История омского Клуба Любителей Фантастики "Алькор" от его рождения и до самой смерти
Нечто вроде вступления.
Полная и всеобъемлющая история КЛФ-движения в СССР и России до сих пор не написана.
Есть отдельные статьи, интервью, воспоминания о каких-то событиях, но это лишь россыпь кусочков смальты, из которой еще никто не сложил цельной мозаики.
А ведь, как оказалось, первые клубы появились в СССР еще в шестидесятые!
Они, то появлялись, то распадались совершенно хаотично.
КЛФ обитали в основном в ВУЗ-ах и НИИ, и вся работа клуба держалась на энтузиазме отдельных студентов и научных сотрудников. И стоило лидеру уйти, как клуб чаще всего прекращал свое существование. Так что жизнь КЛФ тогда была достаточно недолговечной.
Но ниточка традиции продолжала существовать.
Шестидесятые.
Семидесятые.
Восьмидесятые...
Омский КЛФ "Алькор" вполне логично относится к самому многочисленному и долгоживущему третьему поколению.
Но написать полноценную историю КЛФ-движения - дело не для одного человека, и времени потребует немерено.
Благо, хоть нашлось несколько энтузиастов, которые собрали всевозможную информацию, систематизировали ее. Разложили по годам, городам и полочкам.
Результат их работы выложен на сайте fandom.ru
К сожалению, они не сделали следующего шага и не стали сводить имеющуюся информацию в единое целое, ограничившись только сбором и выкладкой ее в Сети.
Но все равно, когда я занялся историей "Алькора", этот сайт стал для меня источником бесценной информации, особенно когда дело касалось не только "Алькора", но и всего фэндома в целом.
И стоило мне набрать в поисковике "К.Л.Ф. "Алькор"" так мне сразу выдали:
А. Никитин ТОМУ, КТО ДРУЖИТ С ФАНТАСТИКОЙ
Сегодня в Омской областной юношеской библиотеке (Красный путь, 81) состоится первое заседание областного клуба любителей фантастики (начало в 18.30).
Некоторый опыт встреч любителей фантастики у нас уже есть - рассказывает заведующая методическо-библиографическим отделом библиотеки С. 3. Голубь. - Были проведены диспуты по творчеству писателей-фантастов Кира Булычева и братьев Стругацких, в стенгазете "Алькор" помещались рецензии на новинки НФ, омичи даже участвовали в конкурсе, проводимом ленинградцами, на самый смешной фантастический рассказ.
Нынче на первом заседании клуба любителей НФ состоится диспут на тему: "Кому она нужна, научная фантастика?"
Но это было не начало, а продолжение истории...
Итак....
Начнем....
Двойной юбилей.
В 2013 году омский Клуб Любителей Фантастики "Алькор" мог бы справить свое первое тридцатилетие...
А в ноябре 2015-го он бы отметил свои вторые тридцать лет...
"Алькору" было дано родиться, умереть, снова появиться на свет, но уже в обновленном виде. Прожить целую жизнь и уйти по естественным причинам.
Я пришел туда подростком, а покинул его уже вполне определившимся молодым человеком.
Много чего было в те времена, и каждый из алькоровцев волен сам определить, что лично ему дал клуб.
***
Как оно все было.
"Алькор" пережил две эпохи.
Легендарную, под руководством Димы Войцека.
От нее осталось несколько фотографий и воспоминания первых алькоровцев - участников и свидетелей тех славных дел.
Как раз об этом времени вспоминала и Серафима Захаровна...
Наш "шестикрылый Серафим"...
И, чем дальше уходят от нас те времена, тем развесистее становится клюква. До молочных рек и кисельных берегов дело, правда, не дошло, но...
Легендарную эпоху грубо оборвала смерть от сердечного приступа создателя и первого руководителя "Алькора".
Дмитрий Войцек умер на крыльце Областной Юношеской Библиотеки на руках у алькоровцев.
А на дворе как раз стоял пресловутый 1984 год. Приснопамятный для многих и многих.
Это было время жесткого "закручивания гаек". Преследовались разнообразные самодеятельные объединения.
В том числе и К.Л.Ф.:
Совершенно секретно
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА N 148 ЗАСЕДАНИЯ СЕКРЕТАРИАТА ЦК КПСС
от 16 апреля 1984 года
О серьезных недостатках в деятельности клубов любителей фантастики
1. ЦК КПСС отмечает, что в деятельности возникших в некоторых местах клубов любителей фантастики проявляется ряд негативных моментов. Вследствие слабого контроля в них нередко пропагандируется западная фантастика, культивирующая буржуазную мораль и идеологию. Такого рода проявления недопустимы, они наносят вред воспитанию советской молодежи.
2. Поручить ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам партии, Министерству культуры СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ осуществить меры по упорядочению деятельности клубов любителей фантастики, нацеливая их на решение задач коммунистического воспитания молодежи, развитие интереса к науке, технике, формирование у нее непримиримости к буржуазной идеологии и морали, западному образу жизни.
3. Записку Отдела пропаганды ЦК КПСС по данному вопросу направить в ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы партии и соответствующие министерства и ведомства (прилагается).
Клуб Любителей Фантастики для Омска был явлением необычным и почти скандальным, и что с ним делать было совершенно непонятно.
А тут еще кое-кем из фэнов заинтересовалось и КГБ.
Тут, правда, дело было не в фантастике...
Но, так и так, кураторы из Обкома ВЛКСМ предпочли тогда клуб просто закрыть, воспользовавшись смертью Войцека.
Мало того! Начались гонения на книжных жучков - ладно бы они только дефицитными детективами и фантастикой промышляли, но через них в Омск тек и ручеек самиздата. А среди множества самодельных книжек попадались произведения, вообще запрещенные в СССР.
Среди продавцов и читателей подобной литературы бдительными органами оказались замечены и алькоровцы.
Сам-то клуб закрывать было не за что. Фэны бунтовать не собирались и никаких сомнительных тем на заседаниях не обсуждали. А что до разговоров в курилке - то их к делу не пришьешь. Да и об говорили о том же на любой интеллигентской кухне.
Но сомнения у кураторов все равно оставались.
И тут для них такой подарок!
Клуб лишился руководителя и официально работать не мог. А назначать нового кураторы не спешили. Так и вышло - "Алькор" никто не запрещал, но работать не разрешали, и он как бы самораспустился из-за отсутствия лидера.
Конечно, я сейчас могу только предполагать... но "Алькор" был закрыт.
Так закончилась короткая легендарная эпоха.
Идея объединения омских любителей фантастике вновь повисла в воздухе, не зная - куда бы ей приткнуться.
Больше года она прожила в стенах Областной Юношеской Библиотеки в виде привидения - идти-то ей все равно было некуда.
Но тут на верхах начались некоторые подвижки, и было решено идею все-таки реализовать.
К сожалению, я не знаю все подробности - кто и куда ходил и какие слова говорил. Скорее всего, тут очень многое сделали и работники библиотеки.
Особенно Серафима Захаровна Голуб - тогда заведующая методическим отделом ОЮБ.
Потом она очень долго была нашим ангелом-хранителем, а кабинет метод-отдела надолго стал нашим домом.
Это узкая комната, заставленная письменными столами, со стеллажами вдоль одной из стен, где лежали книги и брошюры, видела все - горячие споры о фантастике, обсуждения новинок литературы, музыки и кино, просто разговоры за жизнь...
Да! И обязательно чаепитие с печенюшками или пряниками!
Это был почти ритуал, священнодействие!
Ну а что ж вы хотите!
Все молодые, да здоровые. Кто после работы, кто после учебы... на отсутствие аппетита никто не жаловался.
Ну, и курилка. Куда уж без нее! Где-то так посередине заседания после доклада по теме устраивался перерыв.
Женщины принимались готовить чай, а мужчины отправлялись покурить и поболтать.
Пока было тепло, выходили на крыльцо библиотеки, зимой же мы плавно перемещались в пространство между дверями. Там было тесно, но уютно. Хотя и холодно.
После перекура мы возвращались в метод-отдел, пили чай и разговаривали.
Еще в самом начале мы потратили некоторое время, чтобы установить какой-никакой порядок при обсуждении.
Иначе вместо осмысленного разговора возникала словесная сутолока, когда все говорили разом и возможно было разобрать только отдельные слова, совершенно не понимая их смысл.
Поэтому, когда начиналось обсуждение доклада, давали возможность всем высказаться и строго следили: одни говорит - остальные слушают.
И уж после того, как все высказались, можно было и поспорить.
Теперь брали слово не по очереди, а по желанию. Но все равно говорил один.
Конечно, этот принцип выдерживался не всегда, и частенько слово брали сразу двое или трое спорщиков, и тогда страсти приходилось унимать.
Вот как об этом рассказывает Павел Поляков - один из тех, кто пришел в клуб в 1985 году:
"25 октября КЛФ "Алькор" проводит диспут на тему "Нужна ли она, эта фантастика?" Приглашаются все желающие (в том числе и нелюбители фантастики). Ул. Красный путь, 81".
С этого объявления и началось мое знакомство с клубом "Алькор". Я уже два года пытался узнать, что это за клуб? Оказалось (мне на удивление), что в него входят самые обыкновенные люди. Единственное отличие - увлечение фантастикой. Теперь - я полноправный член всех вечеров, диспутов, заседаний клуба "Алькор". И вот прошел год. Так что же такое - КЛФ "Алькор"?
***
Страсти накаляются. Если речи прокурора и защитника выслушаны при относительной тишине, то свидетелю обвинения удалось выступить только усилиями всего суда. В перерыве свидетели обвинения и защиты чуть не сошлись "стенка на стенку". Так проходил "суд" над трилогией С.Снегова "Люди как боги".
***
Спорят только три человека, остальные смотрят на них с восхищением. Суть спора давно утеряна. Зато какие умные мысли высказываются! Так проходили диспуты о повести братьев Стругацких "Волны гасят ветер" и о пограничных жанрах фантастики.
***
- А это смотрел?
- Смотрел. Мура.
- А то?
- Другое дело.
- А, по-моему, наоборот.
На таком пока уровне проходила большая часть дискуссий о кинофантастике.
***
И, наконец, классическая дискуссия. Каждый высказывал свое мнение, спорили, но очень корректно. Так идеально обсуждался роман А.Кима "Белка".
***
Вы спросите, почему в клубе так много дискуссий? "Алькор" возродился только два года назад, и пока количество в нем опережает качество. На вечерах обычно не хватает самых главных действующих лиц - зрителей. Но вечера были.
Без них нельзя обойтись ни одному уважающему себя клубу любителей фантастики. На вечерах перед нами предстали в полный рост знакомые незнакомцы: Льюис Кэрролл, Миколас Чюрленис, Ольга Ларионова и, особенно, Михаил Булгаков.
Инсценировка "Безумного чаепития", показ репродукций с фантастических картин Чюрлениса и иллюстраций Нади Рушевой к "Мастеру и Маргарите" единогласно признаны лучшими моментами жизни клуба.
"Развитие математики и архитектуры непосредственно связаны между собой" - такую фантастическую лекцию мы выслушали на одном из вечеров.
1 апреля - "Солнечный сабантуй". В этот день возможно было все: узнать биографию Змея Горыныча, встретиться с неандертальцем, гоблином, дьяволом, Прогрессором, джамблями и сепульками, раскрыть тайну Бермудского треугольника, принять участие в рыцарском турнире и в облаве на космических пиратов.
***
Это было очень интересное время.
Эпоха ожидания перемен - так можно было его назвать.
Все еще было под контролем, многое под запретом, но все чаще случались счастливые исключения. И каждый раз это превращалось в событие, которое долго обсуждалось и сулило надежду.
Потом вроде бы все возвращалось на круги своя, но оставалась борозда в стене.
Потом еще одна и еще, начали появляться трещины. Их становилось все больше и больше, и хватило легкого дуновения, чтобы стена рухнула.
Много было радости, очень много...
Потом наступило похмелье...
Стена рухнула, оставив после себя груды обломков, и кто-то должен был эти развалины разбирать, а это всегда очень муторно и занудно.
Конечно, это - рассуждения не меня тогдашнего, юнца семнадцатилетнего, немного наивного, но полного надежд.
Но ожидание, надежда, что вот-вот случится нечто, что станет предвестником хорошей безмятежной жизни - оно, это ощущение, именно оттуда.
Тем более, что все мы были сплошь творческие личности и, конечно, пробовали писать.
И для начала решили написать буриме.
Это - такая распространенная когда-то штука. Собирается группа людей и каждый пишет кусочек текста. В результате получается некий связный текст на определенную тему. Обычно этим забавлялись поэты, особенно в начале двадцатого века.
Вот и мы, чтобы "тщательнее" познакомиться, взялись за эту забаву.
Тему выбрали самую тогда насущную и наимоднейшую.
Ведь как раз в те времена вышел печально известный антиалкогольный указ. И как же мы могли пройти мимо борьбы с алкоголем? Ведь посидеть за бутылочкой да поговорить за литературу - святое дело для литератора! А тут такие гонения!
Так что тема буриме появилась как бы сама собой.
Но... в извращенной форме...
Ибо все отрицательные герои не пили, не курили и вообще вели здоровый образ жизни.
А все хорошие люди не выпускали рюмки из рук и дымили как паровозы.
Как оно началось и чем все кончилось, но каждую неделю, уже после обсуждения основной темы, устраивалась громкая читка очередной главы, прерываемая обычно не менее громким смехом. Конечно, каждый писал в меру своего таланта и умения.
Куда, интересно, "ушла" эта стопочка тоненьких, всего на двенадцать листов, тетрадок в зеленых обложках?
Было бы любопытно их перелистать.
Идея с буриме нам понравилась, и было решено традицию продолжить.
Но дело как-то не заладилось. Писали, конечно, но такого оглушительного успеха, как у первого, они не имели.
Но буриме это так... пустячок, развлечение для своих.
А ведь хотелось заявить о себе!
То есть где-то напечататься.
А где?
Кто же решиться напечатать фантастику и упомянуть о К.Л.Ф.? Ведь репутация их, после гонений, оказалась значительно подмоченной.
Этими смельчаками оказались редакторы многочисленных многотиражек.
То в заводской, то в студенческой газете появлялись специально подготовленные алькоровцами странички, посвященные НФ.
Правда, это было лишь делом случая и везения и зависело от личных пристрастий редакторов. Им, так и так, надо было "окультуривать" массы, и почему бы это не делать при помощи фантастики?
Вот пример подобной публикации:
С. Павлов В ГОСТЯХ У "ПОЛИТЕХНИКА" КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ФАНТАСТИКИ "АЛЬКОР"
Вот уже более шести лет существует омский клуб любителей фантастики "Алькор", но рядовому жителю нашего города о нем известно не больше, чем о каком-нибудь синхрофазотроне "с мотором". Вот мы и решили хоть чуточку просветить вас на этот счет. Ведь знания, как известно, это свет.
Любитель фантастики (фэн) - кто он такой? Зачем он собирается в клубы? Что ему надо?
С древних лет на Руси существовало слово "выродок", оно постепенно изменялось во времени и к сегодняшнему дню превратилось в термин "фэн". Фэны - существа странные. Их объединения напоминают вирус гриппа, по крайней мере, что касается заразности. Со скоростью средней эпидемии любители фантастики распространяются по городам и весям. Наверное, именно потому с клубами совсем недавно боролись самыми радикальными средствами. Как с заразой. Но, видимо, универсальной вакцины не было найдено. Мы существуем.
Общественное мнение смотрит на любителя фантастики даже не свысока, а сбоку. Его как бы не существует в природе - так, видимость: "человек-невидимка" или "тень отца Гамлета". О фэнах говорят намеками и, в подавляющем большинстве, негативно. Почти каждый педагог - от учителя и выше - считает нужным сказать: "Подрастающее поколение должно заниматься делом, а не читать фантастику".
Звание члена КЛФ не такое престижное, как ношение джинсов, оно не гарантирует приобретения дефицитных товаров. Поэтому подумайте несколько минут, прежде чем прийти в клуб, и если нет колебаний, милости просим. Мы всегда вам рады.
P.S. А если колеблетесь - тоже приходите и решите окончательно.
P.P.S. А занимаемся мы по вторникам с 19.00 в помещении омской областной юношеской библиотеки (Красный путь, 81).
С. ПАВЛОВ, член совета КЛФ "Алькор".
Но никакой системы в этом, конечно, не было.
Потом главным редактором областной газеты "Молодой сибиряк" стал хороший знакомый Марата Исангазина по калачинской районке. И наша страничка прописалась в областной молодежке. Там появлялись наши рассказы, рецензии, обзоры новых книг, информация о клубных делах и прочее, прочее, прочее...
Моя дорога в клуб
Не скажу точно, во сколько лет я увлекся фантастикой, но хорошо помню, какие книги я прочитал одними из первых.
Это Кир Булычев "Девочка с Земли" с иллюстрациями Мельгунова, кажется, - первый сборник рассказов и повестей про Алису Селезневу.
"Продавец приключений" Георгия Садовникова - эту книгу я до сих пор считаю одной из лучших детских фантастических книг.
"Тайна двух океанов" Георгия Адамова - сейчас этот роман кажется достаточно примитивным, но тогда он развивал интерес к познанию мира.
"Понедельник начинается в субботу" и сборник "Неназначенные встречи", куда вошли, кроме рассказа "Извне", две знаковые вещи Стругацких - "Пикник на обочине" и "Малыш". Но их значимость стала ясна гораздо позже.
И, конечно, я читал романы Жюля Верна. И множество-множество иных книг. Но не запомнилось, увы!
Но вот вышеупомянутое осталось в памяти навсегда.
Как и любовь к фантастике.
Иные миры, другая жизнь, герои, которые совершенно не похожи на людей вокруг.
Но очень долго интерес к фантастике был чисто детским.
Я жадно поглощал любые НФ-книжки, какие только мог найти. Благо, был записан сразу в две детских библиотеки, да и школьная иногда подкидывала приятные сюрпризы.
Выбор, кстати, был довольно велик.
"Библиотека советской фантастики" издательства "Молодая Гвардия".
"Библиотека приключений и научной фантастики" издательства "Детская литература" (знаменитая "рамочка").
Альманахи "Мир приключений" и "На суше и на море", плюс несколько подписных "Библиотек приключений", собрания сочинений классиков НФ...
Хватало книг...
Конечно, на чей-то взыскательный и придирчивый взгляд, многие из этих книг были сомнительны по художественной части.
Но, для неискушенного в творческих тонкостях школьника годилось все - от Казанцева до Стругацких, хотя они и были непримиримыми врагами во взглядах на будущее научной фантастики. Да и невдомек мне тогда было об их литературных баталиях.
Ко многим книгам я потом возвращался не раз и не два. Как к добрым знакомым, у которых есть чему поучиться, понять что-то новое для себя. Иногда и просто отдохнуть, расслабиться, сбежать в иной мир от серой обыденности, когда становилось очень уж невмоготу.
Но, так или иначе, дальше поглощения текстов дело не шло.
Года так до 1982-го или 1983-го, точно уж не помню...
Пока я не заинтересовался журналом "Уральский следопыт".
Конечно, журнальную фантастику я читал и до этого.
"Вокруг света", "Знание-сила", "Техника-молодежи", "Юный техник" тогда регулярно печатали фантастику. И наших авторов, и зарубежных (конечно, прошедших строгую цензуру).
Для каждого из них была четко определена своя ниша и свой круг читателей.
А вот "Уральский Следопыт" из этого ряда выбивался.
Тем и запомнился.
Это было нечто новое и свежее среди журналов.
Не только в фантастике.
Там печатались интересные рассказы о путешествиях по Уралу (и не только). Много было исторических материалов. Постоянно выходили произведения на молодежные темы.
Но для меня, конечно же, основным интересом оставалась научная фантастика.
И термин "Клуб Любителей Фантастики" я в первый раз прочитал именно там.
Именно так называлась рубрика в "Уральском Следопыте", в которой печатали фантастику.
И там я прочитал роман Евгения Гуляковского "Сезон туманов" с иллюстрациями Евгении Стерлиговой.
Это было нечто настолько новое и необычное, что не могло не запомниться.
Нечто подобное я испытал всего несколько раз, например, когда читал "Дюну" Герберта, "Спящего джинна" Василия Головачева, еще в самом первом, днепропетровском издании, "Гиперион" Симмонса и цикл Вадима Панова "Тайный город".
Еще "Уральский Следопыт" отличался тем, что активно работал с читателями. Например, в виде ежегодной викторины фантастики с довольно сложными, кстати, вопросами.
А некоторые ответы превращались в развернутые исследования, которые иной раз удостаивались публикации.
Надо сказать, что публикации Виталия Ивановича Бугрова, который руководил отделом фантастики в "Уральском Следопыте", я читал еще до того, как познакомился с самим журналом.
Его исследования выходили в том же альманахе "Мир приключений", а развернутая библиография "Погребенные в периодике" вышла в 1980 году в новосибирском молодежном ежегоднике "Собеседник". Я думаю, что ему пришлось провести немало времени в библиотеках и перелистать огромное количество газет и журналов, чтобы выловить фантастику, напечатанную в периодике аж за тридцать лет - с 1945 по 1975 год.
Я думал, что эта его работа не сохранилась, ибо прошло уже много-много лет, а тиражи "Собеседника" были не такими уж большими, но тут полез искать сведения о Виталии Ивановиче и с радостью обнаружил, что эту его работу отцифровали и она есть в Сети.
Очень жаль, что среди всех жизненных передряг у меня этих книг не сохранились...
Вот таким образом к середине восьмидесятых мне оставалось сделать только один шаг, чтобы стать настоящим фэном, то есть членом клуба любителей фантастики.
И сделал я этот шаг в ноябре 1985 года...
Незадолго до этого я узнал, что в городе появилась Областная Юношеская Библиотека.
Я специально сунул нос в поисковики и выяснил, что она появилась в 1983 году.
А я пришел в нее где-то в 1984...
Просто обратил внимание на не очень обычную пристройку к новому жилому дому на углу Красного Пути и Кемеровской.
Решил проверить, что там находиться и, к своей радости, обнаружил, что это новая библиотека.
Ее открыли седьмого ноября 1982 года, но потом, как всегда, выяснилась масса недоделок, и нормально работать она стала только в начале 1983 года.
Так что ОЮБ и "Алькор" почти ровесники - с разницей в несколько месяцев.
Я как раз вырос из штанишек детской библиотеки, а нормальных взрослых библиотек поблизости не было... Только библиотека имени Карла Маркса с довольно небогатым выбором книг.
Потому-то довольно быстро стал завсегдатаем новой библиотеки.
Но о существовании "Алькора" я тогда и не подозревал.
Тот самый "легендарный" период к этому времени уже закончился, и никаких следов "Алькора" в библиотеке не было.
О начале нового - исторического - периода я узнал совершенно случайно.
Я тогда учился на третьем курсе ПТУ.
И был у меня одногруппник, любитель фантастики, который тоже ходил в эту библиотеку.
Он мне и рассказал о том, что в библиотеке вывесили объявление о том, что КЛФ "Алькор" открывает сезон и приглашает в свои ряды всех желающих.
Понятное дело - я не мог туда не пойти!!!
На первое заседание мы пошли вместе с одногруппником (он, кстати, довольно быстро заскучал и ходить в клуб перестал).
Помню свое жуткое стеснение и смущение. Честно говоря, я не знал как себя вести.
Ведь до этого круг моего общения был сплошь пролетарский, без особых изысков.
А тут сплошная интеллигенция...
Совершенно иной мир...
Но никто есть меня живьем, вроде не собирался и скованность постепенно прошла.
Каждый из нас представился, рассказал о себе, потом завязался разговор о фантастике. Несколько человек оказались из первого состава "Алькора". И, конечно же, они стали ядром, вокруг которого новички водили хороводы.
Где-то до Нового Года народ присматривался друг к другу. Завязывались какие-то отношения, выяснялись достоинства и недостатки новых знакомых.
Кому-то "Алькор" довольно быстро надоел и люди тихо ушли.
Я остался...
И ни капельки об этом не пожалел!
Для меня это было нечто совершенно новое.
Я ведь работяга, из рабочей семьи, с рабочей (простите, за тавтологию!) окраины. Общество вокруг меня тогда было простым и незамысловатым до примитивности. Поэтому я со своей любовью к чтению и какой-то внутренней сосредоточенностью казался в этой среде "белой вороной".
А в "Алькоре" все оказались немного не от мира сего!
И я перестал чувствовать свою "инакость", которая поневоле вела меня к самоизоляции и одиночеству среди толпы.
В клубе же ко мне отнеслись с уважением. Надо мной не смеялись и не крутили за спиной пальцем у виска.
А что еще надо семнадцатилетнему пацану, которому жутко не хватает общения?
Я не мог не остаться!
А дальше...
Новизна, конечно, ушла. Чуда не произошло.
Но теперь я каждую пятницу с октября по июнь ехал после работы в Областную Юношескую Библиотеку, чтобы оказаться среди тех, кто любит фантастику. Среди своих...
Настоящий расцвет советского (именно советского, а не российского) периода оказался довольно короток.
Этак, с 1986-87 по 1991-92 годы.
В него вдохнули силы перестройка и объявленные свободы. А убил ГКЧП, развал Советского Союза, границы между бывшими республиками и экономический хаос.
Это был долгий и мучительный процесс, но к 1993 году все было решено.
Часть клубов развалилась, часть активно занялась коммерцией, быстро забыли о литературе и тоже исчезли.
Лишь немногие КЛФ остались тогда верны традициям фэндома. Среди них оказался и "Алькор"...
Тут нельзя не вспомнить об "Аэлите".
Нет, это не роман Алексея Толстого.
Так называется премия, учрежденная редакцией "Уральского Следопыта", которую вручают писателям-фантастам аж с 1981 года.