Велосипедно-мотоциклетная фабрика "Неман" ("Kresowa Wytwоrnia Rowerоw i Motocykli "Niemen").Гродно.
Велосипедная фабрика "Неман" была основана в Гродно в 1894 году. Ее основала семья Старовольских Нохим (Nochim) Старовольский, Лазарь Старовольский, а также Исаак Пивоварский. Фабрика также была известна производством швейных машин и легких мотоциклов в конце 30-х годов 20-го века. В 1936 году она выпускала около 10 000 велосипедов в год.
Выпускаемые велосипеды по своей конструкции были копиями немецких моделей, но с некоторыми местными отличиями. Рама велосипеда выпускалась под колеса размером 26 х 2 дюйма. Хромовые диски, спицы диаметром 2 мм, кожаные седла заказывались в Латвии. Ступицы колес закупались у немецкой фирмы "Fichtel & Sachs".
Велосипед марки "Неман"
Взвод велосипедистовПочтового Отделения Военного Переселения(Przysposobienia Wojskowego Pocztowcоw) в Гродно на велосипедах типа "Неман" .
Во второй половине 30-х годов 20-го века в Польше возникла мода на малолитражные мотоциклы, известные как "сотня". "Сотня" - это мотоцикл с мощностью менее 100 см3. Мода возникла по трем причинам - малолитражные мотоциклы стоили значительно дешевле, за них платили налог меньшей величины, и для использования данных транспортных средств не требовалось водительское удостоверение.
Фирма "Неман" начала с выпуска в 1934 году мопедов с двигателями объемом менее 75 см3. Двигатели импортировались из Германии.
Мопед "NiemenR-75". Немецкий двигатель "Sachs" объемом 74 см3.
Дамский мопед "NiemenR-75". Немецкий двигатель "Sachs" объемом 74 см3.
Выпуск мопедов позволил приобрести опыт для производства малолитражных мотоциклов. Они выпускались с 1936 года 3 типов - с двигателями объемом 98 (3 л.с.), 125 и 150 (5 л.с.) см3. Наиболее популярными были "сотни". Мотоциклы оснащались английскими двигателями "Вилье" (Villiers and Wolverhampton) и познанскими шинами фирмы "Stomil".
Мотоциклы пользовались большим спросом. Их отличало качество сборки, скорость в 70 км/ч, расход топлива 2,25 л/100 км, предельная нагрузка 150 кг, позволявшая перевозить второго пассажира с помощью дополнительного седла установленного на багажник. Стоимость мотоцикла составляла 900 злотых. Мотоциклы продавались в самом Гродно, а также в Варшаве, на улице Сенаторов , дом 28. В 1938 году было изготовлено 166 мотоциклов. План 1939 года предусматривал выпуск 250 мотоциклов с 98см3 двигателем. .
Мотоцикл "NiemenR-100". Немецкий двигатель "Sachs" объемом 98 см3.Запуск от педалей.
Мотоцикл "Niemen 98"
Двигатель: двухтактный, одну, диски задние колеса через цепочку
Диаметр цилиндра и ход поршня (мм) / объем (см3): 50 х 50 / 98 см3
Степень сжатия: нет данных
Мощность: 3 л.с.
Сцепление: в масляной ванне.
КПП: три скорости, с ручным управлением.
Зажигание: искровое.
Генератор: магнето "Вилье- 6V" - 18 вольт..
Рама: трубчатая, одинарная.
Передняя подвеска: Вилка трапециевидальная.
Задняя подвеска: жесткая.
Шины: "Stomil"(Польша) 3,00 х 19 дюймов.
Длина / ширина / высота(мм): 1980 / 700 / 890
Колесная база: 1330 мм
Собственная масса: около 70 кг
Максимальная скорость: 60 км / ч
Расход топлива: 2,2 - 2,5 л / 100 км
Нагрузка: 1 - человек (2 человека с установленным дополнительным седлом).
Мотоцикл "Niemen 100 DS". Рама изготовлена в Гродно, немецкий двигатель "Sachs", английская фара.
Мотоцикл "Niemen 100 DV". Модель "ROYAL STAR". Рама изготовлена в Гродно, английский двигатель "Villiers-9D", немецкие колеса "Sachs", английская фара, английский топливный бак.
Мотоцикл "Niemen 125 DV". Рама изготовлена в Гродно, английский двигатель "Villiers-9D", немецкие колеса "Sachs", английская фара, английский топливный бак.
Мотоцикл "Niemen 150 DV" (Подражание английскому мотоциклу "Baker 150") Рама изготовлена в Гродно, английский двигатель "Villiers", немецкие колеса "Sachs", английская фара, английский топливный бак.