцене, несмотря на кажущуюся ее близость.
Почувствовав запах дыма, Мольер остановился и глянул по сторонам.
На стенах зала появилась тревожная игра красок.
Сквозь стены прорывался огонь. В некоторых местах они уже украсились языками пламени.
Мольер стоял и смотрел.
Пламя гипнотизировало. Оно подползало, свиваясь кольцами, поблескивая чешуей.
Сцена медленно вращалась, и артистов он видел теперь со спины. Все их движения были какими-то неестественными, вымученными.
Сцена повернулась, и стали видны их вспученные тела и лица с пустыми глазницами, раскрывшимися как окна в ожидании смерти.
Это были пустые куклы, музейные экспонаты, у которых от пламени лопнули и провалились глаза.
Неожиданно из-за кулис, в которых огонь выел округлую дыру, окаймленную бахромой, вышел Филин. Лысый, горбоносый, на подбородке шрам. В руках он держал горшок с цинниями.
Скользнув взглядом по сцене и оценив ситуацию, он что-то пробормотал и исчез.
Пламя подползало все ближе и ближе.
Когда оно, как Левиафан, уже готово было проглотить Мольера, он попятился и наткнулся на висевшие листы жести. С их помощью имитировали гром.
Грохот потряс Мольера. Он закрыл голову руками.
Обгоревшие гардины упали на пол и освещенные обычным светом вещи постепенно приобрели разумные очертания и формы.
Какое-то время Мольер бродил по коридорам, не зная, найдет ли он выход из этого кошмара.
Он толкнул дверь. Дверь распахнулась и он очутился в доме деда.
Мольер потер глаза.
Все как обычно.
Дед сидел у камина и раскладывал пасьянс, отец прогуливался по залу с гувернанткой, возбуждая у нее смех, пожалуй, слишком вольный, а мать стояла у зеркала, которое что-то приоткрывало, что-то утаивало. На ней было жемчужно-серое платье. Она подводила глаза, пудрила щеки и облекалась той обманчивой привлекательностью, какой облекаются все женщины.
Мольер изумленно оглядывался. Часть стены была освещена отблесками зари, словно заревом пожара, и он все еще ощущал запах дыма.
Заря погасла.
Появление Филина, который держал в руках горшок с цинниями, вызвало замешательство.
Филин что-то сказал матери. Говорил он с заметным акцентом.
Мать рассмеялась и обернулась. Смех преобразил ее. Она стала похожа на девочку 13 лет.
Смеясь, она подошла к окну.
Из окна открывался вид на море.
Был вечер, на море царил штиль, скалы, поблескивали как огнистые камни, а кипарисы горели точно свечи.
Створка окна приоткрылась, и по комнате пробежал ветер. Он принес запах мирта, лавра и цветущего винограда.
Мольер вздохнул и закрыл глаза.
Казалось, он унесся в небытие, но нет, рука его слепо искала руку девочки в лиловой панаме, а учащенное дыхание перебивалось невнятным бормотанием.
Пауза... бормотание... снова пауза...
Подушка, которую Мольер тискал, упала на пол, и сон прервался.
Мольер привстал.
--
А, проснулся, наконец, я пробовал тебя разбудить, но легче было бы разбудить мертвого... - Цербер оскалился, изобразил улыбку.
--
Ты меня будил?.. - спросил Мольер, потирая глаза и пытаясь стряхнуть с себя сонное оцепенение.
--
Тряс что было мочи...
--
Удивительно... - Мольер ощупал постель и обрисовал Церберу свое видение.
Цербер слушал Мольера, помогая себе бровям, потом сказал:
--
Не знаю, сам ли ты сочинил эту историю, или присвоил чужую...
* * *
Так Мольер рос, лавируя между всяческими опасностями и черпая силу во всяких бедах, по большей части надуманных.
После приключений на море он странствовал теперь лишь во сне и все больше по воздуху. Сначала он бежал, подпрыгивая, как гусь, помогая себе руками, затем отрывался от земли и взлетал, с удивлением оглядывая себя. У него были когти, хвост и крылья, и он знал, как всем этим пользоваться.
Обогнув Лысую гору, Мольер полетел над заливом, наблюдая за ночным течением звезд и луной.
Луна была огромная и невероятно яркая. Она была похожа на зеркало, в котором отражались чьи-то профили, лица, меняющие черты.
Мольер летал почти каждую ночь.
Свои скитания и странствия, способные вызвать удивление, он рассказывал только Хану, примешивая к ним и свои вымыслы.
Хан тоже был со странностями. В новолуние он вставал среди ночи и кружил по лабиринту коридоров или стоял посреди двора, точно статуя, пока его не будила лаем собака, черная, мохнатая...
В 17 лет Мольер выкатился за ворота детского дома, как моток колючей проволоки.
Он поселился в пригороде, в выделенной ему тесной комнатке с одним окном и мутными, словно запотевшими стеклами. Из окна открывался вид на пруд и тополя, объеденные молью.
Ни цели, ни плана как жить у Мольера не было. Часами он лежал на кровати, наслаждаясь свободой, и разглядывал потолок, напоминающий облачное небо. Он отдавался воображению, выдумывал себе жизнь.
Вечером он выходил на улицу и шел куда-нибудь, сопровождаемый только своей тенью.
Иногда его можно было видеть среди зрителей в летнем театре, на сцене которого разыгрывались комедии и драмы.
Возвращался Мольер поздно, путаясь в ключах, открывал дверь и шел крадучись по темному коридору в свою комнату.
Он жил с соседями.
Отставной полковник занимал комнату с балконом. Он писал мемуары, готовился к смерти. Иногда Мольер сталкивался с ним в коридоре. Голову он держал чуть склоненной к плечу в силу контузии.
Две старые девы, Флора и Фауна, похожие на засохшие цветы в горшках, жили через стенку. Отец у них был ботаником. Они же имели склонность к поэзии и к тому, что уводило их от жизни. Друг без друга их трудно было представить.
Одна комната пустовала...
Как-то Мольер шел по заснеженному бульвару, зябко кутаясь в куцее осеннее пальто. Одинокие прохожие, точно рыбы, выныривали из темноты, изумленно взирали на него и снова ныряли в темноту.
Блуждание в полусне по путаным улицам и переулкам прерывалось взрывами фейерверков. Их пускали по случаю праздника. Меняющее цвет пламя взрыва внезапно вырывало из темноты неподвижные, похожие на склепы дома и украшало их стены синими сапфирами, зелеными бериллами и красными агатами.
Цветы фейерверков осыпались, и дома снова становились тусклыми и неприглядными.
Мелькнуло что-то неразличимое в снежной пелене и в слезах. Пятясь, Мольер отступил, поскользнулся и упал лицом в снег.
Рыжеволосая незнакомка склонилась над ним, смеясь, потянула его за руку туда и сюда, помогая выбраться из сугроба. Он успел увидеть ее глаза, опушенные снегом ресницы, брови, и незнакомка исчезла.
"Кто она?.. снежный призрак?.." - думал он, поднимаясь вверх по бульвару к небу из слоновой кости, золота и порфира.
Он шел за незнакомкой своей угловатой, взлетающей походкой. Ему некуда было больше идти.
Незнакомка скрылась в портике входа в театр.
От пожилого вахтера с невзрачной внешностью Мольер узнал, что незнакомку зовут Нора.
До полуночи Мольер ждал Нору.
Портик входа осветился.
Нора вышла из дымной темноты в длинном манто, смеющаяся и прекрасная. За ее спиной высилась громада театра. Это был ее замок.
Замерзший, весь в снегу, Мольер вернулся в свою тесную комнатку и, не раздеваясь, лег на кровать. Он лежал, успокаивая себя неуверенной улыбкой отца и слегка дрожащим, глуховатым шепотом матери:
"Ее нет... она не существует... это сон из какой-то другой жизни..."
До утра Мольер бродил по лабиринту темных коридоров и лестниц, натыкаясь на отражения Норы. Они были повсюду, и в люстрах, сосульками свисающих с потолка, и в росписях, и в лепнине, и в позолоте над ложами, и на сцене, без декораций как будто обнаженной.
Длилась ночь...
Днем Мольер жил обычной жизнью.
Кем он только не был, чтобы ночью быть другим.
Уже несколько дней Мольер писал пьесу для Норы.
Иногда он отвлекался и прислушивался.
За окном проповедовала листва.
Пьеса была уже почти готова, когда Мольер узнал от вахтера, что Нора уезжает на гастроли.
На работу Мольер не пошел. Весь день он ходил по комнате из угла в угол. Вид у него был удрученный, глаза запавшие, брови угрюмо сдвинуты.
Судорожно вздохнув, он подошел к окну. Из окна открывалась безрадостная картина, от вида которой мысли его сделались еще более мрачными.
Прислушиваясь к завываниям ветра, Мольер полистал рукопись, сунул ее в карман и направился к двери...
На город опускались сумерки. В окнах кое-где уже горели огни.
Мольер шел и дописывал на ходу финальную сцену пьесы.
В вестибюле театра царила тишина.
Вахтер спал.
Мольер не решился его разбудить. Он стоял и разглядывал портреты артистов, когда появилась Нора.
Она спустилась по лестнице с незнакомцем, у ног которого крутился мопсик в жилетке. Лысый, горбоносый, на подбородке шрам. В руках он держал горшок с цинниями.
"Вылитый Филин..." - подумал Мольер.
--
Нет, я не еду... стар я стал для гастролей, да и в голосе появились фальшивые нотки, а в жестах странная непонятная для меня принужденность... что?.. нет, живу я один... жена лишь иногда приходит... появляется и исчезает, как на плаще Мефистофеля... это ее песик... в его присутствии я не могу побороть какого-то неловкого чувства... он смотрит на меня таким проницательным взглядом, что становится страшно...