Листаю книгу в мягком переплете, и глаза останавливаются на выделенной части текста, читаю: "Наблюдая современную жизнь развала, поражаешься одной явной аномалии. На поверхности у власти и во главе лиц, действующих, говорящих, как будто дающих тон - не лучшие, а худшие... Жизнь выдвинула на поверхность испорченный, гнилой шлак, и он тянет за собой среднюю массу".
Первая мысль, что это характеристика сегодняшней власти. Характеристика жесткая, но в целом точная. Ищу, кто сказал. Читаю с удивлением - В.И.Вернадский, 30-е годы.
Задумался. Как же так, тогда у власти были коммунисты, задурившие народу головы каким-то светлым коммунистическим будущим, которое все с энтузиазмом строили, растоптав при этом веру, память и культуру своих предков. Сейчас время другое. На дворе вроде свобода всего, насильно никуда не тащат. А у власти все те же, и опять старая песня о светлом будущем, только теперь не с коммунизмом, а с капитализмом. И приведет нас туда, оказывается теперь только демократия. "Демократия", - каким же сладким власть рисует народу это слово, и вроде нет ему никакой сегодня альтернативы. Если же кто возражает, тут же показывают пальцем на Запад, мол, вон как хорошо живут, а у них демократия. Народ соглашается, крыть то вроде и нечем. Разбираться в слове "хорошо" никто не желает. Хотя ясно, что "хорошо" понятие относительное и у каждого народа свое. Демократия в чистом виде рецепт далеко не идеальный, а нам и вовсе не подходит. В плане собственной ущербности мысль народа не работает, также, наверное, как и мысль любого человека. Народ не может себе представить, что западная демократия для России сегодня также убийственна, как и коммунизм. Некоторые наши гениальные соотечественники это хорошо знали. Любя Россию и болея за нее, предупреждали нас.
Философ Иван Ильин в своей работе "Предпосылки творческой демократии" - написанной в мае 1951г., доходчиво объясняет нам, что та форма демократии, которую российскому народу навязывает, кстати, наша сегодняшняя власть, истекает из политического течения обозначаемого как "Фанатизм формальной демократии". Такая демократия сводит все государственное устройство к форме всеобщего и равного голосования, отвлекаясь от качества человека, от внутреннего достоинства его намерений и целей, примиряясь со свободой злоумышления и предательства, сводя все дело к арифметике голосов. Далее Ильин пишет, что демократический строй далеко не всегда и не везде у места. Он имеет свои необходимые основы, и если нет их налицо, то ничего, кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает. Главное условие для введения демократии - страна должна быть населена гражданами.
Кто же населяет Россию сегодня? Наверное, имеет смысл, в который уже раз, заглянуть в историю, в 1917 год.
Тихий октябрьский переворот в России, многие и не заметили его в то время. Не заметили, как горстка жестоких циничных авантюристов пропитанных казарменной идеологией марксизма сделать всех людей одинаковыми, количеством всего-то в 36 тысяч, оказалась во главе 170-ти миллионного народа. И опять же не заметил народ, как превратился он почти в безропотных овец и поплелся за этими страшными баранами по тернистой дороге. Все время этого пути бараны проводили ужасный эксперимент под лозунгом - "Цель - оправдывает средства". Эксперимент в виде селекции, планомерно уничтожая всех независимых, смелых, умных и красивых, оставляя жизнь и давая власть духовным уродцам, тупым и трусам. И вели они нас этим путем больше семидесяти лет. За это время погибло в войнах, уничтожено и выгнано из страны около ста миллионов лучших представителей народа. Здесь можно увидеть некоторое сходство с тем, как водил Моисей евреев сорок лет по пустыне, только он ждал, когда вымрут рабы, чтобы привести на Землю обетованную свободных людей. С Россией получилось все наоборот, водили бараны народ, уничтожая смелых и свободных, и привели в сегодняшнее время трусливых рабов. Напрашивается вопрос. А что же стало с генофондом народа после экспериментов над целыми четырьмя поколениями? Ответ я думаю, ясен - рабам демократия противопоказана. Не являемся мы, к сожалению, хозяйственно самостоятельными, зомбированы идеологически и поэтому не в состоянии независимо что-то понимать и судить о политике. Хотя все судим и, кажется, что все понимаем. Должно быть, нам нужно пожить некоторое время под каким-то умным авторитарным управлением. Нужно дождаться пока у людей появится честно заработанная частная собственность, пока сформируется серьезный средний класс, т. е. в стране появятся граждане.
Неужели только мы русские оказались в начале 21-го века в таком неприятном положении? Ответить на этот вопрос не так и сложно. Пресса доступна и публикуется в ней достаточно много статистики, переполнен информацией и Интернет. Состояние нации, государства можно оценить по такому показателю как "смертность". Оказывается смертность, превышает рождаемость, в таких странах как Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария. Румыния, Белоруссия, Украина, Прибалтийские государства. Во всех этих странах на первом месте среди причин смертности - отсутствие смысла жизни, духовных ценностей и агрессивность. Объединяет их то, что во всех над населением проводился насильственный коммунистический эксперимент. Чтобы что-то понять в проблемы необходимо забраться глубже и для этого имеет смысл особо остановиться на двух государствах - бывшей ГДР и Польше.
Оказывается ГДР - загадка для всех, там вообще катастрофа! Среди населения царит тоска и безысходность. Причем жить стали богаче раза в три. Перед ними распахнулся весь мир, поезжай куда хочешь, покупай, что хочешь. Канцлер ФРГ Коль как-то жаловался: "Не знаю, что делать с ГДР. Вложено в нее 1,5 триллиона марок, а вместо ожидаемого успеха спад производства на 50%, рост преступности, самоубийств, смертности, спад рождаемости".
Может это и не загадка вовсе, а закономерность, которую мы просто плохо знаем. Власть, как правило, предпринимая какие-то действия по отношению к народу, в расчет принимает только материальное. Духовная составляющая не учитывается совсем, или в лучшем случае находится где-то на втором плане. Интересно, что на шоковую терапию, затеянную Гайдаром с Ельциным в 1991 году и воссоединение Германии, народы русский и немецкий отреагировали очень похоже. Хотя в первом случае народ грабили и от него отнимали, а во втором награждали и давали. Очевидно, что достаточно прожить хотя бы одному поколению в атмосфере лжи, надуманных и искусственных ценностей и в программе человека, его психике, происходит какой-то сбой. Народ такой болен, и его надо лечить и лечить аккуратно и постепенно, а любые резкие действия по отношению к нему неприемлемы.
Россияне, что же мы хотим, на что обижаемся!? Четвертое поколение - живет в зазеркалье, мы уже возможно не просто испорчены, а почти и зомби. И что же обижаться на Власть. Вот уж в нашем случае формула "народ заслуживает такую власть, какую имеет" - абсолютно справедлива.
Любопытно, что в этом списке неблагополучных посткоммунистических государств - нет Польши. Найти ее можно, но только в списке государств успешно развивающихся. Единственное государство, после перехода к свободному рынку удвоившее свое производство, имеющее здоровую демографию и самые крепкие семьи в Европе. Странно, это почему же так? Может, судьба этого народа была легче, чем судьба народа русского? Посмотрим историю. Да нет же! Из-за внутренних войн и раздоров ослабла настолько, что в восемнадцатом веке потеряла государственность и исчезла с карты Европы на целых сто двадцать лет. Государственность получила только в 1918 году. Из последних двухсот лет нормального, естественного развития было всего-то пятьдесят лет, с 1939 по 1944 - Польша была завоевана фашистской Германией, а с 1945 по 1981 ей была навязана коммунистическая идеология. Внешне кажется, что польскому народу было куда как тяжелее, чем русскому. Почему же он не поддался зомбированию и не потерял своих гражданских качеств? Ответ может быть только один. Спасла польский народ христианская вера. Духовность и нравственность - это та прививка, которую народ польский получал от церкви, и эта прививка оказалась действенной против всякой бесовщины. Как это ни странно, но потеря государственности сослужила полякам добрую службу. Объединились они на эти долгие сто двадцать лет вокруг Церкви и спаслись. Спаслись сами и спасли свою культуру. Сами стали сильнее, и Церковь стала сильной. И странной казалась коммунистическая власть в Польше. Бессильны они были против союза Церкви и народа. Удивительная и непонятная для нас была эта страна. Сейчас понятно, а тогда: больше половины земли в частном владении, мелкий капитализм и предпринимательство процветают, коммунисты ходят в костел на службы и т. п.
Остался один вопрос и вопрос самый сложный. Как же мы россияне завалились в такую яму и как из нее выбираться?
Власть не знает ответа ни на один вопрос. Как завалились?
Возьмем учебник истории для средней школы. Ощущение, что это советский учебник, только расставлены иначе акценты. Найдете вы в нем и про антинародность царской власти и про экономическую слабость государства. Присутствуют здесь и передергивание, и даже откровенная ложь. На самом деле в начале двадцатого века монархическая Россия бурно развивалась, темпы ее экономического роста опережали темпы роста ведущих стран мира. С 1907 по 1913 годы рост производительности труда и промышленности России опередил по всем основным показателям США, Англию и Германию. Россия входила в пятерку самых развитых стран мира, рубль был конвертируемым и считался самой привлекательной валютой в Европе. А что стоит замалчивание роли религии, православия в истории и культуре государства Российского?
Как выбираться? Ответить непросто. А реально видим мы уже пятнадцать лет, как мучительно пытается организоваться какая-то власть, способная действительно что-то перестроить и вывести Россию из духовного, экономического и политического тупика. И как они не пересаживаются и какие схемы не придумывают, а результат один и тот же - результата нет. И совершенно ясно, почему каждый раз оказываются у власти коррупционеры, люди мелкие, с лоскутным мышлением, не любящие родину, русский народ, и думающие только о собственных карманах. К сожалению, у власти именно те, кто селекцию в России сознательно проводил и те, кто ей особенно успешно поддался. Для того чтобы что-то, наконец, получилось, необходимы понимание ситуации и, наверное, другие люди.
Раз Власть не отвечает на важные вопросы, поставленные жизнью, то на эти вопросы пытаются ответить все, кому не лень. Вот и я тоже пытаюсь. Попытаться понять - это, наверное, не так и плохо. Плохо то, что власть не понимает. Допускает, например, существование целых издательств, специализирующихся на выпуске книг о насилии и межнациональной розни. Книги эти имеют большое влияние на народ. Озлобленному населению страны они понятны, потому что предельно просты. Представить, что чтобы изменилась жизнь надо изменить себя, стать другим человеком - это невозможно. Зато как легко понимается, что причина нашей плохой жизни находится где-то вне нас.
Формулы: причина прихода к власти в России коммунистов - "Жидомассонский заговор" и "Бей жидов - спасай Россию" - только так мы вылезем из ямы, в которой сидим - находят много приверженцев даже среди достаточно образованных людей. Ощущение, что сегодняшняя власть сидит на пороховой бочке и все время балуется с огнем, не понимая к чему это, может привести. Результаты этого непонимания все, кроме нее, отчетливо видят. В стране убивают священников, убивают людей, выступающих против насилия и межнациональной розни.
На самом деле не все так просто, причин здесь много. Заговор с целью ослабления и разграбления России, конечно, имел место. Ведь не случайно Ленин вел прогерманскую политику и имел финансовую поддержку из Германии, а Троцкий, гражданин США, действовал в интересах Америки.
И все же самая главная причина в нас самих в россиянах. Не кажется ли странным, что все то, что произошло с Россией в 1917 году описано Ф.М.Достоевским в его романе "Бесы", еще за сорок лет до этих событий. Написано с удивительной точностью и подробностями, которые шокируют, потому что знать их может только очевидец. Значит Ленин и Троцкий здесь вторичны. Вот, что пишет Николай Бердяев: "Русская революция совершилась в значительной степени по Достоевскому, и как не кажется она разрушительной и губительной для России, она все же должна быть признана русской и национальной".
"Достоевский до глубины раскрыл апокалипсис и нигилизм в русской душе. Поэтому он и угадал, какой характер примет русская революция".
Да, еще в 60-е, 70-е годы девятнадцатого века гениальный Достоевский увидел как бес начал победное шествие по России, завоевывая все больше и больше человеческих душ. Бесы организовали восемь покушений на царя-освободителя Александра II, человека умного, смелого и благородного, они же за двадцать лет убили почти двадцать тысяч человек, в основном патриотов-государственников. Лучшие юристы России защищали бесов, а читающая и думающая часть населения аплодировала им. Не бес ли заставил гениального писателя Л.Н.Толстого критиковать Евангелие с позиции собственной, личной морали, и написать странную, примитивную для такого большого человека, работу как "Непротивление злу насилием", и главное активно отстаивать свои заблуждения. Слово Льва Николаевича имело на протяжении десятилетий большой вес в России и именно ему, как никому другому, удалось опорочить христианство и подорвать веру в русской душе. Вот как оценивает вклад в революцию Л.Н. Толстого Иван Солоневич: "И если мы возьмем в пример нашего величайшего писателя, мы вот теперь после нашей "великой и бескровной", сможем оценить его деяния более или менее по достоинству. Толстовское бунтарство сделало много и для подрыва русской монархии ("Не могу молчать"), и для подрыва русского православия ("Евангелие от Толстого"), и для подрыва русской семьи ("Крейцерова соната"), и даже для подрыва русского суда, который в романе "Воскресение" изображен в качестве бездарной и бесчувственной машины, - а русский суд все-таки был наиболее милостивым и наиболее совестливым в мире".
Бес очаровал почти всю передовую молодежь сахарным словом "социализм". Н.А.Анциферов22 в своих воспоминаниях пишет: ""Социализм". Это слово я слышал много раз, но оно проплывало мимо, среди других многочисленных терминов, всяческих новоявленных измов. "Так вот что такое социализм, - думал я. - Да ведь это же моя исконная мечта о рае, здесь на земле, о золотом веке - как венце истории".
"Социализм, - каким солнечным казалось это слово! Само сочетание звуков сулило что-то светлое для русского слуха. ........................... Я колебался в своем выборе, но одно было ясно - я конечно, социалист".
Человек так устроен, что в молодые годы он знаковым, признанным людям своего времени доверяет больше, чем себе. К сожалению, молодежь доверяет флюсовым, неуравновешенным личностям, у которых отсутствует здоровый консерватизм. А их безрассудность и агрессивность принимаются за прогрессивность и смелость. И когда эти люди порочат церковь, существующую власть и сочувствуют террористам, ну как тут устоять молодым. Подзадоривая друг друга, впали все, в какой-то транс. И уж никто не в состоянии задуматься, что предают они и отцов, и дедов, и веру, и Россию.
Таким образом, население страны в начале двадцатого века оказалось подготовленным к бунту. Можно возразить, мол, а где Распутин, а где неудачи на фронте, а где конфронтация Великих князей с Царем? Мне кажется, что все это нужно рассматривать не как случайное стечение обстоятельств, а как следствие и закономерность того, о чем написано выше. Революция в 1917 году состоялась потому, что именно к этому времени созрела в России та критическая масса индивидуальных сознаний, в которых революция уже произошла. И теперь уже это агрессивное коллективное сознание сформировало все физические события революции.
Церковь всегда знала, что мысль материальна, а молитва и особенно коллективная молитва могут творить чудеса. Сейчас к пониманию этого пришла и наука. Так, в книге Лайэлла Уотсона23 "Жизнепоток: биология бессознательного" описывается тридцатилетний научный опыт с дикими обезьянами. Опыт проводился на японском острове Косима. Ученые давали обезьянам сладкий картофель (батат), разбрасывая его в песок. Обезьянам нравился батат, но не нравились песок и грязь на нем. Одна самка обнаружила, что батат можно вымыть и научила свою подружку. Через несколько лет число обезьян научившихся мыть батат достигло критической массы, которую доктор Уотсон определил цифрой 100. Эффект так и назван "сотая обезьяна" и суть его в том, что после того как этому научилась сотая обезьяна, мыть батат стали одновременно, и без всякого принуждения, все обезьяны этого острова и окружающих островов.
Дальнейшие эксперименты показали, что этот закон успешно действует и в человеческом обществе. Достаточно какой-то группе людей проникнуться определенной идеей и целенаправленно действовать в нужном направлении, то в какой-то момент эта идея мгновенно становиться достоянием всех. Интересно, что многие участники февральских событий впоследствии вспоминали о раздвоенности сознания в то время. С одной стороны с какой-то истеричной неестественной радостью принимался февраль и отречение Царя, а с другой стороны было ощущение в душе противоестественности и криминальности всего этого.
Россия, народ русский, сегодня больны, и это очевидно. Страшно то, что не видно серьезного поворота к выздоровлению. Общество находится под влиянием информационных процессов. Именно они формируют массового человека как индивидуальную и социальную личность. Информация у нас несет в основном негативную нагрузку, интенсивно подпитываясь негативными эмоциями населения, а также негативными действиями административных структур и СМИ. Мы попали в замкнутый круг, и, думаю, вырваться из него возможно только при условии активной работы с населением и светской властью Православной церкви. Сегодняшняя обновленная Церковь - единственный институт в стране способный созидать человека здорового духовно и нравственно.
К сожалению ситуация такая, что будем мы выздоравливать или развалимся окончательно - зависит сегодня в большей степени от власти. Исторически у нас сложилось так, что народ и власть дистанцированны, народ сам по себе, а власть сама по себе. Очевидно, что в государстве народ и власть должны составлять единый организм с работающей обратной связью, естественно этот организм может работать только при наличии в государстве нормального гражданского общества. Пока мы как граждане - дети, кто-то разумный должен отстаивать наши интересы и не позволять власти действовать вопреки интересам народа. Православная церковь - единственный институт в сегодняшней России, который может подправить неразумные действия власти. Понятно, что церковь от светской власти отделена, но все же именно она является самым здоровым и авторитетным институтом и имеет при этом влияние на все слои общества. Хотя справедливости ради необходимо отметить, что у нас имеет место некоторая в какой-то степени тоже традиционная дистанцированность Церкви по отношению к народу и не совсем здоровая близость ее к светской власти.
И все же, в конце концов, чем не пример нам поляки. Ведь уберегло их христианство от всякого рода бесов. Выбираться им пришлось из ямы более глубокой, чем та, в которой находимся сейчас мы. И, возможно, успех к ним пришел потому, что власть там вынуждена была действовать с оглядкой на Церковь, которая выражала интересы народа и не боялась быть в оппозиции к власти. 2007 г.