Что такое "Гарри Поттер", знают почти все. Для тех, кто не знает, напомню. Это книга, вернее серия книг английской писательницы Джоан Ролинг о маленьком волшебнике, который учится в школе чародейства Хогвартс и вместе со своими друзьями переживает множество приключений. Гарри с самого рождения отмечен судьбой -- он сирота, чьи родители погибли от рук злого колдуна Волан де Морта, едва не поработившего весь волшебный мир. Самого Гарри темный лорд тоже пытался уничтожить, однако мальчик выжил, несмотря на то, что Волан де Морт использовал против него всю свою силу. Младенец получил на лбу шрам в виде молнии. Зато его противник "от перенапряжения" лишился не только своей магической силы, но и физического тела. Многие говорят, что он умер. Другие -- будто превратился в бесплотную тень и бродит где-то поблизости, поджидая удобного момента, чтоб расправиться с Гарри, вернуть свое могущество и вновь покорить мир.
Вышедшая в 1997 г. в Лондоне книга была переведена и опубликована в России в 2001 г. Буквально за несколько месяцев она покорила рынок. Специалисты по маркетингу утверждают, что "Гарри Поттер" лидирует в списке бестселлеров с огромным отрывом, значительно обойдя даже любимый многими "Властелин колец". Рекламные утверждения газет о том, что "Книги Дж. Ролинг вернули детям страсть к чтению", "Она одна во всем мире сумела оттащить детишек от компьютера", "Через 500 лет после смерти первого книгопечатника Иоганна Гутенберга, забыв о сверхплоских экранах и цифровых технологиях, весь мир снова читает книги" недалеки от истины.
На короткий срок от трех дней до недели, требующийся детям разных возрастов, чтоб "проглотить" очередной томик "Поттера", они забывают о телевизоре и компьютерных игрушках. А ведь речь идет о компьютерном поколении, которое раньше учится владеть мышью, чем складывать буквы в слова, и для которого компьютер постепенно становится главным окном получения информации о мире...
Приведу слова двух подростков 16-17 лет, встреченных мною в магазине "Библиоглобус". Равнодушно проходя мимо рекламных стопок Перумова, один со вздохом бросил другому: "Где ж наш Гарри Поттер, блин!" Мой собственный 7-летний сын заявил: "Что эта писательница такая копуша? Мы уже неделю назад третью книгу прочли, а четвертой все нет!"
** *
В связи с таким бумом на "Поттера" интересно рассмотреть, какие идеи заложены в книге? При сегодняшнем знакомстве читающей публики с оккультизмом это едва ли трудно сделать. Ведь самые разные издания о тайных науках лежат буквально на каждом книжном лотке. В любой интеллигентской кампании один обязательно окажется не чужд астрологии, другой хиромантии, а третий -- просто интересуется эзотерикой.
Поэтому пояснять, что такое оккультизм, вроде бы нелепо. Однако специфика доклада требует определения.
Понятие оккультизм происходит от латинского occuitus -- тайный, темный, сокровенный. Это общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и природе, не доступных для всех людей, но доступных для избранных, прошедших через особые посвящения и специальную психическую тренировку. Сам ритуал посвящения связан с психическими потрясениями, переживанием смерти и нового рождения. Его цель -- достижение нового видения мира, которое открывает доступ к тайным знаниям и позволяет контролировать скрытые силы природы.
С давних пор оккультизм был тесно связан с религией, философией, наукой и искусством. Впервые в самостоятельную систему, вычлененную из общих религиозных представлений, оккультизм выделился в эпоху поздней античности, в 1-4 вв. в Александрии, где создается обширная литература, называемая герметикой (от имени легендарного основателя оккультизма Гермеса Трисмегиста). Тогда же классифицируются герметические науки (алхимия и астрология) и появляется теоретическое сочинение "Изумрудная скрижаль".
Впервые термин "оккультная философия" был употреблен в XVI в. Агриппою Неттесгеймским, который пытался превратить магию в естественную науку, изучающую тайные силы природы. В XVIII в. этим термином воспользовались немецкие розенкрейцеры и французские мартинисты. А еще через сто лет, в XIX в. к нему не раз прибегали теософы.
Сами оккультисты подчеркивают, что в "сферу оккультного предания, помимо рассказов о доисторическом прошлом человечества и некоторых сведений из истории азиатских народов, входит история каббалы и ее носителей, история Греции, главным образом история ее философии, отрывки арабской учености, легенды о жрецах Зороастра, скандинавские саги, апокрифы христианства и творения гностиков" (Истоки тайноведения. Справочник по оккультизму. Русский оккультный центр. Симферополь, 1994. С. 270).
Оккультизм разработал специфические представления о магии, о науке, о человеческих расах, о конце мира, о странствиях души и жизни после смерти. Они с каждым годом становятся все популярнее, вытесняя представления традиционных религий. Оккультизм успешно претендует на роль т.н. универсальной религии, которая впитала бы все общее, что есть в разных религиозных системах, примирила бы религию с наукой и философией и способствовала бы объединению, а не разделению человечества. Благодаря широкой и открытой пропаганде, оккультные знания превращаются из тайных наук для избранных в общеизвестную и общедоступную информацию для всех.
Этой информации более чем достаточно в "Гарри Поттере". Рассмотрим ее.
***
Первое, что бросается в глаза -- чисто оккультное понимание магии, отраженное в книге. В любой традиционной религиозной системе магия является однозначным злом, а функции жреца-священника всегда разделены с функциями мага-колдуна. Они апеллируют к разным силам. Жрец -- к Богу, стоящему значительно выше мира. Колдун -- к стихийным силам природы, сосредоточенным внутри мира и имеющим демоническое происхождение. Бог однозначно сильнее человека, поэтому к нему обращаются только с просьбой (молитвой). Духи стихий могут быть при определенных условиях покорены магом. По известной формуле Сен-Жермена: "Великое делание завершилось и духи элементов стали служить мне". Для народов Книги (иудеев, христиан и мусульман) важен источник силы. Если она дана Богом, то это благодать. Если кем-то другим, то к такой силе лучше не прибегать за помощью, потому что не ты поработишь ее а она тебя, и любое "добро", исходящее от нее, в конечном счете обернется злом.
Оккультизм трактует магию, как нейтральное явление. Само по себе оно не злое и не доброе. Как не злы и не добры сами по себе духи элементов. Они отвечают за порядок в природе, а не за человека. Все злое и доброе находится в его душе, и человек сам решает, во благо или во зло использовать громадную силу, которую он обретает, став магом. Белые маги творят добро, они бескорыстны, расположены к людям, заняты целительством, предотвращают катастрофы, летают на голубых вертолетах и раздают мороженое. Черные маги -- весьма вредны, они-то как раз и устраивают все неприятности, с которыми белым магам приходится бороться: насылают эпидемии, обманывают людей, убивают других волшебников, разрушают землю.
Именно такая картина нарисована в книге Ролинг. Злой магии противостоит магия добрая. Никаких иных источников чудесного, кроме волшебства, нет. И их недостаток даже не ощущается. Потому что мир в "Гарри Потере" изначально построен в оккультной парадигме, исключающей вмешательство свыше.
Добрые маги во главе с Дамблдором, директором школы волшебства, как могли противостояли темному лорду Волан де Морту, но у них не хватало сил, чтоб его победить. С каждым днем он становился все могущественнее и, если бы не чудесный ребенок Гарри, всему миру грозила бы погибель. Попутно подчеркнем, что добрых магов заметно больше, чем злых. Но злые почему-то сильнее. Так, семейство Малфоев, даже лишившись своего покровителя Волан де Морта, оказавшись в изоляции и ощущая на себе всеобщую неприязнь, все же может в одиночку устраивать пакости Дамблдору и всему Хогвартсу, влиять на работу правительственных органов волшебного мира и подготавливать уничтожение Гарри.
Вся школа Хогвартс делится на четыре факультета, в соответствии с пожеланиями основавших ее древних волшебников. Три из них были добры и создали Гриффиндор, для храбрецов, Когтевран для мудрых и Пуффендуй для трудолюбивых. А один -- злой. Он основал Слизерин для хитрых, читай "черных" магов.
Такое соотношение злых и добрых магов очень характерно. По эзотерической традиции, всего около 20 % посвященных склоняются к "левой руке", т. е. к темному пути в магии. Сам оккультизм не отвечает на вопрос: почему эта горстка сильнее остальных вместе взятых. На наш взгляд, ответ следует искать в избранном источнике силы. Вряд ли он предназначен для того, чтоб творить добро, и в руках у белых магов постоянно пробуксовывает. В то время как черные могут использовать его на все сто.
Школьный антипод Гарри -- Драко Малфой учится как раз в Слизерине. Он бледный и имеет, вероятно, вампирские наклонности (о чем свидетельствует его имя). К тому же он расист -- не переносит тех, у кого в жилах не течет чистая кровь волшебников. И сноб -- издевается над теми магами, которые не так богаты, как его семья. Читатель от души хочет, чтоб Драко дали в ухо, когда тот насмехается над добрым Роном Уизли, мальчиком из многодетной и бедной семьи волшебников, очень расположенных к людям.
***
Через противостояние Драко и Рона писатель показывает драматичный раскол в среде магов по вопросу, а допустимо ли обучение волшебству людей? Семейство Малфоев имеет много поколений волшебников, уходящих в глубь веков. Может быть, именно поэтому оно наиболее хтонично, зло и враждебно людям. Малфои, отец и сын, отстаивают чистоту волшебной крови, стремятся к изгнанию из Хогвартса или даже убийству учеников из человеческих семей. Уизли, напротив, очень интересуются достижениями человеческой цивилизации и выступают за расширение контактов с миром людей.
За этим противостоянием прослеживаются намек на споры двух главных ветвей оккультизма: западной и восточной. Западная берет начало в Египте и Вавилоне, восточная -- в арийской философии в Индии. Западное очень аристократично, черпает многое из каббалистики, отстаивает чистоту рядов посвященных и считает, что восточное под влиянием буддизма недопустимо демократизовалось, а значит, утратило тайну. Восточное, напротив, отрицает учение западных оккультистов о Божестве, как сугубо еврейское, и стремится поглотить как можно большее число сторонников, даже за счет частичной профанации своих знаний. За восточным оккультизмом утвердилось название Теософии. К концу XX в. оно явно одерживало верх над западным, именно благодаря широкой популяризации своих идей.
Малфои -- западники. Они не желают допускать к великим таинствам абы кого. Для них чистота крови -- главный залог успеха мага. В их глазах Уизли -- вырожденцы, потому что возятся с людьми, опекают их и постепенно сами становятся, как люди. Т.е. как низшие существа, профаны, простаки, маглы. В этом смысле Уизли -- восточники, демократы. Слово "маглы", обозначающее в книге людей, по созвучью напоминает английское "mage-less" -- лишенные волшебства, не волшебники. У нас оно было переведено, как "простецы", хотя столь же верно было бы использовать старый термин "профаны".
Отношение к людям -- своего рода водораздел белых и черных, добрых и злых волшебников. Хотя сами люди, вызывают симпатии только, когда на них смотришь изнутри волшебного мира. Встреча же нос к носу оставляет тягостное ощущение. Семейство Дурслей, в котором растет Гарри -- не заслуживает ни одного доброго слова. Это трусы, дураки, лентяи, обжоры, лишенные не то что магии, а каких-нибудь добрых чувств к бедному сироте, оказавшемуся под их кровом. Они всячески унижают Гарри, заставляют его работать на себя и называют из-за магических способностей "уродом".
Но может быть, Дурсли просто плохие люди? Беда в том, что хороших людей в книге как-то нет. У Гарри не находится в обычной человеческой школе ни единого товарища, хотя сам он кампанейский парень и как только попадает в Хогвартс, становится центром дружеского кружка. Среди людей Поттера все избегают и чураются. Издалека даны парой мазков родители Гермионы Грейнджер, соученицы и подруги Гарри. Она урожденная магла, и хотя ее папа и мама не противятся обучению дочери среди волшебников, попав в магический книжный магазин, они страшно перепуганы. Из состояния страха их не может вывести даже добряк мистер Уизли, угощающий Грейнджеров кофе и интересующийся устройством лифтов, эскалаторов и телефонов.
Страх перед волшебниками -- общее чувство для плохих Дурслей и хороших Грейнджеров -- оно объединяет людей и делает их существами низшими по отношению к магам, как бы те в своем кругу к ним не относились.
***
Ролинг не рассказывает, а как случилось, что существуют два параллельных мира: мир волшебников, и мир людей. Как возникли маги, откуда они пришли, как появились их древние семейства?
Человеку, читавший кельтские легенды, легко самостоятельно заполнить этот пробел историями о народах богини Дану, фейри, эльфах и других сказочных созданиях, которые обычно трактуются, как волшебные существа, родственные людям, но более древние, чем они -- осколки иного, более счастливого мира. Их мир не рассеялся полностью, а как бы спрятался в глуши лесов или на дне озер. Он не может быть увиден человеком без разрешения одного из волшебных существ. Так в уэльской легенде принц Пвил по желанию феи Хрианон попадает в город ее народа, который стоит прямо среди леса, на том месте, по которому Пвил сотни раз скакал с охотой и ничего не видел. Сказочный Авалон располагается чуть ли не на том же месте, что и аббатство Гластонбери, но впускает в себя далеко не каждого.
Точно также и школа Хогвартс находится в параллельном мире. Она реальна для тех, кого туда пригласили. Остальные же ее просто не видят. Портал располагается на вокзале в стене и пропускает волшебников на платформу 9 и Ў. Поезд Хогвартс-экспресс идет уже по скрытому миру. А сама школа, как Авалон, возвышается прямо из озера, ученики плывут туда на лодках.
Когда христианские проповедники появились на британских островах, им пришлось подумать над ответом на вопрос, кто такие эти волшебные народы, о которых так много рассказывала их новая паства? Тенями какого мира в мире реальном являются скрытые города и замки фей? Ответ был найден. Католическая церковь считает волшебные народы кельтов остатками допотопных народов, которым с помощью колдовства и при покровительстве лукавого удалось избежать гибели. Недаром во многих легендах города фейри расположены под водой, на дне моря или озер. Лодка героя плывет по волнам, пока вдруг не проваливается в пучину, а там глубоко на дне оказывается земля, где живут странные, утонченные и необычайно чувствительные люди, владеющие секретами колдовства. На дне озера же, по ряду свидетельств, располагается и Авалон, где дева Озера воспитывает Ланселота.
Мир волшебных народов как бы застыл между жизнью и смертью, между новой реальностью, установленной Богом после потопа, и реальностью прежней, которую попытались сохранить противники Творца. Поэтому там все так зыбко, изменчиво, непостоянно, неуловимо для простого человека. В Хогвартсе, например, каждую ночь передвигаются лестницы, стены, двери, так что на следующий день трудно найти дорогу до хорошо знакомых учебных кабинетов.
Нетрудно догадаться, что в мире, обреченном на смерть, но как-то "недоумершем", идет постоянное вырождение, подтачивающее его магические основы. В книгах Ролинг оно проявляется в иссякании магического дара у представителей волшебных семейств. В них все чаще рождаются т.н. сквибы -- стопроцентные маги, не способные к колдовству. Таким сквибом является один из друзей Гарри растяпа Невил Долгопупс, не способный найти даже собственную домашнюю жабу, не то что правильно поставить волшебный котел. Таким же лишенным колдовства вырожденцем описан мистер Финч, школьный смотритель Хогвартса, ненавидящий учеников не только за то, что они все ломают и портят, но и за то, что у них есть дар волшебства, а у него нет.
Сквибы не уходят в мир простых людей, потому что не приспособлены к нему, но и волшебном мире им уже нет места, они занимают в нем самую нижнюю страту. Судя по тому, что выпускаются целые книжки с упражнениями для сквибов по развитию в себе магических способностей, а ловкие дельцы зарабатывают деньги, обучая их простейшим самым естественным для волшебника вещам -- число таких "вырожденцев" постоянно растет.
Пробел восполняется за счет рекрутирования новых магов из числа людей. Магия не является исключительной прерогативой существ из волшебного мира. Многие "простаки" способны к ней даже в большей степени, чем урожденные волшебники. Их презрительно именуют "грязнокровками", но в стенах Хогвартса с каждым годом таких учеников становится все больше. "Грязнокровкой" является Гермиона, маглой же была и мать самого Гарри, происходившая из простой человеческой семьи. Так, в форме приглашения учиться в волшебной школе, Ролинг подает старый миф о похищении эльфами человеческих детей.
Согласно сказкам и легендам, детей похищали либо с целью их съесть, либо с целью сделать частью своего мира. Укрепить за счет них ряды волшебных народов, которым нужна свежая кровь. Ведь вырождение, заметное в "Гарри Поттере", происходило не только в XX в., но и в XII, и в IX, и гораздо раньше. В этом случае их, конечно, обучали колдовству.
***
Идея обучения, науки чрезвычайно важна для книг Ролинг. Ведь Хогвартс это не какая-нибудь темная пещерка в лесу, где старый колдун смешивает лягушачьи лапки с зубами крокодила и возится с одним единственным учеником. Это крупный научный центр, имеющий четыре факультета, множество лабораторий и кабинетов со специальным оборудованием, теплиц для выращивания магических растений и обсерваторий для астрологических наблюдений. Все как в настоящем университете -- Оксфорде или Кембридже. Даже свои спортивные команды.
В подобном описании, чрезвычайно привлекательном для читателей, проявились старые претензии оккультистов на близость и даже идентичность своих знаний с научными. Мы упоминали Агриппу Неттесхеймского, попытавшегося в 1533 г. обосновать принадлежность оккультизма к естественным наукам, указывая на родство их методов. В XVII в. была популярна концепция ученого-мага, она же заметна и в итальянской натурфилософии эпохи позднего Возрождения. Современные историки науки признают, что множество явлений, прежде считавшиеся чисто оккультными, такие как магнетизм, гравитация, гипнотизм -- сейчас перешли в сферу науки. Кроме того, такие науки, как астрономия, химия, лингвистика во многом берут свое начало из астрологии, алхимии, изучения мертвых языков с целью расшифровки древних магических текстов.
Стремление показать волшебные науки, которым обучают в Хогвартсе, именно как науки, причём науки точные, а магов -- как высококлассных профессионалов-исследователей ярко проявилось на страницах "Гарри Поттера". В этом смысле любопытна трактовка разного рода гадательных упражнений, которым обучает профессор-прорицательница в третьей книге, как шарлатанства чистой воды. Оказывается, в Хогвартсе тоже есть свой спор "физиков" и "лириков", вернее "точников" и гуманитариев. Всезнайка Гермиона просто не может себе представить, что есть хоть что-то, чему нельзя научиться из книг. Ее любимый предмет -- математика, где все точно. Прекрасное знание математики в ряде случаев просто необходимо для мага. А рассуждения о слабом или сильном астральном поле, третьем глазе, внутреннем зрении, которые никак нельзя проверить, вызывают смех как у мисс Грейнджер, так и у многих преподавателей. Гадание на кофейной гуще явно не в почете.
***
Легенды рассказывают и об обратном -- т.е. не о похищении эльфами человеческих детей, а о подбрасывании волшебных младенцев простым людям. Именно в такой роли и оказался Гарри Поттер. Его родители погибли в схватке с Волан де Мортом, а сам он остался сиротой, и Дамблдор решил, что правильнее всего будет отдать его на воспитание дяде и тете. Чета Дурсли находит ребенка на пороге с запиской от директора волшебной школы, объясняющей, что с ним случилось.
Однако, Дурсли не оказались добры к мальчику. Они воспринимают его дар как уродство, всячески унижают и третируют племянника, скрывают от него правду об обстоятельствах гибели его родителей и никогда не упоминают о его волшебном происхождении. Для них волшебные способности Гарри ни что иное как отклонение, а сам он даун. В школу для умственно неразвитых детей и пытается определить его дядя Вернон, вместо того, чтоб послать в Хогвартс. Только вмешательство волшебных сил спасает мальчика от подобной участи, и он отправляется в школу магии -- на свое законное место.
У читателя возникает вопрос, а зачем мудрый Дамблдор вообще отправил маленького Гарри страдать к жестоким Дурслям? Не мог разве взять с собой в волшебный мир? Сам старик объясняет свой поступок профессору МакГонагалл следующим образом: Гарри де слишком известен в мире магов и всеобщее поклонение испортит его, оказав вредное влияние на формирование характера еще в детстве. Пусть страдания закалят его, тогда он сможет противостоять искушениям.
Если внимательно приглядеться, то унижения у Дурслей напоминают первый этап тамплиерского посвящения, когда неофита подвергали ритуальным унижениям, водили в одной рубашке на веревке и били по обеим щекам. Таким образом утверждалось смирение неофита, его готовность пожертвовать своей гордыней ради достижения великих знаний.
Поттер проходит необычное посвящение. Оно начинается еще в младенчестве и растягивается на годы. Для него недостаточно просто полежать в картонном гробу, чтоб войти в сонмище посвященных. Однозначно сказать, кто такой Гарри, невозможно на протяжении всей книги.
С одной стороны, он добрый мальчик, наделенный необычайными способностями. Его душевные качества являются гарантией того, что он не использует свой дар во вред людям. Однако в момент схватки темный лорд использовал против него все свои силы. Часть утраченного могущества Волан де Морта перешла к Гарри, символом чего является молния на лбу.
Волан де Морт -- злой маг, и то, что он отдал Гарри, тоже не из разряда добра. Например, Поттер понимает язык не только всех зверей и птиц, но и язык змей. Очень редкий дар даже в среде волшебников, причем дар, которым отмечены исключительно черные маги. То, что Гарри "змееуст", т.е. умеет говорить по-змеиному, сразу вызывает неприязнь соучеников по Хогвартсу.
При поступлении в школу магии старая шляпа говорит ему, что он пригоден для любого факультета и настоятельно советует выбрать Слизерин, т.е. прямую дорогу в черные маги. Когда Гарри во второй книге вновь переспрашивает шляпу о своей судьбе, она опять повторяет рекомендацию отправиться в Слизерин. Однако остается свобода личного выбора. Во время поступления в Хогвартс Поттер просит: "Только не Слизерин" -- и попадает в Гриффиндор, рыцарский факультет для храбрецов, чей символ не змея, а лев.
Попав в Хогвартс, Гарри продолжает посвящения. Он постепенно покоряет элементы стихий. В первой книге "Гарри Поттер и философский камень" это воздух. Поттер учится летать на метле. Самое яркое ощущение в его жизни -- чувство свободы полета высоко в небе. Вскоре он становится ловцом в игре в квидич. Причем Гарри -- самый молодой член команды -- и его принимают только потому что он необыкновенно одарен -- смог на лету поймать маленький золотой шарик -- снитч и заработать 150 очков для команды.
Однако и здесь проявляется двойственность в трактовке образа Гарри. Ловец напоминает сразу и о евангельском "ловце человеческих душ" апостоле Петре (тем более, что действие книги крутится вокруг поисков философского "камня"), и о "Великом Ловчем" Цернуносе из кельтских легенд, эквивалентном дьяволу.
Во второй книге "Гарри Поттер и тайная комната" покоряемой стихией является вода. Повествование идет все время о канализационных трубах, по которым ползает Василиск, о разлитой на полу воде, взглянув в которую люди и животные впадают в оцепенение, слезами исходит Плакса Миртл -- привидение из закрытого туалета для девочек. Вода, управляемая Луной, является женской стихией, поэтому посвящение связано сразу с тремя девочками, каждая из которых по-своему влюблена в Гарри -- Гермионой, сестрой Рона Дженни Уизли и покойной Миртл, мечтающей, чтоб Поттер погиб и остался с ней. Туалет для девочек, хоть и закрытый, символизирует запретное половое посвящение.
Третья книга "Гарри Поттер и узник Азкабана" рассказывает об овладении стихией земли. Гарри, а с ним и его друзья при помощи плаща-невидимки и "Карты мародеров" проходят подземельями под Хогвартсом, причем вход в подземный туннель находится в горбу у статуи ведьмы, ассоциируемом с холмом. Все важнейшие открытия ожидают героя глубоко под замком.
Судя по названию четвертой книги "Гарри Поттер и огненный кубок", следующим элементом будет огонь.
В конце каждого приключения Поттер сталкивается с Волан де Мортом, пытающимся убить своего врага, чтоб обрести прежнюю силу. Гарри сопутствует удача, он всякий раз побеждает темного лорда, вернее его очередное воплощение, более слабое, чем когда-то был сам колдун. Однако и Волан де Морт наносит герою страшные раны -- Гарри постоянно оказывается на грани гибели, теряет сознание, переживает опыт психической смерти. Этим для Поттера заканчивается не все посвящение, а каждый его этап в отдельности. После чего он на летние каникулы опять отправляется к Дурслям, и путь от унижения к торжеству через смерть начинается снова.
Не сразу можно заметить, что великое делание идет сразу по двум направлениям. Чего требует и двойственная натура Гарри, наличие в нем как силы добра, так и силы зла. Первую цепочку мы показали: воздух -- вода -- земля -- огонь. Совсем как в мультфильме Уолта Диснея "Мистерия". Второе, попятное движение осуществляется следующим образом: камень -- огонь -- воздух -- вода. В каждой книге соединена пара противоположностей. Например, в первой воздуху противостоит камень.
Гарри не только летает на метле, но и находит философский камень. Однако его же собственные действия приводят к исчезновению камня. Во второй истории воде противостоит огонь. Огненной птицей является Феникс, помогающий Гарри справиться с памятью Волан де Морта, ожившей на страницах его дневника. Огнем, вышедшим из зуба Василиска, Поттер уничтожает проклятый дневник.
В третьей книге земле противопоставлен воздух. Гарри летает на грифоне, однако этот полет не приносит ему прежнего удовольствия. На грифоне трудно усидеть, Поттер боится упасть. В конце книги создается ситуация, при которой грифона казнят, и, лишь повернув время, друзьям удается вывести шею ни в чем неповинного животного из-под топора. Однако это не перебивает общей тенденции. В результате каждого приключения Гарри проходит как бы через два посвящения и уничтожает результаты второго. Утерян философский камень, сожжен дневник, убит грифон.
Что касается "Огненного кубка", то нетрудно догадаться, что здесь огонь будет соединен с водой. Ведь кубок -- это предмет, в который наливают и из которого пьют...
Благодаря овладению элементами стихий, Гарри вовсе не приобретает силу (она присуща ему изначально, причем в удвоенном размере -- своя и Волан де Морта), а учится управлять ею. Становится, как говорил Э. Кант, из вещи в себе вещью для себя.
Изначальное наличие в Гарри громадной силы -- одна из причин, по которой он просто не может соблюдать школьные правила, установленные в Хогвартсе. Поттер, при всей своей доброте, постоянный нарушитель законов. А так как волшебная школа Хогвартс в книге своего рода микрокосм, то и нарушитель его законов -- божество космического масштаба.
Лишь благодаря силе Гарри мир волшебников, да и людей, как не раз намекает Ролинг, выжил, не был порабощен и уничтожен Волан де Мортом. Таким образом Гарри -- залог существования волшебного мира. Вот почему ему сходят с рук действия, за которые любой другой ученик был бы исключен из Хогвартса: например, использование колдовства на каникулах или торпедирование Гремучей Ивы летающим автомобилем. Поттер, даже в положении недоучившегося адепта -- хозяин окружающей его реальности, само ее сохранение зависит от его силы. А какие законы могут существовать для хозяина?
***
Здесь мы с вами подступаем к одному непростому вопросу. Каков же мистический прообраз Гарри Поттера? Его эквивалент в оккультной и религиозной традиции? Ведь и та и другая подчас апеллирует к одним и тем же текстам, например, к Апокалипсису, только толкует их по-разному.
Если оставить в стороне чисто художественное оформление образа и обратиться к голым характеристикам, то получится следующее:
Он носит печать.
Он сирота и отвергаем людьми.
Он понимает язык зверей и птиц, особенно змей.
Он является источником силы для магов.
Он -- двойник другого могущественнейшего персонажа, только с противоположным знаком.
Его первая битва с антиподом уже произошла в самом начале истории, а вторая -- решающая -- планируется в самом ее конце.
Теперь каждый может про себя назвать имя библейского персонажа, к которому подходит данные описание.
Следует отметить, что Волан де Морт -- злой двойник Гарри -- выступает у Ролинг в роли местного дьявола. В начале книги, вернее даже за ее пределами, в некоей мистической ретроспективе чудесный младенец Гарри побеждает темного лорда и лишает его силы, как Бог в начале времен повергает сатану в бездну. В конце земной истории битва повторится, и враг рода человеческого будет побежден окончательно. Нечто подобное планируется и у Ролинг. В ее противостоянии Гарри играет роль Христа, Волан де Морт -- сатаны. Исход их столкновения предрешен, хотя бы в сердцах читателей, потому что на стороне Гарри, что называется, все люди доброй воли.
Но вот беда: в тексте Ролинг добро и зло все время меняются местами. И хотя граница между ними проведена до рези в глазах четко (если уж Дурсли плохие, то они плохи во всем; если Гарри хорош, то у него нет дурных черт), одни и те же персонажи оказываются то по одну, то по другую ее сторону. Добрый, на первый взгляд, заика профессор Квирелл на самом деле -- сторонник Волан де Морта, более того -- носитель его сущности, двуликий Янус, у которого на затылке лицо темного лорда. Убийца родителей Гарри, страшный узник Азкабана Сириус Блек, ни в чем не повинен, он, наоборот, пытался спасти старых друзей. А вот человек, которого все считали героем, погибшим, защищая семью Поттеров -- Питер Петтигрю как раз и был настоящим предателем.
Автор словно говорит нам: не все то добро, что принято считать добром, не все то зло, что мы до сих пор считали злом.
Более того, добро и зло вообще пребывают в единстве, они как бы разные стороны одного и того же существа. И пребывают в равновесии. Эта идея дана через образ учителя Люпина в третьей книге. Добрый Люпин лучше всех своих предшественников учит детей, как защищаться от темных сил. Но он же каждое полнолуние становится волком-оборотнем, т.е. превращается в ту самую темную силу, от которой учил защищаться. Идея равновесия добра и зла в одном существе относится к самому архаичному пласту оккультных представлений. Они были унаследованы от древних неолитических религиозных верований, когда в образе Богини Матери, общем для всех народов, сочетались как благодетельные, так и губительные черты, присущие природе. Не случайно Люпин волк. Мужские волчьи братства охотников органично вписывались в этот культ.
Итак, сила Гарри может быть как добродетельна, так и губительна. Ему самому предоставлено право выбрать свою дорогу, и он, в отличие своего волшебного двойника Волан де Морта, выбирает светлый путь. Проходя через посвящения на темном пути, Поттер всякий раз уничтожает их результаты, отказываясь от даров зла. Нет причин сомневаться, что в конце книги он окажется спасителем человечества, своего рода оккультным мессией в мире, где иной силы, кроме магии, нет.
В самой первой книге есть лишь один намек на дальнейшую судьбу Поттера. Не более чем шутка. Когда Гарри впервые выступает на соревнованиях по квидичу, его сокурсники в восторге от того, что мальчика их лет приняли в команду, растягивают над трибунами плакат: "Гарри Поттера в президенты!!!". Совершенно по-американски. Ведь в старой доброй Англии президентского поста нет. Однако кто мешает Гарри переплыть океан? Стать во главе величайшей демократии? Президентом земного шара? Царем мира?
В связи со всем вышесказанным основная идея книг Дж. Ролинг поражает своей наивностью. Раз прихода Антихриста избежать не удастся, можно попробовать воспитать его добрым и хорошим. Ведь известно же, что поначалу он будет творить много светлых дел. Нужно не допустить трагического вывиха в характере будущего мессии, его поворота ко злу. Тогда он будет не вреден людям, а даже полезен в домашнем хозяйстве. Только не нужно его бояться, дадим ему Хогвартс, друзей, умных наставников... И все будет хорошо.
Характерно, что эта идея появилась именно в Англии, чья литература породила образ Мерлина, сына Сатаны и благочестивой девы, отвергшего дорогу зла. Небесное воинство посчитало, что будет славно, если сын самого лукавого отвернется него. Так и случилось. Хотя Мерлин и становится магом (от родовых пятен не так легко избавиться), но магом белым, настоящим мудрецом. Однако он не смог предотвратить гибель прекрасного мира короля Артура, оберегать который и был поставлен. Более того, именно двойственность артуровского мира, во многом связанная с образом Мерлина, неумение сделать выбор между двумя противоположными парадигмами, и приводит в конечном счете к его гибели.