Токарев Алексей Викторович : другие произведения.

История омского Клуба Любителей Фантастики єалькор" от его рождения и до самой смерти

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   История омского Клуба Любителей Фантастики "Алькор" от его рождения и до самой смерти
  
   Нечто вроде вступления.
   Полная и всеобъемлющая история КЛФ-движения в СССР и России до сих пор не написана.
   Есть отдельные статьи, интервью, воспоминания о каких-то событиях, но это лишь россыпь кусочков смальты, из которой еще никто не сложил цельной мозаики.
   А ведь, как оказалось, первые клубы появились в СССР еще в шестидесятые!
   Они, то появлялись, то распадались совершенно хаотично.
   КЛФ обитали в основном в ВУЗ-ах и НИИ, и вся работа клуба держалась на энтузиазме отдельных студентов и научных сотрудников. И стоило лидеру уйти, как клуб чаще всего прекращал свое существование. Так что жизнь КЛФ тогда была достаточно недолговечной.
   Но ниточка традиции продолжала существовать.
   Шестидесятые.
   Семидесятые.
   Восьмидесятые...
   Омский КЛФ "Алькор" вполне логично относится к самому многочисленному и долгоживущему третьему поколению.
   Но написать полноценную историю КЛФ-движения - дело не для одного человека, и времени потребует немерено.
   Благо, хоть нашлось несколько энтузиастов, которые собрали всевозможную информацию, систематизировали ее. Разложили по годам, городам и полочкам.
   Результат их работы выложен на сайте fandom.ru
   К сожалению, они не сделали следующего шага и не стали сводить имеющуюся информацию в единое целое, ограничившись только сбором и выкладкой ее в Сети.
   Но все равно, когда я занялся историей "Алькора", этот сайт стал для меня источником бесценной информации, особенно когда дело касалось не только "Алькора", но и всего фэндома в целом.
   И стоило мне набрать в поисковике "К.Л.Ф. "Алькор"" так мне сразу выдали:
   А. Никитин
ТОМУ
, КТО ДРУЖИТ С ФАНТАСТИКОЙ
  
   Сегодня в Омской областной юношеской библиотеке (Красный путь, 81) состоится первое заседание областного клуба любителей фантастики (начало в 18.30).
   Некоторый опыт встреч любителей фантастики у нас уже есть - рассказывает заведующая методическо-библиографическим отделом библиотеки С. 3. Голубь. - Были проведены диспуты по творчеству писателей-фантастов Кира Булычева и братьев Стругацких, в стенгазете "Алькор" помещались рецензии на новинки НФ, омичи даже участвовали в конкурсе, проводимом ленинградцами, на самый смешной фантастический рассказ.
   Нынче на первом заседании клуба любителей НФ состоится диспут на тему: "Кому она нужна, научная фантастика?"
   Но это было не начало, а продолжение истории...
   Итак....
   Начнем....
  
   Двойной юбилей.
  
   В 2013 году омский Клуб Любителей Фантастики "Алькор" мог бы справить свое первое тридцатилетие...
   А в ноябре 2015-го он бы отметил свои вторые тридцать лет...
   "Алькору" было дано родиться, умереть, снова появиться на свет, но уже в обновленном виде. Прожить целую жизнь и уйти по естественным причинам.
   Я пришел туда подростком, а покинул его уже вполне определившимся молодым человеком.
   Много чего было в те времена, и каждый из алькоровцев волен сам определить, что лично ему дал клуб.
   ***
   Как оно все было.
   "Алькор" пережил две эпохи.
   Легендарную, под руководством Димы Войцека.
   От нее осталось несколько фотографий и воспоминания первых алькоровцев - участников и свидетелей тех славных дел.
   Как раз об этом времени вспоминала и Серафима Захаровна...
   Наш "шестикрылый Серафим"...
   И, чем дальше уходят от нас те времена, тем развесистее становится клюква. До молочных рек и кисельных берегов дело, правда, не дошло, но...
   Легендарную эпоху грубо оборвала смерть от сердечного приступа создателя и первого руководителя "Алькора".
   Дмитрий Войцек умер на крыльце Областной Юношеской Библиотеки на руках у алькоровцев.
   А на дворе как раз стоял пресловутый 1984 год. Приснопамятный для многих и многих.
   Это было время жесткого "закручивания гаек". Преследовались разнообразные самодеятельные объединения.
   В том числе и К.Л.Ф.:
  
   Совершенно секретно
   ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА N 148 ЗАСЕДАНИЯ СЕКРЕТАРИАТА ЦК КПСС
   от 16 апреля 1984 года
   О серьезных недостатках в деятельности клубов любителей фантастики
   1. ЦК КПСС отмечает, что в деятельности возникших в некоторых местах клубов любителей фантастики проявляется ряд негативных моментов. Вследствие слабого контроля в них нередко пропагандируется западная фантастика, культивирующая буржуазную мораль и идеологию. Такого рода проявления недопустимы, они наносят вред воспитанию советской молодежи.
   2. Поручить ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам партии, Министерству культуры СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ осуществить меры по упорядочению деятельности клубов любителей фантастики, нацеливая их на решение задач коммунистического воспитания молодежи, развитие интереса к науке, технике, формирование у нее непримиримости к буржуазной идеологии и морали, западному образу жизни.
   3. Записку Отдела пропаганды ЦК КПСС по данному вопросу направить в ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы партии и соответствующие министерства и ведомства (прилагается).
    
   Клуб Любителей Фантастики для Омска был явлением необычным и почти скандальным, и что с ним делать было совершенно непонятно.
   А тут еще кое-кем из фэнов заинтересовалось и КГБ.
   Тут, правда, дело было не в фантастике...
   Но, так и так, кураторы из Обкома ВЛКСМ предпочли тогда клуб просто закрыть, воспользовавшись смертью Войцека.
   Мало того! Начались гонения на книжных жучков - ладно бы они только дефицитными детективами и фантастикой промышляли, но через них в Омск тек и ручеек самиздата. А среди множества самодельных книжек попадались произведения, вообще запрещенные в СССР.
   Среди продавцов и читателей подобной литературы бдительными органами оказались замечены и алькоровцы.
   Сам-то клуб закрывать было не за что. Фэны бунтовать не собирались и никаких сомнительных тем на заседаниях не обсуждали. А что до разговоров в курилке - то их к делу не пришьешь. Да и об говорили о том же на любой интеллигентской кухне.
   Но сомнения у кураторов все равно оставались.
   И тут для них такой подарок!
   Клуб лишился руководителя и официально работать не мог. А назначать нового кураторы не спешили. Так и вышло - "Алькор" никто не запрещал, но работать не разрешали, и он как бы самораспустился из-за отсутствия лидера.
   Конечно, я сейчас могу только предполагать... но "Алькор" был закрыт.
   Так закончилась короткая легендарная эпоха.
   Идея объединения омских любителей фантастике вновь повисла в воздухе, не зная - куда бы ей приткнуться.
   Больше года она прожила в стенах Областной Юношеской Библиотеки в виде привидения - идти-то ей все равно было некуда.
   Но тут на верхах начались некоторые подвижки, и было решено идею все-таки реализовать.
   К сожалению, я не знаю все подробности - кто и куда ходил и какие слова говорил. Скорее всего, тут очень многое сделали и работники библиотеки.
   Особенно Серафима Захаровна Голуб - тогда заведующая методическим отделом ОЮБ.
   Потом она очень долго была нашим ангелом-хранителем, а кабинет метод-отдела надолго стал нашим домом.
   Это узкая комната, заставленная письменными столами, со стеллажами вдоль одной из стен, где лежали книги и брошюры, видела все - горячие споры о фантастике, обсуждения новинок литературы, музыки и кино, просто разговоры за жизнь...
   Да! И обязательно чаепитие с печенюшками или пряниками!
   Это был почти ритуал, священнодействие!
   Ну а что ж вы хотите!
   Все молодые, да здоровые. Кто после работы, кто после учебы... на отсутствие аппетита никто не жаловался.
   Ну, и курилка. Куда уж без нее! Где-то так посередине заседания после доклада по теме устраивался перерыв.
   Женщины принимались готовить чай, а мужчины отправлялись покурить и поболтать.
   Пока было тепло, выходили на крыльцо библиотеки, зимой же мы плавно перемещались в пространство между дверями. Там было тесно, но уютно. Хотя и холодно.
   После перекура мы возвращались в метод-отдел, пили чай и разговаривали.
   Еще в самом начале мы потратили некоторое время, чтобы установить какой-никакой порядок при обсуждении.
   Иначе вместо осмысленного разговора возникала словесная сутолока, когда все говорили разом и возможно было разобрать только отдельные слова, совершенно не понимая их смысл.
   Поэтому, когда начиналось обсуждение доклада, давали возможность всем высказаться и строго следили: одни говорит - остальные слушают.
   И уж после того, как все высказались, можно было и поспорить.
   Теперь брали слово не по очереди, а по желанию. Но все равно говорил один.
   Конечно, этот принцип выдерживался не всегда, и частенько слово брали сразу двое или трое спорщиков, и тогда страсти приходилось унимать.
   Вот как об этом рассказывает Павел Поляков - один из тех, кто пришел в клуб в 1985 году:
   "25 октября КЛФ "Алькор" проводит диспут на тему "Нужна ли она, эта фантастика?" Приглашаются все желающие (в том числе и нелюбители фантастики). Ул. Красный путь, 81".
   С этого объявления и началось мое знакомство с клубом "Алькор". Я уже два года пытался узнать, что это за клуб? Оказалось (мне на удивление), что в него входят самые обыкновенные люди. Единственное отличие - увлечение фантастикой. Теперь - я полноправный член всех вечеров, диспутов, заседаний клуба "Алькор". И вот прошел год. Так что же такое - КЛФ "Алькор"?
   ***
   Страсти накаляются. Если речи прокурора и защитника выслушаны при относительной тишине, то свидетелю обвинения удалось выступить только усилиями всего суда. В перерыве свидетели обвинения и защиты чуть не сошлись "стенка на стенку". Так проходил "суд" над трилогией С. Снегова "Люди как боги".
   ***
   Спорят только три человека, остальные смотрят на них с восхищением. Суть спора давно утеряна. Зато какие умные мысли высказываются! Так проходили диспуты о повести братьев Стругацких "Волны гасят ветер" и о пограничных жанрах фантастики.
   ***
   - А это смотрел?
   - Смотрел. Мура.
   - А то?
   - Другое дело.
   - А, по-моему, наоборот.
   На таком пока уровне проходила большая часть дискуссий о кинофантастике.
   ***
   И, наконец, классическая дискуссия. Каждый высказывал свое мнение, спорили, но очень корректно. Так идеально обсуждался роман А. Кима "Белка".
   ***
   Вы спросите, почему в клубе так много дискуссий? "Алькор" возродился только два года назад, и пока количество в нем опережает качество. На вечерах обычно не хватает самых главных действующих лиц - зрителей. Но вечера были.
   Без них нельзя обойтись ни одному уважающему себя клубу любителей фантастики. На вечерах перед нами предстали в полный рост знакомые незнакомцы: Льюис Кэрролл, Миколас Чюрленис, Ольга Ларионова и, особенно, Михаил Булгаков.
   Инсценировка "Безумного чаепития", показ репродукций с фантастических картин Чюрлениса и иллюстраций Нади Рушевой к "Мастеру и Маргарите" единогласно признаны лучшими моментами жизни клуба.
   "Развитие математики и архитектуры непосредственно связаны между собой" - такую фантастическую лекцию мы выслушали на одном из вечеров.
   1 апреля - "Солнечный сабантуй". В этот день возможно было все: узнать биографию Змея Горыныча, встретиться с неандертальцем, гоблином, дьяволом, Прогрессором, джамблями и сепульками, раскрыть тайну Бермудского треугольника, принять участие в рыцарском турнире и в облаве на космических пиратов.
  
   ***
   Это было очень интересное время.
   Эпоха ожидания перемен - так можно было его назвать.
   Все еще было под контролем, многое под запретом, но все чаще случались счастливые исключения. И каждый раз это превращалось в событие, которое долго обсуждалось и сулило надежду.
   Потом вроде бы все возвращалось на круги своя, но оставалась борозда в стене.
   Потом еще одна и еще, начали появляться трещины. Их становилось все больше и больше, и хватило легкого дуновения, чтобы стена рухнула.
   Много было радости, очень много...
   Потом наступило похмелье...
   Стена рухнула, оставив после себя груды обломков, и кто-то должен был эти развалины разбирать, а это всегда очень муторно и занудно.
   Конечно, это - рассуждения не меня тогдашнего, юнца семнадцатилетнего, немного наивного, но полного надежд.
   Но ожидание, надежда, что вот-вот случится нечто, что станет предвестником хорошей безмятежной жизни - оно, это ощущение, именно оттуда.
   Тем более, что все мы были сплошь творческие личности и, конечно, пробовали писать.
   И для начала решили написать буриме.
   Это - такая распространенная когда-то штука. Собирается группа людей и каждый пишет кусочек текста. В результате получается некий связный текст на определенную тему. Обычно этим забавлялись поэты, особенно в начале двадцатого века.
   Вот и мы, чтобы "тщательнее" познакомиться, взялись за эту забаву.
   Тему выбрали самую тогда насущную и наимоднейшую.
   Ведь как раз в те времена вышел печально известный антиалкогольный указ. И как же мы могли пройти мимо борьбы с алкоголем? Ведь посидеть за бутылочкой да поговорить за литературу - святое дело для литератора! А тут такие гонения!
   Так что тема буриме появилась как бы сама собой.
   Но... в извращенной форме...
   Ибо все отрицательные герои не пили, не курили и вообще вели здоровый образ жизни.
   А все хорошие люди не выпускали рюмки из рук и дымили как паровозы.
   Как оно началось и чем все кончилось, но каждую неделю, уже после обсуждения основной темы, устраивалась громкая читка очередной главы, прерываемая обычно не менее громким смехом. Конечно, каждый писал в меру своего таланта и умения.
   Куда, интересно, "ушла" эта стопочка тоненьких, всего на двенадцать листов, тетрадок в зеленых обложках?
   Было бы любопытно их перелистать.
   Идея с буриме нам понравилась, и было решено традицию продолжить.
   Но дело как-то не заладилось. Писали, конечно, но такого оглушительного успеха, как у первого, они не имели.
   Но буриме это так... пустячок, развлечение для своих.
   А ведь хотелось заявить о себе!
   То есть где-то напечататься.
   А где?
   Кто же решиться напечатать фантастику и упомянуть о К.Л.Ф.? Ведь репутация их, после гонений, оказалась значительно подмоченной.
   Этими смельчаками оказались редакторы многочисленных многотиражек.
   То в заводской, то в студенческой газете появлялись специально подготовленные алькоровцами странички, посвященные НФ.
   Правда, это было лишь делом случая и везения и зависело от личных пристрастий редакторов. Им, так и так, надо было "окультуривать" массы, и почему бы это не делать при помощи фантастики?
   Вот пример подобной публикации:
  
   С. Павлов
В ГОСТЯХ У "ПОЛИТЕХНИКА" КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ФАНТАСТИКИ "АЛЬКОР"
   Вот уже более шести лет существует омский клуб любителей фантастики "Алькор", но рядовому жителю нашего города о нем известно не больше, чем о каком-нибудь синхрофазотроне "с мотором". Вот мы и решили хоть чуточку просветить вас на этот счет. Ведь знания, как известно, это свет.
   Любитель фантастики (фэн) - кто он такой? Зачем он собирается в клубы? Что ему надо?
   С древних лет на Руси существовало слово "выродок", оно постепенно изменялось во времени и к сегодняшнему дню превратилось в термин "фэн". Фэны - существа странные. Их объединения напоминают вирус гриппа, по крайней мере, что касается заразности. Со скоростью средней эпидемии любители фантастики распространяются по городам и весям. Наверное, именно потому с клубами совсем недавно боролись самыми радикальными средствами. Как с заразой. Но, видимо, универсальной вакцины не было найдено. Мы существуем.
   Общественное мнение смотрит на любителя фантастики даже не свысока, а сбоку. Его как бы не существует в природе - так, видимость: "человек-невидимка" или "тень отца Гамлета". О фэнах говорят намеками и, в подавляющем большинстве, негативно. Почти каждый педагог - от учителя и выше - считает нужным сказать: "Подрастающее поколение должно заниматься делом, а не читать фантастику".
   Звание члена КЛФ не такое престижное, как ношение джинсов, оно не гарантирует приобретения дефицитных товаров. Поэтому подумайте несколько минут, прежде чем прийти в клуб, и если нет колебаний, милости просим. Мы всегда вам рады.
    
   P.S. А если колеблетесь - тоже приходите и решите окончательно.
   P.P.S. А занимаемся мы по вторникам с 19.00 в помещении омской областной юношеской библиотеки (Красный путь, 81).
   С. ПАВЛОВ, 
член совета КЛФ "Алькор".
  
   Но никакой системы в этом, конечно, не было.
   Потом главным редактором областной газеты "Молодой сибиряк" стал хороший знакомый Марата Исангазина по калачинской районке. И наша страничка прописалась в областной молодежке. Там появлялись наши рассказы, рецензии, обзоры новых книг, информация о клубных делах и прочее, прочее, прочее...
  
   Моя дорога в клуб
   Не скажу точно, во сколько лет я увлекся фантастикой, но хорошо помню, какие книги я прочитал одними из первых.
   Это Кир Булычев "Девочка с Земли" с иллюстрациями Мельгунова, кажется, - первый сборник рассказов и повестей про Алису Селезневу.
   "Продавец приключений" Георгия Садовникова - эту книгу я до сих пор считаю одной из лучших детских фантастических книг.
   "Тайна двух океанов" Георгия Адамова - сейчас этот роман кажется достаточно примитивным, но тогда он развивал интерес к познанию мира.
   "Понедельник начинается в субботу" и сборник "Неназначенные встречи", куда вошли, кроме рассказа "Извне", две знаковые вещи Стругацких - "Пикник на обочине" и "Малыш". Но их значимость стала ясна гораздо позже.
   И, конечно, я читал романы Жюля Верна. И множество-множество иных книг. Но не запомнилось, увы!
   Но вот вышеупомянутое осталось в памяти навсегда.
   Как и любовь к фантастике.
   Иные миры, другая жизнь, герои, которые совершенно не похожи на людей вокруг.
   Но очень долго интерес к фантастике был чисто детским.
   Я жадно поглощал любые НФ-книжки, какие только мог найти. Благо, был записан сразу в две детских библиотеки, да и школьная иногда подкидывала приятные сюрпризы.
   Выбор, кстати, был довольно велик.
   "Библиотека советской фантастики" издательства "Молодая Гвардия".
   "Библиотека зарубежной фантастики" издательства "Мир".
   "Библиотека приключений и научной фантастики" издательства "Детская литература" (знаменитая "рамочка").
   Альманахи "Мир приключений" и "На суше и на море", плюс несколько подписных "Библиотек приключений", собрания сочинений классиков НФ...
   Хватало книг...
   Конечно, на чей-то взыскательный и придирчивый взгляд, многие из этих книг были сомнительны по художественной части.
   Но, для неискушенного в творческих тонкостях школьника годилось все - от Казанцева до Стругацких, хотя они и были непримиримыми врагами во взглядах на будущее научной фантастики. Да и невдомек мне тогда было об их литературных баталиях.
   Ко многим книгам я потом возвращался не раз и не два. Как к добрым знакомым, у которых есть чему поучиться, понять что-то новое для себя. Иногда и просто отдохнуть, расслабиться, сбежать в иной мир от серой обыденности, когда становилось очень уж невмоготу.
   Но, так или иначе, дальше поглощения текстов дело не шло.
   Года так до 1982-го или 1983-го, точно уж не помню...
   Пока я не заинтересовался журналом "Уральский следопыт".
   Конечно, журнальную фантастику я читал и до этого.
   "Вокруг света", "Знание-сила", "Техника-молодежи", "Юный техник" тогда регулярно печатали фантастику. И наших авторов, и зарубежных (конечно, прошедших строгую цензуру).
   Для каждого из них была четко определена своя ниша и свой круг читателей.
   А вот "Уральский Следопыт" из этого ряда выбивался.
   Тем и запомнился.
   Это было нечто новое и свежее среди журналов.
   Не только в фантастике.
   Там печатались интересные рассказы о путешествиях по Уралу (и не только). Много было исторических материалов. Постоянно выходили произведения на молодежные темы.
   Но для меня, конечно же, основным интересом оставалась научная фантастика.
   И термин "Клуб Любителей Фантастики" я в первый раз прочитал именно там.
   Именно так называлась рубрика в "Уральском Следопыте", в которой печатали фантастику.
   И там я прочитал роман Евгения Гуляковского "Сезон туманов" с иллюстрациями Евгении Стерлиговой.
   Это было нечто настолько новое и необычное, что не могло не запомниться.
   Нечто подобное я испытал всего несколько раз, например, когда читал "Дюну" Герберта, "Спящего джинна" Василия Головачева, еще в самом первом, днепропетровском издании, "Гиперион" Симмонса и цикл Вадима Панова "Тайный город".
   Еще "Уральский Следопыт" отличался тем, что активно работал с читателями. Например, в виде ежегодной викторины фантастики с довольно сложными, кстати, вопросами.
   А некоторые ответы превращались в развернутые исследования, которые иной раз удостаивались публикации.
   Надо сказать, что публикации Виталия Ивановича Бугрова, который руководил отделом фантастики в "Уральском Следопыте", я читал еще до того, как познакомился с самим журналом.
   Его исследования выходили в том же альманахе "Мир приключений", а развернутая библиография "Погребенные в периодике" вышла в 1980 году в новосибирском молодежном ежегоднике "Собеседник". Я думаю, что ему пришлось провести немало времени в библиотеках и перелистать огромное количество газет и журналов, чтобы выловить фантастику, напечатанную в периодике аж за тридцать лет - с 1945 по 1975 год.
   Я думал, что эта его работа не сохранилась, ибо прошло уже много-много лет, а тиражи "Собеседника" были не такими уж большими, но тут полез искать сведения о Виталии Ивановиче и с радостью обнаружил, что эту его работу отцифровали и она есть в Сети.
   Очень жаль, что среди всех жизненных передряг у меня этих книг не сохранились...
   Вот таким образом к середине восьмидесятых мне оставалось сделать только один шаг, чтобы стать настоящим фэном, то есть членом клуба любителей фантастики.
   И сделал я этот шаг в ноябре 1985 года...
   Незадолго до этого я узнал, что в городе появилась Областная Юношеская Библиотека.
   Я специально сунул нос в поисковики и выяснил, что она появилась в 1983 году.
   А я пришел в нее где-то в 1984...
   Просто обратил внимание на не очень обычную пристройку к новому жилому дому на углу Красного Пути и Кемеровской.
   Решил проверить, что там находиться и, к своей радости, обнаружил, что это новая библиотека.
   Ее открыли седьмого ноября 1982 года, но потом, как всегда, выяснилась масса недоделок, и нормально работать она стала только в начале 1983 года.
   Так что ОЮБ и "Алькор" почти ровесники - с разницей в несколько месяцев.
   Я как раз вырос из штанишек детской библиотеки, а нормальных взрослых библиотек поблизости не было... Только библиотека имени Карла Маркса с довольно небогатым выбором книг.
   Потому-то довольно быстро стал завсегдатаем новой библиотеки.
   Но о существовании "Алькора" я тогда и не подозревал.
   Тот самый "легендарный" период к этому времени уже закончился, и никаких следов "Алькора" в библиотеке не было.
   О начале нового - исторического - периода я узнал совершенно случайно.
   Я тогда учился на третьем курсе ПТУ.
   И был у меня одногруппник, любитель фантастики, который тоже ходил в эту библиотеку.
   Он мне и рассказал о том, что в библиотеке вывесили объявление о том, что КЛФ "Алькор" открывает сезон и приглашает в свои ряды всех желающих.
   Понятное дело - я не мог туда не пойти!!!
   На первое заседание мы пошли вместе с одногруппником (он, кстати, довольно быстро заскучал и ходить в клуб перестал).
   Помню свое жуткое стеснение и смущение. Честно говоря, я не знал как себя вести.
   Ведь до этого круг моего общения был сплошь пролетарский, без особых изысков.
   А тут сплошная интеллигенция...
   Совершенно иной мир...
   Но никто есть меня живьем, вроде не собирался и скованность постепенно прошла.
   Каждый из нас представился, рассказал о себе, потом завязался разговор о фантастике. Несколько человек оказались из первого состава "Алькора". И, конечно же, они стали ядром, вокруг которого новички водили хороводы.
   Где-то до Нового Года народ присматривался друг к другу. Завязывались какие-то отношения, выяснялись достоинства и недостатки новых знакомых.
   Кому-то "Алькор" довольно быстро надоел и люди тихо ушли.
   Я остался...
   И ни капельки об этом не пожалел!
   Для меня это было нечто совершенно новое.
   Я ведь работяга, из рабочей семьи, с рабочей (простите, за тавтологию!) окраины. Общество вокруг меня тогда было простым и незамысловатым до примитивности. Поэтому я со своей любовью к чтению и какой-то внутренней сосредоточенностью казался в этой среде "белой вороной".
   А в "Алькоре" все оказались немного не от мира сего!
   И я перестал чувствовать свою "инакость", которая поневоле вела меня к самоизоляции и одиночеству среди толпы.
   В клубе же ко мне отнеслись с уважением. Надо мной не смеялись и не крутили за спиной пальцем у виска.
   А что еще надо семнадцатилетнему пацану, которому жутко не хватает общения?
   Я не мог не остаться!
   А дальше...
   Новизна, конечно, ушла. Чуда не произошло.
   Но теперь я каждую пятницу с октября по июнь ехал после работы в Областную Юношескую Библиотеку, чтобы оказаться среди тех, кто любит фантастику. Среди своих...
   Настоящий расцвет советского (именно советского, а не российского) периода оказался довольно короток.
   Этак, с 1986-87 по 1991-92 годы.
   В него вдохнули силы перестройка и объявленные свободы. А убил ГКЧП, развал Советского Союза, границы между бывшими республиками и экономический хаос.
   Это был долгий и мучительный процесс, но к 1993 году все было решено.
   Часть клубов развалилась, часть активно занялась коммерцией, быстро забыли о литературе и тоже исчезли.
   Лишь немногие КЛФ остались тогда верны традициям фэндома. Среди них оказался и "Алькор"...
   Тут нельзя не вспомнить об "Аэлите".
   Нет, это не роман Алексея Толстого.
   Так называется премия, учрежденная редакцией "Уральского Следопыта", которую вручают писателям-фантастам аж с 1981 года.
   Ее вручение быстро набрало популярность и стало поводом для любителей фантастики каждый год собираться в Екатеринбурге.
   Традиция конвентов, где и премии вручают, и в мастер-классах работают, и доклады по фантастике читают, и еще много чего делают, пришла к нам Запада.
   Там технология проведения конвентов давно отработана, поставлена на коммерческие рельсы и прекрасно работает.
   Но в Екатеринбурге (тогда еще Свердловске) поначалу все было достаточно скромно. Да и фэнов приезжало немного - только самые упертые.
   Но фэндом рос и развивался. Желающих пообщаться наяву становилось все больше и больше. Интернета не было, общались только при помощи писем, тем ценнее становились те три дня, когда шел конвент.
   Выпить водки со старыми знакомыми, с мэтрами пообщаться. Даже поговорить с ними за жизнь. Воспоминаний хватало почти на весь следующий год.
   И вот как раз конвент "Аэлита" очень хорошо отразила жизнь советского фэндома.
   От его рождения до самой смерти.
   Сначала счет гостей конвента шел на десятки, потом на сотни и, на самом пике, перевалило за тысячу.
   В гостиницах фэнам места уже на хватало, и однажды редакции пришлось арендовать целую турбазу километрах в сорока от города.
   И вот за этим резким взлетом последовал точно такой же резкий спад!
   И счет снова пошел на десятки.
   Да и редакция "Уральского Следопыта" переживала тогда далеко не лучшие времена. Умер Бугров - душа фэндома, основатель "Аэлиты". Сменился главный редактор.
   Скончался комсомол. Журнал оказался предоставлен сам себе. Он выжил, но были годы, когда "Аэлиту" не проводили вообще.
   Сейчас конвент медленно возрождается, но только как один из многих. От других конвентов его отличает лишь славное далекое прошлое.
  
   "Великое кольцо"
   Но "Аэлита", как премия, все-таки считалась официозом. На ее вручение влияли не только уровень таланта претендента, но и всякие подковерные расклады.
   Поэтому некоторые обладатели "Аэлиты" вызывали определенные сомнения.
   Ведь никто, кроме редакции "Уральского Следопыта", не знал, на каких принципах отбирался тот или иной обладатель премии.
   Например, вручение премии Александру Казанцеву вызвало большое недоумение - ведь он считался одним из основных противников превращения НФ из приложения к научно-популярной литературы в жанр, который стремится исследовать социальные проблемы общества, экстраполируя их в будущее.
   Но... дали...
   Чтобы не мешал жить...
   Мне удалось найти в Сети редкую фотографию, где два самых маститых фантаста мирно сидят рядышком с "Аэлитами" на коленях:
    []
  
   А. Стругацкий и А. Казанцев - первые лауреаты "Аэлиты". 1981 г.
   И тогда среди авторитетных людей из "Великого кольца" - это было почти официальное название советского фэндома - многие ли еще об этом помнят? - появилась идея учредить свой приз с одноименным названием.
   Кстати, нашел на том самом сайте, о котором упоминал, выше очень любопытную заметку о "Великом кольце", написанную аж в 1983 году, еще до того, как КЛФ были объявлены идеологически подозрительным явлением:
   "Великое Кольцо" - так называлось объединение обитаемых планет в романе Ивана Антоновиче Ефремова. Такое же название получило и объединение клубов любителей фантастики. "Кольцом" охвачена практически вся территория нашей страны - от Калининградской области до Камчатки, от Таджикистана до Мурманска. Количество клубов уже перевалило за сто (по данным клуба "Плеяды" порядка 120-ти) и продолжает расти. Они создаются и в крупных городах, и в маленьких поселках - везде, где есть любители фантастики, энтузиасты, которые не ограничиваются одним потреблением НФ-книг, но ищут "контактов с братьями по разуму". В некоторых городах существует даже по несколько КЛФ - при учебных заведениях, детские, киноклубы. Есть среди клубов и ветераны. Так, саратовский КЛФ "Отражение" в будущем году отметит свое двадцатилетие.
   В рамках "Великого Кольца" ведется постоянный обмен опытом и материалами. Клубы меняются печатной продукцией - почти каждый КЛФ имеет выход на молодежные газеты или многотиражки. Они составляют методические рекомендации по проведению тематических заседаний, библиографические указатели по фантастике своего региона. Проводятся и межклубные мероприятия - встречи клубов, совместные издания...
   Вот точно то же самое и продолжилось в году 1985, когда гайки немного ослабли.
   "Великое кольцо" как приз появилось еще чуть ли не в 1981 году. Но как-то оно все не складывалось... Все было очень неустойчиво...
   Где-то в 1986 году в Киеве состоялось совещание Всесоюзного Совета К.Л.Ф., и на нем "Алькор" взял на себя организацию голосования, изготовление приза, переписку, подведение итогов и прочую техническую работу.
   Вот как об этом писал Марат Исангазин:
  
В ПОИСКАХ КОМПАСА...
   К несомненной радости любителей фантастики, в нашем издательском мире наконец-то наметились перемены к лучшему в отношении НФ. Все больше выходит книг, все охотнее обращается к фантастике периодика. За год в среднем появляется 150-200 рассказов, до полусотни повестей и романов, да еще и переводные произведения.
   Но вот что при этом происходит. Читателю случайному чаще всего попадаются в руки произведения невысокого художественного уровня: что поделаешь, их значительно больше, чем высокохудожественных (и не только в фантастике, разумеется, но и в любом ином виде искусства). Да и читательская очередь к середнячкам, как правило, поскромнее, а то и вовсе ее нет: подходи, бери, наслаждайся. А если наслаждаться нечем? Не отсюда ли бытующее до сих пор представление о фантастике как литературе второсортной, серой, неинтересной?
   Пусть пока и не столь велик у нас поток фантастики, как хотелось бы, но уже и сейчас остро необходим какой-то компас в этом мире. Чтобы знали неискушенные, что именно стоит искать и читать из НФ.
   Руководствуясь этими соображениями, Омская областная юношеская библиотека и КЛФ "Алькор" с помощью любителей НФ попытались выделить лучшие публикации года. Ведь кто может здесь посоветовать лучше "профессиональных" читателей фантастики? Задачи мы перед собой поставили сразу две. Первая - выявить лучшие, по мнению фэнов, рассказ и повесть (роман) года. Вторая - составить рекомендуемые для чтения списки новинок НФ с балловой их оценкой по нисходящей.
   Осуществляется все это в два этапа и следующим образом.
   На первом этапе эксперты из разных городов (доки в НФ, досконально знающие ее!) называют все значительные, по их мнению, публикации года, каждый до 1 марта представляет свои списки. Потом эти списки мы в Омске сводим воедино и исключаем те произведения, что названы лишь одним из экспертов. (Кстати, об экспертах. Многие из них хорошо знакомы постоянным читателям "Уральского следопыта" как неоднократные победители викторин по фантастике: В. Борисов из Абакана, М. Якубовский и А. Тетельман из Ростова-на-Дону, В. Черник и С. Иванов из Горловки...).
   На втором этапе сводные списки распечатываются и в апреле - мае рассылаются всем желающим (в основном, конечно, через КЛФ) с просьбой до 30 октября оценить указанные произведения по 11-балльной шкале (от 0 до 10). "Голосование" проводится по трем подгруппам: повесть (роман), рассказ, переводное произведение.
   Итоги каждого года подводятся к концу следующего.
   Свои опросы мы проводим, начиная с 1986 года. Результаты уже завершенных - списки произведений по каждой подгруппе, оцененных выше 5 баллов.
   Предлагаем читателям "Уральского следопыта" такие списки по первой подгруппе (повесть, роман) с указанием места публикации и среднего балла.
   1986
   А. и Б. Стругацкие. Волны гасят ветер (Знание - сила", 1985, N 6-12; 1986, N 1, 3)
   8,893
   А. и Б. Стругацкие. Хромая судьба ("Нева", N 8, 9)
   8,507
   В. Рыбаков. Первый день спасения ("Даугава", N 10-12)
   7,184
   С. Другаль. Василиск ("Уральский следопыт", N 4)
   6,616
   А. Арканов. Рукописи не возвращаются ("Юность", N 12)
   6,302
   В. Бабенко. Встреча ("Химия и жизнь", N 5-8)
   6,295
   В. Крапивин. Тополиная рубашка ("Уральский следопыт", N 6, 7)
   6,286
   П. Амнуэль. Взрыв ("Наука и религия", N 8-12)
   6,217
   О. Корабельников. К востоку от полночи (авт. сб. "Прикосновение крыльев". М.: Молодая гвардия)
   6,058
   М. Успенский. Семь разговоров в Атлантиде ("Енисей", N 4)
   5,552
   К. Булычев. Город наверху ("Вокруг света", N 7-11)
   5,288
   Э. Бутин. Лицом к лицу ("Уральский следопыт", N 8, 9)
   5,155
   1987
   А. и Б. Стругацкие. Время дождя ("Даугава", N 1-7)
   8,923
   М. Булгаков. Собачье сердце ("Знамя", N 6)
   8,448
   А. и Б. Стругацкие. Сказка о тройке ("Смена", N 11-14)
   8,405
   М. Булгаков. Дьяволиада ("Лит. Киргизстан", N 4)
   6,918
   А. Житинский. Потерянный дом ("Нева", N 8-12)
   6,750
   Ф. Искандер. Кролики и удавы ("Юность", N 9)
   6,731
   В. Жилин. День свершений ("Уральский следопыт", N 2, 3)
   6,602
   М. Успенский. В ночь с пятого на десятое ("Енисей", N 2)
   6,192
   Л. и Е. Лукины. Разные среди разных ("Искатель", N 1)
   6,154
   В. Крапивин. Оранжевый портрет с крапинками ("Пионер", N 4-8)
   5,456
   Г. и Т. Свиридовы. Лабиринт ("Урал", N 2-4)
   5,405
   А. Адамович. Последняя пастораль ("Новый мир", N 3)
   5,292
   К. Булычев. Подземелье ведьм ("Юность", N 5)
   5,157
   С. Гансовский. И медные трубы ("Уральский следопыт", N 11, 12)
   5,056
   География опроса достаточно обширна: в 1987 году мы получили заполненные анкеты из 34 населенных пунктов страны, в 1988-м - из 38. Средний возраст отвечавших - 26-28 лет.
   Разумеется, по анкете было немало замечаний; приведу одно-два из них.
   "Товарищи, по-моему, у вас слишком широкие рамки в критериях отбора произведений. Стругацкие - и Адамович? Искандер - Булгаков - Булычев?.." Ясен смысл замечания? Отвечу на него словами Б. Стругацкого из предисловия к сборнику молодых ленинградских фантастов. "Вообще-то непонятно, почему плохой роман про изобретение самонадевающейся ушанки разрешается включать в фантастику, а хорошую сказку про Оловянного солдатика - не разрешается?"
   "Многие произведения... трудно достать и прочесть, т. к. они публикуются в областных сборниках и региональных журналах. И это весьма досадно". А вот как раз и для этого делали мы свой опрос, чтобы узнали все заинтересованные лице о значительных, пусть даже и малодоступных, публикациях года - и стало б ясно им, что же, собственно, стоит переиздавать из новинок фантастики!
   А напоследок... Если у кого-то из читателей "Уральского следопыта", не вхожих в КЛФ, возникнет желание участвовать в наших ежегодных опросах, просим писать нам по адресу; 644043, Омск, ул. Красный путь, 81, областная юношеская библиотека, КЛФ "Алькор". Не забудьте вложить в письмо пустой конверт со своим адресом - именно в нем вы и получите нашу "Анкету-88".
   М. ИСАНГАЗИН, 
председатель КЛФ "Алькор"
  
   И вот тут надо сказать большое спасибо руководству Областной Юношеской Библиотеки в распечатке анкет и брошюр по итогам любительского голосования.
   Это сейчас не проблема набить нужный текст на компе и разместить его в Сети, чтобы все желающие могли с ним ознакомиться.
   А тогда с доступом к множительной технике существовали бо-о-ольшие проблемы.
   Библиотека же, как организация, могла их спокойно распечатать как методические материалы.
   Конечно, некоторые проблемы возникли и с изготовлением приза, но их сумел решить Андрей Коломиец.
   И вот что получилось:
    []
  
   Руководители клуба.
   Первые два или три года председателем клуба числился Александр Пулинович.
   Студент филфака, ярко-рыжий, чертовски похожий на популярного певца восьмидесятых Николая Гнатюка.
   Именно, что числился!
   Не знаю, откуда он появился в "Алькоре" (потом я узнал, что возглавить клуб Сашу попросил Марат Исангазин), и не помню, как из клуба он ушел.
   Но фигурой он был чисто номинальной.
   "Зитц-председателем" его звали и в глаза, и за глаза.
   Он и не спорил, зная, что должность эту занимает чисто формально. Надо же было кому-то подписывать протоколы заседаний и отчеты по работе. Да и представлять нас в обкоме ВЛКСМ он вполне годился.
   А так был вполне себе ничего парнишка. Авторитетом не давил, свою роль прекрасно понимал.
   Настоящим же, неформальным лидером клуба сразу стал Марат Исангазин.
   Вот он, совсем еще молоденький, берет автограф у Ольги Николаевны Ларионовой.
    []
   К тому времени он уже был достаточно известной фигурой в фэндоме, и его лидерство в клубе всеми признавалось.
   Но так сложилась, что жил он вроде в Омске, а работал журналистом в калачинской районной газете "Сибиряк".
   Всю рабочую неделю он проводил в Калачинске и возвращался домой только в пятницу вечером. А жизнь журналиста довольно непредсказуема, и он не всегда мог бывать на заседаниях клуба.
   Так продолжалось до тех пор, пока он не смог найти работу на омском радио.
   И тут уж как-то само собой сложилось, что он стал председателем клуба. И с этим никто не спорил.
   Им он и оставался до тех пор пока...
   Пока не пришло время умирать...
   Но в середине и конце восьмидесятых об этом как-то не думалось.
   Костяк клуба сложился где-то через год.
   Нас было человек пятнадцать-двадцать.
   Вот они - любители фантастики:
   Павел Бушуев
   Николай Горнов
   Игорь Зубцов
   Ольга Иванова
   Марат Исангазин
   Александр Качан
   Андрей Коломиец
   Екатерина Маркова
   Тельман Мухаров
   Сергей Павлов
   Вилен Паршин
   Павел Поляков
   Александр Пулинович
   Константин Соловьев
   Алексей Токарев 
   Остальные же...
   Кто-то выдерживал один сезон, кто-то - два. Кому и месяца хватало, чтобы понять - это дело не для него.
   Костяк же как был, так и остался.
   Так мы и жили...
   Жизнь внешняя на существовании клуба отражалась мало.
   Наше внимание в первую очередь привлекали свежие публикации фантастики.
   Как раз тогда начало развиваться частное книгоиздание и книготорговля. А вот законодательство о соблюдении авторских прав развито не было и над книгоиздательством не довлело.
   Поэтому печатали все, что хотели.
   И начали с самого лучшего, но запрещенного в советские времена и ходившего в машинописных копиях.
   Было что читать и что обсуждать!
   Счастливое время!
   Через какое-то время лучшее и хорошее иссякло, и качество переводной фантастики начало снижаться.
   Тогда же и советская фантастика резко помолодела.
   Хотя в данном случае "помолодела" означает лишь то, что в фантастику пришло новое поколение писателей из тех, "кому за сорок", минимум 35.
   Зрелые, состоявшиеся литераторы...
   Вот только публиковали их до этого через пень-колоду.
   "Новая волна" фантастики не отменила советскую НФ.
   Нет!
   Это был совершенно иной взгляд на мир, который в коммунистическую идеологию ну никак не вписывался!
   Потому-то в издательствах этих молодых фантастов особо не привечали.
   Их подняла вверх волна перестройки.
   Пик их славы, тиражей, успеха пришелся как раз на начало девяностых.
   А потом большинство из них тихо сошли на "нет".
   Кое-кто выжил и продолжает успешно работать и печататься. Только вот читателей у них стало гораздо меньше.
   Но это уже не их вина.
   Читатель сейчас пошел придирчивый, капризный да избалованный. Привлечь его внимание гораздо сложнее. И потому в литературе остались лишь те, кто сумел понять, что у общества сейчас иные заботы и проблемы.
   Ну да бог с ними - литераторами!
   Важно лишь то, что заботами издателей нам в "Алькоре" было чем заняться. И тут уж приходилось выбирать - какие книги обсуждать, а что оставить без внимания.
   Короче, жили - не тужили!
   До тех пор, пока...
   Когда именно начался спад, сказать теперь сложно.
   Где-то между девяносто первым и девяносто третьим, когда началась меняться жизнь внешняя, и она начала властно вмешиваться в жизнь "Алькора". Фантастику издавали и даже читали, но лучшее и хорошее кончилось.
   Качество книг упало, и пища для ума превратилась в жвачку. Выбрать нечто интересное для обсуждения стало гораздо труднее.
   С другой стороны, любителям фантастики стало не до обсуждений. Требовалось выжить, уж потом давать отдых уму исследуя литературу.
   Ряды алькоровцев потихонечку стали редеть.
   Кто-то закончил институт - для него клуб был лишь увлечением молодости, которому во взрослой жизни места не было. Кому-то работа, особенно бизнес, не давал времени и возможности принимать участие в заседаниях. А некоторые, кто считал, что в Омске у них нет никаких перспектив, уезжали - в Москву, Новосибирск, Питер, Екатеринбург и Челябинск.
   Это был вполне естественный процесс - ведь большая часть алькоровцев была до безобразия молода, и кто-то постоянно приходил и уходил. Но до начала девяностых вместо ушедших приходили новые, и потому население "Алькора" особо не убывало, хотя и прибавлялось.
   Но после экономических и политических потрясений начала девяностых люди только уходили, и нас становилось все меньше и меньше, пока не остался с десяток самых упертых.
   Ушел и Марат.
   Потом и я стал появляться в библиотеке все реже и реже.
   И вообще дело медленно шло от застоя к распаду.
   Но все же у "Алькора" был еще шанс, и он мог возродиться и в третий раз!
   Дело в том, что в 1990 году в России заявило о себе ролевое движение.
   Как раз тогда в Красноярке провели первые "Хоббитские игрища".
   Их тогда называли толкиенистами, так как их главной книгой считался "Властелин Колец" Д. Толкиена.
   К 1995 году ролевики появились и в Омске.
   А потом они пришли и в "Алькор". Это было вполне логично - фантастика и фэнтези - близкие соседи по литературе.
   Молодые и задиристые, ролевики оживили клуб. Вновь на заседания собиралось много народа. Вновь, спорили до хрипоты о литературе и о жизни.
   Но оказалось, что это лишь короткий всплеск активности перед окончательной гибелью.
   К сожалению, не случилось самого главного - преемственности поколений.
   "Старики" и новички понимали фантастку и фэнтези слишком по-разному.
   "Старики" видели в фантастике инструмент для исследования проблем общества.
   А для молодых эти жанры служили лишь способом отрешиться от насущного. Уйти в выдуманный мир, стать эскапистом.
   А предложить им что-то иное оказалось некому. Да и нечего.
   Идеалы советской НФ уже не работали, тем более слово "коммунизм" стало почти ругательным.
   А с новыми идеями стало как-то бедновато...
   Когда эффект новизны прошел, а это случилось довольно скоро, вдруг выяснилось, что "Алькор" стал довольно скучным местом.
   Говорить и спорить стало не о чем. Лидера, который сумел бы увлечь за собой, тоже ушел.
   Когда ушел Марат, то его место занял Павел Поляков.
   Паша - хороший человек и превосходный знаток фантастики. Он и до сих пор входит в число экспертов, которые отбирают произведения на премию "Интерпресскона".
   Но он не лидер!
   И все!
   Это стало агонией "Алькора".
   К тому времени я тоже практически перестал появляться в библиотеке.
   Потому окончание истории знаю лишь по пересказам.
   Клуб умирал долго, очень долго...
   Его вновь пытались реанимировать, но это были лишь предсмертные судороги.
   В конце концов клубу пришлось покинуть юношескую библиотеку. Уж не знаю, какой там вышел конфликт, но "Алькор" попросили уйти...
   Но оставались обаяние традиции и имени. Случилось еще несколько попыток собрать "Алькор" заново.
   Но...
   Для меня датой смерти клуба стал день снятия со здания библиотеки большого транспаранта с надписью "Клуб Любителей Фантастики "Алькор"".
   Сейчас на его месте висит полотнище "Областная Библиотека для детей и юношества".
   Ну что ж!
   Ничего вечного не бывает!
   "Алькор" прожил достаточно долгую и интересную жизнь.
   И умер по вполне естественным причинам.
   И светлая ему память!
   Не имеет смысла его возрождать!
   Зато в девяностые годы родилась российская фантастика!
   Это был довольно тяжелый процесс.
   Коммунистическую идеологию отменили.
   Да и светлое будущее растаяло как дым.
   Конечно, КЛФ с переменой социального строя окончательно не вымерли.
   Но вот сколько их осталось?
   Десять? Двадцать?
   Не знаю...
   В Омске же таких энтузиастов не осталось.
   Хотя...
   Может, я и не прав...
   Но...
   Развитие Интернета позволило фэнам общаться виртуально. Но это совершенно другой стиль общения, который совершенно отличается от традиционного.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"