В один из пасмурных августовских дней 19... года Иосиф Мамин вышел из дома и пропал... как в воду канул... по факту его исчезновения было возбуждено дело... следствием рассматривались разные версии случившегося, в том числе и смерть по старости... Иосифу было уже 70 лет... но Иосиф не умер... он шел по дороге в толпе беженцев от войны... он не помнил прошлого, не пользовался настоящим, а только ожидал будущего, мучился беспокойством и страхом...
Вид пейзажа менялся...
Дорога то взбиралась на небо, то спускалась в преисподнюю...
Устав идти, Иосиф заполз в расселину и забылся...
Становилось все темнее... темнота пугала... в ней что-то происходило... некий танец существ... они создавали беспорядок, хаос... может быть, непреднамеренно... причудливый танец накапливал, присваивал тела, лица... были среди них и известные люди, заслуживающие быть узнанными, замеченными... они наделялись чертами, навязанными им автором этого действа... он восседал в кресле без спинки с х-образными ножками, как бог, вооруженный только своим величием... на происходящее он смотрел рассеянно, внося поправки в чисто дидактической манере, не привнося в действо никакой страсти...
Среди персонажей действа выделялась девочка 13 лет в платье одалиски...
Она соединяла в себе грацию, красоту и слабость... кожа ее то золотилась, то серебрилась, то становилась кровавой, бледнела, снова вспыхивала...
Опьянев от танца, девочка упала на песок сцены как на воду...
Она плавала по волнам, нарисованным ветром...
Доносился шум прибоя, крики чаек...
Иосиф смотрел на происходящее с изумлением и восхищением...
Закат творил это видение, бросающее вызов реальности...
Неожиданно действо замерло...
Послышались аплодисменты и Иосиф очнулся...
Толпа аплодировала ораторам, которые сменяли друг друга...
Место ораторов заняли бродячие актеры... началось представление...
--
Интересно, кто автор этого действа?.. - заговорил старик в очках...
--
Мольер... кто же еще... - отозвался незнакомец в плаще. - Да, тот самый... несчастная слабость памяти и склонность к импровизации привели его к одной непростительной ошибке и обстоятельствам, из которых он все еще не может выпутываться... вот и скитается из замка в замок... со стыдом сознаюсь, что и я здесь по той же причине... я поддался непростительной слабости... и зашел так далеко, что вынужден был бежать из города... да и из жизни...
--
Продолжайте...
--
Паром, на котором Мольер плыл через залив со своими женами, у него их шесть или семь, налетел на рифы, перевернулся и затонул... спаслась только девочка 13 лет...
--
Я слышал эту историю...
--
Говорят, Мольер переселился на небо... и стал там богом...
--
Он и здесь был богом... правда кличка у него была "Бес"...
--
Вы знали его?.. говорят, это он проклял город...
--
Чего только люди не говорят... - сказал незнакомец в плаще и зябко поежился...
Лето было уже на исходе.
Беженцы сообщали сведения о Мольере, не заботясь о порядке и хронологии...
Достав записную книжку, Иосиф что-то записал...
--
Вы, наверное, писатель?.. - спросил незнакомец в плаще...
--
Что-то вроде этого... - сказал Иосиф...
--
Когда-то я тоже писал... пытался записать то, что видел... литература подменяет одно представление реальности другим... иногда размытым, иногда резким, грубым... она переодевает реальность... впрочем, как и всякое искусство...
Место на сцене занял человек в мантии, спадающей складками...
Монолог оратора представлял собой рассуждения о драме бога и происхождении зла... он говорил как поэт, картавил, заикался... не ограничиваясь сценическими условностями драмы, он вовлекал в нее и зрителей... в какой-то момент все смешалось... персонажи, зрители... различия между ними скрадывались, образуя не диалог персонажей, а некий пугающий гул...
Иосиф привстал...
--
Что это?..
Старик в очках не отозвался... он спал...
Подземный гул стих...
Оратор в мантии продолжил свой монолог...
За спиной оратора свою роль исполняли прибой и чайки...
Было время прилива...
Иосиф невольно вздохнул и вернулся к своим воспоминаниям... прошлое постепенно восстанавливалось... ему вспомнился сон с одалисками...
--
Слова только ветер... - сказал незнакомец в плаще...
--
Что?..
--
Мимика более выразительна...
Уже утро... трепет тишины, полной отголосков, чего-то темного, превращающего шествие беженцев в некое пугающее существо, выползающее из преисподней...
--
Что вы увидели?.. - спросил незнакомец в плаще...
--
Я не намерен это обсуждать...
--
Ад меня не пугает... ад бодрит... и впечатляет... сознаюсь, я боюсь вечности...
--
Причем здесь ад?.. не понимаю, о чем вы говорите?.. - Иосиф встал, как-то странно, нелепо озираясь... он вспомнил продолжение сна с одалисками...
Девочка 13 лет лежала на песке... кожа ее то золотилась, то серебрилась, то становилась темной и снова вспыхивала... не в силах противостоять натиску желания, Иосиф нашел острый камень и оскопил себя...
"Неожиданный поступок... и непонятный... впрочем, ничуть не более непонятный, чем многие другие мои поступки... в одном случае они слишком очевидны, а в другом - слишком безумны, чтобы их комментировать..."
Иосиф погрузился в разнообразие тех средств, возможностей, вариантов, ограничений, принуждений, навязываемых ему сном и видениями... он пытался понять правила игры в той реальности, которой они сами по себе не содержали...
Память постепенно возвращалась к нему... он увидел шпили, башни города... сквер философов, мрачное здание театра... он невольно привстал, увидев повисшую в петле Клариссу в платье одалиски... она покачивалась, словно танцевала в воздухе над оркестровой ямой...
"По факту самоубийства Клариссы было возбуждено дело...
Перед премьерой она была сама не своя... дядя Бенедикт пытался ее успокоить, но не знал, как... потом была премьера... длинный, путаный монолог Клариссы с лакунами, повторами и репликами закончился самоубийством на сцене на глазах у зрителей...
В ходе обыска в комнате Клариссы нашли ее роман в письмах, который еще больше запутал это и без того запутанное дело... она прятала его за портретом дяди Бенедикта, наверное, из какого-то скрытого суеверия...
Дядя Бенедикт любил Клариссу...
Кларисса была сиротой... в 16 лет она забеременела... хотела уйти в монастырь... родила мальчика, которого назвала Иосифом... до 9 лет мальчик воспитывался в интернате... потом исчез, потерялся в песках пустыни... его искали, но не нашли и признали умершим..."
Воспоминания о Клариссе наполнили глаза Иосифа слезами...
"Конечно, она не могла сама воспитывать сына... - вспоминал Иосиф. - То на гастролях, то беременна... правда, все кончалось выкидышами...
Мальчик страдал сомнамбулизмом, как и его мать... ночью перед исчезновением он блуждал по коридорам и лестницам дома дяди Бенедикта, когда перед ним предстал незнакомец... на нем была мантия, спадающая складками, лицо бледное с воспаленными от бессонницы глазами...
Мальчик замер в крайнем смущении и страхе... потом спросил:
--
Ты кто?..
Незнакомец промолчал...
--
Я знаю, кто ты... ты бог... - сказал мальчик и очнулся весь в слезах...
Для следователя письма Клариссы были детективным романом, который он дополнил подложными письмами и уликами, изменившими мой статус...
Из свидетеля я стал подозреваемым..."
--
Со всеми вытекающими отсюда последствиями... - сказал Иосиф вслух и умолк... он увидел девочку 13 лет в платье одалиски и снова пережил те сладостные мгновения, которые теснились в его воображении... девочка лежала на песке... кожа ее то золотилась, то серебрилась, то становилась темной и снова вспыхивала...
"Боже, неужели все это происходило со мной?.." - сквозь слезы Иосиф увидел перед собой не город, купола, шпили, а унылый пейзаж, наступающие на голые скалы и утесы пески...
Доносился гул прибоя, крики чаек...
Прибой исполнял реквием... чайки были солистами...
Иосиф невольно вздохнул и погрузился в воспоминания...
"Помню, следователь вел себя странно... он задавал вопросы и сам отвечал на них... я слушал его невнимательно... мои мысли были заняты похоронами Клариссы... я невольно привстал, увидев в руках следователя револьвер... он выстрелил, но промахнулся... он выстрелил еще раз... я упал... пуля попала мне в ногу...
Дело перешло к другому следователю, который и обнаружил среди писем Клариссы подложные, изменившие мой статус... они отличались по стилю... в письмах, написанных Клариссой, была легкость, изящество, магия слов, игра смыслов... в поддельных же письмах ничего этого не было... чувствовалось, что автор чуть в стороне, иногда даже вне слов... некоторые фразы просто ставили в тупик, смущали своей грубой чувственностью... автора опалял жар нечистых страстей... он писал, изнуряемый самыми постыдными искушениями, почти впав в безумие... его обступали бесы... они стучали в двери, в окна... и он впускал их, и испытывал то, что казалось ему наслаждением..."
Воспоминания оборвались...
Иосиф пришел в себя в толпе беженцев от войны... он остановился, попытался что-то записать, но пальцы свело судорогой...
--
Что вы все пишите?.. - спросил незнакомец в плаще...
--
Дописывая замогильные записки своего дяди Бенедикта...
--
Я Мольер... а вы Иосиф Мамин...
--
Да... куда мы идем?.. - спросил Иосиф, озираясь...
--
Уже пришли...
--
Однако, какое дикое место... - Иосиф остановился.
--
Я родился здесь... - сказал Мольер...
--
Но это же руины?.. напоминают Колизей... - пробормотал Иосиф и умолк...
Перед глазами Иосифа возникли шпили, башни города, здание театра, танцующая в петле фигура Клариссы, среди свисающих веревок, похожих на змей...
Иосиф увяз в этих видениях, картинах, сценах...
Прошлое, которое он почти забыл, изливалось в настоящее, становилось историей...
"Чего я жду?.. - подумал Иосиф. - Надо возвращаться, но куда?.. кругом все тоже... где спасение?.."
Иосиф свернул с дороги и пошел, все ускоряя шаг... побежал...
Побег Иосифа произвел тревогу среди беженцев... одни пытались его остановить, другие уже гнались за ним...
Становилось все темнее... и вдруг открылось море, дюны, которые образовывали узоры, прочерченные ветром...
"Кажется, я заблудился..."
Иосиф шел по гребню дюны...
Песок сползал куда-то вниз...
От усталости перед глазами плавали круги, пятна...
Иосиф остановился, увидев перед собой дверь, и, затаив дыхание, постучал...
Ответа почему-то не последовало...
Мимо, смеясь, пробежала девочка 13 лет... волосы рыжие, вьющиеся, как у цветка гиацинта...
Иосиф приоткрыл дверь и опасливо заглянул в комнату...
Пустая, мертвая комната, в которой витал дух запустения...
Иосиф сел на ложе, потом лег и заснул...
* * *
Услышав звуки флейты, Иосиф приоткрыл веки...
Мольер импровизировал...
Из всех расселин, щелей стали выползать беженцы... они слушали, восхищались мелодией...
Иосиф тоже... он вспомнил детство, немку с глазами итальянки, пианино, которое дядя Бенедикт вывез из Германии...
"Немка учила меня игре на пианино... должен откровенно и не без сожаления сказать, что я был наихудшим ее учеником... она меня просто терпела... она стояла у окна, окруженного стайкой желтых бабочек, и с тоской смотрела на горы, которые ступенями поднимались к небу... вечером они были из чистого золота...
На дядю немка смотрела с любовью и благоговением...
--
Ах, оставьте... я не бог... я только занимаю его место... - говорил дядя и исчезал... он предпочитал убивать время в сквере философов...
Дядя видел немку насквозь... он заглядывал и в ее сны... немка была девственницей, старой девой... мечтала о рае... она пыталась сотворить подобие рая в доме дяди... дядя ее останавливал, говорил, вы строите мне не рай, а тюрьму...
Я был свидетелем... рай дяде был не нужен... в раю он уже был на одном из западных островов, их еще называют блуждающими... может быть, поэтому на дядю смотрели с подозрением и опаской... для него жизнь была сном, вполне реальным, постепенно превращающимся в кошмар... а сумасшествие - даром свыше..."
--
Эй, очнись... что с тобой?..
--
Где я?.. я умер?..
--
Нет еще...
--
Что происходит?..
--
Ничего особенного... гроза...
--
Меня преследуют видения из прошлого... боюсь заснуть... впрочем, забудь...
--
Нет, я хочу знать, в какую игру ты ввязался, и стоит ли ее доводить до конца...
--
В видении я вижу дядю и иду за ним...
--
И что дальше?..
--
У этого видения неизменный финал... дядя исчезает, а я испытываю чувство вины и одиночество...
--
Одиночество - это удел богов и поэтов... только вряд ли тебя это утешит...
Молния ослепила Иосифа... он сморгнул и невольно присел...
Видел он все как-то неопределенно, неясно, как сквозь закопченное стекло...
Мольер стоял перед ним, размахивая руками... он дирижировал этим жутким представлением, феерией молний и громов...
Начавшийся дождь, постепенно превратился в ливень...
Спасаясь от непогоды, странники заползли в расселину...
--
Ты дрожишь... - заговорит Мольер.
--
Мне холодно...
--
Ты женат?..
--
Нет...
--
Тебе надо жениться... тебя беспокоит не холод, а страх... у меня было шесть или семь жен... они меня спасали... я с ним менялся... я становился нежным, приятным, отзывчивым... и все же я не выдерживал испытания, которому они меня подвергали, и спасался от них бегством... меня прельщают горы, море опьяняет, небо гипнотизирует, туман, ползущий с моря, будит воображение... правда, есть опасность встретиться в тумане с самим собой, но это, пожалуй, уже чересчур... а тебя что прельщает?..
--
Иногда я сам себе кажусь призраком, неким странным видением, сотворенным из воздуха и пыли...
--
У тебя какое-то испорченное воображение... ладно, умолкаю... переночуем здесь и двинемся дальше...
Мольер умолк... снова заговорил...
Мольер говорил, Иосиф слушал, терпеливо ожидая, когда он скажет главное...
Мольер умолк, сел на камень, потом лег и заснул... правда, губы его продолжали шевелиться...
* * *
Иосифу снился сон, в котором он побывал на том свете, сначала там, где в кромешной тьме одни оплакивали других, потом по облакам он пошел к своему месту на небе...
Сон прервался, и Иосиф вернулся в расселину в скале с ползущими по стенам мокрицами и плесенью...
Светало...
Иосиф увидел пески, брошенные дома, разграбленные ветром, руины монастыря...
Он потряс головой и опомнился...
--
И все это человек сделал из одной любви к богу... - сказал Мольер, закинув полу плаща на левое плечо и приняв позу философа...
--
В детстве я видел бога живым после его смерти на кресте... - заговорил Иосиф. - Он шел мне навстречу... страх овладел мной... я не знал, бежать ли мне прочь или ожидать его на месте, где стоял...
--
И мне бог в детстве являлся... впрочем, возможно и не бог... наружность у него была странная... голова как у собаки... правда, все остальное, как у человека... увидев меня, он стал расспрашивать, кто я... я тоже... он сказал, что он князь и бог этого света... стал показывать мне язвы на руках и ногах... я тоже... помню, он положил мне руку на голову и язвы пропали...
--
А я провалился под землю, когда бог положил мне руку на голову... - пробормотал Иосиф...
Узнав о смерти Клариссы, Иосиф пытался покончить с собой, но неудачно... он упал в темноту с петлей на шее...
Очнулся Иосиф связанный смирительной рубашкой, но и связанный, он не мог избежать искушений... бесы являлись ему, но представлялись ангелами и порождали смятение...
"Всякое наслаждение начинается с желания... - размышлял Иосиф. - А желание порождается чувством... только лишив себя чувства можно освободиться от беса блуда, склоняющего на дела тьмы, заставляющего думать, что все происходит на самом деле и зримым образом, а не в воображении...
Все страсти тела - в теле..."
* * *
Гроза затихла...
Посветлело... день только начинался...
Мольер сидел на камне, надувал щеки, играл на флейте...
--
Очнулся?.. вставай, надо идти...
Иосиф шел за Мольером, боясь потерять его из виду... ослепительно сияло солнце, и он мог раствориться в воздухе, как мираж...
--
Так ты писатель, прячущийся от преследователей... - заговорил Мольер...
--
А ты артист...
--
Я только делаю вид, что живу артистической жизнью...
--
К сожалению и к своему стыду я не слишком силен в этом искусстве...
--
Ты опять говорил во сне... в твоей истории есть какая-то странность... сначала эпидемия самоубийств, потом нашествие грязи... и виноватых нет... некого судить...
--
Я не собираюсь никого судить... счастливей или лучше я от этого не стану...
--
Но ведь есть пострадавшие... женщины... город... правда, театр не пострадал... грязь остановилась у ступеней театра...
--
Иногда я вижу тех, кого насиловала грязь... не знаю, кто они?.. они бродят как сомнамбулы в руинах, роются в грязи, пытаются откопать тела своих мужей, жен, ставших мумиями... и пугливо и смущенно оглядываются, услышав шаги случайного прохожего... лучше не думать об этом ужасе...
Странники сели на камень у протоки...
--
Мы, можно сказать, созданы друг для друга... - заговорил Мольер. - Ты писатель, я клоун, пытающийся своей изворотливостью и лицемерием избежать уготованной ему участи... впрочем, не стоит обольщаться... с такой биографией и внешностью, если захочешь что-то изменить, то получится еще хуже... иногда мне кажется, что мое отражение в зеркале мне уже не принадлежит... и голос... приятным его уже не назовешь... я и сам изменился... я стал скрытен и подозрителен... осмелюсь предположить, ты тоже... мне кажется, мы и внешне похожи... вызываем раздражение у властей своим видом... а иногда и у публики... они могут оглушить аплодисментами, а могут и забросать камнями и грязью... толпа склонна впадать в исступление... что ты на это скажешь?..
--
Ничего...
--
Ладно... ты будешь писать эмоционально насыщенные сценарии, а я их исполнять... согласен?..
--
Не знаю... вряд ли я смогу...
--
Сможешь... надо только найти свой стиль... без фальши...
--
Чего ты хочешь?.. славы?.. ты тщеславен?..
--
Ну да... как павлин... и все же без репутации нам не обойтись... желательно скандальной... ладно, обойдемся без стиля и репутации... сколько тебе лет?..
--
Семьдесят...
--
Мне тоже...
--
Что с тобой?.. ты побледнел...
--
Я вспомнил о возрасте и мысленно умер... и так легко... я даже не почувствовал страха... внезапная смерть сладостна... самый желательный исход... комедия окончена... занавес...
Мольер принял позу покойника, канул в небытие... вернулся...
--
Не устаю удивляться твоему умению перевоплощаться...
--
Все благодаря моим женам... кажется, я уже говорил, у меня их было шесть... или семь?.. не помню...
Пауза...
--
А ты был женат?..
--
Нет...
--
Ну, конечно... зачем богу жена?.. говорят, ты был на небе и стал там богом...
--
Не я... мой дядя Бенедикт...
Удар грома потряс небо, скалы...
--
Опять дождь... льет как из ведра... - Мольер заполз в расселину. - Чувствую себя неважно...
--
Я тоже...
--
Такая погода меня пьянит... и это опьянение весьма опасного свойства...
--
Могу порекомендовать тебе... нет, не ради чего-то обязательного, но просто для сведения...
--
Благодарю... ты самый понимающий и приятный человек, к коим я отношу и себя, но давай поговорим о чем-нибудь другом...
--
О чем?.. между прочим, я давно уже умер... да и был ли я вообще?.. вряд ли...
--
В моей памяти ты останешься рыжим, тощим и хромым богом... а кем я останусь в твоей памяти?.. клоуном... что молчишь?.. тебе надо встряхнуться, а то ты сейчас заснешь... и не проснешься... ты на самом деле не замечаешь того, что происходит вокруг?.. или притворяешься?..
--
Что я должен видеть?.. я скрываюсь... так кому-то нужно...
--
Тише... нас подслушивают...
--
Кто?..
--
Ты готов поделиться с посторонними своими воспоминаниями?..
--
Нет, но...
--
Говори, только не громко... нет, не молчи... молчание нагоняет на меня тоску... страшное оружие... у меня просто руки опускаются... лучше немного грусти... нет, нет, не восторга... от восторга я млею, задыхаюсь, выхожу из себя... могу не вернуться...
Пауза...
--
Опять небо заволокло... - заговорил Иосиф. - В дождливую погоду я чувствую себя усталым...
--
А я наоборот... гроза меня бодрит... и я иду к женщинам... я смотрю, женщины тебе неинтересны?.. но почему?..
Иосиф промолчал...
--
Тише... говори тише... еще тише...
--
Я вообще молчу...
--
Однако поистрепался я изрядно... ты здесь или уже там?.. хотелось бы и мне туда... только не клоуном...
Уже ночь...
В пещере Иосиф и Мольер были не одни... рядом с ними располагались беженцы от войны... одни спали, другие говорили о том, что видели и чему были очевидцами... речи их сопровождались вздохами и слезами...
Иосиф закрыл глаза... и очутился в городе... он стоял на террасе и смотрел, как грязь ползла по улице, пенилась, плескалась, заглядывала в окна... водовороты открывали ее почти до дна...
В окне дома напротив Иосиф увидел женщину, увязшую в грязи...
Грязь насиловала ее...
Перед глазами Иосифа поплыли радужные пятна... и он очнулся, смущенный увиденным зрелищем...
"Кто посылает мне эти видения?.. и зачем?.." - Иосиф перевел взгляд на Мольера, который стоял поодаль в окружении женщин, закинув полу плаща на левое плечо... он изображал греческого бога...
"А он и вправду поистрепался... плащ весь в дырах..." - подумал Иосиф...
Тесны врата и узок путь, ведущий человека в жизнь...
Мольер был сиротой... его нашла собака в кустах татарской жимолости, окружавших руины монастыря, похожих на Колизей... когда монах отогнал собаку и склонился над Мольером, он в ужасе закричал... ему показалось, что над ним склонилась гора...
Мрачен и стар был монах, лицо все в складках...
Монах улыбнулся беззубым ртом, сунул Мольера за пазуху и пошел дальше...
По дороге монах показывал и объяснял Мольеру, что для него полезно...
Для Мольера монах был как бог, творец и причина всего... он помог Мольеру приобрел образование, известность и даже славу...
До 70 лет Мольер был доволен властью, обществом и страной, пока не попал в немилость...
Случилось это перед нашествием грязи на город...
Судьба испытывала Мольера...
До 70 лет и Иосифу многое удавалось, но не все...
--
Как ты себя чувствуешь?.. - спросил Мольер Иосифа, который лежал у стены, кутаясь в плащ... его знобило...
--
Почти счастлив... - пробормотал Иосиф, пытаясь вспомнить и записать все то, что видел в очередном видении...
Впрочем, вспоминать все не было необходимости... да это и невозможно... память выхватывала совершенно произвольно из всего кошмара куски... отклонив многое, выбирала кое-что... и использовала для своей цели... Иосиф не раз уличал ее в этом...