Прорыватели(прерыватели) минных заграждений ВМС Германии.
Уникальные противоминные корабли, не имевшие аналогов в других флотах. Прерыватели заграждений (Sperrbrecher) представляли собой мобилизованные грузовые суда вместимостью от 387 до 8551 брт, предназначенные для проделывания проходов в минных заграждениях методом "самоподрыва".
Немецкие прорыватели минных заграждений применялись для проводки крупных боевых кораблей и конвоев, а также выполняли задачи минной разведки. Были единственным средством против мин с гидродинамическими взрывателями. Их оборудование включало параваны охранители для отвода якорных мин, встроенный в корпус в кормовой части акустический трал с излучателем мембранного типа, а также мощный электромагнит для создания сильного магнитного поля. В качестве сердечника использовался сам корпус судна. В носовой части он обвивался витками прорезиненного кабеля, каждый виток замыкался обоими концами в распределительной "коробке", расположенной на грузовом люке первого трюма. В трюме были уложены кипы стальных листов. Снаружи борта эти витки обшивались для сохранности толстыми досками, а по ватерлинии дополнительно защищались стальными листами.
При переоборудовании принимались меры по повышению живучести и увеличению осадки; устанавливалось мощное зенитное вооружение, иногда -- аэростаты заграждения. Существовало три основных варианта вооружения:
а) 2 -- 105-мм и 6 -- 37-мм;
б) 2 -- 88-мм и 2 -- 37-мм;
в) 1 -- 105-мм или 88-мм и 1 -- 37-мм (плюс несколько 20-мм в каждом).
"Sperrbrecher 1"
бывший пароход "Saar" - погиб в ходе боевых действий 24.08.1944.
"Sperrbrecher 2"
бывший немецкий пароход "Athen"- погиб 22 сентября 1940 года в ходе боевых действий, поднят, передан СССР в 1946 году
"Sperrbrecher 3" бывший немецкий пароход 'Belgrad'
- погиб 26.08.1944 года потоплен в Жиронде (Бордо) во время авианалета. После войны поднят и передан франции.