Быть циником сейчас модно. По этому поводу сейчас бытует 2 мнения (обобщенно):
1) Цинизм - неприятный способ говорить правду.
2) Цинизм - пренебрежение к нормам общественной морали.
Ранее эти определения не разделялись и составляли одно целое в соответствии с философией древнегреческих киников. Обращает на себя внимание тот факт, что современное "цинизм" произошло от "кинизм". Однако, учитывая, что среди киников было много шарлатанов (в том числе и в высшем обществе), за душой которых ничего, кроме вызывающего проведения и хамства не было, неудивительно, что киники критиковались и осмеивались своими современниками и потомками. Однако нельзя, по мнению некоторых исследователей, эксцентричность, бесстыдство нескольких представителей считать основной характеристикой цинизма. Киники пренебрегали нормами общественной морали, в то же время, полагая смысл жизни исключительно в добродетели. Отсюда выводим, что те, кто настаивает на упрощенном определении цинизма - люди невежественные.
А теперь давайте подумаем, как называются циники, которые являются таковыми в зависимости от своей корысти. Настоящий цинизм -- непосредственно от древнегреческого слова "собака", так как Антисфен учил, что жить надо "подобно собаке". Древние киники соглашались с прозвищем "собаки", как со своим символом. Кроме того, они жили где попало: в бочках, на помойках, под открытым небом и вообще вели собачий образ жизни.
Показательным является контрастность такого стиля поведения с поведением какого-либо дельца или политика, возомнившего себя циником. Изначально цинизм - это умение рассуждать без общественной морали, а не умение и пустословить в узком кругу себе подобных, и в то же время совершенно иной ("моральный") образ создавать на публике. Налицо явное лицемерие - двойные стандарты. Настоящий цинизм не совместим с лицемерием, а циники находятся в такой оппозиции к господствующему порядку в обществе, что попытки подражать им со стороны вышеуказанных лиц нельзя назвать даже жалким тявканьем.
Возможно, некоторые политики и полководцы даже завидовали трезвому восприятию киников и их умению быть интеллектуально независимыми. Так, Александр Македонский прослышав о Диогене, встретился с ним, и спросил: "что Диоген хотел бы от него?". Диоген в это время загорал на городской площади и, приоткрыв один глаз, ответил: "Отойди, не заслоняй мне солнце".
Невежественная чернь не далеко ушла от сильных мира сего. Бездумно развешивая ярлыки и настаивая на своем убогом мнении по поводу последних, они пытаются либо осудить (фу, как цинично...), либо оправдать (цинизм - образец делового мышления). Но какое до этого дело настоящим циникам, не правда ли? :)