Вот, мы тут рассуждаем о добре, пользе, и эффективности. Но кто сказал что именно в этом заключается добро?
Так вот, давайте подумаем. Не учитывая то, что абсолютной рациональности быть не может, к чему нужно стремится?
Вот есть человек. И он рад. И это хорошо. А если он боится или у него горе, это плохо. А если его убили, ещё хуже. Опять же, постулаты бывают разные, но все учитывать невозможно.
Важны ощущения. И я имею ввиду в основном не физические, а духовные. И более того, под духовными я имею ввиду не только простые эмоции, но и например искусство, или единство народа.
И есть целая такая философия, она называется гедонизм. И она заключается как раз в том, что важны ощущения и за них нужно бороться. Но! Во-первых нужно стремится не только к своему удовольствию, но и к удовольствию окружающих.
Во-вторых, нужно учитывать не только твои ощущения прямо сейчас, но и то что будет потом, как ты влияешь на мир.
А в-третьих, это самое удовольствие, это высокая философия. Та самая вещь, думать о которой слишком сложно. Это лишь высший уровень вопроса "а почему мы всё делаем". Это причина и легитимация, но полностью осознать её трудно.
По похожей теме, есть такая философия утилитаризм.
Она гласит, что каждое действие важно тем, как оно влияет на мир, и каждое действие должно создать самое большое количество пользы и добра, то есть хороших ощущений.
Но кроме того, эта философия также говорит, что сам поступок в принципе не важен, а важен лишь результат. Соответственно не бывает добра и зла.
И теоретически это правильно, и теоретически эффективность и правда важнее морали, тем более большинство этой самой морали очень глупое и бессмысленное.
Но тут дело в том, что эффективность она же не просто так. И если делать очень много того, что считается злом, то не выполняется изначальная цель, сделать так чтоб всем было хорошо.
Тем более, что мы не знаем всего. Мы можем предположить что сделав что-то очень плохое, мы получим что-то очень хорошее. А может быть и не получим. И именно поэтому о морали всё таки следует помнить.
Очень важно не наносить урона непричастным. Очень важно, как я уже говорил, честно выполнять сделки, именно ради общей эффективности мира, которая распространяется кругами по воде.
И ещё есть математика. Ведь например получается, что сделать чуть-чуть лучше ста тысячам людей, эффективней чем спасти одному человеку жизнь. И даже что рабство может быть эффективным в целом для мира, даже если рабу от него совсем плохо.
Так вот нет! Рабство неэффективно, по определению. Геноцид неэффективен, по определению. Нарушение клятв неэффективно, по определению. Эффективность заключается в действиях в рамках морали, и укреплении этой самой морали, а не в её разрушении за ненадобностью и бесполезностью. И да, она очень очень условна. Но всё в нашей жизни условно.
Вред непричастным не эффективен, по определению. Кроме очень редких случаев. Например иногда можно убить некоторых невиновных, чтоб спасти ещё больше. Но опять же не всегда, только если нет другого выхода, и есть ещё много разных факторов.
Есть такое выражение, "цель оправдывает средства". И теоретически оно может и правильное. Только вот если твоя цель в том, чтоб в мире было хорошо, средства которые будут нести вред, по определению противоречат цели, и по этому не подходят.
В следующей проповеди я как раз расскажу про Артаса*.
Как и в прошлый раз, когда я говорил о постулатах и рациональности, то что я говорю слишком сложно, находится на слишком глубоком уровне мысли, и даже слегка противоречит остальным моим словам. И также как в прошлый раз, я рассказываю это вам, именно чтоб вы поняли всё, чтоб не врать вам, чтоб не вести на лжи и промывании мозгов. А чтоб вы осознавали сложность, и понимали что нужно делать.
И опять же, важно то, что нет одного правильного выхода. Нужно это осознавать, и стараться стремится к лучшему.
* В следующей с точки зрения орков. Сюда я его нормально присобачить не смог.