Аннотация: Французское кино не для всех о загадочной русской душе и таинственной Сибири. Ещё о лошадях.
Фильм "Шаман". Оригинальное название "Shaman" (отражает влияние великого и могучего тунгусского на провинциальный французский). Год выпуска 1996.
Французское кино не для всех о загадочной русской душе и таинственной Сибири. Ещё о лошадях. Можно в обратном порядке: о лошади, о Сибири, о человеке. Каждый выстроит после просмотра свою шкалу приоритетов.
Сюжет умещается в несколько строк. Зона, побег якута-шамана и доходяги-скрипача на лошадях, зачарованных звуками варгана, шамана подстреливают, он умирает, его душа сопровождает доходягу на лошади в долгих странствиях по тайге, Байкалу и в городе Иркутске (?) (в маршрут, честно говоря не врубился, если исходить из того, что зона где-то в Якутии), продажа верного спутника-друга-лошади цыганам, приобщение к прежней жизни в виде водки, бани, ресторана, "жалосливой" девушки, желание вернуться в Москву, ковбой скачет в закат, извиняюсь, скрипач без скрипки в шкурах а-ля неадерталь верхом на лохматой кобыле медитирует на заснеженной равнине.
Хэппи-энд ? ! . (нужный знак пунктуации подчеркнуть по желанию).
Ну, как бы рекомендую к просмотру. Подчёркиваю, голимый арт хаус, (бес)смысленный и (бес)пощадный к "моску". Цель сего действа - "моск", набитый обыденной дребеденью, взорвать нахрен. Потом, авось, в образовавшуюся пустоту попадёт нечто путное.
Фильм, где главный герой - лошадь, однозначно воспитывает лучшие человеческие качества: верность дружбе, упорство в достижении цели, слияние с природой и обретение своего "Я". Лошади в фильме якутской породы, аборигенные по коневодческой терминологии, лохматые, косматые и пузатые, короче, ходячий кошмар на Дерби. Но взгляд такой скотинки осмысленнее и красноречивее отфотошопленного пламенного взора штатной кинозвезды. Эта лошадь тащится по брохо в снегу с нелепым седоком, вытаскивает из передряг своего не слишком приспособленного друга, прощает предательство. И наконец, возвращает бывшего человека и бывшего зека в человеческое состояние. Кто из них поводырь и кто ведомый, кто хозяин и кто скот - быдло - в конце уже не понять. Они становятся одним целым.
Автор фильма Клеман Марти более известен не как режиссер, а как директор уникального театра лошадей "Зингаро", и под своим псевдонимом - Бартабас. Соавтор не менее именит - Жан-Люк Годар. Звезда на звезде, как говорится. Играют непрофессиональные актёры. Главную роль скрипача-задохлика, как я понял, исполняет музыкант и шоумен Игорь "Боцман" Гоцман. Среди остальных - жители деревни Шаманка (!) под Иркутском, где в основном снимался фильм. И местные же лошади, олени, зайцы и волки. Не удивительно, что звёзды мировой величины отлично сработались с обитателями захолустья и выдали на-горА скромный шедевр.
Ревнивый взгляд фанатичного сибиряка царапают некоторые детали, для французов вполне извинительные, поскольку они соответствуют мнению о Зауралье остального населения России. Во-первых, Сибирь это страна где много-много диких обезьян, пардон, много-много снега, много-много зон за колючей проволкой и много-много водки. Плюс фантастическая по красоте и суровая до жути природа, которая является самостоятельным персонажем.
Во-вторых, Сибирь=зона.
В-третьих, обиталище людей, живущих в каменном веке с шаманскими девайсами вокруг себя.
Для обывательской и бюрократической Евроссии такие представления необходимы, так как позволяют относиться к полу-зекам-полу-туземцам с презрением: необходимый компонент колониального угнетения. Для просвещённой интеллектуальной Европы Сибирь, как оказывается - место силы, резерват настоящих людей (и лошадей!!!), маршрут обретения себя. Вот французы на закате своей многотысячелетней цивилизации отправляются в трущобы мира, чтобы сыскать людей "делать жизнь с кого".
Бывший скрипач Дмитрий - а ныне доходяга на побегушках - как раз подходит на роль детища цивилизации. Он слишком нелеп, чтобы жить. Единственное, что подтверждает в нём звание человека, так это его любовь к своей скрипке, умение извлекать из неё чарующую мелодию. Всё дальнейшее с ним проходит по сценарию шаманской инициации, хотя бы не буквально вопощённому в жизнь по стародавним заветам.
На лесоповале он набредает на шаманское дерево, увешанное лоскутками, и видит табун лошадей. Его сосед, якут Анатолий, видит в этом знак и предлагает бежать на лошадях. Так обычно совершается выбор претендента в шаманы: некто (или нечто) избирает его, даёт знамение и вроде бы оставляет свободный выбор - следовать ему или нет. Но духи играют в беспроигрышную игру: они-то отлично знают, что выбранный ими человек не сможет стать прежним, отстаться таким как был. В Сибири человек, отказавшийся стать шаманом, обычно сходил с ума: участь Дмитрия ненамногим была бы лучше, ведь он остался бы в зоне.
Дмитрий соглашается: так в нём начинает отмирать прежний человек, москвич, скрипач и зек, и начинает проявляться новый - шаман, стоящий вровень с духами, их повелитель и слуга, которому открыты иные миры. Впрочем, это только подразумевается: в фильме об этом нет ни слова. Публике достаточно намёка. Перерождение для шамана есть вид смерти: на сей раз смерть всамделишная, но не самого Дмитрия, а его друга Анатолия - в него попадает пуля при побеге. Поскольку Анатолий - шаман, как оказывается, то он понимает смысл происходящего.
Теперь у Дмитрия есть духи - хранители: тень убитого шамана и друг-лошадь. Они сопровождают его повсюду, берегут от опасностей, учат, где словом, где примером, о всеобщей одушевлённости мира, о настоящем месте человека. Путь идёт по зимнему лесу, горам, по утоновшим в сугробах деревням и по байкальскому льду. Вообще-то шаман, отрываясь по воле духов от человеческого состояния, остаётся с людьми: в этом смысл его миссии - быть посредником между людьми и духами. На этот раз новоявленный шаман остаётся в одиночестве. Он только сталкивается с людьми - и тут же отталкивается от них: он им не нужен, а они - ему (вдобавок и опасны, так как все ищут беглеца).
Вроде бы таёжное приключение завершилось. Можно отправляться в Москву, можно пожалеть в ответ милую дурнушку и остаться с нею в Иркутске. И всё же человек, вдохнувший воздух свободы, не может жить в городе, где грязь вместо белоснежного покрова и нет места лошадям.
Духи не оставляют своего невольного протеже, он не свободен от них, от своей миссии. Цивилизация приучила нас, что "не-свобода" тягостна, недостойна настоящего человека. Но вот человек, который подчиняется пути следования духам, не может освободиться от навязанной (?) ему судьбы.
Счастье это или нет? Быть одному, безумным, в тайге, со скотиной, одержимым странными видениями и знаниями, которые никому не нужны?
Каждый отвечает на этот вопрос сам.
Сибирские "чудики", любовно выписанные Шукшиным, в галльской интепретации вконец распоясались. То мотоциклист в чёрной кожанке и штанах с лампасами, он же казак-монархист, то чувак, ремонтирующий кувалдой заброшенный корабль на Байкале под магнитофонные хрипы Высоцкого, с тем, чтобы пуститься в кругосветное плавание. Люди, которые притворяются нормальными, ненамного лучше. Стандартные охранники, в которых причудливо перемежаются черты бравых НКВД-шников 30-х с современными бойцами внутренних войск; пропитое сельское население в запущенных строениях; неостановимый поток однообразных прохожих на грязных улицах Иркутска.
Кто знает, где всё-таки нормальное состояние человека - в глуши на лошади и в таком вот виде. ..
Вопросы, вопросы... Похоже, кроме лошади по кличке Лошадь никто на них не знает ответ. Но она всё-равно нам не скажет.