Аннотация: Опыт создания самодеятельного путеводителя по северной Курукшетре. Если кому-то потребуется вариант с картами и фото - намылю.
₪ Введение
Путеводитель основан на следующих источниках:
Описание прадакшины и тиртх Курукшетры взято из академического перевода третьей книги Махабхараты - "Араньякапарвы, книги Лесной" и комментариев к ней.
Сжатое изложение сюжета Махабхараты приводится по выложенному в Интернете изложению Г.Ф. Ильина.
Современное состояние Курукшетры описывается в сайтах:
www.web1.hry.nic.in и www.kurukshetra.nic.in.
К сожалению, сайт www.kurukshetradb.org , посвященный непосредственно прадакшине по Курукшетре не доступен.
₪ Современное описание
Дистрикт Курукшетра /Distrikt Kurukshetra/ штата Харьяна/Haryana/ расположен к северу от Дели. Центр округа, г. Курукшетра находится в 160 км к северу от Дели и в 6 км от национальной магистрали Љ1 /National Higway 1 populary called the Grand Trunk Road/.
Железнодорожная станция Курукшетра /Kurukshetra Railway Station, also called Kurukshetra Junction / расположена на главной железной дороге Дели-Амбала /Delhi-Ambala Railway line/ .
₪ Историческое описание
Земля Курукшетры неоднократно имела ключевое значение в истории Индии.
Здесь происходили события, которые вывели арийские племена из области туманных преданий в историю, пусть мифическую и баснословную, но все же имеющую определенную последовательность событий, действующие лица и реальное значение для жизни Индии. Святость места не помешала неоднократно решатьв битвах на полях земли Куру, кому царствовать в стране арьев.
Курукшетра - одно из немногих мест, описываемых в Ригведе, местоположение которых сейчас может быть точно определено и которое до сих пор сохранило свое название без искажений.
С Курукшетрой связано пожалуй самое первое историческое событие в истории Индии - Дашараджне, Битва десяти царей. Если попытаться реконструировать эти события на основании нескольких неясных упоминаний в гимнах, то суть дела заключается во вражде двух пурохит царя бхаратов Судаса. Пурохита был самым приближенным к царю жрецом и полностью направлял его деятельность в сфере обеспечения связи племени с богами. По каким-то причинам прежнего пурохита Вишвамитру сменил новый, Васиштха. Отставленный жрец возбудил ненависть к бхаратам среди соседних племен арья и повел отряды десяти царей на Курукшетру. Особенно интересно упоминание среди участников похода племени яду, именно в нем воплотился Кришну. Судас хитрым маневром смог избегнуть поражения и дал сражение на берегах древней Парушни, нынешней Рави. Союз десяти потерпел поражение, многие воины и два царя утонули в водах реки. Потом бхараты упоминаются в Ригведе как участники битвы с еще одним союзом пяти племен, на этот раз из местного населения - дасью. Племя бхаратов стало самоназванием индийских арья, которое было пронесено через всю историю и дало название современной Республики Индия - Бхарат.
Территория Индии к северу от Дели и к востоку от Ямуны была тогда местообитанием арийских племен, слагавших гимны Вед. Позднее они двинулись на восток по долине Ганги и на юг через плоскогорья Декана. А тогда по лугам обширных лесов перемещались вслед за своими стадами коров и быков племена арьев. Они не знали городов, жили в переносных плетенных хижинах, молились под открытым небом перед земляными жертвенниками своим богам - справедливому Варуне, воинственному Индре и Митре, который заставлял их держать клятвы. На колесницах они вторгались в окруженные стенами селения дасью и занимали их земли. От этих времен память осталась только в гимнах Вед.
С потомками ведических арьев или же следующей, более развитой волной арийских племен современные археологи отождествляют так называемую культуру серой расписной керамики. Она просуществовала на севере Индии от 1100 г. до н.э. и исчезла в 400гг до н. э. То есть люди которые выделывали тонкостенные блюда и горшки из серой глины и украшали их черными полосами, застали закат хараппской цивилизации на Индии и строили первые блистательные города Древней Индии, те самые, которые поражают наше воображение в описаниях буддийских джатак. На Курукшетре располагаются многие археологические объекты этой культуры, можно даже сказать, что она была ее географическим центром. Тут археология смыкается с легендами Вед, они взаимно дополняют друг друга, хотя с оговорками и сомнениями.
Но самая первая ассоциация, которая возникает от названия Курукшетра - это конечно битва, описанная в Махабхарате. Даже если считать Махабхарату полностью вымышленной или базирующейся реально на рядовом столкновении малозначительных племен, нужно признать, что в мифах человечества Курукшетра заняла одно из самых выдающихся мест. О ней знают больше людей чем о Трое в Троянской войне и битва эта дала "Бхагават - Гиту", которую считаю своей священной книгой одна из самых многочисленных конфессий в мире. Нет индуиста, который бы не принимал "Бхагават - Гиту" и другие тексты Махабхараты, которые получили статус священных книг - "Мокшадхарму", "Шантипарва", "Анушасанапарва". В них описывается дхарма, то есть правила жизни в соответствии религиозными принципами, что составляет суть индуизма.
Если выполнить вычисления на основании пуранических данных, то сражение описанное в Махабхарате происходило в 3102 г. до н.э. (или в 2449 г.до н.э. по другому способу вычислений). Современная наука относит эти события, в принципе не подвергая их сомнению, к 1440, 1050, 950 и 900 гг. до н.э. Археологические данные хотя прямо не подтверждают эти данные, но и не противоречат им.
Вопрос о битве на Курукшетре по сути означает, правильно ли мы понимаем научную историю и то, что история считает мифологией , как они сочетаются и дополняют друг друга.
Во времена Будды, то есть к середине первого тысячелетия до н.э. Курукшетра как и вся Северо-Западная Индия постепенно теряет политическое и культурное значение. Скорее всего с распространением настических, то есть еретических, не признававших авторитета Вед учений как буддизм и джайнизм, святыни Курукшетры теряют свое общеиндийское значение. Индия тогда в городах постигала тонкости философии буддизма и верила в джинов - победителей джайнов, в деревнях чтила местночтимые святыни, по наследству доставшиеся от аборигенов, при храмах и святынях сохранялись устаревшие формы изживших себя ведических обрядов или плодились новые секты. В этом многоголосом хоре постепенно набирал голос современный индуизм. Но все это происходило уже далеко от Курукшетры. О ней еще помнили, но вряд ли она была местом всеиндийского притяжения.
На Курукшетре же с распадом империи Харши по сути закончилась история Древней Индии, ведической и брахманистской культуры. Началась средневековая Индия.
После распада империи Гуптов, окончания золотого века Древней Индии, территорию страны поделили между собой десятки, а то и сотни мелких царств, постоянно враждующих между собой. Столицей одного из них был древний Стханешвар, нынешний Тханесар. Вместе с другими царствами Ямуны предки Харши противостояли натиску с востока, из низовий Ганги. Шашанка, властитель Гауды, вероломно убил во время переговоров царей Стханешвара и Канауджа. Ямуна осталась беззащитной перед нашествием с востока. Тогда сопротивление возглавил Харшавардхан, более известный под сокращенным именем Харша. Стханешвар и Канаудж, объединенные под знаменем юного принца, отбросили захватчиков и сами перешли в наступление в 606 г. Харша был удачливым полководцем, в котором воинский талант соединялся с милосердием к побежденным и следованием древним традициям. Его империя простиралась от Аравийского моря до Бенгальского залива, от Нармады на юге до Гималаев на севере. Харша ограничивался признанием своего владычества на покоренных землях, взиманием дани и обязательством вассалов выступать в поход под его знаменами. Поэтому после смерти Харши в 647 году его царство распалась. Это была последняя империя Древней Индии, блистательных и веротерпимых брахманистских и буддийских царств.
В это время на западе Индии воинственные пришельцы уже учились быть индуистами и спустя два столетия раджпуты выступили в свой победоносный поход по следам Харши, последнего древнего властителя.
Но Курукшетра уже не имела никакой политической роли.
Ал-Бируни, свидетель и участник тюркских походов в Индию, отметил значение Курукшетры в науке Индии. От Ланки через Курукшетру к мифической горе Меру проходил своего рода "гринвичский меридиан", нулевая линия астрономических и астрологических отсчетов.
История Курукшетры связана с историей междуречья Ямуны и Ганги. Нашествия и владычества мусульман опустошили Курукшетру и привели к забвению ее святынь. Паломничества осуществлялись к немногим из них. По преданию нынешнее местоположение многих тиртх было открыто во сне некоему брахману. Существует мнение, что соседи Курукшетры благочестиво подкорректировали священную географию и многие тиртхи на юге и западе (за пределами современного дистрикта) были смещены на десятки километров.
При веротерпимых Моголах и англичанах тиртхи были восстановлены, появился современный город Курукшетра как центр паломничества рядом с древним Тханесаром и многочисленными деревнями..
₪ Реки Курукшетры
В настоящее время район Курукшетры является водоразделом между двумя огромными речными бассейнами - Индом и Гангой и их притоками, между которыми поделена вся континентальная Индия. Многочисленные реки, речушки и протоки, которые порой разделяет не более десятка километров, несут свои воды в разные моря. Система бывшей Сарасвати уносит свои воды на юго-запад, чтобы затеряться в песках, Ямуна - на юго-восток к слиянию с Гангой.
Так было не всегда.
Четыре тысячи лет назад все воды Курукшетры текли в сторону Инда. Сарасвати времен Ригведы была огромной рекой, причем любимой рекой арьев. Сочинители гимнов словно черпали вдохновение в ее водах и воспевали ее мощь и красоту. Отсюда вышла богиня мудрости Сарасвати. Другая богиня, Ямуна, несла свои воды не Ганге, а Сарасвати.
Потом случилось событие, которое можно описывать по-разному.
Можно сказать, что мощная тектоническая подвижка изменила рельеф Западной Индии. В результате уменьшения уклона река Сарасвати лишилась множества притоков и сама потеряла былую силу. В настоящее время система пересыхающих русел Хакра - Чара - Гхаггар - Сарасвати теряется в болотах Качского Ранна, не достигая Аравийского моря. Ямуна, прежде впадавшая в Сарасвати, получила новое направление. Теперь она несколько сотен километров течет параллельно Ганге, прежде чем слиться с ней у древнего Праяга, нынешнего Аллахабада.
Можно сказать иначе. Боги почему-то лишили своего благословения легендарное Пятиречье арьев Ригведы и покорная их воле Ямуна вспоила новую землю с новым народом. Но Сарасвати лишилась только своего земного облика, зримой силы и красоты. Незримая, она также вместе с Ямуной вливается в Гангу.
Сарасвати - богиня учения и культуры. Другие её имена - Вак (Vak), Вагдеви (Vagdevi), Вагишвари (Vagisvari), Бхарати (Bharati), Вани (Vani). Сарасвати была популярна среди Индуистов, Буддистов и Джайнов. В буддизме она является супругой Манджушри (Manjusri), Бодхисаттвы Мудрости. В Индуистской мифологии Сарасвати иногда была связана с Брахмой, иногда с Вишну или Ганешей. Ригведическая Сарасвати - воплощение реки Сарасвати. Позже она стала идентифицироваться с Ведической богиней Вак (Речь). Когда она становится самостоятельной богиней, то является супругой Брахмы. Матсья-Пурана рассказывает, что Сарасвати была создана Брахмой. Брахма был очарован собственной дочерью. В то время, как она начала кружиться вокруг него в молитве, у Брахмы возникло страстное желание постоянно видеть ее, и потому его лицо возникало во всех напрвлениях - он постоянно видел дочь. Так Брахма приобрел пять ликов. Миф об инцесте Брахмы со своей дочерью обязан своим происхождением Риг-Веде, где ведический Праджапати (Prajapati) соединился со своей дочерью Ушас (Usas).
В нынешней Курукшетре от этих рек осталось немногое. На западе ее пересекает Сатледж, известный еще с ведических времен как Сутудри, главный приток Гхаггара, то есть бывшей Сарасвати, на востоке осталось пересохшее русло изменившей свое направление Ямуны. Современная Ямуна протекает сейчас гораздо восточнее.
₪ Мифологическое описание Курукшетры
Страна Куруша упоминается в Ригведе и Махабхарате. В Двапара Югу это была самая священная область на земле.
Курукшетра лежит на территория между реками Сарасвати на севере и Ямуной на востоке. Протяженность по окружности, по маршруту прадакшины составляет 48 кош (80 миль или 128 км).
Курукшетра - значит поле Куру.
Царь Куру, предок Пандавов, предавался здесь подвижничеству на берегах озера Рамахрада, входящих в цепь Прудов Рамы (совр. Тханесар).
Другие названия Курукшетры и их толкования:
Самантапанчака - имеющая каждую из сторон в пять (йоджан);
Джамбадвипа - остров дерева Джамба, подразумевается, что она окружена пятью прудами;
Дхармакшетра - поле дхармы, земля закона и справедливости;
Брахмаварта - земля, живущая по законам Брахмы и Ману.
На территории Курукшетры находится девять легендарных лесов, сохранилось название трех из них: Пхалака и Вьяса - в центре, Шитавана - на крайнем западе.
Традиционно считается, что на территории Курукшетры находится 360 тиртх. В настоящее время достоверно определяются лишь немногие из них. Правительство дистрикта официально определило местонахождение и поддерживает в приемлемом для посещения паломников 134 тиртхи.
Множество легенд, связанных с Курукшетрой можно условно разделить на несколько пластов.
Первый из них - космогонические мифы индуизма.
На Курукшетре проявился Брахма как бог - созидатель, который создал вселенную и дал ей законы. Здесь же он до сих пор и пребывает.
Позже, когда земля канула в воды великого потопа Вишну принял форму вепря - Варахи, чтобы спасти богиню Земли Притхви (Prithvi) от власти демона Хираньякши (Hiranyakha. Он нырнул в глубины вод, после продолжительной борьбы убил демона и освободил Землю от потопа пороков силой Верховного Божества. (Эпическая поэма Рамаяна приписывает подъем Земли Брахме. Вишну, Линга и Гаруда-Пураны также приписывают этот подвиг Брахме, однако они идентифицируют Брахму и Вишну. Инкарнация вепря по-разному описывается в различных текстах.).
Второй пласт - древнейшие мифы, ссылки на которые сохранились в Ведах, брахманах и упанишадах.
Вот легенда о Раме, сыне Джамадагни, в том виде как она приводится в Махабхарате. Другие версии вместо теленка называют имя волшебной коровы Сабалы, которая накормила гостей и стала причиной ссоры между царем и отшельником. В любом случае именно на Курукшетре Рама Пурушарама мстил Кшатриям и искупал свою вину.
МАХАБХАРАТА ПО ИЛЬИНУ
В племени хайхаев был великий кшатрий по имени Арджуна, сын Критавирьи. Он
имел тысячу рук и благодаря своей необычайной силе подчинил себе весь мир.
Возгордившись, он стал относиться с пренебрежением к богам и святым.
Разгневанные боги обратились к Вишну с просьбой наказать высокомерного
Арджуну. Тогда Вишну родился в виде человека - Рамы, пятого сына
отшельника Джамадагни из древнего брахманского рода Бхригу.
Однажды в отсутствие Рамы в обитель Джамадагни явился Арджуна и похитил
телёнка. Рама, узнав о происшедшем, бросился вдогонку за обидчиком и
вступил с ним в бой. Своим боевым топором он обрубил тысячу рук Арджуны, а
затем убил его самого.
Родственники Арджуны, охваченные жаждой мести, убили Джамадагни. Его
сыновей не было в обители, и некому было защитить отшельника, сам же он,
занятый благочестивыми размышлениями, не оказал никакого сопротивления.
Вернувшись в обитель и увидев мёртвого отца, Рама поклялся истребить всех
кшатриев.
Он взялся за выполнение своей клятвы решительно и настойчиво. Все
мужчины-кшатрии были им убиты. Но женщины-кшатрийки породили новое
поколение кшатриев от брахманов. Их также истребил Рама. Так он поступал
трижды семь раз, наполнив кровью убитых пять озёр. Жажда мести у Рамы ещё
не была утолена полностью, но он вынужден был прекратить свои кровавые
дела: мир нуждался в кшатриях-ведь сами боги разделили людей на четыре
варны и смертный не мог менять установленный богами порядок. К тому же
просьба богов о наказании кшатрия Арджуны была уже выполнена. Рама принял
обет отшельнической жизни.
Рама бился со своими врагами боевым топором (парашу), почему этот герой
обычно и называется Паращурама, что значит "Рама с топором" .
Здесь в Двапара-югу впервые появилась царская власть, чтобы избавить людей от беззакония.
Воин и мудрец Бхишма, ученник Рамы Парашурамы, умиравший на Курукшетре так наставлял Юдхиштхиру.
МАХАБХАРАТА ПО ИЛЬИНУ
Бхишма рассказал Юдхиштхире о блаженном веке Крита, когда не было ни
государства, ни царей и никого не нужно было наказывать, потому что всюду
царила добродетель. Но затем нравственность стала падать. Боги перестали
получать жертвоприношения. Это не на шутку встревожило их, и они
обратились к богу Брахме с просьбой установить необходимый порядок на
земле. Бог Брахма возвестил людям сто тысяч правил всех сторон жизни
народа - о богослужении, обязанности людей, морали, отличии лжи от правды
и т.д., а также правила управления страной. Так как выполнение этих
законов людьми могло быть обеспечено лишь применением строгих наказаний,
то и всё изложенное в поучениях Брахмы было названо "Данданити", то есть
"Руководство в применении наказаний". Но так как продолжительность жизни
человека со временем всё больше уменьшалась, люди лишились возможности
полностью изучить столь грандиозный трактат; поэтому сначала Щива, потом
Индра и наставник богов Брихаспати, а затем и великие риши постепенно
сократили его в сто раз. Когда было создано "Руководство в применении
наказаний", боги обратились к Вишну с просьбой назначить человека, который
стоял бы над всеми людьми и обеспечивал бы исполнение законов,
предначертанных Брахмой. Первым царём был назначен Притху - потомок бога
Вишну в восьмом поколении; он был коронован собранием богов. После этого
на земле воцарился мир, восстановилось благополучие, и люди перестали
беспокоиться за безопасность своей жизни и своего имущества. По словам
Бхишмы, все последовавшие за Притху цари были воплощениями самого бога
Вишну.
Третий пласт - события, непосредственно связанные с жизнью Кришны. Ниболее раннее и полное описание их сохранилось в Махабхарате, где Курукшетра выступает местом самой грандиозной в истории человечества битвы. Краткие пересказы из Махабхараты приведены ниже.
Четвертый пласт - полуисторические свидетельства о пребывании в этих местах многочисленных ведических мудрецов и философов - настиков. С Курукшетрой связывают пребывание здесь Будды, хотя я не могу точно сказать в какой из периодов жизни Просветленнного он здесь был.
Здесь проповедовали почти все гуру сикхов.
Таким образом, на Курукшетре совершали свои деяния три аватары Вишну - Вараха, Рама Пурушарама и Кришна вместе с Баларамой
Кроме этого, предание связывает с Рамой, сыном Дашаратхи, две тиртхи. В одной из них некий мудрец освободился от вцепившейся в него головы ракшаса, убитого Рамой, а храм Бхадаркали возник на месте падения ступни Ситы, жены Рамы.
₪ Махабхарата
Махабхарата считается пятой Ведой или Ведой Кали-Юги. В увлекательной форме Махабхараты изложены священные истины, которые по законам не могли быть открыты шудрам, женщинам и варварам - млечхам. Одновременно с повествованием о вражде двух родственных династий Бхаратов - Пандавов и Кауравов эпос имеет эзотерический второй смысл. Это рассказ о выполнении миссии Кришны по избавлению земли от чрезмерного количества воинов - кшатриев. Им всем предстояло в честью погибнуть в битве на Курукшетре и, по сути дела, Махабхарата описывает последовательность событий, которая с самого начала и до конца была известна только Кришне и Балараме. Разделенные по двум враждующим лагерям миллиарды кшатриев собрались на Курукшетре и за исключением восьми человек истребили друг друга. Кришна принимал самое деятельное участие в подготовке битвы, в качестве советника и возничего - в самой битве и он же примирял победителей и побежденных, доказывая им на примере их же судеб, что все что ни делается во имя Кришны - делается во благо самого человека.
Многие из этих событий описаны во второй и четвертой частях "Компиляции..." - "Хастинапура и Индрапрастха" и "Дварка". То, что относится непосредственно к Курукшетре и Кришне приводится ниже.
МАХАБХАРАТА ПО ИЛЬИНУ
Противники в равной мере были заинтересованы в том, чтобы на их стороне
выступили Кришна и его брат Баларама. Поэтому в Двараку,
отправился сам Дурьйодхана, а от Пандавов - Арджуна. Они прибыли в Двараку
одновременно и объяснили Кришне причину своего посещения. Хотя Кришна
всегда благосклонно относился к Пандавам, особенно к Арджуне, он не решил,
на какой стороне ему выступить, и предложил им выбор: либо взять на свою
сторону его самого, к тому же обязующегося не принимать участия в битве с
оружием в руках, либо его 100 миллионов воинов.
Первому он предоставил право выбора младшему,
Арджуне, который выбрал Кришну. Дурьйодхана же взял его воинов.
Затем Дурьйодхана обратился с таким же вопросом к Балараме, но тот
отказался примкнуть к какой-либо из враждующих сторон. После этого Арджуна
с Кришной и Дурьйодхана с войсками Кришны направились каждый к месту сбора
своих войск, оба довольные результатами посольства.
Мне неизвестно, почему в качестве поля боя была выбрана именно Курукшетра. Наиболее доступное объяснение - обе стороны рассматривали грядущую битву не как средство достижения политических целей, а как кшатрийское испытание в поединке (собственно, вся восемнадцатидневная битва миллиардов воинов была только серией бесчисленных поединков), которое давала воинам определить собственную меру благочестия и достичь рая Индры. Так в святой Индии в поединках кшатрии издревле испытывали, кто из них более привержен дхарме - тот выходил победителем в рукопашной. Лучшего места чем Курукшетра, она же Дхармакшетра, земля Дхармы, придумать для этой цели было трудно. Сама битва была построена как грандиозный добровольный обряд жертвоприношения, в котором место жертвенных животных, осознанно или нет, заняли люди.
МАХАБХАРАТА ПО ИЛЬИНУ
Вечером и ночью накануне битвы шли последние
приготовления. Были установлены условные слова и значки, по которым
воюющие могли бы отличать во время сражения своих сторонников.
Противники договорились также между собой о соблюдении определённых правил
в битве. По этим правилам каждый из воинов обязан был сражаться только с
воином противной стороны, соответствующим ему по роду оружия: колесничий с
колесничим, всадник со всадником, пехотинец с пехотинцем и т.д. Не
дозволялось поражать воина в то время, как он бьётся с другим в поединке,
воина, лишившегося оружия или отступающего с поля битвы и т.д. Не
участвующие в сражении трубачи, возницы и лагерная прислуга также не
должны были подвергаться нападению. Впрочем, надо сказать, что этим
хорошим правилам обе стороны во время битвы следовали недостаточно твёрдо;
во всяком случае, нарушали их нередко даже самые доблестные воины.
На рассвете две огромные армии, подобные двум океанам, готовым сокрушить
всё живое в конце махаюги, когда должно погибнуть всё на земле, начали
строиться в боевой порядок. Кауравы выстроили свои войска в восточной
части Курукшетры, а их противники - в западной. Стройные ряды бесчисленных
войск, слоны, стоявшие подобно горам, колесницы, украшенные золотом и
драгоценными камнями, блеск оружия, разноцветные развевающиеся по ветру
стяги - всё это представляло собой грандиозное зрелище. Шум голосов
колёс стоял такой, что казалось, будто раскалывается пополам земля.
В этот момент Арджуна, признанный военный вождь Пандавов, сказал своему возничему Кришне, что он не может сражаться против своих родственников. Он не мог понять, какая причина заставляет его делать это, какая цель оправдывает убийство близких ему людей. Арджуна готов был смириться с приниженным положением Пандавов, признать свое поражение, лишь бы избежать кровопролития, которое казалось ему преступным.
В ответ на это была произнесена "Бхагават - Гита". Она началась с дружеского упрека и закончилась открытием вселенских истин, законов мироздания. Арджуна нашел своем место в замыслах Бога и понял свое предназначение. Он по своей воле принял волю Кришны как свою собственную.
Те же чувства испытывал и страший из Пандавов, Юдхиштхира.
МАХАБХАРАТА ПО ИЛЬИНУ
Сражение вот-вот должно было начаться, но тут
Юдхиштхира, отложив в сторону своё оружие и сойдя с колесницы, направился
в сторону Кауравов. Его братья, удивлённые и недоумевающие, Кришна, а
также некоторые их сторонники пошли за ним. Оказалось, что Юдхиштхира,
понимая какой грех они собираются совершить, решил заручиться формальным
согласием своих родных на начало братоубийственной битвы. Подойдя к
колеснице Бхишмы - старшего в их царском роде, Юдхиштхира с почтением
приветствовал его и попросил разрешения начать битву. Бхишма,
удовлетворённый такой почтительностью и проявлением величия души у
старшего из Пандавов, дал разрешение начать битву и предсказал Юдхиштхире
победу. Затем Юдхиштхира обратился с той же просьбой к наставникам Дроне и
Крине, а также к царю мадров Щалье - брату Мадри, матери близнецов
Пандавов. Они также разрешили начать битву и заверили Пандавов, что те
одержат победу, так как их дело правое. Сами же они вынуждены сражаться за
неправое дело, так как зависят от Кауравов.
Обе стороны, верные дхарме, вступили в битву. Восемнадцать дней две армии уничтожали одна другую. Восемнадцатый день окончился тяжелой окончательной победой Пандавов. Со стороны Кауравов уцелели только четверо. Один из них Дурьйодхана, главный обидчик Пандавов, спрятался на дне озера и был случайно обнаружен. Ему предложили поединок.
МАХАБХАРАТА ПО ИЛЬИНУ
Поединок уже готов был начаться, когда явился брат Кришны Баларама. Он,
как уже упоминалось выше, отказался примкнуть к какой-либо из враждующих
сторон и ушёл путешествовать по святым местам. Он знал уже всё о сражении
и его исходе, знал, что предстоит поединок на палицах между Дурьйодханой и
Бхимой. Оба они были его учениками в битве на палицах и теперь он хотел
убедиться, насколько Дурьиодхана и Бхима овладели этим искусством. Кроме
того, он хотел проследить за тем, чтобы ни одна из сторон не нарушила
правил честной борьбы. Он же предложил вернуться для боя на поле
Курукшетры, которое почитается богами самым священным местом на земле:
каждый воин, погибший на Курукшетре, наверняка попадёт в царство Индры.
Все согласились с предложением Баларамы и направились на Курукшетру; на
южном берегу священной реки Сарасвати состоялось страшное единоборство,
Кришне стало ясно, что в честном бою одержит верх Дурьиодхана, и победа
Пандавов, купленная такой дорогой ценой, ускользнет от них теперь уже
навсегда. Бесчестная победа лучше, чем поражение в честном бою - с такого
рода поучением он обратился к Арджуне. Не обошлось это внушение и без
ссылок на примеры из прошлого и даже на деяния богов, которые, по словам
Кришны, также прибегали к нечестным уловкам.
Выбрав удобный момент, Арджуна хлопнул себя по левому бедру, напоминая
этим Бхиме об обете, данном им в памятный день игры в кости, и побуждая
его бить противника ниже пояса, что решительно запрещалось правилами
такого поединка.
Улучив подходящий момент, Бхима с громадной силой метнул свою палицу в
ноги противнику, и Дурьйодхана рухнул на землю с раздробленными бёдрами.
Бхима подбежал к поверженному врагу и дважды ударил его ногой по голове. С
бешеной радостью закружился он в пляске, всячески хуля своего противника.
Итак, война была закончена. Вождь враждебного войска, был сокрушён, и это
не могло не вызвать вздоха облегчения у Пандавов и их сторонников. Однако
многие из них, в том числе Юдхиштхира, были возмущены поведением Бхимы во
время поединка. Баларама же до того разгневался, что бросился на Бхиму с
поднятым плугом. С большим трудом удалось Кришне хитрыми речами успокоить
своего рассерженного брата.
После поединка Дурьйодханы и Бхимы Пандавы с остатками своих войск
вступили в опустевший лагерь Кауравов. Здесь воины остановились на отдых:
найденные в лагере богатства Кауравов и союзных с ними царей - драгоценные
камни, жемчуг, золото, серебро, украшения и бесчисленное количество рабов
они поделили между собой. Только сами Пандавы и Сатьяки по совету Кришны
вместе с ним расположились на отдых вне лагеря, в значительном от него
отдалении. Благодаря божественному провидению Кришна знал, что произойдёт
этой ночью в лагере, и хотел спасти своих родственников. Что же касается
всех остальных, то они и должны были погибнуть во исполнение той задачи,
ради которой бог Вишну родился на земле в образе Кришны.