Токарев Алексей Викторович : другие произведения.

Писательская честность, или Как гимн превратился в памфлет

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Все люди мечтают. Есть Великая Американская Мечта. Никто до конца ее так и не сформулировал, но она живет себе и не тужит. Наверно, существует Большая Китайская Мечта. Германская мечта, французская, итальянская... О, сколько же мечтателей живет на планете Земля!

  А. Токарев
  
  Писательская честность, или Как гимн превратился в памфлет.
  
   "Империя, как ему удалось обнаружить, могла существовать в нескольких формах. Корона и трон. Алтарь и кровавое жертвоприношение. Военный штандарт и секретная полиция. Президентская печать, покоящаяся на украденных голосах избирателей. Но все они имели нечто общее: идею. Идею безупречной жизни. Настоящей или обещанной. А чтобы идея могла сработать, она должна была удовлетворять всех, сверху донизу. Голодающие массы не станут восславлять имя своего монарха в День Благодарения."
  .
   " И все же... не имело значения, какую форму принимала империя или какими методами поддерживалось правление; самой главной в конечном итоге являлась личность короля, основавшего ее."
   А. Коул, К. Банч "Конец Империи"
  
  1.
  Все люди мечтают.
  Есть Великая Американская Мечта. Никто до конца ее так и не сформулировал, но она живет себе и не тужит.
  Наверно, существует Большая Китайская Мечта.
  Германская мечта, французская, итальянская...
  О, сколько же мечтателей живет на планете Земля!
  
  2.
  Если судить тенденциям современной фантастики, российское общество грезит о сильной единоличной власти. "Требуется крепкий лидер для решения сложной проблемы: как возродить Россию?"
  Возникает новая идеология. Ее смысл укладывается в одно слово: "Реванш!".
  Но как?
  Есть два пути для нового возвышения России.
  Либо - долгий труд по возрождению экономики, дальнейшее развитие демократии не только со всевозможными ошибками и отступлениями, но и победами.
  Либо - мессия.
  Чего мы хотим?
  Кропотливой работы над ошибками прошлого?
  Или - "отобрать и поделить все заново"?
  
  3.
  Общество смотрит сны.
  О сладкие грезы!
  Возрожденная Россия вновь превращается в Империю, былое величие возвращается и становится еще ярче.
  Сны, как известно, идут из подсознания.
  Мы больны.
  Мы не можем примирить сознание и подсознание. Сознательно возвращаться к тирании (которая есть неизбежная плата за имперское величие) большинство не хочет. Подсознание же требует мессии. Потому что хочется поскорее. Но пророк неизбежно превратится в тирана. Попробуй иначе заставь нас чем-то пожертвовать. А без труда...
  Об этом не скажут ни на одном приличном брифинге или саммите (черт их разберет, как называются эти политические говорильни). Требовать вернуть все на круги своя общество молчаливо разрешает лишь политическим оторвам. Но подсознательно вернуть рухнувшей империи утерянное величие хотят если не все, то подавляющее большинство.
  Вот она - Российская Имперская Мечта!
  Идеал ищем в истории Государства Российского. Вернемся к истокам! Ведь будущее же не предлагает ничего действительно нового...
  Но просто так, за здорово живешь, великой России стать не получится. Сознательно мы это понимает, но...
  
  4.
  Фантасты облекают в слова сны общества.
  Процветающая вроде страна, Америка, но во многих фантастических фильмах предрекается скорое, лет через тридцать-сорок, и ужасное будущее. Анархия, бесправие, власть грубой силы, конфликт хорошего крутяка с плохим. Страшилка, будоражащая душу. Американское общество видит во сне кошмар и вздрагивает. Просыпается и с облегчением вздыхает - приснится же такое!
  У нас с пугающей точностью все наоборот.
  Наяву мы потерпели поражение, и потребуются большие усилия для нового подъема.
  Зато сны такие приятные и понятные: война, революция, лидер (царь-батюшка или вождь и учитель - неважно), который быстренько возрождает Россию и объясняет всем, кто не согласен, что они не правы. Доходчиво так объясняет...
  А поутру они проснулись...
  И выясняется, что потрясения обществу не так уж и нужны.
  И на самопожертвование нет желающих.
  Я бы не говорил о тенденции, но контуры Российской Имперской Мечты рисуют не только авторы, пишущие "на поток". Для них тема возрожденного величия естественна и хлебосольна.
  Когда мечту о коммунизме смешали с грязью, я думал, что утопия как жанр умерла.
  Как я был неправ!
  Попали ко мне в руки "Войти в бездну" и "Конкистадоры Гермеса" Андрея Мартьянова. И - о, ужас! Я обнаружил, что не канул в прошлое жанр утопии. Лишь трансформировался.
  Утопия стала монархической.
  Имперской.
  Любопытная подмена понятий.
  Что такое коммунизм осуществленный, не знает никто. При коммунизме еще никто не жил. Утопия вообще предполагает описание некоего идеального, а значит недостижимого устройства общества. Но монархия, тем более империя... Мы вроде бы неплохо осведомлены о том, как жила Россия при царях. Но знание это, скорее всего, умозрительное, почерпнутое большинством из школьных учебников. А школьно знание люди склонны забывать начисто. По крайней мере, большинство...
  Поэтому получается очень странная утопия: мы вроде бы знаем, чем опасна тирания, но все равно о ней грезим. Правда, во сне она кажется ну очень хорошей, гладко причесанной, с чистой шеей. Никаких "мальчиков кровавых".
  Такая приятная во всех отношениях имперская утопия: сильное государство во главе с царем, королем, императором (нужное подчеркнуть). Монархия допустима абсолютная или конституционная. Но в любом случае государь-батюшка не просто царствует - правит. Он - умный, добрый, справедливый. Заступается за обиженных неправедными сановниками. Он идеальный отец (сын, внук, племянник, дядя).
  Подстать ему помощники, друзья, союзники.
  Только положительные эмоции!
  Допустима справедливая жажда мести врагам, гнев на вражеские происки. Иногда легкое раздражение на не понимающих простых вещей соратников по борьбе. Разрешена ложь во спасение.
  Мораль укладывается в слоган: "Тот, кто не с нами, тот против нас". И тут не важно, кто не с нами. Любой, раз не идет вместе с нами, может помешать плавному движению к светлому монархическому будущему.
  Во сне рождается надежда.
  Российская Имперская Мечта стараниями фантастов обрастает плотью. Да, сейчас мы плохо живем. Но пройдет некоторое время, Россия "воспрянет ото сна" и покажет всем врагам (внешним и внутренним) кузькину мать.
  Дуэт "А.Зорич" ввел термин - "ретроспективная эволюция". Когда человечество, превратившись в галактическую расу, почему-то как социальная структура уходит в глубокое прошлое. Возвращаются умершие религии, а с ними - и "веселая Русь-матушка с бородами до пояса, оберегами и смешанным язычески-православным мировоззрением".
  Так вот, возникло у меня странное ощущение: российскую фантастику поразила ретроспективная эволюция.
  Ну, как еще объяснить влюбленный взгляд назад на монархию?
  Ладно, А. Мартьянову в трилогии о планете Гермес он требуется чисто для антуража. Две империи, Российская и Германская, против всего мира, а главный противник - это, конечно же, США (прогнившая демократия!). Никаких обоснований как, почему, зачем народы согласились превратиться в подданных, не приводится. Зато получается качественный боевик.
  "Я так хочу, я так вижу, и отвяжитесь, чё пристали?"
  
  5.
  Но одним из первых пропел гимн царизму В. Рыбаков в "Гравилете "Цесаревич"".
  А что? Все логично: есть параллельное пространство с процветающей Российской Империей. Идиллия - все сыты, все здоровы. Коммунизм из политического учения превратился в религию для интеллектуалов. Окружающие страны Россию побаиваются (значит - уважают). А в конце, в развязке романа, - чуть-чуть нашей реальности времен перестройки, приперченной толикой чернухи. Чтобы напомнить читателям, как плохо они живут. А ведь могли, кажется...
  Где захочет жить нормальный интеллигентный человек? Конечно, при царе-батюшке, при котором сытно и безопасно. А не в нашей почти безнадежной действительности.
  Так, еще со времен перестройки, начало формироваться ожидание.
  С тех пор сон общества стал более детальным.
  Вот придет Некто, сделает Нечто, и Россия вновь станет великой, и все ее будут бояться. У них, в соседней реальности, это уже случилось. Вот и у нас скоро...
  А если это наложить на постоянные рассуждения о богоизбранности России!
  
  6.
  Но у некоторых авторов даже появилось желание провозгласить некую идеологию, используя рамки жанра как политическую трибуну.
  Роман Злотников этим отличился в дилогии "Виват, Император" и "Армагеддон".
  В авторском предисловии Злотников прямо-таки поет гимн королям, императорам и султанам.
  Его идеал - времена Петра Великого и Екатерины.
  Однако каждое произведение необходимо судить по его собственным законам. Поэтому, например, фэнтези нельзя судить по законам детектива.
  Роман Злотников пишет произведение, жанр которого можно определить как "альтернативное сегодня". Когда-то это называлось "фантастикой ближнего прицела" -- фантастические события происходящее в наше время или чуть позже. Поэтому дилогию Злотникова надо судить по законам нашего мира.
  Да, монархии входят в первую десятку стран с самым высоким уровнем жизни. Есть, правда, одно "но". Все европейские монархии давно - конституционные, короли и императоры ничего не решают. В реальности они - лишь ряженые куклы, участники долгосрочной рекламной кампании, символы, которыми требуется восторгаться, пока умные люди за их спинами решают судьбы мира.
  Но Злотников ратует в своих книгах именно за абсолютную монархию.
  Арабы! Вот достойный пример для подражания! Саудовская Аравия, ОАЭ, султанат Брунея и др. Богатые, ничего не скажешь. Пытаются разумно распорядиться внезапно свалившимися деньгами. Только с одним уточнением. Арабское богатство плавает по нефти. А если случится небольшая технологическая революция, и автомобилям не понадобится бензин, будут ли арабские монархи продолжать заботиться о достоянии подданных, кормить и бесплатно обучать в школах? Или пошлют их, подданных, подальше, и Восток вернется в привычное сонное состояние?
  Кстати, тоже мусульмане прекрасно умеют свергать собственных монархов. Исламская революция в Иране, помните?
  Почему Италия и Греция после второй мировой войны отказались от монархии? Почему все-таки при всех социальных потрясениях девяностых годов ни одна из бывших советских республик не вернулась к монархии? Почему Германия, в которой преклонение перед голубой кровью никуда не делось за недолгий век демократии, после объединения не захотела вернуть Гогенцоллернов?
  Легким движением руки Злотников сваливает в одну корзину историю разных стран. Почему Англия встретила 20 век конституционной монархией, а в соседней Франции весь 19 век сотрясали революции, боролись роялисты и республиканцы?
  Однако тезис автора: это не наш мир, поэтому судить его по законам нашего мира нельзя. Если есть альтернативная история, почему бы не быть и "альтернативному сегодня"? Это - ответ на вопрос: "что было бы, если?" Если бы, например, кто-то сумел достичь бессмертия.
  И тут начинается самое интересное!
  
  
  Грязные политические игры или "принцип амебы".
  1.
  "Как амеба реагирует на тепло, холод, свет, наличие в среде обитания посторонних примесей в виде пищи или токсинов, так и крупные массы людей в первую очередь реагируют на уровень жизни, состояние преступности, уровень бытового насилия и еще несколько основных параметров, так сказать, внешней среды".
  Холодно, цинично, но зато честно. Это рассуждает главный герой Дмитрий Иванович Ярославичев, будущий император всея Земли.
  Ничего, казалось бы, нового. "Рыба ищет - где глубже, а человек - где лучше".
  Только необходимо создать два полюса.
  Вот тут, рядом со мной, любимым, очень хорошо, - рассуждает господин Ярославичев. Солнышко светит, птички поют. Все сыты и здоровы.
  А вон там, где другие... У-у-у! Там плохо. Комары и мухи. Мелкий моросящий дождь и вороны каркают. Все больные и голодные.
  Все сюда! Ко мне! К солнышку! Всех накормлю и вылечу.
  Одна беда - полюса создавали одни и те же лица.
  Но зато как сделано!
  
  2.
  Как доказать, что демократия - это плохо и, спекулируя на ее недостатках, захватить власть?
  Показать, что ты очень хороший и скромный человек, не претендующий на власть. Ну, богатый и влиятельный, кого этим удивишь? Публично отказываться даже от вероятности стать властителем, предлагая другие кандидатуры. Ну, есть бзик на монархии, так у каждого свои тараканы в голове...
  Привести, втихую обрушивая других кандидатов, к власти никчемного человека. Позволить ему нелепыми, даже дурацкими действиями накалить политическую ситуацию, чтобы вот-вот - и взрыв. Выбрать момент и спровоцировать (тут не может быть недомолвок - именно спровоцировать) покушение на самого себя. Нехотя принять бразды правления, которые тебе вроде бы и не нужны, но что делать - люди просят!
  С помощью ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ инструментов закрепить свою власть. Будущий тиран ВЫНУЖДЕН использовать ненавистное ему право народа выбирать. Захватывать власть силой сейчас не модно, сидеть на штыках неудобно, можно штаны порвать. Раз нельзя заставить -- приходиться убеждать: "Я хороший, при мне вы обретете счастье". Он уже не может отказать людям в праве самим решить, какой хомут выбрать, слишком уж оно въелось в их психику. К тому же рядовому обывателю цвет упряжи неважен, лишь бы сладко спалось и сытно елось.
  Итак, сначала российскому народу заморочили голову умелыми манипуляциями, убедили людей, что при демократах будет только плохо, но есть выход: добрый царь. Или император.
  И воскликнуть вслед за Гитлером: "А теперь вы мне больше не нужны!". Так Россия стала Империей.
  
  3.
  И что же в итоге?
  Автор превозносит прелести монархии, старательно спекулируя на недостатках демократических лидеров. И продажны они, и бесчестны, и манипулировать ими очень легко. Политики от демократии беспринципны, бесчестны, служат тугой мошне, называя себя при этом "слугами народа". Очень напоминает расхожее в прошлом мнение о "гнилом Западе".
  Растоптав демократию на словах, его главный герой манипулирует сознанием людей похлеще любого злодея-демократа.
  Злотников ничего так и не доказал. Ну да, господин Ярославичев умело совершил тихую революцию, захватил власть. Он мастер политической интриги и превосходит в этом нелегком деле своих противников. Но, будь у Его Высочества желание (это, правда из области ненаучной фантастики), он, теми же методами, мог добиться избрания умного сильного политика и демократия бы доказала свои преимущества.
  
  4.
  Демократия, однако - вещь неудобная. В ней всегда существуют определенные ограничители для правителей. Поэтому - к чертям ее! Мешает! Нечего всяким говорунам народ вредными речами смущать. Потому что всегда есть два мнения - мое и неправильное.
  Но голая тирания - это уже неприлично. Одним насилием многого не добьешься. Монархия гораздо удобнее. Она позволяет упаковать тиранию в блестящую мишуру символов. "Империя", "Император", "Ваше Императорское Величество".
  Как торжественно звучит:
  "-- Я - вассал Его Высочества... Я дала ему вассальную клятву. А любой суверен ОБЯЗАН защищать своего вассала. И словом, и кровью, и именем своими (эти слова она произнесла так, будто они были частью какой-то клятвы, впрочем, скорее всего, так оно и было). Иначе... это дерьмовый суверен".
  Но вероятность появления "дерьмового суверена", способного опошлить высокую идею монархизма быстро затушевывается будничным диалогом. И, впоследствии, забывается. Хотя...
  "Если вожди демократии перестают пользоваться поддержкой - меняют вождей, если же теряет поддержку монарх - люди отказываются от монархии"
  А монарх чаще всего лишается головы, не так ли? И что же мы имеем в результате? Нежизнеспособную политическую систему, шатающуюся от каждого ветерка? Если она так зависит от личности правителя?
  Самое-то смешное, автор, не замечает, что сам себе противоречит. Я уже упоминал о предисловие, в котором Злотников расхваливает монархию как очень прогрессивный строй. Но при этом его главному герою единоличная власть нужна лишь как наиболее удобный способ управления людьми для достижения СВОИХ целей. Он и не скрывает этого. Человечество ДОЛЖНО пойти по пути, им предначертанному. Иначе его ждет "большой барабум!". И только он ЗНАЕТ - как его избежать. Очередной благодетель, пастырь человеков... Он отнюдь не убежденный монархист, просто так удобнее. Ничего объяснять не надо, вассал обязан выполнять приказ сюзерена, он же клятву давал. Ошибиться не страшно, любою ошибку можно списать на нерадивых исполнителей. Царь-батюшка безгрешен по определению, но вот бяки - бояре подкачали.
  Так называемый "коронный договор", по которому Империя существует, пока жив именно ЭТОТ монарх, сам по себе доказывает шаткость доказательств Злотникова. Есть еще один любопытный штрих: легкое заключение Коронного договора на первом этапе объясняется очень просто. Никто не ожидал, что предложенная Ярославичевым система продержится долго. Ну, тридцать лет, ну сорок, ну пусть даже пятьдесят лет. Сколько ему будет отпущено прожить от Бога. Но он, мошенник, никого из подписавших договор не предупредил о том, что его власть может продержаться не одну сотню лет.
  
  "-- Виноват, -- мягко отозвался неизвестный, -- для того, чтобы управлять, нужно, как никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если, он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?"
  М. А. Булгаков "Мастер и Маргарита"
  
  Ярославичев долгожитель, но не бессмертный. Естественной смертью не умрет, но погибнуть вполне может. Его жизнь - единственный гарант сохранения монархии. Недаром Коронный договор составлен именно в такой форме. Великий Император всего и вся обречен на постоянную пытку страхом смерти. Нет, он не боится умереть, он не будет бояться даже вооруженного маньяка, убить такого долгожителя весьма сложно. Но вот судьбы ему бояться придется. Нелепого несчастного случая, который может безвозвратно лишить его жизни. От него не спасут ни личная неуязвимость, ни мощь охраны.
  
  "Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!"
  М. А. Булгаков "Мастер и Маргарита"
  
   Его план расписан на много веков вперед. Никто, кроме него (он так считает), не сможет повести человечество по правильному пути. Внезапная смерть - и планы можно выбрасывать в урну.
  Чтобы действительно не бояться смерти, нужен наследник. Человек, с которым придется серьезно поделиться властью, чтобы он в любой момент мог подхватить знамя и продолжить дело. Но какой же обладатель абсолютной власти пойдет на это? Зачем? И тут дело даже не в объеме власти, которую придется отдать, что, значит, оторвать кусок от абсолюта, а в постоянном напоминании - ты не вечен, твоя бессмертность мнимая, придет время, и тебя черти на сковородке поджарят, будь хоть какой правитель. Кому ж такое понравится?
  Не станет его - придется выбирать, куда двигаться дальше. Конечно, если при предыдущем властители избиратели сладко ели, вкусно пили - они по привычке выберут тот же самый политический строй. Но ведь САМО право выбора остается. Ну, никуда не деться от основного демократического принципа! Как его ни хули!
  И самое вкусное напоследок: "Страна поднималась. Десятилетка молодого энергичного президента заложила неплохую основу для экономического рывка".
  Демократия - это ну очень плохо!
  
  Право на власть.
  Злотников вспоминает Аристотеля. Сей, древний грек объявил тиранию, сиречь монархию, лучшим строем. Чего вообще-то ждать от учителя Александра Македонского? Но Аристотель не забыл упомянуть - тирания хороша при хорошем правителе. То есть все упирается не саму систему, а в личность правителя. Умный тиран - и государство процветает. Дурак у власти - народ в маразм впадает.
  Но век человека короток. Захватить власть, расширить за счет соседей собственное царство сил еще хватает. Но вот удержать... А наследнички обязательно все испортят. Трагедия всех Потрясателей Вселенной - боги мало времени отпустили.
  Злотников решил исправить дело.
  Кто же такой Дмитрий Иванович Ярославичев?
  Не бессмертный (все же уязвим, хотя убить его очень хлопотно), но долгожитель, с высочайшей степенью выживания. Не-человек на генном уровне. Стерильный мутант, который почему-то решил, что годится на роль вождя. Существо с нечеловеческой, искаженной слишком долгой жизнью психикой, ибо изначально воспитан в человеческом обществе. Изображен существом холодным и рассудочным. Циничен. Проявление эмоций для него скорее исключение, чем правило. Очень хороший политический игрок.
  Для чего ему нужна власть? Зачем он затеял грандиозную игру: "Если б я был султан (король, царь, император)"?
  У него есть Великая Цель, ради которой не жалко пожертвовать несколько миллионов жизней. Нет, нет - потери минимизированы! Он же не кровожадное чудовище. Ему всего лишь хочется:
  "Я делаю, что могу. И космос, и моя власть - это не самоцель. Моя - цель развитие человека как вида, выживание".
  Как вампиры, укусив жертву, могли превратить ее в свое подобие, так и "бессмертные" Злотникова при помощи своей крови превращают обычных людей в своих собратьев. Одно только но!
  "Бессмертные" стерильны. Это не развитие человека как вида получается, а его замена. Раса, паразитирующая на "гомо сапиенс". Ведь продолжить себя "бессмертные" не в силах. Чтобы увеличивать свою численность раса-паразит будет выкачивать подходящий материал из изначального человечества. Тогда чье же выживание имеется в виду?
  Да самих же "бессмертных".
  Будущий император боится за собственную жизнь.
  Потому что если не захватить власть...
  Первый и последний раз Ярославичев высказался искренне, не лукавя:
   "А что произойдет с нами, когда нынешним, пока еще не бессмертным элитам станет известно, что бессмертие или хотя бы очень долгая, длиной в сотни лет жизнь вполне возможна? Ты представляешь, какая развернется охота за материалом для исследований? И что мы можем ей противопоставить? У нас нет никаких силовых ресурсов, одна незаметность. А с тем бумом информационных технологий, который имеет место быть, эта незаметность скоро развеется как дым. Нас вычислят уже через тридцать-сорок лет"
  Потом, тем же страхом, он заразил и терранцев.
  "Они просто понимают, что это необходимо, и все. Ты же сама знаешь - когда правда о нас всех, Старших и терранцах, выйдет наружу, на нас станут вешать всех собак. Станут говорить, что мы - чудовища, тайные бессмертные хозяева Земли, ответственные за все беды и преступления, через которые довелось пройти человечеству, что мы дергаем за ниточки и управляем людьми будто куклами".
  На самом деле это - затаенная мечта. И это грядет в будущем романа.
  Получилась каста, спаянная страхом смерти.
  Пожалуй, настолько откровенно, что все высокие слова о желании помочь человечеству рвануться вперед обесцениваются разом. А не захочет - нагаечкой ожечь, серебряной шпорой в бок. Побежит, поскачет просто.
  
  
  Остаться должен ... Сколько, сколько?!
  Откуда на Земле появились "долгожители", Злотников не расшифровал. Предположительно это исключительно редкая мутация.
  Автор предпочитает не думать об этом.
  Живут мутанты очень долго, явно не одну тысячу лет (при благоприятных условиях). Их очень мало - к моменту начала событий романа человек пятьсот. Высокая степень регенерации, могут в некоторых пределах менять внешность. Абсолютно стерильны, не дают потомства ни между собой, ни с обычными людьми. Умный автор, правильное ограничение поставил. Сколько новых "бессметных" можно наплодить за две-три тысячи лет... Зато обычные люди перерождаются в "долгожителей", если ввести им кровь мутантов.
  Это практически "СПИД наоборот" со стопроцентной гарантией заражения.
  Защитить собственную популяцию старыми методами, прежде всего скрытностью, уже не получается. Кроме всего прочего высокотехнологичное общество неизбежно усиливает контроль над гражданами. А призрак термоядерной войны приятно щекочет нервы.
  Будущий император находит беспроигрышный вариант. Захватить власть в некоей стране, воспитать из качественного, идеологически девственного генетического материала новую популяцию "долгожителей". И спрятаться за ней как за непробиваемым щитом. А чтобы они осознавали свою значимость - несколько павлиньих перьев в задницу. Титулы, почетные звания, дворянское достоинство. Для чего и понадобилась монархия - легко создается каста. "Некоей страной" оказалась Россия. Ну, мы ж круты по определению. К сожалению.
  Еще до прихода к власти Ярославичев создает Терранский Университет - кузницу новых "долгожителей". Там молодых людей учат "правильно" думать и заражают бессмертием.
  Пятьдесят тысяч в год. Миллион мутантов за двадцать лет.
  Очень характерен подбор кандидатов в студенты Университета. Их основа - жители сельской глубинки или люди поломанные жизнью. Благодатный материал для программирования новой идеологией.
  Они еще не осознают, чего их лишили. Понять в двадцать лет, что такое - никогда не услышать смех своего ребенка - сложновато. Голова забита красивыми словами о высоком предназначении. Как им понять, что они стали жертвами преступления Ярославичева и компании. Никто ведь не спрашивал согласия обманутых девчонок и пацанов. Их просто поставили перед фактом - будете бессмертными, и баста! Постепенно они начинают осознавать - как это грустно, когда тебя лишают права выбора. Есть в романе коротенькое упоминание о желании терранцев становиться приемными родителями. Их лишили физической возможности размножаться, но инстинкт размножения никуда ведь не делся. И пока это лишь грусть, потом начнутся депрессии, а сытое общество способствует "уходу", а потом начнется бунт - самоубийственный и безнадежный. Читайте "Сказку королей" Ольги Ларионовой, господа.
  Настал финал человеческой расы.
  Неизбежно ведь - земная цивилизация станет примитивно простой. Всего два класса - бессмертная элита и все остальные, обеспечивающие существование долгоживущих паразитов, которые не способны даже размножаться и вынуждены для сохранения численности собственной популяции заражать своей кровью обычных людей.
  Когда будете читать - обратите внимание - единственный известный исторический персонаж, упоминаемый Злотниковым как "долгожитель" -- Адольф Гитлер. И все! Других гениев среди мутантов не упоминается. Ни в культуре, ни в искусстве. Очень любопытно, но среди "птенцов террановых" есть хорошие управленцы, да и талантливых ученых хватает, а с писателями и художниками негусто. Их попросту нет. За ненадобностью.
  У Стругацких в "Граде обреченном" есть любопытное рассуждение о том, что настоящий писатель - это совесть общества, она просто болит, когда что-то не так. Ну а что может болеть в идеальном обществе, которое Злотников изображает в "Армагеддоне"? Что можно критиковать в утопии? Могут быть отдельные недостатки, с которыми борются выпускники Терранского Университета во всех слоях общества. Но политическая система, введенная на территории России новоиспеченным императором, безгрешна и беспорочна и критике не подлежит. И нечего всяким бесталанным писакам трогать ее грязными руками.
  "Армагеддон" в российской фантастики вообще явление уникальное. Романы Мартьянова по духу слегка напоминают первые произведения Стругацких. Этакий оптимистический бодрячок, только не в коммунистическом духе, а под руководством Его величества. Второй же роман дилогии Злотникова - хорошая стилизация под советские фантастические романы пятидесятых годов. Очень качественный роман в жанре "фантастика ближнего прицела". Вот только слово "коммунизм" заменили на "монархизм". А вместо "вождя и учителя" -- "Ваше императорское величество".
  Но все законы жанра соблюдены.
  Есть величественные достижения, есть мешают жизни мелкие бытовые недостатки обычных людей (терранцы безгрешны, ну прямо как члены партии). Несколько перековавшихся иностранцев, готовых за новую Родину душу продать. Но враги готовы на все, чтобы помешать построению грандиозного здания новой монархии, которая не прочь проглотить любую попавшую на зуб добычу. Политиканы - демократы развязывают войну, защищая интересы собственных правящих классов. Замечу, правда, что Ярославичев сам долго раскачивал лодку, провоцируя войну. Ну и, как полагается, враги Империи проигрывают войну, западное прогнившее общество разрушено. И человечество оказалось под властью новой тирании.
  Итак, на входе у нас - маленькая группка мутантов, озабоченная собственным выживанием, готовая пойти на любое преступление, лишь бы уцелеть. На выходе - человечество, заманенное сладкой морковкой имперского благополучия в железные тиски беспощадной тирании.
  И что же произойдет через энное количество лет с империей Ярославичева?
  Внешнее благолепие. Сытые и довольные рядовые граждане, добросовестные грамотные управленцы - основа власти Империи.
  Идиллия...
  Даже до его друзей-бессмертных постепенно доходит, во что они вляпались. Возможная опасность стать объектами экспериментов сменилась страхом перечить тирану. Они еще живы. Пока. Император еще либеральничает. Ему еще выгодно побыть просвещенным монархом. Но шаг влево, шаг вправо - уже попытка к бегству. И новые хунвейбины готовы резать на кусочки мятежных Старших, посмевших противоречить Вождю.
  Терранцы для Ярославичева - лишь инструмент. Он и не скрывает этого. Одну из героинь по имени Лейла отправляют одну на задание, для выполнения которого требовался хотя десяток человек, практически просто приносят в жертву, чтобы доказать - терранцев трогать нельзя.
  Герой Злотникова свою игру выиграл - проиграло все человечество, превращенное в сытых, бездумных особей. Желающие могут перечитать "Хищные вещи века". Портрет такого общества там очень хорошо описан. Ну, а какие развлечения придумают себе развращенные "бессмертные"... это сейчас они святее папы римского, но пройдет лет сто... Лучше об этом и не думать, чтобы кошмары по ночам не снились.
  И что же получается? Роман Злотников вроде бы ратует за монархию, но почему-то результат выходит странный. Что-то не тянет жить в мире Императора всея Земли, который за маской супермена скрывает страх за собственную жизнь. И повязал этим же страхом новое поколение. Он не лжет лишь нескольким Старшим. Все остальные - фигуры на шахматной доске. Они не удостаиваются знания истинных причин действий и приказов правителя. Только в финале "Армагеддона" есть сцена, где он откровенен не только с горсткой Старших, но и с избранными из терранцев. Но и то не до конца. Потому что якобы озабочен благоденствием всех, живущих на планете. Ну-ну. Он спровоцировал войну. Пока человечество еще не знает, что приговорено к роли дойной коровы. Поздравляю вас, неандертальцы - кроманьонец пришел! Уж он вам покажет, почем фунт лиха. Конечно, лучше захватить власть на планете сейчас, чем ждать пока "гомо сапиенс" пойдет войной на выродков-мутантов, практически новую расу, захвативших власть в России. Заодно и генный материал не попортится. Не дай бог термоядерная война начнется...
  "Подумай сама, что было бы, узнай мир о нашем существовании в обычных условиях. Да мы стали бы изгоями, нас бы все проклинали. А теперь? Теперь мы - последняя надежда этого мира! И все благодаря ему!"
  Страх за собственную шкуру - великая движущая сила, однако!
  Злотников заявил, что не боится обвинений во вторичности. Конечно, он вторичен - в деталях. Но, по моему, он так и не понял, что написал.
  "Сделать хотел грозу, а получил козу"
  Вот так и автор "Виват, Императора" и "Армагеддона" хотел пропеть монархии "осанна", а на деле написал обвинительное заключение.
  Конечно, Злотников не хотел писать памфлет, так само собой сложилось. Честность писательская сыграла с ним злую шутку. Ну, хотелось ему описать, как земная цивилизация объединится для космической экспансии. Даже в самой монархии нет ничего зазорного: и она может кому-то нравиться. Но он, чтобы обойти главный недостаток монархии - проблему личности правителя (век человека краток) приводит к власти мутантов. И тут остается лишь два выхода - либо "гомо сапиенс" поднимается на борьбу с бессмертными хозяевами Земли, либо все миллиарды землян превращаются в мутантов. В любом случае человечество гибнет. И какая ему собственно разница: быстро погибнуть в войне за свободу или долгая агония бесплодных долгожителей...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"