Токмаков Константин Дмитриевич : другие произведения.

Что больше всего бесит читателей в фанфиках по Наруто

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Мои личные наблюдения, как читателя и в меньшей степени - как автора. Конечно, каждое мнение в той или иной степени субъективно, но я постарался больше разжевать объективные законы построения интересного сюжета в художественно-литературном творчестве применительно к фанфикам данного фэндома. В первую очередь относится к макси-фанфикам, так как в мини- и миди- менее строгие законы сюжета. Ошибки не корректировались. Много капса, так как пишу о том, что действительно БЕСИТ! [3 ноября. Добавлены мнения, собственно, высказанные читателями.]

  Захотелось, в первую очередь не как автору, а как читателю, написать, что меня больше всего бесит в фанфиках. Начну с фанфиков по вездесущей наруте, раз уж я на них ухитрился подсесть с декабря прошлого года, а теперь ещё и сам пишу нарутофанфик макси-размера.
  
  Пара терминов:
  МС - "мэри сью" или "марти сью", чрезмерно сильный или удачливый персонаж - настолько, что превосходит кого попало и никак не заставляет волноваться за оного персонажа проблемы.
  ООС - радикальное изменение характера или образа какого-то персонажа относительно канона.
  
  Итак... Фанфики по фэндому Наруто.
  Уточнение: всё перечисленное относится только к фанфикам макси-размера. В фанфиках малых форматов допустимо всё, что угодно, поскольку они могут быть построены и на абсурде и бреде, по которому невозможно написать макси - в целях либо юмора, либо шокирования читателей.
  
  
  1. Бесит больше всего, в любом подобном фанфике - умный Наруто в канонном мире и канонных условиях.
  Поясняю. Наруто, будучи наивным придурком, сумел превратиться в ходе канонного сюжета в запредельную имбу, практически МС, в 16 лет стоящую на уровне сильнейших шиноби мира. Вы представляете, что будет, если сделать его при этом ещё и умным (или если пихать в его тело такого умного и не ленивого попаданца)? Представляете, конечно - таких фанфиков десятки. И все они неизменно нечитаемы.
  Помните: ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ! Если где-то прибыло (мозги Наруто), значит, где-то должно убыть - и либо у героя будет больше проблем и врагов, либо станут слабее его возможности по той или иной причине. К примеру, в моём фанфике Наруто стал несколько умнее канона, при том не сказать, что так уж намного - просто перестал быть совсем уж запредельным неадекватом, а стал нормальным 12-летним ребёнком; но компенсируется это полностью безумным биджу, у которого нет и не будет (обещаю и клянусь!) других желаний, кроме как УБИВАТЬ УБИВАТЬ УБИВАТЬ (чего всему такому доброму Наруто, конечно же, не хочется). И это желание не только полностью лишает Наруто возможности с биджу "подружиться" (Самый МС-ный штамп в сюжетах фанфиков, кстати), но и создаёт немало проблем в использовании его силы - биджу-то убивать хочет, и ему пофиг, кого именно.
  Особенно о тупости автора говорит обычно то, что главгерой (Наруто или кто-то другой) ВНЕЗАПНО оказывается умнее и хитрее самого Данзо. В случае с попаданцем это ещё может быть обосновано послезнанием, а вот при отсутствии знания будущего - никак. Совсем. В принципе. Данзо - старикан с гигантским жизненным опытом, и неожиданной для него может быть только неожиданность настоящая (вроде послезнания, ага) - к примеру, о бегстве из деревни Саске к Орочимару Данзо, судя по всему, знал, но не считал нужным препятствовать. Так что непредугаданным для него может быть ИМПУЛЬСИВНОЕ решение (скажем, на миссии убили Сакуру, и Наруто решил стать Великим Священным Мстителем Номер Два, не возвращаясь в деревню - а вот если он перед бегством успел вернуться "вещички собрать и попрощаться", то Данзо и Корень поймут всё практически стопроцентно. И крайне маловероятно, что возможности Наруто они при этом недооценят).
  
  
  2. Да-да, вторая по степени распространения причина бросить чтение фанфика - "Наруто взял, подружился с Кьюби, тот его пожалел, начал тренировать и учить уму-разуму". Да, мне попадался и вариант, в котором Наруто "подружился" со своим биджу лет в пять и к выпуску из Академии уже был повыше уровнем, чем к канонному бою с Пейном. Отчасти это ещё может искупаться тем, что использование сил биджу составляет большую проблему даже при "дружбе и сотрудничестве" с оным биджу - но всё-таки то, что биджу радостно учит Наруто (или не его, а кого-то ещё, но не важно) и решает за него ЕГО проблемы, это меня бесит и заставляет истерично ненавидеть автора.
  
  
  3. Внезапное и необоснованное изменение характеров персонажей - тоже не радует. Допустимо только в том случае, если является ЦЕНТРАЛЬНЫМ элементом сюжета (внимание, повторюсь - ЦЕНТРАЛЬНЫМ). Наподобие такой идеи, к примеру - "А что, если бы Наруто был кровожадным маньяком вроде Гаары" или "А что, если бы Хината вешалась на Наруто, как Сакура на Саске". В противном случае, если это не является АБСОЛЮТНО необходимым вашему сюжету элементом, изменения характеров персонажей относительно канона должны происходить ТОЛЬКО в ходе самого произведения и быть сюжетно обоснованными - к примеру, по-иному прошедшими какими-то событиями или поступками окружающих. И это обоснование должно быть достаточно качественным.
  Сюда же относятся проблемы, связанные с ничем не обоснованными пэйрингами.
  Не относится это к простым попыткам сделать персонажа чуть реалистичнее при сохранении БЛИЗКОГО к канону образа. Или чуть изменить его предысторию при сохранении характера и образа.
  Про такую же необоснованную смену ориентации персонажей писать не буду. Всё равно любой слэшер будет вечно гореть в аду, так что и проблемы слэшных фанфиков мне неинтересны.
  
  
  4. Бесит, бесит, бесит!!! Бесит, когда автор пытается спасти всех симпатичных ему персонажей. К примеру, жалко кому-то Забузу и Хаку, и они в его фанфике внезапно выживают. А потом жалко будет ему кого-то ещё, и он тоже выживает. Или этого "кого-то" внезапно воскрешают, да не Эдо Тенсеем, а нормальным путём. И что дальше? НИКОГДА нельзя, чтобы фанфик состоял только из "счастья-радости-веселья" - Боль, Страдания и Неоправданные Жертвы важны гораздо больше, чтобы заставить читателей волноваться за персонажей, их судьбу, чтобы заставить их всерьёз задумываться о том, чего же автор планирует сделать с сюжетом дальше - в то время как в случае со "счастьем-радостью-весельем" любому читателю будет очевидно, что закончится всё хорошо, что все проблемы героев благополучно разрешатся и все будут счастливы. Поймите, я не против счастливой концовки! НО! Перед ней в обязательном порядке должно быть ДОСТАТОЧНОЕ количество Боли, Страданий и Неоправданных Жертв (каждого из перечисленных элементов), чтобы заставить читателя опасаться насчёт того, будет ли концовка положительной. (С другой стороны, если планируется концовка отрицательная, то желательно, напротив, дать пару намёков на возможность благополучного разрешения проблем).
  В случае с примером относительно Забузы и Хаку. Предположим, Наруто - или попаданец - хочет их спасти оттого, что он такой добрый и ему их жалко, но выходит облом. Это может быть способом показать характер персонажа. Получиться это у него может только в одном случае: ТОЛЬКО ТОЛЬКО ТОЛЬКО ТОЛЬКО В ОДНОМ!!! Если и Забуза, и Хаку абсолютно необходимы для дальнейшего сюжета. Если вам нужен, к примеру, только Хаку, можно сделать так, что Забуза в итоге всё-таки погиб, а Хаку остался в одиночестве и страдает. В любом случае, даже если удастся их спасти обоих, если вам это так нужно, следует найти других персонажей, чья гибель заставит горевать читателей. Можно убить и изнасиловать Сакуру, к примеру, как в знаменитом фанфике "Ирьенин" (бесспорно, лучшем из всех попаданческих фанфиков). Или проделать то же самое с Хинатой, раз с Сакурой уже было. Или ещё что придумайте. В любом случае, даже если вам такие ужасы не по душе, у положительных героев, в том числе главного, ОБЯЗАНЫ быть СЕРЬЁЗНЫЕ проблемы, провалы, ошибки, за которые им приходится расплачиваться!
  
  
  5. Сбиваюсь уже в чистую назидательность, вместо перечисления нелюбимых мной ляпов и прочего, но персонажи должны помнить о последствиях принимаемых решений. А в том случае, если не вспомнят - последствия должны вспомнить О НИХ. К примеру - с той парой чунинов-нукенинов, которых пожалел Какаши во время миссии в стране Волн, можно придумать что-то оригинальное, что они кого-то потом убили, изнасиловали, покалечили или хотя бы ПОЧТИ сумели это сделать. Вообще, оставлять в живых врагов без последствий - бред. Чаще всего враг должен мстить, иногда - это тоже можно - враг может впечатлиться оказанной милостью и потом перейти на сторону героев, но если врага пощадили - ХОТЬ ЧТО-ТО после этого сделать он должен, иначе выходит бред. Если он после этого никак не фигурирует в сюжете, лучше всё-таки убить.
  
  
  6. Неканонные силы и способности.
  Допустимы в одном случае: без них сюжету не обойтись НИКАК (но в таком случае они должны нивелироваться сопоставимыми проблемами или слабостями в других областях).
  Поясняю: персонаж должен быть РОВНО настолько силён\умён, чтобы быть с основными врагами максимум на равных. НИКОГДА главный герой не должен быть сильнее своих врагов. Это Закон. Он Непреложен. Если главгерой сильнее врагов - то он должен ПРОИГРАТЬ и ПОГИБНУТЬ (вот это уже будет хотя бы оригинально).
  
  
  7. Все злодеи одумались и дружно перешли на сторону Добра. Хоть это зачастую и канон, но как же бесит!
  
  
  8. Я уже упоминал об этом, но переизбыток "плюшек", особенно неканонных, должен упоминаться всегда. Ибо воистину бесит.
  
  
  9. Добрался-таки до Конохагада и Хирузеногада. Т. е. насквозь отрицательных Конохи и её лидера (а также ВНЕЗАПНО оказавшегося положительным Орочимару и пр.). Обосновать такой поворот грамотно и интересно - практически нереально. Скажу больше, допустимо это только в том случае, если на этом напрямую строится основная часть сюжета. Скажу ещё больше: Хирузен может быть злым, может быть наивным и глуповатым, но НИКОГДА - одновременно то и другое! Да и вообще главные злодеи тупыми не должны быть никогда. В целом, повторю то, о чём я говорил в пункте 3 - радикальный ООС персонажей допустим в том случае, если без него принципиально невозможно обойтись по определению, и ВСЕГДА должен иметь изначальное обоснование и предысторию. Если вы неспособны придумать такое обоснование и предысторию, задумайтесь: может, вы пишете не фанфик, а хрень полную? (повторюсь, к малоформатным фанфикам не относится - там для раскрытия интересной и оригинальной идеи сойдёт порой и тотальный бред\абсурд).
  
  
  10. Бесит абсолютно решение каких-либо проблем "по мановению волшебной палочки в руках автора". К примеру, захотелось для чего-то - и Орочимару оказался добряком и всё такое, притом, что до этого никаких намёков на это не было. Ключевое слово, конечно - ВНЕЗАПНО (если есть заранее данное обоснование или намёки, то это иногда может быть простительно). Хотя при каких вообще условиях допустим тотальный ООС персонажей, я писал выше.
  
  
  11. Я об этом уже писал выше, но повторюсь ещё раз: если какая-то способность не нужна главному герою для победы над врагами или ещё какого-то значимого события в сюжете, то такая способность не должна существовать никогда. Всё. Точка. Хотя, может, повторю далее ещё раз в иной формулировке - всё-таки это одна из самых распространённых ошибок. Вначале должна идти ЦЕЛЬ в сюжете, для которой вам нужен какой-то элемент, и уже только потом - введение этого нового элемента мира\сюжета, необходимого вам, как автору, чтобы персонаж достиг некоей цели. И "просто от балды выучить" некую бесполезную технику, которая ВНЕЗАПНО по случайности пригодится - это бред, ересь и повод для сожжения заживо неудачливого автора. Если техника выглядит полезной - другое дело, но её выбор не должен быть основан на одной только интуиции и "предчувствии". Всегда должна быть логика!
  
  
  12. Что бесит в каноне, но в фанфиках, к счастью, встречается реже - так это когда герои не убивают врагов. К примеру, на миссии в стране Волн убивал только Какаши, а не Наруто, Сакура и Саске. Не нужно делать из персонажей ангелочков - помните, ситуация, когда герою нужно "переступить через себя", через убеждения или мировоззрение для достижения некоей цели (спасения жизни друга\близкого человека, к примеру) - одна из самых любимых для читателей. Да, и я её обязательно в своём фанфике по Наруто буду использовать )
  
  
  13. Возможно, не для всех это очевидно, но в фанфике, как и в нормальной книге, важна идея. Это мини-фанфик может быть построен на забавном допущении и как таковой идеи не содержать, а читать такой же макси будет банально скучно. Но идеи должны подаваться через призму видения персонажей. Да, простое сюжетное допущение (например, "Что, если в мире Наруто будет не девять биджу, а девяносто девять?") - идеей НЕ ЯВЛЯЕТСЯ! Это просто часть сюжета и сеттинга мира произведения, а идея - к примеру, "Есть ли цель, которая действительно оправдывает любые средства?" или ещё что-то в таком роде. После придумывания такого сюжетного допущения следует придумать и идею, которая будет раскрываться в этом сюжете (в идеале идея вообще-то должна стоять первой, но это уж как получится), иначе выйдет нечто пресное, пусть даже с лихо закрученным сюжетом, но безыдейное.
  
  
  14. Вроде бы я упоминал мельком об этом, но всё-таки напишу отдельно. Должны быть конфликты в сюжете и связанные с ними проблемы. Стандартный сюжетный конфликт - желание чего-то достичь (к примеру, пэйрингования с Сакурой со стороны Наруто, пэйрингования с Саске со стороны Сакуры, убийства Итачи со стороны Саске, воскрешения кого-то там, наконец, просто силы, власти, могущества или славы) и КРАЙНЯЯ СЛОЖНОСТЬ (либо полная невозможность) достижения этой цели. Да, поправка - если достичь желаемой персонажем цели всё-таки невозможно, то это не должно показываться напрямую. Трагичный конец должен быть в конце, хе-хе. А если достижение цели реально, то это должно быть действительно сложно и связано с многочисленными сюжетными перипетиями. Не относится к третьестепенным персонажам, не имеющим никакой значимой роли в дальнейшем сюжете, чьи проблемы могут решаться походя при участии основных героев (а вот у героев второго плана, часто фигурирующих в фанфике на вторых ролях, лёгких решений конфликтов быть уже не должно).
  
  
  15. Конечно же, всегда как минимум раздражает наплевательское отношение главного героя (любого) к чужим чувствам и мнениям. Это допустимо (как и всё прочее) в том случае, если действительно необходимо для сюжета или для создания образа "отрицательного главного героя".
  
  
  16. Абсолютно бесит и заставляет плеваться от ненависти отсутствие обоснования каких-либо событий или поступков персонажей. Никто ничего не делает "от балды", если персонаж не является сумасшедшим или маньяком. Должна быть логика! В любых событиях и поступках! Да, и даже в тех случаях, когда откровенный бред был в каноне - обосновать всё равно необходимо, чтобы это хоть не выглядело таким откровенным бредом. Или просто вычеркнуть такой бред из сюжета фанфика, что тоже зачастую является выходом.
  Поискав другие статьи на схожую тему, нашёл даже примеры. Чуть ли не каждого персонажа по поводу или без повода хотя бы в одном фанфике принимали в Акацуки. И Наруто (почему же из него биджу не выдернули сразу?), и Хинату, и кого только не было.
  
  
  17. Отсутствие связи описания и названия с фанфиком. Фанфик может быть вполне хорошим, но если название не заинтересует - кто его будет читать? Ах да, забыл сказать - фикрайтеры, которые вместо описания пишут "читайте и узнаете" - вы будете вечно гореть в аду!
  
  
  18. И ещё раз по поводу силы персонажей.
  Наруто - 12 лет на момент начала канона, 16 лет на момент начала Шиппудена. Сколько лет остальным персонажам, отрицательным, в первую очередь? И они все настолько тупые, что некто мелкий и блондинистый, хоть и при наличии сильнейшего биджу, взял и их превзошёл мгновенно и без усилий? Без тупых и необоснованных случайностей - невозможно по определению. Хотя такими случайностями и канон переполнен, чего уж там; хотя бы обосновывать не забывайте. Упоминаю: во сколько там лет стали джонинами Итачи или Какаши? Даже если Наруто учился\развивался настолько же быстро, они ведь всё равно продолжали усиливаться и после этого. У них банально фора больше.
  Частный момент: испытание с колокольчиками в самом начале сюжета аниме\манги. Кто такой Какаши и кто такие эти генины? Если они и сумеют реально добыть колокольчики, то только благодаря своей "командной работе" - а точнее, благодаря тому, что умилённый их коллективным трудом Какаши радостно поддастся. Или альтернативный вариант - Наруто выпустит погулять Кьюби, Какаши запаникует и попробует что-нибудь сделать, и ему будет абсолютно всё равно, что в это время Саске или Сакура уже радостно режут с него бубенчики (хотя заметить их действия он всё равно обязан, но ему уже не до того будет). Впрочем, это уже МартиСьюшный вариант, но менее МартиСьюшный, чем если Наруто или ещё кто устроит всё единолично.
  
  
  19. И ещё кое-что. Слепое следование канону в условиях изменившихся обстоятельств - раздражает. Всех. Каждого. Мы все уже прочитали множество нарутофанфиков - так что нечто неоригинальное права на жизнь уже не имеет. Полностью по канону можно было писать разве что самый первый фанфик данного фэндома.
  
  
  20. Проблемы с попаданцами. И главная из них - мега-убер-Марти-Сью.
  Образцом для подражания всех авторов-"попаданщиков" должен быть автор знаменитого Ирьенина. Единственная "плюшка" главного героя (неканонного попаданца) - Бьякуган, что нивелируется типичной для Хьюг невозможностью использовать стихийные техники. Никаким Марти Сью не стал. Проблемы главного героя не просто огромны, а скорее запредельны: Хьюги благодаря его знаниям усилились и окрепли, и поэтому Данзо решает устроить им судьбу Учих, для чего не постеснялся воспользоваться помощью Орочимару сразу после экзамена на чунина (неканонного, кстати). Ах да, ещё там есть потрясающая, полная безысходности сцена, когда сокомандники главгероя (Сакура и Рок Ли) попали в плен к "туманникам", а главгерой ничего не может сделать, когда враги вначале насилуют, а затем убивают Сакуру. Итого вывод: неканонные действия попаданца могут и ДОЛЖНЫ приводить к неканонным проблемам, и зачастую - к таким, справиться с которыми он не сможет. Повторяю! Неканонные действия ВСЕГДА приводят к неканонным последствиям!
  
  
  
  
  
  
  
  Обновлено: 3 ноября.
  
  
  21. Задолбавший многих, как я узнал благодаря комментариям, штамп - внезапная смена имиджа Наруто (или попаданца в его теле) с пафосным и обязательно чёрным нарядом. Добавили бы вы лучше оригинальности, что ли? Пусть лучше он тогда в камуфляже щеголяет, как у меня Саске на испытании с колокольчиками.
  
  
  22. Часто является проблемой и свидетельством мэрисьюшности фанфика: толпы неканонных призывов, которые радостно учат главгероя сендзюцу (режиму Отшельника/Мудреца) и прочей фигне. Достаточно мало фанфиков, в которых эта идея подана интересно. Чаще всего призывы - имбовые, знания у них - трижды имбовые; исключения, вроде фанфика Laaren`a с интересными и не мегаибовыми ленивцами-призывами, достаточно редки. В фикбуковских мэрисьюшных фиках самым тупым штампом применительно к призывам являются всевозможные кошки/тигры, являющиеся почти непременными спутниками для главгероини-Сьюшки.
  
  
  23. Ещё одна проблема, о которой я совсем забыл упомянуть. Нерешительность главного героя. Простительна глупость, если главгерой в ходе сюжета умнеет (тем более, что примечательно к Наруто это вообще канон), но часты сюжеты, когда сильный и умный персонаж, в общем-то, близкий к понятию Марти Сью, изводит читателей бессмысленными колебаниями. Типа - "показывать ли им мою силу?" Я не помню ни одного фанфика, в котором слабый главный герой меня бы раздражал. Слабость простительна - все мы слабы, все мы это понимаем. А вот нерешительность героя бесит неизменно. Возможно, в первую очередь именно потому, что к нерешительности мы привычны и она вызывает у читателей слишком неприятные ассоциации с ними самими, хе-хе.
  
  
  24. Что касается попаданцев - как отметили в комментариях к этой статье, попаданцы в большинстве случаев умирают, когда их сбивает авто. Неприятный штамп, согласитесь? Особенно если вспомнить, что мой первый фанфик с попаданцем в Гарри Поттера опять-таки начинался со сбивания главгероя машиной.
  Некоторых читателей раздражают "стандартные" студенты-попаданцы, все, как один, списанные с авторов. Для попаданца оригинальная предыстория может быть полезна, хотя у меня и "стандартный" вариант (почти безликий студент с бесполезной здесь специальностью, филолог, например) особого раздражения не вызывает - во всяком случае, если дальнейший сюжет пойдёт неплохо.
  
  
  Продолжение следует.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"