Превращение
"Не погибнет ничто - поверьте! - в великой вселенной.
Разнообразится все, обновляет свой вид; народиться -
значит, начать быть иным, чем в жизни былой; умереть же -
быть, чем был, перестать; ибо все переносится в мире
вечно туда и сюда; но сумма всего - постоянна.
Мы полагать не должны, что длительно что-либо может
в виде одном пребывать..."
(Овидий Метаморфозы XV, 254-261)
1.
Был день субботы.
Дети играли в войну в руинах женского монастыря, старики дремали на ступенях паперти для плачущих и кающихся, бог созерцал.
Город поблескивал внизу черепичными крышами и казался чешуйчатым чудовищем, выползшим из моря на извилистый берег.
Послышались аплодисменты.
--
Что там происходит?.. - спросил тучный старик, роясь в карманах, в поисках очков.
--
Что-то странное... - отозвался худой старик и близоруко сощурился.
Некоторое время старики молча смотрели на сцену летнего театра, декорациями которой служили отроги Лысой гору, ступенями поднимающиеся к небу. Сцена казалась им слишком маленькой, а пьеса довольно нелепой.
--
Мне кажется, они не знают, как довести пьесу до развязки... - сказал худой старик.
--
Скоро развяжутся все завязки... - пробормотал незнакомец в сером плаще. Он стоял у афишной тумбы и разглядывал афишу, на которой был изображен осел с двумя головами.
--
О чем это он?.. - худой старик взглянул на незнакомца, потом на тучного старика и изобразил на лице удивление или как бы удивление.
--
О чем все говорят... о конце света...
--
Мир этот создан... и вследствие своей порчи должен быть спасен или исправлен... - незнакомец в сером плаще принужденно улыбнулся.
--
Вы хотите сказать, что нас ждет не конец света, а спасение?.. что-то мне не верится...
--
Потому и не верится, что это удивительно...
--
А меня это не удивляет... такое уже было и не раз...
--
И все же это удивительно...
--
Вы так думаете?..
--
Многие так думают...
--
Пусть будет так, как они думают... или уверяют, что думают...
Воцарилось молчание.
Незнакомец в сером плаще любовался пейзажем с отрогами Лысой горы и серым небом, в котором ничего нельзя было разглядеть, но можно было вообразить все, что угодно, даже бога. Пейзаж вызывал у него воспоминания о прошлом, которое он наполнял подробностями и деталями, обычно ускользающими от внимания историков.
Окрестности постепенно исчезали в туманном сумраке.
Вдруг блеснула молния.
Гром потряс небо и эхом отозвался в ущельях Лысой горы.
--
Как вы думаете, есть ли бог?.. - спросил худой старик.
--
Не знаю, есть ли бог... знаю только, что с богом жить легче... - отозвался тучный старик. Глянув на руины женского монастыря с унылыми и мрачными кельями, стены которых могли бы рассказать не одну страшную историю о своих обитательницах, он вспомнил, как прошлой ночью блуждал по сводчатым переходам и галереям и очутился в пустоте, в которой не видел никакого берега, к которому можно было пристать, и никакого бога. Это весьма озадачило и смутило его, и он очнулся с ощущением, что пустота и есть бог.
Внимание тучного старика привлек рыжеволосый незнакомец, который вышел из портика входа полуразрушенной башни монастыря. У афиши с изображением осла с двумя головами, незнакомец приостановился и стал спускаться вниз по лестнице к летнему театру, но, по всей видимости, был не совсем уверен, туда ли он идет. Волосы незнакомца были туго стянуты к затылку и заплетены в косичку, лицо у него было бледное, вытянутое, нос тонкий, острый, глаза карие, вопрошающие...
Рыжеволосого незнакомца звали Харон. Это имя он получил, похоронив третью жену.
День Харон проводил в институте, а ночь - в четырех стенах дома на Болотной площади, фасад которого украшали горгоны и двуликие химеры, плюющиеся огнем. Задумчивый и неудовлетворенный, он бродил из угла в угол. Иногда он подходил к окну и всматривался в темноту.
Накануне исчезла жена Харона и он не находил себе места.
Воображение рисовало ему всякие ужасы.
Очередную картину воображение не рассказало до конца.
Харон сел на ложе, потом лег и заснул.
Во сне он следил за женой, которая шла вдоль извилистого берега неверным шагом, как будто вокруг зияли пропасти. В небе мерцали лишь звезды. У камней, похожих на стаю присевших волков, жена остановилась, что-то прошептала, мешая слова со всхлипами. Внезапно темноту осветила молния. Гром потряс небо и пошел дождь. Харон огляделся. Жены у камней уже не было. Из ущелья донесся волчий вой, трижды повторенный эхом. Промокший, дрожащий, одолеваемый темными предчувствиями и страхами, Харон втиснулся в расселину и заснул.
Услышав шаги, смех жены, Харон попытался выбраться из расселины, но застрял. Щель не отпускала. И плющ стал сообщником щели, оплел его изгибами.
Харон молча наблюдал за женой. Танцуя и смеясь, жена трижды обогнула камни, пленяя прелестями, которые открывались в бесчисленных соблазнительных движениях, и превратилась в волчицу.
Харон очнулся в ужасе.
"Так это был сон... всего лишь сон..." - Он потянулся, нервно зевнул и подошел к окну.
За окном цвела ночь. Луна была подобна тлеющему угольку, то гаснущему, то раздуваемому изменчивым дыханием некоего невидимого существа.
В стекле отразилось чье-то лицо. Харон невольно обернулся. Он не узнал себя.
"Заполз в щель молодым, а выполз стариком..." - подумал он и сел на ложе, потом лег. Он долго не мог заснуть, ворочался, удлиняя ночь. И все же он заснул и тут же проснулся, напуганный сном. Во сне он обнимал осла с двумя головами вместо жены.
За окном все еще цвела ночь.
Глянув на пейзаж с оливами, пиниями и траурными кипарисами, похожими на обелиски, Харон оделся и вышел из дома. Он решил навестить осла с двумя головами, который появился в институте неделю назад и стал предметом научного изучения...
В хлеву вместо осла с двумя головами на соломе спал человек.
Разбудив человека, Харон узнал, что около полудня прошлого дня явился бритый мальчик, который назвался племянником Харона и увел осла для участия в каком-то представлении.
Человек порылся в карманах плаща, нашел афишку с изображением осла.
--
Вот... мальчик просил передать...
Сообщение человека весьма удивило Харона. У него не было племянника.
Обменявшись с человеком впечатлениями о погоде и приближающемся конце света, Харон ушел...
Звезды потускнели и вскоре вовсе погасли.
Светало.
Устав от блужданий, Харон сел на ступени паперти у руин женского монастыря, потом лег. Он лежал и размышлял...
Харон был сиротой. Воспитывал его дядя Иосиф. Он преподавал философию в университете, но не стал ни мудрым, ни знаменитым. Философия сделала его диалектиком. Он говорил одно, а думал другое. Кроме того он приобрел некоторую возвышенную серьезность, скорее всего напускную. Его страстью был театр и женщины.
Другого дядю Харона звали Петр. Он жил один, как бог.
У Харона была еще тетя, актриса. Ее звали Лия.
Все они давно умерли...
Закрыв глаза, Харон очутился на небе. Он хотел найти отца, в чем отцовстве был не вполне уверен.
У портика входа в полуразрушенную башню Харон наткнулся на дядю Иосифа. Он сидел на камне, голову его украшал венком из цветов и листьев мирта, в руке он держал гроздь винограда.
--
Смотрю и удивляюсь... - заговорил дядя. - Неужели это ты?.. тебя просто не узнать...
--
А ты совсем не изменился... - пробормотал Харон, озираясь. Декорациями этой сцены служили отроги Лысой гору, ступенями спускающиеся вниз. - Что внизу?..
--
Внизу ничего... все теперь здесь... как ты?..
--
Как видишь, я удручен...
Откуда-то проник свет, распугал пугливые тени.
--
Пейзаж какой-то неправдоподобный...
--
Смерть еще неправдоподобней... отца твоего я не видел, а мать где-то здесь... и не одна... со своим женихом...
Харон вспомнил этот прервавшийся пир, превратившийся сразу в смятенье. Жених умер, не дожив до брачной ночи. Происходящее напоминало сон, постепенно превращающийся в кошмар.
--
Я здесь тоже не один... с первой женой... она исчезла... одни говорили одно, другие - другое... говорили, что она утопилась... были и такие, которые уверяли, что она превратилась в волчицу... у камней, похожих на стаю присевших волков, нашли ее одежду... я не поверил... в поисках жены, где я только не был... и нашел ее на небе... я просил ее вернуться, но она наговорила мне много красивых слов и отложила возвращение на неопределенное время... это было мое первое разочарование, за которым последовали и другие...
Харон невольно рассмеялся.
--
Смейся, смейся... для слез впереди будет времени много... - дядя Иосиф встал, сделал несколько шагов, остановился, глянул на пейзаж с оливами, пиниями и траурными кипарисами, похожими на обелиски. - Я ведь тоже жил без отца... правда, был дядя... но я избегал его общества из опасения заразиться безумием... все считали его сумасшедшим... однако жил он без скуки... и даже с удовольствием... мне было 7 лет, когда мать, побежденная несчастьями и рядом бедствий, решила переехать в город... сознаюсь, она бежала, оставив дом, семью... помню, мы ехали всю ночь... мне казалось, что мы спускаемся в темноту преисподней... утром нас встретил Цербер, три пасти вытянув лаем... а ты...
--
Что я?.. - Харон глянул на дядю и почувствовал, что проваливается в пустоту.
Очнулся он с жутким всхлипом.
Он лежал, кутаясь в плащ, на ступенях паперти для плачущих и кающихся и размышлял:
"В нашей семье все были немного тронутые... и все что-то писали... даже тетя Лия облачалась в тогу и, отрешенно блуждая глазами в облаках, среди достоверного и кажущегося, писала стихи... и весьма изящные стихи... иногда она писала и прозу, но слишком изощренную, имеющую привкус вычурности... она говорила, что страсть сочинять стихи - это проклятие, наказание... - Харон невольно вздохнул и повернулся на спину. - Тетя любила сумерки и все сумеречное, цветы, мужчин... она писала им письма... помню, как-то, роясь в ящиках стола, я наткнулся на целую пачку неотправленных писем... - Взгляд Харона скользнул по черепичным крышам города, потом по отрогам Лысой горы, ступенями поднимающимися к небу. - А дядя Петр был отшельником... он спасался от жизни в пещерах Лысой горы, где всецело отдавался безмолвию и уединению... тетя говорила, что он иногда покидал свое тело и совершал путешествия на небо..."
Харон встал и, прихрамывая, стал спускаться вниз по лестнице, по которой шли и другие люди. Они не сами шли. Лестница их вела, кругами спускаясь на самое дно преисподней.
Небо внезапно потемнело. Начался ливень. Люди не знали, где укрыться и гибли в хлябях грязи.
Харон тонул, шел на дно, когда кто-то окликнул его, и он очнулся.
--
Ты кто?.. - спросил Харона незнакомец.
--
Я Харон...
--
Тот самый?..
--
Нет, другой...
--
А я Симон...
Симон был странником, увлекаемый своими мыслями и видениями в такие места, куда никто не осмеливался за ним последовать. Симон шел и рассказывал свою историю. Он умел говорить, давал почувствовать темную, стихийную душу вещей, которую мы ощущаем вокруг себя, не понимая ее.
--
Куда мы идем?.. - Харон глянул по сторонам.
--
Куда все идут...
Дорога спускалась все ниже, извиваясь и петляя.
Рассказав свою историю, Симон погрузился в схоластические тонкости философии относительно достоверности воображаемого.
Харон, опасливо оглядывался и размышлял.
Мрачный пейзаж весьма способствовал его опасениям и размышлениям.
День погас.
Сумерки привели ночь.
Ночь обняла все темнотой.
Они шли в кромешной тьме наощупь, спотыкаясь и чертыхаясь на каждом шагу.
Внезапно скалы расступились, и странники оказались на небольшой площади, запруженной людьми. На возвышении стоял оратор и что-то говорил хриплым голосом.
Люди слушали его со страхом и вздрагивали от слов.
--
Симон, куда ты меня привел?.. что это за место?.. - спросил Харон, изобразив на лице недоумение.
--
Место как место... - Симон распустил рыжие волосы и вновь собрал их на затылке, огляделся. - Я здесь уже был несколько дней назад... понемногу соблазняюсь и привыкаю к здешней жизни...
Харон зябко повел плечами, подумал:
"Однако не лучшее время года я выбрал для странствия на тот свет..."
--
Нужно занять очередь... - сказал Симон.
--
Зачем?..
--
Делай, что все делают...
--
А что они делают?
--
Ждут своей очереди и готовят речь... спасение человека в его устах, ибо слово пробуждает снисхождение... - Симон помолчал. - Ты здесь один или с женой?..
--
Один...
--
Был женат?..
--
Был... и не раз... - Харон попытался изобразить улыбку, но получилась гримаса. Ему вспомнились жены. Первой жене он не доверял и следил за ней. Была ночь. Рога у луны почти истаяли. Он шел за женой вдоль извилистого берега. В этом месте море ближе всего подходило к городу. У камней, похожих на стаю присевших волков, жена свернула к скалам, пошла через рыхлый песок, поднялась на скалу и исчезла. Обогнув камни, Симон наткнулся на ее тело уже без души. Мертвой он ласки дарил, жаловался. Слова были неясны, и жалобы трудно было разобрать. И вторая жена Харона покончила с собой. Вода чешуей заменила ей кожу и превратила в рыбу. От третьего брака воспоминаний почти не осталось, осталась головная боль и судороги, случающиеся с ним иногда...
Очередь подвинулась на шаг, а на возвышение поднялся очередной оратор.
Он говорил, заикаясь, к тому же картавил.
Очередь подвинулась еще на шаг.
Очередной оратор говорил о своих сомнениях, потом отказался от своих слов и смешался с толпой.
--
Не знаю, откуда он набрался таких мыслей... в прошлой жизни он был сиротой... его мать умерла в родах, а вслед за матерью и отец ушел в эту темноту, которая всех нас ждет... хотя некоторые уверяют, что нас ждет некое будущее...
Харон промолчал. Он следил за незнакомцем в сером плаще.
"Где я мог его видеть?.."
Все в незнакомце казалось изменчивым, неуловимым.
К очереди подошли несколько человек с жуткими лицами.
Харон невольно содрогнулся, подумал: "Настоящие мертвецы из могил..."
--
Некоторых я знаю... - заговорил Симон. - Этот с пустыми глазами и сморщенным лицом был поэтом... говорят, он менял пол, превращался то в мужчину, то в женщину с проколотыми ушами... мог и замуж выйти... изменял и природе, и скромности... и этот с тростью понимал кое-что в философии Эпикура и в играх Венеры...
Харон с изумлением воззрился на старика в темных очках.
--
На земле его звали Фома... он выдавал себя за двойника бога... увлекался он и другими безумствами... предсказывал будущее...
--
И многих погубил без вины... - сказал человек из толпы.
Оставив реплику без ответа, Симон продолжил свой рассказ.
--
Всю жизнь он писал стихи, а на старости лет вдруг понял, что писал прозу... свой труд он назвал введением в философию... философы теперь пишут только введения... труд его напечатали... надо сказать, что его философия заводила читателя куда-то в темноту и бросала... началась эпидемия самоубийств, которая прекратилась только, когда его книги публично сожгли... груду горящей бумаги ворошили вилами... вдруг порыв ветра взметнул сотни горящих листов в воздух... как огненные бабочки они вспорхнули над толпой... толпа бросилась их ловить...
Очередь подвинулась еще на шаг, и на возвышение поднялся очередной оратор.
Говорил он интригующе и привлекательно, соблазнял толпу образами райской жизни.
Очередь подвинулась еще на шаг.
Очередной оратор говорил, размахивая руками. Тень его пошатывалась, кривлялась, передразнивала его.
--
Он как будто сражается с собаками... - заговорил Симон. - Говорят, его растерзали бродячие собаки, но можно ли верить слухам?.. кстати, он тоже был поэтом...
Очередь подвинулась еще на шаг.
Харон огляделся. Площадь окружала ограда. За оградой было место для сада.
--
Чей это сад?..
--
Чужой...
--
Можно туда пойти?..
--
Нельзя... можно только смотреть...
Харон невольно сморгнул, увидев, как лавр склонил ветви, как будто кивая.
--
Симон, скажи, что меня ждет, когда подойдет моя очередь?..
--
После некоего ритуала ты из человека превратишься в бога... может быть...
--
Я стану богом?.. - воскликнул Харон.
--
Сам не знаю, поздравлять тебя или утешать?.. однако, стой спокойно и не говори лишних слов...
--
А кто судья?..
--
Некий бог - какой, неизвестно... судит он по строгому и тщательному исследованию, а не руководствуется предубеждениями или слухами...
--
И что будет, если окажется, что я не подхожу для этой роли?..
--
Ничего...
--
Зачем же тогда все это представление?.. может быть, нам лучше удалиться?..
Симон промолчал.
Очередь подвинулась еще на шаг.
Очередной оратор говорил, как умел и, вероятно, не очень блестяще. Речь его утонула в шуме протестующих голосов.
Очередной оратор поднялся на самую высокую ступень, чтобы все видели и слышали его. Когда сделалось молчание, он заговорил.
Речь оратора понравилась собранию. Он говорил о происходящем, не договаривая все до конца.
Раздались аплодисменты.
--
Я знал его... - заговорил Симон. - В прошлой жизни он был гением... говорят, когда ему исполнилось полгода, мать поставила его на пол, чтобы увидеть, может ли он стоять и отошла... он сделал семь шагов, дрожа от радости, и упал в объятия матери... а в 3 года он уже был предметом удивления, ходил степенно, как взрослый человек, исполненный лет... в 7 лет он уже сочинял речи, проповедовал... впрочем, надежда смутна, а к словам мало доверия... у него были две сестры девственницы, которым он предсказал, что они станут невестами бога... они бросились в море со скалы и уже на лету стали птицами... он оказался прав... всякое событие заканчивается превращением...
Симона отвлек старик в темных очках. Он шарил в пустоте, пытаясь нащупать стену.
--
Где же стена?.. здесь должна быть стена и дверь... - бормотал он.
--
Мне кажется, я уже видел все это... - сказал Харон, со страдальческой гримасой озираясь по сторонам. - Я видел и этот сад... и эту толпу... и этого старика в темных очках....
--
Видения и женщины ненадежные свидетели... - отозвался Симон.
--
Странно, я не вижу в очереди женщин...
--
У них отдельный вход... помню, прогуливаясь вдоль ограды, я свернул за угол и наткнулся на женщину... смотрю, стоит у стены и что-то пишет, сочиняет... на земле она была довольно известной поэтессой... я хотел утешить ее, но не нашел слов, прошел мимо, опустив глаза... сознаюсь, одно время я был влюблен в нее... она была довольно привлекательной женщиной... на таких женщинах не одежда, а одеяние... они не идут, а шествуют... и живут они в чертогах... кстати, она жила в доме на Болотной площади, фасад которого украшали горгоны и химеры, плюющиеся огнем...
--
Я читал ее стихи... они показались мне немного странными...
--
Поэзия и должна быть немного странной...
--
Поэзия оскудела... - вмешался в разговор человек из толпы. - Большинство стихов просто плохие... и ваша поэтесса мне никогда не нравились... ее стихи оставляли во мне только раздражение... конечно, для своего времени она была храброй женщиной... впрочем, храбрости в ней было не меньше, чем надменности... вы, должно быть в недоумении, кто я такой?.. я жил в одном доме с поэтессой... и тоже писал стихи по ночам, чтобы все сжечь утром... иногда, вдруг, находило... и без всякого повода... и совершенно некстати... время было такое... все что-то писали... одни писали доносы, другие - допросы... впрочем, я говорю лишь то, что вы, наверное, и сами знаете... или должны знать...
Очередь подвинулась еще на шаг.
Очередной оратор сразу взял высокую напряженную ноту, оглушив самого себя. Он говорил о приобретениях и утратах.
--
Расскажите о поэтессе?.. - попросил Харон человека из толпы.
--
Извольте, я расскажу, хотя, по сути дела, рассказывать нечего... родилась она, как все... начала расти, выговаривать слова, спрашивать и отвечать, даже делала попытки рассуждать, помогая словам жестами и гримасами... в 5 лет она уже писала поэмы... я познакомился с ней, когда ей было 7 лет, а мне чуть больше... она учила меня понимать стихи... в 13 лет она пыталась покончить с собой... и я потерял ее... встретились мы случайно на сцене летнего театра... она читала стихи... я узнал, что ее первого мужа расстреляли, а к ней приставили агентов... она говорила, что жить ей осталось недолго, что ее убьют... хотя врагов у нее не было... был один, пробовал прикинуться врагом, да не смог... сам сознался... что еще?.. она держала птиц, некоторые из которых были певчие и говорящие... надо ли продолжать?.. бог одной рукой дает, другой - забирает... все взятое в долг в одном месте возвращается в другом месте...
--
Кто вы на самом деле?.. и что вы здесь делаете?..
--
Я здесь случайно... заблудившаяся овца... - человек из толпы окинул взглядом пейзаж. - Они хотят повелевать всей этой созданной не для них красотой... такие и подобные желания лишь будят в народе, вроде нашего, нездоровые настроения... но я продолжу... после расстрела мужа поэтесса не получила помощи ни от властей, ни от неба... жила как монахиня... люди слушали ее, не понимая, и даже пугались... да, были и такие... славы она избегала... не маячила повсюду, огласки себе не искала... да ей и не нужна была слава... помню, как-то я прогуливался по садовой террасе у руин женского монастыря... у полуразрушенной башни я остановился, стою, размышляю... вдруг послышался шум шагов, бормотание... показалась женщина в черном, похожая на монашку... я невольно отступил в тень, думаю, что это?.. галлюцинация?.. обман зрения?.. она обратила ко мне свое грустное лицо и смущенные глаза и сказала что-то сдавленным голосом... это была она... она исчезла, а я еще долго стоял, оглядывался... луна увела ее из нашего мира в мир иной... она была больна сердцем и одержима луной, как, впрочем, и я... я из тех, кто отмечен луной и найду свою смерть на крыше... такая вот история, подобная многим другим... она может быть и вымышленным рассказом и биографическим фактом, который, тем не менее, остается странным и сомнительным... - человек из толпы умолк.
--
Слышите?.. кажется, сова закричала... - Харон невольно повел плечами, как от озноба.
--
Дурное предзнаменование... крик совы - это песня смерти... - сказал Симон.
--
Куда он делся?.. - спросил Харон, оглядываясь.
--
Кто?..
--
Человек из толпы... странно, как сквозь землю провалился...
--
Мы все здесь тени и с заходом солнца исчезнем...
--
Что за нелепость?.. я не хочу в это верить... это какой-то кошмар, бред... - воскликнул Харон. Вслед за этим восклицанием последовали и другие.
--
Это не кошмар и не бред... - Симон беззвучно рассмеялся. - Сначала тебя обнимет темнота, потом свет пронзит, как неожиданное счастье... но не смерти надо бояться, а того, что ждет нас за смертью...
--
Я сплю... хочу проснуться и не могу... мне некуда проснуться...
--
Ты думаешь, что это сон?.. ловушка, подстроенная чувствами?..
--
Нет... не знаю... - В смятении и замешательстве Харон привстал и очнулся, глянул по сторонам.
Туман преобразил пейзаж. Руины женского монастыря выглядели величественно.
"Как будто кто-то водит меня вокруг и около этих развалин... - Харон лежал на ступенях паперти для плачущих и кающихся, кутаясь в плащ, и размышлял. - Какая-то смута в мыслях... печальное следствие всех этих бессмысленных блужданий... и все же интересно, кто был этот странный человек из толпы?.. назвался он мужским именем, но голос у него был женский... как у сирены... точно такой же голос был и у тети Лии... стыдно об этом говорить, но с тетей Лией у меня был роман... необъяснимая, абсурдная, болезненная связь... она была почти на тридцать лет старше меня, если конечно не врала, занижая свой возраст... я боялся женщин, смущался... а с ней я утратил свою невинность и наивность... иногда я сомневался в искренности ее чувств и принимал всякое их проявление за вымученные театральные сцены... тетя Лия была известной актрисой... когда она не была актрисой, она писала стихи... и всегда с неизменным выражением лица... с этим же выражением лица она сделала петлю и вложила в нее шею... она пыталась покончить с собой... наверное, я любил ее... или мне так казалось?.. в свидетели этого можно взять мои стихи... и Муз, хотя они не всегда говорят правду... она была уже в возрасте, когда многие искушения недоступны или теряют свою обольстительность и остроту... притупляется жало желаний... она вожделела ливня... и я был для нее этим ливнем... ей дано было видеть в простых вещах истинную красоту, к которой обычные люди слепы... одно время она учила меня писать стихи, но, увы, поэтом я не стал... тетя говорила, что мои стихи напоминали ей предсмертный бред ее мужа... как приготовление воспринять иную жизнь... ее мужа звали Марк... просыпался он после полудня и остаток дня проводил у зеркала, подбирая подобающий облик... вечер и ночь он посвящал театру и женщинам... в 37 лет он выпустил несколько книжек стихов, правда, его изобличили в плагиате... перед войной он якобы бежал на западные острова и воевал на стороне немцев, но это вряд ли... здесь явная неувязка... к тому времени он был уже стариком... либо это был не он, а его младший брат, который умер в психиатрической лечебнице... все они уже на небе... в детстве я умел летать и был уверен, что люди падают на землю, чтобы вырасти в богов, и снова вернуться на небо... стихи тети Лии тревожили, волновали меня как наваждение... мне казалось, что в ее власти было изменить прошлое, что не дано даже богу... что говорить, не будь женщин, мир лишился бы половины своих достоинств, а без них прочие достоинства очень легко стали бы недостатками... где все они?.. дядя Иосиф, дядя Петр, тетя Лия, Марк... и эта странная дева из предместья... обычно тетя Лия входила в мою комнату одна, но иногда нас было трое... с тетей была ее подруга, эта странная дева из предместья... люди о ней говорили такое, что лучше бы они о ней совсем забыли... мужчины глаз с нее не спускали, хотя бы и спиной повернувшись... - Харон наморщился, потер виски. - Помню, как-то я шел куда-то... идти было трудно, но я шел и шел... казалось, дорога поднималась на небо... день был ясный, ничто не предвещало несчастья... около полудня небо заслонили тучи с молниями и громом... разразилась жуткая гроза... большая часть прохожих так и осталась на дороге... в тот день тетя Лия умерла... перед смертью она явилась мне... боже, как она выла, кричала, молила, как жить хотела, как боялась смерти и кляла меня, бога, всех... потом умолкла... это была последняя ее минута жизни, жалкая, пустая... она хотела удержать ее, несчастная... а потом вернуться не хотела оттуда, куда ушла... тетя была необычной женщиной, можно даже сказать, почти мифической... могла явиться в любом обличье... и голос у нее был как у сирены, кажется я уже говорил об этом... птицы и животные умолкали, чтобы послушать ее голос, который мог отменить даже саму смерть... нет, я не выдумываю, я пытаюсь изобразить тетю похожей на портрет, который висел в ее спальне, хотя на портрете у нее было не тело, а как бы тело... сон она делала явью, а очевидное скрывала... в том числе и нашу преступную связь... помню, как однажды она вошла без стука... движения ее были застенчивы и нервны... она приблизилась, обвила меня своим змеиным телом, мерцающим чешуей... помню ее сухие губы... я не мог ни двигаться, ни говорить, лежал и дрожал, бледный, озябший... когда я очнулся, было уже утро, сырое, затянутое туманом... тетя Лия стояла на террасе... я прислушался... она молилась, но не слышал бог ее молитв... что такое бог?.. чем больше я об этом размышляю, тем этот вопрос кажется мне более темным... бог - это все... и ничего... многое меня смущает, порой начинает казаться, что вовсе нет никакого бога... да и доказательства его существования, которые приводят, не кажутся мне достаточно убедительными... - Харон прислушался. Донеслись звуки скрипки. Они сливались в приглушенную неясную мелодию. Харон почувствовал, как его глаза наполняются слезами. - Боже мой, это же Паганини... одно время он тоже был без ума от тети Лии... надо сказать, что с возрастом тетя Лия превратилась в довольно тучную женщину, но какое изящество сквозило в ее походке и во всей ее фигуре... так случилось, что однажды она исчезла... смерть увела ее во тьму или кто-то еще?... от нее остались эти путаные воспоминания и пустая могила на кладбище утопленников у маяка... правда, многие видели ее после исчезновения в разных местах... может быть, это была не она?.. иногда она и мне мерещилась в толпе прохожих... все уходят туда, в эту темноту, и никто не возвращается... - Харон зябко повел плечами. - Опять начался дождь. - Надо поискать более надежное укрытие... - Харон встал и пошел.
Харон шел и не знал, что тетя Лия шла рядом с ним и пыталась что-то сказать ему.
"После ухода со сцены Лия несколько раз пыталась покончить с собой... когда она умерла, я тоже пытался утопиться, но меня выловили и примирили с жизнью... не знаю, зачем мне дано было любить ее и знать о ней так много всего, вероятно, даже больше, чем нужно..."
Харон невольно заговорил вслух, но не сказал ничего внятного, запутался в словах, и тетя Лия отстала, не выслушав до конца его монолог, который он еще раз или два повторил, прежде чем сомкнул губы и сел, потом лег и почувствовал, что проваливается в темную бездну. Он падал и падал и не видел конца своему падению...
* * *
Светало.
Харон очнулся и продолжил свое странствие. Он шел и вспоминал:
"Помню, как-то во сне я увидел тетю Лию и пошел за ней... она шла и оглядывалась... и шептала стихи... не знаю, кто мне придумал эту роль, быть переводчиком и превращать ее стихи в прозу...- Харон зябко повел плечами. - Однако что-то стало мрачновато... всего не передать словами, что мы делали в этом сне... мы то летали, как летают птицы, то плавали, как плавают рыбы... иногда она представлялась пылающим кустом... я сам это видел?.. и не во сне, а наяву... хотя, что я видел?.. не знаю, все происходило в темноте... помню, мы вышли из какого-то пролома... шли медленно, какими-то задворками кошмара, который длился и повторялся без конца... потом плыли... обогнув мыс, мы увидели незнакомый город... я понял, что мы заблудились, сбились с пути по неопытности и пошли не по той дороге... я пытался сказать тете Лии об этом, но она меня не слушала... она шептала свои стихи... я слышал голоса чаек, среди которых различался и ее голос, но слов я не мог понять... вдруг она исчезла и снова появлялась, но уже другая... как эхо слов... другая фигура, другое лицо, другие руки, другой смеющийся взгляд... она как будто училась смеяться... и она не шла, а шествовала... люди встречали и провожали ее криками и аплодисментами... одних она ослепляла взглядом, других повергала в трепет голосом... это был ее триумф, возвращение на сцену жизни... потом был прием... приветствия, дары... за этим вслед был обед... амброзию подавали на блюдах, нектар в кубках... и вдруг стук в дверь... она подозвала меня, говорит, пойди, узнай, кто это, да не трусь, а сама была полна тревоги... я говорю, наверное, какой-нибудь очередной ваш поклонник... или бог... ну, да, почему бы нет?.. и, окинув взглядом толпу гостей, подумал, какие они скучные, напыщенные, неумные, но почему-то все их чтут, хотя и знают все их повадки и слабости... впрочем, без греха и упрека нет никого... открыв дверь, я увидел на террасе человека в сером плаще... он стоял и разглядывал пейзаж с серым небом, в котором ничего нельзя было разглядеть, но можно было вообразить даже бога... он перевел взгляд на меня, как-то странно усмехнулся и направился к тете, почему-то ставшей унылой и мрачной... мне показалось, что она была смущена и готова была исчезнуть, провалиться сквозь землю и снова появиться в другом обличье, с чьим-нибудь чужим лицом, с чужой походкой, с чужой речью, в чужой стране... иногда она напоминала мне графиню из "Пиковой дамы" Пушкина... часто она сама себя не узнавала и пугалась, отступала, всей тяжестью своей теснила меня, надвигалась, как тьма... теперь она на небе... - Харон взглянул на небо. - Что такое ад, я могу вообразить, но о рае я ничего не знаю... как он сотворен и устроен?.. и какие муки и терзания ждут людей там..."
К Харону подошла собака.
--
Ты тоже хочешь узнать, что такое рай?.. об аде тебе уже все известно... собачья жизнь не лучше ада... говорят, что рай - это место расположено не так далеко от ада... в аду грешников ждет вечная ночь и муки, которых невозможно ни измыслить, ни представить, а в раю - вечный день и благодать... вот не знаю только, на небе ли тетя Лия... и живет ли она там блаженной жизнью, или мучается, мечется, мечтает очутиться где угодно, даже в аду... ад напоминает мне чрево женщины, он так же ненасытен и жаждет поглотить и грешников и праведников...
Харон взлохматил загривок собаке и продолжил свой монолог.
--
Здесь на земле мы только приобретаем чувственную одержимость страстями... и воспоминания об этих страстях... мне кажется, людей ожидает после смерти то, чего они и вообразить не могут... бог сокрыл это от нас... если бы мы знали, что ожидает нас там, ничто бы не удержало нас здесь... - Харон прислушался. - Кто-то проповедует... слов не разобрать... голос как будто знакомый... похож на голос дяди Петра, когда его посещало вдохновение и ему являлись изображения неизвестных мест и призраки людей, как живых, так и мертвых... он мнил себя пророком, но воздерживался философствовать открыто, изображал юродивого и говорил стихами, переложив свои безумные воззрения в поэзию... надо сказать, что как поэт он был изобретателен... правда, сам он так не считал, говорил, что он лишь переводчик, доводящий до понимания язык ощущений... поэты ощущают, но не понимают... ощущения недостоверны, их можно свести к обману воображения... поэты не могут соединить начало с концом... для них не существует раньше и позже... порядок сцепления событий у них такой, что замыкается в круг, у которого нет ни начала, ни конца... элегии и гимны дяди внушали благоговение и в то же время трепет... я был молод, а он уже очень стар... волосы седые, заплетенные в косичку, на вид благообразен... завистники говорили, и это всего отвратительней и всего лживее, что я был его любовником... это ложь... просто я пытался приободрить старика и рассеять его мрачные мысли... - Харон смахнул рукой невольные слезы. - Вначале умер дядя Иосиф, потом Марк и за ним тетя Лия... остался дядя Петр... я сблизился с ним, стал подражать ему... он философствовал в стихах, чтобы избежать прозаичности и добавить неясности к рассуждениям о том, что существует нечто помимо того, что есть, нечто невидимое, без которого ничего не было бы из того, что мы видим... - Харон привстал, побледнел. - Что это было?.. не знаю, мелькнуло что-то и исчезло... такое впечатление, что я умер... свет, тепло и голос я не ощущаю, а холод, молчание и другие противоположности ощущаю... впрочем, ощущения могут быть и ложными, как я уже говорил... - Харон сел, потер виски. - Помню, я заснул, слушая дядю, и мне приснился странный сон... меня несли крылья... иногда они издавали ржавый скрежет... эти крылья доставили меня к створчатым воротам, которые сторожила седая старуха... я уговорил ее открыть мне дверь... старуха приоткрыла створку ворот и я очутился в комнате, в которой царили сумерки... тетя Лия лежала на кровати с балдахином, закутав голову покрывалом... я лег рядом... она, как обвила меня руками, так и держала, пока я не проснулся... странный сон... и почти достоверный... в этих кажущихся вещах мне виделось или мнилось что-то правдоподобное, убедительное, что есть, и что не может не быть, о чем дядя Петр говорил намеками... дядя Петр о многом говорил намеками... это вызывало у меня раздражение и недоумение... особенно, когда речь шла о начале чувственных вещей... начало он называл Тьмой... потом был Свет, который возник порывом из того, чего не было или как бы не было... тьма стережет границы звезд и всем правит, находясь в середине всего... все проникнуто Тьмой, из которой и суша и небо и море появились на свет и заняли свое место... и звезды из Тьмы собрались на небе толпой, тревожно взирая по сторонам, в страхе, что могут упасть, провалиться в бездну, на самое дно... тьма связала их враждой и любовью, как цепью, чтобы они не разбрелись кто куда, полагаясь на случай... - Харон невольно улыбнулся. - Надо сказать, дядя сочинил свою собственную космологию, а не испортил чужую... и не обошел молчанием ни одного важного вопроса, постигаемого мнением или умом... он учил меня, чему надо следовать и чего избегать, примешивая принуждение к убеждению... космология немногим отличается от поэзии... свою космогонию он записал стихами, но не так, как это делали другие, пришедшие к этому же занятию, от которых он почти ничем не отличался, кроме одежды и особенностей языка... он картавил и слегка заикался... и он носил длинные волосы, которые красиво падали на плечи и завивались, как у цветка гиацинта... спереди посередине они были разделены пробором... дядя Петр был пророком... правда, он умел предсказывать только несчастья... предсказал он и тот жуткий день, когда многих нашла смерть... в тот день в небе над городом нависла комета с хвостом, причем хвост был спереди, а не сзади... а ночью луна окрасилась кровью... при виде этих зловещих знамений многих охватил страх и они бежали из города в горы... скитались в потемках, объедая плющ, вьюнок и лавр... в город не возвращались, говорили, что в городе появился Сатана, переодетый в женское платье, который блуждает в темных переулках, где клубится тьма... целых три дня море бушевало, наводя ужас, лишь на четвертый день оно улеглось, стало как зеркало, но к вечеру вновь зыбь поднялась под порывами ветра... помню, меня смыло в море волной... я плыл, волны несли меня... опомнился я на берегу среди камней, не зная, живой я или уже умер... вокруг лежали трупы утопленников, одни лицо в воду погрузив, другие - в песок лицом зарывшись, ноги оставив в воде... смятение охватило город, плачем и криком наполнились улицы... люди не догадывались, что другое, еще более страшное несчастье приближалось к ним... ливень наполнил водой ущелья Лысой горы, и город затопила грязь... то, что должно было случиться, случилось и многие прошли путь, ведущий в преисподнюю... в тот день и тетя Лия умерла, а вместе с ней умерла и ее известность и слава... помню, как она шла, слепо ощупывая рукой стены домов, прислушиваясь к воплям, взывающим неизвестно к кому... - Харон прислушался. - Мне послышался ее голос... наверное, показалось... колени тети дрожали... она была очень слаба, лишь кожа да кости ее держали... перед смертью она ужасно похудела... две недели ничего не ела, только воду пила... она пыталась увидеть то, чего нет, пыталась понять устроение души, сущность вечного, в котором нет ни прошлого, ни будущего, но есть их образы, существующие как настоящее... иногда она размышляла вслух, как дядя Петр, ее учитель, о том, что делает человека блаженным или несчастным... и хихикала, смеялась, как блаженная... она плохо относилась к своему учителю, у которого, правда, ничему не научилась, называла его комедиантом, шутом гороховым и осыпала его бранью, а он был великим человеком, и как все великие люди безумствовал, сходил с ума... точно таким же смехом тетя смеялась и над своими врагами, которые ее преследовали, и своим преследованием еще больше ее прославили... сначала она была принята обществом благосклонно, но затем стала ему в высшей степени неприятной, так как возымела о себе слишком высокое мнение, не соответствующее ее положению... так им казалось... она пыталась перевернуть с ног на голову некоторые известные факты... и иногда побеждала в спорах... и все же она вынуждена была бежать... страх окрылил ей ноги... в тот день все искали спасения в бегстве... почти год я носил траур по тете Лии... она являлась мне по ночам, изменив и свой облик, и нрав... оставив себе только голос и платье вдовы... своим голосом и стихами она многих спасла...
Харон умолк, устроился поудобнее и заснул...
Час или два Харон провел у Мертвого моря, спасался от летучих змей, которых ветер занес из пустыни.
Потом налетели двуликие химеры.
Харон сошелся с одной из них и испытал постыдное наслаждение.
Невольно застонав, Харон очнулся.
"Опять этот странный сон... и снова все свелось к наслаждению..." - подумал он.
Все еще длилась ночь.
Раздраженный видением, Харон вертелся на ложе монахини как на углях.
Вдруг послышался голос, как стон.
Он привстал, озираясь.
Сначала показалось лицо, потом руки и вот уже весь человек предстал перед ним.
Это был Симон.
--
Нет, нет, лежи, не вставай... впрочем, уже светает... - Симон сел.
--
Ты меня напугал... ты вернулся?..
--
Долго ли крылья к ногам привязать и вниз соскользнуть... а мог бы стать богом и казаться счастливым, но не решился...
--
Расскажи, если можешь рассказать...
--
Судьба всего меня лишила, жизнь только оставила и голос... не знаю, винить ее или защищать?..
--
А ты похудел...
--
Чахну здесь... хочу вернуться туда... и не знаю, зова ждать или звать?.. - Симон встал, потянулся, снова сел, потом лег и заснул...
День благополучно вывел Харона из руин и из всех злоключений, в какие он мог попасть...
День погас.
Во сне Харон опять очутился на небе, которое нашел в таком же виде, в каком оставил в прошлый раз, когда искал там отца, а нашел дядю Иосифа.
На площади стояла толпа, образуя очередь.
Люди слушали ораторов, которые считали себя знающими что-нибудь достоверное.
На возвышение поднялся человек в темных очках. Говорил он в нос убого и неуверенно.
Харон стал в очередь.
Чтобы стать богом из человека, нужно было попасть в списки и пройти некий ритуал.
Очередь двигалась медленно.
Входили в ритуальный зал поодиночке.
Человек похожий на бога проводил расследование и либо объявлял вновь прибывшего богом, либо отсылал его обратно в могилу.
В ожидании своей очереди люди переговаривались между собой о том, чего они не понимали. Некоторые из них приобрели известность на земле, были предметом удивления. Они имели в себе действительно что-то божественное, чего нельзя было сказать о Хароне.
Пребывая в беспокойстве и неуверенности, он стоял и ждал своей очереди.
--
Кажется, я вас знаю... что вы здесь делаете?.. - спросил Харона человек похожий на пугало.
--
Я?.. не знаю?.. а вы?.. вы кто?.. - Харон близоруко сощурился.
--
Бог долго думал, что из меня сделать... сделаю пугало, подумал он... подумал и сделал... я пугал птиц и воров в саду Гесперид... кстати, я Фома, так меня зовут, вернее, звали... я был поэтом...
Выглядел незнакомец ужасно и говорил завывающим голосом, к тому же картавил, как все известные поэты.
История его жизни была довольно обычной для поэтов. Его осудили по доносу. Отсидев в тюрьме по суду 7 лет, он вышел на свободу и столько же лет был смотрителем маяка, прежде чем снова обратился к писательству. Он написал много сомнительного, пытался создать какую-то свою религию с шествиями и представлениями. Одним словом, он вел себя как обычный безумный. Одни восхищались его безумием, другие негодовали, некоторые смеялись. Читая свои стихи, он так вопил, что не было никакой возможности слушать кого-либо другого, оставалось только ждать, когда он кончит вопить, чтобы рассмеяться.
У людей все достойно смеха.
Около года Фома провел в стенах желтого дома.
Закрыта гора Геликон, пристанище муз, для поэтов со здравым рассудком.
Уже с самого утра у стен желтого дома собирались женщины, чтобы утешить Фому. Вид у них был самый трагический.
Желтый дом располагался в черте города на склоне Лысой горы. С запада к его стенам подступала зыбь болот, оставшихся после потопа. С востока его огибала река, которая нашла себе новое русло после засухи. С северной стороны свет желтому дому загораживала Лысая гора, на которой Фома одно время пас коз.
Внизу располагался город. Он напоминал чешуйчатое чудовище, выползшее на берег из моря.
В этом приморском городе прошло детство Фомы.
Фома молча смотрел на пригрезившийся ему город и вспоминал.
Воспоминания вызвали у Фомы невольные слезы.