Аннотация: Нечто вроде справки о способах путешествия
В тот сезон от курортного городка Уранополи курсировал паром 'Агиа Пантелеймон' - 'Святой Пантелеймон'. Конечной точкой рейса его была Дафна, центральная пристань Афона. Дафна связывается автобусным сообщением с Кареей (Кариесом - как чаще произносили греки). Это две узловые точки Афона, главные транзитные станции.
К каждому монастырю и скиту свой особый путь. Он может быть морским, дополненным тропами, морским и по дороге, по которой может проехать маршрутка, или только сухопутным. Речь, конечно, идёт о крупных пунктах афонской топографии. К большинству келий - калив ведут только тропы. Правилом является то, что каждый монастырь имеет свою пристань - арсану: различаются только расстояния до неё - от нескольких сотен метров до нескольких километров.
'Агиа Пантелеймон' обслуживает часть южного побережья Афона - от Уранополиса через несколько промежуточных арсан: он высаживает паломников, которые имеют своей целью монастыри: Хиландарь, Зограф, Констамонит, Дохиар, Ксенофонт, Пантелеймонов (а также лежащие около них скиты и кельи). Пристань Дафны служит арсаной для Ксиропотама. Тут же, на пристанях монастырей, он подбирает пассажиров, которым нужно попасть в Дафну: они намереваются попасть в Карею или ехать дальше морским путём до Великой Лавры. На обратном пути он забирает тех, кто возвращается в Уранополи - в самой Дафне и на тех же арсанах.
Обычное отправление от Уранополи - 9.45. время прибытия в Дафну - 12 часов, отправление обратно - 12.30. Цена билета Уранопроли - Дафна - 7.20 евро.
Одновременно с 'Агиа Пантеолеймоном' ходит ещё несколько быстроходных катеров по маршруту Уранополи - Дафна.
Следующий морской маршрут - от Дафны далее по южному побережью и, огибая оконечность полуострова, до Великой Лавры. Это монастыри Симонапетра, Григориу, Дионисиу, Агиа Павла, скит Новой Анны, Каруля и Великая Лавра. Его обслуживает паром 'Агиа Анна', меньший по размеру.
Начиная в 8 утра паром идёт от Дафны к Великой Лавре, также с остановками в каждой арсане, возвращается в Дафну к приходу 'Агиа Пантелеймона' и вновь идёт обратно.
Сообщение на северном побережье поддерживается быстроходными катерами. Я не совсем понял, откуда они начинают свой путь утром - в городке Ириссо за пределами Афона, откуда попадают на Афон греки, или от крайнего монастыря - Есфигмена. От 9 утра до 11 катер проходит до Великой Лавры, потом возвращается обратно и уходит в Ириссо. Так доставляются паломники в Великую Лавру, Филофей, Каракал, Ивирон, Кутлумуш, Ставроникита, Пантократор, Ватопед, Эсфигмен
Поскольку я пользовался услугами только 'Агиа Пантелеймона', то сведения о других судах я привожу по рассказам других людей - они могут быть неточными. Но принцип, думаю, ясен: три участка, которые состыковываются в Дафне и Великой Лавре.
Сухопутные маршруты.
Карея располагает парком из двух автобусов и 8 маршруток. Автобусы ходят только от Кареи до Дафны. Утром они везут паломников к Дафне, к приходу 'Агиа Пантелеймона' и 'Агиа Анны', начиная с часа дня вывозят всех желающих в Карею. Чёткого расписания нет, оно зависит от факта прибытия паромов, от количества пассажиров.
Маршрутки - микроавтобусы. Они являются вспомогательными на трассе Дафна - Карея, ещё утром вывозят паломников от монастырей, с которыми есть сообщение по дорогам и они же развозят тех, кто прибыл из Дафны в Карею с паромами. Так они работают в режиме маршрутного такси. Стоимость проезда от Дафны в Карею (примерно полчаса по серпантину горной дороги) - 3 евро. В случае острой необходимости они могут работать как такси. Можно доехать от Кареи до любого монастыря, но стоимость маршрута (независимо от числа пассажиров) составляет от 10 до 80 евро. Они вызываются через диспетчера. Каждая из них ходит под византийским флагом и снабжена номером на лобовом стекле.
Таким образом, организованное перемещение паломников осуществляется в промежутке между 8 утра и часом дня. По-афонски - после утренней трапезы и до службы.
Пешие паломники бредут по своему расписанию или пользуются услугами попутных машин.
Вот эта схема мне было известна в общих чертах до прибытия в Уранополи. Теперь оставалось проверить её на практике.
Технически не составляет труда создать нормальное автобусное сообщение Уранополи - Карея, не зависящее от природных катаклизмов и во много раз увеличить количество туристов. Тем более что дорога давно существует, правда, в грунтовом исполнении. При желании по ней проехать можно даже сейчас. Недавно этот путь проделали американцы на джипах.
Но для Афона эти рассуждения значения не имеют. Местные соображения не оперируют категориями комфорта, целесообразности или выгоды.
Кому надо - тот попадёт любым способом.
Кому необходимо - тот подождёт и научится на пороге Святой Горы необходимому смирению от воли Божией.
Кто хочет понять - до того дойдёт, что деньги и энергия там значат не так много.
Попали ли вышеупомянутые американцы на настоящий Афон - вопрос интересный...Попасть на Афон и понять Афон - вещи слишком разные.
И история посещений Путиным Афона тоже занимательна. Всесильный президент неоднократно получал от ворот поворот, завуалированный под природные катаклизмы.